Мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его [князя Андрея] в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины . «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, — говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня — ясной мысли о смерти. — Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! — с злостью вслух проговорил он. — Как же! я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще... Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет — и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было... чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни . И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров — все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
[…]
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву .

[...] Как бы тебе сказать... Ну, у отца твоего немец-лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец...

— Однако, — сказал он [Пьер], — ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
— Да, — сказал князь Андрей, — только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, а на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, — сказал он, — что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них... Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
— А от чего же?
— От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате.
[…]
Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть . Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, — и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли — ну так бежать!» — мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, — продолжал он, — все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, — все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
[…]
Вот оно то, что я тебе говорил, — эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, — то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить — славные учители!

...Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.

[Примечания :
Толстой имеет в виду понятие, которое позже получило определение внутренней энергии тела, зависящей только от его внутреннего состояния. На эту тему во «Второй русской книге для чтения» он написал рассуждение «Тепло» (т. 21, с. 173— 174). Это физическое определение переводится Толстым в сферу общественных отношений. «Скрытая теплота патриотизма» является, по мысли писателя, неотъемлемой чертой русского национального характера и объясняет в конечном итоге причины победы России над Наполеоном.]
— Не брать пленных, — продолжал князь Андрей. — Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну — вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность — вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом . Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего — убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями...

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей... Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду ... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга . Как Бог оттуда смотрит и слушает их! — тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. — Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла ...

Патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого, не громкие слова, не шумная деятельность и суетливость, а простое и естественное чувство «потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия». Это чувство - общее у Наташи и Пьера, оно владело Петей Ростовым, когда он ликовал, что попал в Москву, где скоро будет сражение; то же чувство влекло толпу к дому обманувшего ее графа Растопчина, потому что люди из толпы хотели сражаться с Наполеоном. В основе всех этих поступков, при всей их разности, лежало одно чувство - патриотизм. Никто не заставлял москвичей уезжать, наоборот, граф Растопчин уговаривал остаться и называл трусами тех, кто покидает город. Но они ехали, «потому что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве? Под французами нельзя было быть: это было хуже всего...» Как выяснилось, пишет автор, при трагических обстоятельствах люди все-таки оказываются лучше, чем можно было бы подумать: «Наполеону не покорюсь», - говорили те, от которых никто не ожидал такого поведения. И когда Наполеон 2 сентября 1812 года стоял на Поклонной горе, ожидая депутацию бояр с ключами от Москвы, он не мог себе представить, что она пуста. Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою... - так писал А. С. Пушкин. По дороге к Бородинскому полю, где готовилось решающее сражение, Пьер Безухов многое увидел и услышал. Слова были простые и понятные, их говорил ополченец: «Всем народом навалиться хотят...» Толстой считает, что патриотизм - это естественное чувство людей, живущих жизнью своего народа. Поэтому он отказывает в нем Бергу, Курагиным, Растопчину. Наташа не может и не хочет понять мать, которая «в такую минуту» думает об имуществе и запрещает разгружать подводы, на которых хочет вывезти из Москвы «оставшееся добро». Дочь думает о раненых, которых нельзя оставить французам. Думать о себе было «дико и неестественно». «Графиня поняла это и устыдилась», - пишет Толстой. Так отвечает автор на вопрос о том, что такое патриотизм, и хочет быть понятым читателями. Описание Бородинского сражения, которое занимает двадцать глав третьего тома романа, это - центр произведения, решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути, здесь каждый характер раскроется по-новому и здесь появится громадная сила: народ, «мужики в белых рубахах» - сила, выигравшая войну. На лицах людей, которых видел Пьер, было «выражение сознания торжественности наступающей минуты», была «скрытая теплота патриотизма... которая объясняла, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы, а множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что мужики Карп и Влас не везли сено в Москву за хорошие деньги, а жгли его, то, что партизаны уничтожали великую армию Наполеона по частям, что партизанских отрядов «различных величин и характеров были сотни...» Толстой совершенно точно понял значение того чувства, под влиянием которого началась партизанская война: патриотизм народа. Выросшая из этого чувства «дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это ли не великое чувство патриотизма, проявленное народом в Отечественной войне 1812 года? Л. Н. Толстой открыл читателям столько пружин человеческого поведения, в частности патриотизма, о котором сегодня просто не говорят или говорят стыдливо. А ведь это гордое чувство, которое позволяет человеку ощутить свою причастность ко времени, к событиям, жизни, определить свою позицию в ней. Казалось бы, что общего между тем временем, о котором писал Л. Н. Толстой, и нашим, между войной 1812 года и 1941-го? В 1812 году не было ни бомб, ни самолетов, не было ужасов и зверств Майданека, Бухенвальда, Маутхаузена - лагерей смерти. Но почему же тогда в землянках и госпиталях сорок первого, при блокадных коптилках люди читали «Войну и мир» как самую «сегодняшнюю» для них книгу, почему любимым стихотворением - от первоклассника до генерала долгие четыре года войны было лермонтовское «Бородино»? Л. Н. Толстой писал и о нас, потому что знал про человека такое, чего хватило на сто с лишним лет. И когда началась Великая Отечественная война, оказалось, что Толстой сказал о каждом человеке что-то очень важное, и люди бросились к нему. Нам еще черпать и черпать из неиссякаемого источника его книги душевные силы, стойкость и то сложное чувство, которое называется патриотизмом.

