В острых дискуссиях о кафедре теологии в МИФИ упускается из внимания целый ряд принципиально важных моментов. Обратим на них внимание.

Теология – необязательная дисциплина

Обучение на кафедре теологии не является обязательным для студентов института, теологические предметы не входят в обязательную программу. Кто хочет, кому интересно – те могут посещать, кому не интересно, кто считает, что физику философия и теология не нужны – тот не ходит. Собственно, на этом можно спор и закончить.

Кстати, на факультативные богословские лекции о.Андрея Кураева в МГУ всегда ходило немало физиков, химиков и математиков – по собственной воле, а не по принуждению.

Не хочу быть как Ньютон!

Многие великие физики очень интересовались богословскими вопросами – Ньютон считал свои богословские трактаты более ценными, чем исследования по физике, например. Много интереснейших теологических размышлений у Гаусса, Эдисона, Джоуля, Эйнштейна.

Вот только некоторые цитаты из них: .

А академик Боголюбов считал, что . Где еще – на какой другой площадке обсуждать эти вопросы? Кто сможет по-настоящему понять и оценить богословское наследие великих физиков? Не филологи и не юристы, правда?

Храм в МИФИ…

Идея создания храма-часовни в память об основателях института, учителях и товарищах, ушедших из жизни, созревала в МИФИ с 1994 года и была поддержана почетным профессором В. Г. Кирилловым-Угрюмовым, то есть задолго до прихода нынешнего руководства.

Да, мифисты к верующим относились с недоверием. Но не всегда. Рассказывает выпускник МИФИ протоиерей Максим Первозванский: “Еще лет десять назад большинство студентов и преподавателей считали, что физик не может быть верующим. Когда я принял священный сан, это встретило полное непонимание. Мне в глаза говорили, что я иуда. Дело в том, что то, что физик стал верующим и решил даже принять священство, казалось настолько невероятным, что все подозревали в моем рукоположении какой-то корыстный мотив. Иудой меня называли в лицо, трудно и представить, что обо мне говорили за глаза. Сегодня я знаю восьмерых выпускников МИФИ в священном сане”.

А вот несколько историй мифистов-священников:

Ученый против теолога

в России сегодня не хватает серьезной полемической площадки, возможности регулярно участвовать в диспутах между учеными и теологами. Как нам не хватает дискуссий аналогично тем, что постоянно проводит Оксфорд и Кембридж.

Там насмерть бьются такие умы как Докинз и архиепископ Уильямс (), за интеллектуальной битвой следят тысячи зрителей.

Попытки диалога были предприняты в рамках занятий в Общецерковной аспирантуре, где светские ученые читали священникам краткие введения в свои курсы. Например, .

Почему бы на базе кафедры теологии не организовать такую постоянную площадку?

Не преподавали марксизм-ленинизм?

Авторы протестного письма пишут, что “Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода”. Однако странно, что преподаваемые в МИФИ марксизм-ленинизм-научный атеизм – совершенно не имеющие к ядерных технологиям отношения – никогда не встречали протеста и открытых писем против.

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» создана кафедра теологии. Заведующим кафедры был избран митрополит Волоколамский Иларион, незамедлительно после заседания ученого совета отбывший в зарубежную командировку. Пока заведующий кафедры МИФИ, он же ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры встречался с папой римским и выступал на заседании синода епископов Римско-Католической церкви, «Известия» обратились к проректору Общецерковной аспирантуры протоиерею Владимиру Шмалию с просьбой прокомментировать событие.

Инициатива создания кафедры исходит от МИФИ, - сказал протоиерей Владимир Шмалий. - Началом сотрудничества стал визит патриарха в 2010 году и открытие домового храма .

Отец Владимир (выпускник МФТИ) сотрудничает с представителями университета не впервые: на базе МИФИ проходили курсы повышения квалификации для преподавателей православных семинарий. Тогда лекции о последних достижениях в астрономии, физике, химии и науках о Земле богословам читали профессора МГУ, МИФИ и других вузов. Теперь богословы вернут долг: будут рассказывать об истории Церкви, вероучении, православной культуре и православном богослужении пожелавшим того физикам.

Кафедра теологии пока не будет выпускающей и входит в общегуманитарный блок. Преподавание планируют начать в весеннем семестре. Список лекторов пока не сформирован: в него могут войти как священники, так и светские специалисты. Среди них могут быть и выпускники МИФИ в священном сане, например помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов).

Руководство университета не исключает, что со временем кафедра станет выпускающей. Опыт уже есть: в Саровском физико-техническом институте (филиале МИФИ) такая кафедра действует с 2001 года. Уже сейчас в головном вузе церковная сторона настаивает, чтобы при обязательной добровольности посещения курсов кафедры они все же засчитывались студентам как учебная нагрузка.

Выступая после избрания заведующим кафедрой, митрополит Иларион анонсировал лекции и дискуссионную площадку. В МИФИ будут проходить встречи, посвященные темам «Наука и религия» и «Наука и христианское богословие». Сейчас в Межсоборном присутствии РПЦ готовится документ «Соотношение веры и науки», в котором будет выражена позиция Церкви по отношению к современной науке. Эта позиция гораздо сложнее, чем популярные в блогах «конфликт веры и знания» или «отрицание эволюции и ядерной физики». От подобных клише студенты и смогут избавиться.

Нам нужно завоевать доверие студентов, чтобы они поняли, что курсы именно добровольные. Мы хотим сделать курс по истории вероучения, который показывал бы связь фундаментальных идей науки и метафизики (например, идея бесконечности), - рассказал «Известиям» протоиерей Владимир Шмалий. - Кафедра будет ориентироваться на госстандарт по специальности «Теология» (например, на требования к учебно-методическим комплексам).

По словам собеседника «Известий», преподавание не будет узкоконфессиональным.

Речь пойдет о христианской мысли от I до XXI века, в том числе католической. Кроме того, планируется курс истории религии, чтобы поставить христианство в контекст других религиозных традиций. Со стороны одной из гуманитарных кафедр есть предложение подготовить этот курс, и мы открыты к тому, чтобы у нас читали лекции действующие преподаватели других кафедр МИФИ, - рассказал Шмалий.

Преподавание теологии в светском вузе имеет светский характер. Студент не обязан разделять идеи и богословские представления, которые изучает: критический подход никто не отменял. РПЦ не может полностью контролировать работу кафедры. Если однажды ученый совет МИФИ решит преобразовать кафедру, изучать, например, протестантизм или ислам и избрать нового заведующего, не сочувствующего православию, Церковь сможет только публично сообщить, что проект изменился. Своеобразная «гарантия аутентичности» со стороны РПЦ возможна только для православного вероучения.

Таким образом, новая структура не преследует цели подготовить священнослужителя. Правда, без всякой кафедры теологии священниками стали многие выпускники МИФИ, в том числе протоиерей Максим Первозванский (служит в храме Сорока мучеников Севастийских в Москве), протоиерей Сергий Тришкин (служит в храме великомученика Пантелеимона в Северном Бутово), протоиерей Николай Студеникин (служит в Московской области).

Кафедры теологии существуют почти в 50 вузах России. Среди самых известных - кафедры в РГСУ в Москве, в Тульском, Самарском, Рязанском, Тверском, Белгородском госуниверситетах, Социальном институте в Екатеринбурге.

Возглавить ее пригласили одного из самых влиятельных священников в церковной иерархии ‑ митрополита Иллариона. Зачем все это нужно МИФИ, пытался понять Антон Желнов.

Желнов: Идея открыть кафедру теологии на базе МИФИ принадлежит ректору университета Михаилу Стриханову и совету ветеранов института.

Несколько месяцев назад ректорат предложил возглавить кафедру митрополиту Илариону. По данным ДОЖДЯ, другие кандидатуры даже не рассматривались, а самому МИФИ было важно установить контакт именно с Иларионом. Во многом это связано с местом митрополита в структуре Русской православной Церкви. Иларион - глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и член Священного синода. На предложение МИФИ священник откликнулся не сразу. Как сообщил ДОЖДЮ источник, знакомый с переговорами, его видение кафедры отличалось от того, что хотел ректорат. Например, Иларион, в отличие от совета ветеранов, выступал за добровольное обучение. Кроме того, митрополит был против патриотически державных настроений. Как объясняет наш собеседник, МИФИ, в силу своей специфики, тесно связан с Министерством обороны, и укрепление патриотизма через религию - важная часть не только просветительской, но и воспитательной работы. В итоге был найден компромисс, который всех устроил.

Отец Владимир : Для митрополита главным является два аспекта. Первый аспект: забота и заинтересованность в том, чтобы будущая техническая элита страны лучше знала исконные религиозные традиции своей страны, поскольку это часть культуры. И второе: развивать культуру диалога. Кафедра теологии может стать хорошим местом для диалога и полемики по вопросу об отношении науки и религии.

Создатели кафедры подчеркнули, что обучение теологии сугубо добровольно, а православие навязываться не будет. Из предметов, которые начнут преподавать уже во втором семестре - история церкви, традиции богослужения, история христианской мысли. Советник ректора МИФИ Александр Невзоров не скрыл воспитательных функций новой кафедры.

Невзоров : Мы озабочены интеллектуальным и этическим климатом. Наш ВУЗ был основан во время Великой Отечественной войны, и у нас очень горячо любят свою страну, свою Россию наши профессора, воспитанные в этих традициях. К сожалению, такой горячей любви в молодом поколении мы наблюдаем все меньше. Поэтому нам захотелось призвать молодежь хотя бы узнать те традиции, на которых наша страна созидалась тысячелетиями.

Митрополит Иларион сейчас находится в Риме на Епископском синоде и в связи с этим оказался недоступен для комментариев.

В Институт на ученый совет он приезжал в понедельник, тогда и было принято окончательное решение об учреждении кафедры. Традиционно гуманитарные дисциплины в МИФИ изучают на первых курсах. Сейчас разрабатываются программы и опрашиваются студенты, заинтересованные в богословском обучении. Сегодня специальность «теология» преподают более чем в 30 российских вузах. Причем, у 25 из них есть лицензия на подготовку теологов в соответствии с Госстандартом. Сам стандарт был принят в 2000 году. Тогда Минобороннауки выпустило указ, согласно которому теологов стали готовить не только в специализированных вузах, но и общегосударственных.

Зачем МИФИ теологический факультет обсудим с гостем в студии - Дмитрием Шумиловым, выпускником МИФИ, одним из основателей группы «Вежливый отказ», созданной в 1985 году студентами и выпускниками МИФИ.

Казнин : Как вы относитесь к этой идее?

Шумилов : Я поступил в МИФИ в 1979 году и проучился до 1984-го. К сожалению, диплом не получил, поэтому полностью выпускником назваться не могу. В 1980-х студенты с некими людьми, преподавателями организовали в МИФИ кружки по изучению религии, Библии, истории церкви, религиозного искусства, философии. Я как-то имел отношение к этому делу. В 1983-м были гонения на православных, все ушло в подполье. Каким-то образом история изучения религии для МИФИ - традиция, только сейчас это вышло на официальный уровень.

Писпанен : Только сейчас гонения на неправославных начинаются.

Шумилов : Не знаю насчет таких гонений. Мне понравилась позиция митрополита Иллариона, который выступил против обязательности изучения. Речь идет о факультативных занятиях. Почему были подпольные кружки? Потому что была тяга и некая ностальгия по классическому образованию. В виду советского образования мы не в полной мере могли религиозное искусство. Не хватало знаний, например, древних языков. Я бы еще и кафедру латыни в МИФИ организовал, была б моя воля.

Казнин : С тех пор мало, что изменилось: богословие в светских ВУЗах никто не изучает.

Шумилов : Когда мне было 35, я начал изучать богословие в Богословский институт святого апостола Андрея.

Писпанен : Это действительно вы чем-то заряжаетесь, изучая распад урана, что многие выпускники МИФИ, как потом выясняется, потом получают сан?

Шумилов : Мой брат учился в МИФИ, и он уже 10 лет как священник. У людей есть какая-то тяга, и в отсутствии необходимого образования, как мне кажется, это часто выливается в какие-то жуткие суеверия. Вся безумная истерия, которая идет в СМИ, соцсетях, людях по поводу православной церкви - от недостатка образования. Люди, которые обвиняют попов в мракобесии, не очень понимают суть религии.

Казнин : Речь идет не о гонениях, а о конкретном случае с группой Pussy Riot.

Шумилов : Это тем же объясняется, на мой взгляд. Преследователи Pussy Riot - это люди, которых нельзя назвать по-настоящему верующими. Они веру в Бога заменяют верами в какие-то святыни, которые, на их взгляд, можно осквернить. Бог непоругаем. Его невозможно осквернить как святыню.

Шумилов : Настоящие православные люди шабаши не устраивают. Все безумие - это не православные, а заполошно-православнообразное язычество.

Казнин : Вы за то, чтобы в ВУЗах открывали такие кафедры?

Шумилов : Я за. МИФИ сейчас по статусу университет. Там есть выпускники, которые специализируются на международных отношениях, есть кафедра русского языка, много гуманитарных кафедр. Как во многих университетах, например, Оксфорде, Кембридже, в которых есть кафедры теологии с незапамятных времен. И люди, если у них есть желание, записываются на них. Студентам надо набрать какой-то пул.

В Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) открылась кафедра теологии, сообщается на сайте Московской патриархии. Начало богословскому образованию в среде физиков положил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Ранее он принял участие в заседании ученого совета вуза, где заявил, что введение богословия в программу технического вуза прежде всего обеспечит обучающимся всестороннее развитие. Митрополит Иларион напомнил, что во времена СССР «религиозный компонент был искусственно изъят из системы светского образования». «Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии», — заявил он. Кроме этого священник напомнил, что в повседневной жизни «блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу и разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии».

«Эта некомпетентность вызывает у нас, профессиональных религиозных деятелей, смех», — добавил он.

Но помимо преодоления «невежества и некомпетентности» российского общества кафедра богословии в МИФИ призвана помочь физикам ответить на вопрос, «как все это появилось». «Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы», — уточнил священнослужитель.

«Я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно МИФИ может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций», — сообщил митрополит Иларион.

Под занавес он объявил, что посещение лекций по теологии будет факультативным.

Ученый совет утвердил открытие кафедры единогласно, равно как и митрополита Илариона в качестве заведующего теологией в МИФИ. А ректор вуза профессор Михаил Стриханов выразил надежду, что новая кафедра может стать ведущей в системе светского высшего образования в России.

Тем не менее выпускники, преподаватели вуза и их коллеги-ученые отнеслись к нововведениям в МИФИ не столь однозначно. Профессор МИФИ Сергей Боговалов считает, что кафедра не нужна. «Я не знаю, чем руководствовался ректор института, но вообще нас это мало волнует. У нас есть реальные заботы и дела, а не виртуальные проблемы», — сказал он «Газете.Ru».

Заведующий Отделом обработки астрофизических наблюдений Физического института им. П. Н. Лебедева Сергей Лихачев также уверен, что для науки теология совершенно не нужна:

«С таким же успехом можно изучать и другие области человеческого знания. Я думаю, что открытие такой кафедры — это политическая конъюнктура в связи со сложившейся ситуацией в стране, когда мы все с уважением должны относиться к различным идеологическим концепциям».

Выпускник МИФИ сотрудник Института теоретической физики им. Ландау Сергей Пархоменко также против богословия в вузе. «Это противоречит духу института. Не все люди считают себя верующими, и у них есть право на эту точку зрения. Сама суть науки не в том, чтобы поверить во что-то, а потом это проверить. Студентов учат другому. Их учат испытывать природу — пытаться объяснить, что получилось из эксперимента. Эксперимента по присутствию Бога еще никто не смог поставить», — пояснил Пархоменко «Газете.Ru». «Для развития науки идея Бога не нужна», — добавил он.

Кроме этого Пархоменко осудил действия ректора вуза: «Стриханов должен заниматься проблемой воспитания ученых. А открытие кафедры теологии его не красит. Это полный позор, дискредитация науки и потеря ее полного престижа».

Напомнил он и историю годичной давности: «На территории МИФИ стоял памятник студенту. Они его убрали и поставили православный крест. Это и смешно, и позорно».

Выпускник МИФИ Константин Рупасов раскритиковал доводы митрополита Илариона. «Он приводит довольно скользкие обоснования, и что, скрывается за ними на самом деле, непонятно», — считает Рупасов. Кроме этого, он не понимает почему в физическом вузе преподавали богословие, но при этом в семинарии естественные науки не преподают. «Это ужасно смешная фраза о том, что нужен союз науки и богословия. Он не понимает, что эти вещи лежат в разных плоскостях и они диаметрально противоположны», — возмутился Рупасов.

Рупасов напомнил, что в советские времена в МИФИ была кафедра научного коммунизма и это был обязательный предмет. «Научный коммунизм в отличие от богословия имеет некоторое отношение к науке, а богословие антинаучно», — считает он.

«То, что среди научных предметов появляется антинаучная дисциплина, иначе, как подрывной деятельностью, не назовешь», — сообщил Рупасов.

В свою очередь, библеист Андрей Десницкий заявил, что «открытие теологических кафедр это скорее хорошо, чем плохо». Тем не менее он признал: «Многие люди справедливо опасаются, что будет новая история КПСС и прочий марксизм, который был у нас при советской власти, когда всем навязывали определенную идеологию под видом науки. Очень может быть, что так и выйдет: будет насаждаться православная идеология, и тогда, конечно, лучше этого не делать». В то же время, по его мнению, теология может помочь сформировать взгляды человека на окружающий мир. «Очень многие проблемы, которые сейчас обнаружились у нас в церкви, не от избытка богословского образования, а, наоборот, от его недостатка, — считает Десницкий. — Это пойдет на пользу и церкви, потому что будет меньше безграмотного хамства, и обществу, потому что появится пространство для разговора».

