Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) – советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космос, герой Советского Союза.

Детство

Юрий Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в родильном доме районного города Гжатска (ныне город Гагарин), расположенного в Западной части РСФСР. Семья, в которой родился мальчик, была крестьянской и проживала в деревушке Клушино Гжатского района. Отец, Алексей Иванович Гагарин, трудился плотником. Мама, Анна Тимофеевна (девичья фамилия Матвеева) была работницей молочно-товарной фермы. В семье было три мальчика и одна девочка, Юра был третьим ребёнком.

Семья Гагариных относилась к зажиточным крестьянам, поэтому раннее детство Юры было безоблачным, радостным и счастливым. Голода дети не знали, родители уделяли им много внимания и заботы, отец обучал сыновей делать поделки из дерева.

Все детские годы Юрия прошли в деревне, там же он пошёл в первый класс 1 сентября 1941 года. Но через полтора месяца в деревню вошли немцы, учёбу пришлось прервать.

Оккупация продлилась почти полтора года. У Гагариных был хороший дом, немцы обустроили в нём мастерскую, а семью выгнали на улицу. Отец выкопал землянку, накрыл её дёрном и выложил внутри печку, там они ютились. У маленького Юры на всю жизнь остались воспоминания, как фашисты били отца, заставляя его работать; как угоняли в Германию сестру Зою и брата Валентина. Так и осталась перед глазами картина: немецкая машина увозит юных парней и девушек, матери бегут вслед, а фашисты прикладами отгоняют их.

9 апреля 1943 года в Клушино вошли советские войска. Деревня была освобождена, заработала школа, Юра вновь приступил к занятиям. Но в дальнейшей своей жизни он никогда не давал интервью и не упоминал о войне, слишком тяжёлыми были эти воспоминания.

Вскоре после Победы, в мае 1945 года, семья перебралась в районный центр Гжатск. Юра продолжил здесь обучение в средней школе. Учеником он был прилежным и способным. Помимо школьных занятий увлекался всем, что только узнавал нового, – от музыки до фотографии. В 1949 году он окончил шестой класс и принял решение ехать для продолжения учёбы в Москву, там жили родственники, было где остановиться. И учителя, и родители отговаривали его.

Юность

Юрий всё-таки поехал в столицу и поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10, а школьную программу продолжил изучать в вечерней школе рабочей молодёжи. В конце 1949 года Гагарин вступил в комсомольскую организацию. В училище Юра увлёкся баскетболом и совсем скоро стал капитаном команды.

В мае 1951 года Гагарин успешно окончил вечернюю школу, а в июне с отличием училище. Теперь у него была профессия – формовщик-литейщик. Этим же летом он стал студентом литейного отделения Саратовского индустриального техникума. Здесь юноша продолжил показывать отличные результаты в физкультуре, был даже избран секретарём добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Именно здесь, в Саратове, Юрий Гагарин впервые пришёл в аэроклуб, где стал с увлечением заниматься. В клубе часто читали доклады основатели космонавтики. Юра слушал, и идея полёта человека за пределы Земли буквально покорила его сознание.

В 1955 году он с отличием окончил техникум и получил диплом. В аэроклубе у него были не меньшие успехи, Гагарин совершил самостоятельный полёт на учебно-тренировочном самолёте Як-18.

Авиационное училище

Осенью 1955 года Юрия призвали на службу в ряды Советской армии. Его направили в город Чкалов (сейчас Оренбург) в 1-е военное авиационное училище лётчиков. Здесь он был назначен помощником командира взвода.

Молодой человек отличался высокой требовательностью в дисциплине и к себе самому, и к другим. Многим это не нравилось, и однажды ночью несколько подчинённых очень сильно его избили. Почти месяц Гагарин провёл в госпитале. После выздоровления Юрий вернулся к исполнению своих обязанностей, при этом ни на грамм не понизив дисциплинарных требований.

В учёбе у него были самые высокие баллы по всем предметам. Никак только не давалась ему правильная посадка самолёта, машина всё время клевала носом. Руководство училища приняло решение об отчислении Гагарина. У парня по щекам текли слёзы, он умолял не подписывать приказ об отчислении, ведь жизнь без неба Юра уже себе не представлял. В последний момент начальник училища обратил внимание, что у парня маленький рост и понял, в чём причина такой неверной посадки самолёта. У Гагарина просто получался изменённым угол обзора. Ему предложили подложить на сидение подушку, и тогда он справился с заданием. Осенью 1957 года Юра с отличием окончил училище.

Полёт в космос

После училища Гагарина направили в Мурманскую область, где он в течение двух лет служил в военно-воздушных силах Северного флота. Осенью 1959 года у него уже было воинское звание старшего лейтенанта и квалификация «Военного лётчика 3-го класса».

В 1959 году руководство Советского Союза издало ряд постановлений и поручило военно-воздушным силам страны заняться отбором и подготовкой космонавтов для полёта в космос на корабле «Восток-1». Специально назначенная для этого группа специалистов планировала отобрать 20 кандидатов. Узнав об этом, Гагарин написал рапорт, где просил зачислить его в кандидаты. Жёсткая конкуренция, многочисленные проверки, но Юрий всё-таки попал в двадцатку лучших претендентов.

В начале 1960 года медицинская комиссия признала Гагарина пригодным для полётов в космос. Весной этого же года он приступил к тренировкам по подготовке космонавтов.

Юра был настолько открытым и доброжелательным человеком, что во время подготовительных тренировок сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Сильный и надёжный юноша не знал такого чувства, как зависть, среди других никого не считал лучше или хуже себя. Он настолько любил небо, что занятиям отдавался полностью.

Когда среди кандидатов провели анонимный опрос, кто должен лететь в космос первым, большинство назвали Гагарина. Комиссия также признала его идеальным для такого путешествия.

Начался 1961 год, появились сведения, что во второй половине апреля американцы планируют запустить ракету с человеком на борту. Соперничество между СССР и США подтолкнуло к тому, чтобы быстрее определиться с выбором первого космонавта и совершить полёт в начале апреля. До полёта оставалось меньше месяца, когда назвали первого человека, который полетит в космос. Им стал Юрий Гагарин, запасным назначили Германа Титова.

3 апреля 1961 года на заседании правительства Советского Союза было принято постановление о запуске человека в открытый космос. 8 апреля было утверждено первое в истории задание человеку, которое необходимо выполнить во время космического полёта.

По причине спешки полёт на корабле «Восток» был рискованным, опасность для жизни Гагарина существовала, и немалая. Некоторые важные системы на корабле не были продублированы.

Весь мир знает, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин взмахнул рукой, сказал: «Поехали!», и корабль взлетел с космодрома «Байконур». Но не каждый знает, что Гагарин поднялся на 100 км выше, чем планировалось. Если бы возникла хоть малейшая проблема с тормозной установкой, он возвращался бы на Землю ровно месяц, а запас еды и воды у него был на 10 дней.

Но Юрий приземлился благополучно, правда, не в том месте, где планировалось. Первыми его обнаружили жена местного лесника с внучкой, вскоре на место приземления подоспели колхозники и военные, Юрия отвезли в посёлок, откуда он и рапортовал руководству о завершении полёта и успешном выполнении задания.

