Ровно 183 года назад, 20 августа (1 сентября) 1830 года в доме на Старой Басманной, 36 умирал пожилой человек. Ему было 64 года, его давно мучила подагра. К нему приехал племянник. Умирающий пришел в себя, попричитал, что ему осталось мало. Помолчал и вдруг вымолвил:

– Как скучны статьи Катенина!

Это были его последние слова. «Бедный дядя Василий! – писал потом племянник в письме другу. – Вот что значит умереть честным воином на щите le cri de la guerre a la bouche! (с боевым кличем на устах (франц.). – прим. ред.)».

Племянником был поэт Пушкин, Александр Сергеевич. А дядей – тоже поэт Пушкин, Василий Львович (1766 – 1830). Он вошел в историю как дядя «того самого» Пушкина: из его литературного наследия известность получила только фривольная поэма «Опасный сосед» (1811). Зато он вдохновил многих поэтов (в том числе и своего племянника) на создание колоритных героев. А уж готовность на смертном одре говорить о литературе (Павел Катенин (1792 – 1853) – поэт, драматург и критик) тем более заслуживает уважения. Дмитрий Быков написал в «Элегии на смерть Василия Львовича»:

Дядюшка Василий Львович!
Как держался! Тяжело ведь –
Что там? – подвигу сродни –
С адским дымом, с райским садом,
Говорить о том же самом,
Что во все иные дни (…)
Это славно, господа!
Вот достоинство мужчины –
Заниматься в день кончины
Тем же делом, что всегда!..

«Вечерка» предлагает вспомнить 10 самых любопытных фактов из жизни «дядюшки Василия Львовича» .

1. Дядя Пушкина мог послужить прототипом «Графа Нулина», который «из чужих краев» «себя казать, как чудный зверь,/ В Петрополь едет он теперь/ с запасом фраков и жилетов,/ шляп, вееров, плащей, корсетов,/ булавок, запонок, лорнетов…». Василий Львович смолоду был страшный щеголь. Однажды он не поленился съездить в Петербург из Москвы только для того, чтобы увидеть французского дипломатического агента Дюрока и познакомиться с последним писком французской моды. В 1803 – 1804 гг Василий Пушкин побывал в Париже. Еще до того, как он туда отправился, баснописец Иван Дмитриев сочинил ироническое стихотворение «Путешествие N.N. в Париж и Лондон, писанное за три дни до путешествия». Его герой, в котором все узнали Василия Львовича, предвкушал, чего он там накупит: «Какие фраки! панталоны!/ Всему новейшие фасоны!». Но Василий Львович в Европе посещал не только модных портных, но и брал уроки декламации у знаменитого актера Тальма, общался с известными поэтами.

2. Василий Пушкин был женат, однако уже через 3 года после свадьбы, в 1802 году, затеял бракоразводный процесс. По тем временам это было редкое и скандальное событие. Оформить развод удалось лишь в 1806 году, на Василия Львовича наложили церковную эпитимью. Зять Василия Пушкина, сын его сестры Елизаветы Матвей Сонцов, говорил, что у Василия Львовича только три привязанности: сестра Анна Львовна, князь Вяземский и однобортный фрак, который Василий Львович выкроил из старого сюртука.

3. До 1810 года Василий Пушкин занимался литературной деятельностью не очень активно: создал всего 20 стихотворений. А в 1811 году вдруг блеснул поэмой «Опасный сосед». Евгений Баратынский написал эпиграмму, в которой предположил, что эти «складные страницы» появились среди «тетради чепухи» благодаря «сделке с лукавым», т.е. с нечистой силой.

4. Поэма не могла быть напечатана в России из-за ее сюжета: драки в борделе. Но Василий Пушкин охотно читал ее знакомым. Кстати, одним из первых читателей стал 12-летний племянник автора. Поэма ходила по рукам в списках. Владимир Набоков писал, что первое издание поэмы появилось в 1815 г. благодаря тому, что русский дипломат Шиллинг решил испытать русский литографский станок – и не смог вспомнить ни одного стихотворения, кроме «Опасного соседа».

5. В поэме «Опасный сосед» есть черты серьезной литературной полемики, а фривольная тема придает ей особо пикантный вкус. Василий Пушкин был противником «архаистов» -- литераторов, которые выступали против новой лексики, заимствованных слов (самым известным представителем был адмирал Александр Семенович Шишков (1754 – 1841)). Герой и его «опасный сосед» Буянов мчатся в публичный дом на паре рысаков, причем герой называет ее старинным словом «двоица»: «Досель, в невежестве коснея, утопая/ Мы, парой двоицу по-русски называя,/ Писали для того, чтоб понимали нас./ Ну, к черту ум и вкус! пишите в добрый час!». Комедия одного из архаистов, А.А. Шаховского, «Новый Стерн», направленная против Карамзина, пришлась по вкусу героиням из «веселого дома»: «Две гостьи дюжие смеялись, рассуждали/ И Стерна Нового как диво величали./ Прямой талант везде защитников найдет!». Последние строки поэмы – тоже «шпилька» в адрес «архаистов»: «Блажен, стократ блажен, кто в тишине живет,/ И в сонмище людей неистовых нейдет, (…)/ Кто иногда стихи от скуки сочиняет,/ И над рецензией славянской засыпает».

