Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ хорош уже тем, что в процессе подготовки к нему выпускники волей-неволей усваивают некоторые языковые нормы. Взять хотя бы нормы акцентологические (то есть нормы, связанные с постановкой ударения в словах). Интересно, сколько выпускников эпохи «до ЕГЭ» правильно произносят «включИт», «тОрты», «слИвовый», «красИвее»? У многих ли выпускников хвалёной режет слух «звОнит» вместо правильного «звонИт», «бАловаться» вместо «баловАться»?..

Испытание по русскому языку в форме ЕГЭ предполагает, что успешно выдержавший его одиннадцатиклассник этими самыми нормами владеет чуть ли не в совершенстве. Вот и отрабатывают правильную постановку ударения на школьных уроках, с репетиторами, самостоятельно. Тем не менее, трудности остаются: непросто взять да и заговорить правильно, когда с детских лет на уровне подсознания усвоены неверные варианты произношения.

Предлагаем несколько рекомендаций для тех, кто никак не может справиться с заданием 4 ЕГЭ по русскому языку (напомним: в этом задании нужно найти ошибку в постановке ударения). Вот как оно выглядит в обновлённой демоверсии 2015 года:

Что делает этот мифологический герой на обложке орфоэпического словника ЕГЭ? Загадка! Наверно, дело в греческих корнях термина «орфоэпия»…

Справились с заданием? Ошибка в постановке ударения допущена в слове граждАнство , его и нужно выписать. А теперь к делу. Прежде всего, скачайте демоверсию ЕГЭ по русскому языку на сайте ФИПИ. Распакуйте архив. В нём среди прочих файлов есть документ под названием OrfoEpic.pdf (по крайней мере, так он называется в демоверсии 2015 года). Это орфоэпический словник . Предполагается, что в задание 4 на ЕГЭ по русскому языку будут включены именно слова из словника, поэтому рекомендуем внимательно изучить содержимое этого документа. В его вступительной статье говорится об особенностях постановки ударения в словах различных частей речи, а затем следует основная часть — список слов, нормативное ударение в которых нужно запомнить.

Как запоминать? Попробуйте читать эти слова (весь список или его части) ежедневно, желательно вслух. Много времени такая работа не займёт, зато эффект гарантирован. Периодически проверяйте себя, выполняя задание №4 в сборниках типовых тестов ЕГЭ. На всякий случай обращайтесь время от времени к орфоэпическим словарикам, которые имеются в некоторых пособиях для подготовки к ЕГЭ, например, в сборнике С. Драбкиной и Н. Сениной. Только обязательно читайте слова правильно: неверный вариант ударения может отложиться в памяти и сыграть злую шутку на экзамене.

При работе над произношением необходимо включить не только зрительную память, но и слуховую. Это касается не только аудиалов. Занятия, связанные с фонетикой и орфоэпией, требуют, чтобы слова воспринимались именно на слух. Старайтесь правильно произносить слова и в повседневной жизни. Домочадцы произносят слово «торты» с ударением на последнем слоге? Вас это коробит? Значит, вы уже грамотнее, чем они. Корректно поправляйте их, ссылаясь на словарь или другой авторитетный источник.

Легче запоминать ударение в словах помогают мнемонические приёмы. Попробуйте сгруппировать слова, в которых ударение падает на один и тот же слог, например, так:

Быстро запоминаются небольшие стишки или рифмованные фразы, предполагающие правильную постановку ударения. Некоторые из них довольно нелепы, но в памяти держатся неплохо.

Вот такие мнемонические фразы помогут запомнить ударение в словах тОрты и шАрфы :

А вот фразы, с которыми легче запомнятся названия огородных культур — щавЕль и свЁкла :

Подготовка к ЕГЭ. Часть А(А-1)

Тренировочные тестовые задания по орфоэпии (10-11 класс)

