Тема: Вода и её свойства.

Цели:

  1. Сформировать представление о трёх состояниях воды, уточнить и систематизировать знания о свойствах воды и льда.
  2. Развивать наблюдательность, умение обобщать, расширять кругозор учащихся.
  3. Способствовать созданию атмосферы товарищества, сотрудничества, приобщать учащихся к художественным ценностям.

Оборудование:

  • стаканы с водой,
  • блюдца,
  • глобус,
  • схема “вода”,
  • сахар,
  • сок морковный,
  • рисунки с изображением воды в различных состояниях,
  • иллюстрации с картин И. К. Айвазовского “Девятый вал”, “Чёрное море”.

Ход урока

Все учащиеся класса разбиты на группы.

I. Сообщение темы урока.

У: - Сегодня наш класс превратился в научную лабораторию, а вы – исследователи. Отгадайте, что будет предметом нашего исследования:

Я бегу струёй из крана
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)

II. Беседа.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!

Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

У: - В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты.

Посмотрите на глобус. Что можете сказать о пространстве, занимаемом водой? Вода занимает 3/4 земной поверхности.

Что такое вода? (Выслушиваются ответы учащихся). На доску помещается табличка:

вода – это вещество.

Сообщение учащегося:

“Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения, вода работает на электростанциях, а ещё вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров”.

III. Определение состояний, в которых может находиться вода.

У: - Отгадайте загадки:

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, - весело, светло!

У: - Что такое лёд?

При какой температуре вода превращается в лёд?

Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.

Что же случилось на самом деле?

Что представляет собою туман?

Когда ещё наблюдали газообразное состояние воды?

При какой температуре вода закипает и начинает испаряться? (Около 100 градусов).

Итак, в каких состояниях может находиться вода?

Расскажите, опираясь на схему, какие природные явления связаны с водой? В каком состоянии находится вода?

IV. Определение свойств воды и льда.

У: - Сейчас, ребята, вы будете ставить опыты. Цель вашей работы – выяснить, какими свойствами обладают вода и лёд. Результаты своих наблюдений вы запишете в таблицу, которая есть на ваших столах.

  1. Отлейте часть воды из стакана в блюдце.
  2. Понюхайте.
  3. Попробуйте на вкус.
  4. Определите, имеет ли вода цвет (если да то какой).
  5. Добавьте морковный сок. Что произошло с водой?
  6. Имеет ли форму.
  7. Добавьте в стакан сахар и размешайте. Что произошло с сахаром? Какие ещё вещества растворятся в воде?
  1. Положите кусочек льда на текст или рисунок. Что вы обнаружили? Каким свойством обладает лёд.7
  2. Подержите кусочки льда на ладони. Какой он на ощупь?
  3. Что происходит со льдом у вас в руке?
  4. Попробуйте разломить ледяную пластинку. Удалось ли это сделать? Постучите кусочком льда о стол. Что заметили? О каком свойстве говорит этот опыт?
  5. Поместите ледяную пластинку в блюдце со льдом. Что произошло?

Результатом практической работы станет таблица:

У: - Подробно газообразное состояние воды вы, ребята, будете изучать в старших классах.

“Картинная галерея”.

У: - Вода - это не просто вещество, которое люди используют в своих целях. Эта природная стихия с древних времён привлекала человека своими тайнами. О подводном мире складывались легенды, написано много фантастических книг. Художники отражали в своих произведениях красоту водной стихии. Константин Иванович Айвазовский посвятил ей почти всё своё творчество.

Рассматривание иллюстраций картин “Девятый вал” и “Чёрное море” и слушание сообщений учащихся.

1-й ученик. “Иван Константинович Айвазовский родился в семье небогатого купца в городе Феодосия, который находится на берегу Чёрного моря. Ещё в детстве проявлял исключительные способности к рисованию. С 1883 года становится студентом петербургской Академии художеств, которую оканчивает раньше положенного срока. Айвазовского всегда привлекала романтика моря. В картине “Девятый вал” он отобразил борьбу человека с водной стихией. Ему удалось передать грозную картину шторма в открытом море, дать впечатление ярости морской пучины”.