6. В поэме в описании борделя есть загадочная для современного читателя строчка: «Херы с Покоями сцеплялись по стенам». «Хер» и «Покой» – названия букв «х» и «п» в старославянской азбуке. То есть стены либо были исписаны словами, начинающимися на эти буквы, либо изрисованы картинками, на которых присутствовали обозначаемые этими словами предметы. Слово «хер» стало уже с XIX в. использоваться как эвфемизм самого известного слова, которое начинается с буквы «х».

7. В 1812 году Василий Пушкин буквально бежал из горящей Москвы, без денег и теплой одежды. В московском пожаре погибли его дом, все вещи и драгоценная библиотека. Василий Львович поселился в Нижнем Новгороде, по его признанию, «жил в избе», но литературные проблемы волновали его куда больше житейских. После окончания войны Василий Львович возвратился в Москву.

8. Александр Пушкин намекнул на своего дядю уже в стихотворении «Городок» (1815): в библиотеке героя есть «и ты, замысловатый/ Буянова певец,/ В картинах толь богатый/ И вкуса образец». В стихотворении «Дяде, назвавшему сочинителя братом» (1816) он признается: «Вы дядя мне и на Парнасе». В «Евгении Онегине» среди соседей Лариных есть «мой брат двоюродный Буянов» – тот как бы «сын» его дяди. В то же время в письмах Вяземскому Пушкин невысоко отзывался об уме и таланте своего дяди и выражал беспокойство, что «Опасного соседа» могут приписать ему, Александру: «опасаюсь, чтобы двоюродный мой брат не почелся моим сыном» (2 января 1822), «он так глуп, что язык не повернется хвалить его» (6 февраля 1823), «посредственный, как Василий Львович» (28 января 1825 г.).

9. А вот Василий Львович отзывался о Пушкине хорошо: «необузданная ветреность пройдет, а талант его и доброе сердце останутся при нем навсегда» (Вяземскому, 23 сентября 1820 года). Правда, в поэме «Капитан Храбров» (1830), в которой высмеивается романтизм (Василий Львович был поклонником классицизма), упомянута главная пушкинская героиня: «Я очень занимаюсь чтеньем,/ И романтизм меня пленил./ Недавно Ларина Татьяна/ Мне подарила Калибана:/ Ах, как он интересен, мил!».

10. 6 июня 2013 года в доме на Старой Басманной, 36 открылся Музей Василия Львовича Пушкина (филиал Государственного музея А.С. Пушкина). Василий Львович жил там с 1824 года до самой смерти. Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника. А каждое третье воскресенье месяца вход бесплатный!

8 мая (27 апреля по ст.ст.) 1766 года родился Василий Львович Пушкин, любимый дядя А. Пушкина.

П. А. Вяземский как-то посетовал:

«Забавность, истинная и сообщительная весёлость очень редко встречаются в нашей литературе. А между тем в русском уме есть чудная жилка шутливости: мы более насмешливы, чем смешливы, преимущественно на письме. Чернила как-то остужают у нас вспышки весёлости».

Где же искать забавность и весёлость?

Последуем совету Вяземского: «Мы всё время держимся крупных чисел, крупных событий, крупных личностей, дроби жизни мы откидываем: но надобно и их принимать в расчёт».

Примем же в расчёт «дроби жизни» – отыщем некрупные, но яркие, типично русские натуры в нашей истории, литературе… И может, найдём в них «истинную и сообщительную весёлость»?

Наш рассказ о Василии Львовиче Пушкине.

«Как скушны статьи Катенина!»

«Бедный дядя Василий! Знаешь ли его последние слова? – пишет А. С. Пушкин Плетнёву в сентябре 1830 г. – Приезжаю к нему, нахожу его в забытьи; очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: «Как скучны статьи Катенина!» – И более ни слова. Каково? Вот что значит умереть честным воином, на щите, с боевым кличем на устах»…

Привязанности В. Л. Пушкина

«Я в Пушкине теряю одну из сердечных привязанностей жизни моей, – жаловался Вяземский. – С 18-летнего возраста, и тому двадцать лет, был я с ним в постоянной связи. Солнцев таким образом распределил приязнь Василия Львовича: Анна Львовна (любимая сестра В. Л. Пушкина), я и однобортный фрак»…

Дополню Вяземского: у Василия Львовича были ещё привязанности – литература, его друзья-«арзамасцы», Анна Николаевна (из-за которой он едва не развёлся с женой), добрая ирония и племянник-проказник Александр.