Священники, в свою очередь, говорят, что открытие в МИФИ кафедры теологии вполне в рамках европейской образовательной традиции.

«Такая кафедра есть в Сорбонне и других университетах мира, — говорит настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. — Ее посещают и агностики, и атеисты, и верующие. Она имеет такое же практическое применение, как иная дисциплина».

Работа теологических учебных подразделений в стенах светских российских вузов давно перестала восприниматься как нечто непривычное и чужеродное. Однако в учебной программе ведущего технического университета нашей страны, традиционно занимающего лидирующие позиции в общероссийских образовательных рейтингах, богословские дисциплины оказались впервые. Сейчас кафедра теологии Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ, создание которой год назад вызвало множество горячих споров и полярных оценок, запустила в учебный процесс три образовательных курса для студентов третьего семестра. Все они по выбору, то есть второкурсник по желанию может либо включить их в собственный учебный план, либо занять их место другими гуманитарными предметами.

Демократия внутреннего розлива

Не успев появиться, кафедра теологии НИЯУ МИФИ год назад оказалась в центре полемики, градус которой существенно повысили академики и членкоры Российской академии наук. Ученые опубликовали открытое письмо, в котором охарактеризовали появление подобной структуры в современном политехническом вузе под руководством «православного священника... в прямом противоречии с Конституцией России и со здравым смыслом тоже».

Оставим за скобками, что заведующего кафедрой митрополита Волоколамского Илариона академики именуют священником (им, сформировавшимся как личности в безбожную эпоху, подобное невежество простительно). Постараемся непредвзято разобраться, зачем будущему физику-теоретику, инженеру-ядерщику, специалисту в области информационной безопасности азы теологии, то есть пусть самые общие, но всё же научные представления о богословии.

В ходе широко развернувшегося обсуждения прозвучали самые разные ответы на этот вопрос. Как считает, к примеру, сам завкафедрой Высокопреосвященнейший Иларион, еще очень часто в российском обществе встречаются даже широко образованные люди, имеющие серьезные лакуны в знаниях по религиозным вопросам. Конечно, можно возразить, будто это их личное дело: ну не хочет человек разбираться в истории религии! Но беда в том, что это всё чаще мешает жить. «Вопреки целенаправленным действиям на ослабление и искоренение религии, она не ослабевает и не теряет своего влияния, - говорит владыка Иларион. - Наоборот, мы видим, что религия оказывает самое прямое влияние на политические и общественные процессы, на ситуацию внутри разных стран, на международную ситуацию. И очень трудно понимать и политическую конъюнктуру, и развитие событий в разных странах и регионах мира без понимания того, как религиозный фактор влияет на эти события и мотивирует действия их участников».

«Фундаментальное образование должно давать студентам не только определенный набор знаний, умений и навыков, учить их отвечать не только на вопросы типа “как падает камень?” или “как взаимодействуют частицы?”, “как построить и усовершенствовать ядерный реактор?”, но и на вопросы типа “зачем?” и “для чего?”» - добавляет клирик столичного храма Сорока мучеников Севастийских протоиерей Максим Первозванский - выпускник МИФИ 1989 года и один из 16 выпускников МИФИ в священном сане. «Для содержательного диалога богословия и науки необходимо, чтобы не только богословы знали, что такое наука, но и ученые-естественники в какой-то мере знали христианскую традицию и понимали внутреннюю логику богословского мышления, - развивает тему проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий. - Поэтому задача кафедры состоит в том, чтобы прежде всего дать возможность студентам познакомиться с основами православной теологии в различных ее аспектах». Кафедру теологии в ведущем российском техническом вузе можно рассматривать и как площадку для диалога представителей различных взглядов, разных мировоззренческих концепций (хотя, наверное, это не основная ее задача). «Мировоззрения у нас равны, и ничто не должно препятствовать присутствию в системе образования как религиозного, так и агностического или атеистического мировоззрения, тем более что среди ученых-ядерщиков немало верующих людей», - утверждает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Но академическими письмами протестная активность не исчерпалась. Уже летом этого года в Интернете, на сайте информационной системы общего пользования «Демократор.ru» появилось новое письмо, теперь уже адресованное министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Его текст практически полностью повторял обращение несогласных «гуру науки» - лишь с одной существенной добавкой: последней фразой подписанты требовали «немедленно прекратить деятельность этой «кафедры» и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений».

Государственным чиновникам и правительственным учреждениям на обращения граждан положено реагировать. Поступало ли официально такое письмо в министерство, подготовлен ли на него ответ? Какова вообще позиция профильного российского ведомства по этому вопросу? Пытаясь разобраться в этих нехитрых вопросах, я не предполагал, что соприкасаюсь с тайной поистине государственного масштаба. В ответ на редакционный запрос, направленный помощнице министра Ирине Ган, сотрудница пресс-службы Ксения Золотарева подтвердила: министерство действительно получило письмо от ООО «Демократор». Однако «в соответствии с Федеральным законом “О порядке рассмотрения граждан РФ” ответ на данное письмо может огласить только заявитель», добавила Ксения Георгиевна.

Увы, попытка связаться с самим «Демократором» успехом не увенчалась. Эта организация, на сайте которой приведены недействующие контактные телефоны, спряталась в общении с редакцией за псевдонимом Администратор и после длительной бесплодной электронной переписки посоветовала обратиться на интернет-форум к инициатору обращения - некоему физическому лицу Петру Николаевичу Чудову. В общем, демократия от «Демократора» получилась какая-то избранная, внутреннего розлива.

Только в физике соль...

Хорошо знающие МИФИ люди любят рассказывать, сколь сильны в этом вузе традиции. Но славны мифисты не только традициями, но еще и собственным, весьма характерным менталитетом. Лучше всего он постигается на могучем песенном фольклоре этого вуза. Так, гимн мифистов начинается с фразы «Вот ты проходишь, лысиной сверкая, хотя по паспорту тебе лишь двадцать пять». А после вынесенной в подзаголовок фразы из старинной МИФИческой «Дубинушки», слова которой положены на мотив широко известной одноименной русской народной песни, следует хлесткое «остальное всё - ноль», продолжаемое не вполне политкорректной констатацией «а философ и медик - дубина!» Если честно, никогда не понимал, чем не угодили два несчастных персонажа отчаянным авторам до сих пор популярного среди разных поколений мифистов песенного шедевра. Но традиционный дух МИФИ с его ревнивым отношением ко всем новшествам «из-за забора» эта фраза отражает достаточно честно.

И дело тут далеко не только в давнем легендарном споре физиков с лириками. Такая своеобразно понимаемая корпоративность - «родимое пятно» МИФИ. Рожденный постановлением Совнаркома в тяжелейшем 1942 году, когда впереди еще была Курская дуга, после Победы Московский механический институт боеприпасов был преобразован в Московский инженерно-физический институт - главную кузницу кадров для советского атомного проекта. Строжайшая пропускная система, собственный ядерный реактор, мощнейшие кафедральные научные школы, простая, понятная и устойчивая замкнутость на отраслевое ведомство - Министерство среднего машиностроения - всё это со временем сформировало у мифистов чувство жизни в пусть и не полностью замкнутом, но все-таки в изолированном мирке. Которое заставляло, вольно или невольно, постоянно действовать с оглядкой на успехи или неудачи гораздо более академичных, не столь сильно ориентированных на прикладные достижения и вообще «либеральных» (в советской системе координат) Физтеха и физфака МГУ.

В начале 1990-х годов этот мирок перестал быть уютным. Нет, мифистам не было труднее, чем остальным ученым. Но затянувшаяся реформа Минсредмаша заставила руководство заняться тяжелым поиском самостоятельности. Оба ректора, возглавлявшие институт в то непростое время - Александр Шальнов и Борис Оныкий, ни на секунду не сомневались, что ее удастся найти, но сил и времени эта работа отняла немало.

Когда же при преемнике Оныкого нынешнем ректоре МИФИ Михаиле Стриханове институт встал на ноги и первым в стране (наряду с Московским институтом стали и сплавов) получил статус национального исследовательского университета, многим представителям «старой гвардии» могло показаться, будто всё возвращается на круги своя. Достойная зарплата (тем более что оклады Стриханов действительно поднял), престиж среди абитуриентов, опора на оперившийся Росатом могли породить иллюзию возвращения спокойной стабильности. В которую ни поклонный крест, появившийся в 2010 году у проходной в память о жертвах военных конфликтов и пострадавших от ядерных взрывов и «мирного» атома мифистов, ни освященный Святейшим Патриархом Кириллом домовый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери поначалу не вписались.

«Жрецы недовольны...»

Показательно: сильнее всего недовольные возмущались поклонным крестом. Мол, ради его установки снесли «символ МИФИ» - так называемый памятник вечному студенту. Автор этих строк впервые переступил порог МИФИ без малого три десятка лет назад, придя на вступительный экзамен в 542-ю школу - единственное тогда в СССР дневное среднее учебное заведение, созданное и в экспериментальном порядке аккредитованное при вузе. С тех пор в альма-матер бываю как минимум еженедельно, но о «памятнике-символе» впервые услышал как раз в 2010 году, когда он уступил место поклонному кресту.