2-й ученик. “Одна из самых знаменитых картин И. К. Айвазовского называется “Чёрное море”. В картине живо ощущается мерное движение волн, громадность морской равнины. Вода ещё только колышется, но движение уже грозно и неотвратимо. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные полосы, блики. Вдалеке виднеются небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн, вскипающими кое-где беляками”.

V. Закрепление знаний.

У: - Задания группам:

Первой группе: найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:

  • состояние,
  • роса.

Второй группе: исключите слово:

  • течет,
  • бесцветна,
  • вода,
  • растворитель.

Третьей группе: исключите слово:

  • жидкое,
  • прозрачная,
  • твердое,
  • газообразное.

Четвёртой группе: найти слово, которое является обобщающим для всех остальных:

  • иней,
  • явления природы,
  • снегопад,
  • половодье.

Для первой группы слово “состояние”, для второй – ”вода”, для третьей - “прозрачная”, для четвёртой – “явления природы”.

На столах рисунки:

  • снежинка,
  • капля на листе растения,
  • туча,
  • лужа,
  • пар из чайника,
  • сосулька,
  • ручей,
  • снежный узор на окне.

У: - Ребята первой и третьей группы должны выбрать рисунки, на которых вода находится в газообразном состоянии. Ребята второй группы выбирают рисунки, на которых вода в твёрдом состоянии и ребята из четвёртой группы выбирают рисунки, на которых вода в жидком состоянии.

VII. Итог урока.

Каждой группе предоставляется слово. Учащиеся аргументируют свои ответы.

VIII. Домашнее задание.

Выучить материал в учебнике, приготовить сообщения о явлениях природы, связанных с водой.

Список литературы

  1. Учебник “Окружающий мир” 2 класс. Авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. Издательство “Вентана-Граф”. 2003 г.
  2. Н. Н. Новоуспенский “Айвазовский”.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового

Форма работы: групповая

Тема урока: Вода и её свойства.

Цели урока:

Образовательные:

Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.

Развивающие:

Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;

Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: - навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;

Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

- Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;

Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Планируемые результаты:

Предметные:

Определить в ходе опытов свойства воды;

Проводить исследование воды и определять её основные свойства;

Составлять правила бережного использования воды;

Понимать значение воды для всего живого на земле.

Метапредметные:

Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;

- использовать речь для регуляции своего действия;

Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)

Познавательные: - Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;

Определять характер взаимоотношения человека с природой;

Работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).

Коммуникативные: - Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

Коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Личностные:

Проявлять

Интерес к изучению темы;

Позитивное отношение к экономному расходованию воды;

Осознание собственных достижений при освоении темы

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.

Ход урока

Слайд 1

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра!

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

2. Введение в тему урока

Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?

Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)

Посмотрите! И вправду вода!

Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

3. Постановка учебной задачи

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»

Какова тема нашего урока?

Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)

Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).

Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.

Слайд 2

III . Изучение нового материала.

1.Беседа о воде.

(Учитель быстро раскручивает глобус):

Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)

Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.

Где мы используем воду? (Ответы детей)

( слайды №3 – 4)

А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)

- Может ли быть жизнь без воды?

Кому нужна вода на земле?

Объясните значение воды в жизни растений.

Объясните значение воды в жизни животных.

Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).

Всегда ли вода приносит пользу?

Какой вред она может причинить?

Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).

Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.

Слайд 5-6

Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?

Слайд 7-8

5. Физминутка

Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)

Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)

Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)

6. Изучение новых знаний и способов действий

Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

Что такое лаборатория ? (Ответы детей)

Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

(Задают вопросы.

Ищут ответы на эти вопросы.

Наблюдают, проводят опыты.

Проверяют свои догадки)

Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.

Какие правила будем соблюдать во время работы?

Слайд 9

Чётко следовать моим инструкциям.

Ничего не брать в рот.

При выполнении опыта быть аккуратными.

Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.

