17.04.45 севернее маяка Риксгафт (Риксхёфт), расположенного у основания косы Путцигер-Нерунг (Хельской косы) подводная лодка «Л-3» (командир Герой Советского Союза капитан 3 ранга Владимир Константинович Коновалов) вышла в атаку на транспорт из состава конвоя. Через 70 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два сильных взрыва. Целью подводной лодки «Л-3» оказался германский теплоход «Гойя» (5230 брт). «Гойя» (нем. «Goya») - грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, и спущенное на воду 4 апреля 1940 года.

Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. На борту «Гойя», по оценке Ф. Руге, находились более 7 тысяч человек (по данным М. Морозова 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих, а так же не менее 3500 беженцев — гражданских лиц). Имеются и другие данные: « Л-3 — под командованием капитана 3-го ранга В. К. Коновалова 17 апреля 1945 г. атаковала вражеский конвой и потопила транспорт "Гойя" водоизмещением 5230 т, на борту которого находилось 5385 человек, в том числе около 1300 подводников — офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей ПЛ) .
Это событие в Интернете освещается еще и так — Cудно «Гойя длинной 145 и высотой 17 метров. было современным быстроходным грузовым судном с двумя винтовыми двигателями. Максимальная скорость составляет 18 узлов. Немцы первоначально использовали это судно как условную мишень в подготовки экипажей подводных лодок. Но с ухудшением обстановки с эвакуацией беженцев и необходимостью использовать все возможные плавсредства для выполнения операции «Реттунг» (Спасение) судно участвовало в эвакуации от стремительно приближающихся частей Красной Армии. До рокового дня 16 апреля, судно успело совершить лишь четыре похода, в которых было спасено более 19500 человек.
С 4 апреля 1945 года судно стояло в Данцигской бухте в ожидании загрузки беженцами и военными.. Бухта находилась под постоянным артобстрелом советской артиллерии, один из снарядов попал в «Гойю», легко ранив при этом капитана судна Плюнеке (Plünnecke). Кроме гражданских и раненых военнослужащих, на борту находились 200 солдат 25-го танкового полка вермахта.
15 апреля В 19:00 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода Кроненфельс («Kronenfels», 1944 год постройки, 2834 брт.) и морского буксира Эгир («Ägir»), вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков в город Свинемюнде. . Около 23-00 маршрут конвоя был изменён, конвой направился в город Копенгаген. «Гойя» следовал чуть севернее остальных. Судно было перегружено и переполнено. Даже переходы и лестницы были заполнены людьми. Воздух был тяжелым, и пройти на палубу можно было с трудом, да и то не всегда. Корабли конвоя плыли со скоростью около 9 узлов, чтобы менее быстроходные теплоходы поспевали за ними. Грузовое судно было мало приспособлено для перевозки раненых. Носилки с ранеными поднимались на борт с помощью лебедок и потом таким же способом их размещали в трюмах, естественно не приспособленных для экстренной эвакуации. Спасательного снаряжения хватало лишь на некоторое количество людей. Почти 7000 человек теснилось в грузовых отсеках, машинном отделении и вообще повсюду, где можно было найти свободное место. Каждую койку делили несколько человек, даже капитан был вынужден уступить свою каюту беженцам. Условия для людей были ужасными, а для раненых просто невыносимыми. Не хватало всего: перевязочных материалов, лекарств, питья и еды. На выходе из Данцигской бухты «Гойя» был обнаружен советской подводной лодкой Л-3 под командованием Владимира Коновалова. Что бы догнать обнаруженный конвой капитан Коновалов принимает решение идти в надводном положении (в подводном положении у лодки не было никаких шанцев догнать конвой), что, конечно, увеличивает риск быть обнаруженным и атакованным противником. Однако Л-3 повезло, она сумела догнать конвой. Этому способствовала задержка на полчаса с ремонтом двигателей парохода Кроненфельс.. Выбрав самый крупный транспорт и в 23-52 Л-3 торпедировала его двумя торпедами.
Гибель транспорта «Гойя» по количеству жертв стоит на первом месте среди морских катастроф за всю историю мореплавания, опережая знаменитые «Титаник» и «Вильгельм Густлофф».
Занимаясь спасением людей, корабли охраны конвоя смогли сбросить в безопасном удалении от субмарины только 5 глубинных бомб.
Подводная лодка «Л-3» продолжала оставаться в этом районе. См. также

Шестнадцатое апреля - день, интересный во всех отношениях. Так, в этот день, в 1705 году британская королева (тогда еще не Елизавета, а Анна, конечно) произвела в рыцари знаменитого Исаака Ньютона, законы которого знает, наверное, каждый школьник. Шестнадцатого апреля стартовал очередной «Аполлон» - тот самый, который приземлился на поверхность Луны. Командиром этого «Аполлона» был астронавт Джон Янг. В этот день, в 1889 году родился самый известный в мире комик Чарли Чаплин…

Но самым, наверное, запоминающимся в истории событием стало затопление советской подводной лодкой «Л - 3» немецкого транспортного корабля «Гойя». В катастрофе погибло более шести тысяч человек, что сделало ее одной из самых страшных морских катастроф.

Этот боевой поход принес командиру субмарины Владимиру Коновалову звание Героя Советского Союза. Начался он в марте последнего для войны 1945 года. Советские субмарины «Л - 3» экипировались не только торпедами, но и минами, используясь и как минные заградители.

Вечером 28 марта субмарина подошла к маяку Хоборг. Там команда работала над починкой вышедших из строя гирокомпасов. Через неделю Коновалов привел «Л - 3» в Данцигскую бухту - для того, чтобы разобраться в обстановке и выбрать цель для торпедной атаки. На тот момент согласно приказу адмирала Германии Карла Деница все морские суда крупного тоннажа нужно было использовать для эвакуации гражданских лиц и остатков армии из Восточной Пруссии. Однако так как Пиллау (сейчас Балтийск) не был приспособлен под прием таких судов, основным пунктом для эвакуации стал Гетенхафен. Именно туда стекались тысячи беженцев и раненых. Понять беженцев было можно: напуганные геббельсовской антисоветской пропагандой, под ощутимый гул российских танков, они были готовы бежать хоть вплавь.

Первый транспорт с беженцами потопил Александр Маринеско, отправив на дно Балтики более пяти тысяч фашистов. Следующей целью стал совершенно неприспособленный для перевозки людей «Гойя».


На воду этот огромный 131-метровый корабль был спущен пять лет назад, со стапелей Осло - всего за четыре дня до вторжения немцев в Норвегию. После оккупации немцы реквизировали корабль. И сейчас его на скорую руку приспосабливали для людей. Предполагалось, что на борту транспорта окажется полторы тысячи солдат (остатки 4-ой танковой дивизии Германии), четыре сотни раненых и около пяти тысяч беженцев. Посадка проходила нервно. Кроме того, на порт совершили налет советские бомбардировщики, из-за чего одна из авиабомб пробила носовую часть «Гойи». Несмотря на пробоину, судно вышло в море. На тот момент согласно документам на борту «Гойи» было более 7200 человек (из которых 2 тысячи раненых). В составе конвоя из трех кораблей и двух минных тральщиков он двинулся в Копенгаген.

Когда в сумерках конвой обошел полуостров Хель, его увидели с «Л - 3». В 12 часов ночи «Гойя» получил в левый борт две торпеды. В документах штурмана субмарины было записано: «Начали торпедную атаку. Двумя торпедами был потоплен транспорт водоизмещением примерно 12 тысяч тонн. Два с половиной часа нас преследовали корабли конвоя - сбросили две глубинные бомбы, стопорили ход и выслушивали. В 4 утра мы всплыли на поверхность и провентилировали отсеки. Через час «Л - 3» снова погрузилась на двадцатиметровую глубину».

В это же время выживший той страшной катастрофе Ханс Шойфлер (начсвязи четвертой танковой дивизии) вспоминает: «От двух оглушительных взрывов теплоход качнуло в сторону, затем начала оседать корма. Погас свет - и в темноте было слышно, как через огромную пробоину внутрь «Гойи» с ревом устремляется поток воды».

Люди в панике метались по палубе и прыгали за борт. Транспорт вез две тысячи раненых - но при взрыве раненными оказались еще несколько сотен человек, в том числе и мирные беженцы. Если вспомнить, что на «Титанике» было в разы меньше людей, то масштаб катастрофы выглядит просто ужасающе.


Из трюмов и нижней палубы люди пытались добраться до трапов. Многие из них - в первую очередь дети - оказались сбитыми с ног и затоптанными толпой. Судно продолжало крениться назад, и меньше чем за час корма оказалась частично залита водой. Еще до того, как команда успела спустить за борт тонущего транспорта спасательные шлюпки, «Гойя»разломился надвое и начал быстро погружаться. В трюме и так смертельно раненного корабля прогремел взрыв, затем вырвался столб пламени - и обе части бывшего транспорта в считанные минуты ушли на дно. Самым страшным, по словам Шойфлера, было то, что немногие выжившие пассажиры какое-то время видели в воде силуэт подводной лодки, наблюдающей за крушением.

В страшной катастрофе из семи с лишним тысяч выжило всего 183 человека, среди которых - семеро немецких танкистов, сослуживцы Шойфлера. Остальные семь тысяч остались в списках войны как пропавшие без вести.

Грузовое судно «Гойя» построенно на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло, Норвегия, спущенно на воду 4 апреля 1940 года. Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Совершенно необычная камуфлированная окраска делала его почти незаметным.

День 16 апреля 1945 года начался для экипажа неудачно. В начале того страшного утра внезапно налетели вражеские бомбардировщики. Орудия противовоздушной обороны судна яростно отстреливались, но, несмотря на это, во время четвертого захода бомбардировщикам все-таки удалось поразить «Гойю». Теплоход получил прямое попадание в носовую часть. Авиабомба пробила палубу, ранив несколько матросов из орудийного расчета. Капитан Плюннеке так же получил осколочное ранение.

Но, несмотря на пробоину в верхней палубе, судно оставалось на плаву. В 9 часов утра оно приняло на борт еще одну партию беженцев, раненных и солдат для отправки в Хелу. Целый день вокруг «Гойи» сновали паромы и шлюпки. Но и советская авиация тоже не дремала, сея панику среди экипажа корабля, его пассажиров и тех, кто только готовился взойти на борт. Среди них уже были ощутимые потери.

До 19.00 шло оглашение судовых списков, но они оказались не полными, поскольку на теплоход постоянно пробирались новые люди. Всего на борту значилось 6100 человек, среди них 1800 солдат. Но эти цифры довольно условны, так как реально на «Гойе» находилось минимум 7000 человек.

С наступлением темноты – это было около 22.00 по летнему времени – корабль вышел в море. За ним выстроились другие суда, готовые к отплытию на запад. В состав конвоя вошли еще два маленьких теплохода – «Кроненфельс» (Kronenfels) и «Эгир» (Aegir). В качестве охраны их сопровождали два минных тральщика – «М-256» и «М-328». Теплоход «Гойя» следовал чуть севернее остальных.

Когда конвой вошел в открытое море, напряжение людей на борту спало, страх перед налетами советской авиации постепенно исчез. Но ему на смену пришел страх перед подводными лодками и минами. Судно было перегружено и переполнено. Даже переходы и лестницы были заполнены людьми. Воздух был тяжелым, и пройти на палубу можно было с трудом, да и то не всегда. Корабли конвоя плыли со скоростью около 9 морских миль в час, чтобы менее быстроходные теплоходы поспевали за ними.

Около 22.30 наблюдатель сообщил о силуэте неизвестного корабля по правому борту. «М-328» выпустил несколько осветительных ракет, после чего тень исчезла. Срочно поступила команда: «Надеть спасательные жилеты!» Однако на корабле их было в наличии только 1500 штук.

В 22.30 «Кроненфельс» замедлил ход и остановился на короткое время из-за поломки в машинном отделении. Другие суда конвоя легли в дрейф и стали ждать. Команда «Кроненфельса» лихорадочно пыталась устранить поломку подручными средствами, и, в конце концов, их усилия увенчались успехом. Корабли охраны все это время кружили рядом с неисправным судном. К 23.30 конвой, находившийся на широте Риксхёфта у основания косы Путцигер-Нерунг, двинулся дальше.

Ни один человек не подозревал в тот момент, что советская подводная лодка «Л-3» под командованием капитан-лейтенанта В.К. Коновалова уже долгое время следовала за ними по пятам…

В 23.45 «Гойя» содрогнулся от двух могучих взрывов. Теплоход сильно качнуло, рывком бросило вперед, а потом корма резко осела вниз. В тот же момент погасло освещение. Из темноты раздалась команда: «Спасайтесь, кто может!» Было слышно, как через пробоину внутрь корабля с шумом устремился поток воды. Люди метались по палубе, некоторые прыгали за борт.

На борту вспыхнула неописуемая паника. Несколько сотен человек были тяжело ранены. Из трюмов и с нижней палубы люди пытались добраться до трапов, чтобы оказаться наверху. Многие, прежде всего дети, были сбиты с ног и смяты напиравшей сзади толпой. Судно все больше кренилось назад, корма уже частично была залита водой. Прежде чем были готовы спасательные шлюпки, «Гойя» разломился на две части и очень быстро начал погружаться на дно. В одно мгновенье люди, стоящие на палубе, оказались по пояс в воде. Однако прежде, чем мачты накренились, многие сами бросились в воду и поплыли к кораблям, спасая свою жизнь.

Столб пламени высотой с дом вырвался из смертельно раненного «Гойи». Вслед за этим в трюме тонущего корабля прогремел взрыв. Затем все произошло с невероятной быстротой. За считанные минуты обе половины теплохода скрылись под водой. Столь быстрое погружение корабля под воду объясняется тем что судно «Гойя» не было пассажирским и не имело перегородок между отсеками, как это было предписано для пассажирских кораблей.

Немногие оставшиеся на поверхности пассажиры «Гойи» на какое-то время различили на поверхности воды мрачный силуэт подводной лодки. На месте катастрофы плавали обломки корабля, трупы, раздавались крики о помощи и проклятия. Вода в это время года была еще ледяной, поэтому, оставшись в воде, человек быстро замерзал и лишался сил. Большинство людей были легко одеты, так как на судне царила страшная духота.

Двумя часами позже корабль сопровождения «М-328» подобрал на месте катастрофы еще оставшихся в живых. Спасенные почти окоченели и страдали от переохлаждения; их сразу же закутали в теплые одеяла и оказали медицинскую помощь. Сотню из них удалось возвратить к жизни. Все спасенные позднее были переправлены на «Кроненфельс», который доставил их вместе с остальными пассажирами в Копенгаген. Другой корабль сопровождения спас еще 83 потерпевших кораблекрушение.

Только эти 183 человека остались в живых. Остальные шесть тысяч вместе со злополучным теплоходом навсегда остались погребенными в морской пучине.

8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Когда говорят о крупнейших морских катастрофах, все сразу же вспоминают знаменитый «Титаник». Катастрофа этого пассажирского лайнера открыла XX век, унеся жизни 1496 пассажиров и членов экипажа. Однако самые крупные морские катастрофы произошли в годы Второй мировой войны и были связаны с боевыми действиями на море.

Так 7 ноября 1941 года немецкой авиацией недалеко от побережья Крыма был потоплен советский теплоход «Армения». В результате данной катастрофы погибло, по разным оценкам, от 5 до 10 тысяч человек (по современным данным). Спастись удалось лишь 8, теплоход затонул практически моментально всего за четыре минуты. Спустя практически четыре года, бумеранг возмездия вернулся назад в Германию. Война, которая была развязана нацистской Германией, теперь собирала свой кровавый урожай у немецких портов в Балтийском море.


Советские подводники потопили целый ряд немецких транспортов, количество жертв при этом, как и в случае с «Арменией», было огромным. Наиболее известна атака Александра Маринеско командира подводной лодки С-13, который 30 января 1945 года потопил нацистский 10-палубный пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», в годы войны четыре года служивший плавучей казармой для школы подводников кригсмарине. Вместе с транспортом погибло от 5 до 9 тысяч человек. 9 февраля Маринеско потопил еще один крупный лайнер «Генерал Штойбен», переоборудованный в годы войны в госпитальное судно. Вместе с кораблем погибло около 3600 человек, при этом сам Маринеско во время атаки считал, что торпедирует немецкий легкий крейсер «Эмден», о том, что это не так, он узнал лишь вернувшись из похода.

Сухогруз «Гойя» на верфи в Осло


Именно атака Маринеско на «Вильгельм Густлофф» считается самой известной, однако по количеству жертв с ней могла бы поспорить другая атака советских подводников. Так в ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 потопила в Балтийском море немецкий транспортный корабль «Гойя». На борту данного судна погибло около 7 тысяч человек, что также выводит эту катастрофу в число самых крупных морских катастроф в мировой . В связи с царившим в Германии хаосом и начавшимся наступлением советских войск на Берлин, данная катастрофа прошла практически незамеченной, не вызвав никакого резонанса. При этом, как и в случае с советским теплоходом «Армения» и немецким лайнером «Вильгельм Густлофф», потопленным в январе 1945 года, точное количество жертв этих катастроф установить не представляется возможным.

«Гойя» представляла собой достаточно крупный сухогруз, длина – 146 метров, ширина – 17,4 метра, водоизмещение – 7200 тонн, он мог развивать максимальную скорость в 18 узлов (до 33 км/ч). Корабль был построен в Норвегии в Осло на верфи Akers буквально за несколько дней до вторжения. Спуск судна на воду состоялся 4 апреля 1940 года, а уже 9 апреля на территорию Норвегии вторглись германские войска. После оккупации страны немцы реквизировали новый сухогруз. В годы войны он достаточно долгое время использовался ими в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок, пока в 1944 году не был переоборудован в военный транспорт, корабль был вооружен несколькими зенитными орудиями.

В 1945 году корабль принял участие в крупной морской операции «Ганнибал», которая была организована нацистским командованием. Это была операция по эвакуации с территории Восточной Пруссии немецкого населения и войск, ввиду наступления Красной Армии, которое продолжалось с 13 января по 25 апреля 1945 года. Операция была разработана по инициативе командующего ВМС нацистской Германии гросс-адмирала Карла Дёница и началась 21 января 1945 года. Считается, что в рамках данной операции в течение четырех месяцев в западные районы Германии были эвакуированы Балтийским морем более двух миллионов человек. По количеству перевезенного населения и войск операция «Ганнибал» считается крупнейшей в мире эвакуацией морем.

К середине апреля 1945 года транспорт «Гойя» успел принять участие уже в четырех походах, эвакуировав из Восточной Пруссии 19 785 человек. В среднем корабль перевозил по 5 тысяч человек, однако в свой пятых поход он взял на борт гораздо больше людей. Корабль встал на якорь в Данцигской бухте у Готенхафена (сегодня Гдыня) в апреле 1945 года, считается, что на борт бывшего сухогруза могло погрузиться более 7 тысяч человек, которые бежали из Восточной Пруссии. В сложившейся обстановке никто не вел точный подсчет принятых на борт людей. Немецкие части еле удерживали свои позиции, всю территорию Восточной Пруссии вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи о том, что «Гойя» будет последним крупным кораблем, участвующим в эвакуации, поэтому на его борт хотело попасть как можно больше людей, что только усиливало эффект паники при погрузке.

Транспорт «Гойя» в камуфляжной раскраске


Кроме гражданского населения и раненых военнослужащих на борту корабля находилось 200 солдат из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта, всего более 7 тысяч человек. При этом военный транспорт «Гойя» был одним из самых неприспособленных для эвакуации людей судов, сказывалось его прошлое, корабль был построен как сухогруз и предназначался исключительно для перевозки морем различных грузов. Требования к безопасности и непотопляемости у него были гораздо ниже, чем у пассажирских судов, которые также массово применялись для эвакуации, всего в операции «Ганнибал» принимало участие около 1000 различных кораблей.

Людей на борту было так много, что они занимали буквальной каждый метр свободной площади, они сидели в коридорах и на лестницах. Более тысячи человек, которым не нашлось места во внутренних помещениях транспорта, толпились на его верхней палубе под холодным дождем. На каждой свободной койке размещалось по 2-3 человека. Даже капитан корабля вынужден был уступить свою каюту беженцам. Раненые помещались в основном в трюмах, которые никак не были приспособлены для экстренной эвакуации. При этом на борту не хватало лекарств, питья, еды и перевязочных материалов. Спасательного снаряжения также хватало далеко не для всех.

Через четыре часа после выхода из порта у южной оконечности полуострова Хель «Гойя» была атакована советской авиацией. Во время бомбардировки в корабль попала как минимум одна бомба, она пробила палубу и разорвалась в носовой части, ранив несколько матросов из расчета зенитного орудия. Разрушения при этом были минимальными и серьезных повреждений корабль не получил. При этом транспорт «Гойя» шел в составе конвоя, в который входили также два небольших теплохода «Кроненфельс» и «Эгир», а также два минных тральщика «M-256» и «M-328».

Уже в сумерках 16 апреля 1945 года данный конвой обнаружил капитан советской подводной лодки Л-3 «Фрунзовец» Владимир Коновалов. Лодка вошла в состав Балтийского флота еще до войны – 5 ноября 1933 года. Это была советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка, третий корабль серии II типа «Ленинец». В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак и сделала до 12 минных постановок. В результате торпедных атак было достоверно уничтожено два корабля, результаты еще двух атак нуждаются в уточнении. В то же время на выставленных лодкой минных заграждениях было потоплено 9 кораблей и повреждено как минимум еще одно судно.


К 16 апреля Л-3 уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая встретить здесь немецкие транспорты. Лодка обнаружила конвой противника в составе трех транспортов и двух кораблей охранения севернее маяка Риксгафт. Целью атаки Владимир Коновалов выбрал самый крупный корабль противника. Для атаки корабля подводной лодке пришлось всплыть на поверхность, так как преследовать конвой в подводном положении лодка не могла, скорость хода тогда была бы недостаточной. Хотя конвой также двигался достаточно медленно, выдерживая скорость около 9 узлов, что соответствовало скорости самого тихоходного судна – теплохода «Кроненфельс». При этом конвой соблюдал светомаскировку и был затемнен.

Атаку упростил тот факт, что в 22:30 теплоход «Кроненфельс» встал в дрейф из-за поломки в машинном отделении, все корабли конвоя вынуждены были остановиться. Команда теплохода лихорадочно работала над исправлением поломки, в это время два тральщика кружили рядом с неисправным судном. Конвой двинулся дальше только через час, он начал движение в 23:30. За это время Владимир Коновалов совершил все необходимые маневры и вывел свою лодку Л-3 на атаку самой главной цели в составе обнаруженного им конвоя.

Он выпустил по кораблю две или четыре торпеды (информация на этот счет разнится). Достоверно известно, что в транспорт попало две торпеды. Немцы зафиксировали взрывы в 23:52. Одна торпеда попала в машинное отделение «Гойи», вторая взорвалась в носовой части. Взрывы были такой силы, что мачты корабля обрушились на палубу, в небо поднялись столбы огня и дыма. Через несколько минут – уже к полуночи – корабль полностью затонул, разломившись до этого на две части. После атаки корабли охранения некоторое время преследовали советскую подлодку, но Владимиру Коновалову удалось уйти от погони.

Корабли конвоя смогли спасти живыми только 185 человек, из них 9 погибли после спасения от полученных травм и переохлаждения. Остальным спастись не удалось, судно затонуло слишком быстро, так как изначально не могло обеспечить того уровня безопасности и плавучести, который был характерен для пассажирских и военных кораблей, да и полученные повреждения оказались слишком серьезными. При этом вода в это время года была еще очень холодной, особенно ночью. Оставшиеся на воде люди достаточно быстро замерзали и лишались сил. Большинство из них было одето достаточно легко, так как на судне, особенно во внутренних помещениях стояла страшная духота, корабль был переполнен людьми. Около 7 тысяч человек ушли на дно вместе с судном. До конца войны оставались считанные недели.

Капитан 3-го ранга Коновалов возле своей лодки. Снимок лета 1945 года.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Во многом это награждение было связано и с успешной атакой на транспорт «Гойя» в самом конце войны.

Подводная лодка Л-3 «Фрунзенец» оставалась на службе вплоть до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. При этом рубка лодки Л-3 вместе с 45-мм орудием с нее в настоящее время находится в Москве, она установлена в парке Победы на Поклонной горе и входит в экспозицию Центрального музея Великой Отечественной войны.

Источники информации:
http://maxpark.com/community/14/content/2674423
https://vladimir-shak.livejournal.com/4487.html
https://vikond65.livejournal.com/743491.html
Материалы из открытых источников

16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 отправила на дно грузовое судно «Гойя», которое перевозило эвакуированных из Восточной Пруссии гражданских лиц и немецких военнослужащих. В этой катастрофе погибло около 7 тыс. человек.

Война близилась к концу. Немецкие пассажирские суда активно вывозили военных, раненых и гражданское население из Восточной Пруссии. Для эвакуации властями нацистской Германии была развернута операция «Ганнибал», в ходе которой, по некоторым оценкам, было эвакуировано около 2 млн человек.

Несколько судов во время этой операции были атакованы советскими подводными лодками. Так, 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско был потоплен немецкий круизный лайнер «Вильгельм Густлофф». Тогда погибло около 5,3 тыс. человек. 10 февраля жертвой подводной лодки Маринеско стал еще один немецкий пассажирский лайнер — «Генерал Штойбен». Эта катастрофа унесла жизни около 3,6 тыс. человек.

16 апреля из Данцигской бухты должно было выйти еще одно судно. Это был немецкий транспорт «Гойя». Построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло в 1940 году, судно предназначалось для перевозки грузов. 4 апреля того же года оно было спущено на воду. Однако после того, как Норвегия была оккупирована фашистами, «Гойю» реквизировали. Его использовали в качестве мишени для подводных лодок, а во время проведения операции «Ганнибал» наспех переоборудовали для эвакуации военных и гражданского населения. Для перевозки пассажиров оно плохо подходило. Судно также не имело разделенных отсеков, что делало его уязвимым. В случае попадания торпеды оно могло быстро уйти на дно.

К середине апреля «Гойя» успел совершить уже четыре похода, перевезя в общей сложности около 20 тыс. человек. В этот раз эвакуация проходила как никогда неспокойно. Приближение Красной армии заставляло торопиться. Как только 16 апреля 1945 года судно стало на якорь в Данцигской бухте недалеко от косы Хель, началась посадка. «Гойя» должен был принять около 1,5 тыс. немецких солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта, около 400 раненых и 5 тыс. беженцев. Людей было больше, чем обычно. Территорию вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи, что этот транспорт будет последним. Люди заняли все проходы и лестницы судна. Посадка сопровождалась налетами советской авиации. Одна из бомб попала в носовую часть судна, но к повреждениям, из-за которых «Гойя» не мог бы выйти в море, это не привело.

Первоначально судно должно было следовать в город Свинемюнде на западе Польши, но, поскольку все порты в этом районе были заполнены беженцами, было решено направляться в Копенгаген. В восьмом часу вечера «Гойя» и еще два судна (небольшие теплоходы «Кроненфельс» и «Эгир») вышли из Данцигской бухты. Конвой составляли два минных тральщика — М-256 и М-238. Перегруженные транспорты двигались медленно, около 9 миль в час (14,5 км/ч).

Погода стояла ветреная. Уже стемнело. Конвой обогнул полуостров Хель, но здесь его встретила советская подводная лодка Л-3, которой командовал В.К. Коновалов. Она уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая немецкие транспорты.

Подводная лодка Л-3 («Фрунзевец») относилась к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец». Она была заложена 6 сентября 1929 года, а спущена на воду 8 июля 1931 года. По тем временам Л-3 была одной из лучших в своем классе. К 1945 году это была уже гвардейская подводная лодка. Она успела совершить несколько успешных операций. К тому времени Л-3 потопила торпедами и поставленными минами около 18 вражеских судов общим тоннажем около 52 тыс. тонн и семь боевых кораблей. Это была одна из самых успешных советских субмарин Великой Отечественной войны. Не раз подводная лодка подрывалась на минах, а один раз попала под таран немецкого транспорта. Получив повреждения, она чудесным образом возвращалась на базу. Поздно ночью 16 апреля подводная лодка Л-3 находилась севернее маяка Риксгафт. Обнаружив вражеский конвой, советские подводники выбрали для атаки самое большое судно. Им оказался «Гойя».

Из-за темноты советскую подлодку немцы заметили не сразу. Чтобы догнать конвой, Л-3 пришлось всплыть. Преследование происходило в надводном положении. Совершив несколько маневров, подводная лодка приготовилась к атаке. Согласно записям советских подводников, конвой был обнаружен в 00:42. Согласно немецким данным, взрыв произошел в 23:52.

Л-3 выпустила по «Гойе» две торпеды. Обе попали в цель, в левый борт. На судне возникла паника. Некоторые стали прыгать за борт. Корма «Гойи» просела, а затем корпус судна переломился пополам. Спасательные шлюпки не помогли, поскольку судно быстро ушло на дно. После последующего взрыва в трюме «Гойя» затонул всего за семь минут. Спастись смогли менее 200 человек из почти 7 тысяч.

Корабли сопровождения устремились за подводной лодкой. Два с половиной часа они охотились за Л-3, сбросив пять глубинных бомб. Они разорвались рядом с советской субмариной, однако уничтожить ее так и не смогли. Вернувшись назад, корабли конвоя подобрали оставшихся в живых. Некоторые спаслись на плотах, но их было мало. Многие погибли от переохлаждения. Гибель «Гойи» стала крупнейшей морской катастрофой по числу жертв за всю историю.

За атаку на транспорт «Гойя» В.К. Коновалов был удостоен звания Героя Советского Союза, но награду он получил одним из последних среди военных моряков — 8 июля 1945 года.

Подводная лодка Л-3 находилась на службе до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. Рубка Л-3 и 45-миллиметровое орудие сейчас находятся в парке Победы на Поклонной горе в Москве.