О.В. Азарова

БИОЛОГИЯ

7 КЛАСС

УРОК-ИГРА

Тема: Обобщение знаний по теме «Класс Амфибии и Класс Рептилии».

Цель: Организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению и закреплению пройденного материала по разделам «Класс Амфибии» и «Класс Рептилии».

Задачи:

    создать дляобучающихсяусловия по обобщению и система­тизации знаний в рамках данной темы с использованием игровой формы проведения урока;

    повторить особенности строения представителей Класса Амфибии и Класса Рептилии;

    создать условия для развития биологической речи, коммуникативных навыков;

    обеспечитьпроверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;

    подготовиться к тестовой работе по теме «Классы Земноводные и Пресмыкающиеся».

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся, таблицы «Многообразие земноводных» и «Многообразие рептилий», инструктивные карточки для выполнения заданий конкурсов, компьютер, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: рабочая тетрадь 7 класс 2 часть, учебник: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва. «Биология. Животные.7 класс», М., Вентана-Граф, 2012 г.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

    Обобщить знания по темам «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся».

    Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Познавательные УУД

    Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

    Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

Коммуникативные УУД

    Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

    Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока:

Конкурс проводится в 7 классе, как итоговое занятие по теме «Амфибии и Рептилии». Весь урок проводится как актуализация знаний по данной теме и подготовка к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Всего 6 конкурсов. Пока идет один конкурс, учитель тут же проверяет предыдущий и каждой команде выставляются баллы за каждый конкурс.

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Организационный .

Перед тем как началась сама викторина, или накануне, ребята делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества учащихся в классе ), выбирают командира, название команды и девиз, связанный с темой викторины (возможна предварительная подготовка )

Учитель приветствует класс, определяет готовность учащихся к игре.

Вступительное слово учителя (Приложение №1)

Обсуждение условий предстоящей игры и результатов игры (приложение №2).

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

II . Конкурс № 1 «Разминка» Приложение № 3

Начинается соревнование с разминки, состоящей из 10 вопросов 1-го задания и расшифровки анаграмм второго задания. На обсуждение дается 4-5 мин. В обсуждении участвует вся команда.

Учитель раздает задание и через 3-4 мин собирает результаты, проверяет, выставляет баллы, анализирует правильные ответы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

III .Конкурс № 2 «Систематические признаки» приложение № 4

Ученики так же работают в команде, выполняя очередное задание, командир (SOS-директор) координирует действия своей команды. Анализируют ответы команд-соперников, корректируют неточности в ответах одноклассников. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Учитель проверяет задание и тут же выявляем ошибки (если есть). Конкурс важен тем, что некоторые вопросы будут встречаться в тестовой проверочной работе на следующем уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию. 2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД

      Обобщить знания по теме «Амфибии и Рептилии».

      Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Рептилии».

IV . Конкурс № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ» приложение № 5

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждое верное произведение дается 1 балл. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Конкурс интересен тем, что здесь хорошо прослеживается межпредметная связь (литературы и биологии). Обычно дети очень хорошо и с удовольствием справляются с этим заданием. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

V . Конкурс № 4 « ГОЛОВОЛОМКА » приложение № 6

В этом конкурсе ребята соревнуются в умении разгадывать головоломки. Всем интересно какая же команда самая быстрая и сообразительная.

Учитель в этом конкурсе выявляет умение разгадывать головоломки, умение работать в команде, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, а также по другим предметам.

2.Формирование умения быстро анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

VI . Конкурс № 5 «Пятый лишний» приложение 8

Команды должны выбрать одного лишнего представителя классов Амфибии и Рептилии из пяти представленных. Ребята объясняют свой выбор. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы после ответов одноклассников.

Учитель в этом конкурсе выявляет подготовку к урокам по знанию представителей классов Амфибии и Рептилии, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

3. Формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний о представителях изучаемых классов животных.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, выявлять факты и явления, а также объяснять свой выбор.

VII . Конкурс № 6 « Ода лягушке/ящерице» приложение № 9

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Учитель вместе со всем классом решает какой балл выставить каждой команде. Обычно дети очень любят этот конкурс и пишут неплохие стихи, которые, как правило, оцениваются высоко.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (литературе)

VIII . Подведение итогов урока-конкурса.

За несколько минут до конца урока подводятся итоги. Капитаны команд высказывают свое мнение о проведенной игре и решают вместе каких оценок достойны участники команд, аргументируя их. Подсчитывается количество баллов, набранное командой. Обсуждается, кто из членов команды был самым «полезным», заработал больше всего баллов и достоин получить отличную оценку (3 человека из команды).

Учитель выслушивает доводы лидеров команд и высказывает свое мнение по поводу оценок учащимся. Вместе приходим к единому мнению.

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Оценки выставляются в соответствии с условиями и результатами игры, озвученными в начале урока.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IX . Домашнее задание на следующий урок.

Учащиеся записывают задания в дневнике.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе: повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся», провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради.

Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Этапы викторины

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вступительное слово учителя. Перед тем, как мы начнем наш конкурс, я хочу рассказать легенду о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет ветку с того места, где он свернул с дороги», – говорил вождь. Вскоре вернулся первый и протянул колючку кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы».

Второй принес серебристую ветку полыни. Вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение досталось и четвертому, пришедшему с веткой крушины.

Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и выше всех оценил его поступок: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. С каждым выполненным заданием вы будете подниматься все выше и выше. Если вы успешно пройдете все конкурсы, в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин биологии будет преодолена. Итак, начнем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Условия игры:

    Класс разбивается на команды по 5-6 человек.

    Каждая команда организует свой «мозговой центр» (ребята садятся вместе).

    У каждой команды должен быть капитан (SOS-директор) и участник, который суммирует баллы, полученные командой (бизнес-директор).

    Команды сдают ответы в письменном виде.

    Баллы за каждый тур сразу же выставляет учитель.

Результаты игры:

    Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов. При этом все участники команды-победительницы получают «5». В других командах «пятерки» получают по три игрока, выбранных командой, которые заработали своим командам больше всего баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КОНКУРС № 1 «РАЗМИНКА» (за каждый верный ответ – 1 балл )

Задание 1.

1. Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные, или Амфибии.)

2. Как называется личинка лягушки? (Головастик.)

3. Какое доисторическое существо является древнейшим пред­ком всех земноводных? (Кистеперая рыба.)

4. Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоуси­ливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы)

5. Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные)

6. Назовите дословный перевод слова «динозавр». («Ужасный ящер»)

7. С помощью, каких органов осуществляется дыхание у пре­смыкающихся? (Легкие)

8. Какое свойство организма позволяет отращивать ящерице утерянный хвост? (Регенерация)

9. Назовите количество кругов кровообращения отряда пресмы­кающихся? (два.)

10. Назовите наружный орган слуха пресмыкающихся. (Бара­банная перепонка)

Задание 2.

Расшифруйте названия амфибий и рептилий (1 балл за каждую верно расшифрованную анаграмму)

    АБАЖ

    ТИРОНТ

    ЛОГУБУЗ

    ЯВЕРЧАГ

    КСИНЦ

    НИТОП

    АВИЛАГ

    ЯНЕМДАК

Ответы:

ЖАБА ТРИТОН УГЛОЗУБ ЧЕРВЯГА СЦИНК ПИТОН ГАВИАЛ МЕДЯНКА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КОНКУРС № 2 «СИСТИМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»

Из перечисленных ниже признаков и представителей выберете те, которые относятся:

1 – к рептилиям, 2 – к амфибиям.

        Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

        Нет ребер.

        Имеются когти.

        На 50 % дышат кожей.

        Перегородка в желудочке сердца.

        Два круга кровообращения.

        Внутреннее оплодотворение.

        Развитие со стадией личинки.

        Имеется клоака.

        Огненная саламандра.

Ответы:

Рептилии – 1, 3, 5, 6, 7, 9.

Амфибии – 2, 4, 6, 8, 9, 10.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

КОНКУРС № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ»

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждую верную поговорку или пословицу дается 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

КОНКУРС № 4 «ГОЛОВОЛОМКА»

Необходимо найти начало головоломки, по непрерывной и непересекающейся линии прочтите зашифрованный текст о хвостатых земноводных (каждое слово – 1 балл)

Ответ : ТРИТОНЫ, САЛАМАНДРЫ НЕ СПОСОБНЫ ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ

Каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

КОНКУРС № 6 «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Жерлянка, жаба, тритон, саламандра, веретеница . (Веретеница – рептилия, а остальные земноводные.)

    Уж, аллигатор, ящерица, квакша, варан. (Квакша – земноводное, а остальные пресмыкающиеся.)

    Жерлянка, квакша, лягушка, жаба, тритон. (Тритон – хвостатое земноводное, а остальные бесхвостые.)

    Гадюка, уж, хамелеон, кобра, полоз. (Хамелеон – ящерица, а остальные змеи.)

По 1 баллу за каждый верный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

КОНКУРС № 6 «ОДА ЛЯГУШКЕ/ЯЩЕРИЦЕ» (на выбор учащихся)

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Если учащимся сложно выполнить данное задание, его можно заменить на составление синквейна на тему «Лягушка/Ящерица».

После чего подводятся итоги и проводится награждение. Можно подготовить ребятам или сладкие подарки или какие-либо мелкие сувениры, связанные с темой урока. На мой взгляд, лучшим поощрением будут хорошие оценки за урок!

Подведение итогов занятия

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе:

    повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся»,

    провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради

    Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Примечание : Лучше, если все задания конкурсов будут распечатаны на отдельных листочках каждой команде. Когда задания выводятся на экран, дети хуже его воспринимают и медленнее работают.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: “Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся”.

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7-го класса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в Power Point.

Ход урока

  1. Объявление темы урока, его целей и задач.
  2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
  3. Формулирование гипотезы урока.
  4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
  5. Формулирование цели и правил проведения викторины.
  6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
  7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

  1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
  2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины .

Тема “Надкласс Рыбы”

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб “паспорт” и “медицинская” книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: “Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание”. Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: “Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов”.

Тема “Класс Земноводные”

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема “Класс Пресмыкающиеся”

1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает “водную” проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: “Плачет крокодиловыми слезами”?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: “Родничок”, 1999. – 144 с.

Урок - игра

Обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»

Предварительная подготовка: ученикам предлагается по­вторить темы «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Учащиеся делятся на две команды, придумывают для каждой из команд название, девиз и эмблему.

Цели: повторить темы «Класс Земноводные», «Класс Пресмы­кающиеся»; упорядочить и систематизировать полученные в ходе обучения знания; развить логическое мышление и творческие спо­собности учащихся; воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных.

Оборудование: учебник; карточки с заданиями; схемы; таблица учета очков; наглядные пособия. Приветст­вуются изображения различных видов земноводных и пресмыкаю­щихся, выполненные учащимися. Желательны небольшие призы- сувениры для победителей викторины.

Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Работа над новым материалом

Заключительное занятие по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся» пройдет несколько необычным образом. Я пред­лагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в виде командного соревнования. Вам предлагалось разбиться на команды и придумать для каждой из команд название и эмблему. Я приглашаю к доске капитанов команд.

(Выходят капитаны и представляют свои команды.) Теперь можно приступить и к самой викторине. Я предлагаю вам несколько заданий, различных по типу. Каждый правильный ответ принесет вам очки, результаты после каждого задания будут занесены в таблицу учета очков. В конце урока будет выявлен по­бедитель. Итак, начнем!

Класс делится на две команды: «Земноводные» и «Пресмыкающиеся».

Представление команд и их девизы

Команда «Земноводные»

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше.
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Команда «Пресмыкающиеся»

Полюбите крокодилов,
Ящериц и черепах,
Да и змей,
Тогда и змеи
Нагонять не будут страх.

За одну минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов .

Вопросы команде «Земноводные»

1. Личинка лягушки. (Головастик .)
2. В какой части сердца земноводных смешанная кровь? (Желудочек .)
3. Предки земноводных. (Кистеперые рыбы .)
4. Органы дыхания земноводных. (Легкие и кожа .)
5. Расширенная часть прямой кишки земноводных. (Клоака .)
6. Особые мешки лягушки, усиливающие звуки. (Резонаторы .)
7. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. (Холоднокровные .)
8. Что означает слово «амфибии»? (Ведущие двойной образ жизни. )
9. Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка .)
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски .)
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон .)
12. У какой лягушки самый сильный яд? (Кокои .)