Так как всё это делалось с высочайшей секретностью, о прорыве Советского Союза в космос народ узнал только на следующий день, и в одно мгновение Гагарин стал звездой, героем и кумиром всемирного масштаба.

В качестве наград первый человек, побывавший в космосе, получил от правительства Звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, а также многочисленные медали, ордена, дипломы и почётные гражданства, премию 15 000 рублей, машину «Волгу», 4-комнатную квартиру с мебелью и множество подарков.

Жизнь после космоса

Через месяц после великого события Юрий Гагарин отправился в зарубежную командировку с «миссией мира», всего он объездил с визитами 30 стран.

Ввиду такой загруженности на общественно-политическом поприще, лётную практику Юрий прекратил. Он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, в 1968 году защитил диплом.

С 1964 года Юрий Алексеевич был заместителем начальником Центра подготовки космонавтов.

В декабре 1967 года Юрий совершил свой первый вылет после длительного перерыва на самолёте МиГ-17.

Он готовился стать членом экипажа для полёта на Луну. Но 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полёта Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе. 30 марта герой был захоронен в Кремлёвской стене с воинскими почестями.

Личная жизнь

В 1957 году Юрий Гагарин вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой, сотрудницей медицинского аппарата при Центре управления полётами.

У супругов родилось две дочери: в 1959 году Елена, в 1961 году Галина. Супруга Юрия Алексеевича до сих пор жива, пенсионерка. Дочь Лена работает генеральным директором музея-заповедника «Московский Кремль», Галя – профессор, доктор экономических наук.

В жизни Юрия Гагарина были помимо неба и обыкновенные человеческие увлечения. Он любил кататься на водных лыжах и коллекционировал кактусы.

Я - землянин Гагарин,
человеческий сын:
русский, грек и болгарин,
австралиец и финн.

Я вас всех воплощаю,
как порыв к небесам.
Моё имя случайно.
Не случаен я сам.
Евгений Евтушенко

В XX веке немного событий, которые можно назвать по-настоящему светлыми. Но есть дата, которая вызывает позитивные эмоции в любой стране. 12 апреля - день, когда советский лётчик Юрий Гагарин обогнул Землю на корабле «Восток», открыв человечеству дорогу в космос. Его полёт длился меньше двух часов, но вызвал колоссальный резонанс в мире. Гагарин стал знаменитостью, на фоне которой померкли суперзвёзды шоу-бизнеса и политики. А всё потому, что Юрий сам был человеком, который словно явился из прекрасного будущего.

Начало пути

Младшие Гагарины: Юра (сидит) вместе с братьями Валентином, Борисом и сестрой Зоей

Гагарин родился в семье колхозника 9 марта 1934 года, в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. Поговаривают, что на самом деле будущий космонавт появился на свет 8 марта, но отец попросил исправить документы, чтобы сын не мучился, совмещая два праздника. Часто биографы пытаются создать впечатление, будто родная деревня Юрия была глухой дырой, чтобы подчеркнуть, что даже «самородок из глубинки» может в одночасье покорить весь мир. Но малая родина будущего космонавта была не такой уж глухоманью. Гжатск находится недалеко от Москвы, а через Клушино проходил оживлённый Тверской тракт.

Семья Гагариных (помимо Юрия, у них было ещё трое детей) жила в добротном крестьянском доме и не бедствовала даже после коллективизации - им удалось сохранить в личном пользовании немало скотины. Отец Алексей Иванович работал на мельнице, мать Анна Тимофеевна была дояркой, позже - заведующей скотофермой. Размеренную жизнь Гагариных нарушила война. 1 сентября 1941 года Юра пошёл в школу, а через месяц Клушино уже заняли немецкие войска.

В том же сентябре первоклассник стал свидетелем происшествия, которое запомнил навсегда. В небе над селом появились два советских истребителя: ЛаГГ-3 и Як-1. Первый из них был подбит, и пилоту пришлось совершить вынужденную посадку на болото. Второй самолёт рискованно приземлился рядом. Дети прибежали посмотреть на пилотов. Те попросили ведро, с помощью которого перелили оставшийся бензин в бак «Яка», и улетели вместе. Возможно, именно это событие вдохновило Юру стать военным лётчиком.

Войну Гагарины перенесли тяжело. Даже когда в марте 1943 года Гжатский район был освобождён, легче не стало. Отступая, гитлеровцы сожгли большинство домов и угнали на работы молодёжь, в том числе брата и сестру Юрия. К счастью, в 1945-м советские войска освободили Гагариных, и они смогли вернуться домой.

После освобождения семья жила бедно - отец был занят на восстановлении села, старшие дети ещё не вернулись, и Юра, которому было всего девять лет, помогал маме по хозяйству. Параллельно он пытался учиться - хотя школу сожгли, деревенские дети занимались с учительницей в обычной избе. Вместо тетрадей писали на немецких листовках, счётные палочки заменили гильзами, а буквари - уставом РККА. В конце 1945 года семья, чтобы как-то выжить, решила перебраться в Гжатск. Юрий пошёл в третий класс местной школы.

Будущий космонавт проявлял завидное упорство и желание учиться, интересовался всем на свете и быстро нагнал одноклассников. И с физическим развитием у Юры всё было в порядке - например, он победил в турнире по подтягиваниям на турнике. В шестом классе учитель физики Лев Беспалов, завоевавший расположение ребят научными фокусами, познакомил учеников с работами Циолковского - и Юра заинтересовался ракетной техникой.

После шестого класса обучение прервалось: надо было кормить семью. Юрий уехал в Москву, а затем в Саратов, чтобы освоить дефицитную профессию мастера-литейщика. Не освоил, зато нашёл свою подлинную страсть. Небо.

Небесные рубежи

Быт в Саратовском техникуме оказался суровым - жить приходилось в одной комнате на тридцатерых, ученики часто дрались с местными хулиганами. Но Юра активно учился, читал всё подряд, играл на трубе, стал капитаном баскетбольной команды (несмотря на невысокий рост), записался в физикотехнический кружок, где вновь увлёкся идеями Циолковского. Параллельно молодой литейщик стал интересоваться авиацией. В октябре 1954 года Гагарин твёрдо решил стать лётчиком и записался в Саратовский аэроклуб. Там он быстро освоил теорию и получил допуск к лёгкому учебному самолёту Як-18.

Через год военкомат направил Юрия в Первое Чкаловское военное училище лётчиков (ныне - Оренбургское высшее военное авиационное училище имени Полбина). Новоиспечённому курсанту повезло: на вооружение принимался новый реактивный истребитель-перехватчик МиГ-15бис, под него срочно требовались пилоты. Юрий прошёл ускоренную подготовку, став офицером раньше положенного срока.

Не обошлось без проблем. Из-за невысокого роста Гагарин с трудом видел землю при посадке и допускал ошибки, грозившие отчислением. Старшие офицеры, видя его огромное желание летать, помогли молодому лётчику: по совету инструктора Юрий стал подкладывать на кресло подушку. Вскоре Юрий получил право на самостоятельные полёты и окончил училище с отличием, благодаря чему смог самостоятельно выбрать место дальнейшей службы.

И тут ярко проявилась черта характера Гагарина, которая впоследствии сыграла решающую роль, когда выбирали первого космонавта. Он не избегал трудностей и ставил себе сложные цели. Вместо того чтобы выбрать, к примеру, Крым, Юрий отправился служить в суровое Заполярье - Луостари-Новое Мурманской области, недалеко от норвежской границы.

Примерно в то же время был запущены первый искусственный спутник Земли и космический аппарат с собакой Лайкой. Эти события произвели огромное впечатление на лётчика. Юрий и его друзья наизусть выучили параметры полёта, спорили, когда в космос полетит человек (они думали, что лет через десять), представляли, каким будет его корабль. Гагарин догадывался, что если где-то строят пилотируемые космические корабли, то готовят и пилотов для них. Но молодому лётчику не хватало смелости выяснить, к кому обратиться с этим вопросом.

Лишь в начале октября 1959-го, когда аппарат «Луна-2» достиг ночного светила, Юрий подал рапорт на имя командира полка с просьбой направить его на «специальную подготовку». И письмо дошло до нужных людей! В полк приехала военная комиссия, которая должна была отобрать кандидатов для особого задания.

Отряд космонавтов

В 1958 году не было единого мнения, кого следует посылать в космос первым, - учёного-ракетчика, лётчика-испытателя, военного водолаза, врача… Окончательное решение принял главный конструктор Сергей Королёв - он предложил набирать в отряд космонавтов молодых лётчиков со средним образованием, проходящих службу в дальних гарнизонах. Королёв верил, что первые космонавты когда-нибудь станут командирами больших межпланетных кораблей. Поэтому их надо готовить из дисциплинированных людей, имеющих опыт самостоятельных полётов.

На первоначальном этапе специалисты-медики отобрали три с половиной сотни кандидатов. Осенью 1959 года лётчиков начали группами вызывать в Москву, где их осматривали и подвергали физическим испытаниям. Их выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, встряхивали на вибростенде, проверяли устойчивость их организма к гипоксии. Требования, предъявляемые к кандидатам, были настолько высоки, что две трети из них не справились с испытаниями. Но на то были причины. Никто не знал, как повлияет космический полёт на человеческий организм. Готовились к худшему.

Лейтенант Гагарин прибыл в авиационный госпиталь 24 октября 1959 года. Благополучно прошёл медосмотр, успешно выдержал испытания на стендах, при этом не теряя присутствия духа, чем вызывал симпатию у врачей. «Врачей было много, и каждый был строг, как прокурор», - шутил лётчик. Многие кандидаты рано или поздно отказывались сами, испугавшись дальнейших трудностей.

В итоге осталось двадцать человек - они и стали первыми «космонавтами-слушателями». В марте 1960 года членов отряда собрали в Москве и начали их обучение. Им преподавали астрофизику, геофизику, ракетную технику, динамику орбитального полёта, устройство космического корабля, на котором им предстояло полететь. Слушатели прыгали с парашютом, побывали в искусственной невесомости, которая создавалась внутри пикирующего учебного истребителя МиГ-15УТИ. Юрий быстро стал неформальным лидером коллектива. Чтобы снять напряжение и развеяться, он придумал сатирическую стенгазету «Шприц». К работе над ней позже присоединился Алексей Леонов, у которого обнаружился талант художника. Не терял Юрий и тяги к знаниям. Сохранилась запись в его дневнике, где он сетовал на свою слабую начитанность, цитируя при этом Мишеля де Монтеня, Леонардо да Винчи и Сергея Танеева!

Такая подготовка проводилась впервые, и оборудования банально не хватало на всех. Поэтому руководители отобрали шестерых лучших: Павла Поповича, Андрияна Николаева, Юрия Гагарина, Германа Титова, Валентина Варламова и Анатолия Карташова. Они получили приоритетный доступ к технике, а остальные готовились по менее интенсивной программе. Позже Варламов и Карташов выбыли из программы по здоровью. Их заменили Григорий Нелюбов и Валерий Быковский.

Тем временем США, которые не собирались уступать первенство в космосе, начали подготовку к запуску корабля «Меркьюри». Это не могло не тревожить Королёва. Работы над «Востоком» пришлось ускорить. Поначалу планировалось, что космонавт незадолго до приземления катапультируется из спускаемого аппарата корабля в специальном контейнере, но такая система требовала длительной доводки. Инженеры заменили контейнер на катапультируемое кресло. Из-за этого понадобился скафандр, который обеспечил бы безопасность космонавта в случае разгерметизации. А скафандры шились долго и по индивидуальной мерке. Надо было заранее определить, на кого их делать. Любой из шестёрки был готов к полёту. После обсуждений командование выделило троих: Юрия Гагарина, Германа Титова и Григория Нелюбова. Летом 1960-го космонавты побывали в Подлипках, где ознакомились с кораблём «Восток», на котором одному из них предстояло полететь. Тогда же Королёв поинтересовался, не хочет ли кто-то посидеть внутри корабля. Юрий вызвался первым. Перед тем, как забраться внутрь аппарата, он разулся, чем позабавил Королёва и вызвал у него симпатию. Многие современники Гагарина отмечали его готовность к самым трудным испытаниям - он всегда вызывался первым, какой бы трудной ни была задача.

В начале октября 1960 года космонавты переехали в подмосковный Жуковский, где проводились занятия на тренажёре космического корабля «Восток». Тренировка выглядела так. Слушатель облачался в авиационный костюм и садился в кабину тренажёра, где оборудование было аналогично штатному. По переговорному устройству воспроизводился рёв взлетающей ракеты. Затем инструктор громко говорил: «Поехали!» - и начиналась имитация полёта. Будущие космонавты внесли немало замечаний по эксплуатации и компоновке кабины космического корабля.

В январе состоялись выпускные экзамены, по итогам которых комиссия посчитала Гагарина лучшим кандидатом. Выбор никого не удивил. Хотя Гагарин не был самым образованным членом отряда, он нравился всем - инженерам, старшим офицерам, сослуживцам. Когда слушателей попросили в анкетах указать, кого из своих товарищей они хотели бы видеть первым космонавтом, большинство без колебаний ответило: Гагарина!

106 минут риска

Перед пилотируемым полётом ракетчики запустили два корабля «Восток» в беспилотном режиме. На борту находились собаки и манекен в скафандре, прозванный «Иваном Ивановичем». Оба запуска прошли почти идеально, а вот спускаемые аппараты промазали с приземлением, перелетев расчётное место на пару сотен километров. Быстро установить причину сбоя в программе не вышло, и Королёв пошёл на осознанный риск, назначив старт космонавта на первую половину апреля. В ожидании полёта космонавты занимались спортом и смотрели фильмы, включая недавно вышедшую комедию «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской. Просмотр этой картины перед полётом стал традицией космонавтов, пока её не сменил вышедший в 1973 году фильм «Белое солнце пустыни».

9 апреля с полигона была запущена межконтинентальная ракета Р-9А. Испытания завершились неудачей - произошёл отказ двигателя и ракета упала. Это породило слух, что первый человек был якобы запущен в космос на три дня раньше, но из-за провала миссии СССР скрыл этот факт.