Впрочем, со временем эта сомнительных творческих достоинств скульптура из металлолома обрела свое место на территории, так что голоса в ее защиту поутихли. Кстати, довольно эмоционально академические требования «закрыть и запретить» прокомментировал главный редактор радио «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт: «Все эти академики преклонных лет, члены КПСС, работавшие на ВПК СССР (а советская физика на 90% работала на войну) за очень большие деньги, дачи, пайки и т.д., всю жизнь ощущали себя еще и жрецами своего рода нового культа. Помните, что такое был “секретный физик” при совке? Завидный жених и вообще полубог. После краха совка в жизнь вернулась вера в Бога, подорвавшая жреческие позиции всех этих партийных академиков. У них больше нет монополии на мировоззрение, дачи ветшают, ВПК в их услугах нуждается всё меньше. А Церковь заметна и претендует на роль учителя. Жрецы недо­вольны».

Опять-таки полемично и, наверное, далеко не во всем справедливо. Но на уровне микрокосма, на уровне собственного мироощущения - очень правдоподобно.

Все мифисты - атеисты?

«Нельзя не учитывать и еще один важный фактор мифистского менталитета: здесь не принято выставлять свои личные переживания напоказ, - говорит выпускник МИФИ 2000 года кандидат физико-математических наук иеромонах Родион (Ларионов), преподающий сейчас в родном вузе на кафедре истории (отдав несколько лет точным наукам, отец Родион затем успешно окончил Московские духовные семинарию и академию и получил степень кандидата богословия по специальности “церковная история”). - Поэтому демонстрации в поддержку Смоленского домового храма среди регулярно в нем молящихся православных мифистов вы вряд ли увидите. Говорить же, что мифисты поголовно атеисты, - по меньшей грешить против истины. Еще в советское время в институте, как доподлинно известно, действовал неофициальный библейский кружок по изучению Священного Писания. А студенческие стройотряды МИФИ регулярно выезжали на реставрацию знаменитых памятников Русского Севера - Соловецкого, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова мона­стырей».

Как бы там ни было, домовый Смоленский храм в тех самых помещениях цокольного этажа главного корпуса МИФИ, где автор этих строк на занятиях военной кафедры когда-то штудировал общую тактику, больше не ощущается мифистами-старожилами как нечто инородное. Новые же поколения студентов и вовсе воспринимают его как данность.

Но одно дело - домовая церковь, где можно помолиться за успешную сдачу сессии, и другое - общеобразовательная кафедра теологии.

«Кафедра теологии - часть воспитательного процесса»

«Михаил Николаевич, мало вам было недовольных с поклонным крестом? У МИФИ что, нет других проблем, кроме как изучение теологии? Зачем вам эта кафедра?» - пытаюсь примерить на себя в разговоре с ректором Стрихановым логику оппонентов.

«Конечно, лично мне она не нужна, - отвечает собеседник. - Мне вполне достаточно столичного храма Воскресения словущего в Брюсовом переулке, прихожанином которого я являюсь. Но как ректор я достаточно прозрачно вижу ситуацию с нынешним поколением студентов и четко осознаю: молодежи нужны механизмы и программы нравственного воспитания, которые бы не просто присутствовали в университете факультативно, но были бы включены в сетку учебного расписания. Как человек верующий я понимаю: иного механизма, кроме донесения до студентов в рамках этих программ азов традиционных религий, нет. Конечно, в первую очередь на занятиях студентам будут преподаваться именно христианские взгляды на те или иные общегуманитарные аспекты. Но МИФИ - открытая структура: если в рамках какого-то из предложенных кафедрой теологии учебных курсов часть лекций прочитает, к примеру, раввин, это пойдет только на пользу. Что же касается истории с открытием храма... Никогда не говорил об этом публично, но вот факты. Освятили мы домовый храм. Я оказываюсь с паломничеством на Афоне. Посетив пять прибрежных монастырей, сажусь в автобус, и тут звонок из Союза ректоров: “Поздравляем, ваш университет вместе с МГУ вошел в рейтинг 250 вузов Times Higher Education”. Ни один российский университет прежде вообще ни разу не оказывался в этом списке, а тут сразу мы, да еще вместе с МГУ! Дальше - больше: проходит общероссийский конкурс по Программе конкурентоспособности за право участия в глобальных рейтингах. По всей Российской Федерации было решено назвать 15 победителей, и нам была оказана честь занять одну из четырех московских вакансий. Ну и не говоря уж о подготовленном Интерфаксом рейтинге российских вузов, в котором мы оказались третьими - сразу же после, замечу, двух бесспорных флагманов отечественного высшего образования: МГУ и СПбГУ. Наверное, было бы слишком дерзновенно считать, что после освящения Смоленского домового храма МИФИ находится под омофором Пречистой. Но, согласитесь, серия таких побед, которых прежде не наблюдалось, не тянет на простое совпадение!»

- Будут ли получать преподаватели кафедры теологии в МИФИ зарплату?

Конечно, как и все совместители, довольно маленькую. Непосредственно МИФИ ничего на это не тратит: образовательный процесс финансируется из федерального бюджета. Кстати, то, что решение подобных вопросов находится в компетенции вуза, признал и советник Президента РФ Андрей Фурсенко, поначалу настроенный против кафедры теологии.

«Мы в самом начале пути»

Пока молодой кафедрой теологии подготовлено три образовательных курса, занятия на которых только что начались. Второкурсники факультета управления и экономики высоких технологий будут изучать историю христианской мысли (этот спецкурс лично проведет заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион). На факультете экспериментальной и теоретической физики профессорами МГУ им. М.В. Ломоносова преподаются два курса: «Язык как феномен культуры» (его прочтет Александр Волков) и «История искусства» (его проведет профессиональный историк протоиерей Стефан Ванеян). Все их можно изучать в рамках гуманитарных курсов по выбору. То есть принуждать ходить именно на теологию студентов никто не будет, но выбравшим данную дисциплину придется сдать по ней зачеты, что и найдет отражение в дальнейшем во вкладышах к диплому (на экзаменационные сессии теология пока не выносится). В ближайшей перспективе - запуск еще одного курса под названием «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ».

Ведущие курсы профессора не собираются ограничивать посещение своих занятий. Богословие - вещь в МИФИ новая, и наверняка эти лекции привлекут немало желающих как с других учебных потоков, так и вообще из разных научно-исследовательских подразделений. На первой лекции Высокопреосвященнейшего Илариона на тему «Христос и Его Церковь» битком забит оказался 450-местный актовый зал. Не все, конечно, слушали архиерея с одинаковым вниманием, но шумно в зале не было, а под конец даже нашлись желающие задать митрополиту вопросы. Спрашивали о разном - от Евангелия от Иуды до того, как найти заведующего новой кафедрой. Найти, кстати, достаточно просто: кафедральное помещение расположено в центре главного университетского корпуса.

После лекции на выходе из зала сталкиваюсь с молоденькими студентками. По их слегка отрешенным глазам видно: объем информации зашкаливает. Интересуюсь, не разочаровал ли их митрополит Иларион.

«Нет, что вы, - немного смущается студентка группы У3-711Б Татьяна Семикова. - Несколько непривычно, но узнали много нового». «А ходить на лекции и семинары собираетесь?» «Наверное, да: этот курс у нас в учебном плане».

«На самом деле это только начало работы, - мечтает Стриханов. - Мы задумали “провязать” курсы всех наших гуманитарных кафедр (их у нас сейчас четыре - истории, философии, социологии и теологии) единым подходом к изучению. Ведь можно, например, Отечественную войну 1812 года подавать как нашествие врага. Можно - как исторически обусловленное столкновение крупнейших мировых держав. Можно - как справедливую защиту Россией своей территории. А можно и как Божие вразумление, постигшее нас после отпадения части российского общества в XVIII веке от Христовой веры. Так что мы только в самом начале пути...»

СПРАВКА: История МИФИ началась 71 год назад, когда 23‑го ноября 1942 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление об организации Московского механического института боеприпасов. В то время в институте было всего три факультета: трубок и взрывателей; снарядов, мин, авиабомб; патронов и гильз. В январе 1945 г. в институте прошла первая реорганизация, институт стал называться Московским механическим институтом (ММИ) с организацией факультетов механико-технологического, конструкторского и точной механики.

В сентябре 1945 г. вышло Постановление СНК СССР № 2386627сс «Об организации инженерно-физического факультета при Московском механическом институте». Со временем начался процесс постепенного перевода механических специальностей в другие институты и расширения инженерно-физических специальностей. В 1953 году институт приобрел нынешнее название МИФИ, все факультеты которого стали в большой степени ориентированы на подготовку специалистов атомной энергетики и оборонной промышленности.

На Западе МИФИ тогда кратко именовали «советским ядерным колледжем». По иронии судьбы, этот термин оказался едва ли не пророческим: в 2008 году МИФИ стал одним из двух первых национальных исследовательских университетов в России и был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Дмитрий Анохин