Полвека назад из-за этих споров даже вскрыли гробницы царя и его сына.

«АиФ» решил вспомнить, что из этого вышло и какие ещё известные гробницы вскрывали.

Иван Грозный и его сын Иван покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля — усыпальнице русских царей. Решения о вскрытии могил в 1963 г. добился известный учёный Михаил Герасимов .

Отравили ли Грозного?

В официальном протоколе сказано, что, когда с саркофага царя начали сдвигать тяжёлую плиту, она «словно кусок льда, разломилась надвое». Случай напоминал тот, что произошёл, когда Герасимов в июне 1941 г. участвовал в раскопках могилы Тамерлана в Самарканде. Утром 21 июня 1941 г. с захоронения Тамерлана начали снимать массивную плиту, но она вдруг раскололась, а в мавзолее погасли установленные там осветительные приборы. Якобы в день вскрытия могилы Тамерлана учёным передали слова местных старейшин, что делать этого нельзя — начнётся война. Война и вправду началась на следующий день, 22 июня. Справедливости ради заметим: о пророчестве заговорили задним числом, спустя десятилетия после вскрытия гробницы.

Скульптурное воспроизведение головы царя Ивана Грозного. Реконструкция по черепу из захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля. Скульптор М.М. Герасимов. Фото: www.globallookpress.com

Экспедиция учёных в Самарканд широко освещалась в прессе. Чего нельзя сказать о вскрытии гробниц в Архангельском соборе. Герасимов особо обговорил с коллегами: «Работа не должна быть помпезной и шумной». Когда же учёных всё-таки приехало снимать телевидение, то из этого ничего не вышло (см. «Листая подшивки «АиФ»).

Вскрытие могилы Тамерлана. 1941 г. Фото: Public Domain

Внутри гробница царя Ивана Грозного оказалась простым монашеским погребением — незадолго до кончины государь принял великую схиму с именем Иона . Проведение химико-токсикологических исследований останков показало в костях Ивана Васильевича и его сына Ивана многократное превышение ртути, в то время как у другого сына царя — Фёдора , чью могилу также вскрыли, ртуть не превышала естественный уровень. Эксперты не исключили, что царь и его старший сын Иван могли быть отравлены. А вот версия, что Грозный убил сына ударом посоха в голову, доказана не была.

Белокаменные саркофаги царевича Иоанна Иоанновича и царя всея Руси и великого князя московского Федора Иоанновича. Архангельский собор Московского Кремля. Фото: РИА Новости / Г. Щербаков

Результаты работы в царской усыпальнице Архангельского собора были строго запротоколированы. А подробности произошедшего в Петропавловском соборе Петербурга теперь приходится восстанавливать по крупицам. Этот собор — ещё одна усыпальница русских государей, где захоронения начались с Петра I . В 20-х гг. ХХ в. во время кампании по изъятию церковных ценностей вскрывались и они. Вот что писал профессор В. Касурский : «Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось... На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие из гробниц... Гробница Александра I пуста». Член Академии художеств Граббе , присутствовавший при вскрытии царских могил в 1921 г., рассказывал: «Пётр I лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой».

Возможную сохранность останков Петра I эксперты объясняют тем, что император после кончины был забальзамирован и похоронен только через шесть лет после кончины — когда был возведён Петропавловский собор.

Император стал старцем?

А то, что могила императора Александра I оказалась пустой, говорит в пользу версии о том, что самодержец инсценировал свою смерть. Скоропостижная кончина царя-освободителя Александра I в 1825 г. сразу породила волну недоверия. Императору было 48 лет, он отличался отменным здоровьем. Александр I заболел, возвращаясь из Крыма. По прибытии в Таганрог слёг с лихорадкой. А вскоре сообщили, что государь скончался. Удивительный факт — императрица не была на панихиде по почившему супругу в таганрогском соборе. Она также не сопровождала траурную процессию в Москву, а затем в Петербург на похороны.

Почвой для разного рода предположений стал и тот факт, что тело императора народу не показали. В Москве из-за опасений народных волнений к Кремлю, где гроб для прощания установили в Архангельском соборе, стянули войска. Однако прощание не было всенародным. Гроб был открыт ночью лишь для самых близких — тех, кто был посвящён в тайну императора. Считается, что он мог принять решение покинуть престол из-за угрызений совести, связанных с гибелью своего отца Павла I. Напрямую Александр I его не убивал, но, зная о готовящемся перевороте, не предотвратил кровавого исхода. Как расплату за тяжкий грех он воспринял и кончину двух своих малолетних дочерей. Он решил «умереть» для мира и посвятить себя Богу. Есть масса доказательств того, что Александр I — старец Фёдор Кузьмич, который появился в Сибири после мнимой кончины императора. Уже в наше время РПЦ канонизировала старца как праведного Феодора Томского в составе Собора Сибирских святых. Последним аргументом в пользу того, что император и старец — одно лицо, могло бы стать теперь уже официальное вскрытие могилы Александра I, но пока об этом речи не идёт.

Зато в 2015 г. произошло вскрытие захоронения Александра III в Петропавловском соборе с целью проведения генетической экспертизы. Останки из царской гробницы планировалось сравнить с теми, что найдены в Свердловской области и приписываются его сыну — императору Николаю II. Пока об итогах расследования не сообщалось.

Листая подшивки «АиФ»

Галина Лебединская много лет возглавляла лабораторию пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. В 1999 г. она рассказала нашему журналисту о странностях, которые творились в лаборатории, когда ей пришлось восстанавливать облик Ивана Грозного по его черепу.

Галина Лебединская. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Могилу царя и его сыновей вскрыли в 1963 г. Иван Грозный был погребён в монашеском одеянии, скелет его сохранился хорошо, а вот череп сына Ивана буквально на глазах рассыпался в крошку. Поэтому не удалось ответить на вопрос: действительно ли царевич был убит ударом посоха в висок?

Когда начали восстанавливать облик царя, в лабораторию приехали кинодокументалисты. С этого момента начали происходить какие-то малообъяснимые вещи. Сначала у киношников взорвался юпитер, затем загорелась плёнка. Фотограф попросил попозировать с черепом царя — перегорела фотовспышка.

Через несколько дней в лаборатории неожиданно погас свет. Сотрудники зажгли свечу и ради шутки (тогда все были атеистами) стали вызывать дух великого царя всея Руси. Вдруг свеча упала, затухла и одновременно громко хлопнула входная дверь. Как будто душа потревоженного царя вырвалась наружу. Все очень испугались.

Путешествуя по Риму и и любуясь сохранившимися достопримечательностями, каждый турист размышляет о том, почему такая сильная цивилизация прекратила свое существование. Упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию вторглись готские племена под предводительством Алариха. Племена готов были христианами, поэтому они не совершили массовых убийств и не разрушали постройки, а только грабили, вывозили драгоценности, снимали со зданий ценные украшения.

По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа.

Однако, по мнению многих исследователей, падение Рима началось гораздо раньше и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. Сейчас историки называют более 210 причин падения . Остановимся на некоторых из них.

Отсутствие сильного лидера

В римской империи стала наблюдаться частая смена императоров, правителей областей и провинций, не обладавших политической силой, авторитетом и дальновидностью.

Среди представителей власти все чаще появляются лица неримских национальностей, что тоже снижает авторитет и абсолютно уничтожает патриотическую идею.

Варваризация

Значительную долю населения Рима в период упадка составляли представители варварских племен, не обладавших развитой культурой и идеологией. Из-за разницы в уровне развития общественных отношений ассимиляция представителей этих племен в римское общество происходит незначительно. Однако Рим вынужден поддерживать с варварами мирные отношения, так как значительная часть армии формировалась из их рядов.

Кризис армии

Внешние враги, наступавшие со всех сторон малочисленными и многочисленными отрядами, не встречали отпора со стороны римской армии, ослабленной плохим содержанием и крайней эксплуатацией, не имевшей сильных руководителей и не вдохновленной патриотической идеей.
Большую часть жалованья и довольствия солдат присваивали себе военачальники, поэтому низшие чины были крайне деморализованы, учащались случаи мародерства, направленные против соотечественников. Ряды вооруженных сил пополнялись незначительно по ряду причин:

  • Упадок рождаемости;
  • Нежелание владельцев земли отдавать в солдаты своих рабов и наемных работников и терять дешевую рабочую силу;
  • Нежелание жителей городов вступать в ряды армии из-за низких заработков.

Иногда эти явления связывают с таким движением, как пацифизм. Однако главная причина кризиса – разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов – бывших крестьян – и осевших на территории Римской империи варваров.

Рабовладельцы и рабы

Официальная версия школьных учебников: Рим погубил . Эксплуатация порождала возмущения и восстания рабов, вспыхивавшие регулярно. Восстания были разномасштабные: горели жилища землевладельцев, уничтожались орудия труда и домашние животные, рабы отказывались трудиться.

Для подавления восстаний рабов требовалась помощь военных, но те еле успевали отражать нападения внешних врагов.

Рабовладение привело к крайнему упадку сельского хозяйства, разрушению экономики страны.

  • Читайте также:

Кризис экономики

Римская империя переживала период дробления на провинции, крупные владения при этом делились на малые, частично сдавались в аренду мелким землевладельцам и рабам. Стало преобладать натуральное хозяйство, сократилась доля перерабатывающих отраслей хозяйства, повысились цены на перевозку товаров. Торговля переживает крайнюю степень упадка, окончательно прекращаются отношения между некоторыми провинциями.

Государство повысило налоги, но платежеспособность населения резко упала, и налоги платить было нечем. За инфляцией последовало сокращение объема денег в стране.

Мелкие земледельческие хозяйства стали объединяться в коммуны или просить защиты у крупных владельцев земли – начался процесс выделения крупных феодалов и окончательного разорения мелкого крестьянства.

Демографический кризис

Упадок экономики и последовавшие друг за другом неурожайные годы вызвали голод в стране, волну инфекционных заболеваний. Повышается смертность, резко снижается рождаемость. Правительство издает несколько указов о поддержке семей с детьми, о льготах для детей варваров, однако в Риме неуклонно повышается число людей старшего и преклонного возраста, общество стареет.

Социальные причины

Средний класс постепенно разоряется, приходит в упадок городская культура, производство и торговля, возникают массовые беспорядки. Второй стороной является так называемая социальная апатия, разрушение духовности и патриотизма.

Кризис духовности

Постепенно разрушен и забыт идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который служит своему городу-государству, строит свою жизнь на основе общественных принципов. Наступает кризис искусства: литературы, архитектуры, скульптуры.

Нравственное разложение населения зачастую связывают с расцветом пороков, разврата, гомосексуализма.

Гот пишет:

Да когда это раннее христианство с кем-то мирно уживалось? По сравнению с первохристианами их последователи крестоносцы, конкистадоры и прочие - это просто десткий сад.


Это к вопросу о том, что христианство превратило людей в "мирных овечек".

Гот пишет:

Разве он такое писал? Что-то не помню.


Судьба города, который постепенно разросся в империю, так необычайна, что останавливает на себе внимание философа. Но упадок Рима был естественным и неизбежным последствием чрезмерного величия. Среди благоденствия зрел принцип упадка; причины разрушения размножались вместе с расширявшимся объемом завоеваний, и, лишь только время или случайность устранили искусственные подпорки, громадное здание развалилось от своей собственной тяжести. История его падения проста и понятна, и, вместо того чтобы задаваться вопросом, почему Римская империя распалась, мы должны были бы удивляться тому, что она существовала так долго. Победоносные легионы, усвоившие во время далеких походов пороки чужеземцев и наемников, сначала подавили свободу республики, а затем стали унижать величие императорского звания. Заботы о личной безопасности и об общественном спокойствии заставляли императоров прибегать к унизительным уловкам и, подрывая дисциплину, делать армию столько же страшной для ее государя, сколько она была страшна для врагов; прочность военной организации была поколеблена, а затем и окончательно уничтожена нововведениями Константина, и римский мир был поглощен потоком варваров.
Упадок Рима нередко приписывали перемещению центра верховной власти; но мы уже видели из его истории, что правительственная власть скорее разделилась, чем переместилась. Константинопольский трон был воздвигнут на Востоке, а Запад все еще оставался во власти императоров, которые имели свое местопребывание в Италии и заявляли притязание на одинаковую с восточными императорами наследственную власть над легионами и провинциями. Это опасное нововведение ослабило силы и умножило недостатки раздвоившейся правительственной власти, орудия угнетения и произвола размножились, и между выродившимися преемниками Феодосия возникло тщеславное соперничество не в личных достоинствах, а в роскоши. Крайняя опасность вызывает вольный народ на дружную борьбу с общим врагом, а в разрушающейся монархии она лишь разжигает борьбу партий. Взаимная вражда любимцев Аркадия и Гонория предавала республику в руки ее врагов, и византийский двор равнодушно и, быть может, даже с удовольствием взирал на унижение Рима, на бедствия, постигшие Италию, и на потерю западных провинций. При следующих императорах союз между двумя империями был восстановлен, но помощь восточных римлян была медлительна, нерешительна и бесплодна, а национальная рознь между греками и латинами постоянно усиливалась вследствие различия нравов, интересов и даже религии. Впрочем, выбор Константина в некоторой мере оправдывался проистекшими из него полезными последствиями. В течение продолжительного периода упадка его неприступная столица отражала победоносные армии варваров, охраняла богатые азиатские провинции и как в мирное, так и в военное время господствовала над важными проливами, соединяющими Эвксинский Понт со Средиземным морем. Основание Константинополя не столько содействовало гибели Запада, сколько предохраняло от гибели Восток.
Так как главная цель религии - счастье в будущей жизни, то мы, конечно, не возбудим ни удивления, ни скандала, если скажем, что введение, или, по 1 меньшей мере, употребление во зло, христианства имело некоторое влияние на упадок и разрушение Римской империи. Духовенство с успехом проповедовало теорию терпения и малодушия; добродетели, основанные на предприимчивости, считались бесполезными, и последние остатки воинственного духа были похоронены в монастырях; значительная часть общественного и частного достояния издерживалась на удовлетворение благовидных требований милосердия, а деньги, которые должны были идти на жалованье солдатам, тратились на нужды праздной толпы из лиц обоего пола, у которой не было никаких достоинств, кроме воздержанности и целомудрия. Вера, рвение, любознательность и более мирские страсти - зложелательство и честолюбие - разожгли пламя богословских распрей; не только церковь, но даже государство вовлекалось в религиозные раздоры, которые доходили до борьбы, нередко кровопролитной и всегда непримиримой; внимание императоров отвлеклось от лагерей и сосредоточилось на соборах; римский мир подвергся тирании нового рода, и гонимые сектанты сделались тайными врагами своего отечества. Впрочем, дух партий, как бы он ни был вреден и безрассуден, способствует столько же единению людей, сколько их разъединению. Епископы с тысячи восьмисот церковных кафедр поучали обязанности беспрекословно повиноваться законному и православному государю; их частые съезды и постоянная переписка поддерживали связь с отдаленными церквями, а религиозное единомыслие католиков усиливало благотворное влияние Евангелия, хотя вместе с тем ограничивало его узкими рамками. Благочестивая праздность монахов нашла многочисленных подражателей в эпоху раболепия и изнеженности; но если бы суеверие и не доставило недостойным римлянам такого приличного пристанища, их порочные наклонности все-таки заставили бы их покинуть знамя республики по каким-нибудь другим, более низким мотивам. Требования религии охотно исполняются теми, кто находит в них удовлетворение и освящение своих естественных влечений, но чистый и подлинный дух христианства обнаружился в том благотворном, хотя и неполном влиянии, которое он имел на новообращенных северных варваров. Если падение Римской империи и было ускорено обращением Константина в христианство, то торжество его религии ослабило стремительность этого падения и смягчило свирепые нравы варваров.

Вот кусок из Гиббона. Самые интересные тезисы я выделил.
Вообще Гиббон костерит Констатнтина постоянно, почитайте главу посвященную Константину. Мол в гибели Западной части империи виноват Константин, который затеял все это с созданием новых столиц, делением империи на части и введением христианства.
(Добавление)

Центурион пишет:

Римлянам 500 лет внушали, что цари - это зло. Управляла всем финансовая и политическая верхушка из высших сословий. У каждого покоренного народа также была своя система. Некоторые имели царей (Египет), некоторые признавали власть олигархии (греки), у некоторых был были цари, но их власть была ограничена (галлы и германцы), некоторые вообще признавали лишь власть духовных лидеров (иудеи).
Введение системы "принципата" было некоей компромиссной системой. Формально "принцепс" оставался одним из простых граждан, и формально любой мог занять его место, хотя должность несоизмеримо возвышала принцепса над всеми. Август и Тиберий блюли формальную сторону вопроса, "советовались" с Сентатом и народом, т.е. вели себя в этом вопросе достаточно осторожно.
Калигула первым попытался вести себя как абсолютный монарх. Результат вы знаете. Он был убит и проклят как Сенатом, так и народом.

Римская система (2 консула на 1 год, всесилие сената) была хороша, когда Рим занимался разборками на территории собственно Италии. Когда он стал доминировать в Средиземноморье, потребовалась иная система управления. Собственно, до Цезаря были диктаторы Сулла и Гай Марий, да и Помпей с Крассом фактически были диктаторами.

Сам по себе принципат был отличной системой, 200 лет относительного мира, но 3-й век это какое-то сумасшествие. Диоклетиан вроде как навел порядок, но его система августов-цезарей оказалась нежизнеспособной, фактически это была бесконечная война за высший пост.

Центурион пишет:

Обоснуйте, если можно.

Мы сами христиане, а представляем их себе по фильмам про мучеников и своему окружению. Тогдашние христиане -совсем иное:

1) В отличии от язычников -страшная нетерпимость к иной вере. У язычников проще они верят своим богам, и могут поклоняться богам других народов, вспомним сильный культ Изиды или Солнца Победоносного. Для христиан есть один бог, все остальные бесы. Став господствующей религией они стали преследовать язычников и разрушать их храмы. Потом они часто были мракобесами, кто добил Александрийскую библиотеку? А убийство Гипатии?

2)Христиане и друг с другом договориться не могли. Мы помним про расколы нашего тысячелетия, так в 1-м их было еще больше. Ариане например ненавидели остальных и наоборот.

3)Христиане понимали тексты библии в лоб. Т.е. люди верили в конец света и постоянно его ждали. Многие забросили деятельность, ушли в отшельники, монахи.

4) Каково было римлянам и грекам жить в стране победившей иудейской секты - называем вещи своими именами.

Центурион пишет:

Сомнительный тезис. Германцы заняли определенные позиции в армии, но до поры до времени их позиции при дворе были незначительны.

Я имею в виду последние 100 лет. Готы, Вандалы, Бургунды и остальные делали что хотели.

А так с неграждан налоги не взимали? Так кого грабили сборщики налогов во времена Республики и раннего Принципата? Да и Парфию он разгромил по страшному, да личность была сложная, родных убивал, так чем он хуже Константина?

Центурион пишет:

Юлиан - тоже спорная фигура. Безусловно он был популярен в армии, хотя утверждение это базируется прежде всего на рассказе Аммиана Марцеллина, который тоже был язычником и который открыто симпатизировал Юлиану. С другой стороны Юлиан своими эдиктами против христиан существенно понизил свой рейтинг среди простых граждан Империи. Тот же Аммиан упоминает о крайне сухом приеме, оказанном Юлиану (уже императору) жителями Антиохии.
Да и таинственная гибель Юлиана - вполне могла оказаться местью оппозиции в армии. Причем это могли оказаться как христиане, так и просто недовольные политикой Юлиана. Ведь Юлиан, при всей его энергичности, не был выдающимся администратором вроде Цезаря. Многие его деяния, как на военном поприще, так и административном попахивали "прожектерством".

Он был популярен у многих. Сомневаюсь, что язычество так быстро исчезло из голов жителей империи. По мне он умный, благородный, порядочный человек, который поздно родился. Прекрасно образованный, философ, мыслитель. Почти реинкарнация Аврелия. Что не успел много сделать - так погиб рано, и погиб в бою.
(Добавление)

Центурион пишет:

Домициан тут явно лишний. Если я не ошибаюсь, он был первым, кто откупился от варваров, создав таким образом нехороший прецедент.

Ему не повезло с историками. Они во многом его очернили. Судя по всему это был очень подозрительный и жестокий человек. Но справедливо подозрительный (Сенат еще тот клубок гадюк).

Вот что про него нашел: В течение XX века была пересмотрена военная, административная и экономическая политика императора. Однако новые исследования были опубликованы лишь в 1990-х годах, спустя почти сто лет после того, как Стефан Гселл выпустил свой «Essai sur le règne de l’empereur Domitien» (1894 год). Наиболее важным из этих трудов был «The Emperor Domitian» Брайана Джонса. В своей монографии Джонс считает, что Домициан был безжалостным, но эффективным самодержцем. В большую часть времени его правления не существовало широко распространённой неудовлетворённости императором или его правлением. Его суровость ощущалась лишь небольшим, хотя и весьма активным меньшинством, которое позже преувеличило его деспотизм в пользу хорошо воспринятой династии Антонинов, последовавшей за Флавиями.

Внешняя политика Домициана была реалистичной, отрицающей практику экспансионистских войн и предпочитающей решать проблемы посредством мирных переговоров, в то время как римская военная традиция, выразителем которой в своих произведениях был Тацит, требовала завоеваний. Эффективная экономическая программа Домициана поддерживала римскую валюту на таком уровне, какого она уже никогда больше не достигла. Преследований религиозных меньшинств, таких как евреи и христиане, не существовало в масштабах, описываемых христианскими авторами. Правительство Домициана, тем не менее, имело черты авторитаризма. Как император, он видел себя в качестве нового Августа, просвещённого деспота, предназначенного для руководства Римской империей в новую эпоху Флавиевского возрождения.

В общем если только судить о Сталине по трудам Солженицина, такая же ситуация получится.

На протяжении почти четырех столетий практически всё Средиземноморье и Европа жили под властью Римской Империи. В этот долгий период Империя управляла Грецией, Англией, Швейцарией, Португалией, Испанией, Австрией, Германией, Болгарией, Египтом, Марокко и многими другими государствами.

История гибели Римской Империи

В III веке готы, захватившие Причерноморье, вступили в борьбу с Римской Империей, в ходе которой римская армия потерпела полный крах, а император был убит.

Фактически через полвека после этих событий готы окружили Рим. В городе начал свирепствовать голод и инфекционные болезни. Спустя некоторое время Римская Империя была захвачена варварскими племенами . Окончательно уничтожили Рим вандалы, название которых впоследствии стало ассоциироваться со злодеями и разрушителями. Большое количество городских жителей были убиты, а те, которым удалось выжить, попали в рабство.

Однако полный распад и гибель Римской Империи произошел после захвата её гуннами. Кочевники, пришедшие из Китая в Италию, уничтожали все народы, которые проживали на их пути. Аттила, свирепствовавший на землях Империи на протяжении двух лет, окончательно обескровил страну. Народ некогда гордой и сильной Италии переживал страшный голод и нищету. Римляне, чтобы заработать на пропитание, прислуживали варварам.

К тому времени в стране установилось христианство. Христианские проповедники также внесли свою лепту в то, что у римлян окончательно исчезла вера и надежда на перемены к лучшему. Духовными проповедниками было объявлено, что причина тяжелых времён кроется в языческом прошлом римлян, поэтому во имя своего спасения необходимо со смирением принять факт падения Империи.

Видео об истории гибели Римской Империи

Дата гибели Западной Римской Империи - 4 сентября 476 года. В этот день последний западный римский император отрёкся от престола под давлением вождя германцев Одоакра.

Существование Восточной Римской Империи продолжалось еще 10 веков. В 1453 году на неё напали турки, и Империя распалась окончательно.

Начало кризисных явлений в Римской Империи стало проявляться в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая и культурная жизнь римлян.

Причины, связанные с военным блоком

  • Дестабилизация империи была вызвана политической анархией, связанной с постоянной сменой императоров и узурпаторов в различных частях страны.
  • Кроме того, на гибель Римской Империи в немалой степени повлияли германские племена, вторгшиеся на её территорию.
  • Императоры не имели достаточно сил, ресурсов и времени, чтобы изгонять из провинциальных городов толпы варваров, которые регулярно проникали через границу.
  • Армия в результате слабого руководства войсками и несправедливой эксплуатации солдат потеряла свою боеспособность.

  • У солдат отсутствовало желание защищать свою землю, они потеряли патриотический стимул бороться за её спасение. Одной из причин этому послужил тот факт, что полководцы присваивали себе немалую часть их жалованья.
  • Крупные землевладельцы отказывались отдавать своих работников на службу в армию, поскольку боялись понести огромный ущерб. Поэтому уклонения от призыва имели довольно распространённый и масштабный характер.
  • В ходе сражений армия несла большие потери как профессиональных, так и простых солдат.
  • Армия и гражданские люди относились друг к другу взаимно враждебно, поскольку солдаты практиковали террор и грабёж собственных мирных людей.

Экономические причины

Каковы же экономические причины гибели Римской Империи?

  • Основная экономическая база Империи - средние землевладельцы – переживала упадок в связи с невыгодным ведением хозяйств в рамках небольших вилл, а также раздробления больших владений на мелкие, которые передавались в аренду рабам или свободным людям. Это приводило к образованию натуральных форм хозяйств. Города приходили в упадок и разорялись городскими земледельцами.
  • Формировались расщеплённые формы собственности абсолютно нового типа. Впоследствии они превращались в феодальные собственности.
  • Бедное население, проживающее в сельскохозяйственных регионах, вынуждено было платить несправедливо непосильные налоги.
  • Мирное население принудительно привлекали оказывать различные услуги.
  • Цены на перевозку товаров были достаточно высокими, производство находилось в стадии застоя, а площади под посевы сокращались, поскольку чужеземцы захватывали большие участки земель.
  • Экономическое положение граждан значительно ухудшилось, люди начали уклоняться от налогов, многие хозяйства разорились, среди населения возникли протестные настроения.
  • Военное командование за вознаграждение начинает покровительствовать крупным местным землевладельцам.
  • Значительно возрос уровень инфляции.
  • Денежная система практически разрушилась.

Социальные причины

Гибель Римской Империи имеет следующие социальные причины:

  • Конфронтация богатых и правительства. При этом наблюдался рост влияния богатых и снижение авторитета правительства.
  • В результате мятежей, возникающих внутри страны, нападений внешних агрессоров, инфляции, рекрутства, средний класс быстро разорялся, а городская цивилизация приходила в упадок.
  • Чтобы обеспечить нужды армии и сохранить имперскую систему, власти строго регламентировали всю жизнь населения.
  • Население окончательно утратило лояльность и личную инициативу.
  • В результате упадка экономики возникла социальная напряженность.
  • Аппарат госслужбы оказывался всё более громоздким и всё менее действенным. В результате последовало снижение авторитета власти, снизилась эффективность управления вследствие возникновения беспорядков во многих сферах общества.
  • Германцев, поселившихся на территории Римской Империи, ассимилировать не удалось, ровно, как и не получилось осуществить взаимовыгодные договоры с их вождями.

  • Уменьшилась численность трудовых ресурсов и снизилась рождаемость.
  • Духовная и экономическая жизнь пришла в упадок, что спровоцировало возникновение социальной апатии.

Как Вы считаете, каковы главные причины гибели Римской Империи? Поделитесь своим мнением в