В истории многих стран мира существуют знаковые сражения, которые становятся своеобразным символом для будущих поколений. Для России это Бородино и Сталинград, для Франции - снятие осады Орлеана, для сербов - битва на Подобную роль для эллинов играло Марафонское сражение. Краткое содержание, причины и последствия этой битвы мы рассмотрим ниже. Победа в данном сражении не только позволила отстоять свою независимость, но и создать условия, способствующие в дальнейшем их сплочению в единую силу перед внешней угрозой.

Предыстория конфликта

Правда, историческая достоверность этой легенды весьма сомнительна, но одну из самых популярных легкоатлетических дисциплин, а именно бег на 42,195 км, именуют марафонским.

Значение Марафонской битвы

Марафонское сражение отнюдь не положило конец стремлениям персов закрепиться на Балканах, в частности завоевать Грецию. Оно только на 10 лет отложило этот план, когда ещё более многочисленная армия Ксеркса, сына Дария, вторглась в Элладу. Но именно память об этой победе вдохновляла тогда эллинов на безнадежное, казалось, сопротивление. Марафонское сражение показало, что даже малыми силами можно одерживать победы над большим, но плохо организованным войском завоевателей.

Память о Марафонском сражении

Память об этой победе не теряла актуальности на протяжении тысячелетий. Такое значимое место в сердцах греков занимало Марафонское сражение. Дата его всегда была священна для эллинов. Но эта битва была значима не только для одного народа, она была важна для всей мировой истории. Об этом может свидетельствовать хотя бы то, что в любом школьном учебнике по древней истории освещено Марафонское сражение. 5 класс в российских школах обязательно изучает данную тему в курсе истории. Каждый образованный человек обязан знать об этом событии.

Сейчас только обелиск говорит о том, что на месте, где ныне возвышается холм, когда-то происходило Марафонское сражение. Фото данного памятного знака можно наблюдать ниже.

Память о Марафонском сражении живет в сердце каждого человека, готового отдать свою жизнь за свободу и независимость Родины.

По совету бывшего афинского тирана Гиппия , персидское войско, через несколько дней после разрушения города Эретрии на острове Эвбея переправилось через пролив Эврип и расположилось станом на Марафонской равнине, удобной для действия многочисленной конницы. Без сомнения, были у Гиппия в Афинах тайные приверженцы, с которыми он условился относительно высадки на южном берегу Аттики. Артаферн раскинул свой шатер близ мыса Киносуры на прибрежном холме, с которого раскрывалась вся равнина.

Когда бежавшие поселяне принесли в Афины известия, что Эретрия пала, что персидское войско переправилось в Аттику , стало у Марафона и опустошает всю землю до Декелеи и до Парнеса, афиняне мужественно решили биться до последних сил за свободу и независимость. Во время выборов граждане уже предвидели опасность; потому архонтами и стратегами в этом году были выбраны люди мужественные и умные. Полемархом был опытный войн, Каллимах афиднейский; в числе стратегов находились Мильтиад , Аристид , Фемистокл и другие люди испытанных талантов. На военном совете было решено просить помощи спартанцев. Скороход Фидиппид поспешил с этою просьбою в Спарту . Расстояние было несколько больше 200 верст; он пробежал его в два дня. Ему было поручено сказать царям и эфорам, что афиняне просят их не допустить того, чтобы древнейший из городов Эллады подпал под рабство варварам, что Эретрия уже погибла, и в Греции стало одним знаменитым городом меньше. Лакедемонцы не отвергли просьбы, но сказали, что в месяце Карнее – а тогда был месяц Карней (он соответствовал афинскому месяцу Метагитниону, который приходился в августе и сентябре нашего календаря) – они, по древнему обычаю, не могут выступать в поход раньше полнолуния. А до полнолуния оставалось еще десять дней. Можно было полагать, что если Гиппий, без сомнения, имевший в Афинах много приверженцев, явится с огромным войском у их стен, то повторится тоже, что случилось в Эретрии. Опасность придала бы тогда вес словам робких, что добровольная покорность лучше отчаянной борьбы, исход которой сомнителен. Потому все проницательные патриоты в Афинах находили, что вернейшее средство спасения – быстрое нападение на персов.

Персидские лучники (возможно, из корпуса бессмертных ). Фриз дворца царя Дария в Сузах

В особенности сильно настаивал на этом Мильтиад , знавший, что в случае торжества Гиппия и персов погибель его неизбежна. Во время похода Дария на скифов он советовал сломать мост на Дунае и отдать бегущих персов на жертву скифскому мщению, и поэтому не мог ожидать пощады себе от Дария; а Гиппий едва ли мог забыть старую смертельную вражду между Филаидами и Писистратидами. Когда Мильтиад, за два года перед нашествием персов на Аттику, приплыл со своими богатствами в пирейскую гавань , в Афинах нашлось много завистников и врагов ему. Был возбужден судебным порядком вопрос, можно ли, не подвергая опасности свободу народа, дозволить жить в Афинах человеку, который самовластвовал, как царь, в Херсонесе; многие влиятельные люди желали, чтоб он был изгнан. Но уважение народа к его патриотизму и заслугам, перед афинским государством разрушили интриги его врагов, и афинский народ был так рассудителен, что понимал, до какой степени необходимо ему теперь, в трудные дни, воспользоваться опытностью Мильтиада, который один из всех афинян хорошо знал характер войска и тактику персов. Он, сражавшийся в рядах персов, один был способен победить их.

Стратеги и полемарх собрались на военный совет; судьба афинского государства зависела от того, какое решение будет принято на нем. Мильтиад предложил немедленно вести все войско на врага; Аристид и еще три стратега согласились с ним; пять других стратегов полагали, что должно держаться выжидательного образа действий. На чьей стороне будет большинство голосов, должно было определиться тем, как вотирует полемарх. Мильтиад отвел его в сторону и сказал: «От тебя, Каллимах, теперь зависит повергнуть Афины в рабство или сохранить их свободными и создать себе на вечные времена славу выше той, какую оставили по себе Гармодий и Аристогитон . С той поры, как существуют Афины, не находились они в такой опасности, как теперь. Если ты присоединишься к моему мнению, наш родной город останется свободным и будет первым в Элладе; а если ты подашь голос за тех, которые не хотят битвы, то ты знаешь, какую судьбу испытаем мы, отданные под власть Гиппию». Каллимах подал голос за мнение Мильтиада, и было решено идти на битву к Марафону. Народное собрание радостно утвердило это мужественное решение.

Греко-персидские войны. Карта

В начале сентября афинское войско, состоявшее из 10,000 граждан, перешло высоты Пентелака и Парнеса и расположилось станом у подошвы хребта, перед которым раскинулись по Марафонской равнине в необозримом множестве легковооруженные стрелки и конница персов. Гоплиты делились на десять отрядов, по 100 человек; каждым отрядом начальствовал один из стратегов; власть главнокомандующего переходила по очереди от одного к другому, на один день. Но большинство стратегов было так убеждено в гениальности Мильтиада, что предоставило ему, по совету Аристида, команду и в свои дни. Однако ж он подождал битвою до того дня, в который начальство над войском принадлежало ему по очереди. Афинские гоплиты со своими большими щитами и длинными, тяжелыми копьями уже стали в строй на битву, когда подошло к ним неожиданное подкрепление, – тысяча платейских граждан.

Греческая фаланга времён битвы при Марафоне

Афиняне были радостно удивлены тем, что маленькое платейское государство так благородно выказало в тяжелое для них время свою признательность к ним за их помощь ему. Большие государства уклонились от участия в общем национальном деле, а Платея послала всех своих воинов в бой на жизнь и смерть. Этим она приобрела себе навсегда дружбу и благодарность афинян. Со времени Марафонской битвы, на празднике государственного единства Аттики, на празднике Панафиней, в молитву об афинском народе были включены и платеяне. Начальником платейского войска был храбрый вождь Аимнест. Эти мужественные гоплиты стали у Марафона на левом фланге афинского боевого строя.

Ход битвы при Марафоне

В 17-ый день месяца метагитниона (12 сентября 490 г.) твердые ряды тяжеловооруженной греческой пехоты ринулись бегом с высоты на Марафонскую равнину. Персы смотрели на это с изумлением: такое маленькое войско, всего 11,000 человек, – войско, не имеющее ни стрелков, ни конницы, само ищет битвы с войском, в котором 110,000 воинов; – персы думали, что эти люди сошли с ума. Греческая тактика была вообще осторожная; но Мильтиад нашел, что у Марафона должно действовать иначе, и двинул войско в быструю атаку, чтоб оно как можно меньше оставалось под дождем стрел, и чтобы неприятельская конница не имела времени развернуться. Быть может, он считал надобным скорее кончить Марафонскую битву и потому, что разгадал план персов: большая часть их флота с частью войск пошли на юг, чтоб овладеть фалерскою гаванью, откуда персы хотели идти на Афины.

Итак, греческие гоплиты перебежали расстояние, отделявшее их от неприятеля – около двух верст – и с громким боевым криком, направив горизонтально копья, ринулись в битву на персов, мидян и саков, построенных четырехугольником. Враги выдержали натиск, бились крепко, стали теснить слабейшую часть греческого войска, центр; как ни храбро сражались Аристид и Фемистокл, стоявшие тут с гоплитами своих фил, неприятель разорвал их ряды и перебил много оруженосцев, стоявших позади боевой линии. Но на обоих крыльях греки победили; не преследуя бегущих врагов, они с обеих сторон пошли к центру, ряды его снова сомкнулись, греки сделали общее наступление на персов и саков, бывших вначале победоносными; они разбили их, и скоро бегство персов стало всеобщим. Много врагов утонуло в болотах на севере; большая часть бежала к берегу, где стояли корабли, стали отвязывать их, чтобы уплыть. Марафонские победители настигли бегущих, задерживали, зажигали корабли; массы варваров падали под мечами греков. Но были в Марафонской битве убиты и довольно многие греки, в том числе храбрый полемарх Каллимах и Стесилай, один из стратегов; Кинегир, брат Эсхила , сражавшегося рядом с ним, схватился за неприятельскую лодку, чтобы удержать ее; ему отрубили руку топором.

Марафонская битва. Схема боя

Весь персидский стан со всем обозом после битвы при Марафоне достался победителям. Но число кораблей, взятых ими, было только 7. Остальные успели отойти от берега, и персы с пленными эретрийцами пустились от Марафона к югу. Стража, поставленная на горах, с изумлением увидала, что персы плывут мимо мыса Суния на запад, с очевидным намерением неожиданно напасть на Афины, остававшиеся без войска. Говорили, что этот план был внушен персам сторонниками Гиппия, что сигналом призыва персов был поднять на горе блестящий щит. Мильтиад быстро принял решение: поручив Аристиду с гоплитами его филы (Антиохиды) охранять добычу и заботиться о раненых, он с остальным войском пошел от Марафона прямым путем в Афины отразить новое нападение побежденного врага. И действительно, флот варваров появился близ Фалера; но Мильтиад предупредил его. Датис и Артаферн, увидев выстроенное в Киносаргах на Илиссе афинское войско, покинули мысль о высадке. Персидский флот с добычею и пленниками, взятыми на Наксосе и в Эретрии, пошел обратно в Азию.

Последствия Марафонской битвы

Бывший афинский тиран Гиппий, вероятно находился на флоте. Но неудача экспедиции, вероятно, подорвала силы старика. С ним приключилась какая-то болезнь, от которой он потерял зрение и умер на пути в Азию, на острове Лемносе. По другим известиям он был убит в Марафонской битве. – С пленными эретрийцами персидский царь Дарий поступил милостиво. Он дал им город Ардерикку, стоявший на Тигре, в 5 милях от Суз, на большой дороге; во время Геродота они еще сохраняли свой язык и греческие нравы. Эвфорб и Филагр, предавшие персам Эретрию, были награждены землями.

Рассказ Геродота о Марафонской битве издавна возбуждал сомнение. В особенности странно то, что персидская конница как будто не участвовала по этому рассказу в сражении. Опираясь на выражение, находящееся у Свидаса, «конница ушла», некоторые ученые делали такое предположение: по согласию с приверженцами персов в Афинах, конница и большая часть пехоты были уже посажены на корабли, когда греки напали на персов, у которых было намерение употребить главную часть своих сил на атаку Афин с юга.

На другой день после битвы при Марафоне вечером пришли 2000 спартанцев на помощь афинянам. Они прошли свой далекий путь в три дня. Узнав, что персы побеждены, они пожелали видеть поле Марафонской битвы, на котором еще лежали 6400 тел убитых врагов. Спартанцы высказали похвалу храбрости афинян и пошли домой. Афиняне похоронили своих убитых – по Геродоту, число их было 192 – на поле битвы при Марафоне и написали имена их на 10 колоннах, украшавших надгробный памятник. Платеяне и убитые рабы также были похоронены с почестями; а тела персов были все без разбора брошены в могильные ямы. Подле надгробных курганов, которые еще и теперь остаются видны на марафонской равнине, афиняне поставили два памятника из белого мрамора: один в честь защитников Греции, «рукою которых низвергнута во прах сила золотоукрашенных мидян», а другой в честь Мильтиада.

Битва при Марафоне. Видео

Марафонская битва навсегда осталась гордостью афинян. Афинские граждане выдержали тут кровавое испытание и доказали, что они достойны свободы. Надпись на гробнице Эсхила говорила о нем только то, что он сражался при Марафоне и показал свою храбрость мидянам; это было величайшею славою его. Патриотические ораторы позднейших веков говорили о марафонской битве, когда хотели возбудить отвагу в афинском народе. Афинянин чувствовал гордое удовольствие, когда его называли «потомком бившихся при Марафоне». В воспоминание об этой великой победе ежегодно совершались жертвоприношения Артемиде агротерской, которую Мильтиад перед битвой просил о помощи; жители Марафона, в годовщину битвы, совершали молитвы и возлияния на могильных холмах. Афиняне назначили награду тому, кто напишет лучшую элегию в честь павших при Марафоне; награду получил Симонид Кеосский . Пиндар также прославлял Афины, «опору Греции, достославный город».

Легенды о Марафонской битве

Афиняне приписывали богам большое участие в своей славной марафонской победе и чтили их за то. Когда скороход Фидиппид бежал в Спарту, он услышал на горе Парфении, близ Тегеи, голос бога Пана , сказавший, чтобы афиняне вспоминала его, потому что он доброжелателен к ним, оказал им уж много добра и будет оказывать вперед. После битвы афиняне говорили, что этот бог навел на врагов ужас (тот общий испуг, который но его имени называется паническим). Гора и грот Пана находились близ места битвы при Марафоне; там была и группа скал, казавшихся похожими на коз и потому называвшихся козами Пана. В благодарность за то, что он устрашил персов, афиняне посвятили ему грот, находившийся в скале под акрополем, постановили ежегодно совершать жертвоприношения ему и устраивать в честь его бег с факелами; Мильтиад поставил в гроте его статую, на которой была вырезана надпись, составленная Симонидом: «Меня, козлоногого Пана, врага мидян, друга афинян, поставил Мильтиад». – Перед битвой Мильтиад обещал принести в жертву Артемиде агротерской столько коз, сколько будет убито врагов. По решению народа было установлено, что в исполнение этого обета, в 6-ой день воэдромиона, месяца, следовавшего за битвой, на празднике этой богине будет принесено в жертву 500 коз и что такое жертвоприношение будет повторяться в этот день каждый год (этот обряд послужил источником ошибочного мнения, что битва при Марафоне происходила в день праздника Артемиды). Десятая часть добычи была отдана Афине , Аполлону и Артемиде. Доля Афины была употреблена впоследствии времени на статую ей, которую сделал Фидий ; эта бронзовая статуя «Афины-Защитницы», имевшая в вышину 60 футов, была поставлена в акрополе; из добычи, приходившейся на долю Аполлона, было сделано несколько медных статуй и построено здание для них при Дельфийском храме , в который были пожертвованы они; на остальную треть был в Афинах построен храм «славной» Артемиде.

В то время, когда историк Павзаний посетил марафонскую равнину, было еще ложно прочесть на колоннах имена убитых в этой битве; легенды, рассказанные Павзанию, свидетельствуют, как свежа оставалась память об этом сражении через 600 лет после него: «тут каждую ночь слышно ржание лошадей и шум сражения», говорит Павзаний (I, 32). «Кто нарочно становился тут, чтобы слышать это, тому его поступок не проходил безнаказанно; но кто услышит это случайно, на того духи не гневаются. Мне рассказывали, что в битве при Марафоне находился человек, по виду и по одежде поселянин, и что он убил много варваров плугом, а после сражения исчез. Когда афиняне вопросили божество, кто был он, то получили ответ, что должны чтить героя Эхетлея (плугодержца). Повыше болота, в котором погибло множество варваров, мне показывали каменные колоды, из которых ели перед Марафонской битвой лошади Артаферна, а на скале следы шатра».

Марафонская битва произошла во время Греко-персидских войн, 13 сентября 490 г. до н. э., между греческим и персидским войсками. В этом сражении греки впервые разбили персов, стремившихся завоевать их земли. В VI в. до н. э. Греция, оставив далеко в прошлом и расцвет, и закат блестящей Микенской цивилизации, и темные века упадка, переживала новую зарю своего возрождения. Единого государства в те времена в Греции не было, но существовали отдельные города-государства, которые назывались полисами.

Самыми значительными были Афины и Спарта. Афиняне владели Аттикой, а спартанцы - Лакедемоном в Пелопоннесе. Греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. Это имя сохранилось до наших дней. В древности греки жили не только на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря, но и на побережье Малой Азии. Города эллинов стояли на побережье, а из глубины континента на них надвигалась угроза.

В те времена возвысился один из народов Иранского нагорья - персы. Освободившись из-под власти соседней Мидии и захватив ее, персидский царь Кир повел свой народ на завоевание соседей, сначала близких, а потом и дальних.

Персы подчинили себе Вавилон и Египет, а в конце VI в. до н. э. аннексировали греческие города Малой Азии и соседних островов. В 500 г. до н. э. малоазийские греки восстали и позвали на помощь своих соседей с материка. Из всех го родов-пол и со в только Афины откликнулись на этот призыв. Причина была в том, что недавно они изгнали ти рана, тот бежал в Малую Азию, и афиняне опасались, что персы его поддержат. Восстание длилось семь лет и было жестоко подавлено. Персидский царь Дарий I увидел в помощи Афин повод к войне и решил наказать город.

Рассказывают, что слуга, подавая ему еду, всякий раз обязан был по приказу царя повторять: «Господин, помни афинян». Однако первый поход против Афин (в 492 г. дон. э.) оказался неудачным: буря у мыса Афон разметала флот, уничтожив почти 300 кораблей. Дарию пришлось повернуть назад, но на следующий год царь государства Ахеменидов отправил в города Греции послов, требуя изъявить ему покорность. Многие полисы согласились сделать это, но только не Афины и Спарта. Афиняне сбросили послов со скалы, а спартанцы утопили парламентеров в колодце.

Дарий приготовился к войне. Правитель считал, что это будет всего лишь карательная акция против непокорных жителей далекой провинции. У персидского властелина были основания для уверенности. В те времена армия этого государства была мощной и хорошо организованной. Ее ядро составляли телохранители царя - «бессмертные». В состав войска Ахеменидов входили пехотинцы-лучники и конница. Защитой воинам служили металлические шлемы и плетеные щиты. Кроме того, персы прекрасно владели приемами рукопашного боя. Весной 490 г. до н. э. Дарий I выступил во второй поход против Греции. Он собрал армию из 10 ООО всадников и около 10 ООО пеших лучников, множества легковооруженных пехотинцев. Возглавляли войско полководцы Датис и Артаферн. Они переправились на 600 судах через южную часть Эгейского моря и высадились в Центральной Греции.

Главной целью агрессоров были непокорные Афины. Греческая армия V в. до н. э. в основном состояла из тяжеловооруженной пехоты - гоплитов. Итак, армии афинян и персов должны были вот-вот столкнуться. В один из летних дней 490 г. до н. э. гонец принес в Афины грозную весть - боевые корабли посланцев династии Ахеменидов обнаружены в Марафонской бухте. Афинянам удалось собрать около 10 000 человек. Жители свободолюбивого полиса понимали, что этого мало, и отправили гонцов во все города Греции. Но только Платеи отозвались и прислали тысячу бойцов.

Спартанцы обещали прибыть позже, когда окончатся религиозные празднества. И 11 ООО воинов должны были противостоять более многочисленной персидской армии. Поэтому афиняне собрали военный совет. Единого командующего у афинского войска не было. Армию возглавляли десять стратегов, каждый из которых имел равные права. Мнения разделились, многие предлагали дождаться спартанцев. Один из стратегов, по имени Мильтиад, был хорошо знаком с военной тактикой персов, он-то и настоял на том, чтобы выступить в поход немедленно.

От Афин до Марафона 42 км. Когда афиняне и платейцы подошли к бухте, то оказалось, что персы уже давно высадились, вытащили корабли на берег и устроили лагерь. Греки не стали выходить на Марафонскую равнину, где им было бы трудно справиться с конницей неприятеля, а расположились на холмах так, чтобы перекрыть врагу путь на Афины. Войско Ахеменидов, конечно, обнаружило афинян, но остереглось забираться в гористую местность. Захватчики надеялись выманить Мильтиада на равнину. Но опытный стратег ждал спартанцев.

В конце концов Датис и Артаферн погрузили часть войска на корабли, чтобы подойти к незащищенным Афинам морем. Произошло это в ночь на 13 сентября 490 г. до н. э. М ильтиад понял, что час настал, и решил дать бой в долине, выходящей на Марафонскую равнину. Долина была шириной в километр, а людей не хватало, и стратегу пришлось выстроить длинную фалангу из шести шеренг, чтобы полностью перекрыть дорогу на Афины и не попасть в окружение. Сам Мильтиад командовал центром, на левом фланге стояли платейцы, а на правом - лучшие афинские гоплиты. У персов в центрестояли пешие лучники, а на флангах-всадники. Мильтиад видел всю опасность боя в долине, и военачальник пошел на риск: приказал воинам не идти, а бежать в атаку. Двигаясь таким образом, фаланга теряла преимущество - монолитность. Был и еще один минус: пращники и метатели дротиков не успевали использовать свое оружие на бегу. Но Мильтиад все рассчитал верно.

Греки успели быстро преодолеть поражаемый стрелами врага участок. Кроме того, это был пример психической атаки - персы от неожиданности растерялись. Однако для афинян бой начался неудачно. Первыми погибли самые родовитые граждане Афин - они были лучше вооружены и потому шли в первых шеренгах. Пехотинцы армии Ахеменидов ударили в центр фаланги. Гоплиты сначала попятились, а потом обратились в бегство. Персы бросились в погоню. На флангах, однако, дела обстояли по-другому Здесь гоплиты выдержали напор неприятельской конницы, опрокинули ее и начали с двух сторон теснить центр. Вскоре персидская армия была почти полностью окружена.

Увлеченные преследованием, Датис и Артаферн не сразу заметили, что отрезаны от кораблей. Они попытались начать контратаку, но не смогли расстроить фаланги, потому что почти все стрелы уже потратили вначале атаки. А гоплиты центра, которых преследовал неприятель, теперь сами оказались в роли преследователей. Персы поняли, что надо прорываться к кораблям любой ценой. В отчаянной схватке всадники прорубились через строй гоплитов, открыв путь для пехотинцев. Афиняне гнали врага и сумели захватить семь кораблей. На спасенных судах персы вышли в море и двинулись к Афинам. Они надеялись захватить город, пока там нет войска. Но завоеватели недооценили военное искусство афинян. Те после многочасового сражения совершили сорокадвухкилометровый маршбросок к городу И когда Датис и Артаферн приблизились к Фалеру - гавани Афин, то с ужасом и удивлением обнаружили на берегу то же самое войско, с которым только что бились целый день. На второе сражение персы не решились и повернули назад.

Тем временем две тысячи спартанцев все же прибыли к Афинам. Они отправились к Марафону и принялись изучать поле боя и рассматривать вооружение убитых персидских воинов. Сраженных было немало. Геродот утверждает, что персы потеряли убитыми 6400 человек, а греки -192 человека. Раненых было, вероятно, не менее тысячи. На Марафонском поле, на месте сражения, рядом с братской могилой воинов, павших за родину, воздвигли памятник в честь стратега Мильтиада. Сцены из Марафонской битвы были изображены в одном из портиков, находившихся на главной площади Афин. После Марафонского сражения персы утратили былой ореол непобедимости. Оказалось, этих грозных воинов можно бить! Более того, греки убедились, что гоплиты способны успешно воевать с вражеской кавалерией.

Спектор, А. А. Величайшие битвы всех времен и народов/А. А. Спектор. - Москва: ACT, 2014.-240с: ил.

Когда речь заходит о битве при Марафоне, многие вспоминают гонца, который без остановки мчался 42 километра, чтобы сообщить жителям Афин о победе в войне. Выполнив миссию, он упал на землю и умер. В память об этом человеке появилась спортивная дисциплина, называемая марафоном. И история, и забег на 42 километра дошли до нас благодаря Олимпийским Играм.

Марафонская битва считается великой прежде всего потому, что в ходе этого сражения афинской армии удалось одержать победу над противником, вдвое превосходящем ее по численности. Потери афинян при этом составили не больше 160 человек, в то время как персидская армия потеряла больше 6000 солдат.

Источник сведений о Марафонском сражении

Главным источником информации о Марафонской битве является VI «История», написанная Геродотом. Изложенные в этой книге факты часто подвергаются сомнению и критике, так как подход к написанию книг у Геродота заключался в записи всего, что рассказывали ему люди. Ученый не задавался вопросом, стоит ли доверять всем рассказам.

Кроме того, большинство историй Геродота представляют собой легенды и новеллы, что говорит не в пользу его труда о Марафонской битве. Однако, данные, изложенные в его книге, подтверждаются исследованиями и раскопками. Согласно «Истории» Геродота 12 сентября 490 г. до. н.э. состоялось марафонское сражение.

Предыстория Марафонского сражения

В VI веке до н.э. Персидская Империя усиленно распространяла свое влияние на все большую территорию. В конце концов ее интересы столкнулись со свободолюбивыми греками, которые не желали покоряться персам.

Завоеватели продолжали покорять эллинские народы, проживавшие в Малой Азии, на западном ее побережье, но греческая армия продолжила активно сопротивляться, а в 500 г. на покоренных землях началось настоящее восстание, очаг которого находился в Милете. Со временем восстание переросло в войну, одним из ярчайших эпизодов которой стала Марафонская битва.

В первые годы восставшие не добились успеха. Не улучшила ситуацию даже помощь Афин и Эретрия, которые предоставили жителям Милета военную помощь. Греки не сумели организовать слаженный отпор захватчикам. Войска Архименидской державы быстро расправились с сопротивлением, при этом Элладе была объявлена война.

Подготовка к сражению

Половину войска персов составляла конница, второй половиной являлись пешие лучники. Всего персидских воинов насчитывалось около двадцати тысяч. Афнская армия по численности почти вдвое уступала персидской, но недостаток людей восполнялся хорошим вооружением, которое по эффективности и качеству превосходило вооружение персидских солдат.

Марафонское поле персидские командиры выбрали местом сражения, так как оно отлично подходило для тактики боя персидской армии. Зная эту тактику, Мильтиад - один из десятка афинских военачальников - предложил эффективную стратегию борьбы с превосходящим противником. Часть командиров предлагала оборонять Афины, но Мильтиаду удалось убедить их принять сражение на Марафонском поле. Ход сражения:

Персидская тактика ведения боя заключалась в следующем: лучники осыпали противника стрелами, а конные войска тем временем заходила с тыла и флангов, внося смятение и хаос во вражеские ряды. Зная об этом, Мильтиад принял меры для противодействия такой тактике.

Мильтиад воспользовался приемом «беглый марш»: когда афинские войска подошли к персидским лучникам на расстояние выстрела, то перешли с марша на бег, максимально снижая потери от вражеских выстрелов.

Тяжело вооруженные и хорошо защищенные бойцы афинской армии смогли успешно бороться как с лучниками, так и легко вооруженными конными войсками. Победу одержали греки, персидские войска бежали с поля боя.

Персидский флот не смог перевезти в Аттику большую армию. На Марафонской равнине высадилось лишь 15 тыс. пехоты, преимущественно стрелков-лучников. Тем не менее, они представляли серьёзную угрозу для афинян. Единства между греками не было: между полисами продолжалась вражда. Соседняя с Афинами Беотия готова была перейти на сторону врага. Это не считалось в то время изменой, поскольку гре-ки не осознавали себя единым народом. К тому же в Афинах продолжалась беско-нечная борьба между аристократией и демосом за политическую власть. Афинская знать ждала прихода персов. Сторонники Гипия готовили мятеж в городе.

Греческий воин

В этой сложной ситуации афиняне отправили гонца в Спарту с просьбой о помощи. Скороход за трое суток преодолел более 200 км. Но спартанцы медли-ли. Афиняне вынуждены были сражаться, рассчиты-вая только на свои силы.

Навстречу персам выступило 10-тысячное войско гоплитов. Их сопровождала немногочисленная лёгкая пехота. Конницы у греков не было вообще.

Командовало греческой армией несколько страте-гов (военачальников). Самым авторитетным среди них был опытный полководец Мильтиад , бывший правитель Херсонеса Фракийского. Этот город был в зависимости от персидских царей, и Мильтиад неко-торое время состоял у них на службе. Он хорошо знал военное искусство персов.

Утром 12 сентября 490 года до н. э. афиняне выстрои-лись для боя в длинную фалангу и атаковали врагов. Этот бой получил название «Марафонская битва» , или «Битва при Марафоне» . Основные силы Мильтиад сосредоточил на флангах. В ходе сражения персы сильным ударом потеснили афинян в центре, где фаланга была слабее. Сильные фланги афинян зажали персидских воинов с двух сто-рон, и те, опасаясь окружения, панически отступили к кораблям. Понеся большие потери, персы сели на ко-рабли и отплыли от берега. На поле боя полегло 6400 персов и 192 греческих гоплита. Одной из причин это-го поражения было то, что персидские воины почти не имели тяжёлого вооружения. Метко стреляя из луков, они были слабыми в ближнем бою. Греки гордились своей блестящей победой над врагом и ещё долгое время прославляли героев Марафона.

Фаланга — греческий боевой порядок в виде плотно сомкнутых шеренг тяжёлой пехоты (гоплитов). Материал с сайта

Фланг — правый или левый край боевого порядка (фаланги).

С радостной вестью в Афины был послан лучший бегун. Без передышки он преодолел расстояние от Марафона до Афин, не снимая доспехов. Успев крикнуть: «Радуйтесь, греки, мы победили!», он, измождённый, упал замертво. Его звали Фиддипид , он был победителем Олимпийских игр по бегу в доспехах. В честь подвига героя атлеты на Олимпийских играх состязаются в беге на дистанции, которую пробежал Фиддипид, — 42 км 192 м. Этот вид состязаний так и называется — марафонский бег .