Вариант 4

Прочитайте тект и выполните задания 1 – 3

(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. (2)Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям было привычнее и, казалось, проще писать обычной перьевой ручкой. (3)<…> шариковой ручкой можно было писать с более сильным нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.

2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, разработал британец Ласло Биро: он использовал стержень, состоящий из перекрытого металлическим шариком канала.

3) Первые шариковые ручки, изобретённые по заказу Британских Королевских воздушных сил, не были востребованы населением: люди предпочитали писать обычными перьевыми ручками.

4) Вопреки тому, что первые шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, имели множество недостатков, они очень быстро стали популярными благодаря принципиальным преимуществам перед перьевыми ручками.

5) Ласло Биро вошёл в историю как изобретатель шариковой ручки, которая могла писать на больших высотах при низком давлении, не царапала бумагу и делала меньше клякс.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Вследствие этого

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЗКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЗКИЙ , -ая, -ое; -зок, - зка, - зко, - зки.

1) Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-н. уровня. Н. забор.

2) Не достигающий среднего уровня, меньше средней нормы, незначительный. Низкие цены.

3) Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. Н. сорт.

4) Подлый, бесчестный (презр.). Н. поступок.

5) Густой на слух. Н. бас.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИть

прозорлИва

плодонОсить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу.

Он сделал глубокий ВДОХ и решительно подошёл к Герасиму.

Вода была ЛЕДЯНАЯ, от неё ныли зубы, и глоталась она со звоном.

В провинции ОТКЛОНЕНИЕ от почётной обязанности присяжного в первые годы было незначительным.

ТЕХНИЧНЫЙ шахматист должен уметь играть на двух флангах.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

закрепил более НАДЁЖНЕЕ

старые ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ на спину

саженцы ЯБЛОНЬ

забрать из ЯСЛЕЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении сложного предложения

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Антипов надоедал службе ремонта жалобами на материал, отгружаемый ему для обновления рельсового полотна.

2) Стоя на пороге дома, родители долго смотрели вслед уезжающих детей.

3) По прилёте из Греции я сел писать новую книгу.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от няни Арины Родионовны.

5) Чтобы пройти к Рябцеву, занимавшего кабинет на пятом этаже, Настасье пришлось объяснить цель своего визита доброму десятку охранников.

6) Меня не приняли в баскетбольную команду школы. Потому что я был маленького роста.

7) Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать это здание самым красивым в городе.

8) Ошибки не только приносят боль, но и делают нас мудрее.

9) Война была тяжёлым испытанием для всего народа, но все верили и надеялись на победу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обн..мать

пл..вчиха

оз..рение

см..риться (с обстоятельствами)

бл..стающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..пробует, во..главь (учреждение)

пр..возмог, пр..берёг

супер..гра, об..ск

пр..дед, пр..поведую

(вижу) в..явь, раз..ярён

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

часов..нка

раскле..вать

отрасл..вой

нищ..нский

раскашл..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ове..нный

натерп..шься

дремл..шь

намет..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Зима (НЕ)ДАРОМ злится, прошла её пора…

Домашняя жизнь его, никому из окружающих (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ, шла своим чередом.

Это был месяц (НЕ)ОМРАЧЁННОГО дурными событиями счастья.

Мой новый приятель был человеком отнюдь (НЕ)БЕДНЫМ, но скупость его меня обескураживала.

(НЕ)РАДУШНО и приветливо встретил Ольгу Стас, а холодно и отчуждённо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…

(ПО)ВИДИМОМУ, самый принцип, из которого исходит эта истина, обязывает вас, (В)ВИДУ вашего положения в обществе, признавать в ней только внутренний светоч.

(ПО)СРЕДИ комнаты (В)ТЕЧЕНИЕ 20 лет стоял один и тот же стол, покрытый всё той же кружевной скатертью.

Я во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел встретиться с Соней, сказать ей, как скучал, как страдал (В)ОДИНОЧКУ, не смея признаться никому в своих чувствах.

Офицер стоял (НА)ВЫТЯЖКУ, а генерал тем временем отдал приказ солдатам строиться в колонны (ПО)ДВОЕ.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тут же запомнилось зеркало до самого пола, немедле(1)о отразившее второго истаска(2)ого и рва(3)ого Шарика, оленьи рога в высоте, бесчисле(4)ые шубы и калоши.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали послышался звук мотора или хруст упавшего дерева.

2) Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.

3) Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осто- рожною и брюзгливою физиономией.

4) Веками роднились с нами эти деревья и дарили нашим предкам скрипучие лапти и бездымную лучину.

5) Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.

16. Расставьте все знаки препинания:

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без неё?

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Гороховой улице, в одном из больших домов (1) народонаселения (2) которого (3) хватило бы на целый уездный город (4) лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Егорушка оглядывался (1) и не понимал (2) откуда эта странная песня (3) но (4) когда он прислушался (5) то ему стало казаться (6) что это, жалуясь на зной и засуху, поёт трава.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва - это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность - это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лихачёв пишет о том, что к нему обратилась с вопросом школьница, его ученица.

2) В тексте очень тесно связаны друг с другом такие понятия, как «честь» и «совесть».

3) Жертвовать собой – это героический поступок, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем идти на него.

4) Когда человек находится не в ладу со своей совестью, ему кажется, что все вокруг лгут и дурно поступают.

5) Друг героя-рассказчика признался ему в совершённых ошибках на теплоходе.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 13–14 представлено рассуждение.

2) Предложение 21 поясняет, раскрывает содержание предложения 20.

3) Предложение 24 содержит вывод, следствие того, о чём говорится в предложении 23.

4) В предложениях 26–28 содержится рассуждение.

5) В предложения 34–35 представлено описание.

23. Из предложений 18–22 выпишите фразеологизм со значением «подразумевать кого-либо, что-либо».

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.

25. «Приёмы выразительности в произведениях Д.С. Лихачёва играют особую роль: они уточняют авторскую мысль, конкретизируют детали, расставляют нужные логические акценты. В представленном тексте среди таких приёмов можно выделить (А)_______(предложения 11–12) и (Б)________ (в предложениях 23, 29). Особенностью стиля Д.С. Лихачёва является и такой приём, как (В)________ («в нашей жизни» в предложении 7). Среди немногочисленных тропов стоит выделить (Г)_______ ("горькие ситуации" в предложении 13».

Список терминов:

1) эпитеты

2) антонимы

3) парцелляция

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) цитирование

7) лексический повтор

8) метонимия

9) ассонанс

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант 4

1. Ответ: 14|41.

2. Ответ: однако.

3. Ответ: 2.

4. Ответ: плодоносить.

5. Ответ: уклонение.

6. Ответ: надёжно.

7. Ответ: 26579

8. Ответ: смириться

9. Ответ: въявь разъярён

10. Ответ: расклеивать

11. Ответ: дремлешь

12. Ответ: недаром

13. Ответ: зачем наперекор

14. Ответ: 124.

15. Ответ: 25

16. Ответ: 12578

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 2356.

20. Ответ: истинную.

21. Ответ: 24

22. Ответ: 12.

23. Ответ: 3

25. Ответ: 3671

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.

2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, разработал британец Ласло Биро: он использовал стержень, состоящий из перекрытого металлическим шариком канала.

3) Первые шариковые ручки, изобретённые по заказу Британских Королевских воздушных сил, не были востребованы населением: люди предпочитали писать обычными перьевыми ручками.

4) Вопреки тому, что первые шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, имели множество недостатков, они очень быстро стали популярными благодаря принципиальным преимуществам перед перьевыми ручками.

5) Ласло Биро вошёл в историю как изобретатель шариковой ручки, которая могла писать на больших высотах при низком давлении, не царапала бумагу и делала меньше клякс.


Пояснение (см. также Правило ниже).

Идентичная информация без искажений передаётся в предложениях 1 и 4.

Ответ: 14|41.

Ответ: 14|41

Актуальность: Текущий учебный год

Правило: Определение главной информации текста. Задание 1

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но- другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые- деепричастными оборотами и т.п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

«Журналист» - Возможность путешествовать. Журналисты часто бывают там, куда обычным людям вход воспрещен. Журналист. Личные качества. Профессия журналист - одна из самых востребованных. Чтобы добиться успеха в профессии, необходимо много работать. Среди журналистов существует высокая конкуренция. История. Журналисты с опытом, работающие в известных изданиях, получают в среднем 70000 рублей.

«Профессия журналист» - Ролик о журналистике. Вообще, журналистика- занятие замечательное! Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Аналитический склад ума, выделять главное в потоке данных. Журналистика в России. Российские журналисты. Жарко Петан. Хорошего журналиста отличают ответственность, независимость от стереотипов, добросовестность и объективность.

«История средств вычислительной техники» - Рост использования компьютеров. Открытие логарифмов. Большая электронная счетная машина. I поколение ЭВМ. Ручной этап. Эффективное видеотерминальное устройство общения. Вычислительные системы. Носитель информации. Абак. Быстродействие. ЭНИАК. Строилась на транзисторах. Электромеханический этап. Механический этап.

«Чёрная металлургия мира» - Крупнейшие железорудные бассейны. Страны-лидеры по производству стали 2004 г (млн. т). Крупнейшие импортеры стали, 2003 г (млн. т). Факторы, влияющие на размещение предприятий черной металлургии. Способы производства стали (%). Черная металлургия. Добыча руды. Добыча и запасы железной руды (2000 г).

«Произведения Гоголя» - Какую упряжку Н.В. Гоголь сравнивал с птицей? а) Восьмерик; б) Шестерик; в) Четверня; г) Тройка. Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»? Чичиков. Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? Кто написал драматическое произведение «Театральный разъезд после представления новой комедии»?

Под пятой Геринга

Зимнее поражение под Сталинградом повергло Венгрию в шок, и в ее руководстве появились люди, задумывавшиеся о выходе из войны. Но жесткие требования Германии сделать все возможное для реванша привели к тому, что Будапешт продолжал вносить свой скромный вклад в военные усилия рейха.

В 1943 г. на венгерских заводах началось серийное производство истребителей Bf 109G, Me 210 и двигателей к ним. Но в первую очередь эта продукция шла для люфтваффе, и лишь в январе 1944 г. 2/1 ИАЭ получила Bf 109. Примерно в то же время Me 210 начали поступать и в 5/1 ИАЭ.

Части и подразделения ВВС, располагавшиеся на территории страны, имели на вооружении в основном устаревшую технику. Исключение составляла 2/1 ИАЭ, получившая 12 истребителей отечественного производства Heja-2. Еще 35 машин этого типа были рассредоточены по различным аэродромам Венгрии.

В организации ВВС произошли очередные изменения, после которых на фронте к 1 марта 1943 г. находились следующие силы. 1-й ДДР (командир -майор Эндре Ковач) в составе 1/1 ЭДР Merfoldes csizma, которой командовал майор Адорьян Мерших. Она имела два Не 111Р-6, девять Ju 88D и один Вu 131. «Хейнкели» выполняли курьерские полеты, а на разведку летали «Юнкерсы». Один Не 111 и один Do 215B находились на ремонте в Германии и по одной машине указанных типов - в Венгрии.

Истребительные части были представлены 5/I дивизионом в составе 1/1 ИАЭ и 5/2 ИАЭ. 1/1 ИАЭ Dongo имела девять Bf 109F, командовал ею капитан Дьердь Уйсась. 5/2 ИАЭ Puma располагала всего двумя Bf 109F, но в Умани переучивалась на более современные Bf 109G-2. Командир - капитан Дьюла Хорват.

1-я авиатранспортная эскадрилья (АТЭ) имела в своем распоряжении лишь семь связных и курьерских машин: один Вu.131, три Fw.58 и столько же «Шторьхов». Командовал ею капитан Ласло Уйвари. Ввиду отсутствия транспортных самолетов совместно с немцами прорабатывался вопрос об использовании летчиков подразделения для полетов на транспортных планерах, но он вскоре отпал.

Всего к 1 марта на Восточном фронте находилось 33 мадьярских самолета, из них 22 боевых. Все они объединялись в т.н. 2-е авиасоединение (т.е. авиационное соединение на Восточном фронте второго формирования, первое было в 1941 г.). Общее командование осуществлял полковник Тибор Фратер, которого 25 марта сменил полковник Шандор Илль. Помимо указанных сил, непосредственно в распоряжении командования венгерских оккупационных войск имелась эскадрилья связи из пяти машин: двух Fi 156, по одному Вu.131, Аr.96 и Де-Хевилленд «Джипси Мот» .

После зимней катастрофы венгерские авиачасти на фронте были полностью выведены из подчинения командования своих войск и отданы в распоряжение 4-го воздушного флота люфтваффе, где эскадрильи 2-го АС «рассортировали» по своим эскадрам. В создавшемся положении венгерские командиры могли решать только административные вопросы, а боевые приказы отдавали исключительно немцы. Они же предоставляли венграм и авиатехнику, которую было разрешено использовать лишь на фронте, а при возвращении подразделений на родину она вновь передавалась люфтваффе. Полностью дискредитировавшие себя итальянские самолеты на фронт больше не отправлялись, так же как и лицензионные Heja-II, чьи характеристики не соответствовали требованиям современной войны. В противоположность этим машинам немецкая техника показывала себя с самой лучшей стороны, что давало возможность венгерским авиаторам эффективно решать поставленные задачи.

В течение марта в соединении произошли важные перемены. Закончив двухмесячную переподготовку на территории оккупированной Франции и получив двенадцать Ju 88A-4, на фронт вернулась 4/1 БАЗ. В этом же месяце на Украину была направлена 3/1 ЭБР Taltos («Шаман») на WM-21 Solyom под командованием капитана Имре Телбиса. Но на месте подразделение было перевооружено, получив от немцев двенадцать Fw.189A -знаменитые «рамы». Пополнение в виде четырех Ju 86, снятых с вооружения бомбардировочной авиации, получили и транспортники.

В марте боевой активностью отличались дальние разведчики, совершившие 20 числа свой 300-й боевой вылет (начиная с июня 1942 г.). Наибольшую активность в апреле вновь проявила 1/1 ЭДР, совершившая за месяц более 100 боевых вылетов. В основном полеты проводились с целью вскрытия советской аэродромной сети в районе Курск - Касторная - Свобода -Россошь - Изюм. За месяц эскадрилья потеряла один «Юнкере», а бортстрелки сбили два советских самолета. Бомбардировочная эскадрилья к 20 апреля завершила ознакомительно-тренировочные полеты и приступила к выполнению боевых заданий. 5/1 ИАЭ, освоив новые Bf 109G-2, приступила к сопровождению германских бомбардировщиков, а 3/1 ЭБР в Проскурове осваивала новую технику.

В мае 1/1 ЭДР понесла ощутимые потери, что привело к заметному снижению ее боевой активности. Так, 8 мая в районе г. Валуйки был сбит Ju 88 капитана Керестеля Шатцгера, все четыре члена экипажа погибли. В тот же день в районе Старого Оскола потерян «Юнкерc» капитана Золтана Якаба, экипаж попал в плен. До конца месяца подразделение лишилось еще двух своих машин, и немцам пришлось передать венграм два Ju 88D с целью частичной компенсации этих потерь.

В этот период 4/1 БАЗ, базируясь на аэродроме Калиновка под Винницей, бомбила железнодорожные узлы, скопления войск и аэродромы. В ходе первых же вылетов эскадрилья потеряла один самолет.

18 мая, закончив освоение «Фокке-Вульфов», 3/1 ЭБР перебазировалась на аэродром Харьков-Южный, откуда совершала полеты в ближние тылы советских войск. Две «рамы» были выделены для действий в долине р. Припять против партизан, которые 22 мая сбили одну из них. Командир экипажа капитан Вете погиб, стрелок ранен, наблюдатель взят в плен. Всего за оставшиеся дни мая, июнь и начало июля (т.е. до Курской битвы) подразделение совершило 224 боевых вылета.

Июнь также прошел в рутинной боевой работе и ничем особенным для венгров не ознаменовался. Разве что в 1-м ДДР произошла смена командиров: майор Ковач убыл в Венгрию, вместо него прибыл майор Дьюла Тимар.

В битве на Курской дуге венгерская авиация приняла активное участие, однако сведения об этом крайне скупы. Никаких конкретных фактов в распоряжении автора нет, известно лишь, что 1/1-я ЭДР в ходе этих боев совершила свой пятисотый боевой вылет.

В августе на фронте появилось новое венгерское авиаподразделение -102/2-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков (ЭПБ) Kokuszdio («Кокосовый орех»), которой командовал капитан Ене Корошь. Она располагала двенадцатью Ju 87 модификаций D-3 и В-2 и сразу же была брошена в бой под Харьковом.

После битвы под Курском фронт покатился на Запад. Вместе с вермахтом отступали и мадьярские части, которым в сентябре пришлось участвовать в боях за Киев. В венгерской прессе часто упоминаются два эпизода из деятельности 3/1-и ЭБР в тот период. 21 сентября самолет прапорщика Белы Чапо был атакован тройкой Як-9. Экипажу удалось сбить один истребитель, другой, неосторожно маневрируя, врезался в землю, а «рама» вернулась на свой аэродром. В тот же день шестерка Ла-5 напала на машину сержанта Яноша Саттаи. Экипаж и в этом случае отбился, сбив два «Лавочкина».

5 октября произошло очередное переименование фронтовых авиачастей венгров: 2-е АС стало называться 102-м АС, 4/1 БАЗ стала 102/1-и БАЗ, 2/3-я ИАЭ - 102/2-й ИАЭ, 1/1-я ЭДР - 102-й ЭДР, 3/1-я ЭБР - 102-й ЭБР. Командование соединением принял подполковник Аладарь Сирмаи. В этом же месяце произошло знаменательное событие: в 102-й ЭБР был совершен тысячный боевой вылет. Однако с октября боевая деятельность мадьярских ВВС на Востоке стала постепенно сворачиваться. Части возвращались на родину. Первой отбыла с фронта 102/2 ЭПБ. За три месяца боев она совершила около 1500 боевых вылетов, потеряв при этом восемь Ju 87. Многие экипажи были выведены из строя, и осталось только четыре боеспособных летчика.

В ноябре на родину вернулось управление 5/1-го ИД, совершившего с мая 1560 боевых вылетов (сбито около семидесяти советских самолетов, потеряно девять летчиков) и личный состав 5/2-й ИАЭ. На базе оставшейся от нее матчасти и остатков 1/1-и ИАЭ было сформировано новое подразделение из 16 самолетов, получившее наименование отдельной 102-й ИАЭ. Командование принял капитан Д.Хорват.

Боевая деятельность венгерских истребителей на Восточном фронте продолжалась до марта 1944 г. В январе 102-я ИАЭ была преобразована в 102-й ИАД, которым командовал майор Йожнев Ковач. Новая часть включала в себя две эскадрильи: 102/1-ю ИАЭ (командир -капитан Ласло Мате) и 102/2-ю ИАЭ (командир - капитан Ласло Потьендь). Каждая имела на вооружении по двенадцать Bf 109G2/G6. Эти подразделения участвовали в боях буквально до последних дней пребывания на фронте, но точные данные их потерь и побед отсутствуют.

Наиболее результативным летчиком в рассматриваемый период стал лейтенант Миклош Кеньереш, одержавший 19 побед. Он был сбит и попал в плен в феврале 1944 г., накануне отвода 102-го ИАД в Венгрию. Следом шли лейтенанты Дьердь Дебредь и Ласло Мольнар, имевшие на своем счету по 18 сбитых каждый. Будущий ас №1 венгерских ВВС лейтенант Деже Сентдьердьи достиг к этому моменту шести побед.

В декабре вернулся домой личный состав 102/1-и БАЗ, которая совершила около 1200 боевых вылетов, потеряв много самолетов. Оставшиеся машины передали 102-й ЭДР. Эта эскадрилья с июня 1943 г. по январь 1944 г. совершила около 1000 боевых вылетов, потеряв пять «Юнкерсов». 102-я ЭДР дольше всех была на фронте - ее личный состав вернулся в Венгрию после 31 марта 1944 г. Последние пять оставшихся Ju 88 возвратили немцам.

Ближние разведчики к концу года совершили около 1100 боевых вылетов. Около шестидесяти раз их машины повреждались зенитным огнем, двенадцать -истребителями, но 102-я ЭБР потеряла всего две «рамы». Тем не менее, к марту оставалась всего одна исправная машина, и эскадрилью отозвали в Венгрию, где и расформировали.

Транспортная эскадрилья в 1943 г. в рейсах на фронт налетала 700 тыс. км, перевезла 200 т почты, 110 т различных грузов, 800 раненых и 1700 пассажиров.

С уходом личного состава 102-й ЭДР венгерских авиачастей на фронте не осталось. Завершившаяся военная кампания мадьярских ВВС характеризовалась тем, что они не были уже представлены в качестве самостоятельной силы, а действовали исключительно в интересах германского командования. Немцы такое положение вещей объясняли в первую очередь тем, что венгры летали на самолетах 4-го воздушного флота люфтваффе. Отметим, что с 1 января 1943 г. по 31 марта 1944 г. Германия предоставила в распоряжение своего союзника внушительное количество боевых самолетов - 147 штук: 1 Do 215В4, 66 Bf 109(12Р4В,40С2и 14 G6), 51 Ju 88A-4, С и D, 13 Ju 87D-3 и D-5 и 16 FW 189.

Подобная щедрость объяснялась в первую очередь тем, что после понесенных под Сталинградом потерь немцы были заинтересованы в использовании хорошо подготовленных венгерских летчиков. К тому же применение мадьярами германской авиатехники упрощало вопросы материально-технического снабжения и ремонта в фронтовых условиях. Но сразу надо сказать, что немцы предоставляли авиатехнику не новую, а уже с достаточно израсходованным ресурсом и часто нуждавшуюся в серьезном ремонте. Венграм оставалось воспринимать сложившуюся ситуацию как должное.

Несколько слов о событиях в самой Венгрии. Следует отметить, что в мае-октябре 1943 г. мадьярская авиация привлекалась к борьбе с партизанами С.А.Ковпака во время их знаменитого карпатского рейда. По всей видимости, этим занимался базировавшийся в Ужгороде 4-й ДБР. Его экипажи выполняли, в основном, разведполеты.

13 августа 1943 г. над Венгрией впервые пролетели американские бомбардировщики. А уже 17-го будапештские эмиссары заключили в Стамбуле тайное соглашение с западными союзниками о том, что те не будут подвергать налетам объекты на венгерской территории, а мадьяры, в свою очередь, не станут препятствовать пролету англо-американской авиации в своем воздушном пространстве. Несмотря на достигнутую договоренность, обе стороны понимали, что такое положение продлится не долго. Во всяком случае, англо-американское командование запланировало на апрель 1944 г. начало массовых бомбардировок венгерских объектов и для их подготовки с декабря организовало полеты своих разведчиков.

В ноябре 1943 - феврале 1944 гг. над Венгрией пролетали группы бомбардировщиков, направлявшиеся на цели в Австрии, Южной Германии, Польше. 23 и 26 января были отмечены бомбардировки приграничных районов Западной Венгрии. Мадьярские истребители несколько раз поднимались по тревоге, но в бой не вступали.

_________________________
Примечания:

Там ярко горел костер. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно...

Сергей Дроздов. «Венгрия в войне против СССР».

В конце ноября 1941 года на Украину стали прибывать «легкие» венгерские дивизии для выполнения полицейских функций на оккупированных территориях. В Киеве разместился штаб венгерской «Оккупационной группы». Уже в декабре 1941 года венгры стали активно привлекаться для проведения антипартизанских операций.

Порой такие операции превращались в весьма серьезные по своим масштабам боевые столкновения. Примером одной из этих акций может служить разгром 21 декабря 1941 г. партизанского отряда генерала Орленко. Венграм удалось окружить и полностью уничтожить базу партизан.

Согласно венгерским данным, было убито около 1000 «бандитов». Захваченным оружием, боеприпасами и снаряжением можно было загрузить несколько десятков железнодорожных вагонов.
31 августа 1942 года начальник Политуправления Воронежского фронта генерал-лейтенант С.С. Шатилов направил донесение начальнику Главного политуправления Красной Армии А.С. Щербакову о зверствах фашистов на воронежской земле.

«Доношу о фактах чудовищных зверств немецких оккупантов и их венгерских холуев над советскими гражданами и пленными военнослужащими Красной Армии.

Частями армии, где начальником политотдела тов. Клоков, освобождено от мадьяр село Щучье. После того, как из села Щучье были изгнаны оккупанты, политрук Попов М. А., военфельдшеры Коновалов А. Л. и Червинцев Т. И. обнаружили следы чудовищных зверств мадьяр над гражданами села Щучье и пленными красноармейцами и командирами.

Лейтенант Салогуб Владимир Иванович, будучи раненым, был захвачен в плен и зверски замучен. На его теле обнаружено более двадцати (20) ножевых ран.

Младший политрук Большаков Федор Иванович, тяжело раненный, попал в плен. Кровожадные разбойники издевались над неподвижным телом коммуниста. На руках его были вырезаны звезды. На спине несколько ножевых ран…

На глазах всего села был расстрелян мадьярами гражданин Кузьменко за то, что у него в хате нашли 4 патрона. Как только гитлеровские холопы ворвались в село, так сразу же стали забирать всех мужчин от 13 до 80 лет и угонять в свой тыл.

Более 200 человек было вывезено ими из села Щучье. Из них расстреляли за селом 13 человек. В числе расстрелянных оказались Пивоваров Никита Никифорович, его сын Пивоваров Николай, Зыбин Михаил Николаевич, заведующий школой; Шевелев Захар Федорович, Коржев Николай Павлович и др.

У многих жителей были отняты вещи и скот. Фашистские бандиты угнали 170 коров и более 300 овец, отнятых у граждан. Многих девушек и женщин изнасиловали. Акт о чудовищных зверствах гитлеровцев вышлю сегодня же».


А вот написанные от руки показания крестьянина Антона Ивановича Крутухина, проживавшего в Севском районе Брянской области: «Фашистские сообщники мадьяры вступили в нашу деревню Светлово 9/V-42. Все жители нашей деревни спрятались от такой своры и они в знак того, что жители стали прятаться от их, а те которые не сумели спрятаться, они их порасстреляли и изнасильничали несколько наших женщин.

Я сам старик 1875 г. рождения был также вынужден спрятаться в погреб. По всей деревне в ней шла стрельба, горели постройки, а мадьярские солдаты грабили наши вещи, угоняя коров, телят». (ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л. 561-561об.)

20 мая венгерские солдаты в колхозе «4-й Большевистский сев» арестовали всех мужчин. Из показаний колхозницы Варвары Федоровны Мазерковой:

«Когда увидели мужчин нашей деревни, то они сказали, что это партизаны. И этого же числа, т.е. 20/V-42 схватили моего мужа Мазеркова Сидора Борисовича рождения 1862 и сына моего Мазеркова Алексея Сидоровича, год рождения 1927 и делали пытки и после этих мучений они связали руки и сбросили в яму, затем зажгли солому и сожгли людей заживо в картофельной яме. В этот же день они не только моего мужа и сына, они 67 мужчин также сожгли». (ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л. 543-543об.)

Брошенные жителями, бежавшими от венгерских карателей, деревни выжигались. Жительница деревни Светлово Наталья Алдушина писала:

«Когда мы возвратились из лесу в деревню, деревню нельзя было узнать. Несколько стариков, женщин и детей были зверски убиты венграми. Дома были сожжены, скот крупный и мелкий был угнан. Ямы, в которых были закопаны наши вещи, были откопаны. В деревни не осталось ничего, кроме черного кирпича». (ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л.517.)

Таким образом, только в трех русских деревнях Севского района за 20 дней венграми было убито не менее 420 мирных жителей. И это не единичные случаи.

В июне — июле 1942 года части 102-й и 108-й венгерских дивизий совместно с немецкими частями принимали участие в проведении карательной операции против брянских партизан под кодовым названием «Vogelsang». В ходе операции в лесах между Рославлем и Брянском карателями было убито 1193 партизана, 1400 ранено, 498 захвачено в плен, выселено более 12 000 жителей.

Венгерские подразделения 102-й (42-й, 43-й, 44-й и 51-й полки) и 108-й дивизий принимали участие и в карательных операциях против партизан «Nachbarhilfe» (июнь 1943 года) под Брянском, и «Zigeunerbaron» в районах нынешних Брянской и Курской областей (16 мая — 6 июня 1942 года).
Только в ходе операции «Zigeunerbaron» карателями было уничтожено 207 партизанских лагерей, 1584 партизана было убито и 1558 взято в плен».


Что в это время творилось на фронте, где действовали венгерские войска. Венгерская армия, в период с августа по декабрь 1942 года, вела продолжительные бои с советскими войсками в районе Урыва и Коротояка (под Воронежем), и никакими особыми успехами похвастаться не могла, это не с мирным населением воевать.

Венграм так и не удалось ликвидировать советский плацдарм на правом берегу Дона, не удалось развить наступление на Серафимовичи. В конце декабря 1942 года, венгерская 2-я армия зарылась в землю, надеясь пережить зиму на своих позициях. Этим надеждам сбыться не удалось.

12 января 1943 года началось наступление войск Воронежского фронта против сил 2-й венгерской армии. Уже на следующий день оборона венгров была прорвана, некоторые части охватила паника.
Советские танки вышли на оперативный простор и громили штабы, узлы связи, склады боеприпасов и снаряжения.

Ввод в бой 1-й венгерской танковой дивизии и частей 24-го немецкого танкового корпуса не изменил ситуацию, хотя их действия замедлили темп советского наступления.
Вскоре мадьяры были наголову разбиты, потеряв 148 000 человек убитыми, ранеными и пленными (в числе убитых, кстати, был и старший сын венгерского регента, Миклош Хорти).

Это было самое крупное поражение венгерской армии за всю историю ее существования. Только за период с 13 по 30 января было убито 35 000 солдат и офицеров, 35 000 человек ранено и 26 000 попали в плен. Всего же армия потеряла около 150 000 человек, большую часть танков, автомашин и артиллерии, все запасы боеприпасов и снаряжения, около 5000 лошадей.


Девиз Венгерской Королевской Армии «Цена венгерской жизни — советская смерть» не оправдался. Обещанное Германией вознаграждение в виде крупных земельных наделов в России для особо отличившихся на Восточном фронте венгерских солдат выдавать практически было некому.

Только состоявшая из восьми дивизий, 200-тысячная венгерская армия, потеряла тогда около 100-120 тыс. солдат и офицеров. Сколько точно — тогда никто не знал, не знают и сейчас. В советский плен, в январе 1943 г., из этого числа попало около 26 тыс. венгров.

Для страны такого масштаба, как Венгрия, поражение под Воронежем имело даже больший резонанс и значение, чем Сталинград для Германии. Венгрия, за 15 дней боев, потеряла сразу же половину своих вооруженных сил. От этой катастрофы Венгрия не смогла оправиться до конца войны и уже никогда не выставляла группировки, по численности и боевой способности равной погибшему объединению.


Венгерские войска отличались жестоким обращением не только с партизанами и мирным населением, но и с советскими военнопленными. Так, в 1943 году при отступлении из Чернянского района Курской области «мадьярские воинские части угоняли с собой содержащихся в концлагере 200 человек военнопленных бойцов Красной Армии и 160 человек советских патриотов. В пути следования фашистские варвары всех этих 360 человек закрыли в здании школы, облили бензином и сожгли заживо. Пытавшихся бежать расстреливали».

Можно привести примеры документов о преступлениях венгерских военнослужащих в годы Второй мировой войны из зарубежных архивов, например израильского архива Яд ва-Шем национального мемориала Катастрофы и Героизма в Иерусалиме:

«12 — 15 июля 1942 г. на хуторе Харькеевка Шаталовского района Курской области солдатами 33-й венгерской пехотной дивизии было захвачено четверо военнослужащих Красной Армии. Одному из них, старшему лейтенанту П.В. Данилову, выкололи глаза, прикладом винтовки сбили на бок челюсть, нанесли 12 штыковых ударов в спину, после чего в бессознательном состоянии зарыли полуживым в землю. Трех красноармейцев, имена которых неизвестны, расстреляли» (Архив Яд ва-Шем. М-33/497. Л. 53.).

Жительница города Остогожска Мария Кайданникова видела, как венгерские солдаты 5 января 1943 года загнали группу советских военнопленных в подвал магазина на улице Медведовского. Вскоре оттуда послышались крики. Заглянув в окно, Кайданникова увидела чудовищную картину:

«Там ярко горел костер. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнем, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костер. Вдруг пленный опять задергался. Тогда один из мадьяр с размаху всадил ему в спину штык» (Архив Яд ва-Шем. М-33/494. Л. 14.).

После катастрофы под Урывом, участие венгерских войск в боевых действиях на Восточном фронте (на Украине) возобновилось лишь весной 1944 года, когда 1-я венгерская танковая дивизия попыталась контратаковать советские танковые корпуса под Коломыей — попытка окончилась гибелью 38 танков «Туран» и поспешному отходу 1-й танковой дивизии мадьяр к государственной границе.

Осенью 1944 года все венгерские вооружённые силы (три армии) воевали против Красной Армии, уже на территории Венгрии. Но венгры оставались самыми верными союзниками гитлеровской Германии в войне. Венгерские войска сражались с Красной Армией до мая 1945 года, когда уже ВСЯ (!) территория Венгрии была занята советскими войсками.

8 венгров были награждены немецкими Рыцарскими крестами. За годы Второй мировой войны наибольшее количество добровольцев в войска СС дала Венгрия. В войне против СССР погибло более 200 тысяч венгров (в том числе 55 тысяч — умерли в советском плену). За период Второй мировой войны Венгрия потеряла убитыми около 300 тысяч военнослужащих, в плен попало 513 766 человек.

Только венгерских генералов в советских лагерях для военнопленных после войны насчитывалось 49 человек, в том числе был и начальник Генштаба венгерской армии.


В послевоенные годы СССР начал репатриацию пленных венгров и румын, видимо, как граждан стран, где были установлены дружественные нашей стране режимы.

СОВ. СЕКРЕТНО 1950 г. Москва, Кремль. О репатриации военнопленных и интернированных граждан Венгрии и Румынии.

1. Разрешить МВД ССР (т. Круглову) репатриировать в Венгрию и Румынию:

а) 1270 военнопленных и интернированных граждан Венгрии, в том числе 13 генералов (приложение №1) и 1629 военнопленных и интернированных граждан Румынии, на которых нет компрометирующих материалов;

б) 6061 военнопленных граждан Венгрии и 3139 военнопленных граждан Румынии — бывших сотрудников разведывательных, контрразведывательных органов, жандармерии, полиции, служивших в войсках СС, охранных и др. карательных частях венгерской и румынской армий, плененных, главным образом, на территории Венгрии и Румынии, поскольку на них не имеется материалов об их военных преступлениях против СССР.

3. Разрешить МВД СССР (т. Круглову) оставить в СССР 355 военнопленных и интернированных граждан Венгрии, в том числе, 9 генералов (приложение № 2) и 543 военнопленных и интернированных граждан Румынии, в том числе бригадного генерала Станеску Стоян Николая, осужденных за участие в зверствах и злодеяниях, шпионаж, вредительство, бандитизм и крупные хищения социалистической собственности — до отбытия срока наказания, определенного судом.

4. Обязать МВД СССР (т. Круглова) и Прокуратуру СССР (т. Сафонова) привлечь к уголовной ответственности 142 венгерских военнопленных и 20 румынских военнопленных за совершенные ими на территории СССР зверства и злодеяния.

5. Обязать Министерство Государственной Безопасности СССР (т. Абакумова) принять от МВД СССР 89 человек военнопленных граждан Венгрии, служивших в жандармерии и полиции на территории Закарпатской и Станиславской областей, задокументировать их преступную деятельность и привлечь к уголовной ответственности.

Приложение 1

СПИСОК Военнопленных генералов бывшей венгерской армии, осужденных Военными Трибуналами за преступления против СССР:

  1. Алдя-Пап Золтан Иоган 1895 г.р. Генерал — Лейтенант
  2. Бауман Иштван Франц 1894 г.р. Генерал — Майор