Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.
Привлекательны лозунги данной методики: не ребёнок должен адаптироваться к школе, а школа к ребёнку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников, свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.
Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребёнка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.
Разобраться в том, что несёт в себе вальдорфская педагогика - пользу или вред, - поможет нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Об истоках
В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребёнка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики "Вальдорф Астория". Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом - «вальдорфская педагогика».
Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека, но так как там отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку учащихся, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.
Успехи первой вальдорфской школы, её педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.
Приход в 1933 году к власти нацистов привёл к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.
Об основателе вальдорфской школы
Рудольфа Штайнера (1861-1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причём как в обычном, так и в духовном смысле. Он в 20 своих книгах и около 6 тысячах лекций затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.
Штайнер основал антропософию - разновидность учения о единстве человеческой души с божеством, которая ставит своей целью раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребёнка.Рассмотрим, как именно эти задачи находят решение в вальдорфской методике и что это такое - вальдорфская педагогика.
Особенности вальдорфской педагогики
Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определённые цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.
В центре педагогического процесса ребёнок, с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно – задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.
Вальдорфская педагогическая система «детский сад – школа» работает по следующим основополагающим принципам:
1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.
2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3-4 недели, что позволяет ребёнку «вжиться».
3. Каждый день разделён на три части: духовный, душевный, креативно-практической.
4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребёнка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).
5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребёнка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.
6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребёнка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.
7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, применяют до 12 лет «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно - не интересно, радостно - грустно и т.п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребёнка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.
8. Интерес ребенка - сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.
9. Преподаётся такой предмет, как эвритмия - разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребёнка.
10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.
11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).
12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.
Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребёнку, создаёт комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования - ребёнок сам оценивает себя и свои достижения.
«Козыри» вальдорфской педагогики
Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад - школа».
В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете - физическое и творческое развитие ребёнка, воспитание, основанное на подражании и примере.
С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10-11 лет - также как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5-2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.
Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведёт один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому, более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.
Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.
Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребёнка», гуманной школой, где основа - не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.
Немного статистики
Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.
В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.
Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее её существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.
Критика вальдорфской педагогики
С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг неё. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.
Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далёким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдаётся всему природному, натуральному.
Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.
Воспитатели, педагоги вальдорфских школ являются сами антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребёнка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это всё дает основание противникам вальдорфской школы называть её «сектой».
Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребёнку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.
В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.
Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов - выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе - разное содержание образовательных программ, характеристики вместо оценок.
Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения - в заучивании стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия - плавные движения под музыку, - становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.
На вопрос родителей о сложностях перехода для ребёнка из вальдорфской школы в обычную даётся ответ: «Умный ребёнок везде будет учиться».
Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.
Системное заключение
В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребёнок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. , а потом уже интеллектуальная нагрузка.
Другое дело, что развитием чувств у ребёнка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6-7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счёту, развитию абстрактного мышления. В 12-15 лет современный ребёнок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.
Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперёд, и наличие одного учителя с первого по седьмой класс, который ведёт все учебные дисциплины, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.
Если раньше было больше людей только с нижними векторами и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».
Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития его способностей для успешности ученика в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку - задача педагога, но при этом он опирается на свой опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию - то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.
Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не позволяют им всем реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врождённые особенности которых вовсе не лежат в плоскости развития гибкости и грациозности.
Создание в школе, дома тепличных условий жизни для ребёнка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребёнок должен находиться во главе угла только до определённой степени - важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребёнок – это ребёнок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.
В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно - Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.
Сегодня главным упрёком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся, прежде всего, для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребёнок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.
Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребёнка без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретёнными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врождённых свойств детей, действуют наощупь.
Важнейший принцип воспитания и обучения детей - формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо - не используется. Ребёнок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему даётся легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребёнка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.
Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживётся в вальдорфской школе и уретральный ребёнок - маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.
Вальдорфская школа подходит детям с и векторами - послушными, любящими делать всё в определённом порядке, усидчивым. будет импонировать дисциплина, чёткий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.
В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе - это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю бороду... Их врождённые свойства не развиваются - из страха в сострадание и любовь.
Итак, родителям, прежде чем реализовать своё естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребёнок, а затем серьёзно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »Вязаные овечки, деревянные лошадки, зайчата из ракушек - все пока на своих местах. Но вот мелодичный звук колокольчиков над дверями нарушает тишину, и навстречу малышам из уютной комнаты вальдорфского сада выходит воспитательница.
- самая неоднозначная и обсуждаемая методика последнего столетия. Сторонники этой системы убеждены: цель вальдорфской методики - воспитание свободных, творчески мыслящих людей - полностью соответствует человеческой природе. Оппоненты утверждают, что антропософия (философская основа вальдорфской школы) устарела и предлагать детям в качестве игрушек желуди и листья в наше время как-то глупо. Для того чтобы разобраться в этом непростом вопросе, давайте вместе познакомимся с основными постулатами и принципами вальдорфской педагогики
. И по традиции начнем с биографии ее создателя. Ученый, художник и философ Рудольф Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Автор значительных трудов в области философии и теории науки (350 томов!), основатель антропософии с отличием окончил школу, играючи поступил в реальное училище и очень скоро сам стал преподавателем. Рождение же целого педагогического направления произошло в семье венского коммерсанта, к детям которого
юноша устроился учителем. Среди четверых учеников был 10-летний мальчик, страдающий гидроцефалией.
Восприняв это обстоятельство как возможность пройти подлинную школу физиологии и психологии, отчаянный Штайнер с воодушевлением приступил к воспитанию и обучению ребенка. В течение двух лет ученик Рудольфа Штайнера не только нагнал упущенное в школе, а потом с успехом сдал экзамен на аттестат зрелости, но и поступил в университет. Повзрослев, некогда серьезно больной мальчуган избрал для себя путь врачебной практики.
Каким образом юноше 24 лет удалось добиться таких результатов в воспитании и обучении ребенка? По мнению Штайнера и его последователей, в детстве не должно быть места для оценок и недосягаемых целей, а желание родителей поскорее сделать из крохи взрослого умника - преступление против природы. Хорошо, когда раскрытие талантов маленького человечка проходит своевременно, не опережая психосоматическое, эмоциональное и социальное развитие. В процессе обучения одинаково должны быть задействованы и голова, и сердце, и руки. Авторы методик раннего развития, считал Штайнер, забывают, что интеллект - всего лишь одна из составляющих личности. В 1919 году в Штутгарте появились первые вальдорфские и школа. Названием учебные заведения обязаны фирме «Вальдорф-Астория», которая их финансировала. Основные инновации первого садика Штайнера до сих пор остались неизменными и, похоже, не утратили актуальности. «Безмерное богатство людей, - рассказывал будущим воспитателям Рудольф Штайнер,- в их различии. Воспитание, построенное на принуждении детей к стандартному обучению, одинаковости - недопустимая ошибка». Несмотря на то что штайнеровская педагогика выступает против раннего обучения, ребенок в вальдорфском садике учится постоянно. Только вместо мира цифр и букв воспитатели открывают перед ребятами мир сельского хозяйства и природы, изобразительного искусства и рукоделия, музыки и эвритмии. «Учиться всей своей жизнью - естественная потребность каждого ребенка, садиться с учебниками за парту - насилие над физиологией и разумом», - считают вальдорфские педагоги. «Подражание и пример» - единственно верная формула воспитания. Сторонники вальдорфской системы убеждены, что в семье, где родители, бабушки и дедушки не показывают дурных примеров, не может вырасти плохой человек.
Пять принципов вальдорфской системы
Но все это история и теория. Чтобы понять, подходит вам и вашему ребенку штайнеровская педагогическая система или нет, достаточно познакомиться с практическими принципами работы воспитателей вальдорфского сада. Правила довольно просты, их можно внедрить и в обычную жизнь малыша.
1. Создаем атмосферу любви.
Дети невероятно чувствительны к выражению лиц окружающих. Искренняя улыбка, неподдельное внимание улучшают не только настроение, самочувствие малыша, но даже его обмен веществ, оказывая влияние на формирование психосоматического здоровья ребенка. В вальдорфский садик кроха должен стремиться как на праздник. И обычно так и происходит.
Конечно, не обязательно всем без исключения отдавать своих детей в руки вальдорфских педагогов. Не у всех родителей есть такая возможность (или желание). Да и в районных детских садах встречаются чудесные воспитательницы, к которым каждое утро спешат малыши. Но не стоит забывать, что задача взрослых - создать ребенку атмосферу любви, где бы он ни был. И если родители видят, что малыш испытывает дискомфорт от посещения детского сада, лучше не закрывать на это глаза. Не списывайте все на «адаптационный период», а вместо этого постарайтесь найти место, куда кроха будет ходить с радостью. Ведь, как утверждают последователи Штайнера, неблагоприятные воздействия жизненного периода дошколят (в детском саду, дома) рано или поздно скажутся на их физическом и эмоциональном здоровье. Поэтому атмосфера в вальдорфских группах напоминает семейную (во всяком случае, она очень далека от той, что часто царит в обычных районных садах). Как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата.
2. Подаем пример.
Как минимум до 7 лет каждый ребенок стремится подражать взрослым, и вырастет он только таким, каковы окружающие его люди, уверены сторонники Рудольфа Штайнера. Многие родители не замечают, что наказывают детей за поступки, которые в исполнении самих мам и пап вполне допустимы. Мало кто из нас может похвастаться тем, что, пригрозив: «Прекрати сейчас же, иначе мы немедленно пойдем домой!» - берет за руку неугомонного шалуна и отправляется в указанное место, сдержав свое обещание. Или после сказанной утром фразы: «Ах, ты опять не ешь?! Больше никогда не буду тебя кормить!» - действительно не наливает ребенку суп на обед, позволяя ему мучиться от голода. И таких поступков (построенных на обмане, отсутствии последовательности, снисхождении к себе, высоких требованиях к малышу) в арсенале взрослых великое множество. Вальдорфские педагоги отнюдь не призывают родителей следовать своим обещаниям, они настоятельно рекомендуют их не давать. В противном случае чему удивляться, что через пару минут после заверения: «Мамочка, я никогда больше так не буду», малыш идет и повторяет поступок, за который его только что наказали. Самовоспитание воспитателя - моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики
. По мнению Штайнера, от личности педагога (или родителя), от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое, если не все. И воспитатели, и родители должны в первую очередь следить за собой, а не за детьми. В противном случае получается, что изо дня в день взрослые, сами того не ведая, внушают малышу определенный стереотип поведения, который потом всеми силами пытаются искоренить.
3. Играем много!
Невозможно представить себе детство без игры. Но если в обычных детских садах главный акцент делается на обучающие занятия, то вальдорфский садик, напротив, - мир игры. Ежедневно 1,5-2 утренних часа здесь отводят на активную игровую деятельность. Причем игра не ограничивается какими-либо рамками. Ее содержание определяют сами дети, что позволяет вносить элемент непредсказуемости. Ведь подлинный смысл слова «игра», по мнению вальдорфских педагогов, заключается именно в неожиданных вариантах ее развития. Играть можно по-всякому, главное, чтобы было весело и интересно. И это не сложно: здесь воспитатели не повысят на ребенка голос, не поставят его в угол за излишнюю резвость, не станут укорять за разбросанные игрушки и причитать о нелегкой доле воспитателя, взывая к совести крохи. До 12 лет и взывать-то не к чему, считают воспитатели.
4. Подбираем реквизит.
Для того чтобы игра приносила детям как можно больше пользы, необходимо создать условия. Вальдорфские педагоги предлагают малышам особенные многофункциональные, не сковывающие фантазию игрушки. К примеру, крохи захотели поиграть в продавцов магазина. Нет проблем! Деревянные ширмы, не превышающие рост детей, позволят ребятам поделить пространство комнаты. Разноцветные ткани помогут оформить интерьер. Необычные (для нашего времени) игрушки - деревянные чурбаны, желуди, каштаны, ракушки - выступят в роли импровизированного товара.
А можно и вовсе наладить для продажи массовое производство эксклюзивных эльфов, кукол, гномов - главное, чтобы игрушка была сделана своими руками. Тряпочки, крупные пуговицы, шишки, сухие листья, вата - далеко не полный арсенал, который может пригодиться в создании сказочных персонажей. А вот «искусственными» пластмассовыми конструкторами, кубиками или заводскими куклами вы вряд ли заинтересуете вальдорфских малышей. Такие игрушки здесь не в почете, ведь главное в игре - фантазия! А готовые игрушечные наборы фруктов, овощей, посуды не оставляют простора воображению.
Кроме того, большое внимание в вальдорфских группах уделяют пальчиковым играм, музыкально-ритмическим и подвижным занятиям, традиционным народным забавам. Рисуют тут деревянными карандашами, для лепки используют специальный ароматный воск (пластилин не применяется).
5. Прислушаемся к ритму.
Непременное условие гармоничного развития - правильная, ритмичная организация жизни группы. Все живет по принципу «вдох-выдох» («день-ночь», «зима-лето»). Одна фаза сменяется другой, на место свободному творческому раскрытию сил ребенка в игре в начале дня приходит послушание, уважение к старшим вечером.
После свободных игр дети занимаются с воспитателем. Ненавязчиво подчиненные правилам, сидят и слушают сказку. Занятия чередуются, задавая ритм недели. В понедельник малыши рисуют, во вторник занимаются музыкой, в среду устраивают кукольный спектакль. Праздники по-вальдорфски не имеют ничего общего с унылыми детсадовскими . Здесь дети вместе со взрослыми пекут пироги и куличи, катаются на санках и ищут клады. Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться регулярной последовательности событий. Дети, живущие по режиму, более спокойны (они знают, что их ожидает в течение дня), собраны. Беспорядочный образ жизни выбивает малышей из колеи, внося в их жизнь ненужную сумятицу считают воспитатели.
Сегодня вальдорфская педагогика распространены по всему миру. С момента основания первого вальдорфского детского сада у нас в стране минуло 20 лет. За это время количество садов и школ увеличилось до 60 и 30 соответственно. Давно известно, что на любую педагогическую систему приходится как минимум две точки зрения: «за» и «против». И пусть однозначный ответ не всегда удается найти сразу, не забывайте - каждый ребенок уникален. Наблюдайте за своим крохой, прислушивайтесь к его внутренним стремлениям и принимайте правильные решения, учитывая его индивидуальность. Независимо от выбранной вами методики и системы воспитания помните: базироваться она должна на искренней любви и уважении к малышу.
Образование в любой исторический период является важнейшим институтом общества, поэтому любые новые методики и технологии в этой сфере попадают под пристальное внимание как специалистов, так и простых граждан. Данный подход находит свое воплощение и при обращении и к такому явлению, как вальдорфская педагогика.
Ее появление после окончания первой мировой войны было связано, прежде всего, с тем, что сложившаяся к тому времени традиционная школа рассматривала учеников исключительно как объекты познавательного процесса, которые должны усвоить максимально возможное количество материала. Духовное, нравственное и отходило при этом на задний план.
Вальдорфская педагогика представляла собой своеобразную альтернативу традиционным методам и формам образования. В ее основе лежала модель постепенного саморазвития ребенка, для которого учитель превращался из строгого контролера в мудрого наставника. Первое подобное учебное заведение было открыто на территории табачной фабрики «Вальдорф Астория», впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Основатель этой системы основной акцент делал на том, что наиболее губительным для ребенка является стремление родителей и учителей к тому, чтобы он как можно быстрее освоил всю школьную программу, обгоняя свои физические и психологические возможности. Вальдорфская же педагогика предлагала лишь сопровождать ребенка в процессе постижения им мира, постепенно раскрывая его творческий и
В целом вальдорфская методика придерживается следующих основных принципов:
- Главной составляющей образовательного процесса является воспитание. При этом основываться оно должно, прежде всего, на нравственных началах.
- До семи лет ребенку следует избегать излишних интеллектуальных нагрузок, так как в противном случае он со временем вырастет в человека, который может лишь воспроизводить чужие мысли, а не формировать собственное мнение. Прежде всего, любой ребенок должен почувствовать себя личностью.
- Нельзя злоупотреблять положительными и отрицательными оценками деятельности ребенка, так как вмешательство со стороны взрослых в процесс его становления должно быть минимальным.
- Вальдорфская педагогика не предполагает использования в процессе обучения и воспитания каких-либо подражательных форм. Для нее главное - чтобы ребенок сам постигал окружающий мир, ориентируясь исключительно на свое собственное представление о нем.
- Любой ребенок - уникален, каждый обладает своими неповторимыми способностями и талантами. Основная цель, которую ставит перед собой педагогика вальдорфской школы, состоит в том, чтобы сам ребенок нашел в себе и полностью раскрыл свои
Как и любое новое явление, вальдорфская педагогика, особенно на первых порах, испытала достаточно сильное давление со стороны представителей Однако дальнейшее развитие педагогической мысли показало, что многие идеи, заложенные Рудольфом Штайнером, оказались актуальными и востребованными. Главная из них - что любое образовательное учреждение должно во главу угла ставить процесс духовного и нравственного развития ребенка, а не обучения его основам всех наук.
На сегодняшний день вальдорфские школы имеются во многих развитых и развивающихся государствах. Посещают их дети как из достаточно обеспеченных, так и из бедных семей. Несмотря на то, что скоро этой методике исполнится уже сто лет, используемые в таких школах методы и формы образовательного процесса по-прежнему выглядят инновационно и привлекательно как для самих учителей, так и для родителей.
Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.
Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.
Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.
Вальдорфская педагогика – история
В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.
Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.
Ее суть
Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.
Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой
Основные принципы вальдорфской педагогики
Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.
- Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
- Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.
В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.
- Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
- Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.
- Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
- Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
- Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
- Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
- Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.
Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.
Как происходит обучение
Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.
- С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.
- Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.
- Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
- Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
- Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
- Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.
Плюсы и минусы вальдорфской педагогики
Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.
Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.
Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.
Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.
Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.
Вальдорфская педагогика – видео
Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.
При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.
Существуют и другие методики воспитания: , .
Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.
Рост числа вальдорфских школ в мире по 2009 г.
Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в , Германия , это послужило источником имени «Вальдóрфская» , которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом.
Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и её педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии , а также в США , Великобритании , Швейцарии , Голландии , Норвегии , Австрии и Венгрии . Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны.
Рост количества вальдорфских школ в мире к 2009 г. показан на графике.
Особенности методики
Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учетом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.
Пособия
Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе
- Педагогическое значение познания человека и культурное значение педагогики (нем. Der pedagogische Wert der Menschenerkenntnis und der Kulturwert der Pedagogik );
- Искусство воспитания в связи с сущностью человека (нем. Die Kunst des Erziehens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit );
- Методика обучения и предпосылки воспитания (нем. Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens );
- Общее учение о человеке как основа педагогики (нем. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik );
- Искусство воспитания. Методика и дидактика (нем. Erziehungkunst. Methodisch-Didaktisches ;
- Идея и практика вальдорфской школы (нем. Idee und Praxis der Waldorfschule ).
Основные методы преподавания
Также младшие школьники ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребёнок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.
Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами
При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия (вид искусства, разработанный Р. Штайнером), живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится разбудить воображение ребёнка, привести в движение его чувства. Это может быть интересное сообщение во время преподавания, либо захватывающий рассказ в конце урока. Главное включить интерес как положительную эмоцию .
Ритмический распорядок дня
В течение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств. Существует строго определённый ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшие школьники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.
Первый урок - это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.) Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.
Преподавание «по эпохам»
Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами». «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.
Принцип «гармонизации душевной жизни»
В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трёх душевных способностей ребёнка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создает благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребёнка, в средней школе - к чувствам, в старших классах - к мышлению.
Принцип «гармонизации социальной среды»
Большое значение для ребёнка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто её не подавляет.
Высокие требования к личности учителя
Чтобы избежать отрицательного влияния на ребёнка, педагог должен заниматься самосовершенствованием, контролировать своё поведение .
Индивидуальный подход к ребёнку
Данный подход позволяет наиболее полно раскрыться способностям и не навредить здоровью ребёнка. Например, для того, чтобы уравновесить действие темперамента в ребёнке, ему дают возможность увидеть себя со стороны. Для этого детей с одинаковыми темпераментами . часто сажают за одну парту. Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание личности ребёнка.
Совместная деятельность в классе
Дружный класс также способствует душевному комфорту ребёнка. Объединение детей в классе происходит на ритмической части, на занятиях эвритмией и ботмеровской гимнастикой. Согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат их работы зависит от слаженности их действий. Главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребёнку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты. Очень важно учителю организовать свою работу таким образом, чтобы ученики становились все более самостоятельными, чтобы их личная привязанность к учителю перерастала в привязанность к школе. Это помогло бы их безболезненному переходу на старшую ступень.
Вальдорфская педагогика в России
В России первые школы, работающие по Вальдорфской методике появились в 1992 году. Среди них МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа», НОУ «Школа-сад на улице Вольная», ГОУ Средняя школа № 1060 , НОУ «Путь зерна», НОУ "Школа «Святого Георгия Победоносца», НОУ «Школа „Семейный Лад“» и другие.
Критика
Критики вальдорфской педагогики указывают на то, что её школы изначально предназначались для социальной адаптации детей. Создание первого учебного заведения такого рода профинансировал владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория», желавший воспитать квалифицированных рабочих .
Примечания
- List of schools worldwide
- Rene Upitis, «In Praise of Romance», Journal of the Canadian Association for Curriculum Studies , Vol.1, No. 1, Spring 2003, pp. 53-66.
- UNESCO 2001 Annex VI
- Thomas William Nielsen, Rudolf Steiner’s Pedagogy Of Imagination: A Case Study Of Holistic Education , Peter Lang Pub Inc 2004 ISBN 3-03910-342-3
- The Waldorf Promise , «a CINE Golden Eagle Award winning documentary on the success of Waldorf Methods in public schools»
- Peter Schneider, Einführung in die Waldorfpädagogik , ISBN 3-608-93006-X , p. 16; «more than 2,000 participants per year, most of whom are state-school teachers, attend summer Waldorf pedagogical seminars in Stuttgart, Herne and Hamburg.»
- Stephanie Luster Bravmann, Nancy Stewart Green, Pamela Bolotin Joseph, Edward R. Mikel, Mark A. Windschitl, Cultures of Curriculum , Lawrence Erlbaum Associates, 2000. p81, « developed the Waldorf School system of education, is another whose ideas are reproduced, often less in whole than in part…in an expanding number of American public and private schools today.»
- P. Bruce Uhrmacher, «Uncommon Schooling: A Historical Look at Rudolf Steiner, Anthroposophy and Waldorf Education», Curriculum Inquiry, Vol. 25, No. 4. Winter 1995.
- Вальдорфская педагогика: Антология // /Под ред. А. А. Пинского. - М. : Просвещение, 2003. - 494 с.
- Учебные программы вальдорфских школ // М.: Народное образование, 2005.
- "Вальдорфская педагогика. Рукоделие и ремесла", журнал "Частная школа", № 1, 1994, стр. 42-45
- Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка // Издательство: Народное образование, 2005 г.
- Динамика показателей здоровья детей в процессе обучения в условиях Средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак // Вопросы современной педиатрии. – 2007. Т. 6, № 4. – С. 150–151.
- Изменение показателей физического здоровья и функционального состояния вегетативной нервной системы в динамике учебного года у детей средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак, Л.И. Мозжухина // Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ. – Н. Новгород, 2006. – С. 245–248.
- Изменение некоторых функциональных показателей организма в динамике учебного года в условиях Вальдорфской школы / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак, Г.В. Волкова // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2005. – Т. 11, № 3–4. - С. 10–12.
- "Преподавание физики по феноменологическому методу", "Новый педагогический журнал" № 1, 1996, стр. 27-33.
- Общечеловеческое образование - суть и смысл вальдорфской педагогики, журнал Директор школы, № 2 2000, стр. 57-66
- Вхождение в мировую гуманитарную мысль как актуальная задача развития отечественной методологии педагогических исследований на современном этапе, в сборнике научных статей "Педагогическая наука и ее методология в контексте современности", М.2001 стр. 401-409.
- Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников. Сатья в сборнике "Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования". М. 2003 стр. 184-198
- "Учение для жизни" - международная программа исследований достижений учащихся ПИЗА 2000 Сатья в сборнике "Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования". М. 2003 стр. 198-205.
- Бюллетень «В защиту науки » № 2; Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. 2006
Литература
- Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic"s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. - М .: «Диалектика», 2005. - С. 83. - ISBN 5-8459-0830-2
- Рудольф Штайнер. «Принципы вальдорфской педагогики» . 2012.
- «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
- «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
- «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
- Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpädagogik . 1999. ISBN 3-89458-171-9
- Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Pädagogik keine Alternative ist. Aschaffenburg: Alibri, 2001. ISBN 3-932710-28-2
- Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie - Darstellung und Kritik der Waldorfpädagogik . Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000. ISBN 3-7815-1089-1
- Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung . DTV, 1988. ISBN 3-472-61727-6
- Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002. ISBN 3-453-09147-7
См. также
Ссылки
- (журнал Российской академии наук)
- Васильев В. А. Незримый член российского образования // «В защиту науки» № 2 (2007) - стр. 57-65
Wikimedia Foundation . 2010 .