2). бАлованный

3). дозировАть

    2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). донизУ

2). алфАвит

3). баловАть

4). дОнельзя

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). дОкрасна

2). вклЮчен

3). зАвидно

4). аэропОрты

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). жалюзИ

3). клеИть

4). вероисповедАние

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). молЯщий

3). докУмент

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). закУпорив

2). каталОг

3). красивЕе

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). кОрысть

3). вклЮчим

4). жИлось

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). нАверх

2). затемнО

4). лЕкторов

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). закУпорить

2). бАлуясь

3). досУха

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). включИшь

2). Еретик

3). квАртал

4). звОним

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). мусоропрОвод

3). красИвейший

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). зАнятый

3). зАнята

4). крЕмень

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). ворвАлась

3). наврАла

4). исстАри

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). мозАичный

3). вклЮчит

4). киломЕтр

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). надЕлит

2). кровотОчить

3). загнУтый

4). звонИшь

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). бухгАлтеров

2). крЕнится

3). нАлита

4). довЕрху

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). грАжданство

2). кУхонный

3). засветлО

4). дождАлась

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). перезвОнит

3). крАлась

4). Эксперт

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

3). надорвАлась

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). Кровоточащий

2). прИданое

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). пОняла

2). убрАла

3). обеспЕчение

4). свеклА

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). диспансЕр

3). щАвель

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). избАлованный

2). облЕгчит

3). черпАть

4). цЕмент

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). средствА

2). прИбыл

3). дОбела

4). дозвОнятся

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). нАрост

2). нарвалА

3). пОложить

4). пОртфель

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). тотчАс

2). нАчать

3). принудИть

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). нАчавший

3). нАчатый

4) нАчавшись

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). некролОг

2). опошлЯт

3). врУчит

4). нАжита

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). слИвовый

2). тортОв

3). принЯл

4). углУбить

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). Оптовый

2). сверлИт

3). обнЯлась

4). насОрит

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1).пОнявший

3). ободрИшься

4). обОдрена

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). обОдрить

2). обогнАла

3). осведомИться

4). обОстрить

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). столЯр

2). прозОрлива

3). позвОнит

4). откупОрил

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). согнУтый

3). статУя

4). срЕдствами

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). недрУг

2). приручЕнный

3). сОздана

4). кОрмящий

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). исключИт

2). врУчит

3). надЕлит

4). вклЮчит

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). воспрИняла

2). назвАлась

3). занялА

4). гнАлась

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). опломбИровать

2). отозвАлась

3). принудИть

4) углубИть

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). убыстрИть

2). укрЕпит

3). одОлжит

4). окрУжит

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим ударения правильно:

зАпертый

Видим ошибку в слове «запёртый», правильно говорить зАпертый. В ответ выписываем слово, не исправляя его.

Ответ: запёртый.

Как не потерять балл за это задание?

Редакция получает десятки вопросов об этом задании,встретившемся в ЕГЭ 2015 года. Оно было предложено в указанной формулировке. Тот, кто невнимательно прочтет задание, потеряет баллы. В ответ требуется вписать слово, в котором допущена ошибка. Исправлять эту ошибку не требуется. Поэтому в ответ надо записать слово запЁртый. В бланках ЕГЭ есть буква Ё, её надо использовать. Если написать зАпертый, задание вам не зачтут.

Ответ: запёртый

Источник: ЕГЭ - 2015. До­сроч­ная волна

Правило: Постановка ударения. Задание 4.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение - ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

запЁртый

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2016 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2016

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет своё место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, - как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, - если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка - мукА, трУсит - трусИт, погрУженный на платформу - погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

тОрты, тОртов

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные - на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав -прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА - стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Глаголы

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла, прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта

традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

баловАть, в одном ряду со словами

баловАться, избаловАть, разбаловАть…,но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться - крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть - перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

щемИть-щемИт, защемИт

Ударение в причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО; завезЁнный - завезЁн, завезенА, завезенЫ, завезенО. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завЕзенный» вместо завезЁнный, «перевЕденный» вместо переведЁнный и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -Т-. Если суффиксы неопределённой формы о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть - завЁрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

отключённый

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

Деепричастия

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

балУясь

закУпорив

начАвшись

поднЯв

Ударение в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

вОвремя

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

Москва, 2004 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вы учитесь в Театральном институте! Наконец сбылась Ваша мечта попасть в волшебный мир Театра! С этого времени Вы из зрителя-участника превращаетесь в создателя этого мира. Остаётся надеяться на то, что каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.

Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не добьётесь хороших результатов в своей работе.

За четыре года Вам предстоит овладеть техническими навыками освоения практических дисциплин, связанных с мастерством актёра.

Речь на сцене должна отличаться от повседневной, бытовой речи и служить образцом для подражания. Для того чтобы добиться профессионального звучания, необходимо время. Иногда требуются не год и не два, а целые десятилетия. Осознанное понимание своих речевых проблем поможет Вам быстрее найти способы их устранения.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и постепенно нарабатывает свою манеру.

Как правило, на одном курсе встречаются люди из разных городов и регионов России. Естественно, речь сибиряка или краснодарца будет отличаться от речи жителя столицы.

Присущие каждому человеку индивидуальные черты связаны с объективными обстоятельствами жизни, такими как семья, школа, уровень образования, круг общения и место жительства.

Что же такое профессиональная речь актёра? Какими качествами она должна обладать? Прежде всего, требуется общая ясность речи. Поставленное дыхание, чёткая дикция, звучный голос, нормы современного литературного произношения и законы логики речи, чувство ритма, развитый речевой слух – вот неполный перечень обязательных для освоения элементов.

Вы держите в руках учебно-методическое пособие с рекомендациями по исправлению речевых недостатков. Оно поможет Вам отрабатывать и закреплять полученные на занятиях навыки самостоятельно.

Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.

Типичные речевые ошибки

Вот то, что вызывает наибольшие трудности в произношении:

1. Артикуляция гласных звуков.

2. Произношение безударных гласных на месте букв «А» и «О».

3. Произношение безударных гласных на месте буквы «Е».

4. Произношение безударных гласных на месте буквы «Я».

5. Произношение «И» после твёрдого согласного.

6. Стяжение слова и утрата гласного звука.

7. Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными.

8. Оглушение и озвончение согласных на стыке слов, в середине и в конце слов.

9. Предударный гласный на месте буквы «А» после Ч и Щ.

Произношение сочетаний гласных «СЧ», «ЗЧ» как [ЩЩ] или [ЩЧ]

«ТЧ», «ДЧ» как [ЧЧ]

«ТЩ» в начале слова как [ЧЩ]

«СЩ», «ЗЩ» как [ЩЩ]

«ЖЧ» как [Щ].

10. Произношение сочетаний согласных «СШ, ЗШ» как [ШШ], «СЖ, ЗЖ» как [ЖЖ]. «Ш», «Ж» перед мягкими согласными.

11. Произношение свистящих согласных С, З, Ц.

12. Фрикативный Г (Г с призвуком Х).

13. Произношение мягких согласных ТЬ , ДЬ .

14. Смешение звуков Р и Л , РЬ и ЛЬ .

15. Пропуск («съедание») согласных звуков.

Цель этого пособия – избавить Вас от недостатков речи в вышеуказанных случаях. Авторами предлагается один из способов для самостоятельной работы:

    определяем ошибку;

    вспоминаем нормы орфоэпической и дикционной точности;

    начинаем работать над ошибкой по методу «от простого к сложному», то есть: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.

Как определить свои речевые ошибки?

    Запишите на диктофон любой выбранный Вами текст;

    внимательно прослушайте запись;

    дайте прослушать эту запись другим людям;

    сопоставьте своё и чужое мнение;

    определите, какие речевые недостатки встречаются в Вашей речи.

Откройте нужную Вам страницу.

Ознакомьтесь со всеми упражнениями, связанными с данной темой.

Методика работы над упражнением:

    внимательно прочитайте условия выполнения упражнения;

    попробуйте произнести предлагаемый материал медленно, контролируя правильность выполнения данных условий;

    ориентируйтесь на многократное повторение данного упражнения.

В данной статье предлагаю Вам рассмотреть характеристики различных видов орфоэпических упражнений , которые могут быть использованы в работе при организации учебной деятельности младших школьников .

1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение, вызывание).

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  • Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ . какую работу при этом совершают органы речи?
  • Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.
  • Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.

Чай , часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо , чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак , чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить , чисто, чиркнуть, чибис, число.

2. Упражнения, целью которых является знакомство учащихся с литературной нормой.

  • Звук [г] на конце слов оглушается в [к].

Прочитайте вслух следующие слова: творог, порог, рог, пирог, сапог, плуг, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог.

3. Упражнения на сопоставление и противопоставление нормы и ненормированных образований.

Цель: помочь школьникам быстрее и лучше понять особенности звукопроизношения и путем систематической целенаправленной работы сформировать навыки орфоэпически правильной речи. С этой целью можно использовать различные по характеру сопоставления.

1) Сопоставление звуков и букв.

Цель: обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

  • Правильно произнесите название следующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ . Затем произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2) Сопоставление диалектных и нормированных фонетических особенностей.

Цель: развитие речевого слуха учащихся; выработка умений слышать звучащее слово, фиксировать внимание на его фонетических особенностях, исправлять и предупреждать фонетические ошибки.

Можно предложить такие упражнения:

  • Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; [г] на конце слова; [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: герой, грибок, сапог, погода, государство, погоди, порог, стог, где, когда, творог, друг.

  • Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Произнесите эти слова правильно.

Приведите подобные примеры рифмующихся слов.

3) Сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся.

Цель: выявление отклонений от норм литературного языка; выработка умений фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умения анализировать речь окружающих людей с точки зрения ее фонетических особенностей и давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

4. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки , возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао , радио , пау к, патрио т, фарао н.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал и т.д.

5. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильность/неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

6. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

Отбирая стихотворения (отрывки), логопеду следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

– Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, котрая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

7. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках.

  • Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила литературного произношения.

Рисунки: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, плуг, стог.

8. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов (например: га – го – гы – ге – ги и т.п.).

Приведенный перечень орфоэпических упражнений не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации орфоэпической работы. невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьника.