Многие учащиеся спрашивают, сколько времени займёт обучение в целом или каждого уровня.

1. Сколько, примерно, длится каждый уровень РКИ? (количество часов). Элементарный уровень - 100 -120 часов в зависимости от каких факторов?

- если это обычный вариант обучения, курса (не интенсивный курс)?

Стандартно считается, что при ежедневных занятиях для достижения элементарного уровня требуется 2 - 3 месяца, базового уровня - полгода, первого сертификационног о уровня - 1 год. Традиционно иностранные студенты подготовительног о факультета МГУ сдают экзамен ТРКИ-1 после года изучения русского при занятиях 4 - 5 раз в неделю.

Второй сертификационный уровень достигается после двух лет изучения, хотя мне известны случаи, когда ребята после лишь четырёх интенсивных месяцев обучения достаточно успешно сдавали ТРКИ-2 (например, моя ученица из Японии). Однако любой опытный преподаватель РКИ вам скажет, что это в определённой степени профанация и для достижения такого высокого уровня владения языком требуется значительное большее количество времени, ведь необходимо, чтобы в голове иностранца уложился серьёзный объём профессиональной и научной лексики, сложная грамматика, чтобы он мог писать и вести дискуссии на общественно-поли тические и социальные темы.

Для достижения третьего сертификационног о уровня иностранному учащемуся требуется 280 часов (из них 160 часов - обучение общению в профессиональной сфере деятельности).
Для достижения четвёртого сертификационног о уровня (уровень специалиста и магистра филолога-русиста) требуется, как правило, 180 учебных часов (не учитывая часы, необходимые для достижения третьего сертификационног о уровня): 60 часов на обучение общему владению русским языком и 120 часов на обучение его использованию в сфере профессиональног о общения.

2. Интенсивный курс обучения (например, в отелях, магазинах, аэропортах, и др., где учащимся нужно овладеть не столько грамматикой, сколько лексикой в данной сфере)? Как определить время обучения в этой ситуации?

Здесь время может варьироваться от одной ситуации к другой. Часто компания сама определяет, сколько времени её сотрудник затратит на изучение языка. Это может быть и недельный курс, и 1 месяц, и пару месяцев и т.д. Конечно, в интенсивный недельный курс необходимо включать как можно больше базовой профессиональной лексики, много аудирования и говорения (диалоги с преподавателем или другими участниками группы).

3. При варианте обучения, направленном на определённую сферу деятельности, как лучше давать информацию?

- письмо, чтение, аудирование, говорение? (или лучше ограничиться только говорением и аудированием?).

Большинство людей - визуалы. Письмо и даже чтение действительно можно опустить (так поступают на некоторых краткосрочных курсах чаще всего для работников сервиса). Хотя, на мой взгляд, отсутствие текстовой визуальной поддержки снижает эффективность усвоения материала, поэтому всегда полезно давать базовые навыки чтения, хотя, повторюсь, при необходимости можно постараться обойтись только говорением и аудированием.

- базовая грамматика (одуш/неодуш, род имён существительных, ед. и мн. ч. и некоторая другая, необходимая для формирования простейших предложений без падежей, может только П.п. с вопросом: Где?)?

Да, это основные грамматические темы, которые нужно дать, и ещё, конечно же, настоящее и прошедшее время глагола, можно и будущее с глаголом «буду».

- изучение лексики сферы деятельности займёт большую часть времени?

Да, делать на этом упор с первых минут обучения. Такие учащиеся приходят с очень прагматичными целями. Чаще всего у них нет стремления говорить грамматически правильно или читать русскую классику, они хотят освоить только базовую лексику, наиболее употребительные фразы своей сферы деятельности.

Заучивать фразы (например: при потери ключа от номера взимается штраф; скидка действует на всё, кроме некоторых национальных алкогольных напитков) без объяснения грамматики?

Да. Точно также мне приходилось поступать, когда я вела двухнедельный блицкурс (20 часов) сотрудникам хорватской строительной компании: заучивать словосочетания, фразы без анализа грамматики и разыгрывать рабочие ситуации.

4 . Сколько часов в неделю рекомендуется давать:

- людям, которые работают, у них нет времени приходить на уроки каждый день (обычный курс)?

2 раза в неделю по 60 или 90 минут (в зависимости от общей усидчивости и работоспособност и учащегося)

- интенсивный курс.

4 - 5 раз в неделю по 60 или 90 минут и более.


О тестировании по русскому языку как иностранному
(ТРКИ, уровни А1-С2)

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:

  • ТЭУ — Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1);
  • ТБУ — Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2);
  • ТРКИ-1 — Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (В1);
  • ТРКИ-2 — Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень (В2);
  • ТРКИ-3 — Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень (С1);
  • ТРКИ—4 — Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень (С2).

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным соотносится с системами тестирования, принятыми в других странах.

Россия Элементарный уровень Базовый уровень I уровень
(ТРКИ-1)
II уровень
(ТРКИ-2)
III уровень
(ТРКИ-3)
IV уровень
(ТРКИ-4)
A1 A2 B1 B2 C1 C2
Европа Level 1
Breakthrough Level
Level 2
Waystage Level
Level 3
Threshold
Level
Level 4
Vantage
Level
Level 5
Effective Operational Proficiency
Level 6
Good User
США Novice Intermediate Intermediate-High Advanced Advanced Plus Superior Native

C 1997 года Российская государственная система тестирования (ТРКИ) является официальным членом Association of Language Testers in Europe (ALTE).

Порядок проведения тестирования

ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней :

  • Элементарный,
  • Базовый,
  • I сертификационный,
  • II сертификационный,
  • III сертификационный,
  • IV сертификационный.

Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):

  • Лексика. Грамматика,
  • Чтение,
  • Аудирование,
  • Письмо,
  • Говорение.

Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. Если по одному из них тестируемый получил менее 66%, он имеет право еще раз за дополнительную плату (50% стоимости экзамена) пройти повторное тестирование по несданному субтесту. В этом случае выдается Справка о прохождении тестирования, в которой указываются все полученные результаты. Справка действительна 2 года, она может быть предъявлена для пересдачи в любое учебное заведение, входящее в Российскую государственную систему тестирования.

Результаты успешно сданных субтестов учитываются при повторной сдаче экзамена.

Продолжительность экзамена

Компонент (субтест) Элементарный уровень Базовый уровень I сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Чтение 50 мин. 50 мин. 50 мин.
Аудирование 30 мин. 35 мин. 35 мин.
Письмо 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Говорение 30 мин. 25 мин. 25 мин.
Общая продолжительность: 3 ч. 30 мин. 3 ч. 30 мин. 3 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 180 мин. 185 мин. 205 мин.
Компонент (субтест) II сертификационный уровень III сертификационный уровень IV сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 90 мин. 90 мин. 60 мин.
Чтение 60 мин. 75 мин. 80 мин.
Аудирование 35 мин. 35 мин. 40 мин.
Письмо 60 мин. 60 мин. 60 мин.
Говорение 35 мин. 40 мин. 50 мин.
Общая продолжительность: 4 ч. 40 мин. 5 ч. 00 мин. 4 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 280 мин. 260 мин. 290 мин.

Русский язык как средство делового общения

Типовые тесты по уровням

  • 6 300 руб. 3 150 руб. Третий сертификационный (ТРКИ-III/C1)
    Высокий уровень коммуникативной компетенции. 6 500 руб. 3 250 руб. Четвёртый сертификационный (ТРКИ-IV/C2)
    Свободное владение русским языком, близкое к уровню носителя языка. 6 500 руб. 3 250 руб.

    О тестировании по русскому языку как иностранному (ТРКИ, уровни А1-С2)

    Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:

    • ТЭУ — Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1);
    • ТБУ — Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2);
    • ТРКИ-1 — Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (В1);
    • ТРКИ-2 — Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень (В2);
    • ТРКИ-3 — Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень (С1);
    • ТРКИ-4 — Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень (С2).

    Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным соотносится с системами тестирования, принятыми в других странах.

    Россия

    Элементарный уровень

    Базовый уровень

    I уровень
    (ТРКИ-1)

    II уровень
    (ТРКИ-2)

    III уровень
    (ТРКИ-3)

    IV уровень
    (ТРКИ-4)


    Level 1
    Breakthrough Level

    Level 2
    Waystage Level

    Level 3
    Threshold
    Level

    Level 4
    Vantage
    Level

    Level 5
    Effective Operational Proficiency

    Level 6
    Good User

    Intermediate-High

    C 1997 года Российская государственная система тестирования (ТРКИ) является официальным членом Association of Language Testers in Europe (ALTE).

    Порядок проведения тестирования

    ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней :

    • Элементарный,
    • Базовый,
    • I сертификационный,
    • II сертификационный,
    • III сертификационный,
    • IV сертификационный.

    Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):

    • Лексика. Грамматика,
    • Чтение,
    • Аудирование,
    • Письмо,
    • Говорение