1. Горькая судьба народа.
2. Образ родного дома.
3. Запустение родимого края.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Дж. Б. Шоу

Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно из главных мест в нем занимает образ родины. Наверное, не только каждый поэт, но и писатель обращался к теме родины. И всякий из них замечал в ней едва уловимые оттенки, близкие его духу и сердцу.

В творчестве Н. А. Некрасова есть одно стихотворение, которое имеет и такое название «Родина». С первых же строк мы понимаем, что лирический герой описывает знакомые ему места. Это говорит нам о том, что он не лукавит, несмотря на то что не сразу раскрывает тайну знакомых мест: «И вот опять знакомые места...».

Только в следующей строке становится понятно, что этот уголок находится там, где протекала жизнь отцов. То есть лирический герой не отрывает свою родину от мира предков. Ведь это они подарили ему жизнь и научили ненавидеть рабство, насилие, гнет. Тогда становится понятно, что человек, находящийся под бременем крепостного права, не может быть свободен духом. И для описания такой картины лирический герой использует очень живописные краски.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата мелкого и грязного тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов...

Так образ родины для Некрасова непосредственно связан судьбой народа. Они существуют в неразрывном единстве. Для поэта, который видел тиранию с детства, навсегда запечатлелся в душе образ отца-помещика, стремящегося и сыну передать свои отрицательные черты. Поэтому и лирический герой не выставляет себя святым в произведении. В стихотворении он говорит о том, что сам иногда бывал помещиком. Но такое признание несет в себе очень важный момент. Раз лирический герой поднимает такую тему, значит, он осознает то, что поступал когда-то плохо. Поэтому у него остается шанс исправиться и принести тем людям, в цепях, облегчение. Себе в помощники он берет поэтическое творчество, способное на расстоянии влиять на души людей и объяснять им, что хорошо, а что плохо в этом мире.

В произведение органично вливается русская природа, словно предсказывающая то, о чем хочет сказать в своих стихах поэт. Тогда в повествовании появляется образ матери, который является не менее значимым в творчестве Н. А. Некрасова. Ее жизнь также полна тревог и печали потому, что ее мужем является тот помещик, крестьяне которого завидуют псам. Поэтому она мрачна, как и темный сад.

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! Знаю, знаю я!..

Так лирический герой старается в образ родины вместить всех ее обитателей. Это не только отрывочные пейзажные зарисовки. Это судьбы людей, которые и формируют представление о России. Возможно, поэтому лирический герой с молоком матери впитал и ту ненависть к жизни, которая подавляла человеческое достоинство.

Но еще большее негодование лирического героя вызывает тот факт, что мать смогла его научить видеть правду, но сама не стала менять свою судьбу. Возможно, он хотел сказать, что судьба народа зависит от каждой личности. И если она также будет пассивно относится к своим угнетателем, то никогда не сможет сбросить с плеч это бремя. Так на примере одной личной судьбы поэт делает обобщение. Он показывает, чтоб образ матери становится частью жизни всего народа. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них не только свою душу, но и судьбу освободил от рабства.

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Ведь душа народа неподвластна никому из мучителей. Она остается и сохраняется в самом человеке. И лирический герой не скупится на строки, чтобы показать все ее великолепие. Сразу возникает непременная соотнесенность: родина должна иметь такую же душу. Ведь воспевая образ матери, Некрасов тем самым показывает нам образ родины. Они обе страстны, прекрасны и горды. Им обеим удалось перенести много горя на своих плечах. Но самое главное, каждая из них умеет прощать.

И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И после описания матери в понимании лирического героя снова формируется обобщенный образ. Ведь его родной человек был не первым, кто жил в таком жестоком и темном мире. Но лирический герой замечает, что несмотря на то что она повторила судьбу своей матери, смогла, пусть и мертвая, тронуть сердце своего палача.

Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и сторгую улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Когда же эта прекрасная душа уходит, то и дом покидает особый дух, дававший ему жизнь и новое дыхание. Так лирический герой показывает, что Родина жива и богата духом и душевной красотой людей. Именно они, а не какие-то умозрительные размышления и тирания, становится основой жизни русского народа, живущего своими традициями и сохранившего память поколений.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?

Но и в прежние времена в этом доме была какая-то тревога, которая пугала ребенка. Тогда он убегал к няне. Детям свойственно очень тонко все чувствовать, поэтому именно данный образ выбирает для описания той атмосферы лирический герой.

...Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал...

Лирический герой показал, что судьба родины неразрывно связана с судьбой самого народа и с каждой личностью в отдельности. И эту картину непременно обрамляет природа, которая чутко чувствует и реагирует на все тревоги человека. Она сочувствует ему и готова помочь в невзгодах. И лирический герой приходит к выводу, что для каждого из нас родина начинается в родном краю, в своем доме. Именно дом закладывает нравственные основы каждой личности.

Для Н. А. Некрасова родина имеет весьма печальное одеяние. Нивы выжжены, ручеек засох. Это не говорит о том, что лирический герой не верит в свою родину и в ее силы. Просто он старается правдоподобно описать тот образ, который запечатлел в своем сердце.

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада, —

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем...

В таком же запустении и сам дом лирического героя. Он тоже, как и природа, был лишен самого главного — мудрого и теплого взгляда, способного сохранить чистоту не только души, но и самого сердца.

И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторит звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Так в лирике Некрасова перед нам представлена картина одного из поместий, который становится хорошим наглядным материалом для описания восприятия автором своей родины. Она предстает в неразрывном единстве с человеком и его жильем, и природой. Но пока все это находится в запустении. Поэтому в такой же тоске пребывает и сама родина. Она ждет тех, кто как лирический герой сможет вернуть ей прежний облик. Но в нем непременно должны быть люди, свободные не только сердцем, но и духом.

Так, в произведении «Родина» появляются обличительные нотки. Лирический герой не приемлет ни для себя, ни для родины крепостное право, деспотизм и тиранию. Ему глубоко чуждо преклонение крестьян перед помещиком. Поэтому в его жизни и в его родном крае этого быть просто не должно.

Несмотря на то что Н. А. Некрасов идет от частного случая, основанного на своих детских воспоминаниях, мы понимает, что он показывает судьбу всей России. Это та родина, за которую он готов сражаться с помощью самого главного и весьма действенного оружия — поэтического творчества.

Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на тридцатые годы девятнадцатого века, то есть на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет от рабства и царей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова.

Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! народа в стихотворении трагичен и масштабен.

Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал…

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков: …

Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах… Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства.

Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков: …Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал…

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии: Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он. по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи… Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ: Что же значит сочинение с аллсоч. ру 2005 твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?.. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Брмил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский. Вера в сильный русский характер, любовь к народной России сближает Лермонтова и Некрасова. рисует образ крестьянской России в стихотворении «Родина».

«Родина» - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, не придворной России, а народной, крестьянской, могучей и страдающей: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой. Поэт говорит о своей любви к родной природе: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Радует поэта и искреннее веселье народа на праздниках: И в праздник, вечером росистым. Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Родина для Лермонтова - это народная Россия. Поэт бесконечно уважает русский народ, восхищается его подвигом в войне 1812 года.

Тема героизма и патриотизма народа звучит в стихотворении «Бородино». Это стихотворение явилось открытием в русской поэзии. Лермонтов не только показал битву так, как ее мог видеть и запомнить рядовой солдат, но и рассказал о ней языком простого солдата. Речь рассказчика выразительна и глубоко эмоциональна, он как бы вновь переживает сражение: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… В словах рассказчика - гордость за родную землю, за таких же, как он, простых солдат, отстоявших родину в войне 1812 года.

Интересно, что солдат ни разу не упомянул своей роли в сражении, он ведет как бы от лица всех участников битвы. Используя этот прием, поэт создает обобщенный образ народа, передает атмосферу духовного единства на поле битвы. Тема истории народа звучит и в поэме Лермонтова « про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Обращение к этой теме свидетельствует об интересе поэта к историческому прошлому своей родины, к познанию русского характера. Автор воспевает мужественность, решительность, храбрость, чувство собственного достоинства. В поэме Лермонтов использует традиции народной поэзии. Автор часто употребляет выражения, характерные для народного устного творчества: «статный молодец», «речи ласковые». Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества.

Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». .. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Тема родины и тема народа сливаются в творчестве поэтов. Это свидетельствует о том, что Лермонтов и Некрасов считают своей родиной именно народную Россию.

Все свое они посвятили служению народным интересам, так как видели в этом главную задачу поэзии. Так, Лермонтов в стихотворении «Поэт» осуждает поэта, изменившего народным интересам. Автор утверждает, что голос поэта должен звучать как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов также в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» он говорит: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался: Я лиру посвятил народу своему.

Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен… Таким образом, оба поэта видели смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии Некрасова и Лермонтова . Литературные сочинения!

Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему...»

Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.

С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.

Примерные опережающие задания:

1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и подготовить сообщение на тему «Изображение в поэме страданий народа». В ответе использовать строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть - два мотива, характеризующие поэзию Некрасова. Как выразились они в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»? В чем заключается идейный смысл этого стихотворения? В каком еще стихотворении поэта звучит тот же горестный мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в которых заключается основной смысл стихотворения. Учащийся, который готовит это сообщение, должен подчеркнуть, что революционизирующее влияние «Железной дороги» отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали, заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его декламировали. Это объяснялось тем, что в «Железной дороге» Некрасов гениально предсказал светлое будущее народа, выразил революционные взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ - значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!

Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами - вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:

Не небесам чужой отчизны -
я песни родине слагал!

Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии - это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова - в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.

Учитель назовет некоторые другие стихотворения Некрасова о народе: «Что ни год - уменьшаются силы…» (1861), «Свобода» (1861), «Дума» (1861), «Как празднуют трусу» (1870), «Утро» (1874) . В этих и других стихах Некрасов страстно мечтал о свободе, народа:

Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди...

(«Что ни год - уменьшаются силы...»).

Некрасов понимал крепостнический характер реформы:

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак...

Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:

Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год!.. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ!..

Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!

И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед»..., «…каждый в бой иди!».

Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.

Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».

А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:

Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.

Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.

В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил...» («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».

Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».

Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений - «Надрывается сердце от муки...» должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.

Для детального анализа этих стихов нет времени, но нужно, чтобы ученики усвоили главное: Некрасов любил родину, ее неброский пейзаж, видел в нем источник вдохновения, считал, что сближение с природой возвышает человека, пробуждает добрые чувства. Герой «Зеленого шума» задумал недоброе против жены, изменившей ему, «да вдруг весна подкралась» и «слабеет дума лютая, нож валится из рук». Любовью и точно найденными красками, деталями отличается умиротворяющая картина русской весны, благотворно подействовавшая на героя «Зеленого шума».
В стихотворении «Надрывается сердце от муки...» автор искренне признается:

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим -
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:

Люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана...

Под влиянием «окружающей бодрой природы»

Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…

В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:

Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота -
И сердцу весело...

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:

И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор...
И нива выжжена...
И набок валится пустой и мрачный дом...

А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли...» картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури , связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.

Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.

По глубокому убеждению Некрасова, поэт - «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:

Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...

Домашнее задание:

1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль о том, что пейзаж Некрасова носит социальный характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это стихотворение считается завещанием умирающего Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это произведение пользовалось такой популярностью в среде революционеров-демократов? Как оно завершало нарастание революционного призыва в лирике Некрасова? (Для ответа взять стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня Еремушке».)

Литература:

1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.

Тема Родины в лирике Некрасова. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова.

В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении Железная дорога автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей.

Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал Образ России, одержимой холопским недугом, возникает и в стихотворении Размышления у парадного подъезда. Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России.

Перед нами предстают образы крестьян-ходоков Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину.

Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме Кому на Руси жить хорошо он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме Кому на Руси жить хорошо. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения Поэт и гражданин он говорит Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает не будь поэтом, а будь гражданином.

Для Некрасова истинный поэт - это и есть отечества достойный сын. Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии. 3.Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, сеятеля и хранителя богатств страны, чьи работают грубые руки. Труд - основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии - прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений - знаменитая Железная дорога. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян.

Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу - стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров Да не робей за отчизну любезную Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев - бурлаков.

Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта.

Некрасов рано понял, что В мире есть царь этот царь беспощаден, Голод названье ему. Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме На Волге поэт описал то, что потом всю жизнь забыть не мог Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы ещё. Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью.

Это Иванушка - богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка - росту большого, рука, что железная, плечи - косая сажень. Трудничество - характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме Мороз, Красный нос уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо - и до рук борода Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина голосящие родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был Эту же тему подхватывает в Кому на Руси жить хорошо Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь! Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым.

Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича.

В поэме Мороз, Красный нос автор рисует образ величавой славянки. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая много работает, признаком красоты будет необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, высыхали в фабричной неволе.

Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение Плач детей. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов Целый день на фабриках колеса Мы вертим - вертим - вертим! Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа.

Стихотворение Плач детей - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме Дедушка он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. Горсточка русских, сосланных в страшную глушь, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет Воля и труд человека Дивные дива творят! Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.

Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего. 4. Некрасов-сатирик. Краткий анализ стихотворения Колыбельная песня. Стихотворение Колыбельная песня написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству.

Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда.

Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при жизни человечьей, но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения Будешь ты чиновник с виду, И подлец душой.

Провожать тебя я выйду- И махну рукой! Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени человек. Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца безвредным, наивным, он говорит о душевной чистоте народе, его неиспореченности. Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости.

Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения - показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла на попятную, при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.

Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг больной России для Некрасова совпадается в одном понятии - бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию. 5.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно.. Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).