Успешный троечник

В данной статье речь пойдет о категории учащихся, которых можно назвать "успешные троечники". Сразу оговоримся, что здесь имеются ввиду троечники не на уровне начальной школы - там троечником быть опасно. А на уровне младшего подросткового возраста. Это 7- 8-й классы, может быть, 6-й. В чем особенность этих ребят? "Успешные троечники" - это троечники не по глупости. Просто они уже сделали свой выбор, определили, какие школьные предметы их интересуют, а какие - нет: "это мне надо и я буду это делать, а это мне не надо и я тоже буду это делать, но ровно настолько, чтобы меня не убили папа с мамой дома и не выгнали из школы".

Нормальный человек не может выполнить все требования, которые предъявляет школа - полностью делать объем домашних заданий, выполнять все предписания и пожелания педагогов, родителей... И если он стремится их выполнить на все 100 процентов, то, значит, лишается определенной свободы выбора. Таким образом, он из субъекта образования волей-неволей превращается в объект. А объект не способен принимать решения. Поэтому среди медалистов и круглых отличников не так уж много людей, которые социально состоялись. Не хотим сказать, что большинство, просто не так уж и много. Напротив, больших успехов в жизни стоит ждать от тех, кто в школе учился на "удов."

В дневнике вашего отпрыска все чаще проскальзывают "трояки"? Вы огорчаетесь? И зря! Сравнить психологические портреты крепкого троечника и круглого отличника мы попросили декана факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, профессора Михаила Юрьевича Кондратьева.

Ой, как мне нравится, что вы про отличников и троечников спрашиваете, а не про отличников и двоечников! - довольно улыбаясь, потирает руки Михаил Юрьевич. - Понимаете, с последней парой все ясно. И те, и другие - порождение образовательной системы, жертвы отметочного обучения. А вот троечники для психологов - люди, интереснейшие для наблюдения. Это натуры, сохранившие свою цельность, свое "Я", несмотря на все наши гигантские педагогические усилия по их уничтожению.

Троечнику наплевать на общепринятую (в данном случае школьную пятибаллку) шкалу ценностей. Его интересы, которые он умело оберегает и по необходимости даже маскирует, простираются отнюдь не в школе, куда его привели в семь лет и оставили еще на десять. Ему не важно, какую отметку ему поставит учитель. Куда более ценно для него, какой балл выставит себе он сам. За умение цыкать зубом, свистеть без помощи пальцев, отжиматься на кулаках, втихаря от отца покуривать, успешно списывать на контрольных... То же и девочки. Пока мама не видит, надо быстренько сбегать на свиданку с "запрещенным" мальчиком, причем в самый мороз надеть юбку покороче и забыть про шапку. А ведь, как ни покажется парадоксальным, без всех этих вроде бы детских уловок мальчик не становится мужчиной, девочка - женщиной. А в целом ребенок - взрослым.

Пока троечники взрослеют, что происходит с отличниками?

А отличник в это время работает на публику. Это основное его занятие - зарабатывание очков. Побоку первая влюбленность, кайф ощущения безграничных возможностей молодости. Он находится в постоянном нервном напряжении: а оправдал ли я возложенное на меня доверие? Это очень зависимые от чужого мнения люди. И зачастую задачи, которые они перед собой ставят, формальны. Пятерка ради пятерки. Настоящего личностного роста не происходит. Именно поэтому многие бывшие отличники теряются и выпадают из жизни. Лично я бы не торопился брать на работу человека с красным дипломом, особенно если он "напоказ" принесет с собой еще и вкладыш. Ну не верю я, чтобы человеку в равной степени интересны были все предметы. Если он не Ломоносов.

Лишь редкие отличники, действительно одаренные ребята, учатся не ради высокой оценки, а ради какой-то своей большой идеи. И, как вы понимаете, их планка - вовсе не поступление в институт.

Но ведь у отличников есть прекрасный козырь против троечников - у них высокая самооценка. Должно быть, это лучший трамплин в начале жизни, какой только можно иметь...

Как раз все наоборот! Отличник привык к тому, что его постоянно оценивают со стороны, и постоянно нуждается в подтверждении своего статуса. А типичный троечник, как сказочный Иванушка-дурачок, совсе-е-ем не дурачок. Он великолепно знает цену себе. Учитель ему говорит: "Иванов, ты совсем дурак. У тебя за диктант "два". А наш крепкий троечник себе на уме: "Ан нет, Марьпетровна. Это работа у меня дурацкая, а сам я о-го-го".

Он умеет подлаживаться под ситуацию, когда надо - валять ваньку, в других обстоятельствах предельно концентрироваться и - как итог - одерживать победу малой кровью.

А отличник, который грыз гранит науки, когда другие по весне играли в футбол, неужели он не обладает волей к победе?

В том-то и дело, что он не наступает на горло собственной песне! Его не тянет весной погонять мяч. У него уроки! Отличники, как правило, люди прямолинейные и ограниченные. Они не готовы к поворотам судьбы. Я наблюдал множество студентов-пятерочников, которые на первом курсе, на первой же сессии вдруг получали впервые "три", и это была для них почти трагедия. Были даже такие, кто забирал документы из института. А кроме того, множество социсследований доказывает: о бывших школьных и студенческих "звездочках" после их выпуска, как правило, ничего не слышно. А большими делами заправляют именно не любимые учителями экс-троечники - мобильные, способные к нестандартному действию в предложенных обстоятельствах.

Кстати, большинство учителей - сами, увы, отличники...

Советы родителям.

Не ругайте ребенка за плохие отметки!

Троечник троечнику рознь. Приглядитесь внимательно к своему. Если ребенок просто "пофигист" и у него есть интересы помимо школы - спортивная секция, компьютерные курсы, - отстаньте от него с отметками и нравоучениями. Пусть живет спокойно. Бог с ними, с учебниками. Не дурак он: когда почувствует потребность в учебе, догонит.

Среди троечников бывают "серые мышки" и "тихие омуты". "Мышки" обычно ничем не увлекаются, у них не горят глаза, им скучно. И они действительно очень невысокого о себе мнения. Им надо обязательно найти занятие по душе. А с "тихонь" не спускайте глаз. Но и не давите. Важно понять, чем живут эти подпольщики, и вовремя скорректировать, если нужно, сферу их увлечений.

Как и любая мама, ты уверена, что твой ребенок самый умный. Однако любимое чадо не торопится соответствовать этому громкому званию: последнее время юный ученик приносит из школы одни тройки. Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной пятеркой...

Самая распространенная причина появившихся у школьника троек - усталость. Поэтому в первую очередь обрати внимание на внеклассную нагрузку своего чада. Если твой вундеркинд ходит в художественную студию, играет в теннис, плавает в бассейне, а по вечерам занимается с репетитором английским, не стоит удивляться его плохой успеваемости. Специалисты уверены: ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально учиться, только если посещает дополнительно не более двух кружков.

Идеально, если это спортивная секция и интеллектуальные занятия - например, карате и иностранный язык или лыжи и шахматы. Избыток физических нагрузок или, напротив, умственной активности может затмить собой школу, так как будет отнимать все силы и не позволит сосредоточиться на уроках. Исключением являются только занятия музыкой, с которыми невозможно переборщить, ведь они помогают структурировать полученные знания и, по мнению психологов, тренируют внимание. Играя с листа, ребенок решает сразу несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное, что учит концентрации и развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на развитие речи. Не сомневайся, все эти навыки школяр будет неосознанно переносить и на школьные уроки. Более того, сама музыка, неважно - вальс это или менуэт, успокаивает и благотворно влияет на нервную систему.

Купи ему компьютерную игру

Психологи уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что телевизор и компьютер - главные проблемы современных «несостоявшихся отличников». Когда ребенок погружается в готовые жидкокристаллические картинки (мультики или игры - неважно), у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество, - он не фантазирует, как при чтении книги или прослушивании аудиосказки. Ученые отмечают, что детям, не знающим меры в просмотре DVD, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: физика, сочинения по литературе и даже рисование. Кроме этого отсутствие необходимости думать и воображать, сидя у экрана, приводит к общей пассивности. Если ты не хочешь, чтобы подобная участь постигла и твоего малыша, включай телевизор не более чем на 1,5 часа в день. Тот же лимит установи и на компьютерные игры (причем школяр должен выбрать либо одно, либо другое развлечение).

Несмотря на все минусы телевизора и компьютера, не стоит навсегда придавать их анафеме. Существуют и полезные программы, способные помочь в учебе. В последнее время стало появляться все больше качественных фильмов о путешествиях, древних войнах и животном мире. Впрочем, и создатели хитовых компьютерных игрушек заметили пробел в тематике своих «стрелялок» и начали выпускать развивающие игры. В них твой троечник сможет построить цивилизацию и стать в ней царем. Что самое главное, для долгого существования страны ему придется научиться принимать правильные решения и быть ответственным. Согласись, это отличные навыки как для учебы, так и для жизни.

Как приучить ребенка понимать все с первого раза?

Мобильный тоже может стать причиной плохих отметок школяра, если ученик, вместо того чтобы впитывать знания, на уроках пишет эсэмэски приятелям или играет во встроенные игрушки. Психологи настаивают на том, что в младших классах телефон вообще не нужен, а в старших его лучше сдавать вместе с уличной одеждой. И не стоит волноваться, что в случае особых обстоятельств чадо не сможет до тебя дозвониться. Не забывай, ребенок находится под присмотром учителей, которые, если вдруг что-то случится, дадут школьнику возможность связаться с тобой.

Корми его ветчиной

Одним из самых важных факторов ученического роста является питание ребенка. Поэтому твоя главная задача - сделать меню любимого чада разнообразным: старайся готовить овощные супы, мясо и рыбу, покупать свежие овощи и фрукты. При этом помни, что питание отличника должно быть адекватно нагрузкам. Если, убегая на занятия, ребенок ограничивается полезным листом салата и стаканом витаминного сока, не ищи в дневнике пятерок. В завтраке обязательно должен присутствовать белок: ветчина, яйца или сыр. Именно эти продукты богаты витамином B12, положительно влияющим на нервную систему ребенка. А если с ней все в порядке, то и проблем с вниманием на уроках нет. В том случае если у твоего юного ученика нет аппетита, обязательно дай ему с собой дополнительный завтрак. Но не подумай, что речь идет о шоколадном батончике - питательном и калорийном! Известно, что сладости - это быстрые углеводы, то есть энергия. И, приняв ее, ребенок должен будет срочно от нее избавиться и уж точно не сможет сосредоточиться. Безусловно, на отметки по физкультуре это повлияет положительно, но что делать, если впереди русская литература?

По данным последних исследований, в рационе большинства детей, имеющих проблемы с успеваемостью, в избыточном количестве присутствует глютен: смесь двух растительных белков - глиадина и глютенина, содержащихся в пшенице и ржи.

Не ругайся с мужем

Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике - единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка - невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.

Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, - это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.

Плати за пятерки

Иногда причиной плохой успеваемости становится отсутствие мотивации: зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам? Поэтому всегда поощряй своего вундеркинда за четверки и пятерки. Ребенок, получающий похвалу от родителей даже за нечастое «отлично», станет снова к этому стремиться. Не исключай и материальные награды. Особенно за успеваемость по не дающимся твоему школьнику предметам. Но не переусердствуй: дорогие подарки могут привести к обману - ученик начнет скрывать проблемы и подделывать подпись классного руководителя. За хорошую успеваемость в течение недели достаточно карманных денег и скромного подарка, а ноутбуки и поездки за границу в качестве награды оставь на окончание года.

Возможно, причина плохих отметок твоего вундеркинда - банальная скука. В этом случае попробуй разнообразить обучение своего чада. Например, если он охладел к биологии, своди его в зоологический или палеонтологический музей. Что может быть интереснее возможности увидеть скелет настоящего динозавра?! А еще, по мнению педагогов и психологов, ребенку важно применять полученные знания на практике. Например, если твой сын увлекается «Формулой-1», попробуй объяснить ему законы физики на примере гоночного болида, а начинающей кокетничать дочке расскажи про расширение, возникающее при нагревании, используя щипцы для завивки.

Мнение специалиста

Наталия Михайлова, психолог:

Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.

Организуй его

Составь список . Предложи ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведи для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.

Пронумеруй задания . Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуй, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки. Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.

Выключи телевизор . Найди ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, тебе придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сама мешаешь ему учиться.

Придерживайся режима . У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.

Не откладывай на завтра . Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.

В начальных классах на ребенка не могли нахвалиться в школе: отличник, активист, с дисциплиной все в порядке. А класса этак с пятого или шестого все чаще стали проскакивать тройки в дневнике. А в седьмом классе он и вовсе стал учиться через пень колоду. Что случилось с бывшим отличником и почему он стал хуже учиться? Ведь не поглупел же он к тринадцати годам.

Фото © uniarea.com

Если ребенок стал учиться плохо, нужно разобраться в причинах проблемы. А после того, как они будут выявлены, искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Причина 1: недопонимание с учителем. Нередко дети винят в своих оценках педагогов. Раз ставит двойки, то он и виноват. Однако, не стоит верить ребенку на слово. Необходимо встретиться с учителем и выслушать его версию о причинах конфликта. Он строг, но без строгости ему не удержать дисциплину в классе. Нормально, если учитель обращается по фамилии к ученикам и призывает к порядку. Но может быть и такое, что он намеренно унижает ученика и занижает ему оценки. Почему? За что он невзлюбил вашего ребенка? В девочке его может раздражать слишком броский макияж, а сына он не может отучить от телефонных игр, в которые он играет прямо на уроках. Поговорите с учителем, но так, чтобы было принято обоюдное решение, а не с целью поставить его на место.

Причина 2: плохие отношения в классе. Дети не любят так называемых ботанов – отличников. В начальных классах они относятся к всезнайкам лояльно, а с возрастом, когда приоритеты меняются, и на первое место выходят взаимоотношения, начинают их ненавидеть. В лучшем случае отличника игнорируют, в худшем – откровенно травят. А что делать такому ребенку? Одни пытаются подкупить одноклассников, давая им списывать и решая чужой вариант на контрольных. Другие решают стать такими же как все. Чтобы не вызывать раздражение одноклассников своими пятерками, они их просто перестают получать. Лучшим решением в этом случае будет перевод ребенка в лицей или гимназию, где знания в приоритете всегда.

Причина 3: нелюбимый предмет. Может быть и такое, что ребенок не любит какой-то конкретный предмет. В тот день, когда он стоит в расписании, у школьника с утра плохое настроение. Он придумывает всяческие предлоги, чтобы не пойти в школу. В другие же дни он идет туда в нормальном расположении духа. Вероятнее всего, он не понимает этот предмет, но боится признаться. Ведь от него привыкли ждать только идеального результата. Придется нанять ему репетитора или помогать самим родителям в подтягивании по этому предмету. Поняв материал, ребенок перестанет получать плохие оценки и бояться школы.

Причина 4: пропал интерес. В его дневнике нет плохих оценок, зато полно записей о пропуске уроков без уважительной причины. Скорее всего, программа не позволяет ему реализовать свои способности. Имеет смысл поменять обычную школу на специализированную или лицей и записать школьника в кружок, где тот или иной предмет изучается более углубленно.

Причина 5: физиологические особенности. Перед поступлением в первый класс ребенок блестяще прошел тестирование у психолога и показал хорошую готовность к школе. Учитель ждет от него высоких результатов, а он вертится на уроках, отвлекается, торопится, в результате не усваивает материал в полной мере. Это синдром с дефицитом внимания. Коррекционные занятия с психологом помогут ребенку научиться самоконтролю, и учеба наладится. После 11 лет учеба может идти на спад из-за высокой нагрузки. Ребенок просто устает от шести уроков в школе и такого же количества домашних заданий. А еще кружки, секции. Придется от каких-то из них отказаться ради здоровья ученика.

Причина 6: отсутствие мотивации. Если с начальных классов ребенка приучили стараться в школе ради выгоды, например, ради денег, отучить его от этого будет очень сложно. С возрастом его запросы растут, и за пятерки он начнет требовать не 100 рублей, а планшет или дорогой телефон. Если родители не в состоянии идти у него на поводу, он просто перестает учиться. Мотивацией должны быть не материальные ценности. Нужно внушать ученику, что без знаний в современном мире сложно получить престижную работу и занять достойное положение в обществе.

Причина 7: влюбленность. Родители не успевают оглянуться, а их отличник повзрослел и влюбился. И на учебу ему стало откровенно наплевать. Упреки и повышенный тон в разговорах тут не помогут. Нужно просто набраться терпения и пережить этот период. В старших классах мотивация должна взять вех над чувствами, ведь впереди поступление в ВУЗ. А родителям нужно быть тактичными и постепенно переключать чадо с любви на учебу.

Во-первых, троечником может быть просто ребенок со сниженным уровнем интеллекта, памяти, внимания или обучаемост и. В этом случае проблема носит медицинский характер и такому ученику требуется помощь психолога или дополнительные занятия с использованием индивидуального подхода, учитывающего его особенности.

