Цели:

  • научить определять род имён существительных,
  • развивать память, внимание, речь,
  • воспитывать интерес к процессу познания.

1. Организационный момент.

Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся-
Новый день оно начнёт.

Пусть этот день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Минутка чистописания.

На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,

Учитель: Внимательно посмотрите на запись, найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.

Какие сочетания записали? Почему?

На второй строчке напишите парные глухие согласные.

Какая из записанных на двух строчках букв “лишняя”? Почему?

3. Словарная работа.

Учитель: Все словарные слова у нас сегодня на букву “м”. Здесь записаны только согласные.

Догадайтесь, какие это слова и запишите.

М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н.

4. Повторение изученного.

Учитель: Во время словарной работы слова какой части речи мы использовали?

Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

Как называются существительные, которые отвечают на вопрос “кто?”, “что?”

Приведите примеры одушевлённых имён существительных, неодушевлённых имён существительных.

Составьте предложения с этими существительными.

Как красиво звучат ваши предложения!

5. Изучение нового материала.

Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.

Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.

Выпишите в первый столбик одушевлённые имена существительные.

Во второй столбик мы будем записывать слова-помощники. Как бы вы сказали, что подруга ваша? (Она моя) Запишите.

Как бы вы сказали, что друг ваш? Запишите. И т. д.

Прочитайте слова, которые называют женщину. Прочитайте слова – помощники. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Запишем в третий столбик – ж. р.

Аналогичная работа со словами мужского рода.

Учитель: Как вы думаете, только ли одушевлённые существительные бывают женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевлённых существительных женского и мужского рода.

Попробуйте найти в письме неодушевлённое имя существительное, которое не относится ни к мужскому, ни к женскому роду.

Запишите его. Подберите слова-помощники.

Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.

Вывод: - Каких родов бывают имена существительные?

Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

Если вы подставляете слова-помощники “она моя”, то это имена существительные какого рода?

Какие имена существительные относятся к среднему роду?

Сравните наш вывод с правилом учебника. Прочитайте правило на с. 152.

Мы сделали такой же вывод?

6. Физминутка.

7. Закрепление.

Учитель: В завершении нашего исследования вам предстоит выполнить творческую работу.

Придумайте и запишите по два существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные должны быть на тему “Школа”.

Проверим.

8. Домашнее задание.

Дома вы составите небольшой рассказ на тему “Школа”. В предложениях вы должны использовать слова, записанные вами.

9. Упражнения в определении рода имён существительных.

Учитель: Мы продолжим тему учения, школы и прочитаем пословицу.

Х_рошая книга – лучший дру_.

Учитель: Как вы понимаете пословицу?

Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Следующая пословица.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание: Списать пословицы в порядке, который соответствует шифру.

Вставить пропущенные буквы.

Над существительными надписать род.

М. р. Ж. р. Ср. р.
1 2 4 1 3
II 2 1

10. Подведение итогов.

Учитель: Что узнали на уроке?

Чему научились?

Какие 3 рода есть у имён существительных?

Как определить род имени существительного?

Кому было трудно определять род имени существительного?

Кому было интересно?

Что бы вы посоветовали Майклу?

Литература:

1. Фрагмент урока Колпаковой Л. В. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003/2004 учебный год.

г Фролово

2012-2013 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

Цель урока

    Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями. Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,орфографические словари, цветные карточки для осуществления обратной связи,памятка-алгоритм

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

У : - Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

У : Начинаем урок русского языка

Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2)Актуализация знаний

1) Ввод в тему.

О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

2) Тест

(приложение 1)

Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?

Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

Как же можно определить род существительных в предложении?

Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2)

Легк.. тюль

Больш…. кенгуру

Больн…мозоль

Детск….. шампунь

Свеж…. кольраби

Горяч…кофе

(Проверка выполнения задания) (Слайд №3)

Об имени существительном

Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям , которые с ним согласуются.

В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания

Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3.Проблемное объяснение нового материала

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на словосочетания (слайд № 4)

Допишите окончания

Ужасн…плакса

больш.. задира

страшн.. соня

сильн.. забияка

. (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)

Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?

Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)

Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,

Лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)

Цель :

1) зафиксировать причину затруднения

2) организовать диалог по проблемному материалу

3)организовать уточнение и согласование темы урока

4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Этап изучения новых знаний

Работа с учебником

Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных.

1 склонения?

Вы готовы это сделать?

Какого же рода слово неряха?

Поработайте с предложениями..

Опять эта неряха измазала тетрадь

Опять этот неряха измазал тетрадь.

Какой вывод сделали?

Что на это указывает?

Как Вы это поняли?

Так какого же рода существительное неряха?

Давайте придумаем как их можно назвать - Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Назовите тему нашего урока…(Слайд 5)

Чтение правила стр.150.

В первом предложении идет речь о неряхе-девочке

Во 2 предложении неряха - мальчике

Ответы детей

Предложения детей

Цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6 Физминутка

7.Первичное закрепление нового материала

Работа со словами.

(слайд № 6)

Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун, забияка трус, трусиха трусишка?

Какого склонения эти слова? Докажите.

Ответы детей

Цель : организовать усвоение детьми нового материала

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 Работа с орфографическим словарем.

Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре?

У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода.

Прочитайте их. Все ли слова вам понятны?

Чтение и объяснение слов

9.Работа с лексическим значением найденных слов

Составить с 2-3 существительными предложения (устно).

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

10.Закрепление изученного материала

1)Упражнение «Угадай слово»:

Продолжаем знакомство с существительными общего рода

- по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик).

1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга

2) Умный человек. (умница)

3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса)

Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске).

Цель : организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям.

11 Групповая работа

На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания.

Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода.

1. Серёжа - кругл... сирота.

Катя - кругл... сирота.

2. Ваня - больш... забияка. Марина - удивительн.. забия-

3. Витя - больш... умница. Моя сестра Света - больш... умница.

Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

12.Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель-

ном? А что значит - правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок.

- Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке.

Работают на листочках

Поднимают цветные карточки

Цель : организовать фиксацию нового материала,изученного на уроке

Личностные УУД

13.Домашнее задание

Упр.101.по заданию учебника, составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150

Цель : закрепление нового материала

Список использованной литературы

1., Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система –) М.: Вита – Пресс, 2011.

2., Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система –): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

Приложение 1

.Имя существительное – это...

4.Найди ошибку.

а) м. р. – скрипач, аккордеон , кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье.

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.

Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.

бедняга калека неумеха ревушка

бедняжка каналья неумейка ровня

белоручка коротышка обжора самоучка

бродяга кривляка одиночка сирота

брюзга кровопийца писака сладкоежка

всезнайка кроха пискля сластена

выскочка лакомка плакса соня

горемыка левша подлиза сутяга

грязнуля лежебока подпевала тараторка

душенька молодец полусирота тезка

егоза молодчина попрошайка тихоня

ехида мямля почемучка трещотка

ехидна невежа привереда трудяга

жадина невежда придира тупица

жадюга невеличка пройдоха умница

забияка невидимка проныра ханжа

задира недотепа простофиля хапуга

зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка

заика недоучка пьяница хитрюга

замарашка неженка работяга худышка

зевака незнайка разиня цареубийца

злюка непоседа растеряха чистюля

злючка неровня растяпа шельма

зубрилка неряха рева юла ябеда

Тип урока : комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У .Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания.

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.

II. Словарная работа .

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)
  3. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  4. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  5. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  6. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)

– Обозначьте ударные и безударные гласные.

III. Актуализация знаний.

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

На доске таблица:

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой.

У. На доске записано предложение, прочитайте его.

Девочки приготовили овощной салат.

У. Зажигаем огоньки. Появляются сигнальные точки под орфограммами.

Запись предложения по памяти. Синтаксический разбор предложения.

В каком числе стоит существительное салат ? (в единственном числе)

Измените число. (салаты)

– Какого рода это существительное? (м.р.)

– Измените род этого существительного. (существительные не изменяются по родам)

– В каком числе стоит существительное девочки ?

– Какого рода это существительное? (ж.р.)

– Как узнали? (поставили слово в единственное число)

– Как узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

– Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.

(знакомство с правилом)

У. Пользуясь этим правилом, выполним следующее задание.

На доске даны слова. Прочитайте их.

  • орехи
  • обезьяны
  • хот-доги
  • перья
  • орлы)
  • письма
  • шалуньи

– Определите род имён существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика – по родам.

(Ученики записывают с объяснением на доске и в тетрадях.)

1) У. Посмотрите на слова среднего рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово перо. Потому что перо и письмо можно потрогать, а дело нельзя потрогать руками.

Второе мнение. Лишнее слово дело. Так как письмо и перо начинаются на букву пэ, а слово дело начинается на букву дэ. )

– Подберите синоним к слову дело . (занятие)

– Какого рода существительное занятие? (с.р.)

2) У. Посмотрите на слова женского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово зима. Потому что в словах обезьяна, шалунья есть разделительный мягкий знак, а в слове зима нет.

Второе мнение. Лишнее слово зима . Так как существительные обезьяна и шалунья – одушевлённые, а зима – неодушевлённое.

– Подберите антоним к слову зима. (лето)

– Определите род существительного лето. (с.р.)

3) У. Посмотрите на существительные мужского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово орёл. Так как орёл и хот-дог – неодушевлённые, а орёл – одушевлённое существительное.

Второе мнение. Лишнее слово хот-дог , потому что слова орех и орёл начинаются на букву о, а слово хот-дог начинается на букву ха.)

У. Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот ? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

V. Физкультминутка.

У. Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.

Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.

Какие слова женского рода прозвучали?

– Какие слова мужского рода прозвучали?

– Какие слова среднего рода прозвучали?

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Перед вами схема предложения.

Кто? что делает? какой? что?

– Составьте предложение, в котором дополнение, отвечающее на вопрос что?, обозначает полезный продукт питания. Это дополнение согласуется с определением, отвечающим на вопрос какой?. Значит, какого рода будет существительное, отвечающее на вопрос что?.

Обезьяна ест жёлтый банан.
Мальчик ест зелёный огурец .
Катя ест спелый апельсин.

Запишите одно предложение по выбору в тетрадь.

– Назовите словосочетания, которые встретились в вашем предложении.

– Каких два слова нельзя назвать словосочетанием?

– Определите род существительных в вашем предложении.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

У. Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда .

3) На с. 20 вашего учебника найдите упражнение 406. Прочитайте рассказ о хлебе.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Чтобы вырастить хлеб, надо приложить много сил.

– Первое предложение записываем с комментированием.

– второе и третье предложение списать учениками первого варианта;

– третье и четвёртое предложение списать ученикам второго варианта.

Последнее предложение записываем под диктовку.

У. Над именами существительными укажите род.

Взаимопроверка.

4) У каждого из вас на столе лежит булочка.Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вставьте пропущенные орфограммы в словах:

  • муч…ной
  • м…сной
  • бруснич…ка
  • з…рнистый
  • печен…е
  • вкус…ный
  • скорлу…ка
  • капус…ный
  • ж…лток
  • п…мыл
  • об…едки
  • зап…х
  • …чистил
  • кушан…е
  • чудес…ный
  • а…….етит

У. Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

VII. Физминутка. (под музыку)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.

А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!
Хип-хоп – ля-ля-ля.
Топ-хлоп – два ноля.
Бух-бах – та-ра-ра.
Мы танцуем до утра.

5) Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

(Обзор детских фотографий.)

– Предлагаю заглянуть в один из двориков.

(На доске появляется иллюстрация на тему « Зимние забавы.»)

– Кто изображён на рисунке?

– Что делают дети?

– Составьте повествовательный текст по данному рисунку. Озаглавьте его.

Самостоятельная работа учащихся.

Заслушивание лучших работ.

У. Определите род существительных, которые встретились в вашем тексте.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 405 на странице 20.

IX. Рефлексия.

У. У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода

Цель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повторить правила написания тире в простом предложении; развивать навыки согласования членов предложения, мотивацию к познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент. Приветствие.

ІІ. Актуализация опорних знаний.

1. Проверка домашнего задания: упр. 479 (записать ИС на доске, распределяя их по родам – 2 человека; на доске – фонетический разбор слов резьба, косьба).

Назвать ИС 2 склонения, 3 склонения.

Что общего между ИС? (обозначают предмет, неодушевленные, нарицательные).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Как вы определили род ИС?

Прочитайте строки А.С.Пушкина и определите род слова «лебедь».

Лебедь белая плывёт.

Во времена А.Пушкина (1-я половина 19 века) это слово не имело устойчивого рода. В современном языке победила форма мужского рода, которая преобладала уже в 19 веке. Это говорит о том, что язык – явление развивающееся, и с течением времени в нём происходят значительные изменения.

Сформулируйте тему урока. Определите цели.

І V . Работа над темой.

1. – Как вы понимаете слово «род»? (семья, родня)

Все имена существительные по категории рода делятся на 3 группы – мужской, средний и женский род. В современном русском языке род относится к самостоятельным морфологическим признакам, т.е. эта категория устойчивая, неизменяемая.

Какие окончания у ИС мужского, женского, среднего рода?

Составление опорной таблицы.

- Для чего нужно знать род ИС? (чтобы согласовывать с прилагательными и глаголами прошедшего времени)

2. упр. 502 – записать словосочетания, обозначить главное слово, указать род существительных

3. упр. 503 – у доски.

Не всегда просто определить род ИС. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом заключается богатство языка.

Физкультминутка

4. Согласуйте прилагательные с существительными, определить род ИС.

Запишите ИС в таблицу и запомните.

кофе

тюль

шампунь

мозоль

фамилия

туфля

вуаль

какао

повидло

5. Проблемная ситуация.

Определите род данных существительных. Он или она? Мой или моя?

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте: Какой ты, Миша, непоседа!

Какая ты, Лиза, непоседа!

Составьте несколько словосочетаний или предложений, чтобы можно было определить род этих слов.

6. Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

V . Подведение итогов.

Как определить род существительных?

Что такое ИС общего рода?

С какими частями речи согласуются ИС в роде?

- Образуйте, где возможно, парные по роду пары. (устно)

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …,

утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .

V І . Рефлексия.

V І I . Домашнее задание.

§ 92, упражнения 504 и 506(на выбор)

Приложение 1

1) И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках.

2) Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

    Согласуйте прилагательные с существительными.

(Черный) кофе, (застарелый) мозоль, (известный) фамилия, (вкусный) повидло, (новый) туфля, (розовый) тюль, (прозрачный) вуаль, (сладкий) какао, (детский) шампунь.

    Определите род данных имен существительных.

Забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира.

    Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

Ваня больш.. умница. Моя подруга Катя всем известн.. тихоня. Мой брат Виктор настоящ.. забияка. Эт.. маленьк.. непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты.

    Образуйте, где возможно, парные по роду пары.

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …, утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .