Тест

Наречие (обобщение)

1. Укажите наречие с буквой –а на конце:
А) запрост.. одолеть,
Б) накрепк.. прибить,
В) изредк.. смотреть,
Г) уйти влев..,
Д) насух.. вытереть.

2. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.

3. Укажите наречия образа действия:
А) быстро, верхом, вдруг,
Б) вчера, утром, днем,
В) вверх, вниз, всюду,
Г) нарочно, назло, незачем,
Д) слишком, надвое, очень.

4. Определите вариант, в котором слово нужно писать слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.

5. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:
А) (видимо)невидимо,
Б) (волей)неволей,
В) (в)насмешку,
Г) точь(в)точь,
Д) мало(по)малу.

6. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…

7. Укажите непроизводные наречия:
А) очень, теперь, еле,
Б) зачем, совсем, вовсю,
В) издавна, подолгу, по-русски,
Г) без устали, сбоку, капельку,
Д) дважды, натрое, впервые.

8. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.

9. Укажите вариант с двумя –нн-:
А) женщина раздраже..а,
Б) поступать ветре..о,
В) смотреть растеря..о,
Г) беше..о сопротивляться,
Д) море взволнова..о.

10. Какие наречия пишутся через дефис?
А) (по)пусту, (в)общем,
Б) (по)домашнему, (во)вторых,
В) бок(о)бок, (на)двоих,
Г) (в)перед, (с)горяча,
Д) (до)ныне, (после)завтра.

11. Укажите вид сказуемого в предложении Я был настороже:
А) простое глагольное,
Б) составное глагольное,
В) простое именное,
Г) составное именное.

12. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено наречием:
А) Маша казалась расстроенной.
Б) Дуня уже замужем.
В) Скоро Варя будет совсем взрослой.
Г) Его боязливый характер всем известен.
Д) На завтрак я съел яйцо всмятку.

13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
А) У сильного всегда бессильный виноват.
Б) Наше завтра будет прекрасно.
В) В лагере кое-кто проснулся.
Г) Двое отправились в деревню за едой.
Д) Пусть сильнее грянет буря.

14. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении Завтра не будет похоже на сегодня:
А) существительным,
Б) прилагательным,
В) наречием,
Г) местоимением,
Д) числительным.

15. Какое словосочетание соответствует грамматическому значению «действие и его признак»?
А) иллюстрированный журнал,
Б) иллюстрации в журнале,
В) журнал с иллюстрациями,
Г) иллюстрировать журнал,
Д) интересно иллюстрировать.

16. Укажите словосочетание с наречием:
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.

17. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
А) плохой, хороший,
Б) городской, звериный,
В) сильный, свирепый,
Г) красивый, наивный,
Д) зеленый, длинный.

18. Укажите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн... повелось,
Г) начист.. вымыть,
Д) слев.. от нас.

19. Выберите вариант с приставкой НЕ- в наречиях:
А) н..чуть не тревожиться,
Б) н..откуда не получать писем,
В) н..где разместить,
Г) н..мало не беспокоиться,
Д) н..сколько не волноваться.

20. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?
А) отнюдь (не)весело,
Б) поступить крайне (не)осторожно,
В) расположились (не)далеко,
Г) (не)стерпимо больно,
Д) (не)зачем так кричать.
Ответы

1 В
2 Д
3 А
4 В
5 В
6 В
7 А
8 В
9 В
10 Б
11 Г
12 Б
13 Б
14 В
15 Д
16 В
17 Б
18 Г
19 В
20 А

I вариант

1. Укажите неверное утверждение.

А) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

Б) В предложении наречие обычно является обстоятельством.

В) Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Г) Чаще всего наречие относится к существительному.

А) в пустую комнату, в пустой комнате

Б) по весеннему лесу, в весенний день

В) разговаривать впустую , теплый по-весеннему

Г) медленный полет, по медленному поезду

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

А) говорила, теплый, бабушка

Б) представлял, этот, себе

В) певуче, день, я

Г) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

А) где? куда? откуда?

Б) сколько? в какой степени? насколько?

В) как? каким образом?

Г) почему? отчего? по какой причине?

А) вовремя, навстречу, издалека

Б) втрое, поодиночке, назло

В) сгоряча, сослепу, напоказ

Г) вниз, слева, невдалеке

6. Найдите наречие в сравнительной степени.

А) бежал быстрее всех

Б) прыгнул выше всех

В) крикнул громче всех

Г) проснулся раньше

А) Можно посидеть еще крошечку .

Б) Птичка склевала последнюю крошечку .

В) Тепло в доме нужно беречь.

Г) Всем было тепло .

Д) Зло необходимо искоренить.

Е) Он зло посмотрел на меня.

А) Праздник стал веселее.

Б) После каникул он смотрит веселее.

В) Наш дом выше соседнего.

Г) Прыгнуть выше головы.

II. Запишите ответ словами.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования .

Медленно, сгоряча, вмиг

хорошо, поразительно, понятно

А) состояние человека;

Контрольная работа по теме «Наречие»

II вариант

I. Запишите правильный вариант ответа

1. Укажите верное утверждение.

А) В предложении наречие обычно является сказуемым.

В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

Г) Наречие относится к существительному.

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

А) по осенней дороге, в осеннем лесу

В) беззаботный вид, жить без забот

Г) прыгнуть от радости, шел вприпрыжку

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила нам жизнь.

А) запомнил, преподносила, я

Б) уроки, которые, мне

В) те, жизнь, усвоил

Г) докрепка, часто, сурово

4. На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

А) где? куда? откуда?

Б) зачем? для чего? с какой целью?

В) как? каким образом?

Г) когда? как долго?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

А) вбок, вправо, вниз

Б) потому, напоказ, поневоле

В) исподтишка, исподлобья, тихо

6. Найдите наречие в превосходной степени.

А) учился лучше всех

Б) посмотрел выше

В) спел громче

Г) взглянул строго

7. Определите, в каких примерах употреблено наречие.

А) В доме уютно .

Б) Мы уютно расположились на диване.

В) В начале пути рюкзак казался легким.

Г) Вначале я ничего не понял.

Д) Повернулся набок.

Е) На бок ремня он повесил фляжку.

8. В каких предложениях употреблено наречие в сравнительной степени?

А) Спортсмен прыгнул выше планки.

Б) Это дерево выше.

В) Это строение ниже предыдущего.

Г) Тучи опускаются все ниже.

II. Запишите ответ словами.

1. Определите разряды наречий (наречия выписать в тетрадь).

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, затем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования.

Немного, быстро, затемно

3. Образовать все возможные степени сравнения от наречий

медленно, весело, удивительно

4. Приведите пример слов категории состояния, которые бы обозначали:

А) состояние человека;

Б) состояние окружающей среды.

III. Выписать из текста словосочетания НАРЕЧИЕ + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, задать вопрос, наречие подчеркнуть как член предложения.

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

Наречие как часть речи Правописание наречий

Тест 27

1. Укажите неверное утверждение.

а) наречие обозначает признак действия

б) неизменяемость - главный морфологический при­знак наречия

в) чаще всего наречие относится к существительному

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречия­ми?

а) в пустую комнату, в пустой комнате, разговаривать впустую

б) по весеннему лесу, в весенний день, солнечно по- весеннему

в) разговаривать впустую , теплый по-весеннему , шел медленно

3. Укажите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

а) говорила, теплый, бабушка

б) представлял, этот, себе

в) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия места?

а) где? куда? откуда?

б) сколько? каков?

в) что сделав? что делая?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причи­ны и цели?

а) вовремя, навстречу, издалека

б) втрое, поодиночке, назло

в) сгоряча, сослепу, напоказ

6. В каком ряду все наречия являются наречиями места?

а) быстро, медленно, слишком

б) радостно, впереди, налево

в) внизу, издали, впереди

7. Найдите наречие в форме простой сравнительной степе­ни.

а) бежал быстрее всех

б) прыгнул выше всех

в) проснуться раньше

8. Найдите наречие в форме составной сравнительной сте­пени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека

9. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (из)дали, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева

10. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить совсем (не)искренне

Тест 28

1. Пишется А

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..

2. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А-?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..

3. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишет­ся О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту

5. В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал, н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить

6. В каком ряду все слова являются отрицательными на­речиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда

7. В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте про­пуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодёж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..

8. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха

9. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко

10. В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Тест 29

1. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О-?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

2. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пи­шется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..

3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где

4. В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н..откуда не взял

б) н..когда написать, н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти

5. В каком ряду употреблены только отрицательные наре­чия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...

7. Укажите предложение, в котором нет наречий.

а) Весеннее солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом.

б) Прорвался печальный луч, бледный и анемичный,
как будто солнце было неизлечимо больным.

в) Туман исчезает, уступая неодолимой силе солнечных лучей.

8. Укажите предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени.

а) Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча.

б) Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном ос­таваться, вздыхать о милой старине.

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет, ко­локольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

9. В каком словосочетании наречие с НЕ пишется раз­дельно?

а) объяснял (не)понятно

б) выглядел ничуть (не)красиво

в) написал (не)брежно

10. В каком предложении выделенное слово является наре­чием?

а) (С)начала урока и до конца его ученики должны
быть внимательны.

б) (С)начала подумай, потом говори.

в) (С)начала занятия прошло десять минут.

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!


86. Раскройте скобки , обозначьте орфограммы.
(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему , (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

в) проснуться раньше


8. Найдите наречие в форме составной сравнительной степени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека


9. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (без) оглядки, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева


10. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить (не)искренне


11. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..


12. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..


13. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..


14. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту


15. В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал , н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить


16. В каком ряду все слова являются отрицательными наречиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда


17. В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодЁж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..


18. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха


19. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко


20. В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о


Ответы:

  1. б 11. в

  2. в 12. б

  3. в 13. в

  4. а 14. б

  5. в 15. в

  6. в 16. б

  7. в 17. а, в

  8. а 18. а

  9. б 19. в

  10. в 20. а, в

«5» - 17-20 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3» - 9-13 баллов

«2» – 0-8 баллов
Вариант 2

1. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

2. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..


3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где


4. В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н...откуда не взял

б) н..когда написать , н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти


5. В каком ряду употреблены только отрицательные наречия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого


6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...


7. Укажите предложение, в котором нет наречий.

а) Весеннее солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом.

б) Прорвался печальный луч , бледный и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным.

в) Туман исчезает, уступая неодолимой силе солнечных лучей.


8. Укажите предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени.

а) Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча.

б) Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном оставаться, вздыхать о милой старине.

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет , колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.


9. В каком словосочетании наречие с НЕ пишется раздельно?

а) объяснял (не)понятно

б) выглядел ничуть (не)красиво

в) написал (не)брежно


10. В каком предложении выделенное слово является наречием?

а) (С)начала урока и до конца его ученики должны быть внимательны.

б) (С)начала подумай, потом говори.

в) (С)начала занятия прошло десять минут.

11. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами: Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.

12. Укажите, в каких предложениях НЕ с наречиями пишется слитно.


  1. Жадно и (не)торопливо девушка посмотрела на ясное небо.

  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

  8. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

  9. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.
13. Укажите предложения, в которых не пишется мягкий знак.
1. Я открываю настеж(?) окно.

2. Деревья были сплош(?) в траве.

3. Я лежал навзнич(?) в траве.

4. От сильного зноя становилось невтерпёж(?).

5. Лошади пронеслись вскач(?).

6. Все побежали проч(?).

7. Он говорил точ(?)-в-точ(?) так же.

8. Дочери её вышли замуж(?).

9. Вот уж(?) песнь заводит песенник лихой.

10. Лиш(?) он один остался в доме.

11. Луч(?) солнца выглянул из-за туч(?).

12. Кругом тиш(?), только слышно, как шумит камыш(?).

13. Хорош(?) лес зимой.

14. Мороз жгуч(?), воздух свеж(?).

15. Глядиш(?) и не знаеш(?), кто перед тобой.

16. Увелич(?) число.

17. Матушка-рож(?) кормит всех сплош(?).
14. Укажите наречия в которых пишется Н.


  1. Испуга_о 10. искаже_о

  2. отчая_о 11. рассерже_о

  3. организова_ о 12. обдума_о

  4. попар_о 13. надума_о

  5. озор_о 14. несомне_о

  6. звуч_о 15. бесшум_о

  7. зауче_о 16. собра_о

  8. притвор_о 17. растеря_о

  9. тума_о 18. огорче_о

Ответы:


  1. а 8. в

  2. б 9. б

  3. в 10. б

  4. а 11. 1, 5, 6, 8, 9

  5. б 12. 4, 8, 9, 11, 13, 14

  6. а 13. 4, 8,9, 11, 12

  7. в 14. 4, 5, 6, 8, 15

«5» - 12-14 баллов, «4» – 9-11 баллов, «3» - 7-8 баллов, «2» – 0-6 баллов

Как часть речи категория состояния оформилась сравнительно недавно. Впервые о ней упомянул Л.В. Щерба в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Ряд учёных вслед за Виноградовым определяли категорию состояния как особую часть речи. Однако в академической «Русской грамматике» 1980 года она в качестве самостоятельной части речи не рассматривалась.

В совр. русском языке категория состояния признаётся не всеми лингвистами как самостоятельная часть речи. Кроме того, те учёные, которые признают существование этой части речи , по-разному определяют её состав и грамматические свойства.

обидно, горько, стыдно


состояние природы –

Было душно, жарко, шумно.


отношение к действию –

хорошо, прелестно, здорово


Отвечают на вопросы: как? каково?

Имеют следующие признаки:

являются сказуемым в предложении без подлежащего (часто в сочетании с глаголами быть, стать, оказаться и др.): Одному всегда плохо. Больному было душно.

не изменяются

Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения: Тоскливее, печальнее становилось на душе.

Морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о.

Многие слова категории состояния являются бывшими сущ.: грех, стыд и другие (Неохота уходить ). Кроме слов на -о , в категории состояния есть такие модальные слова, как нельзя, жаль и т. п.


93. 1. Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова.
Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.

Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…

Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя , выбежал вон. (А.П. Чехов)
2. Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?

3. Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.

Слова категории состояния омонимичны наречиям и кратким прилагательным.