Вопросы команде «Пресмыкающиеся »

1.Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры .)
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация .)
3. Самая крупная змея. (Анаконда .)
4. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав .)
5. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы .)
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся? (Два .)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие .)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка .)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик .)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха .)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра .)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей .)

Ученик: Земноводные и пресмыкающиеся являются, пожалуй, наиболее таин­ственными представителями царства животных. Именно с ними связано огромное количество разнообразных преданий и поверий. Так, в средневековой Германии верили, что лягушка после вежливой просьбы и поцелуя могла указать необходимое направление.

В Китае и Японии жабы ассоциировались с домашними бо­жествами денег. Змеям приписывалась мудрость. Наибольшее же количество легенд связано с саламандрой: в старину считалось, что это существо способно противиться огню и не сгорать в нем, кроме того, оно могло само вызывать или гасить огонь, а также любило танцевать в кострах и очагах, зачаровывая случайных зри­телей. Однако «огнеупорные свойства» саламандры имеют вполне научное объяснение - большое количество слизи, выделяющейся из кожи, препятствует обгоранию. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

Члены команды по очереди достают из бочонка фишки с номерами, учитель называет соответствующий номеру вопрос.

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком – «чулком» .)

2. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо .)

3. Как называются змеепитомники? (Серпентарии .)

4. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи. )

5. В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети» .)

6. Где установлены памятники лягушкам? (В Сорбонне, в Токийском университете, в Бостоне .)

7. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
8. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.

8. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
9. Дыхание исключительно легочное.

11. Есть грудная клетка.
12. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
13. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.

Ученик :Одно из самых занимательных животных класса пресмыкаю­щихся - хамелеон. Обычный цвет шкуры этого животного - зеленый. Но в зависимости от окружающей среды, температуры или настрое­ния хамелеон может менять цвет на красный, желтый, фиолетовый и любой другой. Хамелеон может сильно раздувать тело от испуга или злости.

Это единственное животное, способное вращать глазами в раз­ных направлениях, а знаменитый язык хамелеона - его главное ору­дие для охоты - может быть длиннее его тела в 1,5 раза!

Интересным историческим фактом является то, что в Испании хамелеонов держат дома, усаживая их на специальную подстав­ку или жердочку. Делается это для того, чтобы избавиться от мух и прочих мелких летающих насекомых.

(По ходу рассказа ученика на экране фото саламандры)

Гейм 3. «Наши рекордсмены»

Каждая команда представляет домашнее задание – презентацию о рекордах класса Земноводные и Пресмыкающиеся

Конкурс капитанов

А теперь - конкурс капитанов. В зависимости от полноты ответа, командам зачисляется от 5 до 10 баллов. Капитаны команд вытягивают номерки слайдов, на которых изображены земноводные и пресмы­кающиеся - лягушкой, саламандр ой, тритоном, змеей, ящерицей, черепахой. Необходимо за 5 минут рассказать как можно больше о строении и образе жизни животного, а также определить его место в пищевой цепи. (можно использовать ресурсы ИКТ)

(Капитаны соревнуются.)

Гейм 4. «Гонка за лидером»

Для какого класса характерен этот признак?

Вопросы задают поочередно то одной, то другой команде .

1.Живут только там, где есть вода.
2. Могут жить в совершенно сухих местах.
3. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
4. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.
5. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
6. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
7. Дыхание исключительно легочное.
8. В дыхании важную роль играет кожа.
9. Размножаются икрометанием или живорождением.
10. Размножаются откладыванием яиц или живорождением.
11. Есть грудная клетка.
12. Грудной клетки нет, воздух проталкивается в легкие дном ротовой полости.
13. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
14. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.

Гейм 5 «Исторический»

Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Ужасные драконы были персонажами сказок и легенд многих народов. Они нагоняли на людей страх и ужас. Они извергали пламя, дым из пасти и ноздрей, а рев их был настолько громким, что от него дрожала земля. В древнегреческом мифе девятиглавая Гидра пожирала прекрасных молодых девушек до тех пор, пока ее не убил Геракл. Химеру – чудище с огнедышащей пастью – сразил молодой воин Беллерофон с помощью своего крылатого скакуна Пегаса. Золотое руно охранялось стоглазым чудовищем… Ну, а в русских сказках часто присутствовал Змей Горыныч.
Но Дракон был не только воплощением зла, он иногда символизировал силы, защищающие человека. В старые времена воины рисовали драконов на своих щитах, чтобы вселять страх в сердца врагов. Образы драконов – результат фантазии и воображения человека, но они возникли не на пустом месте. (Демонстрация книги «Драконы», серия «Зачарованный мир». – М.: ТЕРРА, 1996 г.) Издавна взглядам людей открывались гигантские кости неизвестных животных. Об истории знакомства с ними людей расскажет ученик…

Из Указа Петра I от 13 ноября 1718 г.: «...Ежели кто найдет в земле или воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенныя, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или такия, да зело велики или малы перед обыкновенными, також бы приносили, за что давана будет довольная дача».
Ученые-палеонтологи проводят поиски и раскопки вымерших животных. Эти находки помогают восстановить историю развития животного мира. Чаще всего удается найти окаменевшие фрагменты скелетов.
На территории Монголии палеонтологи нашли скелеты двух динозавров, травоядного и хищного, сцепившихся в смертельной схватке. Хищник, вероятно, был неопытным или больным и слишком глубоко вонзил свои когти в жертву. Жертва, видимо, пыталась скрыться в родной для нее водной стихии. Здесь они и погибли оба, их тела затянули ил и песок... на 80 млн лет.

Показ презентации «Происхождение пресмыкающихся», заранее подготовленное учеником.

Гейм6. «Художественный»

1. Басня И.А. Крылова «Лягушка и Юпитер».

Живущая в болоте под горой,
Лягушка на гору весной
Переселилась;
Нашла там тинистый
в лощинке уголок
И завела домок
Под кустиком, в тени,
меж травки, как раёк;
Однако ж им она
недолго веселилась.
Настало лето, с ним жары,
И дачи Квакушки
так сделалися сухи,
Что, ног не замоча,
по ним бродили мухи.
«О боги! –
молится Лягушка из норы, –
Меня вы, бедную, не погубите
И землю вровень хоть с горою
затопите,
Чтобы в моих поместьях
никогда
Не высыхала бы вода!»...
Лягушка вопит без умолку
И наконец Юпитера бранит,
Что нету в нем ни жалости, ни толку.
«Безумная! – Юпитер говорит
(Знать не был он тогда сердит), –
Как квакать попусту тебе охота!
И чем мне для твоих затей
Перетопить людей,
Не лучше ль вниз тебе
стащиться до болота?»
_________________
На свете много мы таких
людей найдем,
Которым все,
кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы
ладно было,
А там весь свет горит огнем.

2. Басня И.А. Крылова «Змея и овца».

Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана
уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о змее совсем
не помышлял.
Вот, выползши, она в него
вонзает жало:
В глазах у бедняка
туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» –
змее он говорит.
«Кто знает? Может быть,
ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня, –
шипит ему змея. –
Из осторожности тебя
караю я». –
«Ах, нет!» – он отвечал
и с жизнью тут расстался.
____________________
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви
не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает.
Тот всякого своим

Контрольное тестирование по темам «Земноводные и пресмыкающиеся»

Работа проводится по вариантам.

1 вариант

2вариант

1. Пресмыкающихся также называют:

а) рептилиями;
б) амфибиями;
в) драконами;
г) динозаврами.

2. Пресмыкающиеся дышат при помощи :

а) кожи;
б) жабр;
в) легких;
г) жабр и кожи.

3. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

а) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
б) появляется кожное дыхание;
в) внутреннее оплодотворение;
г) имеется третье веко.

4. Яйца пресмыкающихся:

а) покрыты известковой скорлупой;
б) покрыты тонкой нежной оболочкой;
в) покрыты кожистой оболочкой;
г) не имеют оболочки.

5. Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:

а) выделительной системы;
б) кровеносных сосудов;
в) сердца;
г) дыхательной системы.

6. У безногой ящерицы в отличие от змей:

а) подвижные непрозрачные веки;
б) тело покрыто чешуей;
в) раздвоенный на конце язык;
г) покровительственная окраска.

7. Свою добычу заглатывают целиком:

а) только ядовитые змеи;
б) все змеи;
в) только удавы;
г) только неядовитые змеи.

