Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания - любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации .

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора — уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    • работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников — и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация — немецкое, фасилитация — английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает «облегчение», модерация — «обуздывание». Модерация — более жесткая технология. У нее определен формат — беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация — гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего . Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search («Поиск будущего»). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out («Выход за рамки»). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (« «). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion («Поляризация мнений»). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space («Открытое пространство»). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация - это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»

Семинар

«Фасилитативные технологии в работе с семьей»

Подготовил воспитатель:

Воротынцева О.С.

г.Оренбург,2018г.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Моей педагогической находкой стало знакомство с книгой Майера Алексея Александровича, профессора кафедры дошкольного и начального Московского государственного областного гуманитарного института.

Алексей Александрович выступал на семинаре с темой «Фасилитативные технологи в работе с семьей». Работа с семьей – тема достаточно актуальная. И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.

Проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями:

    Нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах воспитания;

    Снижение воспитательного потенциала семьи;

    Отстраненность от воспитательно-образовательного процесса;

    Перекладывание ответственности на педагогов;

В то же время ФГОС требует от нас создания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса.

Вот почему меня очень заинтересовала данная тема. И так, что же такое фасилитация?

Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.

Фасилитировать – сделать легким.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.

Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.

Основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.

Зачастую преобладают родительские собрания– секты, по словам Майера: все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости, под покровом ночи, поодиночке расходятся по домам.

Анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

    не было ясной цели;

    много людей говорили одновременно;

    обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;

    скучно и неинтересно;

    одно и то же снова и снова;

    бесполезно, не было разницы, был я там или нет:

В результате большинство родителей просто подходят к воспитателю и спрашивают: «Скажите сколько, за что и кому нужно сдавать денег, я не смогу прийти на собрание»

Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь дошкольного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:

«Большой круг»

Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Например:

Ситуация 1:

Родители часто жалуются на то, что дети просят купить им игрушку, которую почти сразу же разбирают, ломают. Когда же взрослые ругают детей, те, оправдываясь, говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана? Укажите возможные причины такого поведения? Назовите основной мотив поведения детей.

Решение: Возможных причин много. Среди них можно выделить познавательный интерес и неумение обращаться с игрушкой. Такое поведение может быть и результатом неправильного воспитания: у ребенка не сформировано бережное отношение к вещам! Отличайте привычку от навыка! Навык- это автоматизированное действие (он формируется). Привычка- это отношение к чему-то (воспитывается).

«Аквариум»

Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку» и т.д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.

Коллеги, мы сейчас с вами станем участниками родительского собрания, организованного методом «Аквариум». Для этого мы разделимся на две команды. Первая команда займется решением проблемы: Мама увидела у сына Вовы (5 лет) игрушку, которую она ему не покупала. На вопрос о том, где он ее взял, Вова ответил, что «нашел». Должна ли мама уличать сына в воровстве? Как поступить в данной ситуации маме? Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.

Решение: Если ребенок отрицает свою вину, то не следует обвинять его во лжи, воровстве. Нельзя обыскивать его. Разумно провести разговор о пользовании своими и чужими вещами и рассказать, к чему приводит воровство. Нужно подсказать ребенку, чем можно компенсировать то, что ему очень хочется, но нет возможности иметь. Например, хочется иметь машинку «скорой помощи», а у него есть легковая. Можно предложить подумать, как из нее сделать машинку санитарную (поставить красный крест). Не снижая самооценки ребенка, необходимо дать ему возможность обдумать и озвучить свое состояние и состояние того, кто эту вещь потерял.

Что дает этот прием родителям?

Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.

«Круглый стол»

Он похож с методом «Большой круг». Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.

«Вечер вопросов и ответов»

«Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»

Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается поочереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …». Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании.

«Прогнозируем мир будущего»

Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.

Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик), социальных институтов (школа, банк, больница, офис), предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.

Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.

Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности, а главное – результативности родительских собраний. Родительские собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения педагога, родителей и общих результатов работы.

Алексей Александрович предлагает 4 блока родительских собраний

1 собрание «Мы их……» (учим)

2 собрание «Мы с ними...» (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание)

3 собрание «Они с нами...» (родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание)

4 собрание «Они без нас…» (родители самостоятельно проводят собрание, без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.)

Какие еще приемы вы можете применить на родительском собрании, узнаете из буклета, который мы для вас приготовили. Здесь и упражнения для знакомства, приемы начала родительских собраний, игры и игровые ситуации на родительских собраниях, а также приемы завершения родительских собраний и правила проведения эффективных родительских собраний.

5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и родителей:

    Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)

«Родители глазами педагога»

«Педагог глазами родителей»

    Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители обязаны в силу статуса)

«Родители обязаны»

«Педагоги должны»

    Родительская почта

«Почта родительского гнева», «Почта родительских идей», «Почта родительского недоверия», «Адресная почта», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему…» и др.

    Проект «Приемная»

Приемная/педагоги (персональная информация, должностные обязанности, обращения, объявления) и т.д.

Приемная/родители (персональная информация, обязанности, новости и события, задания и просьбы) и др.

Приемная/дети (персональная информация,девиз, хобби,права ребенка, новости, события в группе и т.д.)

Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех родителей разрешения, использовать ту или иную персональную информацию.

    Применение

«Помощь группе»

«Роль в группе»

21 век принес новые формы взаимодействия с родителями. Раньше педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Родительское собрание - это монолог педагога, включающий в себя, как правило оценку ребенка. Значение и мнение семьи полностью игнорировалось. В новом Законе об образовании мы видим, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных организаций обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Технологии фасилитации позволяют по- другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.

Если мы проводим собрание как фасилитатор, то мы меняем авторитарного руководителя, на координатора, который помогает родителям из «просто слушателей» стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для ребенка мероприятий.

Притча «Когда нужно говорить?»

Один человек пришел к Сократу и спросил:

А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

Подожди, - остановил его Сократ.-Просей сначала то, что собираешься сказать через три сита.

Три сита?

Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

Нет, просто я слышал…

Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда,это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

Нет! Напротив!

Значит, - продолжал Сократ-ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет необходимости.

Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить?

Желаю вам, коллеги, всегда, прежде чем говорить, просеивать то, что хотите сказать через три сита.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

    Давыдова О.И. Майер А.А., «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», Москва, 2014г

    Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ Составила воспитатель: Селезнева Т.Н. Санкт-Петербург г. Колпино 2016 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №35 Колпинского района Санкт – Петербурга

Цель: изменение традиционного видения процесса совместной работы педагога с детьми и родителями. Задачи: Формировать умение Признать равенство позиций всех субъектов совместной деятельности Развивать умение Создавать оптимальный психологический настрой в группе, обеспечивая реализацию резервов (педагогов, родителей, детей) как партнеров по общению и учитывая эмоциональное состояние, индивидуальные особенности партнеров научиться гибко перестраивать позицию, менять роль в общениии, выбирая оптимальное сочетание средств общения и способов воздействия

Фасилитация этимологически имеет латинское происхождение /ускорять, стимулировать/. Фасилитация производное от глагола – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющих всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех. Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитатор – не заинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одного из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации тренер не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Фасилитаторы – удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы: Диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений; Технология: постановка цели, анализ реальности, разработка вариантов действий, утверждение воли к действию; Помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы; Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы; Снятие барьеров и преград в общении; Развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации; Посредничество, актуализация позиций и чувств клиента; Содействие презентации субъекта; Выработка общего решения, предотвращение возмущения и невелирования его до выражения желания, мозгового штурма

Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому); открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям); конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Модели фасилитации: 1.мировое кафе 2.поиск будущего 3.конференция «Поиск» 4.технология открытого пространства 5.динамическая фасилитация 6.саммит позитивных перемен 7.выход за рамки

1.Мировое кафе /идеально подходит, когда нужно собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей/ Роли участников: -спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении); - «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающих управлять процессом); -команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие); -участники собрания

1. мировое кафе Ход Мероприятия: Начало - Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола». Основная часть - Несколько (минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Завершение - Возвращение участников за свой столик, обобщение идей, кластеризация основных идей. Это инструмент для создания контекста коллективных действий, поощряет инициативу, стимулирует к творчеству.

2.Поиск будущего /используется, когда различным заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества/ Роли участников: -Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении). -организационный комитет (включает основных участников, кот. совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирают место проведения и обеспечивает логистику мероприятия). - фасилитатор (кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. -участники (как правило, представители различных групп: родители, специалисты ДОУ, управленцы) Требует тщательной подготовки – определения темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп.

2. Поиск будущего Ход мероприятия: Взгляд на прошлое – разогрев участников, обсуждение тенденций, кот. влили на группы в прошлом. Взгляд на настоящее – создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу или исследуемую проблему в настоящем. Взгляд на будущее – создание идеальных сценариев будущего. Обнаружение общих основ – формирование сценариев общего будущего. Планирование действий – составление конкретных планов

3.Конференция «Поиск» /используется для проведения эффективных сессий стратегического планирования/ Роли участников: -Спонсор (человек или группа, заинтересованных в проведении) – определяет цель собрания -Группа подготовки и планирования (2-3 человека - ключевые участники, которые определяют процесс выбора участников, организуют обучающие сессии, обеспечивают логистику мероприятия) - фасилитатор (кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом собрания: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса) -участники (внутренние и внешние представители системы).

3. конференция « Поиск» Метод требует тщательной подготовки. На первой планирующей сессии спонсор и другие ответственные и заинтересованные лица определяют тему и определяют границы системы. Это необходимый шаг для того, чтобы затем определить внутренних и внешних по отношению к системе участников. В качестве внешних по отношению к системе участников, но играющих значительную роль в предстоящих изменениях, будут выступать ключевые политические фигуры, представители городской и федеральной администрации. все участники должны быть тщательно проинформированы о целях и задачах собрания и четко понимать, что им предстоит делать в рамках мероприятия.

4.Технология открытого пространства / метод используется только в том случае, если в учреждении имеется действительно сложная проблема и никто не знает как к ней подойти / Роли участников: - Спонсор (человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет тему мероприятия. - Фасилитатор – помогает спонсору сформулировать тему, запустить работу самоорганизующихся подгрупп, следит за тем, чтобы у участников была возможность зафиксировать отчет о работе своей подгруппы (лучше всего с помощью компьютеров) и чтобы отчет был вовремя доступен всем участникам группы, проводит завершение процесса. -Участники – все лица, заинтересованные в обсуждении (участие в мероприятии является исключительно добровольным).

4. технология открытого пространства Ход Мероприятия: Начало работы – приветствие и представление участников; объявление темы; концентрация внимания на самостоятельном создании овестки работы; описание процесса; формирование доски объявлений; открытие «деревенского рынка». Основная часть - а)работа самоорганизующихся групп; б)подготовка отчетов; в)знакомство с отчетами и расстановка приоритетов; г)конвергенция (данное понятие пришло к нам из латинского языка и означает оно «сближение». Нельзя не отметить, что это определение используется не только в биологии, но и в лингвистике, телекоммуникации, и даже в политологии. Именно поэтому следует понимать, что конвергенция – это определенное сходство признаков у организмов, которые несхожи по своей природе, возникшее в контексте эволюции. В результате данного процесса у них возникает определенный ряд схожих признаков (например, внешний облик, строение органов); д)встречи по планированию действий. Завершение – техника «говорящая палочка»

5.Динамическая фасилитация /это способ креативного исследования проблемы и достижения «творческого консенсуса без компромисса» роли участников: -Заказчик (человек или группа заинтересованных в проведении) определяет роль и цель обсуждения в более широких границах происходящего, желаемый результат, участвует в процессе обсуждения. - Фасилитатор – ведет процесс. -Участники – члены организации или сообщества.

5. Динамическая фасилитация Ход динамической фасилитации: Введение в процесс - Процесс может начинаться сразу же с вопроса фасилитатора: «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?», либо с краткого введения в процесс. Начальная стадия – процесс выслушивания, вытягивания и приветствия «первичных решений». Вытягивание опасений и альтернативных решений. Работа с отстаиваинием участниками своих позиций. Вытягивание расхождения группы. Переходная и промежуточная стадии - Фасилитатор помогает остаться в творческом процессе расхождения-схождения-расхождения идей. Завершающая стадия - Создание листов с результатами и закладками. Закладки помогают суммировать наработки и оценить объем проделанной работы.

6.Саммит позитивных перемен /используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения и ценностей/ . Роли участников: Спонсор - человек или группа заинтересованных в проведении) Группа планирования - ключевые участники, представляющие различные уровни и направления в организации). Фасилитатор - кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом саммита: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. Участники – внутренние и внешние представители учреждения. Составление правильных вопросов – ключевой шаг в процессе подготовки саммита.

6. саммит позитивных перемен Ход мероприятия: Открытие - исследование и увязывание многочисленных составляющих «позитивного ядра» учреждения (сильные стороны, полезные качества, способности, таланты, ценности, традиции, практики и достижения, кот. обеспечивают успех). Мечта - представление будущего учреждения в самых смелых формулировках. Модель - разработка «социальной архитектуры» (система, структура, стратегия, культура, способы партненрства), чтобы придать мечте форму. Маршрут – планирование действий. Взятие обязательств, формирование команд ля инноваций, разработка и запуск изменений. После саммита организуется работа проектных команд, отслеживается прогресс, результаты работы освещаются по всей компании, подводятся итоги.

7.Выход за рамки / межфункциональные или межуровневые группы сотрудников, специалистов, родителей обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на общем родительском собрании/. Роли участников: Спонсор – руководители ДОУ, комитета, отдела образования, заинтересованные в проведении изменений в организации). Команда разработчиков – совместно с консультантом- фасилитатором разрабатывает дизайн мероприятия и подбирает участников. Консультант(ы)- фасилитатор (ы) – помогает спонсору четко осознать, какие роли задействованы в процессе, кого необходимо включить в команды участников, разрабатывает дизайн мероприятия, помогает организовать логистику процесса. Участники – межфункциональные команды сотрудников, специалистов, родителей, близких к области планируемых изменений или решаемой проблемы.

7. выход за рамки ход мероприятия: Введение – цели, повестка, план работы. Мозговой штурм – обсуждение отдельных аспектов поблемы. Галерея идей – отбор лучших идей. Разработка плана действий – разработка плана действий по принятым идеям. «городское собрание» – утверждение выбранных для внедрения идей. = внедрение. Данный этап является обязательным. На этой стадии организуется и отслеживается прогресс в работе проектных команд, результаты освещаются по всей компании, подводятся итоги.

Используемые материалы и литература: О. и. Давыдова, А. А. Майер «Как э ффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», центр педагогического образования, москва, 2014 А. В. Дронь, О. Л. Данилюк «Взаимодействие доу с родителями дошкольников». Программа «ребенок – педагог – родитель», санкт-петербург, детство-пресс, 2012 Материалы из интернет-источников www.Ns.p http://www.maam.ru/detskijsad/zolotoj-post-maaam-2629.html

Спасибо за внимание!)))


Автор: Яркина Елена Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида г. Заринска.
Описание работы: данный материал будет полезен педагогам детского сада для построения конструктивного взаимодействия с субъектами ДОУ через использование инновационных методик. На основе метода фасилитации педагогам можно организовывать родительские собрания, строить выступления на педагогических советах, методических объединениях.

Методическая разработка практикума для педагогов «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»

«Если вы всегда делаете то,
что вы всегда делали.
Вы будете получать то,
что всегда получали»
А. Эйнштейн

В начале практикума необходимо разделить педагогов на 3 подгруппы, ведущий - фасилитатор раздаёт участникам педагогического совета эмблемы, согласно которым педагоги занимают свои места за столами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для записи комментариев членов группы по ходу обсуждения (или доска с мелом), 3 стола, стулья по количеству участников, бумага, ручки, буклеты, звонок.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации мероприятий на основе метода фасилитации.
Задачи : совершенствование качества работы ДОУ при сотрудничестве с родителями, развитие коммуникативных, фасилитативных умений педагогов.

Ход мероприятия:

Ведущая: Уважаемые коллеги, я рада видеть Вас на практикуме «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ». Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество ДОО с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления развития детей.
Современный педагог должен обладать компетентностями необходимым для установления сотрудничества с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Педагог должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада. Но даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранными для них педагогами детского сада.
Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют методы фасилитации. Главное их предназначение - развивать способность самостоятельно анализировать различные проблемы, находить пути для их решения, а также умение работать с информацией.
Скажите, как можно определить тему совместного мероприятия с родителями, учитывая их потребности?
Вы заняли места, согласно своим эмблемам. И работа наша будет проходить по подгруппам.


Неслучайно эмблемы нашей встречи сегодня символичны:
- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- синий - цвет веры и верности, постоянства;
- красный цвет символизирует энергию, силу.
Сейчас, возьмите по одному листочку от «Дерева вопросов», на котором запишите вопрос, интересующий вас по теме нашего практикума (3-4 минуты).


Фасилитатор проводит работу по методу «Дерево вопросов», определяя интересующие вопросы педагогов по теме мероприятия. Далее готовые листочки развешиваются на «дереве». Фасилитатор учитывает запрос педагогов, структурирует вопросы, выстраивает проведение практикума исходя из запланированной деятельности.
Ведущая: Вот и определены те вопросы, над которыми мы сегодня будем работать.


Уважаемые коллеги, сегодня вы заняли места за тремя разными столиками. А форма работы наша сегодня необычная, называется «Мировое кафе», это один из методов фасилитации, который могут использовать педагоги для организации родительских собраний, методических мероприятий. И на примере нашей работы сегодня мы постараемся разобраться в организации таких мероприятий. Все вы сейчас находитесь в своем «кафе». Сейчас вам необходимо выбрать «хозяина столика», это тот человек, который будет оставаться за «столиком» все время и фиксировать результаты обсуждения вопросов, а также знакомить следующую группу с принятыми вами решениями. На обсуждение вопроса дается время 2-3 минуты, затем группа, кроме хозяина столика, переходит за следующий «столик». По завершению обсуждения «хозяин столика» знакомит с результатами по данному вопросу.

Давайте познакомимся с правилами работы нашего кафе:
1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
2. Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
3. Говорите открыто и от всего сердца.
4. Слушайте, чтобы понимать.
5. Связывайте и соединяйте идеи.
6. Получайте удовольствие от общения!

Принципы работы:
1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны.
2. Чтобы ни случилось – это единственное, что может произойти.
3. Когда бы это ни началось – это правильное время.
4. Когда это закончится – тогда и закончится.
Закон: если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научится или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другое кафе!
Фасилитатор предлагает вниманию участников собрания вопросы, сформулированные ими в качестве проблемных на этапе подготовки к мероприятию.
Вопрос № 1. Какие формы работы с родителями применимы в ДОУ и почему?


По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор вместе с участниками приходит к единому мнению, что: дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Родители, дети, воспитатели – это субъекты дошкольного образования, и от их взаимодействия зависит микроклимат группы.
Использование педагогами укоренившихся в практике детских садов методы ориентированные на традиционное понимание задач взаимодействия с семьей: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки и недостатки в воспитании, вызывают сопротивление у многих родителей. Кроме того, даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады специалистов ДОУ.
В эпоху компьютеризации многие современные родители достаточно информированы в вопросах дошкольного образования и имеют потребность обмениваться этой информацией, обсуждать, делиться собственным жизненным опытом. Следовательно, педагогам необходимо выбирать такие методы и технологии организации групповых мероприятий, чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений и основными действующими лицами при принятии решений, касающихся воспитания и развития ребенка.
Массовые мероприятия педагогов и родителей
родительские собрания
конференции
вечера для родителей
кружки для родителей
школа для родителей
клубы по интересам
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
Дни открытых дверей
КВН
совместное творчество
праздники
выпуск Газеты
концерты
соревнования
Индивидуальные
беседы
посещения на дому
выполнение индивидуальных поручений
Наглядно-информационные
информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

Вопрос № 2. Какие активные методы, способствуют продуктивному взаимодействию с родителями?


Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор обобщает информацию:
круглый стол (это форма организации обмена мнениями);
тренинг (это форма обучения, где мало теории и разговоров и много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему);
креативные игры (творческие игры, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей);
мозговой штурм (выбирается, задаётся тема). Каждый участник предлагает свой вариант ответа. Затем отбрасываются ненужные варианты ответов и подходят к окончательному решению, доказывая, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и найти правильное решение.
интерактивные методы «inter –это взаимный, act- действовать», означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Одним из которых является метод фасилитации.
Ведущая: Фасилитация (от англ.) – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Актуальность проблемы использования технологии фасилитации обоснованна тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживать необходимый настрой, создавать доброжелательную атмосферу в группе.
Задачи фасилитации - решение конкретных вопросов, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, раз решение сложных и конфликтных ситуаций.
Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения зафиксированные в протоколе мероприятия, которые повлекут те или иные изменения.
Вопрос № 3. Кто такой фасилитатор? Какими характерными чертами он обладает?
Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками ведущий вместе с участниками определяет характерные черты фасилитатора:
Фасилитатор - нейтральный лидер, который делает процесс более легким и эффективным, не заинтересованный в и тогах обсуждения, не представляющий интересы не одной из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист.


Характерные черты:
умеет управлять содержанием и динамикой мероприятия;
умеет слушать и слышать;
умеет точно и полно обобщать информацию;
умеет правильно задавать вопросы;
готов принимать чужие мнения, не навязывая свое;
умеет структурировать время;
умеет строить открытые, доверительные отношения с участниками образовательных отношений.
Для фасилитатора характерно несколько «не»:
не заинтересован в итогах обсуждения;
не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;
не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;
не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.
Вопрос № 4. Какова роль фасилитатора при организации и проведении мероприятий? Как стать эффективным фасилитатором, способствующему совершенствованию взаимоотношению с родителями воспитанников?
Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
По итогам обсуждения (3 раунда) за столиками фасилитатор обобщает информацию:

«Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического
развития воспитанников № 34 «Радуга»
И. о. заведующего МБДОУ № 34
Кисиль Наталия Юрьевна

К сожалению, большинство родительских собраний неэффективны, и даже те родители, которые проявляют определенный интерес к вопросам воспит

Родительские собрания
- это основа взаимодействия родителей и педагогов,
людей, которым предстоит действовать сообща в
вопросах воспитания и развития ребенка
Эффективность
Неэффективность
К сожалению, большинство родительских собраний
неэффективны, и даже те родители, которые проявляют
определенный интерес к вопросам воспитания детей, жизни
дошкольного учреждения, часто уходят с него
разочарованными, не получив ответа на какие-то свои
вопросы, послушав в очередной раз монолог педагога или
«невнятный» рассказ
о том или ином конкретном ребенке.

Моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

родительского собрания не было ясной цели (хотя она
была озвучена);
много людей говорили одновременно;
обсуждение часто уходило в сторону от существа
вопроса;
скучно и неинтересно;
не началось или не закончилось вовремя;
недостаточное количество людей высказалось или
приняло участие;
несколько человек полностью заняли время собрания;
по окончании собрания родителям не сказали, что
нужно делать;
одно и то же обсуждалось снова и снова;
было не так много людей;
бесполезно, не было никакой разницы, был я там или
нет.

Цель: улучшения качества проводимых
родительских собраний для активизации позиции
родителей, для вовлечения их в жизнь
дошкольного образовательного учреждения
Средство: использование технологии фасилитации
при организации родительских собраний
Фасилитация
(производное от
глагола «facilitate») –
облегчать, помогать,
способствовать,
ускорять,
стимулировать
Другими словами,
это совместная
деятельность, общение,
видимый результат
совместных усилий,
удовлетворяющий всех
участников,
отражающий вклад
каждого и достижения
всех

Условия, необходимые для эффективности родительских собраний:

Обеспечить комфортность участников собрания
Педагог не должен оценивать правильность или
неправильность родительских мнений и установок.
Особо следует отмечать ценность обратной
связи,
полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом
сказали». Некоторые родители при участии в играх или
дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая
маскируется смехом или оппозиционными реакциями.
Воспитателю лучше не заострять, на этом внимания, а
проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им
благодарность за участие.
Заинтересовать родителей
Нужно выяснить у родителей, какая тема является для
родителей актуальной и объяснить, что проведение
родительских собраний с использованием новых методов
помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации,
применить полученные знания и т.п.

Организовать пространство
Обязательно
нужно
подготовить
пространство.
Например, поставить столы буквой «П» или полукругом
или выбрать другое размещение. Можно использовать
модульные
столы,
которые
расставляются
по
необходимой вам схеме.
Рис. 1. Примеры расстановки модульных столов на родительском собрании.
Предупредить родителей заранее
Сообщить о том, что на собрании будут применяться
новые формы взаимодействия, можно различными
способами
(например,
подготовить
письменные
приглашения,
красочное
объявление),
Выбрать
оптимальное время на родительском собрании для
применения интерактивных форм взаимодействия.
Время это обычно ограничивается 30-40 минутами. Но
родители ранее не принимали участия в такой работе, то
имеет смысл начинать с небольших по времени заданий,
постепенно увеличивая их длительность.

При подготовке к родительскому собранию следует учитывать сигналы не вербальной коммуникации

Положительные сигналы
Отрицательные сигналы
Педагог, выступая перед родителями на собрании:
Использует пространство
Не использует пространство
Демонстрирует спокойствие
Демонстрирует нервозность
Удобно стоит
Крутит какие-то предметы
Имеет контакт глазами
Дотрагивается до лица
Держит ладони открытыми
Сжимает кулаки
Следует также уделить внимание
личностным установок педагога:
открытость, принятие и доверие,
эмпатическое понимание

1. Четко определите цель родительского собрания
(причины родительского собрания, актуальность темы,
цели собрания можно сочетать, повестка дня, состав
участников, выбор соответствующих форм работы или
технологии,
раздаточный
и
демонстрационный
материал)
2. Распространение информации о проведении
родительского собрания (информация за 2 недели,
письменное приглашение, красочное объявление с
интересной повесткой дня)
3. Родительское собрание должно быть организовано
так, чтобы все приглашенные были довольны (3
аспекта: время собрания, место собрания, создание
уютной атмосферы)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

4. Начинайте собрание в точно назначенный час
(уважение к тем, кто пришел вовремя)
5. Приветствуйте собравшихся и представьте их
друг другу (общение на уровне глаз, все видят всех,
дружеский тон, ценность участия родителей,
рассказ родителей немного о себе, своих детях,
использование бейджиков, эмпатия состояния всех
родителей – фон, каждого родителя отдельно)
6. Организуйте непродолжительное родительское
собрание (самое большое 90 минут, в объявлении
сколько продлится собрание, регламент, чаепитие)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

7. Правила для повестки дня (знакомство с
повесткой дня, придерживаться повестки дня,
управлять дискуссией в целях соблюдения
регламента)
8. Правила для проведения (знакомство родителей с
правилами, организация процесса с включением
участников в процесс обсуждения, следить за ходом
дискуссии, уважение к мнению любого участника,
направление обсуждения, если уходят от темы)
9. Получение результата (записать конкретные
решения – «реальные» с проговариванием и
распределением
ответственности,
ощутимый
результат)

Общие этапы технологий фасилитации:

Определение
актуальности
проблемы
Генерирование
альтернативных
решении
Оценка
решений
Выработка плана
действий по схеме: пункт
плана, его цель, начало и
конец работы по
выполнению, ресурсы,
ответственный за
выполнение
В какой срок
осуществляются
действия по
плану
Оценка
результатов
(где и когда)
Выбор лучшего
решения или
решений

Смотр-конкурс «Родительские собрания с использованием технологий фасилитации:

Мировое кафе
Круглый стол
Большой круг

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №5

Тема: Семья и семейные традиции

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №6

Тема: Как развить речь ребёнка дома?