Рано утром 12 апреля Юрий Гагарин и Герман Титов, назначенный его дублёром, надели скафандры. И обнаружили, что на них нет упоминания СССР. Чтобы лётчиков после приземления не приняли за инопланетян или шпионов, один из специалистов от руки написал «СССР» на шлемах. По дороге к ракете Гагарин попросил остановиться, вышел из автобуса и помочился на заднее колесо. Не потому, что забыл сходить в туалет, - нет, это была старая традиция военных лётчиков. Теперь она стала и традицией космонавтов.

На стартовой позиции Юрий попрощался с сопровождающими. Специалисты помогли ему подняться по лестнице к лифту и забраться в кабину корабля. В ней Гагарин провёл ещё два часа, дожидаясь, пока ракету подготовят к запуску.

В 9:07 ракета оторвалась от стартовой площадки и начала медленно подниматься в небо. И тут Юрий Гагарин, вспомнив о тренировках в Жуковском, воскликнул: «Поехали!» Это слово вошло в историю.

В советских СМИ десятилетиями утверждалось, что полёт Гагарина прошёл идеально. На самом деле космонавт едва избежал трагедии. Из-за сбоя в системе радиоуправления орбита «Востока» оказалась выше расчётной на 80 километров. Если бы тормозной двигатель отказал, корабль остался бы в космосе на две-три недели, а его пилот умер бы из-за недостатка ресурсов.

Во время полёта Гагарин поддерживал связь с Землёй, записывал свои ощущения. Он восхищался красотой Земли и не скрывал восторгов. Также он пообедал (в меню были щавелевое пюре с мясом, паштет и шоколадный соус), убедившись, что питание в невесомости не вызывает трудностей.

Совершив один оборот вокруг Земли, «Восток» начал процедуру возвращения. И тут не обошлось без проблем - тормозной двигатель выключился на секунду раньше положенного. Нарушилась программа спуска, и приборы на борту сошли с ума. «Восток» начал падать в атмосферу, беспорядочно кувыркаясь. Гагарин, позже назвавший это «кордебалетом», не растерялся, а с интересом следил за ситуацией, пытаясь понять, почему система не отделяет посадочный отсек от двигательного. Лишь спустя одиннадцать минут, когда части корабля разделились от нагрева, спускаемый аппарат выровнялся в потоках набегающего воздуха.

Незадолго до приземления отстрелилась крышка люка, и кресло с космонавтом катапультировалось. При этом оторвался контейнер с аварийным запасом. Из-за этого не заработал радиомаяк, а Гагарин лишился припасов, аптечки, радиостанции, пеленгатора и надувной лодки, которая могла пригодиться при посадке на воду.

Тем не менее космонавт благополучно достиг земли. Расчётное место приземления находилось рядом с городом Хвалынск, на границе Саратовской и Куйбышевской областей. Но «Восток», вопреки ожиданиям, спустился не с перелётом, а с недолётом - у деревни Смеловка Саратовской области (сейчас в этом месте установлен памятник). Там космонавта, естественно, никто не встречал. Он самостоятельно избавился от парашюта и отправился искать людей. Первыми встретились местные жители, которых напугал вид человека в странном костюме. Но Юрий быстро объяснил, что он свой.

В Москве его встречала толпа восторженных людей, руководители космической программы и Герман Титов. Юрий Гагарин стал знаменитостью.

Автограф и фуражка

Первый автограф Юрий дал командиру местной воинской части, который прибыл на место посадки. Космонавт расписался на партбилете военного, а тот подарил ему свою фуражку. В ней же Гагарин вышел из самолёта в Москве.

Гражданин мира летит на Луну

Полёт Гагарина вызвал всеобщий восторг. В адрес советского правительства посыпались поздравительные телеграммы и письма. Все хотели видеть космонавта своим гостем, и вскоре Юрий отправился в международное турне, которое продолжалось с перерывами почти три года. Если учитывать те страны, где он был проездом, то первый космонавт посетил тридцать государств и побывал в трёх сотнях городов.

Гагарин встречался с президентами и монархами, политиками и военными, руководителями профсоюзов и учёными, авиаторами и простыми гражданами, выступал на митингах, выставках и конференциях, давал десятки интервью. В поездках происходило немало интересных случаев - например, при визите в Финляндию один пожилой финн подарил Гагарину пару местной традиционной обуви и попросил взять её на Луну.

С особым восторгом Гагарина встретили в Великобритании. Во время поездки в открытом автомобиле случился курьёз. Юрий, увидев, что одна сторона улицы пуста, а люди собрались с другой, повернулся лицом к толпе и махал в ответ на приветствия. Как оказалось, с другой стороны стояла и мокла под дождём принцесса Маргарет.

За три года международных поездок Гагарин посетил тридцать стран

На встречах с людьми, будь то королева Англии или простые рабочие, Юрий старался подобрать такие слова, чтобы любому стало ясно: наступила новая эпоха в истории человечества. Отныне перед землянами открылись широчайшие возможности по освоению Вселенной. Юрий зажигал публику своей искренностью - он верил в то, о чём говорил.

Нашлись и те, кто ставил заслуги Гагарина под сомнение. Советским властям пришлось умолчать ряд фактов о полёте. Например, чтобы его рекорд по высоте полёта был засчитан, долгое время утверждалось, что Гагарин приземлился не на парашюте, а внутри аппарата, а на земле его ждал спортивный комиссар, фиксировавший рекорд! Также Гагарину приписывали слова «Я не знаю, кто я: первый космонавт или последняя космическая собака». Но люди, знавшие его, не верят, что Юрий мог такое сказать: он понимал, что ему пришлось пережить и как много это значило.

Гагарин и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова отбирают экспонаты для музея Звёздного городка

Послеполётная жизнь Гагарина освещалась в прессе и хорошо известна. Казалось, будто он посвящал всё время поездкам, выступлениям и, конечно, семье - вместе с женой Валентиной Юрий растил двух дочерей. Но всё это время Гагарин мечтал о новом полёте в космос. Добившись всемирного признания, он оставался всё тем же молодым пилотом, который когда-то обсуждал с товарищами перспективы космических полётов.

В феврале 1963 года Гагарин потребовал включить его в один из лётных экипажей. Сначала командование воспротивилось - всё-таки полёт был опасным мероприятием, - но вскоре уступило. Помимо собственной подготовки, Гагарин обучал следующее поколение космонавтов.

Говорят, Гагарин помогал членам отряда космонавтов и в бытовых вопросах. К примеру, он водил девушек из первого женского отряда в недоступный простым смертным отдел ГУМа, где они могли купить себе модную одежду.

В 1965-1967 годах Гагарин учился на командира нового космического корабля «Союз». В сентябре 1966 года он был приписан к группе, которая готовилась к высадке на Луну, а в январе 1967-го - к группе, сформированной для беспосадочного пилотируемого облёта Луны. Гагарин даже предлагал доставить на Луну капсулу с прахом Королёва, который умер в начале 1966 года.

Если бы советская космическая программа развивалась штатно, то Юрий на лунном варианте «Союза» вполне мог опередить американский «Аполлон-8», облетев Луну в середине 1968 года. А ещё через пару лет Гагарин мог бы стать и первым человеком, побывавшим на Луне. Однако история распорядилась иначе…

23 апреля 1967 года стартовал корабль «Союз-1» с опытным космонавтом Владимиром Комаровым на борту. Его дублёром был назначен Гагарин, который принимал участие в подготовке старта. На орбите у Комарова сразу начались технические проблемы. Лётчик не смог совладать с кораблём, и ему приказали возвращаться. При снижении в атмосфере парашюты спускаемого аппарата не раскрылись, и космонавт погиб от чудовищного удара о землю.

Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт планеты Земля

Катастрофа не только заставила пересмотреть всю космическую программу, но и сделала будущие полёты Гагарина невозможными. Командование не желало рисковать человеком, который стал живым символом эпохи. Гагарину пришлось отказаться от дальнейшей подготовки и вернуться в авиацию.

В 1968 году Юрий должен был получить звание генерал-майора и возглавить Центр подготовки космонавтов, но его жизнь внезапно прервалась. 27 марта МиГ-15УТИ, на котором Гагарин выполнял тренировочное задание под руководством инструктора Владимира Серёгина, разбился у посёлка Новосёлово, под городом Киржач Владимирской области.

Причины катастрофы до сих пор засекречены, что порождает слухи и теории заговора. Достоверно известно одно: космонавт и его инструктор до последнего мига были в сознании и пытались вывести машину из смертельного пике. В 2013 году Алексей Леонов предположил, что самолёт Гагарина попал в вихревой след пролетавшего мимо истребителя Су-15 и вроде бы даже лётчик, ставший причиной гибели космонавта, жив до сих пор. Так или иначе, но до тех пор, пока не будет рассекречен отчёт Правительственной комиссии, даже самые убедительные версии гибели Юрия Гагарина остаются гипотезами.

Гагарин-фантаст

Первый космонавт планеты не был чужд фантастики. Он высоко ценил книги Ивана Ефремова, читал журналы, публиковавшие фантастические рассказы. А однажды и сам написал научно-фантастический очерк «Ступени во Вселенную» для сборника «В 2017 году». В нём Юрий порассуждал о перспективах освоения Солнечной системы:

Спутники Земли, всё дальше проникая в космическое пространство, ещё более обогатят наши знания о Вселенной. Всё чаще будут взлетать в космические дали такие лаборатории, исследуя радиационные пояса нашей планеты, деятельность Солнца, жизнь и движение облачного покрова. Эти знания позволят человеку вслед за спутниками самому углубиться в космос.

И наступит, наконец, день непосредственного контакта с Луной. Мне представляется, что в этот день на Луну высадятся телеуправляемые подвижные автоматические устройства, способные выполнить широкую программу исследований. Это изучение, безусловно, расскажет нам многое о прошлом нашей собственной планеты. Ведь Луна подобна геологическому и тектоническому музею, в котором сохранились следы давно прошедших формаций…

Хочется верить, что совсем уже скоро на Луне появится первая астрономическая обсерватория и первый космодром для полёта к Венере или к Марсу.

Человек будущего

Трудно смириться с человеческой смертью. Ещё труднее - со смертью человека, ставшего кумиром миллионов. Ходят легенды, что авиакатастрофа была инсценировкой, а Гагарин тихо живёт где-то в глубинке под другим именем. Люди не хотят верить, что этот целеустремлённый, жизнерадостный человек ушёл навсегда.

«Павший астронавт», памятник всем погибшим покорителям космоса, установленный на Луне

Образ Гагарина ещё при жизни был настолько ярким, что мало кто решился воплотить его в кино. К примеру, в фильме «Укрощение огня» (1972) первого космонавта даже не называют по имени - только «надеждой всего прогрессивного человечества» и другими громкими титулами. Можно подумать, зрителю не положено знать, о ком речь!

Портрет Гагарина украсил юбилейный пятидесятый номер «Мира фантастики» (октябрь 2007), посвящённый 50-летию начала космической эры

Один из последних фильмов о Юрии Гагарине, «Гагарин. Первый в космосе», вышел в 2013 году. От картины ждали многого, ведь за последние годы рассекретили массу документов, связанных с полётом и личностью первого космонавта. Но сценаристы предпочли воспроизвести мифы о простом парне из деревни, сдобрив их переиначенными фрагментами из дневников генерал-полковника Николая Каманина. Хуже всего, что отряд космонавтов показан сборищем завистливых истериков, которые только и думают, как обойти товарища в борьбе за первенство.

Куда чаще имя Гагарина встречается в фантастических книгах, фильмах и играх, посвящённых космосу. В его честь называют космические корабли, планеты и даже целые звёздные системы. В образе первого космонавта прошлое соединяется с будущим, а реальность - с фантастикой.

* * *

Заразительная жизнерадостная улыбка Юрия Гагарина - один из самых светлых символов XX века. Короткий космический рейс «Востока» - веха, после которой наша цивилизация обрела новый смысл. И благодаря Гагарину каждый из нас получил шанс внести свой вклад в покорение Вселенной.

Юрий Гагарин – советский летчик, биографию которого каждый знает еще со школы. Гагарин - человек, совершивший первый полет в космос. Летчик-космонавт стал образцом и легендой не только для жителей СССР, он почетный гражданин заграничных городов и международный общественный деятель. Юрий Алексеевич открыл новую страницу в исследовании космоса и стал символом развития советской науки и авиации.

Детство

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, в Западной области СССР, в семье зажиточных крестьян. Мальчик был третьим из четверых детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, много занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.

В 6 лет Юра пошел в школу, но успел закончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась. Став известным человеком, Юрий предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что солдаты Германии выгнали семью Гагариных из дому и, отступая, забрали с собой молодежь в качестве военнопленных. Так увезли его брата и сестру.

В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учебу. Юрий был очень способным и любознательным юношей, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.

После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить амбициозного юношу, но не смогли этого сделать. Так, в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.


Подросток жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Тогда же молодой Гагарин увлекся баскетболом и вскоре стал капитаном команды. В 1951 году юноша переехал в Саратов, где и начал проходить обучение в индустриальном техникуме. Во время учебы произошло первое знакомство Юрия с небом.

В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки , юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. В следующем году Гагарин выпустился из техникума, параллельно молодой человек продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.


Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове. Там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший молодому человеку жизни. Гагарин, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, что, разумеется, не устраивало его сокурсников. Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего юноша пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух, отношение к подопечным он не поменял.

Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.


Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на маленький рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения. Предположение оказалось верным.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.

Космонавтика

В 1959 году Гагарин дослужил до чина старшего лейтенанта, получив звание военного летчика 1-го класса. Тогда же на государственном уровне было закреплено постановление о поиске и отборе кандидатов на полет за пределы Земли. Услышав об этом, летчик написал руководству рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.


Отбор проходил не по навыкам или заслугам, проверками руководил и в первую очередь смотрел на физические данные претендентов. Первые ракеты были ограничены в размерах и грузоподъемности. Рост, чуть было не стоивший летчику карьеры, в этот раз стал счастливым билетом Юрия. В рост юноша был 165 см (по некоторым данным и вовсе 157), а вес будущего космонавта составлял 68 кг – будь Гагарин крупнее, он мог бы и не поместиться в космическом корабле.

После многочисленных проверок Гагарина утвердили как одного из 20 предполагаемых будущих космонавтов. В марте 1960 года летчик приступил к тренировкам.


Несмотря на жесткую конкуренцию, Гагарин сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Надежный, сильный и доброжелательный юноша никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя, и это было видно по его поведению и манере речи. Космонавт легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.


Гагарин обожал небо и отдавался занятиям целиком, на остальное у него просто не было времени. В результате по анонимному вопросу, проведенному среди кандидатов в космонавты, большая часть назвала именно Гагарина как человека, наиболее подходящего для первого полета в космос. Несмотря на то, что летчик не был лидером ни в одной области подготовки, по сочетанию навыков, черт характера и психологической устойчивости именно он был признан идеально приспособленным для путешествия в космос.

Выбор кандидата

В 1961 году ввиду соперничества с США возникла необходимость как можно скорее окончательно определиться с кандидатурой и совершить полет максимум в начале второй декады апреля. Тогда появились сведения, что 20 апреля планируется запуск американской ракеты с человеком на борту. Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина, это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полета. утвердили запасным.


Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день. В записях Королева фигурирует пометка, что Титов более подготовлен, чем Гагарин, но в решительный момент выбран был все-таки второй. Одна теория гласит, что в выбор вмешался политический фактор. Первому космонавту предстояло стать символом: Юрий, обладавший образцово-славянской внешностью и чистой биографией всей семьи, показался властям более подходящим на роль представителя советской космонавтики.

Другая теория утверждает, что Титов был более важен для проекта, поэтому им не хотели рисковать в первом полете. Уже в это время он был утвержден на второй. Параллельно велась работа над длительным пребыванием в космосе. Герман Титов показался Королеву пригодным для того, чтобы провести вне Земли целые сутки.


Еще одна теория гласит, что Гагарина выбрал лично Королев. СМИ утверждают, что Юрий стал фаворитом начальства после того, как единственный из подготовительной группы откликнулся на предложение посидеть в корабле-спутнике «Восток», когда группе впервые продемонстрировали корабль.

По словам матери космонавта, Юрий прошел некий неофициальный экзамен, устроенный Королевым.

Конструктор не мог выбрать из пяти схожих летчиков одного. У мужчин были почти одинаковые рост и вес, воинское звание. Все, кроме капитана Комарова, служили старшими лейтенантами. Королев провел с кандидатами личные беседы, задавая каверзный вопрос о центрифуге. Гагарин честно заявил, что чувствует себя в этом испытании плохо и даже ненавидит центрифугу. Остальные кандидаты отрапортовали, что подготовка проходит отлично. Так Юрий прошел тест на честность. Для Королева и командования базы было первостепенно важно, чтобы космонавт мог откровенно рассказать обо всех проблемах и ошибках в полете, а не импровизировал и держал лицо.


Журналисты и исследователи допускают также, что сам вопрос, о том, почему Гагарин стал первым человеком в космосе, некорректен, так как Юрий таковым не являлся. В 1993 году М. Руденко и Н. Варваров опубликовали фамилии трех летчиков в газете «Воздушный транспорт». По словам журналистов, в 1957 году во время суборбитального полета погиб летчик Ледовских, в 1958 – Шаборин, а в 1959 – Митков. Эксперименты оставались засекреченными, а в 1960 году прошел отбор летчиков в программу подготовки космонавтов. Статью в специализированной распространенной газете не оспорил ни один сотрудник космической отрасли.

Первый полет в космос

Полет на корабле "Восток" был сопряжен с огромными рисками для жизни Гагарина. По причине спешки не были продублированы некоторые важные системы, корабль не оборудовался системой мягкой посадки, даже не была создана система аварийного спасения на случай неполадок во время старта. Шанс, что первый космонавт погибнет, так и не поднявшись в воздух, был очень большим.

12 апреля 1961 года осуществился взлет с космодрома "Байконур". Из-за того, что возникли неполадки с оборудованием, Гагарин поднялся на 100 километров выше, чем изначально планировалось. Если бы возникли проблемы с тормозной установкой, космонавту пришлось бы возвращаться на Землю больше месяца, при этом запас воды и пищи был рассчитан всего на 10 дней.

Несмотря на многочисленные проблемы, Юрий Гагарин благополучно спустился с атмосферы. Его аппарат приземлился не там, где планировалось. Космонавта довезли до ближайшего поселка, и уже оттуда Юрий позвонил начальству с докладом об успешном приземлении и отсутствии травм. Поскольку полет был секретным, даже советские СМИ узнали о технологическом прорыве родного государства только на следующий день.

Мировая слава

Как только информация стала доступна, Гагарин превратился в звезду всемирного масштаба. Этому немало поспособствовал , настоявший на достойном приеме героя. 14 апреля 1961 года состоялось грандиозное празднество в честь космонавта.

Через месяц Гагарина отправили за границу с «Миссией мира», где ему предстояло посетить более 20 стран, работая, в том числе, и в дипломатическом ключе. Во всех этих поездках Гагарин зарекомендовал себя как тактичный и обаятельный молодой человек. Личная харизма Юрия немало способствовала укреплению положительного имиджа СССР.

Следующие несколько лет Юрий Гагарин занимался в основном общественной деятельностью, почти не занимаясь летной службой. Знаменитый космонавт немало усилий приложил к популяризации космонавтики, сам готовился стать членом лунного космического экипажа. Также майор Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию, которую закончил за месяц до гибели.

Личная жизнь

В 1957 году Юрий Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Медицинского управления при Центре управления полетами.


В этом браке у супругов появилось две дочери: Лена - в 1959 году, а Галина появилась на свет за месяц до легендарного полета отца в марте 1961. Юрий всегда находил время на детей. Космонавт и его дочки обожали животных, поэтому в доме Гагариных жили утки, цыплята, белки и лань. Жена летчика сопротивлялась увлечению зоопарком, но позже смирилась.


После смерти супруга Валентина Горячева замуж больше не вышла.

Уже после смерти летчика в семье Гагариных появились внуки: у Елены родилась дочка Екатерина, а у Галины – сын Юрий. Внучка космонавта решила стать искусствоведом, а внук – связать свою жизнь с госуправлением.

Гибель

27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и по неизвестным причинам совершил маневр, из которого не смог выйти. Самолет врезался в землю, Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли. Тела летчиков были кремированы, урны с прахом похоронены в Кремлевской стене.


Одной из возможных причин трагедии называют сближение и резкое уклонение от другого самолета, в результате чего МиГ-15УТИ Гагарина ушел в штопор. Из-за неверных данных о метеоусловиях и показателей приборов летчики попросту не успели вывести самолет из падения. Долгие годы истина оставалась неизвестной.

Отсутствие стройного официального объяснения породило предположения и теории о причине смерти первого космонавта. Популярность набрали конспирологические догадки. Ходили слухи, что у Гагарина произошел конфликт с руководством, после которого космонавта либо «убрали», либо сфальсифицировали гибель и арестовали летчика, либо Гагарин сам разыграл собственную смерть и сбежал. Другая теория гласит, что Гагарин погиб во время испытаний новой ракеты, а тренировочный полет замел следы неудачного эксперимента космической программы.

В 2013 году космонавт поделился рассекреченной информацией о последнем полете Гагарина с прессой. Вышеназванная версия полностью подтвердилась. Непонятным образом рядом с самолетом Гагарина и Серегина оказался истребитель СУ-15, который своим потоком вогнал МиГ-15УТИ в спираль. Летчики погибли, не успев вывести самолет из падения.

  • Перед полетом Гагарина в космос ТАСС подготовил три сообщения: на случай удачного полета, неудачного и на случай приземления вне территории СССР.
  • Легендарная фраза "Ну, поехали!" является цитатой из Диккенса.
  • Позывной первого человека в космосе знали все советские школьники – «Кедр».
  • В Великобритании королева пригласила космонавта на чай, а затем сфотографировалась рядом с Гагариным на память, что нарушило протокол. Королева объяснила свой поступок тем, что космонавт -больше не земной человек, а небесный, поэтому ничего оскорбительного для монаршей особы в том, чтобы сфотографироваться с ним – нет.

Фильмография

  • Так начиналась легенда
  • Гагарин. Первый в космосе

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ!

КАПИТАН ПЕРВОГО ЗВЕЗДОЛЕТА — НАШ, СОВЕТСКИЙ!

Великая победа разума и труда
МИР РУКОПЛЕЩЕТ ЮРИЮ ГАГАРИНУ

ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН
ПРЫЖОКСообщение ТАСС
ВО ВСЕЛЕННУЮ

12 апрели 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
По предварительным данным, период обращения корабля-спутника составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 275 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.
Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4.725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем ГАГАРИНЫМ установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ ГАГАРИН перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.
Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем ГАГАРИНЫМ на орбите продолжается.
«Комсомольская правда» 13.04.1961

********************************************************************************************************************

Биография

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Согласно документам, это произошло в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), то есть по месту жительства (прописки) родителей. Фактическое место рождения — роддом города Гжатска, (переименованного в 1968 году в г. Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), — работала на молочнотоварной ферме. Его дедушка, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев, жил в Санкт-Петербурге, в Автове, на Богомоловской (ныне Возрождения) улице в конце XIX века.
Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Однажды младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе и начал фотографировать. Юрий успел позвать мать, и той удалось, оттолкнув немца, снять сына с шарфа. После этого случая Борис в течение месяца не мог ходить. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. Юрий любил играть в баскетбол.
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов (ныне Оренбург), в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил близ Мурманска в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.
В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой. В Оренбурге, в доме, где жила семья Валентины, впоследствии был открыт Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных.
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта), а начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле.
1 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года защитил в ней дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. А. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в в адъюнктуру академии. До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.
27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов на самолёте МиГ-15УТИ вместе с военным лётчиком В. С. Серёгиным. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.

Личная жизнь
Жена — Валентина Ивановна Гагарина, урождённая Горячева (поженились в 1957 году в Оренбурге), работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полетом. В настоящее время находится на пенсии.
Дети — дочери — Елена (род. 17 апреля 1959) и Галина (род. 7 марта 1961). Елена — генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль». Галина — профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета академии им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Семья

Дед — Тимофей Матвеевич Матвеев, рабочий Путиловского завода.
Отец — Алексей Иванович Гагарин (1902—1973) — плотник.
Мать — Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984) — работала на молочнотоварной ферме.
Братья:
Валентин Алексеевич Гагарин (1924—2006) — работал плотником.
Борис Алексеевич Гагарин (1936—1977) — работал на Гжатском радиоламповом заводе.
Сестра — Зоя Алексеевна Гагарина (в замужестве Бруевич, род. 1927) — работала медсестрой в Гжатской больнице. Её дочь, Филатова Тамара Дмитриевна — заведующая отделом Музея Ю. А. Гагарина (г. Гагарин).

Психологическая характеристика

Ещё за год до полёта, когда шёл отбор в отряд космонавтов, психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:
Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краёв полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!» Скромен. Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели некоторые его друзья. Отношения с женой нежные, товарищеские.

Полёт в космос

После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования — в Звёздный. Там в тот момент удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли. Лётчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полёту, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Часто можно слышать о том, что было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос, в том числе одно «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым. На самом деле первое сообщение ТАСС сообщало о выходе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту (в случае необходимости это сообщение облегчило бы быструю организацию спасения и исключило объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях). Второе сообщение информировало о благополучном возвращении космонавта на землю. Оба сообщения были опубликованы. В случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости и приводнением в океане для облегчения спасения космонавта был подготовлен проект ещё одного сообщения ТАСС. Проекты всех трех сообщений были приложены к записке Устинова, Руднева, Калмыкова, Дементьева, Бутома, Келдыша, Москаленко, Вершинина, Каманина, Ивашутина и Королева в ЦК КПСС от 30 марта 1961 года. Постановлением Президиума ЦК КПСС от 3 апреля 1961 года «О запуске космического корабля-спутника» тексты сообщений были одобрены.

Полёт

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход), то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Встреча на земле

Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге, неподалеку от КПП ракетного дивизиона, заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
Исторические слова Юрия Гагарина

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (1-му секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.

После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли стол и отпраздновали удачный полёт Гагарина в космос.

*************************************************************************************************************************

С 1960 Николай Петрович Каманин (1908-1982) занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. Эта хронология «обратного отсчета» Востока-1 составлена преимущественно на основе его дневников, опубликованных посмертно.

12 апреля 1961 г. 06:07 GMT. Дата приземления: 1961-04-12 07:55:00. Время в полете: 0,0750 суток. Космический аппарат: Восток-1. Позывные: Кедр. Экипаж: Ю. Гагарин. Дублеры: Титов, Нелюбов. Местонахождение капсулы: музей РКК Энергия, Королев, Россия. Программа: Восток.

На заметку: Первый человек в космосе. Рекордная продолжительность полета. Рекорды скорости (7,844 м/с) и высоты (315 км).

Цитата: «Поехали!»

Забавная сторона: Чтобы не позволить Гагарину перейти на ручное управление, рукоять была заблокирована, а код разблокировки находился в запечатанном конверте.

Что пошло не так: Кабели, которые шли к приборному отсеку, не смогли отсоединиться от спускаемого аппарата, что привело к страшно несбалансированному полету, пока ленты не сгорели в атмосфере. Это был первый пилотируемый полет в космос, одно обращение вокруг Земли. 11 апреля 1961 года было «резервным» днем в плане запуска, но этот день не понадобился. Все Главные конструкторы и военно-космическое командование присутствовало на космодроме. Гагарин провел весь день, встречаясь с высшим руководством.

Было подготовлено три заявления для прессы: одно на случай успеха, два на случай неудачи. Только через десять минут после прекращения работы ракетного двигателя и 25 минут после старта стало ясно, что достигнута стабильная орбита.

Оборудование на борту включало в себя системы жизнеобеспечения, а также радио и телевидение, чтобы транслировать информацию о состоянии пилота. Полет проходил на автоматическом режиме: приборы управления были заблокированы от Гагарина, чтобы он не мог взять управление на себя. Ключ разблокировки на экстренный случай находился в запечатанном конверте. Когда заработала тормозная двигательная установка, приборный отсек оставался прикрепленным к «шарику» — спускаемому аппарату — связкой проводов. Раздвоившийся аппарат претерпел сумасшедшее вращение по всем осям, пока провода не сгорели. Затем «шарик», как и было запланировано, достиг аэродинамического равновесия благодаря тому, что защитный экран пришел в правильное положение.

После входа в атмосферу Гагарин катапультировался и спустился в собственном парашюте, как и было запланировано. Тем не менее, Советский Союз отрицал этот факт. Причина в том, что FAI не зарегистрирует многие мировые рекорды, если пилот не находился в своем аппарате до самого приземления. Подобран 12 апреля 1961 года в 08:05 GMT. Приземлился к юго-западу от селения Смеловка возле г. Энгельс Саратовской области.

Юрий Гагарин - человек № 1, «сын Земли», кумир миллионов мальчишек того времени и просто скромный гражданин СССР с красивой улыбкой, все это он - летчик-космонавт, первым совершивший в истории человечества полет вокруг Земли на космическом аппарате «Восток».

Детство и образование

Родился 09 марта 1934 года в крестьянской семье. Родители Алексей и Анна Гагарины были простыми тружениками в колхозе села Клушино Гжатского района (Смоленская область). В 1941 году Юра стал первоклассником, но учеба была недолгой, вскоре в родную деревню ворвались немецкие оккупанты. Весной 1943 года село освободили наши войска и Юра возобновил занятия в сельской школе. Гагарин-старший перевез свой дом и семью из родного села на постоянное место жительства в город Гжатск, где предстояло восстановление разрушенного города из руин. Там Юрий окончив 6-й класс и начал обучение в вечерней школе для работающей молодежи, поступив в ремесленное училище города Люберцы Московской области. Юрий получил отличный аттестат в ремесленном училище по профессии формовщик-литейщик и продолжил учебу в Индустриальном техникуме г. Саратова.

В 1955 году окончил обучение в техникуме и занятия в аэроклубе, в котором одновременно осваивал азы летного дела. Осенью был признан годным для службы в рядах Советской армии в г. Оренбурге и направлен на обучение в военно-авиационное училище им.Чкалова.

После окончания училища в 1957 году и получения квалификации «Военный летчик первого класса» Юрий Гагарин был направлен на север в истребительный авиационный полк, по его же собственному выбору.

В 1959 году Гагарин отправил запрос с рапортом о его зачислении в кандидаты на испытание новых самолетов и космических кораблей. Пройдя огромное количество отборочных испытаний, он был отобран Госкомиссией и признан годным для полетов в космос. Весной 1960 года вышел приказ за подписью главкома ВВС о зачислении Юрия Гагарина в группу космонавтов. В марте 1960 года Гагарин начал занятия по программе подготовки полетов в космическое пространство. В начале апреля 1961 года был объявлен пилотом космического аппарата "Восток" .

Легендарный первый полет человека в открытый космос

12 апреля 1961 года состоялся звездый Юрия Гагарина, открывший человечеству дорогу в большой Космос. Длительность полета составила 108 минут, за это время первый космонавт обогнул Землю на космическом корабле и благополучно вернулся, приземлившись в Саратовской области. Через несколько дней о нем узнал весь Мир.

После успешного возвращения из полета Юрий Гагарин отправился в длительную поездку по странам и континентам с «миссией мира», как ее стали потом называть. Эта поездка продолжалась около 2-х лет. Визиты Гагарина стали незабываемыми для принимающих стран. Его встречали как героя, как друга, как самого близкого человека. Пожать ему руку, похлопать по плечу и просто постоять рядом желали как простые люди, так и высокопоставленные личности.

В последующие годы Гагарин очень напряженно работал, много сил и времени отнимала работа по подготовке полетов в Космос и обучение в инженерной Академии ВВС, а также активная общественно-политическая работа в Верховном Совете СССР.

Трудовые будни

Но больше всего он стремился к полетам и в 1966 году приступил к учебным занятиям для полета на космическом корабле «Союз». В те годы разрабатывалась программа полета на Луну и Гагарин был одним из кандидатов на эту миссию. Но для успешного полета нужно было много еще сделать, а именно испытать новый корабль. Во время испытаний такого космического аппарата «Союз-1» Гагарин был «вторым пилотом» - дублером Владимира Комарова. Этот полет закончился трагически. Гагарин обещал научить «Союзы» летать, но не успел.

Год 1968-й стал последним в его жизни. В феврале он получил диплом инженера Академии и стал готовиться к новым полетам. 27 марта 1968 года был совершен первый самостоятельный полет в качестве пилота самолета и последний...Самолет МиГ-15УТИ, которым управляли Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин разбился при посадке об землю. Обстоятельства гибели долгое время были строго засекречены и до сих пор остаются не ясными.

Семья: Жена - Валентина Ивановна Гагарина (Горячева), дочери - Елена Гагарина (год рождения 1959) - руководитель музея-заповедника "Московский Кремль"; Галина Гагарина (год рождения 1961) - руководит кафедрой экономики университета им. Г. В. Плеханова.

Достижения

Юрий Гагарин - Летчик-космонавт СССР (1961 г.), Герой Советского Союза (1961 г.), обладатель множества наград и званий за освоение Космоса, писатель - его книги "Дорога в космос" (1962 г.), "Вижу Землю" (1976 г.) и многих других.

Награды: медаль "Золотая Звезда" (1961), орден Ленина (1961), юбилейные медали Советского союза, награды других государств; является почетным гражданином многих городов нашей Родины и за рубежом.

Всего 108 минут длился легендарный полет великого Юрия Гагарина, но его вклад в освоение космоса и память в сердцах всего человечества неизмерима ни чем. Он был и навсегда останется первым.

Гагарин в России

В честь светлой памяти о космонавте его родной город Гжатск сменил свое название на город Гагарин. В 1968 году была создана медаль имени Ю. А. Гагарина, вручаемая за вклад в изучение и развитие открытого космоса.

Именем Гагарина названы: Военно-воздушная академия им.Ю. А. Гагарина, НИИЦ подготовки космонавтов имени Ю. А.Гагарина, Саратовский госуниверситет (СГТУ имени Ю. А. Гагарина) и др.
В честь Юрия Гагарина названы проспекты и улицы, библиотеки и общественные организации, установлены мемориалы в городах нашей страны и по всему миру. На месте приземления первого космического корабля на окраине деревни Смеловка построен мемориальный парк "Гагаринское поле". Его именем назван лунный кратер и малая планета.

В июле 2011 года, в день 50-летия со дня посещения Британии первым космонавтом планеты, в центре Лондона был возведен монумент Гагарину на аллее, ведущей к Букингемскому дворцу. Его преподнес Роскосмос в подарок Великобритании. В 2013 году памятник был перевезен в один из престижных районов Лондона - Гринвич и установлен в очень символичное место, где Восток объединяется с Западом для совместных открытий - точка отсчета часовых поясов Земли (нулевой меридиан), откуда раньше отправлялись исследовательские экспедиции.