Тема данного видеоурока - «Причины и начало Смутного времени. Россия в 1605-1606 гг.». В ходе урока учитель расскажет о появлении самого термина «смутное время», обозначит черты династического кризиса, объяснит политическую и экономическую ситуацию, характерную для того периода. Далее лектор перейдет непосредственно к событиям Смутного времени.

Тема: Смутное время. Россия в конце XVI - начале XVII вв

Урок: Причины и начало Смутного времени. Россия в 1605-1606 гг.

1. Причины Смутного времени

В русской исторической науке, особенно после выхода в свет исследования С. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.» (1899 г.), главной причиной начавшейся Смуты называли совокупность династического, хозяйственного и социального кризисов, поразивших страну на рубеже столетий. При этом подчеркивалось их равновеликое влияние на возникновение и развитие этого процесса и утверждалось, что раскол русского общества произошел не социальным интересам, а по корыстно-эгоистическим притязанием «верхов» и «низов».

В советской исторической науке, особенно после выхода в работы И. Смирнова «Восстание Болотникова» (1951 г.), акцент сознательно делался лишь на социальном (классовом) аспекте структурного кризиса, что вполне вписывалось в классическую марксистскую формулу «о классовой сущности государства» и «о классовой борьбе как локомотиве истории».

В последнее время в работах ряда историков (А. Кузьмин, В. Козляков) прежняя концепция истоков Смуты, предложенная С. Платоновым, вновь получила признание.

2. Лжедмитрий I (1605-1606 гг.)

В такой накаленной до предела внутриполитической обстановке на исторической арене России появляется фигура Лжедмитрия I (1582-1606 гг.). Сейчас абсолютно точно установлено, что под этим именем скрывался бывший галицкий дворянин, а затем монах Московского Чудова монастыря Юрий (Григорий) Отрепьев, который еще в 1603 г. бежал в Польшу, хотя ряд русских историков (Н. Костомаров, С. Платонов) отвергали эту точку зрения как недоказуемую.

Рис. 1. Присяга Лжедмитрия полякам ()

Кому пришла в голову идея использовать этого амбициозного авантюриста в своих целях, установить довольно трудно. Одни историки (С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов) называют бояр Романовых, у которых когда-то служил Г. Отрепьев, другие (Р. Скрынников, А. Кузьмин) — польских магнатов Ю. Мнишека и А. Вишневецкого, третьи (Н. Костомаров) — польского короля Сигизмунда III. Но кто бы ни стоял за фигурой самозванца, совершенно очевидно, что он «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (В. Ключевский).

Весной 1604 г. Лжедмитрий начал собирать в Малороссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, войско для похода на Москву. Собрать под свои знамена ему удалось несколько тысяч запорожских и донских казаков и мелкопоместных польских и малороссийских шляхтичей. В октябре 1604 г. с этим разношерстным войском он перешел границу русского государства и начал поход на Москву. Вначале ему сопутствовал явный успех, поскольку на его сторону перешли практически все города южных уездов страны (Чернигов, Воронеж, Путивль, Белгород, Елец). Но уже в январе 1605 г. он потерпел первое крупное поражение от царской армии воевод П. Басманова и В. Голицына под Добрыничами и отступил в Путивль, ставший главной базой самозванца до нового похода на Москву.

Рис. 2. Разгром Лжедмитрия от царских войск ()

Нам трудно предположить, как бы в дальнейшем развивались события, но в апреле 1605 г. от апокалиптического удара (инсульта) в Москве скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрий, воспользовавшись этим обстоятельством, начал новый поход на Москву. Уже в мае 1605 г. к нему присоединились правительственные войска (В. Голицын, И. Басманов), и он начал свое триумфальное шествие к столице.

В начале июня 1605 г. в самой Москве агентами самозванца было поднято восстание против нового царя Федора Годунова (1589-1605 гг.), в ходе которого он и его мать, царица Мария Григорьевна Годунова (Скуратова-Бельская), были убиты князем Василием Мосальским и его сподручными.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву и через месяц, венчавшись на царство под именем Дмитрия Ивановича (1605-1606 гг.), стал править страной. Однако его век на московском престоле оказался очень недолгим.

Самозванец, сознавая всю шаткость своего положения, попытался заручиться поддержкой влиятельного московского боярства, для чего вернул из ссылки всех тех, кто попал в опалу при Борисе Годунове: князей Бельских, Нагих и бояр Романовых. Однако они, прежде всего Романовы, зная истинное лицо самозванца, отказали ему в поддержке и предпочли наблюдать за дальнейшим развитием событий со стороны.

В январе 1606 г. под давлением московского служилого люда был восстановлен пятилетний сыск беглых крестьян, отмененный при Борисе Годунове. В результате Лжедмитрий потерял поддержку южных уездов страны, которые являлись опорой его власти, поскольку именно помещики этих уездов были кровно заинтересованы в полной отмене этой нормы, так как именно в эти уезды и направлялась основная масса беглых крестьян и холопов из центральных районов страны.

В феврале 1606 г. в Москве начались переговоры с послами Сигизмунда III о передаче Речи Посполитой Смоленска, Чернигова, Пскова, Новгорода и других русских городов, обещанных самозванцем в качестве откупного польскому королю и его покровителю, Юрию Мнишеку. Переговоры эти закончились безрезультатно, и в итоге самозванец оказался без поддержки польской шляхты, что ускорило его неизбежный конец. Тем временем в Москве возник заговор против Лжедмитрия, который возглавили князья-бояре Василий и Дмитрий Шуйские, возвращенные незадолго до этого из политической ссылки.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, стало венчание Димитрия-Самозванца на польской магнатке Марине Мнишек, которое прошло без важнейшего свадебного обряда причастия. Через неделю после этого события, 17 мая 1606 г., в Москве вспыхнуло народное восстание, в результате которого Лжедмитрий был убит, труп его сожжен, а прах развеян по ветру. Так бесславно и трагически закончился жизненный путь первого самозванца в истории России.

Надо сказать, что историки до сих пор неоднозначно оценивают личность и деяния этого персонажа русской истории. Часть из них (А. М. Панченко, Р. Скрынников, А. Кузьмин) по-прежнему продолжают считать Лжедмитрия I «льстивым антихристом», лжецом и казнокрадом. Другие авторы (В. Кобрин, А. Юрганов) утверждают, что личность Лжедмитрия, которого они считают «креативным» царем, была хорошим шансом для России стать цивилизованной европейской страной.

Список литературы для изучения темы "Причины и начало Смуты. Россия в 1605-1606 гг.":

1. Козляков В. Н. Смута в России. XVII в. — М., 2007

2. Козляков В. Н. Лжедмитрий I. — М., 2009

3. Костомаров Н. И. Смутное время в Московском государстве в начале XVII в. — М., 1994

4. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. — М., 2003

5. Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. Смута. — М., 1988

6. Скрынников Р. Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. — М., 1997

7. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. — М., 1937

Цели урока:

Обучающая: продолжить прививать навыки исследовательской работы, закрепить знания причин, итогов Смутного времени.

Развивающая: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать факты, документы, строить предположения, делать выводы, закрепить умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: раскрыть роль роста национального самосознания масс в преодолении последствий Смуты.

Основные понятия урока: гражданин, гражданская война, народное ополчение, национальное самосознание, Смута.

Важнейшие даты: начало – конец Смутного времени, время правления царей этого времени, восстание Ив. Болотникова, воцарение Михаила Романова.

Выдающиеся личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Ив. Болотников, Кузьма Минин, Ив. Сусанин.

Оборудование урока: запись оперы М. Глинки “Иван Сусанин…”, портреты выдающихся личностей, термины урока, таблица.

Запись на доске:

Смута: проблемы и вопросы.

Эпиграф:



В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не загубит.

К. Ф. Рылеев.

Начало...окончание...


Какое событие Смуты является её “лицом”?
Можно ли считать Перестройку – смутой 20 века?
С чем связано национальное самосознание в 17 в.?

Ход урока

1. Оргмомент:

Определение предмета исследования групп теоретиков, хронографов, биографов, летописцы находится на столах, вокруг которых расположились ученики.

2. Слово учителя: Смута – одно из самых страшных лихолетий русской истории.

(Учитель обращается к записи темы на доске.)

Муть истории – это и предательство и подлость ставших нормой как для простого люда, так и царей, вспомним печально известного Василия Шуйского, и бессмысленное убийство царевичей Дмитрия и юного Федора Годунова, позор царевны Ксении, появление лжеправителей разного ранга. Это возмущ ение народа “неправдой”, несправедливостью, вначале лишившей их свободы: “Вот тебе, бабушка и Юрьев день”, затем законного царя, а далее насаждавшей ненавистное католичество. Несмотря на то, что это непростое время лежит от нас не столь уж далеко, чуть более 400 лет, вопросов оно нам оставило немало. И первый получают хронографы:

1) Определите наиболее точные, на ваш взгляд, временные рамки Смутного времени. Обоснуйте свою точку зрения. (Вопросы на карточках на столе:

Начало…? - один ученик. Он рассматривает варианты: 1598 – смерть царя Федора, 1601г. – начало голодных бунтов, 1605г. – воцарение самозванца?
Окончание... ? – другой ученик: 1612, 1613, 1645?

Основные вехи Смуты – третий ученик. Задание: На доске расположить в хронологическом порядке даты, события, имена личностей, связанных с событиями (карточки сложены в 3 конверта: даты, события, персоны.): 1603 – восстание Хлопка –окольничий И.Ф.Басманов. 1605 - венчание на царство Лжедмитрия I - Марина Мнишек. 1606 – начало восстания Ив. Болотникова – Василий Шуйский. 1610 –начало “семибоярщины” королевичВладислав. 1611г. – падение Смоленска, король Сигизмунд III. 1612- создание “Совета всея земли” – К. Минин. 1613 – избрание царем Михаила Романова – патриарх Филарет. Каких дат. на ваш взгляд, не достает, какие, по- вашему, не относятся к заданию?).

2) Второй вопрос получают библиографы:

Была ли у кого-либо из политических деятелей Смуты возможность прекратить её и почему он ей не воспользовался?

3) Летописцы , какое событие Смуты является её “лицом”?

4) Господа, теоретики , ваши вопрос на карточке - итог нашего урока:

  1. Можно – ли считать Перестройку – смутой 20 века?
  2. Национальное самосознание, что это? Почему произошел его резкий рост? С чем связано оно было в 17 веке?

Во время ответа все, не зависимо от группы, имеют право не соглашаться, поправлять и добавлять, но аргументировано, получая дополнительные баллы.

Ученики получают на подготовку 3-4 мин.

3. Слово хронографам.

Первый ученик рассматривает все предложенные даты, через призму причин Смуты: а) династический кризис, б) экономический кризис, в) начавшееся закабаление крестьян, г) ограничение свобод других сословий.

Учитель: Следует – ли нам согласиться с данной трактовкой начала Смутного времени? (Ученик записывает на доске дату после слова “Начало…”)

Второй ученик рассматривает все предложенные даты, через призму итогов Смуты:

а) преодоление политического кризиса, б) начало экономической стабилизации, в) усиление влияния представительной власти – Земских соборов, г) установление юридического порядка понятного для всех.

Учитель: Следует – ли нам согласиться с данной трактовкой окончания Смутного времени? (Ученик записывает на доске дату после слова “Окончание…”)

Третий ученик на доске закрепляет карточки, добавляя годы царствования Бориса Годунова и убирая взятие Сигизмундом III Смоленска.

4. Слово биографам. Во время ответов – сообщений ученики заполняют таблицу в тетради.

Имя исторического деятеля Да – нет Объективные причины Субъективные причины
1 Б. Годунов Да Три неурожайных года Подозрения в убийстве царевича Дмитрия

1) Б. Годуновраткая политическая биограф ия) . Способен был и не допустить и прекратить Смуту. Не смог. Объективные причины:

Три года неурожай (это только в Библии царю посылаются вещие сны и умные толкователи);
- подозрение в убийстве царевича Дмитрия и голод, как кара небесная за царя – преступника.

2) Лжедмитрий I . Способен был прекратить Смуту, так как имел кредит народного доверия. Не смог.

Объективные причины: настороженность горожан, стремление бояр самим править.

Субъективные причины: недальновидность поступков, спешка в стремлении все изменить по европейскому подобию, наглость поляков его окружения. Что через 100 лет простилось “законному” царю Петру I, то погубило “поганого” царя Лжедмитрия.

3) Василий Шуйский (краткая политическая биография) первый царь через “крестоцеловальную запись” брал обязательства не наказывать подданных без судебного выяснения их вины.

Не способен.

Объективные причины: отсутствие доверия со стороны почти всех слоев населения, восстание Ив. Болотникова.

Субъективные причины: негативные личностные характеристики: лживость, подлость, хитрость.

4) Иван Болотников (краткая политическая биография) Почему Болотникову не удалось сделать то, что сделал князь Пожарский: “посадить на престол законного царя”?

Объективные причины: неверие людей, особенно москвичей, в “чудесно спасшегося царевича Дмитрия (Михаил Молчанов – клеврет первого самозванца)”, раскол общества, приведший к гражданской войне.

Субъективные причины: неправильно выбраны ценностные ориентиры.

5) Лжедмитрий II (краткая политическая биография человека, происхождение которого неизвестно). Не способен.

Объективно: отсутствие кредита доверия у “тушинского вора”.

Субъективные причины: грабежи, высокие налоги, осада Троице – Сергиева монастыря.

6) “Седмочисленные бояре” во главе в боярином Ф. И. Мстиславским (краткая история возникновения) .

Не могли, так как ставили другие задачи, ошибочная стратегия: ставка на поляков королевича Владислава, сына Сигизмунда III, что соединило в сознании народа борьбу за права бояр с предательством.

7) Князь Дм. Пожарский (краткая биографическая справка).

Объективно не мог, так как вряд ли поучил поддержку знати и сам не стремился к такой власти.

8) Михаил Романов – сын боярина и патриарха Филарета.

а) законный по крови (двоюродный брат царя Федора Ивановича) и по завещанию;
б) выбран на Земском соборе всеми свободными сословиями, “не способнейшего, а удобнейшего”(по мнению В.О.Ключевского).

Проверка таблицы, сравнить с подготовленной.

5. Летописцы.

Для анализа ученикам предлагается:

а) В.О. Ключевский о Лжедмитрии I из “Истории государства Российского”.
б) Из записок немецкого участника восстания Болотникова. (А.А.данилов, Л.Г.Косулина “История России 7 класс” с.22-23).
в) Речь Кузьмы Минина.

При анализе учениками текстов материал выводится на доску с помощью имеющихся технических средств.

Первый ученик отмечает, что в отрывке из работы Карамзина есть, может быть, описание самого яркого явления Смуты – лжецаризм, который в то время был не только русским явлением, но это лишь одна сторона сложнейшего явления, поэтому этот документ не может быть “лицом Смуты”.

Второй ученик на примерах из текста оценивает эмоционально- экспрессивную характеристику призыва К.Минина. Но и это характерно лишь на последнем этапе события.

Третий ученик выделяет в тексте описания восстания Болотникова все признаки и характеристики данного времени. Делает вывод, что этот источник может считаться “лицом Смуты”.

Теоретики отмечают сходные черты периода Перестройки: экономический кризис, политический кризис, народное возмущение и черты различия: в 20 веке это смена политического строя, системы формирования власти, экономических систем, а в 17 веке смена династий не меняет ни экономического, ни политического строя. Иная роль народных масс. Попытки бояр ограничить власть самодержца не были приняты самим народом, для которого избрание законного царя стала идеей национального возрождения, роста национального самосознания.

Слово учителя:

Народ осознал с помощью, возможно, писем келаря Авраама Палицына, патриарха Гермогена, заключенного в Чудовом монастыре, игумена Троице – Сергиевского монастыря Дионисия, что основной силой спасения является он сам. На доску выводится “ Грамота Дионисия”: “Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обоняйте её всеми своими силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте предателей и изменников…” .

Важно и то, что народ поднялся не в истерзанном центре, а далеком от арены смутных бурь Нижнем Новгороде по призыву избранного посадника Кузьмы Минина. Кого еще чтит история? Простого крестьянина Ивана Сусанина. Возможно, это всего лишь народная легенда. Но в сознании народа защита царя Михаила Романова и защита России переплелись причудливо и крепко, что чутко прочувствовал и передал другой народный защитник – поэт К.Ф.Рылеев:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

(Несколько музыкальных фрагментов из оперы М. Глинки “Иван Сусанин или жизнь за царя”)

Итог урока.

Осознание народом своей силы и способности изгнать захватчиков и привело к окончанию Смуты.
Только поддерживаемый народом правитель способен преодолеть исторические катаклизмы.
Неусвоенные уроки Смутного времени периодически приводят к глобальным потрясениям.

Домашнее задание.

Какие уроки Смутного времени мы должны извлечь для себя?
Какие исторические потрясения можно было бы назвать смутными временами и почему?

Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кое какие из них разберем. Где взять остальные — смотри в конце статьи.

Причины смутного времени

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Ход событий

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете .

Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

  1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия.
  2. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.
  3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.
  4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.
  5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Итоги Смутного времени для истории России

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

PS.: Разумеется, все что вы здесь прочитали, доступно и на миллионе других сайтов. Но цель поста сжато, вкратце рассказать о Смуте. К сожалению всего этого недостаточно, чтобы выполнить тест . Ведь за кадром осталось множество нюансов, без которых немыслимо выполнение второй части теста. Поэтому я вас приглашаю на курсы подготовки к ЕГЭ Андрея Пучкова .

С уважением, Андрей Пучков

Цели урока:

  • Обучающая:
    • выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;
    • рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;
    • определить последствия Смуты.
  • Развивающая:
    • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
  • Воспитательная:
    • раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,
    • воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия:

  • Смутное время,
  • гражданская война,
  • интервенция,
  • “Семибоярщина”,
  • Первое ополчение,
  • Второе ополчение.

октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

1610 г. - Семибоярщина

1611 г. - создано Первое ополчение

март 1612 г. - создано Второе ополчение

лето-осень 1612 г.- осада Москвы

1613 г. – Земский собор

Оборудование урока:

  • учебник № 20 (О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин “Россия и мир с древнейших времен до конца XIX”),
  • историческая карта “Смутные времена в России XVII века”,
  • карточки с заданиями,
  • фрагменты исторических произведений.

Ход урока

1. Опрос домашнего задания.

а) Хронологическое задание

Найти значение выражения:

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х

(1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

1572 г. – дата отмены опричнины

б) где, по-вашему мнению, наиболее полно и правильно перечислены основные реформы Ивана IV

  1. учреждение Земского собора, создание Избранной рады, приказной системы, реформа налогообложения, созыв Стоглавого собора, учреждение опричнины.
  2. учреждение институтов: царской власти, Земского собора, создание приказной системы, отмена кормлений и передача сбора налогов в руки губных старост и излюбленных голов, податная реформа (соха), введение в действие Судебника 1550 г., военные реформы, введение опричнины, создание опричного войска.
  3. Введение атрибутов царской власти, учреждение герба Московской Руси, Земского собора, приказной системы, введение в действие Судебника 1550 г., Стоглавый собор, создание стрелецкого войска, введение опричнины, реформирование налоговой системы, ограничение принципа местничества.

в) каковы итоги правление Ивана IV?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

2. Изучение нового материала.

  1. Причины Смуты
  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)
  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг). Восстание И.И.Болотникова.
  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг).
  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
  6. Последствия и уроки Смуты.

1. Вопрос: В чем же причины Смуты?

Задание: Используя текст учебника (с. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)

Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов. Чтобы нам легче было представить, как развивались события, составим хронологическую таблицу “Этапы Смуты”.

Задание: по ходу объяснения заполнить таблицу. Проверка выполнения задания.

Таким образом, первый этап Смуты закончился победой повстанческих сил.

Вопросы:

  1. почему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним?
  2. какими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?
  3. 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”.

Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Задание: Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.)

Вопросы к документу:

  1. почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
  2. что нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства?
  3. какой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?

Таким образом, историческое значение присяги В.Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.

Но последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Задание: работа с картой “ Смутные времена в России XVII в.”

Вопросы по карте:

  1. где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)
  2. назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания (в Калугу).

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

В мае 1607 г. начинается осада Тулы правительственными войсками, длившаяся 4 месяца. Потери, страшный голод ослабили силы восставших. К тому же осаждавшие перегородили плотиной р. Уну, на которой стоит Тула, и в городе началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили в проруби.

  1. проследите по карте путь восставших.

А теперь вернемся к хронологической таблице и заполним ее

№ этапа Название противоборствующего Название противоборствующего Событие, даты
II этап

1606 – 1607 гг.

Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,
  • дворяне и горожане центра и севера России,
  • крестьяне,
  • стрельцы
Повстанческий лагерь

Иван Болотников

Социальный состав:

  • беглые крестьяне,
  • холопы,
  • посадские люди,
  • стрельцы,
  • казаки,
  • часть дворян и бояр противников Шуйского
Август 1606 г. – начало восстания Болотникова

Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими

Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги

Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы

4. III этап Смуты (1608-1610 гг)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ответ найдите в учебнике (с.145-146)

Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву.

Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи

Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву

1609 г. – польская армия перешла границу России

1609-1611 гг. – осада Смоленска

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.

5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Задание: Используя текст (Приложение 1), сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

6. Последствия и уроки Смуты.

  1. в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
  2. в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
  3. в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

3. Закрепление.

  1. Задание по карте “Четвертый лишний”
    Найти лишнее и свой ответ объяснить.
    Ярославль, Тула, Путивль, Калуга.
  2. расставьте иллюстрации в хронологической последовательности (Приложение 2)
  3. Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?
  4. когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную?

4. Домашнее задание:

№20: закончить заполнение таблицы. Написать для учебника истории или словаря справку об одном из деятелей Смутного времени.

Литература:

  1. Л.Е.Морозова, А.В.Демкин. История России в лицах. Государственные деятели XVII в.-М.,2001
  2. А А.В.Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева и др. “Россия и мир” - М.,2005
  3. Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.,2002

Федор Иванович скончался в 1598 г., не оставив наследников. Собравшийся Земский собор утвердил на престоле кандидатуру Бориса Годунова (1598—1605).

Новый царь пытался восстановить позиции России на международной арене после неудачной Ливонской войны. В 1595 г. по Тявзинскому миру со Швецией России возвращались утерянные земли по Балтике, однако для ведения широкомасштабных войн у Годунова не было средств.

В начале XVII в. несколько лет подряд был неурожай, вызванный затяжными дождями, ранними морозами. Правительство пыталось удержать ситуацию под контролем, организуя государственные работы, устанавливая твердые цены на хлеб, раздавая государственные запасы продовольствия, разрешая холопам, которых не кормят, уходить от своих господ. В народе поползли слухи, что голод — это кара Божья за нарушение порядка престолонаследия и пресечение династии Рюриковичей. В 1603—1604 гг. произошло восстание Хлопка, жестоко подавленное Годуновым.

В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия. Это был монах Григорий Отрепьев , живший до этого в Чудовом монастыре в Кремле и служивший при первом русском патриархе Иове. Заручившись поддержкой папы римского и польских магнатов, Лжедмитрий I предпринял поход на Москву. Недовольные голодом, тяжелыми условиями жизни холопы, казаки переходили на сторону самозванца, а под городом Кромы на сторону Лжедмитрия перешло и войско Годунова. 13 апреля скончался Борис Годунов , а 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву, где был провозглашен царем.

Правление нового царя сопровождалось разгулом и бесчинством польской шляхты. Чаша терпения москвичей была переполнена во время женитьбы Лжедмитрия на Марии Мнишек 16 мая 1606 г. Во главе восстания встали бояре Шуйские, москвичи перебили поляков, Григорий Отрепьев был убит, Марии Мнишек удалось спастись. 19 мая 1606 г. царем стал боярин Василий Шуйский (1606—1610).

Восстание под предводительством Ивана Болотникова историки называют высшей точкой Смуты . В 1606 г., встав во главе казацких отрядов, «царский воевода» пошел на Москву. В походе к нему присоединялись все новые и новые недовольные люди из самых разных слоев населения, начиная от холопов и заканчивая боярами. Дойдя до Москвы, Болотников приступил к ее осаде, но через несколько месяцев был предан дворянскими отрядами. После отступления Болотников оказался в Туле, осаду этого города возглавил сам Василий Шуйский. Перегородив реку и затопив город, Шуйский вынудил осажденных открыть город, после чего жестоко расправился с восставшими.

В 1607 г. объявился новый самозванец — Лжедмитрий II , за которым стояли Ватикан и польские шляхтичи (дворянство). Летом 1608 г. к Москве подошли войска Лжедмитрия, ему не удалось быстро взять столицу, и самозванец отступил в Тушино и обосновался там, за что и получил прозвище Тушинский вор . Видя слабость России, Польша захватила северные и северо-западные земли.

Василий Шуйский принял решение в обмен на отказ от претензий на Балтийское побережье просить Швецию помочь в борьбе с Лжедмитрием II. Образовавшуюся коалицию войск возглавил племянник царя, талантливый полководец Скопин-Шуйский. В ответ Польша официально объявила войну России и приступила к осаде Смоленска, который оборонялся более 20 месяцев. Являясь марионеткой в польских руках, Лжедмитрий II остался без поддержки, так как больше был не нужен Польше. Вскоре он был убит в Калуге.

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот, боярская группировка во главе с Ф. И. Мстиславским свергла Василия Шуйского, установилась «семибоярщина» . Уже в августе бояре пригласили на престол польского королевича Владислава, 27августа 1610г. Москва присягнула ему на верность. Независимость России оказалось под угрозой. Одним из первых призвал русский народ к борьбе против захватчиков патриарх Гермоген .

В 1611 г. П. Ляпунов возглавил первое народное ополчение. Из рязанской земли ополченцы двинулись к Москве. В ополчении были представлены все слои населения, и противоречия между интересами различных сословий приводили к конфликтам внутри ополчения. Во время одного из таких конфликтов в июле 1611 г. казаки вызвали к себе Ляпунова и убили его. Ополчение распалось. Россия оказалась у края пропасти, 3 июня 1611 г. под натиском поляков пал Смоленск, а 16 июля шведы захватили Новгород . В этих тяжелейших условиях возникло второе ополчение.

Призвал русский народ к сплочению перед лицом нависшей опасности раскола России посадский староста Нижнего Новгорода, работавший в мясной лавке, — Козьма Минин . За помощью в организации ополчения он обратился к князю Дмитрию Пожарскому , который принимал участие в первом ополчении. Сбор средств на ополчение проходил по всей стране. Летом 1612 г. второе ополчение подошло к Москве и приступило к осаде. 26 октября 1612 г. поляки были разгромлены, а русский народ продемонстрировал умение сплотиться в критический момент, когда решалась судьба России.

Смутное время в России, вызванное пресечением династии Рюриковичей, экономическим ослаблением страны после правления Ивана Грозного, началось в 1598 г. с воцарением Бориса Годунова и закончилось в 1613 г. с воцарением Михаила Романова . Россия лишилась значительных территорий, понесла огромные людские потери (около трети населения), была разрушена экономика страны. Преодоление Смуты привело к усилению самодержавной власти и укреплению и развитию крепостного права.