В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola


Укажите переходные глаголы

Списать предл..жение, изл..гать мысли, подчеркнуть су(ф,фф)икс, сделать сл..жение цифр, прик..саться к печке, зап..реть квартиру, ра(с,сс)т..лать скатерть, к..снуться вопроса, не увидел ошибки, заг..раем на пляже, заг..релась з..рница, распол..гать временем.


Наклонение глагола

изъявительное

повелительное

(действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знать

(просьба, приказ): а) отрежь

б)расскажите

условное

(действие возможное): знал бы


Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.


Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.

Начальная форма

читал

Настоящее время

Будущее время

читаешь

прочитаем

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь.


Найдите глаголы изъявительного

наклонения

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т луна. Лунный свет пронизывал напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И скоро выр..стут из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.


Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.

1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.

2. Ласточки летают над самой землей.

3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.

4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.


Выберите глаголы в изъявительном наклонении.

1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу

2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.

3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи.

4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.

6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение»

Что должны знать - о наклонениях глагола, об изменении глаголов изъявительного наклонения.

Что должны узнать - различать наклонения глаголов.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

    Выявление и усвоение знаний учащихся.

    Фронтальный опрос.

Какую большую тему изучаем?

Что знаем о глаголе?

Что знаем о спряжении глаголов?

Чем интересны разноспрягаемые глаголы? Назовите их.

(хотеть, бежать, есть, дать)

Что знаем о переходных и непереходных глаголах?

    Закрепим то, что знаем о глаголах.

ДОСКА! а) 2 ученика на доске записывают в соответствующие колонки переходные и непереходные глаголы. (проверка домашнего задания).

Карточка № 1 прилагается.

б) 1 ученик записывает на доске по карточке видовые пары к следующим глаголам:

Зами ра ть - заме реть

Ка са ться - ко снуться

Отпи ра ть - отпе реть

Рассти ла ть - рассте лить

Зати ра ть - зате реть

Чем отличаются глаголы, входящие в видовые пары?

(гласной в корне слова)

А что это за гласная?

(чередующаяся)

Выдели корни и объясни выбор гласной в них.

в) Проверка работающих над переходными и непереходными глаголами. ДОСКА!

Как доказать, что в первой колонке переходные глаголы?

(могут сочетаться с существительными, местоимениями числительными в винительном падеже без предлога)

Образуйте с ними словосочетания.

    Неправильное употребление видов глагола может повлечь за собой появление речевых ошибок. Это случилось с автором небольшого рассказа про Кота и Пса. Не найти им дорогу из леса домой, пока мы ошибки не исправим.

Карточка № 2 (прилагается к конспекту урока)

Читаю текст.

Сделаем это самостоятельно в тетрадях.

Чтение текста после исправления.

ФИЗПАУЗА.

    Новый материал.

Послушаем стихи поэтессы Людмилы Татьяничевой.

Он энергичен, многолик,

Он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль !

(Особый вес, острота)

Я говорю ему: глаголь!

Глагол – существительное,

Глаголь – глагол!

Означает – говори.

Глаголать – говорить (устаревшее).

А пословицу назовете, где это слово есть?

(Устами младенца глаголет истина ). Синоним правда.

    У нас в гостях далеко не младенцы, но их устами сейчас будет «глаголать» истина, тем более, что они подданные его Величества Глагола – это его наклонения.

Но у нас не зрительный зал, а научная аудитория, поэтому вам предстоит послушать подданных и сделать выводы о том, что обозначают глаголы 3-хнаклонений в нашем языке.

МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ .

Повелительное, изъявительное, условное.

    Спасибо посланникам. А теперь попробуем их замысловатые речи положить на научную основу.

А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)

Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)

В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)

    УЧЕБНИК поможет нам ближе познакомиться с изъявительными наклонениями.

Стр. 175, пар. 82 учебника.

    Запишем словосочетания, определим формы глагола по образцу.

Падает (I спр, изъяв. Накл., наст. Время, 3 л.,ед. число)

Медленно; стелется по земле; вынесем санки; вспоминаем прогулку.

Еще раз увидели, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

    Упр. 458 с учителем.

    Упр. 459 самостоятельно.

    ИТОГ УРОКА.

    Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Вьюжный февраль». Указать время глаголов.

Изъявительным наклонением глаголов называются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, которые соответствуют действительности.

Несмотря на то, что глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, все три времени есть только у глаголов несовершенного вида, а именно: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

Готовил, готовила, готовили, готовлю, готовим, буду готовить, будем готовить.

Глаголам совершенного вида свойственны только прошедшее и простое будущее время.

Сшила, сшил, сшили, сошью, сошьём, сошьёшь, сошьёте, сошьют, сварил, сварила, сварили, сварю, сварим.

Кроме изменяемости по видам, глаголы изъявительного наклонения могут меняться по лицам и числам (в настоящем и будущем времени), числам и родам (в прошедшем времени).

Набираю, набираем – 1 лицо;

набираешь, набираете – 2 лицо;

набирает, набирают – 3 лицо;

набирал, набирала, набирало, набирали – прошедшее время.

Эта форма глаголов самая распространённая, и ее мы чаще всего используем в повседневной жизни. Благодаря своей уникальности эти глаголы встречаются в повествовании, описании, рассуждении.

В отличие от повелительного наклонения, изъявительное не несет в себе никакого эмоционального окраса. Но бывают случаи, когда глагол изъявительного наклонения используется в значении повелительного.

Например:


Пошел, пошел!

И шубу мне привезешь.

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола (Посмотрите на эту тему); второй урок – изъявительное наклонение. Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Изъявительное наклонение глагола.

  • углубление знаний о наклонениях глагола, изъявительном наклонении;
  • развитие умений определять вид, время глагола, использовать различные формы в собственных высказываниях;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:

Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) проверка домашнего задания (чтение изменённого текста, комментирование).

    Б) устный рассказ о наклонениях глагола (с самостоятельно подобранными примерами), более подробно – об особенностях изъявительного наклонения.

    Изучение нового материала:

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 530):

    текст упражнения записан на доске;

    поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени;

    записать предложения в две группы, определив самостоятельно, по какому принципу их можно разделить на две группы.

    Например:

    Листья (засохнуть). – Листья засохли.

    Мальчик (привыкнуть) к режиму дня. – Мальчик привык к режиму дня.


    (В одной группе будут предложения, в которых прошедшее время образовано с помощью суффикса Л (засохли), во второй группе – без этого суффикса (привык); в сильном классе можно дать понятие нулевого суффикса Л в глаголах второй группы).

    Учащиеся делают вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения.

    В) Проблемная ситуация:

    в значении какого времени употребляется прошедшее время в выражении «Ну, я пошёл»?

    Будущее время в выражении «А я как схвачу мяч, как брошу – и гол забил!»? (Предложения проецируются на экране или предварительно записываются на доске).

    Учащиеся приходят к выводу, что в речи могут использоваться слова одного времени в значении другого, таким образом усиливается выразительность речи; это тоже является особенностью изъявительного наклонения.


    Г) Редактирование предложений (упр. 531). Если в одном предложении употребляются глаголы разных видов или времён, это уже не средство выразительности, а грамматическая ошибка.

    Например:

    Тамара Ивановна приходит к нам домой и всё рассказала маме. Должно быть: Тамара Ивановна пришла к нам домой и всё рассказала маме.

    (Только прошедшее время).

    Когда щенки подросли , их сажали на цепь. Должно быть: Когда щенки подросли , их посадили на цепь.

    (Только совершенный вид).

    Проверка выполнения упражнения, вывод о том, что нужно правильно использовать глаголы изъявительного наклонения в речи.

    Д) Работа с текстом (упр.535): прочитать, сформулировать и записать основную мысль, объяснить смысл последнего предложения (Родина для каждого из нас начинается с мамы). Выполнение заданий по орфографии и пунктуации, определению морфологических признаков глаголов изъявительного наклонения.

    Закрой глаза и прислушайся. И ты услыш…ш(?) мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спута…ш(?) ни с одним другим голосом. Даже когда стан…ш(?) взрослым, всегда буд…ш(?) помнить мамин голос мамины глаза мамины руки.

    Ты ещё (не)умел говорить, а мама пон…мала тебя без слов. Угадывала, что ты хоч…ш(?). Ты ещё (не)умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя вид…ть и открывать мир.

    От мамы ты узнал названия птиц — воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка тоже есть своё имя — ромашка, василёк, иван-да-марья. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

    Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

    С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.

  1. Подведение итогов, рефлексия, оценивание.


    Упражнение 536

    Разбор домашнего задания:

    Устный рассказ о наклонениях глагола со своими примерами;

    упражнение 536 (2-е или 3-е задание по выбору).

    Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, или написать небольшое сочинение на тему «Моё село с высоты птичьего полёта» , используя глаголы для придания описанию динамизма.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель : 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.

Знат ь: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь : правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Ход урока :
1. Орг. момент.
2. Повторение.

  1. Вопросбол:

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

  1. Задание 1. Переходные глаголы.

Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни..

Проверка выполненного задания.

  1. Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

Ход И м по городу, езд И м на автобусе, автобус отправля Е тся, держ И т курс, пересека Е т улицу, грохоч Е т грузовик, уезжа Е т пустой, тян Е тся колонна машин.

3. Изучение нового материала.

  1. Работа с параграфом №83. С. 201 Запись опорной схемы.
  2. Работа с текстом.

Учитель читает текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия?

Да, могут.

А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 482.

Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание. Смешанные написания.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели

И от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом по С...Д ели.

Было страшно – по С...Д ели.

3. Мы на грядках по С...Д ели –

Родители увидели, чуть не по С...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,

Но за это время чуть не по С...Д ела.

5. На фильме ужасов по С...Д ел.

За полтора часа я чуть не по С...Д ел.

2. Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова)


6. Итог урока. Объявление оценок.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание.

Упр.483. с.202