Тема урока: Число и цифра 4.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с образованием числа 4; состав числа 4.

Предметные результаты:

Устанавливать закономерность, заполнять в соответствии с ней таблицу;

Писать цифру 4, соотносить цифру и число.

УУД

Регулятивные: понятие и понимание учебной задачи урока; формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновать этапы решения учебной задачи.

Личностные результаты: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего урока.

2. Актуализация знаний

  • Математическая разминка:
    - счет прямой от 1 до 10 на числовом луче
    - счет обратный от 10 до 1
    - назовите предыдущее число числа 2
    - назовите последующее число числа 1
    - назовите соседей числа 3.

Назовите наименьшее число.

Назовите наибольшее число.

Назовите число больше 3, но меньше 5.

  • Отгадайте загадки:
    - Одно брюшко, четыре ушка (подушка)
    - Четыре крыла. А не птица, крыльями машет и ни с места (мельница)
    - Четыре ноги, а ходить не может (стул)
    - Чем похожи все эти загадки? (У всех загадок содержится число 4).
    - Где встречались в жизни с числом 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 лапы; недаром у стола и стула 4 ножки, ведь древние люди считали число 4 символом устойчивости и прочности).
  • Вот что писал С. Маршак о числе 4.

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они - за две минуты.

3. Изучение нового

Так какая тема урока? (Мы будем изучать число 4, цифру 4.)

Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)

Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4.

Что можете рассказать об этом числе?

На каком месте в ряду чисел стоит данное число?

Назовите соседей числа 4.

На сколько 4 меньше последующего числа 5?

На сколько число 4 больше предыдущего числа 3?

Как обозначить число 4, с помощью какой цифры?

На что похоже число 4? (стул)

Р.т. с.50 №1

Обведите по стрелкам цифру 4. Раскрасьте ее красным карандашом

Какое количество предметов она обозначает. Раскрасьте столько квадратов.

Посмотрите на картинку слева - сколько арбузов раскрашено? Что нужно сделать, чтобы стало 4 арбуза?

Составьте пример по рисунку. Как получили число 4.

Физминутка

Работа в тонкой тетради

Давайте научимся красиво писать эту цифру 4.

Рассмотрим цифру 4?

Из чего она состоит? (из 3 палочек- 2 наклонные и одна горизонтальная)

Посмотрите, как она пишется

Начинаем писать немного правее верхней стороны клетки. Ведем наклонную линию вниз, чуть ниже середины клетки. Не отрывая ручку от бумаги, ведем горизонтальную линию вправо, чуть-чуть не доводя правой стороны клетки. Оторвите ручку от бумаги. Поставьте ручку чуть выше середины правой стороны клетки и ведите вниз длинную наклонную прямую, чуть правее к нижней стороне клетки.

Диск (Электронное приложение к учебнику). Найдите цифру 4 записанную правильно.

Мы научились писать цифру 4.

Состав числа

Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте 4 квадрата любого цвета. Представьте что это стулья.

Как можно расставить 4 стула за 2 стола? (Один у доски)

Кто расставил стулья иначе?

Сделаем вывод, что такое 4? (4 – это 1 и 3; 4 – это 3 и 1; 4 – это 2 и 2)

Узнали состав числа.

Посмотрите на стр.62 №3 учебника

Сколько монет достоинством в 1 рубль?

Сколько монет достоинством в 2 рубля?

Каких монет больше?

Как по-разному можно показать 4 рубля?

Оказывается, полученные знания могут пригодиться и в жизни.

Стр. 63 №4

Посмотрите, чем отличаются фигуры?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» г Канаш

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 4.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

    Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 1 до 5).

    Развить умение распознавания цифры 4 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)

    Научить правильно писать цифру 4 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 4).

Развивающие (метапредметные):

- Регулятивные:

    Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

    Подвести под понятие цифры и числа 4.

    Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

    Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.

    Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

    Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные:

    Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Личностные:

    Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

    Работать над самооценкой.

    Следовать установке на здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.

(Проверка готовности рабочих мест).

2. Актуализация знаний.

Числовая разминка

1) Работа по индивидуальным карточкам.

2) Счет по числовому ряду

Какое число следует за числом 2?

Какое число стоит между числами 2 и 4?

Назовите предыдущее число 6.

Между какими числами стоит число 7?

Какое самое маленькое число в данном ряду?

Какое число предшествует числу 9?

Назовите следующее число после 9

3. Постановка темы, цели урока.

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

    Кто из вас догадался, какая сегодня тема урока? (4 слайд)

    Чему будем учиться на уроке?

На уроке будем работать с новым числом 4, считать предметы, узнаем, как образуется число 4, научимся правильно писать цифру 4.

4.Первич ное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру.

1) Работа с индивидуальными разрезными цифрами: (проверка с 5 слайда)

    Собери числа от 1 до 5 по порядку.

    Сосчитайте до 5, а теперь обратно (прямой и обратный счёт хором).

Покажите карточку с соответствующим числом:

    После какого числа при счёте идёт число 4?

    Перед каким числом стоит число 4?

    Между какими числами стоит число 4?

    Назовите все числа, стоящие перед числом 4.

    Какое число больше 4 в вашем ряду?

Физ. минутка.

Подготовка руки к письму.

2) Работа с учебником (стр. 30-31)

Ответы на вопросы задания.

5. Применение теоретических положений при выполнении упражнений.

Сформировать навыки написания цифры 4.

1) Рассмотрите образец написания цифры 4. На что похожа цифра 4?

Образец письма цифры 4 (анимированный 7 слайд).

    Письмо в воздухе по образцу.

3 важные правила при письме.

(посадка, положение тетради, правильно держать ручку)

2) Работа в тетрадях.

Открываем тетради на стр. 24 № 2. Письмо цифры 4.

Оценка своей деятельности. Подчеркните свои самые красивые и правильно написанные цифры.

Физ. минутка

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

1) Работа с доской. Получение числа 4.

Как можно получить число 4? (Выкладывание разноцветных кругов на магнитах).

2) Закрепление состава. (9, 10, 11 слайд)

3) Работа в тетради (стр. 24 № 3)

4) Игра “Найди цифру 4” (12 слайд)

Маркером интерактивной доски найти и обвести цифру 4.

7. Рефлексия деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности. Оценка своей деятельности на уроке.

Сколько лапок у котенка?

Сколько лапок у тигренка?

Сколько ножек у стола?

Столько ног и у слона?

С каким числом мы сегодня работали? Чему научились?

Кто сегодня всё понял?

Творческое задание: на листке спряталась цифра 4. Нужно раскрасить фигуры, чтобы получилась эта цифра.

Математика

Тема урока: Число и цифра 4.Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: познакомить с образованием числа 4; состав числа 4.Предметные результаты: - устанавливать закономерность, заполнять в соответствии с ней таблицу;-решать задачи;- писать цифру 4, соотносить цифру и число.УУД Регулятивные: понятие и понимание учебной задачи урока; формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица).Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновать этапы решения учебной задачи.Личностные результаты: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

Ход урока

    Самоопределение к деятельности
Встало солнышко давно,Заглянуло к нам в окно,На урок торопит нас –Математика сейчас.- Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего урока. 2. Актуализация знаний - Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет - О чем идет речь? - Перечислите времена года. - А сколько времен года? - Какое сейчас время года?

Стихотворение А. Плещеева

1)-Подул ветерок и полетели листочки.- Как называется природное явление, когда падают листочки?- Посчитайте, сколько листочков к нам прилетело на урок.- Расположите их в порядке убывания, возрастания.4 3 2 1 1 2 3 4- Назовите наименьшее число.- Назовите наибольшее число.- Какое число следует за числом 3?- Число, стоящее перед 5?- Назовите число больше 3, но меньше 5.2)- Назовите геометрические фигуры.- Что у них общего? (4 угла)- Как одним словом назвать эти геометрические фигуры?- Сколько всего фигур?3)- Ой, кто это закатился к нам на урок?- Вспомните, чьи это слова.Колобок: Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел.- Кого ты встретил, Колобок, на своем пути, когда убежал?- Кто был первым? Вторым? Последним? Между волком и лисой?- Сколько зверей встретил Колобок?- Из какой сказки этот герой?- Чем закончилась сказка?- Чему она учит?- Садись, Колобок, за парту и набирайся уму разуму.4)- Найдите ответы в конце цепочки:1+1+1-2+3=45) Задача:Три пушистые кошечкиУлеглись в лукошечке,Тут одна к ним прибежала,Сколько вместе кошек стало? (4)- Покажите ответ карточкой (у детей карточки с цифрами: 1, 2, 3)3. Постановка проблемы - Почему вы показываете разные числа, а кто-то не показал число?- Назовите тему урока.- Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)- Откройте конверты и соберите число 4 (из полосок).4. “Открытие” детьми нового знания - Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4.- Что можете рассказать об этом числе?- На каком месте в ряду чисел стоит данное число?- Назовите соседей числа 4.- На сколько 4 меньше последующего числа 5?- На сколько число 4 больше предыдущего числа 3?- Где встречались в жизни с числом 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 лапы; недаром у стола и стула 4 ножки, ведь древние люди считали число 4 символом устойчивости и прочности).- На что похоже число 4? (стул)- Как обозначить число 4, с помощью какой цифры?- Давайте научимся красиво писать эту цифру.- Обведите самую красивую цифру (Подарок от числа и цифры 4).5. Первичное закрепление - Решим задачиНу-ка, сколько здесь ребятНа горе катается?Трое в лодочке сидят,Один дожидается.- Как представлено число 4? (3 и 1)

Два мяча у Ани,Два мяча у Вани,Два мяча да два, малыш!Сколько их? Сообразишь?- В виде каких двух чисел представлено число 4? (2 и 2)- Так назовите состав числа 4.6. Самостоятельная работа с самопроверкой Учебник: с.71 №3, 47. Повторение 1) Занимательные задачи (Блиц-ответы):* Сколько рогов у двух коров?* Сколько концов у одной палки? У двух палок?* На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?*Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый?

Что объединяет все эти задачи? (ответ: 4)

2) Геометрическое задание:Соберите из геометрических фигур домик и кораблик.- Сколько деталей в каждой постройке?8. Итог. Рефлексия. - Назовите тему урока.- Какую цель ставили на уроке?- Достигли ее?- Определите уровень ваших знаний по теме.- Расскажите, что вы знаете о числе 4.- Как можно обозначит число 4?

Цели:

  • в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4,
  • научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить,
  • воспитывать интерес к математике,
  • развивать творческое воображение.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке,
  • определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания,
  • работать в паре, оценивать товарища.

Наглядное обеспечение: СД электронное приложение к учебнику М.И Моро, С.И Волкова, С.В. Степанова “Математика 1 класс”, ФГОС, “Школа России”.

Раздаточный материал: “Математические кораблики”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Логическая разминка.

– На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.

1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?

2) Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)

– Назовите их.

3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4)

– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?

(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)

У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!

3. Сообщение темы

– Сегодня мы знакомимся с числом 4!

– Посмотрите на натуральный ряд чисел.

* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)

* Назовите числа, которые меньше,чем число 4.

* Назовите числа, которые больше, чем число 4.

* Сосчитай от 3 до 8.

* Сосчитай от 10 до 4.

4. Практическая работа.

* Возьмите математические кораблики.

– Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.

– Как получили число 4?

– За каким числом стоит число 4?

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (С.Маршак)

5. Просмотр видеофильма

– А сейчас у нас встреча со Знайкой, который познакомит вас с числом 4.

(СД “Электронное приложение” к учебнику “Математика” 1 класс 2011 г.)

6. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками)
1, 2, 3, 4,
Полетели,закружились.
(Взмахи руками, покружиться)

7. Составление числовых записей

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

– Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к стихотворению:

Как получили число 4?

Четыре зайца шли из школы.
Вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?

8. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

9. Работа по учебнику с. 30

* Откройте учебник на 30

– Найдите картинки.

– О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?

* Сколько получится, если к 3+1?

– Сколько машин было в гараже? (4)

– Все ли машины исправны?

– Составь рассказ.

(В гараже 4 машины. Одна сломанная.)

– Прочитай выражение, которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали математический знак “+” или “–”

(Было 3 машины, починили еще 1)

* Рассмотрите монеты на полях.

– Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб., 1 руб.,2 руб., 2 руб.

* Как называется геометрическая фигура, у которой 4 стороны?

– Возьмите квадрат, покажите 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.

10. Знакомство с цифрой 4

Урок математики в 1 классе «Число 4. Цифра 4»
Артемович Любовь Семеновна
МАОУ «Подгорнская СОШ»
Учитель начальных классов

Аннотация к уроку. Урок математики по программе «Школа России». Урок изучения новых знаний, способствует формированию представления о числе и цифре 4. Урок построен в игровой форме, что помогает развивать познавательную активность обучающихся.

Тема: «Число 4. Цифра 4.»
Цель:
1) Ознакомление детей с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4
Задачи:
1) Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.
2) Познакомить с письменной цифрой 4, научиться ее писать.
3) Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.
4) Формировать творческую активность обучающихся.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - изображения четырех снежинок, набор цифр 1-4 геометрические фигуры.
Раздаточный - геометрические фигуры, палочки, набор цифр 1-4, карточки для раскрашивания с печатной и письменной цифрой 4, снежинки - сюрпризы.
Ход урока:
I. Знакомство с числом и цифрой 4.
1) Образование числа 4.
- Какое время года на дворе?
- Сегодня 1 декабря, 1ый день зимы. Давайте поздравим друг друга с первым зимним днем и подарим друг другу улыбки.
-Закройте глазки и представьте, что мы вышли на улицу. А на улице идет снег. Кружатся легкие воздушные снежинки. Но вот подул ветер. Покажите, как дует ветер.
-Ой, что это? Ребята, посмотрите! Вместе с ветром к нам в класс что-то залетело.
(Снежинки)

Сколько снежинок прилетело к нам?
3 белых снежинки
- Какой цифрой обозначим количество снежинок?
Цифрой 3.
- А ветер за окном усилился. Закройте глазки и покажите, что ветер стал дуть сильнее.
(Появляется еще одна снежинка - голубая)
- Сколько еще снежинок прилетело к нам?
1 голубая снежинка.
- Какой цифрой обозначим?
Цифрой 1.
- Больше снежинок стало или меньше?
- Если их стало больше, то к 3 белым снежинкам мы будем прибавлять или вычитать 1 голубую снежинку?
Выберите нужный знак.
- А сколько стало всех снежинок?
4 снежинки.
- 4 снежинки обозначим цифрой 4.
- Какого знака не хватает в данном выражении?
=
- Как же мы получили число 4?
- Давайте прочитаем грамотно пример.
2) Состав числа 4.
- А как можно еще получить ч. 4? Могли ли по-другому залететь к нам снежинки?
4=2+2
4=1+3
3) Знакомство с цифрой 4
- Цифру, которую мы использовали в записи примера - печатная цифра. На что похожа эта цифра?
- Выложите эту цифру с помощью палочек.
- А эта какая цифра?
- Это тоже цифра 4, но только письменная. На что похожа эта цифра?
а) Стишок про перевернутый стул
б) Самостоятельная работа на карточках.
Закрасить клеточки, где находятся печатные цифры 4.. Что получилось?
Письменная цифра 4.
- Напишите эту цифру, правой ногой, левой ногой, носиком в воздухе
Чтобы лучше запомнить написание письменной цифры, обведем ее в рабочих тетрадях.
Работа в рабочей тетради
- А какое место будет занимать ц.4 в числовом ряду?
Ребята, пока мы трудились в тетради, снежинки наши расшалились, переставили местами цифры на доске, а на место поставить цифры не могут, все цифры только перемешались со снежинками. Давайте наведем порядок.

Счет от 1 до 4 и обратно

Снежинки благодарят вас за помощь и желают остаться с нами на уроке, чтобы еще чему-нибудь научиться. Оставим снежинок?
II Первичное закрепление.
1) Игра «Найди свое место»
У водящего карточки с цифрами 1,2,3,4. Рядом встает столько ребят, сколько обозначено на карточке.

2) -А что бывает в жизни только по 4?
(4 колеса у машины, 4 лапы, 4 ноги?
-А у каких животных по 4 лапы? У зверей.

Физминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и подтянись.

Замечательные зайчата получились из вас.
3) Игры с мячом.
1. Ведущий называет любое число в пределах 10, игроки продолжают счет до 10
2. Ведущий называет любое число в пределах 10, игроки продолжают обратный чсет до 1.

4) Игры на внимание.
1. Прохлопать столько раз, сколько изображено на моей карточке.
2. Игра «Самый внимательный»
Ученики показывают цифру, которая соответствует количеству услышанных стуков.
- Покажите цифру, которая соответствует слову «пара»
- А две пары - это сколько? 4
3. А сейчас «Волшебный мешочек» Распознавание цифр на ощупь.
4. - Снежинкам очень понравилось у нас на занятии, и они решили на прощание приготовить вам еще одно задание.
- Как называются предметы на доске?
Геометрические фигуры.
- Какую фигуру вы считаете лишней?
- Почему? (рассмотреть разные варианты)
- Как по-другому разбить эти фигуры на группы?
- А сколько фигур всего?
- Как же получить число 4?
- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка?
Количество геометрических фигур соотносят с цифрами 1 +3=4
Итог по заданию: Когда переставляются части, результат их объединения не изменяются. Это же происходит и с числами при сложении: 1+3=4
3+1=4
Подробнее об этом мы поговорим позже.

Итог урока:
- Что же нового, полезного вы узнали сегодня на занятии?
Снежинкам очень понравилось у нас в гостях. Вы были на занятии достаточно внимательными, любознательными, сообразительными. И на прощание у снежинок тоже есть свой волшебный мешочек, но только не с заданием, а с сюрпризом. За хорошую работу на уроке вам сюрприз! (снежинка)
Рефлексия. - Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Используемая литература:
1. А. Белая, М. Гамазкова, Н. Головнева «150 тестов, игр, упражнений на развитие внимания, восприятия, мышления, памяти» Издательство АСТ Москва, 2000
2. Колесникова В. Математика. Москва, 2001
3.Усачев А. Где прячутся цифры. Москва, 2011