Открытый урок по русскому языку в 5 классе

на тему «Правописание приставок»

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

Цель урока:

    формирование умений:

    правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

    работать в паре, в группах;

    развивать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные компетенции.

Задачи:

Обучающая:

    создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме «Правописание приставок» и применению их в учебных ситуациях.

Развивающая:

    содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач;

    способствовать формированию умений работать в группе, развитию коммуникативной компетенции.

Воспитательная:

    способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

    воспитывать любовь к своему родному языку;

    воспитывать уважительное отношение к грамотному письму.

Оборудование урока:

    раздаточный материал;

    презентация;

    сигналы с буквами з, с:

    рефлексивная мишень;

    карточки с именами учащихся

План урока

    «Организация».

    «Вызов».

    Актуализация знаний.

    Формулировка темы урока.

    Мотивирование к учебной деятельности.

    «Осмысление».

    Постановка учебной задачи.

    «Повторение».

1. Работа с первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

2. Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

4. Контролируй себя.

    «Рефлексия».

    Обобщение результатов урока, подведение итогов.

    Самоанализ.

    Домашнее задание.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I .

«Организация».

Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

II .

«Вызов».

Организует работу в тетрадях:

- Откройте тетради. Запишите число.

- Запишите на полях балл настроения от 0 до 10, с которым вы пришли на урок русского языка.

Открывают тетради, записывают число, указывают балл настроения на полях.

Личностные: самооценка

Актуализация знаний.

Задаёт вопросы:

  1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова.

    Из каких значимых частей состоят слова?

    Какие морфемы служат для образования новых слов?

    С какой морфемой мы работали на протяжении нескольких уроков?

Отвечают на вопросы:

    Морфемика.

    Приставка, корень, суффикс, окончание.

    Приставка, суффикс.

    Мы работали с приставкой.

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение давать полный ответ

Формулирование темы урока

Задаёт вопрос:

- Ребята, попытайтесь, предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Формулируют тему урока:

- «Правописание приставок»

Регулятивные: формулирование темы

Мотивирование к учебной деятельности

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня у нас будет урок повторения, мы будем проверять свои индивидуальные знания, работать в паре, группах, а в конце урока вы оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Узнают о видах работ на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

III.

«Осмысление».

Постановка учебной задачи.

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных задач урока):

- Давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию? Составим кластер.

- Поставим учебные задачи на урок.

Под руководством учителя составляют кластер:

Ставят учебные задачи на урок:

-Повторить и обобщить знания о правописании приставок неизменяющихся на письме,

приставок на з, с и приставок при- и пре-.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: формулирование гипотез

IV .

«Повторение».

1.Работа с

первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

Задаёт вопрос:

- Назовите неизменяемые приставки.

- Сформулируйте правило, о правописании этих приставок.

Учитель предлагает учащимся выполнить проверочное задание:

- Ребята, прочитаем задание.

- Какие слова вы выписали?

- Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-. Поработаем с этой приставкой.

-Какое правило вам известно про приставку с-?

- Выполним задание на карточке №1 «Потренируемся!»

- Проверим!

Отвечают на вопросы:

- В-, во-, за-, по-, под, подо-, до-, про-, с-, со-, на-, над- и т.д.

Формулируют правило:

- Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

Читают задание:

- Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

- (сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить).

Формулируют правило:

- В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-. Слова исключения: зги, здоровье, здесь, здание.

Читают задание:

- Вставьте в следующие слова пропущенную букву.

Вставляют букву с или з.

Проверяют.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

2.Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

Задаёт вопрос:

- Назовите приставки, оканчивающиеся на з-, с-.

- Когда на конце этих приставок пишется з-? А с-?

- Читаем задание на карточке № 2.

- Взаимопроверка по ключу.

- Вспомните, когда мы пишем две буквы с?

- Отгадайте кроссворд.

- Проверим кроссворд.

Отвечают на вопросы:

- Раз – рас, низ – нис, воз – вос, вз – вс, из – ис, без – бес.

Формулируют правило.

Читают задание:

- Вставьте в словах пропущенную букву:

Бе..мерно, и..пользовать, во..поминание, ра..жигать, ни..падающие, бе..ценный, бе..шумный, в..бираться, ра..топить, бе..численные.

Вставляют орфограмму.

Проверяют друг у друга в парах.

- Когда одна буква входит в приставку, а другая – в корень.

Отгадывают кроссворд по группам.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

Задаёт вопрос:

- Когда пишется гласная и в приставке при-?

- Когда пишется гласная е в приставке пре-?

- Внимательно слушаете словосочетание, которое необходимо заменить словом с приставкой при- или пре-, полученное слово записываем в тетрадь:

  • Участок при усадьбе

    Полоса около берега

    Чуть открыть окно

    Очень странный случай

    Загородить дорогу

    Встать не во весь рост

    Очень старый человек

    Присоединить пуговицу к ткани

Отвечают на вопросы:

- Когда выполняются значения: присоединение, прибавление, приближение, неполнота действия, расположение вблизи чего-нибудь.

- Когда выполняются значения:

    близка к слову очень.

    можно заменить приставкой пере-.

Выполняют у доски:

    приусадебный

    прибрежная

    приоткрыть

    престранный

    преградить

    привстать

    престарый

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

4.Контролируй себя.

- Выпишите из текста слова в три столбика: 1) с неизменяемыми приставками; 2) с приставками, оканчивающимися на з-, с-,; 3) с приставками при-, пре-.

- Проверим!

Читает стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёв Влад.

Выписывают слова:

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

V .

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.

Задаёт вопросы:

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Урок дал мне для жизни…продолжите?

- Было ли трудно?

Урок я хотела бы закончить словами

К. И. Чуковского:

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Отвечают на вопросы:

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.

Самоанализ

Оценивают себя по «Рефлексивной мишени».

Личностные: самоопределение,

самооценка

VI.

Домашнее задание.

  1. На карточке№3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

    Упражнение 656 (списать, найти слова с приставками, приставки выделить)

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение

В процессе обучения и при сдаче экзаменов огромное значение имеет, во-первых, знание и понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение этого делать. При проведении уроков в такой форме в классе создаётся рабочая атмосфера, где все обучающиеся находятся в активном поиске. Через наблюдение, анализ языковых явлений, обращение к необходимым источникам происходит синтез – формулировка логики правила. Из собственных наблюдений выводят необходимые им правила. При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения. При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются. Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков. Запечатление в сознании происходит не без усилий ученика. Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология погружения в орфограммы позволяет это.

Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные :

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

Основные ресурсы:

Учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

Дополнительные ресурсы:

Мультимедийный проектор

Презентация к уроку

Рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

-Формы работы на уроке:

Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

Ход урока:

1.Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный - отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

2.Вхождение в тему.

Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

(Он говорит о роли приставок в речи.)

Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)

Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

(Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)

В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)

.(слайды5,6)

3.Открытие новых знаний.

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?(В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?(Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)

Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?

(1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий - в приставке пишу букву З.

Если глухой - в приставке пишу букву С.(слайд10)

Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рас сыпать, раз вернуть, раз гладить, рас править, раз дать, с мять, с вернуть.

3.Работа в группах .(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Измените словосочетания, используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот (беззаботный ребенок)

Вход без платы (бесплатный вход)

Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)

Океан без предела (беспредельный океан)

Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)

Небо без звезд (беззвездное небо)

Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)

Дорога без конца (бесконечная дорога)

Плач без звука (беззвучный плач)

Движение без шума (бесшумное движение)

Пустыня без воды (безводная пустыня)

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Полезный (бесполезный)

Живой (безжизненный)

Честный (бесчестный)

Заботливый (беззаботный)

Системный (бессистемный)

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.(слайд)

5.Освоение новых знаний.

1) Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?(В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?

(Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

2). Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 (упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста - единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается). (Взаимопроверка)

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)

Сравните два данных текста. Что их объединяет?

(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(Открытый урок"Правописание приставок"5б.)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.

ПИШУ З ПИШУ С

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

Приложение

Рабочий лист

Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________

Число_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

2. Работа с текстом №1 в парах.

Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Оценка:___________________________________________________________

2. Составляем схему.




Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на – з / с -. распределите слова в два столбика: без -, бес -, приставки выдели графически. Например: ребенок без забот – беззаботный. Небо без звезд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребенок без помощи, жидкость без цвета,плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса.






Живут на свете, людям помогая, Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без – Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Глухие звуки – это непоседы! Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Не забудьте, что приставки Раз -, из -, воз -, низ-, через -, без – Пред согласными глухими Быстро сменят з на с. Обрати внимание на «здесь, здоровье, здание» «З» нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить.


Физкультминутка На З подпрыгивайте, на С присядьте 1.Безмерная хвала чести вредит. 2.Беспечному сон сладок. 3.Чего не знаешь, того не разгадаешь. 4.Горько не вечно, а сладко не бесконечно. 5. С совестью не разминуться. 6. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.





Дата публикации: 2016-10-27

Краткое описание: ...

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Правописание приставок при-, пре-.

Цели урока: закрепить знания и умения в написании гласных в приставках при-, пре-;

учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

развивать связную речь и мышление учащихся, эмоционально- чувственное отношение к художественному тексту;

воспитывать интерес к русскому языку и его познанию, потребность

овладения грамотным письмом;

способствовать обогащению словарного запаса русского языка.

Ход урока:

    Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Запись числа и темы в тетрадь.

II . Фронтальная проверка теоретических сведений § 31 и домашнего задания (тетради с домашним заданием передаются на первые парты).

Когда пишется приставка при-?

Когда пишется приставка пре-?

    Синтаксическая пятиминутка (в это время проводится индивидуальная работа по карточкам).

Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили все вокруг.

[ − ═ ], и [ − ═ ].

(Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное).

    Словарный диктант . (Объясните правописание приставок).

ПрЕзидент ( запомн .) страны, прЕодолеть прЕграду (=пере ), прЕувеличить (= очень) опасность, прИслушаться ( неполнота ) к совету, прИшкольный ( близость ) участок.

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала.

1). Устно. Игра «Доскажи словечко» (продолжите строчку, объясните правописание приставок).

Час обеда (приближался ),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (прибирал)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (прекрасный)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (приголубит ).

(приплыла ) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Там о заре (прихлынут )

волны на брег песчаный и пустой.

Еще ты дремлешь, друг (прелестный).

2) Работа с учебником.

Упр. 337

3) Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

При-

Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Пре-

Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

При-, пре- -часть корня и с неясным значением

Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

    Работа с текстом.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Озаглавьте его. Какова тема текста?

Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Таблица на доске

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1.Приближению

2.Приобрел, принес

3.Прибрежных, пригорке

4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

1.Прекрасно, преспокойно

Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩ ۸۸۸ (присмотреться, забираться).

Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩ ۸۸  ۸ (призадумался)

В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. (Прекрасно, осторожно, преспокойно).

Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.

(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь, принес)

Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)

    Творческая работа. Замените выражение одним словом с приставкой - пре или – при

Лечь ненадолго (прилечь).

Сесть на краешек (присесть).

Заболеть не сильно (приболеть).

Нарушитель закона (преступник).

Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).

Идти по следам кого-либо (преследовать)

Проветривая комнату, вы немного открыли окно, по-другому (приоткрыли)

Поселок при городе − (пригородный)

Канава при дороге − (придорожная)

Дмитрий Анатольевич Медведев (Президент)

    Буквенный диктант на закрепление темы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Е И Е И И И И Е И Е И И Е И Е

Прекратить спор, 2)пригласить в гости, 3) прекрасный цветок, 4) присоединиться к отдыхающим, 5) прислушаться к совету, 6) привокзальная площадь, 7) приехать домой, 8) преогромный шар, 9) пригородный поезд, 10) преградить путь, 11) приморский берег, 12) прискакать быстро, 13) пресмешная история, 14) прицепить вагон, 15) прервать беседу.

6) Кто больше! (Привести примеры слов с при-, пре-).

7) Графический диктант (читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-, затем взаимопроверка)

Эта приставка имеет значение “очень”.

Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.

Эта приставка имеет значение “законченное действие”.

Эта приставка имеет значение “пере”-

Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный.

Эта приставка имеет значение неполноты действия.

Эта приставка пишется в слове приставка.

Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель.

Эта приставка имеет значение присоединения.

Эта приставка имеет значение “самый-самый”

8) (Если останется время) Учитель предлагает сочинить сказку , используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. (приводится пример отрывка сказки)

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

    Обобщение изученного. Итог урока. Отметки за урок.

    Домашняя работа.

§31 повторить, упр. 336.