Перевод статьи из журнала "Luftwaffe im Fokus" 11.2007. Автор Аксел Урбанке. Рисунки Герберт Крусе.
Перевод и адаптация текста Сулла Алексей.

Неизвестные самолеты Вальтера Новотны

В течение долгого времени самолеты, пилотируемые ведущими экспертами Люфтваффе, очаровывали как историков, так и моделистов. С середины 70-ых годов большое число боковиков, фотографий и детальных снимков таких самолетов было издано в книгах и журналах. В то время как многие из этих рисунков были хорошего качества и аутентичности, другие были полны ошибок и основаны на ложной информации. Некоторые авторы продолжают возбуждать интерес читателей, просто используя новые окраски, для того чтобы создать ранее невиданные машины экспертов. Одним из летчиков-истребителей, о котором было много написано, является рожденный в Австрии Вальтер Новотны. Приписанный к 9./JG 54 в качестве унтер офицера 1 декабря 1940, к 25 марта 1941 он был переведен в Тренировочную группу Штаба JG 54.

В этой группе Новотны принял участие в кампании против России с самого первого дня. Первые свои две победы он одержал 19 июля 1941 г. во время "свободной охоты" над побережьем Балтики в районе острова Эзель , и служил в ней до расформирование Учебной группы JG54 11 марта 1942.

Новотны был переведен в 3./JG 54. Там он настойчиво увеличивал свой счет. Есть немного информации о Bf 109, на котором он летал в тот период. Известно, что летом 1942 он летал на машине «Белая 8». Также доподлинно известно, что, после перевода в 3./JG54, на машинах Новотны появился его «личный» знак - маленькая цифра "Белая 13" в рамках эмблемы эскадры "Зеленое сердце". Новотны был награжден Рыцарским Крестом 4 сентября 1942 после 56-й победы. И только два месяца спустя, в чине лейтенанта он принял командования 1./JG54. В январе 1943 эскадрилья пересела с Bf. 109 на Fw. 190 на аэродроме Красногвардейск. Фотографии подтверждают, что Новотны был тогда командиром Эскадрильи.

Свою любимую машину Новотны маркировал как «Белая 1», он был привязан к своим машинам, вероятно больше чем любой другой эксперт. Но, существует множество фотографий, на которых видно, что он пилотировал и другие машины. Например, весной 1943 он принес 1-й эскадрильи 300-ую победы на Fw 190 "Белая 9". В других случаях, он управлял "Белой 10", самолетом его ведомого Унтер-офицера Шнорера. Новотны также не был приверженцем наносить маркировку своих побед на руле направления, поскольку нет ни одной фотографии с такими символами, после того как он стал командиром эскадрильи. Это было необычным поведением для эксперта. Летом 1943 Новотны управлял Fw. 190 с эмблемами, значение которых до сих пор остается непонятным. Здесь вы можете увидеть несколько фотографий этой машины. Это Fw. 190 A-5 "Белая 4", Werknr. 1501. На этой машине нанесена личная эмблема Новотны, состоящая из рисунка быка с надписью "Rammbock" (архаичное (древнее, старинное) слово «Бык»). Другие эмблемы, обычные для машин I группы, такие как эмблема "Зеленое Сердце" и эмблема l./JG 54, на этом Fw.190 не просматриваются. "Белая 4", скорее всего, выкрашена в зеленый RLM 70 и какой то другой, возможно не стандартный, темно-зеленый цвет.

На "Белой 4" нет внешнего крыльевого вооружения. Это было стандартной особенностью Fw. 190, которые пилотировал Новотны начиная с зимы 1942-43 гг. Также, с весны 1943 на различных Fw.190 Новотны мы видим внутреннюю створку шасси, что является необычным. Вероятно, Новотны предполагал, что удаление внешнего крыльевого вооружения и установка внутренней створки шасси сделают его машину более скоростной. Новотны, как меткий стрелок, мог легко обойтись и без дополнительной огневой мощи. 21 августа 1943 Новотны принятая командование I./JG 54. 14 октября 1943 он получает очередное воинское звание Гауптман, за то, что первым из немецким летчиков-истребителей добивается 250 побед. Пять дней спустя Новотны был награжден бриллиантами к Рыцарскому Кресту.

После краткосрочного отпуска он возвратился на Восточный Фронт, и 15 ноября 1943 командующий Группой одерживает свою 256-ую победу. Это был его последний успех на Восточном Фронте. Новотны несколько раз посещал Рейх в декабре 1943 и январе 1944. До конца января он возвратился на Восточный Фронт, но тогда ему запретили боевые вылеты приказом штаба Фюрера. Впоследствии, 6 февраля 1944, он был переведен в командование JG 101, учебную Группу, базировавшуюся во Франции. Новотны неохотно воспринял свое новое назначение, он чувствовал себя отвергнутым и ненужным. Командуя JG101 дислоцирующейся в Пау, он имел в своем распоряжении весьма необычную машину. Мало кто смог бы догадаться, что эта машина принадлежала ко времени, когда Новотны служил в JG 101, если бы не было бесспорных доказательств этого. Машина Fw.190 A-4 с окраской и полными обозначениями JG 54 с Восточного Фронта с тройным шевроном командира группы и эмблемой "Орлиное Крыло", обычной для Западного Фронта.

Эмблема «Зеленое сердце» размером больше обычного, была нарисована в районе кабины. Сердце нарисовано несколько необычно, искаженно для эмблем стандартно используемых JG 54. Индивидуальная эмблема Новотны - цифра "13" нарисована внутри зеленого сердца, но вместо обычного ручного нанесения цифр, замеченных на его более ранних машинах, цифры написаны по трафарету. Еще одна неожиданность - позади шеврона Командира нарисована маленькая «белая 8», такая же, которая была позади шеврона, когда Новотны был командиром I./JG 54. Другие интересные особенности этого самолета - наличие внутренней створки шасси, отсутствие фюзеляжных MG 17, и очень хорошо отполированная поверхность со схемой краски RLM 74/75. Фотографии этого Fw. 190 есть на негативах, оставленных Облт. Шмидтом из FAGr 5. Шмидт запечатлен на этих фото в белой фуражке. Они были сделаны в Моне де Марсане, базе FAGr 5, 24 мая 1944. Где в тот день было проведено состязание по гандболы между командами JG 101 и FAGr 5. Новотны поддерживал игроков своим присутствием. Но к сожалению его команда проиграла со счетом 17/ 4.

Несомненно, Новотны пилотировал и другие, пока еще неизвестные нам самолеты, поэтому это исследование не окончено. Оно предназначено, чтобы заполнить несколько недостающих страниц истории.

Примечания по Рисункам Fw. 190 A-4 и А-5
Герберт Крюз

Версия A-5, производство которого началось в 1943,имел длину фюзеляжа на 15 см больше по сравнению с A-4. BMW 801D-2 был перемещен вперед по ряду причин. Так же был установлен больший люк доступа к оборудованию. Удивительно, что Новотны летел на устаревшей версии A-4 в 1944 г. Хотя характеристики A-4 не были ниже последующих версий, он имел те же самые 1 700 Л.С. и такое же вооружение.

Относительно окраски, "Белая 4" показана в стандартной для Восточного Фронта схеме - зеленый камуфляж с контрастным переходом между цветами. Тонкая желтая спираль на коке винта была взята с фотографии другого Fwю.190 Новотны и изображений машин, которые были на вооружении l./JG 54. Технические надписи на фюзеляже, скорее всего, отсутствуют.

Кресты на фюзеляже машины из JG 101 имеют необычную пропорцию. Считается, что на этой машине также была желтая спираль на коке.

Восточный Фронт, лето 1943- Облт. Новотны, командир эскадрильи l./JG 54, возвращается с задания на своем Fw 190A-5 "Белая 4", Werknr. 1501. Обратите внимание, что внешние оружейные точки пулеметов MG FF в крыльях удалены. Вооружение самолета, таким образом, состояло из двух MG17 и двух MG151/20. Обратите внимание на ободранность краски в районе носка крыла. Самолет был построен на фабрике Focke-Wulf в Мариенбурге, Западная Пруссия весной 1943.

Вид сбоку "Белой 4" Новотны с «бычьей» эмблемой. Обратите внимание на необычную форму числа «4». Граница между двумя зелеными цветами камуфляжа четко видна в области нанесения порядкового номера машины. Также можно заметить, что более раннее числовое обозначение машины было закрашено.

Новотны снимает перчатки на фоне хвостовой части "Белой 4". На киле заметен заводской номер машины 1501.Нижняя часть руля направления выкрашена в желтый цвет.

24 мая 1944: Облт. Шмидт из FAGr 5 приветствует Гптм. Новотны, командующего JG101, по его прибытию в Мона де Марсана, базу дислокации разведчиков дальнего действия. Новотны прилетел на своем. Fw. 190A-4 в Мона де Марсану, для того, чтобы посмотреть игру в гандбол между JG 101 и FAGr 5. Обратите внимание на исполнение створки шасси (имеется в виду наличие внутренней створки) и отполированное до блеска лакокрасочное покрытие этого Fw. 190.

Выше вы можете увидеть сравнение различных стилей персональных символов Новотны - маркировки "13" и эмблемы "Зеленое Сердце". Слева обычная для JG 54 эмблема, используемая на Восточном Фронте, в центре измененная эмблема с вписанным по трафарету номером "13" на машине Новтоны из JG 101, и исправленная "13", замеченная на машине Новотны на Восточном Фронте.

Даже в присутствии подбадривающего командира команда по гандболу JG101 24 мая 1944 проиграла со счетом 17:4 команде FAGr5. Справа от Новотны сидит Облт. Шмидт.

Страна: Германия
Даты жизни: 07.12.1920 г. - 08.11.1944 г.
Звание: Майор (Major)
Авиачасть: JG54, JG101, Kdo Nowotny Люфтваффе
Боевые вылеты: 442
Воздушные победы: 258
Награды: Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit dem Eichenlaub mit Schwerten mit Brillianten)

01.10.1939 г. добровольцем вступил в Люфтваффе. После окончания летной подготовки в звании фенриха 16.11.1940 г. прибыл в Erg.Gr. Merseburg, но уже 1 декабря был переведен в Gr./JG54.

01.04.1941 г. Новотны получил звание лейтенанта. С 22 июня 1941 года уже участвовал в боях на Восточном фронте. 19 июля в ходе 34-го боевого вылета Новотны одержал первые победы, сбив над островом Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония), в Рижском заливе, два И-153 из 153-го истребительного авиаполка. Однако в том же бою был подбит и его Bf-109Е-7 W.N г. 1137. Сев на воду, Новотны успел перебраться в спасательную шлюпку. Проведя в ней двое с половиной суток, летчик в конце концов смог доплыть до побережья, уже занятого немецкими войсками.

Пробыв в госпитале всего несколько дней, Новотны уже 30 июля снова поднялся в воздух и сбил гидросамолет МБР-2, а 12 сентября одержал десятую победу. 10.03.1942 г. лейтенант Новотны был включен в 3./JG54. В трех вылетах 4 августа будущий прославленный ас Люфтваффе в боях в районе Ленинграда сбил семь самолетов. Его счет достиг 54-х побед, и 21 августа его сначала наградили Золотым германским крестом, а 4 сентября вручили Рыцарский крест.

25 октября Новотны возглавил 1./JG54, а 01.02.1943 г. получил звание обер-лейтенанта. Весной — летом 43-го года счет воздушных побед Новотны стремительно рос: 20 мая он одержал 82-ю победу, 15 июня — 100-ю, а 24 июня — уже 124-ю.

10 августа Новотны возглавил 1./JG54 и 18 августа преодолел рубеж в 150 побед. 28 августа одержал 173-ю победу, а 2 сентября — 189-ю. 4 сентября Новотны был вручен Рыцарский крест с дубовыми листьями (Nr.293). 8 сентября он преодолел рубеж в 200 побед, а 17 сентября одержал 218-ю победу.

24 сентября Гитлер вручил Новотны "мечи" к Рыцарскому кресту (Nr.37), которые были заслужены после 218-й победы. 1 октября вальтеру Новотны присвоили звание гауптмана.

В период с 5 октября Новотны сбил еще 32 самолета и 14 октября стал первым асом в Люфтваффе, достигшим рубежа в 250 побед . В тот же день он получил Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Nr.8).

После короткого отпуска летчик-истребитель Люфтваффе продолжил боевые вылеты и 15 ноября одержал 255-ю победу, которая стала его последним успехом на Восточном фронте. В конце ноября ему запретили участвовать в боевых вылетах. Новотны получил длительный отпуск, и, став объектом официальной пропаганды, участвовал в различных мероприятиях и встречах.

04.02.1944 г. Новотны получил назначение командиром JG101, базировавшейся на юге Франции. 1 сентября получил звание майора, и 26 сентября он возглавил 1I1./JG6, оснащенную реактивными Ме-262. 10 октября группу переименовали в Kdo Nowotny.

После полудня 8 ноября 1944 года Новотны на Ме-262А-1а W.Nr. 110400 взлетел с аэродрома Ахмер, чтобы атаковать американские бомбардировщики. Согласно радиодокладам, Новотны успел сбить В-17 и истребитель, но что затем произошло - точно неизвестно. «Мессершмитт» аса Люфтваффе врезался в землю в районе г. Брамше, в 5 км северо-восточнее Ахмера, и взорвался. Летчик совершил в общей сложности 442 боевых вылета.

15-го ноября 1944 г. останки Вальтера Новотны были торжественно похоронены на Центральном кладбище в Вене.

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом летчике-истребителе Люфтваффе времен Второй мировой войны Вальтере Новотны (Walter Nowotny):

  • Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ - 2010 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!

Вальтер «Нови» Новотны (нем. Walter «Nowi» Nowotny; 7 декабря 1920 - 8 ноября 1944) - немецкий лётчик-ас Второй мировой войны, в течение которой он совершил 442 боевых вылета, одержав 258 побед в воздухе, из них 255 на Восточном фронте и 2 над 4-моторными бомбардировщиками. Последние 3 победы одержал, летая на реактивном истребителе Me.262. Большинство своих побед одержал, летая на FW 190, и примерно 50 побед на «Мессершмитте» Bf 109. Был первым пилотом в мире, одержавшим 250 побед. Награждён Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами.

Биография

Родился Вальтер Новотны в городе Гмюнд (Gmund) в Австрии, в семье железнодорожного служащего. В юности он активно занимался спортом (легкой атлетикой), в 1938 году окончил гимназию. С октября 1939 года Новотны вступил добровольцем в люфтваффе, где хотел быть пилотом Ju-87, однако опытный инструктор распознал в нём талант истребителя. За годы Второй мировой войны Вальтер Новотны дослужился до звания майора, и был назначен командиром новой части истребительной авиации Kommando Nowotny (Команда Новотны), оснащенной реактивными истребителями Me.262. Всего Вальтер Новотны совершил 442 боевых вылета, имеет 258 официально засчитанных побед, 255 из которых он одержал на Восточном фронте. Первая победа - три сбитых И-153, однако он и сам был сбит, после чего трое суток провел в надувной лодке, пока его не прибило к эстонскому берегу.

Последний полет

Днем 8 ноября 1944 Новотны на Me-262 A-1 вылетел с аэродрома Ахмер на перехват американских бомбардировщиков в условиях низкой облачности. Обстоятельства боя до конца не прояснены, на земле лишь слышали доносившуюся из-за облаков стрельбу. По его радиодокладам, он сбил бомбардировщик B-24 и истребитель P-51, затем он сообщил о том, что его самолет горит. Что произошло далее, так и осталось неизвестным. Его «Мессершмитт» разбился в 5 км северо-восточнее Ахмера неподалеку от г. Брамше, Новотны погиб.

Хельмут Леннартц вспоминает:

Я хорошо помню падение Новотны. Фельдфебель Госслер - радист нашего полка - настроил радио, через которое я и многие другие слушали радиосообщения, передаваемые Новотны. Его последние слова были «Я горю» или «Самолет горит». Слова были немного искажены.

Награды

  • Орден Креста Свободы
  • Почетный летчик Финляндии
  • Знак пилота
  • Наградной Sauer 38H
  • Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42»
  • Авиационная планка в золоте с вымпелом «400» (17 мая 1942)
  • Почтный Кубок Люфтваффе (14 июля 1942)
  • Нагрудный знак «За ранение» III степени (1939)
  • Почетный житель Вены (11 января 1944)
  • Железный крест (1939)
    • 2-й класс
    • 1-й класс
  • Немецкий крест в золоте (21 августа 1942)
  • Рыцарский крест Железного креста
    • Рыцарский крест (4 сентября 1942)
    • 293й, Дубовые листья (5 сентября 1943)
    • 37й, Мечи (22 сентября 1943)
    • 8й, Бриллианты (19 октября 1943)
  • Упоминался в «Вермахтберихт» шесть раз

Упоминание в «Wehrmachtbericht»

Дата Оригинальная немецкая запись «Wehrmachtbericht» Дословный перевод на русский
2 сентября 1943 Oberleutnant Nowotny, Fhrer einer Jagdfliegergruppe, erzielte gestern zehn Luftsiege. Оберлейтенант Новотны - командир истребительной группы - одержал вчера 10 побед в воздухе.
9 сентября 1943 Deutsche und rumnische Fliegerverbnde untersttzten auch gestern in zahlreichen Einstzen die Truppen des Heeres. Dabei erzielte Oberleutnant Nowotny, Fhrer einer Jagdfliegergruppe, seinen 196. bis 200. Luftsieg. Немецкие и Румынские ВВС снова поддерживают наземные войска многочисленными вылетами. Оберлейтенант Новотны - командир истребительной группы - во время этих вылетов увеличил свой личный счет со 196 до 200 побед.
16 сентября 1943 Oberleutnant Nowotny, Fhrer einer Jagdfliegergruppe, scho in den beiden letzten Tagen an der Ostfront 12 feindliche Flugzeuge ab und errand damit seinen 215. Luftsieg. Оберлейтенант Новотны - командир истребительной группы - на Восточном фронте за последние два дня сбил 12 вражеских самолетов и довел число своих побед до 215.
10 октября 1943 Hauptmann Nowotny erhhte durch acht Abschsse die Zahl seiner Luftsiege auf 231. Гауптман Новотны, сбив восемь самолетов, достиг 231 воздушной победы.
15 октября 1943 Hauptmann Nowotny, Gruppenkommandeur in einem Jagdgeschwader, erzielte gestern an der Ostfront den 250. Luftsieg. Гауптман Новотны - командир истребительного звена - вчера записал на свой счет 250ую воздушную победу на Восточном фронте.
9 ноября 1944 Gruppenkommandeur Major Walter Nowotny, Inhaber der hchsten deutschen Tapferkeitsauszeichnung, fand im Luftkampf nach Abschu seines Gegners den Heldentod. Mit ihm verliert die deutsche Luftwaffe einen ihrer erfolgreichsten Jagdflieger, der insgesamt 258 Luftsiege errungen hat. Командир истребительной группы майор Вальтер Новотны, обладатель высшей германской награды за храбрость, встретил геройскую смерть в бою, сбив своего противника. Вместе с ним Люфтваффе потеряло одного из своих самых успешных летчиков-истребителей, который достиг 258 воздушных побед.