Характеристика главных героев рассказа «Уроки французского» В. Распутина c цитатами


Валентин Распутин описал прекрасный образец человечности в своем рассказе «Уроки французского». Трудно найти такой же тонкий и легкий одновременно рассказ, где так трогательно освещены отношения между учителем и учеником.

В центре произведения главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» - так внешне можно описать главного героя. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и помогает ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что способствует развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна.

Учитель французского языка восхищает главного героя тем, что коренным образом отличаясь от него, предстает перед ним некой волшебницей, существом неземным и возвышенным. А учитывая, что его успехи во французском поначалу весьма скромны, еще и неким пугающим образом. Характеризуя Лидию Михайловну следует уделить особое внимание тому, как видит ее главный герой: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».

По мере того, как развивались события в рассказе барьер между учителем и учеником постепенно таял, обнажая истинную природу души каждого из них. Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.

Сочинение

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», - писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события - случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, - уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина - два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» - реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -- поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать - снимать квартиру.
Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная - род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать - похлебать.
Гольный кипяточек - чистый, без примесей.
Вякать - болтать, говорить.
Тюкать - несильно ударять.
Хлюзда - плут, обманщик, шулер.
Притайка - то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг - моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель - учитель жизни».

Мальчик

Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» - одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи, проявляя самостоятельность, он старается оправдать доверие родственников.

Автор в образе мальчика показывает, казалось бы – оксюморон, взрослого ребенка. Мальчик не берет подачек в виде еды, у него есть гордость. У него действительно сильный характер, он не жалуется на трудности в жизни.

Примечательно, что имени у героя нет, называют его либо просто мальчиком, либо главным героем. Тем самым автор пытается сказать, что главное для него – содержание.

Учительница Лидия Михайловна

Главный герой достаточно умен, хорошо учится в школе, однако у него проблемы с французским языком. Поэтому с ним начинает заниматься учительница Лидия Михайловна.

Так как действие рассказа происходит в послевоенное время, автор указывает на бедность мальчика. Учительница видит это и предлагает мальчику играть на деньги, благодаря чему герой перестает голодать.

Поступок молодой учительницы – настоящий подвиг. Она внимательна к своим ученикам, ей небезразлична судьба мальчика. Лидия Михайловна фактически готова была просто делиться едой с героем, но, получив отказ, не отчаивается и придумывает другой способ, тем самым спасая мальчика от голода.

Директор школы Василий Андреевич

Однако у директора школы другая педагогика. В целом его образ – олицетворение тирана. Директор с двадцатилетним стажем - строгий человек, его боятся все ученики школы, так как он любит ругать учеников и доводить их до слез. Он не хочет понимать причину поступков учительницы. Василий Андреевич осуждает ее за "развращение" ученика. Поэтому Лидии Михайловне приходится уехать на родину.

Однако она не забыла о человеке, который привел ее к такому результату. Она не злится на него, а наоборот – желает ему только добра. Автор указывает на деталь: она отправляет мальчику яблоки, которые он никогда в жизни не ел.

Мальчик, учительница и директор – основные герои произведения. Они раскрывают весь конфликт, помогаю понять основную идею произведения: быть человеком в любой ситуации.

Второстепенные герои произведения

Несмотря на небольшой объем, в рассказе достаточно много второстепенных персонажей. Они еще больше раскрывают образ главного героя.

Вадик

Противопоставляя мальчику, автор вводит образ Вадика, крепкого мальчика. Одевался он хорошо. Ему было 13 лет, и этим отличался от других в компании. Вадим отличался не только возрастом, но и своей силой и авторитетом. Несмотря на то, что Вадик был заводилой, положительным героем его назвать нельзя. Он груб, нечестен, всегда обманывает сверстников в играх. Однако никто не говорит ничего против, потому что все боятся Вадика.

Бедность главного героя противопоставляется положением Вадика. Но в то же время контрастируют душевные качества героев: мальчик честен и добросовестен, а Вадик коварен и непорядочен.

Птаха

У такого жестокого мальчика как Вадика были похожие друзья. Птаха – бездельник, оставшийся на второй год в пятом классе. Птаха – это прозвище. Автор как бы сравнивает его с тюремщиком. Все физические наказания исполняет именно Птаха. Возможно, он тоже боится Вадика, но чтобы не оказаться в изгоях, подчиняется ему. Настолько у него слабый характер, что про тело и не скажешь. Птаха также противопоставляется главному герою. Птаха и Вадик избивают его во время игры в «чику».

Федька

В эту игру главного героя научил играть Федька, сын хозяйки квартиры, в которой живет мальчик. Что касается этой семьи, они подворовывают еду у главного героя, хотя тот и сам живет в огромной нищете.

Тишкин

Еще один персонаж – Тишкин. Фамилия говорящая: он тихоня. Герой такой же слабак, не имеющий никаких моральных принципов. Он привык приспосабливаться к любым событиям.

Мама

Кроме образов школьников, которые противопоставлены главному герою, важно отметить образ его матери. Жизнь ее непроста, она одна в нищете воспитывает троих детей и хочет для них только лучшего будущего. Именно поэтому она отправляет главного героя в городскую школу, хотя понимала, что без старшего сына она останется без помощи по хозяйству. Работы у нее только увеличилось: тяжелее стало одной справляться с проблемами, так еще необходимо было обеспечивать сына, жившего в далеке от нее. Однако она хочет, чтобы мальчик, отличавшийся хорошими способностями к науке, смог чего-то добиться в жизни.

В рассказе «Уроки французского» герои непохожи и своим внутренним миром, и своим внешним содержанием. Однако они все показывают тяжелое положение того времени. И только сильные характером персонажи, способные на чуткость и милосердие, могут противостоять этому злу.

Таким образом, мы видим, как все персонажи произведения раскрывают образ главного героя, который отличается только положительными качествами. Окружение не смогло сломать его характер.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Горького Дачники

    Максим Горький написал рассказ об определенном сорте людей. Они бегут от светской жизни на дачу. Герои стремятся жить красиво, но тихо, испытывая страх перед жизнью.

  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова
  • Характеристика и образ Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    Ключевым персонажем произведения, наряду с Медным Всадником, является Евгений, представленный поэтом в образе мелкого петербургского чиновника, не отличающегося никакими талантами и не имеющего особых заслуг.

  • Сочинение Что значит любить Родину?

    Родина у всех нас одна и у каждого она разная. В принципе, в понятия Родина каждый человек вкладывает свой смысл. Для кого то Родина – это его семья, его город и улица на которой прошло детство

  • Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.

Повествовательный рассказ под названием «Уроки французского» Валентин Распутин написал в далеком 1973 году. Первая публикация была в газете всесоюзного значения «Советская молодежь». Большинство литературных критиков считают, что данное произведение является автобиографическим и рассказывает о жизни писателя.

Фактически это эпизод из его биографии, который он хотел донести широкому кругу читателей. Представляем кратчайшие содержание «Уроки французского» и дадим небольшой анализ.

В повести не такое уж и большое количество героев. Это отдельный фрагмент жизни мальчика, который входит в подростковый возраст, сознание начинает постепенно перестраиваться, появляется чувство гордости, собственного достоинства.

В произведении несколько героев:

  1. Мальчик 11 лет, который является рассказчиком всех событий. Фактически от его лица происходит описание всего происходящего. Распутин акцентирует внимание на том, что главный герой из бедной семьи.
  2. Девушка лет 25, работающая в школе учительницей французского языка. В рассказе именуется, как Лидия Михайловна.
  3. Ученик средней школы - Вадик, который ходит в седьмой класс и пользуется уважением среди ребят, играющих в «чику».

События разворачиваются в конце 40-х годов 20 века. Главный персонаж произведения перешел в 5 класс, когда на дворе был 1948 год.

Краткое содержание

Рассказ начинается с философских размышлений Распутина. Автор задается вопросом, почему все люди чувствуют себя виноватыми перед учителями, точно также, как и перед собственными родителями. Причем
это чувство вины появляется не в школьные годы, а уже после завершения учебы.

По окончании начальной школы главному герою пришлось переехать в районный центр для поступления в пятый класс. Это было в 1948 году.

Родственников в поселке у мальчика не было, поэтому мать договорилась с добрыми людьми, которые взяли ее сына на квартиру. Парень был из очень бедной семьи, рос без отца, а у матери на руках осталось еще двое маленьких детей.

Даже когда главный герой находился в родной деревне и постоянно был рядом с матерью, то недоедал. Вдали от дома жизнь стала еще более тяжелой. Тех продуктов, которые периодически передавала мама, катастрофически не хватало. В связи с этим мальчишка регулярно голодал, очень похудел и имел вид весьма болезненного ребенка.

Несмотря на жизненные трудности, учеба ему давалась легко. Юноша успешно справлялся со всеми заданиями по самым сложным предметам учебной программы. Единственное, что никак не поддавалось главному герою - это французский язык. В момент, когда мальчик произносил иностранные слова, молодая учительница сильно морщила лоб.

Лидия Михайловна была крайне недовольна таким учеником и всякий раз закрывала глаза, когда парень безуспешно пытался выговорить задание на французском языке. Хотя в родной деревне все местные жители считали его грамотным мальчишкой, который отличался от своих сверстников незаурядным умом и смекалкой.