Текст 1. Из статьи В.Сахарова (литературовед)

Главная цель и идея книги Льва Толстого в том и состояли, чтобы показать, как русское образованное общество через неудачные первые столкновения с Наполеоном, через позор Аустерлица… и Тильзитского мира пришло к ощущению себя частью своего народа, к пониманию значения простого народа, выявившегося в этом великом испытании. Эти люди вдруг поняли, что они – русские, что у них есть история и отечество, которые надо защищать не только царю, армии и полководцам, а всему народу.

Текст 2. Из статьи В.Сахарова (литературовед)

Вдруг одноглазый грузный старик ……………. вопреки мнению высшего общества и всем известной антипатии к нему самого государя назначается главнокомандующим. Даже отрешившаяся от мира богомольная …………… после болезни и смерти любимого, но деспотического отца понимает, что ее властно зовет и влечет новый мир жизни, деятельности и свободы, даже земной любви и семейного счастья (чего она всегда втайне страстно желала), а непонятный бунт богучаровских крестьян, усмиренный одной молодецкой оплеухой ее будущего мужа ……….., открывает ей «таинственные струи народной русской жизни». ……………….. вдруг приходит к новой, как ему кажется, мысли о партизанской войне. …………… едет в действующую армию и по дороге слышит вещие слова раненого старого солдата: «Всем народом навалиться хотят». Но он еще не понимает, что он – тоже народ, что «навалиться» придется и ему, и вдруг по-христиански попросившему у него перед боем прощения дуэлянту и озорнику ………….., и спешащему выговорить свою реальную правду князю…………………, который в конце жизни стал разительно похож на старика отца.

Все эти отдельные и очень разные открытия, мысли и чувства внутренне соединяются, становятся созвучны, спадает разделяющая их «завеса условности». Толстой метко назвал это общее для русских людей чувство «скрытой теплотой патриотизма».

Текст 3 . 25-го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой-то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле…

Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, -

сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру.

Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят. - Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.

Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, -- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" - мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. (князь Андрей перед Бородино)

Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем-то другом…

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу.

Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда

представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812-м году.

Войну такого рода назвали партизанскою…

Л.Н. Толстой «Война и мир» т.3,4

Текст 4. Война 1812 г. не случайно получила название Отечественной. Народный характер этой войны ярче всего проявился в партизанском движении, которое сыграло стратегическую роль в победе России. Отвечая на упреки в "войне не по правилам", Кутузов говорил, что таковы чувства народа. Отвечая на письмо маршала Бертье, он писал 8 октября 1818 г.: "Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видел; народ, который в продолжение стольких лет не знал войны на своей территории; народ, готовый жертвовать собой для Родины... ".

Деятельность, направленная на привлечения народных масс к активному участию в войне, исходила из интересов России, правильно отражала объективные условия войны и учитывала те широкие возможности, которые проявились в национально-освободительной войне.

Литература:
Жилин П. А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974. История Франции, т. 2. М., 1973.
Орлик О. В. "Гроза двенадцатого года... ". М., 1987.
Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы М., 1994.

Текст 5. Из ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ В.И.Даля

Патриотизм -(от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами


Текст 6.

2 июля 2012. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что подвиг партизан и подпольщиков времен Великой Отечественной войны является свидетельством искреннего и добровольного участия народа в борьбе с нацистскими оккупантами.

«Когда наши недоброжелатели говорят о Великой Отечественной войне, они нередко кощунственно утверждают, что войска наши шли в атаку только потому, что кто-то сзади угрожал им в спину расстрелом, что от страха люди немели и потому волей-неволей шли защищать свою Родину», – сказал Патриарх Кирилл в своем Слове при посещении мемориального комплекса «Партизанская поляна».