Таким детям тяжело учиться наравне со всеми. У них повышен уровень тревожности, стресса, часто бывают невротические состояния и даже депрессия. Они вынуждены прикладывать все возможные усилия, чтобы не получать двойки, но результатом этого максимального напряжения становятся не отличные оценки, как удругих, а всего лишь удовлетворительные. Это резко снижает мотивацию учеников. Они перестают быть к себе требовательными, стремиться к каким-то достижениям, теряют амбиции. Вместе с тем, это нетребовательность к себе и окружающим помогает им потом в построении отношений в семье и на работе.

Бывает и так, что ребенок растет в неблагополучной семье . Он ходит в школу постольку, поскольку. Родителей не интересует его учеба, они никак не мотивируют его. Взрослые не помогают ему справиться с домашними заданиями, не объясняют непонятное. Что он смог сделать сам, если захотел, то и сделал. Такие дети едва дотягивают до конца девятого класса, а затем отправляются либо в армию, либо в ПТУ, либо на какую-то работу, не требующую специальных навыков и знаний.

Другой тип троечников, более распространенный, представляет из себя достаточно интересное явление. Чаще всего это те ученики, которые проявляют склонность и интерес к определенным школьным предметам, отлично их усваивают, но на остальные не считают нужным тратить свои силы. То есть они делают задания, слушают учителя, но все это – как будто вполсилы, чисто формально, чтобы не иметь больших проблем с родителями и учителями.

Честно говоря, хорошо учиться по всем школьным предметам все одиннадцать лет очень тяжело. Причем не только физически, но и морально. Особенно трудновыполнимо это становится, если ребенок понимает, что ему не нужен тот или иной предмет. Влюбленная в литературу ученица не хочет зубрить химию, она уверена, что не нуждается в этих знаниях, а в таком случае, зачем же ей напрасно напрягаться.

Думается, что если ребенок уже в школе способен сделать тот или иной выбор, а не строго следовать указаниям учителей и вбивать себе в голову всю школьную программу, это кое о чем говорит. В первую очередь, о том, насколько хорошо развита его личность. Он – не истукан, а индивидуум , готовый отстаивать свои взгляды. Психологи утверждают, что именно троечники максимально сохраняют цельность своей натуры, несмотря на систему, стремящуюся сделать всех одинаковыми.

Троечник не думает об оценках, которые он поучает от учителей. Ему достаточно тех, которые он выставляет себе сам. Отличники же, например, постоянно находятся в плену у этой школьной системы ценностей, работают ради поощрения и статуса. Они постоянно нервничают, а четверка для них – сродни стихийному бедствию. Троечник же спокойно относится как к двойкам, так и к пятеркам. Отличник нуждается в оценке со стороны, в то время как троечник прекрасно знает себе цену.

Важно, что троечник, обладающий хорошим интеллектуальным потенциалом, нормальной памятью и способный к обучению, запросто наверстает упущенное , если это станет ему действительно нужно.

Троечники, не слишком напрягавшиеся в школе по поводу учебы, обычно преуспевают в налаживании отношений со сверстниками. У них нет проблем с общением и взаимопониманием. Троечники хорошо умеют приспосабливаться , разрешать конфликты и находить компромиссы. Это – безусловное их преимущество, которое помогает им во взрослой жизни.

В отличие от других учеников, троечники не боятся пробовать новое и совершать ошибки. Благодаря этому у них больше шансов стать выдающимися в своей профессии людьми.

По мнению педагогов, те дети, которые делают работу над ошибками, лучше усваивают материал. Кроме того, им часто приходится «расхлебывать» заваренную ими же кашу, и потому они прекрасно научаются делать это и в жизни – находить пути выхода из трудных ситуаций. Отличникам же ведом только один, известный путь, который далеко не всегда удачен.

Интересно, что среди девочек-троечниц преобладают те, у кого эмоциональный тип личности, а мальчики-троечники отличаются непоседливостью и нежеланием делать то, что их не привлекает.

Итак, троечник – это либо ученик со сниженными способностями, либо ребенок из неблагополучной семьи, либо достаточно умный, но не считающий нужным выполнять все правила школьник. В любом случае детям нужна помощь взрослых – родителей, учителей или психологов.