Парень страдал от малокровия, поэтому мать каждый месяц высылала ему 5 рублей на покупку молока. Однажды герой познакомился с местным мальчиком из седьмого класса по имени Вадик. Мальчишка был
местным заводилой, пользовался авторитетом среди дворовых ребят, любимым занятием которых была игра в «чику».

Парнишка быстро освоил это развлечение, приловчился к игровой технике и ежедневно выигрывал по 1 рублю.

Ставки делал из денег, которые ему высылала мама на молоко. Мальчишка не поддавался азарту и как только получал желаемый рубль, сразу же уходил.

Это не понравилось Вадику, который заподозрил, что главный герой рассказа не дает другим ребятам отыграться. Вадик организовал драку, в ходе которой мальчика сильно избили. На следующий день он пришел в школу с разбитым лицом, а первым уроком был французский.

Учительница увидела избитое лицо главного героя и начала задавать вопросы, что именно с ним случилось, но тот не признавался. Какой-то одноклассник с последней парты выкрикнул, что тот играет на деньги и получил за то, что слишком часто выигрывает.

Лидия Михайловна приказала мальчику остаться после урока и назначила дополнительные занятия в качестве наказания. В этот же момент герой испугался, что его отведут к директору школы, но этого не произошло. Игру на деньги пришлось прекратить.

К тому времени с деньгами в семье стало совсем плохо. Мать перестала высылать прежние 5 рублей. Положение мальчика ухудшалось, голод снова стал его спутником. Чтобы не умереть от истощения, он вернулся к игре в «чику», но только теперь старался выигрывать маленькие суммы. Так продолжалось несколько дней, но как только выигрыш составил 1 рубль местные ребята его опять избили.

Учительнице стало жалко парня, и молодая девушка назначила мальчику дополнительные уроки на дому. Вечерами Лидия Михайловна занималась с главным героем уроками французского языка и под любым предлогом предлагала поужинать, но тот не соглашался, чувствовал себя неловко и сразу же убегал прочь, как только в отношении него проявлялась такого рода забота.

Однажды в школу к главному герою рассказа пришел почтальон и вручил посылку, якобы из из деревни от мамы. Внутри ящика были аккуратно сложены сахар, плитка гематогена и упаковка с макаронами. Смекалистый мальчуган сразу же понял, что это отправила учительница, так как в их деревне такие продукты достать было невозможно, а в магазин такая еда никогда не завозилась. После этого парень отнес посылку учительнице.

Несмотря на это Лидия Михайловна продолжала заниматься с мальчиком вечерними уроками французского, что начало давать первые положительные результаты. Ученик постепенно осваивал неподдающийся предмет, а произношение становилось все более чистым.

Вскоре учительница нашла к нему подход, у них с мальчиком выстроились доверительные отношения. Чтобы хоть как-то помочь своему ученику с деньгами и избавить от постоянного голодания, девушка поделилась с ним небольшим секретом.

Учительница французского рассказала, что в детстве точно также играла на деньги, но только ее игра называлась «замеряшки». Девушка научила новой игре главного героя, который сразу же начал выигрывать и получал за это деньги.

Сначала мальчику было неловко брать деньги у собственной учительницы французского, но все же внутренний голос убеждал, что это абсолютно честный выигрыш. Однажды в дом вошел директор школы, который застал учительницу и ученика за азартной игрой.

Спустя 3 дня главный герой увидел, как Лидия Михайловна собирается уезжать.

Мальчишка подошел к ней, чтобы попрощаться, так как чувствовал себя виноватым в произошедшем, но учительница сказала, что ей нужно возвращаться домой на родную Кубань, а ему не стоит себя ни в чем винить.

Приказала не ленится и заниматься учебой. Больше главный герой с учительницей никогда не встречался.

Только во время зимних каникул ему пришла посылка, в которой находилась пачка макарон и три больших красных яблока. Ранее эти фрукты мальчик видел лишь на картинках. Мальчуган сразу же понял, что эта посылка от учительницы французского языка, которая желала ему лишь добра и по-своему заботилась.

О чем этот рассказ. Валентин Распутин попытался донести до читателя следующее смысловое содержание произведения:

  • раскрывается тема отношений между педагогом и учеником, когда учитель пытается создать ребенку комфортные условия для учебного процесса, спасая от голодной смерти;
  • несмотря на отказ мальчика принять помощь, учительница все же находит к нему подход через увлечение играми на деньги;
  • в непростое послевоенное время девушка жертвует своим благосостоянием и работой ради спасения голодного мальчика.