«Подвиг партизан и подпольщиков разрушает этот пропагандистский миф. Никто не стоял с оружием за спиной партизана и подпольщика», – подчеркнул он.

«Партизан находился на оккупированной территории, он находился в пределах массированной вражеской пропаганды, которая утверждала, что враг пришел не для того чтобы поработить страну, а для того чтобы дать свободу людям, чтобы поддержать их, предоставить возможности для развития, приобщить к европейской цивилизации - чего только не городила эта пропаганда!» – сказал Патриарх.

«Поэтому подвиг партизан и подпольщиков имел огромное значение не только в плане нанесения материального ущерба врагу, но и в плане свидетельства об искреннем участии наших людей в самых трудных условиях в обороне своего Отечества», – добавил он.

Патриарх Кирилл отметил, что сегодня, когда страна вновь сталкивается с трудностями и испытаниями, которые предстоит преодолевать молодому поколению, Церковь призвана укрепить духовную жизнь людей и на примере ветеранов показать необходимость иметь волю к победе…

Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата

Прислали тут про продолжение дела директоров.

Следователи, организовавшие «дело педагогов-взяточников», пожаловались в прокуратуру. Якобы на них давят со всех сторон: власти, чиновники, СМИ, общественные деятели и простой российский народ. Об этом стало известно из достоверных источников. Весь этот месяц они работали не покладая рук: искали свидетелей, вызвали в полицию родителей будущих первоклашек, звонили подписантам письма в защиту Г. Щербаковой, интересовались, на самом ли деле те сочувствуют педагогу. Изымали документы, ломали голову, сочиняя сто томов уголовного дела. И все это время, оказывается, испытывали колоссальное давление со стороны защитников Щербаковой и Попова. Поэтому они ходатайствуют об отстранении от занимаемой должности несчастных директоров. Видимо, имеется в виду – изолировать их от общественности, посадить под арест, заточить в темницу или на худой конец закатать в асфальт.
Невдомек ревнителям закона, что все многочисленные публикации в СМИ по громкому делу они организовали сами на второй день после провокации с взяткой, всколыхнули всю страну, перевернули ее вверх дном, не ведая, что народ у нас давно уже не безмолвствует. Очевидно, месяц отдыха (простите, непосильного труда) не грел душу нашим комедиантам – затянувшийся антракт им самим порядком надоел и хочется лицезреть, «как пятый акт развяжется с четвертым», то есть опять пустить по кругу волну общественного негодования. Все это напоминает известный исторический факт. Наполеон, не ожидавший «дубины народной войны» в 1812 году, отправлял письма Кутузову и императору Александру, где не уставал жаловаться, что война идет не по правилам, русский народ выскакивает из-под каждого куста и бьет дубиной по голове доблестного француза. Типа, уймите своих холопов и дайте армиям «по правилам» сойтись на поле брани. Никак не мог понять Наполеон, что ход военных действий зависит от воли и духа народа, который называется «скрытой теплотой патриотизма».
То, что происходит вокруг директоров Щербаковой и Попова, тоже называется «скрытой теплотой патриотизма». Именно эта метафора сплотила общественность, заставила ее защищать еще оставшиеся от беспрестанных разрушительных образовательных реформ храмы науки в лице их руководителей. Но знают ли об этом служители Фемиды низшего звена?
В этой истории (жалоба следаков и «скрытая теплота патриотизма» общественности) демонстрируется два уровня мировосприятия: на одном ничего не хотят видеть, кроме постановочного спектакля с мертвой буквой закона, погони за галочками, на другом видят суть – уничтожается то, что так необходимо нашей стране именно сейчас, - настоящее, нефальшивое, духоподъемное, не подчиненное догмам, свободное от лицемерия и косности мышления.
Есть надежда, что прокурорские не пойдут на поводу жалобщиков, трезво оценят ситуацию. Нельзя дестабилизировать обстановку в двух знаковых школах накануне государственных экзаменов, последнего звонка, подготовки к выпускному вечеру, поступлению выпускников в вузы. Пусть обе стороны занимаются своим делом: директора успешно закончат учебный год, следователи спокойно доводят дело до логического конца, не нагнетая обстановку, не будоража общественность.

«Мы погибли бы, если бы не погибли».
Фемистокл.
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрем же под Москвой».
М. Ю. Лермонтов.

Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во
имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими
народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе патриотизма лежит преданность своему народу,
стремление отдать все силы защите его интересов. Исторически так случилось, что за все время своего существования,
начиная с Киевской Руси, русский народ постоянно подвергался нападению извне. И каждый раз на борьбу с врагом
поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества, героизма и патриотизма.

