Василий Иванович Шуйский. Родился в 1552 году - умер 12 (22) сентября 1612 года. Русский царь Василий IV Иоаннович (1606-1610). Последний царь из рода Рюриковичей.

Василий Шуйский родился в 1552 году.

Отец - Князь Иван Андреевич Шуйский (1533-1573), русский государственный и военный деятель, боярин (с 1566), воевода в Смоленске (1569), сын князя Андрея Михайловича Шуйского, убитого псарями .

Мать - Анна Фёдоровна, ее происхождение неизвестно.

Братья: Андрей Иванович, Дмитрий Иванович, Александр Иванович, Иван Иванович (Пуговка).

Весь влиятельный клан Шуйских был представлен при дворе.

С 1584 года Василий Шуйский - боярин и глава Московской судной палаты.

В походах 1574, 1576, 1577 и 1579 годов - рында с большим сайдаком (оруженосец-телохранитель Великого князя).

Летом 1581 года - воевода Большого полка во время похода к Серпухову.

В июле 1582 года - воевода Большого полка в походе к Новгороду (при брате Андрее).

Воевода полка правой руки в походе к Серпухову в апреле 1583 года.

Воевода смоленский в 1585-1587 годах.

По неизвестным причинам был в непродолжительной ссылке в 1586 году.

Во время преследования Шуйских царем с 1587 году находился в ссылке в Галиче. В 1591 году Борис Годунов, уже не видя опасности в Шуйских, возвращает их в Москву. С тех пор Шуйские в целом вели себя лояльно.

В 1591 году вёл следствие по делу царевича Дмитрия. Будучи под строгим надзором Годунова, Шуйский признал причиной смерти царевича самоубийство - несчастный случай. С этого же года вновь введён в Боярскую думу. После этого был воеводой новгородским. В 1598 году - первый воевода полка правой руки в армии Мстиславского в Крымском походе к Серпухову.

С января 1605 года был воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия I, и в битве при Добрыничах одержал победу. Однако, не сильно желая победы Годунова, бездействием дал усилиться самозванцу.

После смерти Годунова пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий I нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

В ходе вооружённого народного бунта 17 (27) мая 1606 года, организованного Василием Шуйским, Лжедмитрий I был убит, а 19 (29) мая группа приверженцев Василия Ивановича «выкликнула» Шуйского царём.

Царствование Василия Шуйского

Василий IV Шуйский коронован 1 (11) июня 1606 года Новгородским митрополитом Исидором. При этом он дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. В начале июня правительство Шуйского объявило Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия.

Шуйский пытался укрепить войско после унизительных поражений, нанесённых царской армии сторонниками Лжедмитрия. При нём в России появился новый воинский устав - результат переработки немецких образцов. В то же время усилились центробежные тенденции, наиболее заметным проявлением которых было восстание Болотникова, подавленное только в октябре 1607 года.

В августе 1607 года на смену Болотникову пришёл новый претендент на престол - Лжедмитрий II. Царские войска были разбиты под Болховом (1 мая 1608). Царь со своим правительством был заперт в Москве, под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией - Тушинский лагерь.

К концу 1608 года Шуйский не контролировал многие регионы страны. Выборгский трактат начала 1609 года обещал территориальные уступки шведской короне в обмен на вооружённую помощь царскому правительству. Командование русско-шведской армией принял на себя князь М. В. Скопин-Шуйский. Многие видели в молодом и энергичном полководце преемника пожилого и бездетного государя.

Свержение и плен Василия Шуйского

Несмотря на то, что большая часть страны была освобождена от антиправительственных сил к марту 1610 года, в сентябре 1609 года в пределы России вторгся польско-литовский король Сигизмунд III, осадивший Смоленск. Сам царь Василий Шуйский не был популярен в народе. Кроме того, антишуйские настроения в Москве были подогреты неожиданной смертью молодого полководца Скопина-Шуйского.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня (4 июля) 1610 и восстание в Москве привели к падению Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи , причём, отказался сам произносить монашеские обеты. В сентябре 1610 он был выдан - не как монах, а в мирской одежде - польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду и принесли ему торжественную присягу.

Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы, через несколько дней там же умер его брат Дмитрий. Третий брат, Иван Иванович Шуйский, впоследствии вернулся в Россию.

В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Василий Шуйский. Смутное время

Личная жизнь Василия Шуйского:

Дважды был женат.

Первая жена - княжна Елена Михайловна Репнина (ум. 1592), дочь известного боярина князя Михаила Петровича Репнина, казненного в 1564 году Иваном Грозным за отказ надеть потешную маску и быть шутом (был зарезан прямо в церкви, у алтаря).

Почему Шуйский женился на сироте Репниной - непонятно. По мнению историков, этот брак с дочерью казненного боярина выглядит нелогичным, особенно если учесть, что другой брат - князь Дмитрий Иванович - был женат на дочери Малюты Скуратова. Первый брак был бездетным, из-за чего закончился разводом.

Вторая жена - княжна Мария Петровна Буйносова-Ростовская , в девичестве Екатерина, в иночестве Елена (ум. 1626), дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского.

Второй брак состоялся уже после вступления на престол. Вторая женитьба, к которой царь Василий Иванович не слишком стремился, состоялась только из соображений династической целесообразности.

В нем родились две дочери - Анна и Анастасия.

Царевна Анна Васильевна (1609 - 26 сентября 1609 года), умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас. Гробница была найдена в ходе работ по исследованию некрополя Вознесенского монастыря в Кремле. Исследователь некрополя Вознесенского монастыря Т. Д. Панова приводит надпись на крышке саркофага: «Лета 7118 сентября в 26 ден на памят святаго апостола Ивана Богослова преставис дще государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси царевна и великая княжна Анна Васильевна всея Руси».

Имя Василия Шуйского как-то осталось в памяти, а вот что он был царем знают и помнят далеко не все. Шло Смутное время. Родом Василий Шуйский из Рюриковичей .

Василий Шуйский родился в 1552 году, точная дата рождения — неизвестна. Родом он из суздальских князей Шуйских, которые в свою очереь происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского. В 1584 стал боярином. В 1587 встал во главе оппозиции Борису Годунову. В итоге попал в опалу и аже был сослан в Галич, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.

В мае 1591 именно он возглавлял разбирательство о причине смерти находившегося в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Следственная комиссия, которой руководил Шуйский, объявила, что царевич Дмитрий лишился жизни в результате болезни, по другим сведениям, смерть его была случайной, а в народе роптали, что это Борис Годунов все подстроил.

Василий Иванович видимо желал власти, но по началу сил не хватало — нужно было убрать с пути Годуновых. После смерти Бориса Годунова при прямом пособничестве в том числе и Шуйского на трон встает Лжедмитрий I.

Лжедмитрий I царствовал не долго и был убит в ходе следующего заговора, организованного именно Василием Шуйским.

Восхождение на престол

Лжедмитрий I правда Шуйского чуть было не казнил — узнал, что тот заговор затевает. Но и тут Шуйский выкрутился, Лжедмитрий его простил (на свое горе). В итоге 17 мая 1606 Лжедмитрий был убит.

На русский престол кроме князя Василия Шуйского стал претеновать боярин Василий Голицын (?-1619). За Шуйского стояла малочисленная, но сильная партия московских бояр, они и «выкрикнули» Шуйского царем 19 мая 1606, в результате чего он был избран на русский престол.

Шуйский постарался внести сразу что-то необычное — впервые в истории России присягнул подданным. Случилось это во время коронования.

Правление Василия Шуйского

В самом начале его правления усилились противостояния между столичным дворянством и боярами (восстание во главе с Болотниковым).
Болотникова сильно потрепали в бою у подмосковной деревни Котлы в декабре 1606. В октябре 1607 после отступления Болотникова восстание было окончательно разгромлено. Шуйский почувствовал себя увереннее, но не надолго.

В августе 1607 года в России появился человек, который назвал себя в очередной раз спасшимся царевичем Дмитрием. Так появился Лжедмитрий II, который пошел войной на Москву.

Лжедмитрий 2 осадил Москву весной 1608 года и обосновался со своей ставкой в Тушино.

Царь Василий Шуйский против Лжедмитрия II

Фактически Царство российское раскололось на две части. В Тушино, в лагере Лжедмитрия собралось примерно 100 тысяч человек. Но по сути дела это была бандитская слобода. Армия царя Дмитрия жестоко грабила население, причем не только вокруг Москвы, а шли, например, в Вологду, Ярославль и другие города. От Лжедмитрия II по всей стране пошли банды. Причем не только банды поляков и интервентов, как оно записано во многих учебниках, но и казаки и русские люди грабили и убивали своих же.

Шуйский ничего не мог с этим сделал. Власти и войска у него не было. И тогда города начали сами заботиться о себе. Они начали создавать свои Земские ополчения. Особенно сильные эти ополчения были на севере и северо-востоке страны.

Начался подъем Земского движения. Оно представляло опасность самодержавию Шуйского и он стал искать путь выхода из такой ситуации. Делить власть с земскими он не желал. И тогда Шуйский принял решение обратиться к шведскому королю Карлу 9.

Шведы царю в помочь

В феврале 1609 года в городе Выборг был подписан договор. Швеция направляла русскому царю отряд в 5000 воинов, но не шведов. В основном это были французы, немцы и шотландцы — главная ударная сила всех наемников в Европе в 17 веке. Шведами в этот контингенте был только командующий.

За эту помощь Шуйский помимо выплаты жалованья армии, обязывался уступал шведам часть территории, и, самое главное, разрешал хождение по России шведской монеты. Это были очень серьезные уступки. Нужно понимать, что правдление Василия Шуйского как царя было весьма ограниченным. Причем настолько, что пошел фактически на предательство России.

Весной 1609 года из Новгорода двинулось объединённое европейско-русское войско против Лжедмитрия II. Русским войском командовал талантливый полководец, 24-летний Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Это был племянник царя, очень хорошо показавших себя в боях с армией Болотникова.

Тушинцев они разгромили под Тверью в 1609 году, после чего шведы потребовали немедленной выплаты денег. Хотя по условиям договора деньги они должны были получить только после окончания войны. Поскольку денег не было, Шуйский попытался увеличить налоги, но нужную сумму не собрал. Тогда шведы бросили Скопина-Шуйского и армия рассосалась по России, начав грабить население.

Скопин-Шуйский в одиночку продолжал свой путь. В этих условиях многие стали задумываться о том, а не возвестили ли Скопина-Шуйского на русский престол? Но он отвергал эту идею. Он не хотел садиться на престол, по крайней мере, в той ситуации.

Польская интервенция

Сигизмунд III воспользовался ситуацией с рассеянными и ослабленными войсками в России и ввел польские войска на нашу территорию. 16 сентября 1609 года Сигизмунд осадил Смоленск. Смоляне упорно сопротивлялись и держали осаду 21 месяц. Город пал только тогда когда смоляне взорвали пороховую башню от безысходности, чтобы максимально навредить врагу перед сдачей.

Филарет с духовенством, Салтыков с Тушинской Думой сначала не знали, что делать, а потом решили совершить очень ловкий ход (по крайне мере им так казалось). Они отправили послов к Сигизмунду III и попросили дать в качестве царя в Москву сына Сигизмунда королевича Владислава. Обратите внимание Филарет и московское боярство просят польского царевича на русский престол.

А между тем Скопин-Шуйский продолжает свои боевые действия, бьет врага и в марте 1610 года торжественно входит в Москву. Опять москвичи начинают говорить о том, что именно таким должен быть русский царь. Естественно Василий Шуйский не любил племянника, но еще больше его не любил брат — Дмитрий. В апреле 1610 на крестильном пиру у князя Воротынского Скопин-Шуйский был отравлен. Судя по всему, отравили его по заказу Дмитрия.

Скопин-Шуйский умер. Новым командующим был назначен Дмитрий Шуйский, брат царя. C такой радости Дмитрий Шуйский пошел воевать с поляками. И русское войско у Дмитрия Шуйского было в 2 раза больше, он позорно потерпел поражение, постольку как воевода должной подготовки не имел. А поляки, окрыленные успехом, начали марш на Москву. Узнав об этом, очень обрадовался Лжедмитрий II, который был на свобое и сидел в Калуге, и который тоже начал движение к Москве.

Окончание правления

К лету 1610 года к Москве с юга подошел Лжедмитрий с низами и оборванцами, а с запада движется гетман Жолкевский с поляками. Начались вится дворцовые заговоры против Шуйского.

17 июля 1610 Василий Шуйский был свергнут дворянами во главе с одним из братьев Липуновых Захаром, при активной поддержке посадского населения. Шуйского постригают в монахи. Затем вместе с братьями Дмитрием и Иваном отправляют его к полякам. Так царь Василий Шуйский закончил свое правление.

В плену у поляков Шуйские испытали самый тяжелый унижения. На заседании Сейма их поставили на колени и заставили публично просить пощады у польского короля. Физические и нравственные тяготы подорвали здоровье Шуйских. В 1612 году братья Василий и Дмитрий умирают в Варшаве.

Прах Василия Шуйского в 1635 году был перенесен в Москву при Михаиле Федоровиче и перезахоронен в Архангельском соборе Кремля.

Место погребения: Архангельский собор Московского Кремля Род: Шуйские Отец: Иван Андреевич Шуйский Супруга: Буйносова-Ростовская, Мария Петровна Дети: Анна , Анастасия

Васи́лий Иванович Шу́йский ( - 12 сентября ) - русский царь c по 1610 годы (Васи́лий IV Иоа́ннович ). Представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей). После низложения жил в плену у поляков.

До воцарения

Боярин и глава Московской судной палаты с 1584 года . Рында с большим саадаком в походах , , и . Воевода Большого полка в походе к Серпухову летом 1581 года . Воевода Большого полка в походе к Новгороду июля 1582 года при брате Андрее . Воевода полка правой руки в походе к Серпухову в апреле 1583 года . Воевода смоленский в -1587 годах . По неизвестным причинам был в непродолжительной ссылке в 1586 году

Царём Василием мало кто был доволен. Главными причинами недовольства были некорректный путь В. Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, его избравших и игравших им как ребёнком, по выражению современника.

Русская История. Полный курс лекций, лекция 42

Кроме того, антишуйские настроения в Москве были подогреты неожиданной смертью молодого полководца Скопина-Шуйского .

Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы , через несколько дней там же умер его брат Дмитрий . Третий брат, Иван Иванович Шуйский , впоследствии вернулся в Россию.

Браки и дети

Василий Шуйский был женат дважды. Первый брак его оставался бездетным, после он долго ходил холостяком. От второго, состоявшегося уже после вступления на престол, он имел лишь двух дочерей. Автор «Бельского летописца» писал:

«у царя Василья Ивановичя всея Русии детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».

Вторая женитьба, к которой царь Василий Иванович действительно не слишком стремился и на которую согласился только из соображений династической целесообразности, происходила после долгого вдовства, а затем и прямого запрета царя Бориса , опасавшегося увидеть в новом поколении князей Шуйских претендентов на престол, что могло создать угрозу правлению его сына. Уже царь Дмитрий , по сообщению Жака Маржерета , хотел нарушить этот тяжёлый и незаслуженный запрет, наложенный на старшего князя Шуйского, но произошёл переворот и вчерашний жених превратился из боярина в царя. Затем необходимость борьбы с врагами, в том числе личное участие в походе под Тулу, на долгое время отодвинули вопросы о других государственных и династических интересах", пишет биограф Шуйского В. Н. Козляков . Наследником царя считался его брат Дмитрий .

В искусстве

Василий Шуйский является одним из главных действующих лиц трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов ».

В снятых по ней экранизациях роль Шуйского исполняли:

  • Никандр Ханаев (Борис Годунов , фильм-опера, 1954)
  • Анатолий Ромашин (Борис Годунов , 1986, режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук)
  • Кеннет Ригел (Борис Годунов , фильм-опера, 1989)
  • Леонид Громов (Борис Годунов , 2011)

Напишите отзыв о статье "Василий IV Шуйский"

Примечания

Литература

  • Либрович С. Ф. Царь в плену - история пребывания Василия Шуйского в Польше. - 1904.
  • Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. - М ., 2002.
  • Бахревский В. А. Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец. - М ., 2002.
  • Козляков В. Н. Василий Шуйский / Вячеслав Козляков. - М .: Молодая гвардия , 2007. - 304, с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 1075). - 5 000 экз. - ISBN 978-5-235-03045-9 . (в пер.)

Ссылки

  • (до 10-го поколения)

Отрывок, характеризующий Василий IV Шуйский

– Да, да, так и сделайте.
Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.
В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.

В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
– Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
– Гость, – отвечал Антон.
– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
– Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
– Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
– Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.
– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Почему царствование Василия Шуйского закончилось его свержением, Вы узнаете из этой статьи.

Причины свержения Василия Шуйского

Василий Иванович Шуйский (годы жизни 1552-1612) является потомком Рюриковичей и русским царем с 1606 года по 1610 год.

Стоит сразу отметить, что те времена были достаточно смутными. За власть и трон боролись Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и другие. Сам Шуйский находился в тайной оппозиции Борису Годунову, параллельно поддерживал Лжедмитрия I и после координировал заговор против него и занял российский трон. Царь из боярского окружения подавил громкое восстание Болотникова и в 1607 году подписал указ касательно 15-летнего сыска крестьян. Власть Василия Шуйского пошатнулась. Когда на арене появился Лжедмитрий II, Шуйский, желая как можно быстрее справиться с конкурентом, заключил в 1609 году договор со Швецией. Условия договора в конечном итоге не привели ни к чему хорошему. Москвичи низложили его с престола и насильно постригли в монахи. После его сдали Польше в плен, где он и умер.

Почему свергли Василия Шуйского?

Василия Шуйского свергли по следующим причинам:

  • Он выражал волю и интересы части бояр, которая не вошла в число Боярской думы Лжедмитрия II. Правление Шуйского приобрело характер Гражданской войны.
  • Заключенный договор со Швецией привел к польской интервенции.
  • Поговаривают, что Василий отравил своего племянника Скопина-Шуйского с целью избавиться от еще одного конкурента.
  • 24 июня 1610 года совершилось сражение поляков с русскими. Под Клушиным войска Шуйского были разбиты, что подорвало окончательно его авторитет.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему свергли Василия Шуйского.