Полезное видео

Вывод

Читать краткое содержание рассказа можно на сайте Википедия, либо слушать произведение Валентина Распутина в онлайн режиме на одном из тематических сайтов, где представлены аудиокниги. Кроме этого в сети можно отыскать фильм, сценарий которого был написан на основании знаменитого рассказа.

Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным писателем Валентином Распутиным в 1973 году.

Действие произведения происходит в послевоенное время, когда многие люди жили бедно. Главный герой рассказа – маленький мальчик из бедной семьи, который учится в райцентре в пятом классе. Его мать одна воспитывает троих детей, и парнишка как может, помогает ей. Он все время заботится о сестренке и братишке, а когда уезжает в город, не рассказывает матери, что голодает.

Главный герой – самостоятельный, но робкий, стеснительный и молчаливый. Он один живет и учится в городе, в то время как вся его семья обитает в деревне. Конечно, главный герой скучает по дому, по семье и по товарищам, но также мальчик понимает, что ему необходимо учиться. Со школой у него проблем нет, парнишка умный, способный и старательный. Он не только хочет учиться, но и любит это делать. У него пятерки по всем предметам, кроме французского, что характеризует его как прилежного мальчика.

Вместе с тем главный герой упорный и целеустремленный, он не отступается от своей цели. У мальчика проблемы с произношением французских слов, и, когда Лидия Михайловна предлагает позаниматься с ним отдельно, он делает все, чтобы у него получилось. Именно благодаря своей целеустремленности главный герой, в конце концов, улучшает свое произношение.

Также главному герою присущи такие качества, как сильная сила воли и справедливость. Мальчик честный и искренний. Эти качества можно рассмотреть на протяжении всего произведения. Например, когда парнишка лучше всех играл в «чику» на деньги. Главный герой не понимал, что за это его ненавидят все дворовые мальчишки. Он просто наслаждался игрой, никому не желая зла. За это главного героя избили те самые дворовые мальчишки. И только честь и достоинство не позволили мальчику сбежать, хотя враги были намного сильнее него.

Подводя итог, можно сказать, что качествам и внутренней силе героя могут позавидовать не только дети и подростки, но даже взрослые.

Вариант 2

Из рассказа мы узнали, что наш главный герой жил в послевоенное время. В то время люди были нищими и голодными, так как война разорила людей и страну. Унесла жизни многих людей. Герой рассказа – крохотный мальчишка из простой семьи, который ходил в школу в районный центр. Учился он в 5 классе. Его мама самостоятельно кормит троих детей, так как отец не вернулся с фронта. И уже юный маленький мужчина изо всех сил пытается помочь своей маме, парень видит как ей тяжело. Она не доедает, что бы лишний кусочек хлеба отдать своим детям. Он помогает нянчить младших, убирает дом. Парень подрос и ему пора уезжать учиться в город, там он сильно голодал, но никому об этом не говорил. Он рано утром вставал, что бы повторить материал перед школой.

Герой рассказа очень хороший парень. Он все умеет делать и убрать и приготовить. Юноша стеснителен и очень воспитан, никогда не позволит себе лишнего. Трудолюбив и чистоплотен. Живет и учится в городе один, а самые родные люди остались в селе. Он понимает, что на него надеется его семья, только он сейчас сможет прокормить свою семью. Юноша очень скучает по своим родным, друзьям и деревни. В учеба у него не было ни каких проблем, так как он очень старательный, умный и одаренный. Все схватывает на лету. Ему не нужно повторять учебный материал по сто раз. Занимается на отлично по всем предметам, кроме французского языка. Вот он к сожалению давался ему тяжело, но он не отступал.

Главного героя можно описать как, сильного и волевого человека. Мальчик упорно идет к своей цели, научиться французскому языку. У него проблемы с дикцией. Главный герой очень старается, и когда у него появляется шанс позаниматься языком индивидуально с педагогом, он с большой радостью соглашается. И когда проходит несколько занятий, произношение становится на много лучше.

В конце концов, о герое можно сказать, что он очень целеустремленный, сильный характером, волевой человек. Он хорошо понимает, что его семья может рассчитывать только на него. Юноша не останавливается ни перед одним препятствием. Все проблемы ему по плечу, у него присутствуют черты большой храбрости. Эти черты он приобрел от отца, который ушел на войну и от героини-матери. С него нужно брать пример.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Иванов в рассказе Платонова Возвращение

    Основным персонажем произведения является Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе вернувшегося с войны офицера советской армии.

    В общей литературе произведение Александра Сергеевича Пушкина под названием «Медный всадник» принято считать поэмой. Но многие многих литераторов расходятся.