Цели:

1. Формировать у учащихся умение различать согласные Ц. Ч в устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, предметные картинки: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы; перфокарты, фишки, таблицы для мнемонического приема.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

II . С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеригзуйте эти звуки. В чем разница их артикуляции?

Игра «Кто больше».

Проведем игру «Кто больше». Вы должны придумать слова, сначала со звуком Ч, затем со звуком Щ. Победит тот» кто придумает больше слов и наберет больше фишек.

III . Знакомство с новой темой.

1 Отгадывание загадок, выделение первых звуков в словах-отгадках.

Длинным клювом тонким - Когда лежу на месте

Схватит лягушонка, Не раскрывая рта,

Капнет с клюва капля, Во мне, скажу по чести,

Кто же это...? (ЦАПЛЯ) Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето?

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне видно от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я... (ЧЕМОДАН).

Итак, сегодня вы учитесь различать звуки Ч, Ц.

Охарактеризуйте эта звуки.

2 Уточнение артикуляции звуков. В чем различие артикуляции этих звуков?

3 Сопоставление звуков, с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Первой букве Буква Ц -

В слове чтение - Внизу крючок.

Букве Ч, Точно с краником бачок.

Мое почтение.

IV.

1 Дифференциация Ч, Ц в слогах.

а) Прочитайте слоговые цепочки по слоговой таблице. Повторите их,



ЧА-ЦА-ЧА ЦА-ЧА-ЦА
ЧА-ЦА-ЧА-ЦА ЦА-ЧА-ЦА-ЧА

б) Прослушайте слоги, запишите:

первую букву каждого слога:

ЧА, ЦА, ЧО, ЧУ, ЦО, ЦЫ, ЧИ, ЦЕ, ЧЕ

последнюю букву, каждого слога:

АЧ, АЦ, УЧ, УЦ, ОЦ, ЫЦ ОЧ, ИЧ, ИЦ, ЕЦ, ЕЧ.

Подсчитайте каких букв больше.

2 Дифференциация Ч, Ц в словах.

а) «Буква потерялась». Найдите букву.

МОЛОДЕ..., КУЗНЕ…, СОЛН...Е, ПОСЛОВИ...А, ...ИРК, ...АШКА, БО...КА, О...КИ, ...ЕРЕПАХА, МЯ...ИК, ЗАДА...А, РУ...КА, ТУ...КА, У...ЕНИК.

б) Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено? Запишите названия картинок. Подчеркните буквы Ч, Ц разными пастами.

Картинки: огурец, палец стручочки, цепи, сморчок, ножницы.

Прочитайте слова, каких букв больше, Ч или Ц.

в) Измените слово так, чтобы полнился звук Ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица-уличный, овца-овечий (овечка).

РУКАВИЦА - ЛУКОВИЦА - ПТИЦА -

КОЛЬЦО - ЛИЦО - СИНИЦА -

ОГУРЕЦ - ВОДИЦА - ТЕПЛИЦА -

ЦВЕТОК - УЛИЦА - ЩИПЦЫ -

Прочитайте слова.

г) Прослушайте слова, Определите наличие и место звуков Ч, Ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом, под схемой напишите соответствующее слово.

Образец: ___ цч __

солн, це поч, ка

Горчица, волчица, учительница, молочница, чертежница, летчица

(1 ученик у доски). Все сверяют написанное с записью на доске.

3

а) Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица.

Черная курица.

Крошечная царапина.

Узорчатое полотенце.

Отличная оценка.

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Снесла курочка....

Летом целый день печет....

Лисица охотилась на....

Среди колокольчиков стрекочут....

Аленушка печалится о.... Иванушке.

Из маленького цыпленка вырастет большая ….

Прочтите предложения. Найдите главные члены.

Логопедическая физминутка.

4

Составьте рассказ по опорным словам.

ЦЕЛАЯ ОХАПКА, РЮКЗАЧКИ, УДОЧКИ, УДАЧНАЯ ПРОГУЛКА, ПЕЧЕНАЯ КАРТОШКА, ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КУЗНЕЧИКИ, БАБОЧКА.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №52

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч, Ц.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Ч, Ц в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: сигнальные, карточки, матитофонная запись, предметные карточки: огурцы, туча, платочек, меч, очки; перфокарты.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляций?

Игра «Превращение слов - волшебная цепочка».

Я назову слово, со звуком «Ц» или «Ч», а вы должны продолжить - придумать слово, начинающееся с того звука, которым заканчивалось слово произнесенное мной и чтобы в этом слове был звук «Ц».

на «Ц» - Цветок - красавец - цвет - танцор - рубец - царство - огурец -царевич -частица.

на «Ч» - Чижик - ключ - час - счет - ткачи.

Продолжим работу над звуками.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков Ч, Ц в слогах.

а) Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности:

цу-чу-цу чу-цу-цу-чу цо-чо-цо-чо

чу-цу-чу цу-чу-чу-цу чо-цо-чо-цо

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Ч, во вторую - с буквой Ц:

ЧА, ЦУ, АЧ, УЦ, ЧУ, ЧИ, ЕЧ, ЦЕ, ОЦ, ЦА, ЯЧ, ЯЦ, ЧРЕ, ЦВЕ, ЧПЕ, ЧВЕ. ЦВЕ, ЧТЕ, ЧТИ, ЧМО, АЧА, АЦА.

Подсчитайте, каких слогов больше.

2. Дифференциация Ч и Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

МЯЧ, МОЛОДЕЦ, СИТЕЦ, КОЛОДЕЦ, СКВОРЕЦ, ПТЕНЕЦ, МЕЛЬНИЦА, ОТЧЕСТВО, ПЛАЧ, ГРАЧ, СВЕРЧОК, КУРОЧКА, ЧУРКА, ЦАРАПАТЬ, БОРЩ, ДВОРЕЦ, ПЧЕЛКА.

б) Закончить слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА:

Ули..., да..., мелыни..., зада.., кру..., столи..., ку..., пти..., больни..., красави....

Прочтите слова.

в) Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц:

…ерта, ...епь, …веты, …ерешня, вра…, доще…ка, по…тальон, яй…о, ножни…ы, вето…ек.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

а) Дополнить предложения, используя картинки.

В огороде поспели... (ОГУРЦЫ)

На солнце надвигалась темная... (ТУЧА)

Света подарила бабушке красивый... (ПЛАТОЧЕК)

Дети играли в... (МЯЧ).

Дедушка, потерял... (ОЧКИ)

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения, назовите второстепенные члены предложения.

б) Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц:

волчица, играть, волчата, с кусты, из, выскочили, зайцы

цапля, переходить, кочки, с, кочку, на

пчелы, полететь, гречишное, на, поле

пчелы, садиться, цветы, акация, на

листочки, у, были, птенцы, четыре

гнездо, ласточка, на, было, чердак

Прочтите предложения. Последнее предложение разберите графически (1 ученик у доски).

Логопедическая физминутка

4. Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Недоу...енный хуже неу…ёного.

Хо…ешь есть кала…и - не сиди на пе…и.

Чего себе не хо…ешь, того и другому не делай.

Не разбивши яй…а, не сделаешь я…ни...у.

Поговорка - …вето…ек, послови…а - ягодка.

Прочитайте пословицы, объясните их значение. Подсчитайте количество букв Ч, Ц.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 53.

Елена Новикова
Коррекционное занятие «Звуки [Ц]-[Ч] и буквы Ц-Ч»

Тема : Звуки и буквы Ц-Ч.

Цель : дифференциация звуков и букв Ц-Ч.

Задачи урока :

1. Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.

2. Развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.

3. Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).

4. Формировать правильную артикуляцию, звукопроизношение этих звуков.

Оборудование:

1. Карточки с портретами героев: Незнайки, Словознайкина, Звукознайкина, “облачка дыхания”.

2. Предметные картинки к словам со звуками (Ц) и (Ч).

3. Карточки к играм “Корректор” и “Звуковой коврик”.

4. Разноцветные флажки для оценивания правильных ответов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли готово к занятию?

Для самых внимательных, активных и старательных ребят мои помощники приготовили небольшие сюрпризы.

2 Дыхательная гимнастика.

“Облако дыхания”

Итак, чему мы учимся на занятиях с логопедом?

(правильно говорить и писать)

Как мы должны говорить?

(четко, внятно, всем понятно)

Что является энергией нашей речи, её движущей силой?

(выдыхаемый воздух)

Какой герой помогает нам выполнять упражнения на дыхание?

(“Облачко дыхания”. Вывешиваю на доску.)

Выполнение упражнений с движением рук.

И. п. стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза.

Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза).

Поработаем над силой выдоха.

Упражнение “свеча”.

Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

Тем ребятам, которые правильно выполняли эти движения, облачко дарит голубые флажки.

(быстро раздаю)

3. Подготовка к восприятию нового материала .

Словознайкин

Попробуйте отгадать, над какими звуками мы будем сегодня работать. Вот какие стихи принес сегодня Словознайкин.

Цапля ходит по болоту

Ждут в гнезде её птенцы .

Цирк откроется в субботу

Уж приехали борцы

Какой звук здесь повторяется? (Ц)

В каких словах встретился звук (Ц? (Показываю иллюстрации к стихам)

“Спешил куда-то сверчок ,

Нашел сверчок пятачок ,

сменял пятачок на крючок ,

крючок поменял на значок

Какой звук повторялся? (Ч)

В каких словах встретился звук (Ч? Что они обозначают, кто покажет на картинке?

Молодцы, Словознайкину очень понравились ваши ответы, он дарит вам зелёный флажок.

4. Обьявление темы и целей занятия

Кто сможет озвучить тему нашего занятия?

“Сравнение и различение звуков Ц – Ч” (Открываю запись на доске)

Что мы будем учиться делать с этими звуками? (правильно произносить, анализировать, находить эти звуки в словах, сравнивать между собой, обозначать буквами)

А какой герой поможет нам в этом? (Звукознайкин)

5. Анализ звуков по таблице

Звукознайкин

согласный Согласный

Глухой - непарный Глухой - непарный

Твердый - непарный Мягкий - непарный

свистящий Шипящий

Язычок внизу Язычок вверху

Губы - “улыбка” Губы – “трубочка”

Струя холодная Струя теплая

Что вы знаете про эти звуки?

Чем похожи, чем отличаются эти звуки?

Обратить внимание на положение губ и языка.

Ребята, которые давали правильные и полные ответы получают от моего помощника красный флажок.

6 Узнавание звука по беззвучному артикулирова-

нию - Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести. Ладонь показывает положение язычка (ц, ц, ч, ч, ч, ц, ч, ч, ц)

7 Физкультминутка

Давайте немножко отдохнём. Встаньте и покажите, как стоит цапля (дети стоят на одной ноге).

Слушайте слова: если в слове услышите звук Ц, встаньте, как цапля, если Ч – покажите маленького сверчка, присядьте на корточки.

ЧЕРТА, ЦЕПОЧКА, КАЧЕЛИ, КРЮЧОК, ЦИРК, ПТЕНЕЦ, ЧЕЛОВЕК, БОРЦЫ, ПРИНЦ, ЧЕСНОК, КУРИЦА, ЗНАЧОК. 2 мин.

8 Соотнесение звуков и букв

Незнайка

Незнайка путает эти буквы. Он просит вас ему помочь, объяснить, чем они отличаются. Кто хочет на доске показать, как пишутся буквы Ц и Ч и объяснит Незнайке, чем они отличаются? Как Незнайке запомнить, как пишутся эти буквы?

Запомни Незнайка: нижнее положение кончика языка на звуке Ц – и нижний элемент буквы - “зацепочка”; верхнее положение кончика языка на звуке Ч – верхний элемент буквы – “чайка».

9 Игра «Будь внимательным»

Найдите в тексте буквы Ч и Ц. Букву Ч – обведите, букву Ц – зачеркните.

(Каждому ребенку раздаются листочки с печатным текстом, вырезанные из журнала. Ученики ищут буквы и выполняют задание) Незнайка приготовил для вас жёлтые флажки.

10 Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь они хотят немного поиграть.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

11 Наблюдение за чередованием звуков Ц - Ч

В каких словах вы сейчас опять услышали звук Ч?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук Ц.

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки Ц – Ч могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники” (с мячом). Я говорю слово со звуком Ц, а вы превращаете его в Ч

Кольцо – колечко

Курица – курочка

Огурец – огурчик

Пуговица – пуговичка

Птица – птичка

Сестрица – сестричка

Лисица – лисичка

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звук Ц и Ч? (вспоминаем особенности артикуляции)

12 Тренировка в распознавании анализируемых звуков

Мы сегодня много узнали про звуки (Ц) и (Ч).

Научились их различать на слух и по артикуляции.

Мои помощники хотят проверить, все ли ребята сегодня были внимательными и научились различать эти звуки.

Игра “Звуковой коврик”

(у каждого полотно с сеткой квадратиков 3*3 и простой карандаш)

Если вы услышите в слове звук Ц, рисуете вытянутые губки (-, если услышите звук Ч – круглые (0)

1. черта, цепь, цветы

2. силач, мяч, молодец

3. мельница, мыльница, свеча

Проверяем. Сравните, какой узор получился у меня на доске и у вас на листочках. Встаньте, у кого правильно.

Вы выиграли красивый розовый флажок. Молодцы. Давайте похлопаем этим ребятам.

13 Итог занятия.

Рефлексия .

К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня про звуки (Ц) и (Ч).

Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?

Давайте подведем итоги, сколько флажков заработал каждый ученик?

Я вам обещала показать, какой сюрприз приготовили для вас мои помощники. Это кораблики, которые они каждому из вас нарисовали. Вам останется дома только приклеить эти флажки, которые вы сегодня выиграли.

Поднимите руку те, кто может сказать, что он научился не путать звуки и буквы Ц-Ч.

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок. .
Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.

На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше -
Очень больно колется.
(Кактус)

Осторожные.
Смолк над лесом гром гремучий
Целых три часа назад.
Но грибы на всякий случай
Из-под зонтиков глядят.
(В. Орлов)

Выучить наизусть стихотворение.

Пчела.
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчёлка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается -
Это ей не нравится.
(К. Быкова)

Первый червяк.


Повела курица цыплят учить червяков искать.
- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка.
Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.
- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.
- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.
После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

(По М. Петрову)

Желаем успеха!

Цели:

Образовательные:

  • умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  • дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  • формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  • формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».

Цели:

Образовательные:

  1. умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  2. дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  3. упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  4. формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  2. развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент (слайд 2)

Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

2. Объявление темы занятия. (слайд 3)

Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.

Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?

Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

Звуки [ч] и [ц].

О каких буквах мы будем говорить на занятии?

О буквах Ч и Ц.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.

Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.

4. Анализ артикуляции. (слайд 4)

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

5. Характеристика звуков.

6. Связь звуков и букв. (слайд 5)

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

А верхний элемент у буквы Ч?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».

7. Развитие фонематического слуха:

Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?

(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.

Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])

9. Пальчиковая гимнастика

Поиграем с пальчиками.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)

В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

кольцо – колечко

курица – курочка

огурец – огурчик

пуговица – пуговичка

птица – птичка

сестрица – сестричка

лисица – лисичка

улица – улочка

рукавицы – рукавички

водица – водичка

яйцо – яичко

перец – перчик

заяц – зайчик

овца – овечка

крыльцо – крылечко

перец – перчик

лицо – личико

словцо – словечко

луковица – луковичка

блюдце – блюдечко

11. Дифференциация звуков в предложении

Закончите предложения. (слайд 8)

После среды наступает....

На концерте выступали……

Ручей мельче....

Пчёлы разносят цветочную....

Слова для справок:

пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)

Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:

Гнездо.

У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

13. Домашнее задание. (слайд 10)

Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:

Птицы кормить птенчики

Дети поливать огурцы и чеснок

Мальчик в окно стучит

Цветы в саду цвести

14. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

15. Оценка работы детей на занятии.

Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;

· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс

четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

Предварительный просмотр:

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

кольцо

курица – ____________________________

огурец – ____________________________

пуговица –__________________________

птица

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

сестрица

лисица – _____________________________

улица

рукавицы – ___________________________

водица – _____________________________

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

яйцо

перец – ______________________________

заяц – _______________________________

овца – _______________________________

крыльцо – ____________________________

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

перец – ______________________________

лицо – ______________________________

словцо – _____________________________

луковица – ___________________________

блюдце – ____________________________

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

пыльцу четверг скрипачи речки

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

У ласточки было четыре птенца.

Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.

Один птенчик выпал из гнезда.


Дифференциация ч – ц

1. Повторение чистоговорок .

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

ч .

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .

2. Конструирование букв из элементов

Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.

Нахождение сходства и различия букв ч и ц .

Опорные картинки:

3. Уточнение артикуляции звуков

Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.

[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.

Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).

Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.

Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,

[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.

Дифференциация ч – ц в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице

Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».

Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

2. Работа по слоговой таблице.

Инструкция. Громко и четко читайте слоги:

по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...

только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).

3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц

Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.

Дифференциация ч – ц в словах

1. Выделение букв из слов

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

2. Работа с предметными картинками

Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.

Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.

Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.

Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:

а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,

б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);

в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);

г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).

Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.

3. Вставить пропущенные буквы

Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:

води...а - води...ка,

ли...о -ли...ико,

зая... - зай...ик,

зубе... -зуб...ик,\

огуре... - огур...ик.

Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?

Как при этом изменился лексический смысл слова?

Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?

Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.

Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....

4. Составление слов из слогов

Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».

Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?

Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.

а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч

б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к

в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца

г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч

д) це| - по -ч| - ка

Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.

5. Профессии

Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?

Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).

Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?

Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).

6. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :

Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…

7. Работа по карточке

Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах

1. Составление словосочетаний

Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.

Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)

Овца Овечий, овечья

заяц заячий, заячья

курица …

леденец …

Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.

Например: овечья шерсть, заячий след.

2. Составление предложений

Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.

Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.

3. Графический диктант

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

Целый день кричат грачи.

Скворец поймал червяка.

Летом очень печёт солнце.

У ручья цвела черёмуха.

Ученики ходили в цирк.

На чехле коричневые пуговицы.

Волчица с волчатами погнались за зайцем.

Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.

Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.

Возле качелей мальчики посадили деревца.

4. Слуховые диктанты

В зоопарке

Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.

Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.

Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.

5. Работа по карточкам

Плакат к занятию