«Их преосвященству В. Л. Вот»

Племянник пишет дяде в канун 1817 г. из Царского Села:

Тебе, о Нестор Арзамаса,
В боях воспитанный поэт, –
Опасный для певцов сосед
На страшной высоте Парнаса,
Защитник вкуса, грозный Вот!
Тебе, мой дядя, в Новый год
Веселья прежнего желанье
И слабый сердца перевод –
В стихах и прозою посланье.

Александр просит простить «девятимесячную беременность пера ленивейшего из поэтов племянников»:

Но вы, которые умели
Простыми песнями свирели
Красавиц наших воспевать,
И с гневной музой Ювенала
Глухого варварства начала
Сатирой грозной осмеять,
И мучить бедного Шишкова
Священным Феба языком,
И лоб угрюмый Шаховского
Клеймить единственным стихом!
О вы! Которые умели
Любить, обедать и писать,
Скажите искренно, ужели
Вы не умеете прощать!

Ну помилуйте, чьё сердце не растопится после таких стихов?

«Писатель нежный, тонкий»…

В 1825 г. Анна Львовна умерла. Проказник Александр Сергеевич с дружкой Дельвигом написали элегию на смерть дядиной сестры (не столь печальную, сколь игривую):

Ох, тётенька, ох, Анна Львовна,
Василья Львовича сестра…

Увы! Зачем Василий Львович
Твой гроб стихами обмочил?

Или зачем, подлец попович,
Его Красовский пропустил!

Вяземский опасался, что если это стихотворение попадёт на глаза Василию Львовичу, то он, верно, не перенесёт удара. Старик действительно вышел из себя от выходки племянника, горестно восклицал: «Э-эх… А она его сестре 15 000 оставила!»

Пришлось молодому человеку опять умасливать дядю: в послании к Вяземскому он хитро воскликнул: «…Писатель нежный, тонкий, острый мой дядюшка…»

Надо полагать, после этих слов (а Вяземский не преминул показать их лучшему другу) Василий Львович снова стал благожелательно смотреть на племянника.

Портрет Василия Львовича

Ф. Ф. Вигель так описывает В. Л. Пушкина: «Сам он весьма некрасив: рыхлое толстеющее туловище на жидких ногах, косое брюхо, кривой нос, лицо треугольником, рот и подбородок, как у Шарля Кена, а более всего редеющие волосы не с большим в тридцать лет его старообразили. К тому же беззубие увлаживали разговор его, и друзья внимали ему хотя с удовольствием, но в некотором от него отдалении».

Но зато он был человек светский, хорошего тона и вообще приятен в обществе, утверждал М. А. Дмитриев. Он знал языки: немецкий, французский, английский, итальянский, латинский. Любил читать наизусть оды Горация. Путешествовал по Европе, жил в Париже и Лондоне, видел Бонапарта ещё консулом, водил знакомства со многими французскими писателями…

Надо ли говорить, что эти достоинства Василия Львовича полностью уравновешивали и перевешивали недостатки его внешности?!

«Дайте зальцвасеру стакан!»

Василий Львович писал басни, послания, эпиграммы; в искусстве писать буриме никто не мог с ним сравниться, по словам Дмитриева. Вот он читает буриме Херсакову (рифмы баран-барабан, стакан-алкоран и пр. заданы были Жуковским):

Чем я начну теперь! – Я вижу, что баран!
Нейдёт тут ни к чему, где рифма барабан!
Вы лучше дайте мне зальцвасеру стакан
Для подкрепленья сил! Враньё на алкоран…

Херасков был ошарашен!

«Бегу туда, где рассмеяться не беда»

Читаешь стихи Василия Львовича и соглашаешься с А. С. Пушкиным: его дядюшка – «писатель нежный, тонкий, острый».

…У пышных богачей, я вижу, всё прекрасно,
Но что-то говорить и трудно, и опасно!
Ты оставайся здесь, а я бегу туда,
Где рассмеяться не беда.

(Басня «Медведь и его гости»)

Василий Львович – мастер афористических концовок:

В болезни я – ягненок,
Когда здоров – я волк.

(Басня «Волк и лисица»)

Глупцов встречаем мы и видим их всегда,
Но мудрый кроется и пышность презирает.

(Басня «Мирза и соловей»)

Эпиграммы В. Л. Пушкина резки, остроумны:

Змея ужалила Маркела.
«Он умер?» – «Нет, змея, напротив, околела».

Прославился хозяйством Тит;
Убытку в доме он не терпит никакого:
И ест, и пьёт, и говорит
За счёт другого.

Панкратий, откупщик богатый,
Не спорю, любит барыши;
Зато как он живёт? – Огромные палаты,
Французы, повара, турецкие халаты,
Дом чаша полная, нет одного – души.

О, как болтаньем докучает
Глупец учёный Клит!
Он говорит всё то, что знает,
Не зная сам, что говорит.

– Ах, как я рад! Прошу откушать!
Сегодня у меня с дичиною паштет.
– Согласен, мой сосед.
– Ещё прошу послушать
Трагедию «Улисс и Фиоклет».
– Я отобедал, мой сосед.

«Мой брат двоюродный Буянов»

Прославила Василия Львовича сатира «Опасный сосед» (1811 г.). Сосед Буянов затащил героя её в вертеп, затеял там драку, и пришлось бедному герою бежать, оставив часы, кошелёк, шинель. Он рад, что ещё дёшево отделался:

Блажен, сто крат блажен, кто в тишине живёт,
С кем не встречается опасный мой сосед…

Поэма ходила по рукам, ею зачитывались, над ней хохотали от души.
Боратынский ценил «Опасного соседа» за живость, энергию стиха:

Панкратьевна, садись; целуй меня, Варюшка;
Дай пуншу: «Пей, дьячок». – И началась пирушка.

А. С. Пушкин восторгался дядиной сатирой и вспомнил об «опасном соседе» в «Евгении Онегине»: «…мой брат двоюродный Буянов…»

«Злодея истребить!»

Василий Львович слыл преданным карамзинистом, другом Жуковского и, следовательно, литературным противником А. С. Шишкова. В послании к Жуковскому он пишет:

Я вижу весь собор раскольников-славян,
Которыми здесь вкус к изящному попран,
Против меня теперь рыкающий ужасно.
К дружине вопиет наш Балдус велегласно:
«О, братие мои! Зову на помощь вас!
Ударим на него, и первым буду аз!
Кто нам грамматике советует учиться,
Во тьму кромешную, в геенну погрузиться!
И аще смеет кто Карамзина хвалить,
Наш долг, о людие! Злодея истребить!»

«Друг юношества и всяких лет»

Василий Львович – близкий приятель Карамзина, И. И. Дмитриева, Жуковского, Батюшкова, Дашкова и их современников; также тех, кто моложе, «переходил, так сказать, от поколения к поколению; был приятель дедов, отцов и внуков» (М. А. Дмитриев). Вяземский подтрунивал над Пушкиным: «Он кончит тем, что будет дружен с одними грудными младенцами, потому что, чем более стареет, тем всё больше сближается с новейшими поколениями».

И даже племянника Александра Василий Львович называл братом: хотя юному поэту то крайне льстило, он всё же не терял головы:

Нет, нет, вы мне совсем не брат,
Вы дядя мой и на Парнасе…

Кто-то очень удачно окрестил Василия Львовича «другом юношества и всяких лет» (по названию издаваемого М. И. Невзоровым журнала «Друг юношества и всяких лет»).

«Я начал жить»

Василий Львович считался очень добродушным человеком и не злился на шутки. Однажды он сказал И. И. Дмитриеву, что едет за границу. Иван Иванович предложил другу описать в стихах его будущее путешествие. Пушкин согласился. И Дмитриев тут же сочинил поэму «Путешествие Н.Н. в Париж и Лондон, писанное за три дня до путешествия»!

Друзья, сестрицы! Я в Париже!
Я начал жить, а не дышать…

Что герой будет делать в Париже? Знакомиться с актрисами, богатыми семействами, писателями. А в Лондоне? Шляться по Вестминстеру, заглядывать в пабы, рыться в книжных лавках…

А вот и характеристика героя:

Я, например, люблю, конечно,
Читать мои куплеты вечно,
Хоть слушай, хоть не слушай их;
Люблю и странным я нарядом,
Лишь был бы в моде, щеголять…
Я, право, добр! – и всей душою
Готов обнять, любить весь свет!..
…Я вне себя от восхищенья!
Какие фраки! Панталоны!
Всему новейшие фасоны!

Василий Львович уехал…

Надо ли говорить, что он вёл себя в Париже и в Лондоне точно так, как предсказывал Дмитриев…

И вот он вернулся на родину. Но в каком виде! «Парижем от него так и веяло, – вспоминает Вяземский. – Одет он был с парижской иголочки с головы до ног, причёска, умащенная древним, античным маслом… В простодушном самохвальстве давал он дамам обнюхивать голову свою…» – По всему видно, что он в своё удовольствие пожил за границей!

Дмитриев как в воду смотрел: всё происходило так, как он предсказывал в своей поэме, которая к тому времени вышла в свет. Василий Львович иногда сам читал в обществе сочинение своего друга и первый заливисто смеялся, сотрясаясь.

Шутки «их превосходительств гениев Арзамаса»

«Арзамасцы» пригласили в свое общество В. Л. Пушкина. Его уверили, что это общество – род литературного масонства, и что при вступлении в ложу надо подвергнуться некоторым испытаниям. Василий Львович, подумав, прикинув что-то, согласился.

Воображение Жуковского разыгралось: чего он только не напридумывал! И много тут было шалости, ума и весёлости! – восхищался Вяземский.

Шубное прение

Пушкина ввели в комнату, положили его на диван и навалили на него шубы всех собравшихся (это был намёк на поэму Шаховского «Расхищенные шубы», напечатанную в «Чтениях беседы любителей Российского слова»).

Загробный голос вещал: «Какое зрелище пред очами моими? Кто сей обременённый толикими шубами страдалец? Сердце моё говорит, что это почтенный Василий Львович Пушкин. И лежит он под страшным сугробом шуб прохладительных. Очи его постигла курочья слепота Беседы; тело его покрыто проказою сотрудничества, и в членах его пакость Академических известий, издаваемых г. Шишковым… О друг наш! Терпение, любезный!..»

Потом, лёжа под шубами, Василий Львович выслушал чтение нереально огромной французской трагедии!

Таким было первое испытание – «прение под шубами».

Вдруг грянул выстрел!

Василия Львовича с завязанными глазами долго водили с лестницы на лестницу и, наконец, привели в комнату. Сняли повязку, подали ему лук и стрелы и велели поразить чучело, стоявшее посередине, – «Дурной вкус». Пушкин натянул лук и выпустил стрелу – и вдруг грянул выстрел! (Это спрятанный за простыней мальчик выстрелил холостым зарядом из пистолета.) Бедный Пушкин от неожиданности упал… его подняли, поставили за занавеску, и снова раздался мрачный голос Жуковского:

– Не страшись, любезный странник, и смелыми шагами путь свой продолжай. Твоему ли чистому сердцу опасаться испытаний? Мужайся!.. Ты пришел, увидел и победил… Настала минута откровений. Приближься, почтенный «Вот», новый любезный собрат наш!

В руки Василию Львовичу дали неимоверно мёрзлого арзамасского гуся, которого он должен держать, пока говорилась длинная-предлинная приветственная речь.

– …Прими же из рук моих истинный символ Арзамаса, сего благолепного гуся, и с ним стремись к совершенному очищению… Гусь наш достоин предков своих. Те спасли Капитолий от внезапного нападения галлов, а сей бодрственно охраняет Арзамас от нападения беседных халдеев и щиплет их победоносным своим клювом…

Липецкие воды

Василию Львовичу поднесли серебряную лохань и рукомойник, он помыл руки и лицо (намёк на комедию Шаховского «Липецкие воды»).

– Есть средство спасения. Оно в этой лохани, – заупокойно продолжал изобретательный Жуковский. – Взгляни – тут Липецкие воды; в них очистились многие. То же будет с тобою.

Новому члену «Арзамаса» были представлены его сотоварищи, «убийцы, разбойники, чудовища»: Асмодей (Вяземский), Старушка (Уваров), Красная девушка (Жуковский), Чудак (Дашков), Кассандра (Блудов), Очарованный челнок (Полетин), Резвый кот (Северин), Ивиков журавль (Вигель), Эолова арфа (А. Тургенев), Громобой (Жихарев).

Василий Львович получил прозвище «Вот».

Звучат заключительные слова: «Приди, о мой отче! О мой сын, ты, победивший все испытания, переплывший бурные пучины вод… займи место своё между нами».

Пушкин, вконец измученный, сел.

Как всё это выдержал несчастный Василий Львович?! Ведь так в «Арзамас» принимали только его одного!

…Скорее всего, предвидя плутовство, просто лукаво посмеивался про себя над «истязателями».

Вот я вас!

Своим членством в «Арзамасе» Василий Львович дорожил, а прозвищем «Вот» необычайно гордился.

Однажды написал эпиграмму на станционного смотрителя и мадригал его жене (с ними он познакомился на одной из станций, когда ехал из Москвы). Прислал свои стихи в «Арзамас». Но они были найдены плохими, и Пушкина разжаловали из имени «Вот»: ему выдали другое – «Вотрушка»!

«Василий Львович немало огорчился, – вспоминает М. А. Дмитриев, – и упрекнул общество в дружеском послании:

Что делать! Видно, мне кибитка не Парнас!
Но строг, несправедлив учёный Арзамас!
Я оскорбил ваш слух: вы оскорбили друга!..»

Члены «Арзамаса» прочитали послание и нашли его хорошим, а некоторые стихи – даже смелыми и прекрасными – и Пушкину возвратили прежнее «Вот» с прибавлением «я вас»:

«Вот я вас»!

Василий Львович находился в таком восхищении, что ездил к знакомым и с трепетом рассказывал об этом!

Закончу мои небольшие заметки о Василии Львовиче Пушкине словами М. А. Дмитриева:

«Так забавлялись в то время люди, которые были уже далеко не дети, но все люди известные, некоторые в больших чинах и важных должностях. Никто не почитал предосудительным в то время шутить и быть весёлым, следуя правилу: делу время, и потехе час. Тогда не считали нужною педантическую важность, убивающую природную весёлость, и не любили педантических споров, убивающих общественное удовольствие».

Издательство «Молодая гвардия» благодарит Государственный музей А. С. Пушкина за предоставленные иллюстративные материалы.

Василий Львович Пушкин. Э. Кенеди. Физионотрас. 1803

ПРЕДИСЛОВИЕ

По неписаному закону биографического жанра в предисловии нужно объяснить, почему герой жизнеописания (тем более что оно представлено в серии «Жизнь замечательных людей») заслуживает право на внимание читателей. Чем в самом деле замечателен невысокого роста человек с редкими волосами, заметным брюшком, собеседник, разговор которого «увлаживало беззубие»?

Начнем с того, что наш герой - Василий Львович Пушкин, родной дядя Александра Сергеевича Пушкина.

Разумеется, пассаж о родне в «Евгении Онегине» ироничен и никоим образом не относится к дядюшке, «любезнейшему из всех дядей - поэтов здешнего мира»: его Александр Пушкин искренне любил. К тому же с дядей связаны его детство, поездка в Лицей, возвращение в Москву из Михайловской ссылки - так что страницы биографии А. С. Пушкина, на которых не раз появляется В. Л. Пушкин, провоцируют вопрос: а каков он был, дядюшка великого поэта? Если же учесть, что Василий Львович - известный в начале XIX века стихотворец, участник литературных битв, определявших будущее русской литературы, автор поэмы «Опасный сосед», появление которой стало сенсацией, староста общества «Арзамас», то и Другие вопросы требуют ответа: чем привлекали сочинения В. Л. Пушкина современников? Почему они зачитывались «Опасным соседом», выучивали его наизусть, переписывали, Цитировали в разговорах и письмах? Почему именно Василия Львовича избрали старостой «Арзамаса», членами которого были такие замечательные поэты, как В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов и А. С. Пушкин?

A. С. Пушкин писал о дяде:

Писатель нежный, тонкий, острый,

Мой дядюшка… (II, 419).

Рассказывая же о начале своего пути в поэзию, племянник признавался:

Мой дядюшка - поэт

На то мне дал совет

И с музами сосватал… (I, 142).

Когда А. С. Пушкин называл его «дядей на Парнасе», своим «Парнасским отцом», это был не только шутливый комплимент. В. Л. Пушкин в самом деле был его первым литературным наставником. Многие произведения Александра Сергеевича отзываются чтением дядиных стихов. И это, как нам представляется, уже дает В. Л. Пушкину право занять свое место в ряду замечательных людей.

B. Л. Пушкин дружил со многими известными поэтами и писателями. Это не только уже названные В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, но и П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев, другие литераторы. Его любил Н. М. Карамзин. В его гостеприимном московском доме на Старой Басманной бывал А. Мицкевич. Все это, конечно, не случайно. Василий Львович был блестяще образованным человеком, остроумным рассказчиком. И еще - страстным библиофилом, театралом, путешественником. И еще - поклонником прекрасных дам. Главное же, он был добрым человеком, который как никто другой умел объединять, сближать людей. Доброта - это тоже талант, дар, которым Василий Львович был наделен в избытке. И это тоже своего рода патент на почетное титло замечательного человека.

Наверное, уже в предисловии надо сказать о том, что В. Л. Пушкин был весельчаком, умел ценить шутку, острое слово. И он сам вызывал улыбки своим простодушием, наивностью, забавным щегольством.

Конечно, в жизни Василия Львовича, как и в жизни многих людей, были и веселье, и грусть, были обретения и потери. Но при всех обстоятельствах он не изменял себе, верно и преданно любил Отечество, своих друзей, всю жизнь рыцарски служил поэзии, ратовал за просвещение.

Так случилось, что судьба поставила его на перекрестке многих исторических событий, свела со многими людьми. В Париже он представлялся Наполеону, брал уроки декламации у знаменитого трагика Тальма. Его творения в Петербурге печатали будущие декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. В подмосковном имении Архангельское его принимал просвещенный вельможа екатерининского времени князь Н. Б. Юсупов. Его знала вся Москва, и он знал всю Москву. Письма Василия Львовича - увлекательная хроника московской жизни 1910–1820-х годов, и к этим письмам, памятникам эпистолярной культуры пушкинского времени, мы не раз будем обращаться.

Романтическая история любви В. Л. Пушкина, женившегося на красавице, а потом разведенного с ней из-за связи с вольноотпущенной девкой и наконец нашедшего свое счастье с московской купчихой, по-своему приближает нас к тому далекому времени, когда барышни появлялись в белых платьях, непременно с книгами в руках, крестьянки тоже чувствовать умели, а поэтов, независимо от сословных предрассудков, неодолимо влекла к себе женская красота.

Итак: история и литература, культура и быт - всё это отразилось в жизни В. Л. Пушкина, замечательного стихотворца и человека. А ведь мы еще не сказали о том, что он был членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, одним из учредителей Общества любителей российской словесности при Московском императорском университете, членом Императорского человеколюбивого общества (такой добрый человек, каким был Василий Львович, просто не мог не состоять в нем), членом разных масонских лож (масонская идея самосовершенствования также не могла не увлечь нашего героя). А ведь мы еще не назвали многих интересных для нас людей, с которыми он встречался. Еще не вспомнили Отечественную войну 1812 года, когда, спасаясь от московского пожара, В. Л. Пушкин бежал на берега Волги, бедствовал в Нижнем Новгороде и сочинял патриотические стихи. Не сказали о страшной эпидемии холеры, во время которой московский стихотворец окончил свою земную жизнь… Однако, как заметил П. А. Вяземский,

Тем более в предисловии к книге, добавим мы. Оправдаемся же тем, что обо всем этом и еще, конечно, о многом другом нам предстоит рассказать уже не в предисловии, а в самой книге.

И всё же - еще несколько слов. В жизнеописание нашего замечательного героя включены фрагменты из его сочинений и писем. Поэму «Опасный сосед», «памятник его дарований стихотворных» (как сказал один из первых читателей поэмы), мы сочли возможным поместить в нашей книге полностью, благо текст обладает, помимо прочих достоинств, и достоинством краткости. Кроме того, читатель найдет в книге документы, мемуары, дневники, письма современников В. Л. Пушкина и конечно же произведения и письма А. С. Пушкина.

В. Л. Пушкин принадлежал к числу людей, которыми украшалась жизнь. Некогда Батюшков шутливо (а в каждой шутке, как мы знаем, есть только доля шутки) писал ему: «Ваши сочинения принадлежат славе: в этом никто не сомневается. Но жизнь? Поверьте, и жизнь ваша, милый Василий Львович, жизнь, проведенная в стихах и праздности, в путешествиях и домосидении, в мире душевном и в войне с славянофилами, не уйдет от потомства, и если у нас будут лексиконы великих людей, стихотворцев и прозаистов, то я завещаю внукам искать ее под литерою П.: Пушкин В. Л., коллежский асессор, родился и проч.» .

18-летним юношей блистал в московских салонах ; служил в Измайловском полку , поручиком вышел в отставку и поселился в Москве. 1803-1804 гг. Пушкин провёл за границей, главным образом в Париже . Его поездка в Париж иронически описана И. И. Дмитриевым в стихотворении «Путешествие N.N. в Париж и Лондон, писанное за три дни до путешествия ». Именно дядя научил Александра Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. Летом 1811 года Василий Львович привез молодого племянника в Лицей .

Напишите отзыв о статье "Пушкин, Василий Львович"

Примечания

Издания сочинений

Стихотворения изданы в 1822 и 1835 гг. Лучшее издание в XIX веке - под редакцией и со вступительной статьей В. И. Саитова (СПб., 1893); сюда вошли прозаические статьи, письма и все стихотворения, за исключением ещё неудобного тогда для цензуры «Опасного соседа»; последний был напечатан в Лейпциге (1855, по авторской рукописи).

Литература

  • Михайлова Н. И. Василий Львович Пушкин. - М. : Молодая гвардия, 2012. - 405, с., л. ил. - (Жизнь замечательных людей ; Вып. 1578 (1378)). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-03548-5 .
  • Н. К. Пиксанов . // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - СПб. , 1910. - Т. 15: Притвиц - Рейс. - С. 302-307.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
Дом-музей

Отрывок, характеризующий Пушкин, Василий Львович

Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.

Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас». Летом 1811 года привез Пушкина в Лицей. Впоследствии восторженно относился к нему, восхищался его стихами, гордился им. Пушкин назвал дядю-поэта писателем «нежным, тонким, острым». Художник И.-Е. Вивьен. 1823 г. (?).

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

И дядя поэта, и сам поэт

Пушкин Василий Львович (1770-1830). Дядя поэта - сам поэт, автор нашумевшей озорной поэмы «Опасный сосед» (1811) и сборника стихотворений (1822), отставной гвардии поручик. Хорошо образованный, остроумный и находчивый, он вел веселую светскую жизнь, блистал в салонах и славился своими экспромтами и каламбурами. «Черты младенческого его простосердечия и малодушия,- писал его друг П. А. Вяземский,- могут составить любопытную главу в истории сердца человеческого. Они придавали что-то смешное личности его, но были очень милы».

По словам отца, А. С. Пушкин в детстве слушал стихи своего дяди, «затвердил некоторые наизусть и радовал тем почтенного родственника». Летом 1811 года Василий Львович выехал со своим племянником из Москвы в Петербург для определения его в Царскосельский лицей. Одним из первых он был его наставником в литературных занятиях, и юноша-поэт позднее признавался, что с «музами сосватал» его «дядюшка-поэт».

Вместе с П. А. Вяземским, К. Н. Батюшковым, В. А. Жуковским Василий Львович был участником литературного общества «Арзамас» и носил шутливый титул «староста» и прозвище «Вот (я вас!)».

К литературной деятельности В. Л. Пушкина и к нему самому Пушкин и его друзья относились с добродушной иронией. Это нашло отражение и в посланиях к дяде: «Христос воскрес, питомец Феба...» (1816), «Дяде, назвавшему сочинителя братом...» (1816), «Скажи, парнасский мой отец...» (1817) и других.

Нет, нет - вы мне совсем не брат;
Вы дядя мне и на Парнасе.

В сентябре 1826 года Пушкин приехал в Москву и после аудиенции у Николая I тотчас поехал к дяде. Прошло десять лет после их последней встречи в Лицее. Перед поэтом оказался больной и жалкий старик. Пушкин не забывал дядю и в свои последующие приезды в Москву постоянно навещал его. «Дядя Василий Львович... плакал, узнав о моей помолвке,- писал Пушкин Вяземскому в мае 1830 года.- Он собирался на свадьбу подарить нам стихи. На днях он чуть не умер и чуть не ожил. Бог знает чем и зачем он живет». До последнего дня Василий Львович не переста-вал интересоваться литературой. Пушкин был при нем в часы его кончины и писал своему другу П. А. Плетневу в сентябре 1830 года: «Бедный дядя Василий! Знаешь ли его последние сло-ва? Приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: как скучны статьи Катенина! И более ни слова. Каково? Вот что значит умереть честным воином на щите, le cri de guerre a la bouche!» (с боевым кличем на устах!). Пушкин принял на себя расходы и хлопоты, связанные с похоронами дяди, и, по свидетельству современника, «скорбел о нем как о родственнике и как о поэте».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с.11-12.

Заметил талант племянника

Пушкин Василий Львович (27.04.1770-20.08. 1830), поэт. Дядя А. С. Пушкина. Родился в Москве. Служил в армии, в 1797 вышел в отставку. Начал печататься в 1793 в журнале «С.-Петербургский Меркурий». В 1822 издал сборник «Стихотворения». Пушкин был последователем Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева, участником «Арзамаса» (с 1816). Влияние сентиментализма заметно в его элегиях, романсах, песнях, альбомных стихах. Басни Пушкина - преимущественно переделки и подражания иностранным авторам. Наибольшее значение имеет творчество Пушкина 1810-15, когда он выступил против «староверов» - эпигонов классицизма, сторонников «славянщизны». В героикомической поэме «Опасный сосед» (1811, опубл. 1855) язвительные выпады против «шишковистов» сочетаются с реалистическими зарисовками нравов московского барства. Образ гуляки Буянова использовал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» («мой брат двоюродный Буянов, в пуху, в картузе с козырьком…»). Картинки «в фламандском вкусе», легкий стих, живая разговорная речь обеспечили успех поэме. В стихотворной повести «Капитан Храбров» (1829-30), написанной под влиянием «Евгения Онегина» и «Графа Нулина», Пушкин выступил против следования западноевропейским романтикам, пародировал романтическую поэму И. И. Козлова «Наталья Борисовна Долгорукая». Патриотические чувства он выразил в стихотворении «К жителям Нижнего Новгорода» (1812). Пушкин одним из первых заметил талант А. С. Пушкина («Мой дядюшка-поэт на то мне дал совет и с музами сосватал» - из стихотворения А. С. Пушкина «К Дельвигу», 1815), оказал влияние на некоторые его лицейские стихи («Городок», «В. Л. Пушкину», «К Жуковскому»).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч. / Вступ. ст. В. И. Сантова. СПб., 1893;

[Стихотворения] / Карамзин и поэты его времени / Вступ. ст. Б. В. Томашевского. Л., 1936;

[Стихотворения] // Поэты-сатирики к. XVIII - н. XIX в. / Вступ. ст. Г. В. Ермаковой-Битнер. Л., 1959;

[Стихотворения] // Поэты н. XIX в. / Вступ. ст. Ю. М. Лотмана. Л., 1961.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, племянник Василия Львовича.