Слайд 10

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

является ли растворителем

вкус

текучесть

имеет ли форму

запах

прозрачность

цвет

Проведем опыт №1.

На столе у каждой группы соль, сахар, песок.

1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.

2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.

3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.

Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.

( 1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

2 группа ( Сахар тоже растворился в воде)

А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)

А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)

Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель )

Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.

Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

Рассмотрите рисунок на с.53.

Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Проведем опыт №2 Фильтрование воды

Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)

Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)

Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).

Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.

Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?

Опыт №3

Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).

Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)

Сделайте вывод . Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации (учебник с.55).

Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)

Опыт №4

Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.

Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.

Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).

Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда . Отметьте в таблице.

Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.

Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.

Опыт 5

Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.

О каком свойстве вы прочитали?

Чистая вода не имеет запаха.

Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.

Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.

Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха ). Отметьте в таблице.

Вывод вода не имеет запаха

Опыт 6

Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.

Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?

Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?

Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна

Опыт 7

с разноцветными бусинками.

Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице

Вывод 7: чистая вода бесцветна.

Оборудование опыта №8: влажная губка.

Влажной губкой протрите классную доску. Через 1-2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?

Вывод опыта №8: Вода испарилась!

(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)

(слайд №11) :

1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется

IV. Закрепление изученного материала.

    Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)

    Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)

    Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)

    Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

2.Дополните предложение: (слайд №15)

Вода - это........ (жидкость), которая не имеет …..... (запаха, цвета, вкуса). Она …......и.........(прозрачная и текучая.) Вода – это …..............(растворитель) некоторых веществ.

Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.

    Мне было интересно…

    Я сегодня узнал…

    Я сделал вывод…

    Мне показалось важным…

    Я запомнил…

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.

Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

10. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.

Слайд № 17

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Учитель: Тарасова Светлана Юрьевна, учитель высшей категории, МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска, Челябинской области

Тема: «Вода и её свойства. Третье заседание клуба».

Цель : Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Задачи:

  • Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле
  • Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.

Личностные

У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
  • Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль,сахар, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
  • Компьютер, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Тарасова С.Ю.).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

Введение в тему .

Приглашаю вас занять определенные места.

Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Какие признаки подсказали вам этот ответ?

А как признаки можно назвать научно?

О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?

Дети рассаживаются по группам.

Это вода.

Учащиеся называют признаки.

(Если учащиеся затрудняются, подсказать).

Это свойства воды.

Жидкое, твердое, газообразное.

Распределение по группам проведено заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему.

I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.

Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. См. Приложение 5
-Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

Итак, какую цель мы поставим на урок?

Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

Что будет предметом исследования?

Подумайте, как мы будем проводить исследование?

Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

Зачем нам нужны эти правила?

Руководителем лаборатории сегодня стала Жданова Алёна. Ей слово.

Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1

Дети ставят цель на урок.

Проверить свойство воды растворять разные вещества.

Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

Мы будем говорить о воде, как растворителе.
Исследовать новое свойство.

Провести опыты.

Вода.

Работать в группах.

Вспомним правила работы в группе.

Алёна Жданова:

Наша задача - провести опыты и проверить свойство воды -растворять разные вещества. Все готовы?

Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

Анализ и синтез;

Сравнение и сопоставление.

На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель».

Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества

На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2

III. Физ.минутка

Алёна, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я?

Спасибо

Дети сопровождают слова учителя действиями.

Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?

А какие есть приспособления, инструменты?

А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?

Возьмите бланк с инструкцией №1.

Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Все понятно?

Какие наблюдения вести и для чего?

Результаты наблюдений записываем куда?

Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

Итак, все готовы?

Алёна может присоединиться к любой из групп.

А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.

Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.52

Что скажете?

Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?

Алёна, готова ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.

А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.

Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.

Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с..53. Ваши выводы?

Алёна Жданова:
Прошу руководителей групп вытянуть номер опыта.

Дети называют вещества: вода; поваренная соль; речной песок; глина.

Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)

Алёна Жданова:

Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4.

(Дети берут инструкции у учителя)

Пронаблюдать растворяется вещество или нет?

В колонку «Наблюдения»

В колонку «Вывод».

Озвучиваются выводы

Вычитыванием из статьи учебника.

Наш вывод и вывод учебника совпали.

Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.

Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем:
1. Сначала нужно сложить бумажную салфетку вчетверо.

2. Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
3. Сложить фильтр в виде конуса, отогнув одну часть;
4. Положить фильтр в воронку, находящуюся в стакане.
Фильтр готов.

Озвучиваются выводы

Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.

На основе опытов получить новые знания о воде.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

См. Приложение 3

На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы:

Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде.
Растворимые вещества: поваренная соль. Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются.

Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается.

С помощью фильтра такую воду
можно очистить.

см. Приложение 3

V. Домашнее задание.

Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания.

С.58 учебника – выполнить задания. (Слайд 6)

Учебник.

Дети находят в учебнике вопросы и задания.

Выработка умения оперировать полученными знаниями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели?

Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его.

Слайд 7

Слайд 8

См. Приложение 4

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности


Класс : 2 «А»

Учитель: Кривова Ирина Владимировна

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Вода и её свойства

Цель: выяснить свойства воды и значение воды в природе; учить проводить опыты, способствовать развитию умения рассуждать и обосновывать свои суждения, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.

Представление о результатах:

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты : осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.

Предметные результаты : научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции.

Оборудование : глобус, ёмкости с водой (стакан, кружка, банка, пробирка) для демонстрации, стакан с молоком, на партах – стакан с водой, ложка, стакан с солью, стакан с сахаром, стакан с песком.

Ход урока

    Организационное начало.

Начинаем урок.
У нас сегодня гости, повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.
Я надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Давайте с хорошим настроением продолжим урок, где вы сможете проявить внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься.

    Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа (работа по карточкам)

На прошлом уроке мы с вами говорили кому и для чего нужна вода. Вы должны были рассмотреть рисунки и подготовить рассказ. Расскажите, как люди используют воду.

Расскажите о растениях и животных, которые обитают в воде и которые живут на суше.

2. Экспресс-опрос.

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать да или нет. У вас на столах лежат прямоугольники розового и голубого цвета, если да – то вы поднимаете голубой цвет, если нет – то розовый.

    Воздух вокруг нас? (Да)

    Воздух – это смесь газов? (Да)

    Вдыхаем углекислый газ? (Нет)

    Землю окружает атмосфера? (Да)

    Воздух имеет цвет? (Нет)

    Воздух прозрачен? (Да)

    Воздух имеет запах? (Нет)

    Воздух проводит тепло? (Нет)

    Воздух пропускает солнечные лучи? (Да)

    Сообщение темы и цели урока.

Молодцы, свойства воздуха вы хорошо усвоили. Но сегодня наша научная лаборатория продолжит свою работу, мы продолжим говорить о свойствах, только какого вещества вы узнаете из загадки, предлагаю вам её разгадать:

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)

Верно. Это вода.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

А где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

А сейчас мы узнаем, каким обладает свойствами вода. Тема сегодняшней научной работы «Вода и ее свойства»

Работа в группах

Определим правила, по которым работают учёные в группах.

    Старший научный сотрудник – руководитель группы.

    Помощник проводит опыты.

    Эксперты делают выводы.

Правила поведения при проведении опытов.

Прежде, чем приступить к опытам мы должны вспомнить «Правила поведения при проведении опытов», которые вы видите на доске.

1. Бережно относиться к приборам.

2. Во время работы можно сидеть и стоять.

3. Молча, наблюдаем за опытом, не мешая остальным.

4. Обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом тихо.

    Формирование новых знаний.

1 группа

Опыт № 1

Проведи опыт и докажи, что вода - растворитель.

Возьмите 1 стакан с водой, размешайте чайную ложку поваренной соли. В другом стакане размешайте чайную ложку сахарного песка, а в третьем – чайную ложку речного песка.

Опыт с солью. Вывод: _________________________________________________

Опыт с сахаром. Вывод: _______________________________________________

Опыт с песком. Вывод: ________________________________________________

Открой учебник на стр. 52-53 прочитай выводы и сравни со своим.

Сделай вывод.

Вода является растворителем для ____________________________________.

Вода не растворяет _________________________________________________.

Проведи наблюдение, опыт и докажи, что вода не имеет вкуса и запаха.

Наблюдение

Вода растворяет сахарный песок, поваренную соль. При этом она приобретает сладкий или соленый вкус. А чистая вода будет иметь вкус? ________________

Сделай вывод.

Чистая вода ____________________________________________________.

Опыт № 2

Возьми стакан с чистой водой и понюхай. Теперь возьми флакон с духами и понюхай его. Духи издают аромат. А чем пахнет вода? _______________________

Открой учебник на стр. 56 прочитай вывод и сравни со своим.

Сделай вывод.

Вода _______________________________________________________________.

Общий вывод: вода растворяет ________________________________________, не растворяет __________________, вода не ________________ и _______________.

2 группа

Проведи опыт и докажи, что вода бесцветная и прозрачная.

Опыт № 1

Возьми стакан с водой. Вода бесцветная или имеет цвет (подчеркни) . Опусти кисточку в воду, а затем набери любого цвета краску, опусти в воду и смой краску с кисточки. Какого цвета стала вода? ________________________.

Сделай вывод.

Вода ______________________________________________.

Опыт № 2

Возьми стакан с молоком, опусти туда камушки. Видишь ли ты камушки? ____________.

Теперь возьми стакан с водой и опусти в этот стакан камушки. Видишь ли ты камушки? ________________.

Что можно сказать о воде? Вода ______________________________________

Открой учебник на стр. 57 прочитай вывод и сравни со своим.

Сделай вывод.

Вода ___________________________________________________

Общий вывод: вода не имеет ______________________ и _________________.

3 группа

Проведи опыт и докажи, что вода текучая и принимает форму сосуда, в котором находится.

Опыт № 1

Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан и обратно. Вода течет из стакана в стакан? ____________ Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое и назови его ___________________.

Открой учебник на стр. 54 прочитай вывод и сравни со своим.

Сделай вывод.

Вода обладает свойством _________________________________.

Опыт № 2

Приготовьте разную посуду, например, стакан и две колбы разной формы. Налей воду из бутылочки в стакан. Какую форму имеет вода в стакане – форму _______________. Налей воду в первую колбу. Какую форму имеет вода в этой колбе __________________. Налей воду во вторую колбу. Какую форму имеет вода в этой колбе _________________________. Значит, вода каждый раз принимает форму __________________________________________________________.

Открой учебник на стр. 55-56 прочитай вывод и сравни со своим.

Сделай вывод.

Вода не имеет формы, а принимает форму _________________________________ .

Общий вывод: вода принимает форму ______________________ и обладает свойством __________________________.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Вода – не вода»


- Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.

Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, ручей, окно и т.д.

    Выступление групп.

    Закрепление изученного материала.

О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Как вы думаете, а зачем нам нужно знать эти свойства и как человек использует эти свойства?

А теперь возьмите таблички со свойствами воды, подпишите фамилию и подчеркните свойства воды.

Ф.И. ____________________________________

Свойства воды

Не имеет запаха

Бесцветная

Имеет круглую форму

Принимает форму сосуда

Прозрачная

Не имеет вкуса

Имеет запах

Растворитель

Имеет вкус

Испаряется

    Домашнее задание.

    Итог.

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде?

    Рефлексия.

Тема : «Вода и её свойства».

Цели :

1. Познакомить учащихся с физическими свойствами воды. Рассмотреть виды водоёмов. Доказать присутствие воды в живых организмах, её жизненную необходимость для всех объектов живой природы.
2. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование :

физическая карта полушарий, глобус;
лоток с лабораторной посудой;
полоски цветной бумаги;
соль, сахар, гуашь, сода, толченый мел, песок, нефть;
спиртовка, держатель, кусочки древесины, дольки мандарина;
чистая и грязная вода, бумажный фильтр;
компьютерная презентация к уроку.

I. Введение в тему.

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.

II. Виды водоёмов.

1. Учитель: Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, свойства и значение для жизни на Земле.

Для начала отгадайте загадку и таким образом узнаете, как зовут незнакомку.

(Дети отгадывают загадку: вода.)

2. Учитель: Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков. Тема сегодняшнего урока: «Вода и её свойства».

Учитель: Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки. Сложилась коллективная версия, с которой мы сейчас ознакомимся.

Ученик зачитывает сказку: «Почему воду так назвали?»

Мы придумали так:

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:

«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

3. Учитель: Второй вопрос, интересующий Капельку воды, где она живёт. Как вы думаете, где может жить капелька воды?

(Дети дают разнообразные ответы: в реке, в луже, в море, в стакане с водой.)

Учитель систематизирует ответы детей, демонстрируя различные виды водоёмов.

(Демонстрация слайдов сопровождается показом по карте упоминающихся объектов: озёр, рек, морей, океанов.)

4. Многоликая вода.

Учитель: Вода может быть очень разной:

(На слайдах №17-19 вторая половина появляется по щелчку после того, как дети дают свою версию о противоположном проявлении воды.)

тихим озером и бурным водопадом;

лёгким облаком и тяжёлым айсбергом;

III. Знакомство со свойствами воды.

Учитель: Капелька просит нас помочь ей узнать, что она собой представляет.

Практическая работа.

На каждом столе оборудование для опытов.

(Слайд №20 содержит вопросы, касающиеся свойств воды. После того, как дети в ходе практической работы найдут ответ на вопрос, по первому щелчку мыши вопрос исчезает, по второму щелчку появляется ответ.)

Выявляются свойства:

1) бесцветная;

(Сравнить с цветными полосками.)

2) прозрачная;

(Опустить в стакан с водой стеклянную трубку.)

3) не имеет запаха и вкуса;

4) жидкость, принимающая форму сосуда, в котором находится;

(Перелить воду из стакана в колбу.)

5) сжимается при охлаждении;

6) расширяется при нагревании;

(Данные свойства рассматриваются на опытах, описанных в учебнике на с.51.)

8) очищается при помощи фильтра.

(Загрязнённую воду попустить через фильтр, сделанный из воронки и специальной бумаги.)

– Какое значение в нашей жизни имеет это свойство?

(Воду можно очищать, а потом только использовать для питья.)

Учитель: Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Рассмотрим модель молекулы воды.

IV Физкультминутка.

(Дети рассказывают слова и выполняют движения.)

Для друзей природы
Нет плохой погоды.
Если вдруг на улице
Тучей небо хмурится,
И весёлый дождик
Капает на нас,
Мы раскроем зонтик,
Сделаем кораблик,
Его в ручей опустим,
Скажем: «В добрый час!»

V Сколько воды на Земле?

1. Работа со слайдом 24.

Учитель: Капелька воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на Земле?

– Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)

– Что обозначают на физических картах голубым цветом? (Водоёмы.)

Так происходит потому, что на глобусе больше голубого цвета, чем коричневого и зелёного, так как на самой Земле больше воды, чем суши.

Так выглядит поверхность Земли из космоса. (Фотография на слайде.)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2. Где прячется Капелька воды?

(Слайд №25 содержит гиперссылки (картинки) на слайд № 26, на котором даны пояснения к иллюстрациям. На слайде №26 по первому щелчку мыши открываются комментарии к картинке с фруктами, по второму – с деревом, по третьему – с минералом, по четвертому – с коровами. После того, как все комментарии открыты, переход по управляющей кнопке далее.)

Много воды и в теле человека.

VI Значение воды в жизни человека и всего живого.

Учитель: По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет.

1. Учитель: А теперь поможем Капельке узнать, зачем она нужна человеку. Как вы думаете?

(Ответы детей обобщаются при помощи слайдов 28–34.)

2. Вода – место обитания многих видов растений и животных.

VII Закрепление изученного