Написание Л. Толстым эпопеи «Война и мир» тоже можно считать проявлением патриотизма, т. к. в своем произведении он
признает за народом решающую роль в историческом процессе. В таком представлении о роли народа в движении истории
Толстой оказался близок взглядам революционных демократов. Идея создания исторического романа возникла у писателя под
влиянием общественной атмосферы 60-х годов XIX столетия. В этот период формируется движение революционных демократов.

Вот Л. Толстой и задумал соединить две эпохи: эпоху первого революционного движения в России - эпоху декабристов - и
шестидесятые годы - эпоху революционных демократов. Толстой пытался осуществить нелегкую задачу: понять и осмыслить
современность через призму истории. И чем больше он углубляется в работу над романом, тем более ему хочется «провести
уже не одного, а многих героев и героинь через исторические события...».

Рассказав в своем романе и об исторических деятелях, и о лучших представителях дворянства, об отдаленных семьях и
лицах, вымышленных и действительных, и раскрыв «характер русского народа и войска», Л. Толстой создал роман-эпопею. Свое
преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» писатель выразил в своем произведении. Отечественная война
1812 года, когда усилия всей русской нации были собраны в единый кулак для отпора наполеоновскому нашествию, была
благородной темой. Эта тема легла в основу романа, потому что в годину тяжких испытаний патриотизм сближает людей,
объединяя представителей разных классов в борьбе с завоевателями.

Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г., описав Шенграбенское
сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает
настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и
мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд
совершил героический переход к деревне Шенграбен. А вот другой незаметный герой - капитан Тушин. Это простой и скромный
человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало
недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести,
мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском
неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне
собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не
видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут
донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю.

Совсем иное состояние у российских солдат и офицеров после вступления наполеоновской армии на территорию России. Эту
войну Толстой изображает как войну народную, освободительную. Против врага поднялась вся страна. На поддержку армии
встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все
и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить,
но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о
богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам
запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.
Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были новые отношения между людьми перед лицом
общенациональной опасности.

Могучей волной поднималось партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и
величественной силою». «И благо тому народу,... который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам
поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех
пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Толстой показывает партизанские
отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, который встал во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей
сотни французов.

Основную роль в победе Толстой отдает простому народу, ярким представителем которого был крестьянин Тихон Щербатый.
Он был «самым нужным человеком» в партизанском отряде, т. к. умел делать все: раскладывать костры, доставать воду,
обдирать лошадей для пищи, готовить ее, изготовлять деревянную посуду, доставлять пленных. Именно такие труженики земли,
созданные лишь для мирной жизни, становятся защитниками Родины.

Само сражение было страшным, «в крови, страданиях и смерти». Это была тяжелая и трудная работа. Л. Толстой изобразил
Бородинское сражение, взглянув на его как бы с двух сторон: русской и французской. Это сражение мы видим глазами Пьера,
который случайно опал в центр батареи. И вместе с Пьером не перестаем удивляться мужеству и героизму русских людей.
Попав на редут Раевского, Пьер решил, что это было самое незначительное место в сражении, «где небольшое количество
людей, занятых делом, было ограничено, отделено от других канавой», - здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как
бы семейное оживление. Отовсюду слышались веселый говор и шутки. Солдаты как бы не замечали разбитых орудий, летящих
снарядов и пуль, но это не просто удаль, это героизм людей, и им, как всему живому, присущ страх смерти: «ведь она не
помилует... нельзя не бояться». И смерть не миновала многих защитников редута: на глазах у Пьера смертельно ранило
молоденького офицера, а, вернувшись через некоторое время на редут «из того семейного кружка, который принял его к себе,
он не нашел никого». И, несмотря на толпы раненых, русских и французов, на тысячи убитых, «гул выстрелов, стрельба и
канонада не только не ослабевала, но и усиливалась до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних
сил». Толстой изобразил подлинную героику войны как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил
человека в момент их наивысшего напряжения. Это сражение было нравственной победой русских, а французы получили
смертельную рану.

Чувство патриотизма было свойственно и дворянству, которое сохранило добрые национальные традиции. Андрей и Марья
Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухое - это любимые герои Толстого. Именно на примере семей Волконских и Ростовых
Толстой показывает патриотизм и самоотверженность русского дворянства. Именно такие семьи были близки к народу, любили
русскую природу, национальную культуру. Их серьезные интеллектульно-нравственные запросы в годину серьезных испытаний
явились основой патриотического порыва. «Скрытый патриотизм, который выражается не фразами... а незаметно, просто,
органически и потому производит всегда самые сильные результаты», был движущей силой для победы над французами. Как и в
Смоленске, большинство жителей понимало, что покидать Москву - это не предательство, а тяжкая необходимость. «Под
управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее
после» него.

С другой стороны, с большой неприязнью Толстой пишет о мире аристократического барства, который далек от народа.
Сама власть антинародна. Беспощадно Толстой рисует Растопчина, градоначальника, который пытается «отстоять» Москву.
Хищничество, бездушие, скудоумие - характерные черты аристократов, которые собираются в салоне фрейлины Шерер. Интриги,
придворные сплетни, карьера и богатство - это их интересы, этим они живут. Вся эта ленивая и лицемерная толпа была
против назначения на должность главнокомандующего «старика» Кутузова.

К этим светским людям относятся и Борис Друбецкой, и Берг, цель жизни которых - получить хорошее место, сделать
блестящую карьеру, пробраться к «верхам». «Они заняты только своими маленькими интересами» и ждут только минуту, чтобы
«получить лишний крестик или ленточку», - говорит о таких людях А. Болконский.

Более того, такие «воинствующие» военные не только не содействовали общему делу, но даже мешали ему. Так граф
Бенигсен распорядился передвинуть войска на высоту, не понимая, что войска были поставлены в засаду. Более того, он об
этом изменении даже не доложил главнокомандующему. Молодой князь Б. Друбецкой, «неоценимый человек» в свите графа
Бенигсена, «воздает раболепное уважение Кутузову», давая понять окружающим, что старик плох. Он говорит патриотические
фразы «с самым естественным видом», но, «очевидно, только для того, чтобы быть услышанным светлейшим».

Особое место в романе занимает князь Андрей, в котором любовь к Родине, к народу рождает настоящего героя. Он долго
ищет и находит смысл своей жизни.

«Чтобы не для меня одного шла жизнь моя»,- говорит князь. Он стремится жить для других. В тяжелый период войны, где
бы князь ни находился, он проявляет себя истинным патриотом и честным офицером, глубоко переживающим страдания своего
народа, бедствия Родины. Он завоевывает симпатии солдат, его ласково называют «наш князь», им гордятся, его любят. Но не
только сражения рождают героев. Например, Пьер Безухов борется с врагом в пылающей Москве. Проявляя лучшие качества
человеческой души, он спасает из огня девочку, а чуть позже бросается на помощь девушке-армянке, из-за чего он и
попадает в плен. Пьер не умел равнодушно относиться к чужому страданию, сам того не осознавая, он совершает настоящий
подвиг. Так, в этих образах мы видим поистине настоящих героев. Преодолеть сомнения и стать настоящими героями им
помогает чудодейственная сила, исходящая от сотен жителей русской земли, с которыми их свела эта проклятая война.

Неотделим от народа и образ великого русского полководца Кутузова. Это подлинно историческая фигура, именно с его
помощью Толстой обосновывает свою философию о значении личности в истории. Основу его взглядов составляет сознание, что
творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности. Великий человек, по Толстому, - это
человек, способный отказаться от личных интересов, подчинить их общенародной необходимости. И дело не в том, что Кутузов
предугадывает действия и маневры противника, а в том, что в его деятельности выражается всенародная воля. «Источник
необычайной силы и особой русской мудрости заключался в том народном чувстве, которое он нес в себе во всей чистоте и
силе его». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты наилучшие люди из дворян. Поэтому в годину опасности России «нужен
свой, родной человек». Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно давал оценку событий и принимал
единственно правильное решение. Так, после победоносного Бородинского сражения он настоял на отступлении, жалея своих
солдат, свою обескровленную армию. У Кутузова нет другой задачи, кроме служения отечеству и желания изгнать захватчиков.
После освобождения страны представитель народной войны чувствует себя выполнившим главную в жизни миссию. И он умирает в
1813 году.

В романе Толстой противопоставляет «простую, скромную и потому величественную фигуру» Кутузова «лживой форме
европейского героя Наполеона». Это два полюса романа. Писатель подчеркивает все отталкивающее в облике Наполеона.
Император был лишен способности понять, что мир существует не для исполнения его желаний. Он не мог себе представить,
чтобы кто-то, в том числе и враги, не обожали его. По Толстому, Наполеон - лживый герой. Он далек от своих солдат.
Основным движущим стимулом у Наполеона была жажда личной славы, величия, власти, какими бы путями это ни достигалось.