Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.

Западно-Сибирская железная дорога основана была в 1961 году в результате объединения Томской и Омской железных дорог. Управление её находится в городе Новосибирске. Станции Западно-Сибирской железной дороги расположены на территории Омской, Томской, Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского края и, частично, Павлодарской и Кокчетавской областей Казахстана.

Станции Западно-Сибирской железной дороги объединяют районы Дальнего Востока и Сибири со всеми районами страны. Магистраль обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче руд и угля, нефтепереработке, обработке и заготовке леса, предприятия химической, металлургической и энергетической промышленности, станкостроения и развитые сельско - хозяйственные районы. Составы ввозят на станции Западно-Сибирской железной дороги самые разные богатства: руду, металлы, некоторые строительные материалы, нефтепродукты, продукцию машиностроения, лесные грузы, продукцию пищевой и лёгкой промышленности; а вывозят в основном уголь, кокс, металлы, хлебные грузы, продукцию лесной промышленности. Транзитом через станции Западно-Сибирской железной дороги следуют преимущественно металлы, нефтепродукты, лесоматериалы и продукция сельского хозяйства.

Грузонапряженность дороги - самая высокая на сети - более 35 млн. т/ км. И она на станциях Западно-Сибирской железной дороги постоянно растет. Отдельные участки имеют показатель 100 и более млн. т/ км/. Среди станций Западно-Сибирской железной дороги наиболее крупные среди пунктов прибытия и отправления грузов: Новосибирск, Новокузнецк, Комбинатская, Белово, Кемерово, Прокопьевск, Островская, Междуреченск, Томск, Ленинск-Кузнецкий. За 7 месяцев 2011 года объем погрузки в Новосибирском регионе дороги составил более 8,5 млн. тонн грузов. Дорога обслуживает также и интенсивные пассажирские перевозки, как в местном, так и транзитном сообщении между районами Дальнего Востока и Сибири с остальными районами страны.

Западно-Сибирская железная дорога.

– одна из ведущих транспортных артерий России, соединяет железные дороги Восточной Сибири с железными дорогами Урала и европейской части России.


Западно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО РЖД) - пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Протяженность дороги на 2009 год - 6000 км. Управление дороги находится в Новосибирске.

Западно-Сибирская железная дорога построена в период 1892-1896 за счет средств казны. Основные линии: Челябинск - Курган (1893), Курган - Омск (1894), Омск - река Обь (1895). Проходила по территории Оренбургской, Тобольской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской области. Протяженность Западно-Сибирской дороги на 1899 год - 1408 км.

Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске. В 1900 году вместе со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги.

В 1961 году Омская и Томская дороги объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу. В 2003 году Западно-Сибирская дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги». .

Развёрнутая длина Западно-Сибирской железной дороги составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина - 6 000 км. В состав Западно-Сибирской дороги входит часть Транссиба и часть Южсиба.


На Западно-Сибирской дороге возведено три тоннеля. Первым в 1930-х годах был возведен тоннель на 516 км ветки Новокузнецк - Таштагол (длина - 100 метров). Вторым в 1951 году был сооружен тоннель на 159 км ветки Алтайская - Артышта (длина - 990 метров). В 1967 г. в эксплуатацию был сдан самый протяженный тоннель на дороге - Томусинский, его протяженность составляет 1157 м, он расположен на 106-107 км участка Артышта - Томусинская.

Численность сотрудников Западно-Сибирской железной дороги - 63363 человека. Перевезено грузов - 246,9 млн тонн. Перевезено пассажиров в дальнем сообщении - 10,1 млн человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении - 61,8 млн человек. В структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь - 70,8 %, строительные материалы - 5,5 %, нефтепродукты - 4,5 %, чёрные металлы - 3,8 %.

Западно-Сибирская железная дорога