Открытый урок

по обучению грамоте

Тема: «Согласный звук [щ].

Буква Щ щ».

Учитель: Омарова И.Н.

Г. Владикавказ

2011 – 2012 уч. год

Тема : «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Карточки для индивидуальной работы
  • Демонстрационный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
(Слайд 2)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук . [Щ]-[У]-[К]-[А] .

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

  1. Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске картинка щуки (Слайд 3 )

– Произнесите слово щука , выделяя в нём первый звук .
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук слышите после [щ] в слове щука ? Но как произносим [щ]?

(мягкий)


– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий квадраты).(Слайд 4 )

Звук [щ] обозначается буквой Щ.(Слайд 5 )

На что похожа буква Щ?

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (Слайд 6 )

Хватать, глотать умеют щуки,

Другой не нужно им науки.(Слайд 7)

Составим схему слова щука . (Слайд 8 )

Раскрасьте схему слова щука в карточках.

Проверка. Ребята выходят по очереди к доске, берут нужную карточку и характеризуют звук.

В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).
Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? (Слайд 9 )
– Произнесите слово по слогам.
(Е-МЕ-ЛЯ).
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. (
Слайд 10 )

1. Согласный звук 3 слога,
2. Гласный звук 2 слога,
3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща) (Слайд 11 )

– Составим схему слова лещ . (Слайд 12 )

(На карточках, затем проверка, аналогичная слову щука).

– Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов? (Мягко).
– Дайте характеристику звука [щ]. (
Звук [щ] – согласный, глухой, всегда мягкий).

Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

2. Демонстрация клипа про букву Щ. (Слайд 13 )

Какие слова со звуком [щ] вы услышали?

– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ ).

3.Дифференциация звуков [ш] – [щ]

На доске карточки с буквами ш и щ .

– На какую букву похожа Щ ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них.

(Ведро с буквой ш и ведро с буквой щ) (Слайд 14 )

Давайте поможем Емеле правильно поймать слова и положить их в вёдра.

1 вариант поднимает руку, если в слове есть буква ш.

2 вариант поднимает руку, если в слове есть буква щ.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

4. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику.

– Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.
– Составьте из них слова.

Прочитайте слова. (На доске)

Какое слово самое короткое? (ищу)

Сколько в нём слогов?

Сколько букв?

Сколько звуков?

На какой слог падает ударение?

Какой звук [щ] ? (мягкий)

Какая буква пишется после буквы Щ?

Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)

В каких словах есть слоги ща, щу?


Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

Чу – щу пиши с буквой у.

5.Чтение скороговорок на с.62

Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

Прочитайте правило на с. 63.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу (Слайд 23)

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА- (Слайд 24)

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

В каких словах есть буква Щ ?

IV. Физминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата в лес ходили

И из речки воду пили:

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

Какое слово в физминутке со звуком [щ] ? (чаща)

V. Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на. 64. (Слайды 25 -29)

Какие ещё овощи вы знаете?

Отгадайте слово:

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …(щётки) (Слайд 29)

  1. У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок) (Слайд 30)

Вы верно угадали слова щенок и щётки. А сейчас прочитаем стихотворение С. Михалкова о том, что случилось с щёткой и непослушными щенками.

(с. 65)

Что случилось с щенками? (Слайд 31)

А какие назначения могут быть у щёток?

Прочитайте стихотворение ещё раз.

Чтение остальных стихотворений. (Слайд 32)

VI. Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
– Назовите известные вам шипящие звуки.
– Чем отличается [ш] от [щ]?

ча - ща

чу - щу


Ш Щ

Щ А Щ У Щ Е Щ Ё Щ И

Аннотация:

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

Этапы занятия

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

Возьмите зеркала.

Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку(у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
- Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
- Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи - кусаются…(клещи).
- Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
- Кто щиплет щетку? (Щенки)
- Сколько их?(2)
- Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
- Где они ее щиплют? (В уголке)
- Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.



Игра «Сделай слово огромным»
Кулак…(кулачище)
Сила…
Сапог..
Дом..
Кот…
Усы…
Голос…
Карман…
Топор…
Рука…
Зубы…
Губы..
Нос…

Игра « Кто это - назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных?...
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

Какой согласный звук общий для всех этих слов?

Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

[О, В, Щ, И]-….(овощи-..о)
[Х, И, Щ, И, К]-…(хищник-…нь)
[Щ, И, Ц, Ы]-…(щипцы-…п)
[В/, Щ, И]-…(вещи-…э)
[Щ, У, А]-…(щука-…к)

Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.(Логопед читает стихотворение).

На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

От какого слова образовано слово «помощница»?

В каком смысле употреблено слово «помощница»?

Разделите слово на слоги?

Сколько всего слогов в слове?

В каком слоге находится звук [щ]?

Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р - роща
щ, д, а, о, п, а - пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ - щавель
а, щ, п, а - пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

Запомните, ребята, правило: ща - мы пишем с гласной А.

К каким словам из записанных вами подходит схема?

Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
- Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы учились произносить звук…

Этот звук…

Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Звук [щ] на письме обозначается буквой …

Слог ща мы пишем с гласной …

Сегодня у меня хорошо получилось…

К следующему занятию я постараюсь …

Щ, щ (называется: ща) — одна из букв в ряде кириллических славянских алфавитов: в русском - 27-я (литературное произношение — длительное мягкое [ш’ш’], также встречается мягкое краткое [ш’], [шш] диалектное и даже устаревшее [шч’]), в болгарском - 26-я (звучит как [шт]) и в украинском - 30-я (обозначает твёрдое [шч]); есть также в ряде письменностей народов не славянских.

Вместо Щ белорусский алфавит использует сочетание «шч»; упразднена в сербском алфавите реформой, проведенной В. Караджичем (заменяется обычно, в зависимости от произношения, на «ћ» либо «шћ»,); с самого создания в 1944 г. македонского алфавита в нем не присутствует.

Обычно в кириллице считается по порядку 25-й (в старославянской азбуке, где перед Ц ставят Щ) или 28-й (в азбуке церковнославянской, где, Щ стоит после Ш, как и в русской), имеет вид и не имеет числового значения; 26-я по счёту в глаголице, выглядит как и означает число 800.

В старославянском произносится как [шт] (в принципе, старославянское написание через шт и щ считается равноправным и взаимозаменяемым), в церковнославянском звучит по-разному — зависит от местного произношения. Называется в церковно- и старославянской азбуках — «ща», значение которого неизвестно; может быть, такового и не имелось (порой упоминается совпадение с новой формой сербского языка «шта» такого местоимения, как «што», только это вторично).

Почти всеми исследователями происхождение буквы объясняется через какую-либо лигатуру, но различным образом: в основном, объясняют сочетанием Ш+Т (самое правдоподобное — вытекает из произношения буквы в болгарском языке: «Щорм», «Щирлиц» (болг.) = Шторм, Штирлиц), Ш+Ч (объясняет хорошо форму глаголическую) и Т+Ш (этот вариант предложен Н. Н. Дурново́).

Хвост Щ в старом кириллическом начертании буквы, как правило, является продолжением её средней мачты; в шрифте гражданском выполнен по аналогии с буквой Ц; позднее имел и сейчас имеет несколько различных форм в зависимости от применяемой гарнитуры, но рисуется обычно одинаковым с Ц в том же шрифте. В босанчице попадается начертание, когда под строку спускается не хвост, а поднимается вся буква и получаются пропорции, приближенные к греческой Ψ.

Различие в начертании букв Ш и Щ в русском языке позволило увидеть в хвостике Щ некий диакритический знак и с его помощью построить ряд букв в создававшихся в СССР письменностях для разных народов на основе кириллицы: Җ, Ң, Қ,Ҷ, Ҭ, Ҳ,Ӷ, Ӌ.

Русское произношение Щ не является однородным:

Сочетание 2-х согласных: палатального (мягкого) спиранта [ш’] и тоже мягкого сложного согласного [ч’]. Подобное произношение щ = шч отмечается уже у Тредьяковского (в «Разговоре об орфографии», 1748г.) и Ломоносова (в «Российской грамматике», 1755г.). Им вторит и Шлёцер в неоконченной своей «Russische Sprachlehre» (1764г.).

Такое произношение часто раньше можно было встретить в речи образованных людей, реже — в народном говоре; считалось литературным в XIX в. Почти перестало употребляться в XX в.

Длительное мягкое [ш’ш’] или короткое [ш’]. Мягкое (роща = ро[ш’ш’]а), произошло из различных говоров: калужских, московских (не везде), ряда рязанских и иных «акающих», либо южно-великорусских.

Твёрдое долгое [шш] сохраняется, в основном, в «окающих» северо-восточных говорах (Казанской, Вятской, Нижегородской губ.): тащи (та[шшы]), как обычно это слово изображают средствами русской общеупотребительной графики.

В ряде слов в общепринятом правописании звук [шч] или приближенный к нему передается посредством разных сочетаний букв: (веснушчатый, звёздчатый, счастье, извозчик, мужчина, жёстче, дождь). Наличие таких альтернатив в обозначении этого звука иногда приводило к мысли удалить букву Щ из состава русского алфавита (напр., об этом говорится в упомянутой выше книге Тредьяковского) и заменить, например, на сочетание сч.

Поскольку буквой щ в прошлом обозначался сложный довольно звук [ш’ч’], то эту букву практически не использовали в иностранных словах-заимствованиях. Традиция эта сохраняется и сейчас: хотя близкие к [ш’] звуки широко распространены в ряде языков, их, как и прежде, заменяют на ш либо на сь. Исключением является литовский язык: правила транскрипции предписывают передавать литовское šč буквой щ, напр., Аникщяй (Anykščiai - лит.).

Сочетание согласных звуков [ш’ч’], которое ранее обозначалось посредством щ, имеет различное происхождение. Во-первых, оно возникало посредством палатализации такого сочетания, как [ск], предшествующего [j] (трещу, ищу; суффикс -ище в топорище, городище и пр.), или предшествующего нёбным гласным (трещит, ищет); во-вторых — из [стј] (роща, свищу, рощу), в-третьих, было перенесено в многочисленных заимствованиях из церковнославянского, наподобие пища (из [т’j], ср. - народное пича), клевещу, трепещу (также из [тј]), пещь, нощь, мощи, мощь (из [гт] и [кт], ср. - нар. печь, ночь, мочь) и т. п., и в 4-х — из сочетаний [зч], [сч] методом уподобления [з], [с] последующему [ч] и их перехода в [ш] (напр., исчез, счёт, счастье). Зачастую присутствие буквы Щ — признак славянизмов, а в исконно русских словах в этой позиции стоит Ч (вращать/ворочать, горящий/горячий, освещение/свеча, помощь/по́мочи и т. д.).

Выбор между вариантами написания ща/щя, ще/щэ, щу/щю, що/щё, щи/щы в русском языке диктуется не произношением, а формализованными правилами и рядом соображений исторического и этимологического толка. Традиционны написания ща, щи, ще, щу; почти невозможны — щя, щы, щэ, щю, хотя в заимствованиях могут встречаться (очень редко: Аникщяй почти уникальный пример), также возможны теоретически в словах сложных (борщэкспорт).

Выбор между щё и що определяется достаточно сложными правилами; в фамилиях популярно двоякое написание: -щёв/-щов. Формальные правила также диктуют выбор между щь и щ (если имеется в виду не разделительный мягкий знак: мощью): в основном, с щь пишутся повелительные наклонения глаголов (таращь, плющь, морщь) и существительные женского рода в именит. и винит. падеже ед. ч. (вещь, помощь).

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.

Буква «Щ»

Веселые стихи

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Щука клад нашла на дне,

Вот бы щуку в руки мне.

На лужайке, как звонок,

Заливается щенок.

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

Г. Виеру

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Щетку щеголь уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

* * *

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

* * *

Могут щетки чистить шубы,

Могут щетки чистить зубы.

Щетки – это не трещотки,

Нам всегда помогут щетки.

Щука в озере жила.

Червяка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Угощала двух ершей.

Рассказали всем ерши:

– Щи у щуки хороши!».

Г. Сапгир

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела.

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

С. Чернов

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки.

Б. Заходер

Щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке,

Щелкает в роще певец-соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Скороговорки

Чистоговорки

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?

3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?

Игра «Слоговой аукцион»

Продолжите слова слогами чу-щу.

То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).

Продолжите слова слогами ча-ща.

Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву:

– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.

Игра «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).

Игра «Найдите слово в слове»

Щепка (щека ), щель (ель ).

Игра «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).

2. Составьте слова из слогов:

О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

Игра «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

щ – – – щ –

щ – – – – щ –

щ – – – – – щ –

щ – – – – – – щ –

щ – – – – – – – щ –

щ – – – – – – – – щ –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,

щавель, щекотка. роща, мощи.

Игра «Дополните слово»

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.

Игра «Наборщик»

Составьте слова из букв слова товарищи.

О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.

Игра «Из одного слова – несколько»

Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.

О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».

Загадки

Моя презентация « Буква «Щ,щ » Звук [Щ] Учимся читать. Поём вместе с нами! » помогает учителям разнообразить урок, привлечь внимание детей к учебному процессу, настроить их на положительное отношение к обучению чтению . Мышление у детей наглядно-образное, поэтому я часто на уроках чтения использую детские презентации с музыкальным сопровождением. Цель данного занятия облегчить детям задачу по запоминанию буквы « Щ», а затем читать слоги, слова с буквой «Щ«. К такому серьёзному процессу, как чтение, можно подойти весело. Например, изображаем букву в виде забавного человечка, поём песенку о букве, читаем и подписываем слайды с названием предметов на букву »Щ» . На первых слайдах мы знакомимся с буквой, читаем стихи про букву »Щ», а на следующих слайдах учимся читать целыми словами. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью иллюстраций. Цель - сделать процесс чтения приятным. На слайдах выделены склады- ЩА, ЩЕ, ЩУ, ЩЁ, ЩЮ, ЩИ …. и подобраны слова,в которых есть эти склады. По складам мы и читаем слова, »чистоговорки» . скороговорки, тексты стихов. Тренируем навыки произношения слов с буквой «Щ», Выполняем задание: найди лишнее слово, назови слова с этой буквой,играем в игры со словами, отгадываем загадки. . Подобраны стихи о животных, названия которых начинаются на букву «Щ», небольшие тексты для чтения.

Презентация поможет совершенствованию навыков чтения учащихся первых классов, станет лучшим способом рассказать всё об этой букве, поддерживает интерес к учёбе.