8. Длинный раздвоенный на конце язык змеи – это:

а) ядовитый аппарат;
б) орган осязания;
в) орган вкуса;
г) орган, отвечающий за координацию движений.

1. Самая крупная ящерица:

а) зеленая ящерица;
б) варан;
в) желтопузик;
г) медяница.

2. Морские черепахи проводят в море:

а) всю жизнь;
б) всю жизнь, за исключением периода кладки яиц;
в) период кладки яиц.

3. В скелете змей отсутствуют:

а) ребра;
б) грудина;
в) череп;
г) хвостовые позвонки.

4. Зубы отсутствуют у:

а) змей;
б) крокодилов;
в) черепах;
г) ящериц.

5. Сердце у ящерицы:

а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) трехкамерное;
г) четырехкамерное.

6. Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное (происходит в воде);
б) внутреннее;
в) самооплодотворение;
г) наружно-внутреннее.

7. В неблагоприятные периоды года пресмыкающиеся:

а) подвергаются метаморфозу;
б) линяют;
в) впадают в оцепенение;
г) активно передвигаются.

8. Ядовитые железы змей – это преобразованные :

а) слюнные железы;
б) железы желудка;
в) половые железы;
г) зеленые железы.

Результат оформите в таблице

1

2

3

4

5

6

7

8

Подведение итогов

Производится подсчет очков, набранных командами. Выявляется и награждается победитель викторины.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается вы­полнить доклады на тему «Редкие виды рептилий», «Земноводные и народные поверья, связанные с ними».

Рефлексия

1.Понравился ли тебе урок? Почему?

2.Чему я научился на уроке?

Анализируются ответы учащихся

Урок - игра

Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся».

Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания о классах Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Задачи урока:

    Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных и пресмыкающихся; о некоторых особенностях жизнедеятельности.

    Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом, развитие умений самоконтроля и самооценки.

Средства обучения : таблица «Кровеносная система Хордовых», влажные препараты «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение ящерицы». Карточки - задания, схематические рисунки. Использование компьютера.

Основное содержание урока:

    Основные сходства и различия рыб, земноводных и пресмыкающихся.

    Многообразие представителей данных классов.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. До начала урока я предложила вам объединиться в 3 группы по 6 человек. На этом уроке каждая группа (команда) будет представлять один из предложенных классов.

    Первая команда представляет класс Рыбы.

    Вторая команда представляет класс Земноводные.

    Третья команда представляет класс Пресмыкающиеся.

2. Подготовительный этап.

Ребята, вам будут предложены задания различных туров, выполняя которые вы зарабатываете баллы для своей команды, в конце урока мы определим победителя по количеству набранных баллов.

    Работайте в группе сообща.

    Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

    Работайте быстро, смелее, у вас все получится.

    Внимательно слушайте ответы ваших одноклассников

    В конце урока вас ждет мини - тест по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.

Желаю успеха!

(сводную таблицу начертить на доске, баллы выставляются в течение урока)

Название тура

Команда

«Рыбы»

Команда

«Земноводные»

Команда

«Пресмыкающиеся

1. «Презентация класса»

2. «Стоп - кадр»

3. «Найди ошибку»

4. «Анатомическая лаборатория»

5. «Книга рекордов природы»

3. Этап закрепления изученного материала.

1 тур - «Презентация класса». (время отводится каждой команде по 3 минуты)

Каждая команда представляет свой класс, оценку ставит каждая команда, выставляем в таблицу среднюю. (5 баллов)

    Характеристика класса

    Особенности класса

    Многообразие класса

    Значение

Прослушав сообщения о классах, вам необходимо заполнить таблицу на листочках.

(время отводится 2 мин)

Характеристика классов

признаки

земноводные

пресмыкающиеся

1. кожные покровы

2. органы дыхания

3. строение сердца

4. круги кровообращения

5. место обитания и размножения

Каждый проверяет свою работу (на экране представлена таблица)

Выставляем оценки: (критерия оценивания на доске)

    7-11 баллов - «3»

    12 - 13 баллов - «4»

    14 - 15 баллов - «5»

2. тур - «Стоп - кадр».

Команды по очереди угадывают животных. за каждый правильный ответ 1 балл

лягушка травяная

Жаба обыкновенная

лягушка прудовая

саламандра огненная

тритон обыкновенный

головастики

змея кобра

крокодил нильский
икра лягушачья

морская черепаха

прыткая ящерица

уж обыкновенный

щука

ящерица живородящая

3 тур - «Найди ошибку».

За каждую найденную и исправленную ошибку ученик получает 1 балл.

(Раздаточный материал на столе учащихся)

4 тур - «Анатомическая лаборатория»

Используем диск - Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс.

Открываем лабораторную работу «Скелет и внутренние органы лягушки» №7,№9,№11.

Задание: расставить названия органов соответственно рисунку. (3 балла)

5 тур - «Книга рекордов природы»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

    Самая крупная лягушка - обитает в Западной Африке. В 1960 г. Была поймана самка, которая весила 3 кг 306 гр. / Голиаф/

    Самая большая ядовитая змея - она имеет длину до 5,5 м. Описаны даже случаи гибели слонов от ее укусов. / королевская кобра/

    Самая быстрая сухопутная змея. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч / Черная мамба/

    Самая огромная из ныне живущих ящериц, достигает в длину до 3 м и веса 150 кг. Питается в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. /Варан/

    Самая крупная из костных рыб. В ширину она больше, чем в длину: её длина - 3 м, а ширина - 4,26 м. Весит рыба 2,25 т. Откладывает до 300 млн. икринок, менее 1 % которых дают начало малькам. / рыба луна/

    Самая крупная рыба - в длину до 18 м и весом до 25 т, одна печень этой рыбы весит около тонны. /китовая акула/

    Самая древняя рыба из ныне живущих на земле, длина выловленных рыб достигала 180 см, а вес - 95 кг, крупные икринки рыбы (каждая размером с апельсин, а всего их десятка два) развиваются в теле самки, так что на свет появляются уже молодые рыбки. Её плавники напоминают лапы земноводного и очень подвижны. / латимерия/

    Самый сильный яд имеет маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке. Живет в джунглях Южной Америки, в Колумбии. Её яд в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Раньше индейцы использовали отравленные стрелы этим ядом. /кокои/

    Самая большая рыба - людоед, длиной 7,92 м? / белая акула/

мини тест

1 вариант

1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды

    Органом обоняния

    Боковой линией

    Органом вкуса

2. К хрящевым рыбам относят:

3. Долгое время, находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:

    Органом дыхания является кожа, богатая кровеносными сосудами.

    Лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких

    Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

4. Координацией движения управляет:

    Спинной мозг

    Мозжечок

    Средний мозг

5. Пресмыкающиеся наземные животные, поэтому они дышат при помощи:

    Только легких

    Легких и кожей

2 вариант

1. Приспособления у рыб к водной среде обитания:

    Дышат при помощи жабр

    Имеют хорду

    Имеют спинной о головной мозг

2. По характеру питания окуня относят:

    Растительноядным

    Хищникам

    Сапрофитам

3. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

    Приспособления к жизни в воде

    Хорошего зрения

    Приспособления к жизни на суше.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца называются:

  1. Капилляры

5. Живорождение наблюдается:

  1. Кожистой черепахи

    Нильского крокодила.

На выполнение работы отводится 3 минуты, взаимопроверка / Критерий оценивания -

5 баллов -оценка «5», 4 балла -«4», 3 балла - оценка «3», 2 балла - оценка «2»

Пока помощник подсчитывает баллы, набранные командами, чтобы определить победителя. Мы поговорим о представителях Красной книги Челябинской области.

Презентация «Красная книга» .Учащиеся готовят небольшие сообщения по представителям класса Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Домашнее задание:

    Составить презентацию по многообразию представителей классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. (по желанию)

    Составить кроссворд по многообразию. (по желанию)

    Повторить значение рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека. (параграфы -35, 39, 43)

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам:«Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

1) расширить представление учащихся о многообразии животных форм;

2) развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;

3) развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;

4) закрепить полученные знания по пройденной теме;

5) обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;

6) провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока: Эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7 класса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы урока, его целей и задач.

2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).

3. Формулирование гипотезы урока.

4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).

5. Формулирование цели и правил проведения викторины.

6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.

7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).

3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.

4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины .

Тема «Надкласс Рыбы».

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание». Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».

Тема: «Класс Земноводные».

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема: «Класс Пресмыкающиеся».

  1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература.

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: