В среднем формирование произношения завершается к пяти годам, если в этом возрасте всё ещё есть проблемы, следует обратиться к врачу-логопеду. Это не значит, что до пяти лет за речью можно не следить. Важно контролировать и тренировать произношение, не умиляясь детскому искажению слов. Чтобы научить ребёнка выговаривать звуки Т и ТЬ (если это у него не получается), следует регулярно проводить специальную гимнастику. Прежде чем приступить к занятиям, важно уметь объяснять и показывать, как заниматься артикуляционной гимнастикой на звук Т на своём примере. Количество повторений лучше увеличивать постепенно.

Тренируем артикуляцию

Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Игровые упражнения

Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:

  1. «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
  2. «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
  3. «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
  4. «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
  5. «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
  6. «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.

Не стоит долго задерживаться на этапе автоматизации звука в слогах, как можно быстрее переходите к автоматизации в словах.Во-первых, в слове звук окружают другие звуки, накладывающие свой артикуляционный и акустический отпечаток. Во-вторых, ребенок лучше воспринимает значимые, осмысленные вещи. «Логопедическая работа производится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. Должно так или иначе осмысливать их, хотя бы в форме звукоподражаниябою барабана – та-та-та. В этом же плане, загадывая загадку, заучивая стишок, как дидактический материал для усвоения определенного звука, следует, не отдаляясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей дитя жизнью» (М. Е. Хватцев).

Кроме удобной для ребенка «осмысленности», слова для отработки звуков выполняют очень важную функцию. Они позволяют автоматизировать звук во всех возможных позициях, создают, по сути, «артикуляционные модели» - ребенок не должен выучить все слова русского языка с данным звуком, он тренируется произносить новый звук в различных сочетаниях, которые затем будет использовать уже в других словах, которые встретятся ему в жизни.

Слоги в словах, в которых встречаются отрабатываемые звуки, могут быть ударными и безударными, открытыми, закрытыми и со стечением согласных.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: КА-ША, МО-ЛО-КО.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: АР- БУЗ, КАР-ТОН.

Слог со стечением согласных – «скопление» согласных, стоящих подряд в одном слоге: КРО-ко-дил, за-КРЫТЬ, ПЛА-тье.

Автоматизация звуков в словах (и далее - в словосочетаниях, текстах…) производится с учетом орфоэпических норм русского языка . Орфоэпия определяет, как произносятся звуки, сочетания звуков, слова и формы слов в устной речи (в отличие от орфографии, которая определяет правила написания слов).Основные орфоэпические нормыдляудобства подразделяют на: правила произнесения гласных звуков (в разных позициях слова, ударения) и правила произношения согласных звуков (в зависимости от места, от соседних гласных и согласных звуков).

Гласные звуки.

Что нужно знать о правильном произношении гласных звуков? Под ударением гласный произносится четко, так, как пишется. В безударной позиции звук О звучит как А:пишем «корова», а произносим «кАрова», потому что первый гласный стоит в безударной позиции, а второй – под ударением. Звук Э без ударения превращается в нечто среднее между И и Э: «река» звучит как «рИка». Буква Я без ударения читается так же: как И с оттенком Э («рИбина», «рИдовой»).Меньше всего меняются в безударной позиции гласные У, А, И, Ы. Обратите внимание: в упражнениях слова со звуками О или Е могут оказаться в разных разделах («лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед» - эти слова для отработки звука Л окажутся в одном абзаце, на слог «ЛА»).

В заимствованных иностранных словах гласные произносятся чаще всего так, как пишутся: рОндО, бОа…

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Э, Ы. Буквы Е, Ё, Ю, Я, как известно, обозначают два звука (Я=Й+А) и служат для обозначения мягкости предшествующего согласного.

Т.е. если вы видите в слове букву Т, учтите - она может произноситься как твёрдый Т и как мягкий Ть, в зависимости от следующей гласной: Тапки – Тяпки. Твёрдые и мягкие – это разные звуки, подчас для их произношения требуется разное положение языка

В логопедической работе это означает, что если ребенок умеет произносить звук Т, но у него еще не исправлен мягкий Ть – внимательно следите за следующей гласной после буквы Т: мы даем ребенку слово ТАПКИ, но не имеем права требовать правильного произнесения слова ТЯПКА.

Согласные звуки.

В русском языке согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими.Занимаясь с ребенком, эти характеристики нужно либо знать, либо хорошо «чувствовать язык» - слышать, где как в норме произносится звук.

Давайте вместе вспомним:

· звонкие согласные в конце слов произносятся глухо (например, в слове «мороз» на конце произносится звук С – «мароС»). Поэтому не удивляйтесь, обнаружив слова ДУБ, ЗУБ, СТОЛБна страничке со звуком П.Оглушаютсязвуки Б, В, Г, Д, Ж, З.

· так же эти звуки оглушаются перед глухими же согласными:«зуПКи», «труПКа».

· Некоторые глухие согласные, напротив, могут озвончаться перед звонкими согласными: сделать = «ЗДелать», просьба = «проЗьБа».

· Перед мягким согласным твёрдый согласный смягчается (это неустойчивая норма – можно смягчать, можно не смягчать): «снег» может произноситься как «Снег», так и как «СЬнег».

· В стечениях 3-х и более согласных один из звуков не произносится: лестница – «леСНица», чувствовать – «чуСТВовать», праздник – «праЗНик».

· В возвратных глаголах (заканчивающихся на-ться) на конце произносится«ЦА»:«учиЦА», «охотиЦА».

· Стечение согласных-ТСК-произносится как ЦК:детский – «деЦкий», советский – «совеЦкий».

· Сочетания ЧТ, ЧНпроизносятся как ШТ, ШН:потому что – «потому ШТо», конечно – «конеШНо».

· Звук С, стоящий перед Ш или Ж, сам превращается в Ш и Ж: «сшить» - произносится с долгим Ш = «ШШИть», «сжиженный» = «ЖЖиженный». Так же видоизменяется звук З: «разжать» = «раЖЖать».

· Звук Ц в русском языке твердый, не имеющий пары, поэтому написание и произношение в случае звука Ц имеет определенные особенности. Например, пишется ЦИ, а произносится твердо ЦЫ, ЦЕ произносится как ЦЭ (цирк = «цЫрк», в конце = «в концЭ») Поскольку звук Ц является аффрикативным, т.е. состоит из двух звуков – Т и С, сочетания ТЦА и ДЦА читаются как долгий ЦЦА («пятнаЦЦать»).

Порядок использования словарного материала.

Некоторые авторы рекомендуют начинать автоматизацию всех звуков с обратных слогов. Другие советуют открытые слоги. Соглашусь и с теми, и с другими.Аффрикаты (смычно-щелевые звуки) Ц и Ч действительно лучше автоматизируются, начиная с обратных слогов: боЕЦ, гонЕЦ, певЕЦ, врАЧ, мЯЧ, грАЧ. При автоматизации Р очень редко удается начать с обратных слогов (язык не успевает переключиться на вибрацию в верхнем положении, требует поддержки звуком Д, слово звучит очень своеобразно, ребенок не воспринимает это как полноценное слово: аДРбуз).В иных случаях все зависит от личностных особенностей ребенка. Поэтому, поставив звук, проверьте, в каких слогах новый звук получается легче – именно такие слова и предложите ребенку в первую очередь. Коррекционная работа проходит успешнее и быстрее, если мы движемся от простого (для конкретного ребенка) к более сложному.

На начальных этапах автоматизации слова произносятся по слогам. Но не слишком этим увлекайтесь – есть опасность сделать из этого привычку. Буквально через день-два переходите на слитное и плавное произношение отрабатываемых слов. Для этого можно помочь ребенку движением руки – произносите слово и делайте плавное движение рукой слева направо, научите этому ребенка.

В ударных слогах звук произносить удобнее, т.к.на ударный слог выделяется больше энергии выдоха. Об этом стоит помнить, поскольку первоначально новый звук в словах произносится длительно, немного утрированно – для того чтобы язык успел занять новое для себя правильное положение, а ухо привыкло слышать этот новый звук, признало его как соответствующий образцу (формирование артикуляторно-акустического стереотипа). Позднее звук будет произноситься легче и быстрее, пока не «сотрется» до размеров обычных звуков.

Особо следите, чтобы не попадались ребенку слова с оппозиционными звуками (С-Ш, С-З, Ч-Ц, Ч-Ть и др.).Подобные слова отрабатываются позже, на этапе дифференциации.

Если Вы исправляете звукопроизношение самому себе – на этапе автоматизации Вам понадобится «слушатель» - человек, который сможет подсказывать Вам, правильно ли звучит новый звук. Самому себе новый звук кажется настолько необычным, что возникают сомнения «А то ли я делаю?», «правильно ли я говорю?», появляетсяжелание бросить дело на полпути. Разумеется, слушатель должен четко слышать разницу между правильным и аномальным звучанием, тогда одной его фазы «Да! Звучит хорошо» бывает достаточно, чтобы вернулась уверенность.


Т РЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ. Занятие с использованием компьютера может длиться не более 15 минут, прерываться динамическими паузами и гимнастикой для глаз. (например, по Аветисову) Игра, предложенная в презентации, может быть прервана и продолжена игрой с движением (поймай мяч, хлопни в ладоши и т.д.), с картинками, с настольными дидактическими играми. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, рекомендации врача.


З АДАЧИ: укреплять мышцы артикуляторного аппарата; закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом); автоматизировать правильное произношение звука Т изолированно, в слогах, словах и коротких предложениях; развивать фонематический слух; изменять слова по числам, падежам; определять место в слове звука Т; развивать логическое мышление; развивать зрительное внимание.




Артикуляционная гимнастика «Барабанщик» Барабанщик очень занят, Барабанщик барабанит: «д-д-д-д» «Блинчик» Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. О. Петрова «Горка» Вот так горка, Что за чудо! Выгнулся язык упруго, Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются. «Щётка» Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту. Вверх-вниз гну щетинки. Не оставлю ни соринки. «Трубочка» Мои губы – трубочка, превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: ду-ду-ду, ду-ду-ду. «Улыбка» Улыбается щенок, зубки напоказ. Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.














Игра «Добавь слог» ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) - ХА(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – НО (ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – БИ(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) - ВА(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – ЯХ(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА)- ПАС(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – РО(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – ВОРО(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – КОНФЕ(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – МОНЕ(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – МИНУ(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – ГАЗЕ(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – ЛОПА(ТА) ТА-ТА-ТА (ТА-ТА-ТА) – ВОРО(ТА)





Использованные источники: 1. Коноваленко В.В Коррекция произношения звуков Н, Т, Д, Дидактический материал./Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..-М.: «ГНОМ», стр. ISBN Егорова О.В. Звуки Т, Ть, Д, Дь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: «Гном и Д», 2005, - 32 с. ISBN Туманова Т.В. исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ Под редакцией Филичевой Т.В. – М.: «Гном-Пресс», с. ISBN Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1995,-384 с., ил. ISBN Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. Игры, загадки, скороговорки, стихи, считалки.-СПб.: «Сайма», 1994, 102 с.

Елена Никандрова
Автоматизация звуков [т]-[д] в чистоговорках

В последние годы все чаще встречаются дети, имеющие нарушение произношения смычных переднеязычных звуков Т , Д. Ощущая нехватку речевого материала для автоматизации этих звуков я нашла несколько чистоговорок в интернете и добавила множество придуманных мною. Представляю их на ваш суд. С уважением Елена.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от - ходит серый кот.

Ат-ат-ат – у меня есть брат.

Ют-ют -ют – я люблю уют.

От-от-от – землю роет крот.

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

Та-та-та – поймаем мы кота.

Ту-ту-ту – молока дадим коту.

То-то-то – купим новое пальто.

То-то-то – я иду в пальто.

Та-та-та – в корзине я несу кота.

Ту-ту-ту - помоги коту.

Ты-ты-ты - у Светы новые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

Та-та-та – наступила темнота.

Ты-ты-ты – не боимся темноты.

Ту-ту-ту – косы заплету.

Ит-ит-ит – Ваня крепко спит.

Та-а-та у - нас новая плита.

Ит-ит-ит – вода в чайнике кипит.

Ит-ит-ит – зуб у Зои не болит.

Да-да-да – гудят провода.

Да-да-да – теплая вода.

Ду-ду-ду - спать я не пойду.

Да-да-да – не ходи туда.

Ду-ду-ду - все равно туда пойду.

Ду-ду-ду – нигде не пропаду.

Ду-ду-ду – в лужу я не упаду.

Ду-ду-ду – я в беду не попаду.

Да-да-да - у меня вода.

Да-да-да – буду строить города.

Ды-ды –ды на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Да-да-да – утки у пруда.

Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.

Ду-ду-ду – гулю я в саду.

Ду-ду-ду – я по ягоды пойду.

До-до-до – на дереве гнездо.

Ада-ада-ада – вот моя награда.

Ода-ода-ода – красивая природа.

Ода-ода-ода – стройка у завода.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Зима. Автоматизация звуков [С], [Ш], [Л], [Р]» Конспект комплексного индивидуального занятия по теме: «Зима. Новый год» (с использованием мультимедийной презентации) Цель: постановка.

Конспект занятия «Автоматизация звуков [п]-[п’] в словах» 1. Здравствуйте, детки! сегодня мы с вами поиграем со звуками П и Пь. Внимательно смотри на картинки и повторяй за мной: платье, паук,.

В настоящее время широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно.

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует.

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

Консультация для родителей «Что такое автоматизация звуков?» Консультация для родителей Что такое автоматизация звуков? У малыша появился звук. Нужно, чтобы данный звук ребёнок произносил в словах.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда» Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем,.

Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр» Цель: - распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как средства развития речи в образовательном процессе. Задачи:.

Звук [б]
ба – бо – бу – бы
бо – бу – бы – ба
бу – бы – ба – бо
бы – ба – бо – бу
Занятие 2.
ба
багаж, база, бак, балет, балка, банка, бант, банан, баня, басня, башня, бал, баян, бачок, бачки, бакен, бар, баран, баранка, балалайка, багульник, барсук, баранки, балкон, батон, башлык, базар, бадья, баклажан, балык, бальзам, бассейн, башмак, кабан, усадьба, свадьба, рубанок, изба, дамба, губа, шайба, труба, кабачок, табак, дамба, румба, клумба, резьба, стрельба, глыба, Люба, шуба, жаба, абажур, собака, рыба, рубашка, верба, рыбак, забава;
Занятие 3.
бо
бой, бок, бокс, боксёр, больной, босой, босиком, бор, борьба, борода, борт, Боря, боровик, бот, боты, бокал, большой, боль, боец, борец, бойцы, бочка, бочонок, болт, больно, борщ, борт, богатырь, ботинки, болото, ботва, болтун, суббота, любой, небо, спасибо, самбо, футбол, клубок, робот, прибой, грибок, выбор, альбом, забота, уборка, свобода, хобот, соболь, забор, набор, работа;
Занятие 4.
бу
бугор, будильник, будка, бук, буква, букет, буфет, бутон, булавка, буханка, булка, бутылка, бутыль, бузина, буран, бур, бурный, бурка, бусы, буря, бунт, букварь, бухта, будни, буйвол, бумага, бульон, бульдог, букашка, буран, булькать, обувь, незабудки, азбука, автобус, арбуз;
бы
бык, былина, быль, былинка, быт, бычок, бычки, быстро, был, забыл, зубы, крабы, дубы, рыбы, шубы, трубы, вербы, губы, столбы, грибы.
Занятие 5
благо, блок, блокада, блокнот, блондин, блуза, клумба, блины, блюдо, зяблик, зябнуть, резьба, блюдце, обжора, облачко, яблоки, яблоня, рубль, трубка, брак, брань, бронза, брови, броня, бросок, брошка, брынза, брус, брусок, брусья, брызги, обрыв, грабли, рёбра, бритва, бричка, брякнуть, брякать, бред, тумба, вобла, фабрика, зебра, брюки, зубры, брусника, блинчик, абрикос, сабля, блин, клубника, каблук.
Звук [б"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
бя – бё – бю – би – бе
бё – бю – би – бе – бя
бю – би – бе – бя – бё
би – бе – бя – бё – бю
бе – бя – бё – бю – би
бя
бязь, бяка, ребята, жеребята, любят;
бё
гребёнка, избёнка, ребёнок, жеребёнок;
би
бидон, бивень, билет, бинокль, бинт, бить, бил, бис, бич, бирка, бирюза, битва, бизон, бисер, Бишка, биточки, бисквит, биатлон, бигуди, кубик, грубить, тюбик, голуби, рябина, кабина, кабинет, забитый, забияка, любить, любимец, собирать, рубить, Сибирь, обида;
бе
бег, бега, беда, бедняк, бедный, бедность, белила, белый, белка, белуга, бельё, беляк, бензин, берег, беседа, беседка, бегун, бедро, берёза, бегемот, бетон, беляк, беглец, белизна, берет, берлога, беркут, ябеда, щебет, гребень, гребешок, победа, лебеди, обед, обедать, забег, обезьяна, воробей, щебетать, табель, мебель, лебеда;
бюджет, бюро, бюст.
Занятие 4. Четко произносить слова с двумя звуками.
Бабушка, бобы, бамбук, бомба, борьба, бублик, бубны, бубен, бубенчик, библиотека, библия, бобры, бобёр, барабан, барабанщик, Бобик, Барбос, бабочка, балаболка, балбес, баобаб, барбарис, Барби, бобыль, баба, бабуин.
Ба-ба-ба – тут большая рыба.
Ба-ба-ба – к нам пришла Люба.
Ба-ба-ба – звонкая труба.
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Ба-ба-ба – мама, мама! Вон труба!
Ба-ба-ба – вот стоит изба.
Бо-бо-бо – надела я сабо.
Бо-бо-бо – отлежала я свой бок.
Бу-бу-бу – купите мне трубу.
Бу-бу-бу – дядя, дайте мне трубу.
Бу-бу-бу – навещали Любу.
Бы-бы-бы – в лесу растут грибы.
Бы-бы-бы – за окном дубы.
Бы-бы-бы – как болят зубы.
Бы-бы-бы – крашу столбы.
Бы-бы-бы – я несу грибы.
Бы-бы-бы – во дворе стоят столбы.
Занятие 7. Четко произносить чистоговорки.
Би-би-би – гудит машина, не поеду без бензина.
Би-би-би – громко не труби.
Би-би-би – ты меня люби.
Бе-бе-бе – я играю на трубе.
Бе-бе-бе – снова мы идём к тебе.
Занятие 8. Четко произносить словосочетания:
большие дубы белые грибы
зубная боль белая бочка
большой букет сдобная булка
большой блокнот быстрая белка
большой выбор борзая собака
белый лебедь белые голуби
забавная обезьяна белые бараны
белый бант белая бумага
белая бабочка большая берёза
Занятие 9. Четко произносить предложения.
У Бори булка.
У брата блокнот.
Люба любит бананы.
У Любы болят зубы.
Бабушка купила Боре букварь.
Ребята набрали белых грибов.
Бабушка сварила к обеду бобы.
Белка сушит грибы на зиму.
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.
Мы получили багаж.
В бак налили свежую воду.
У девочки большой бант.
В магазине продают бананы.
На башне развивалось знамя.
Бомба разрушила дом.
В бору мы искали грибы.
Занятие 10.
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
– Бе-бе-бе, – барашек белый блеет, больше букв не разумеет.
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот!
Занятие 11.
На горе растут дубы, под горой растут грибы.
Все бобры добры для своих бобрят.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, для бобрят добры.
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, не выболтала.
Занятие 12. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (по выбору).
Бычок
Маленький бычок,
Рыженький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
«Где же стадо? Му-у-у!
Ску-у-учно одному-у-у!»
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Г. Сапгир
Барабан
боднул баран.
Бух! – и лопнул
барабан.
Г. Виеру
У нашей Мэри есть баран,
Собаки он верней.
В грозу, и в бурю, и в туман
Баран бредёт за ней…
С. Маршак
Занятие 13- 15. Четко произносить тексты. Пересказывать (по выбору).
Баба
Вот баба. Баба у дома. У дома Бобик и Вова. Бобик лает на бабу: «Ам-ам!» Бобик, не лай!
Люба и барашек
Летом Люба была у бабушки в деревне. У бабушки был барашек Бунька. Люба пасла барашка Буньку.
Бобры
Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.
Боря и Бобик
Боря маленький, но знает буквы. Позвал он Бобика: «Смотри, Бобик, вот буквы!» А собака зевнула и уползла в будку. Не хочет Бобик учить буквы.
Барабан
У Бори был барабан. Он очень громко бил в барабан. У бабушки от грохота барабана заболела голова. Она попросила Борю больше не играть на барабане. Он послушался бабушку.
Бабочка
Люба бегала по лугу и ловила бабочку. Там было много бабочек. Она долго не могла поймать ни одной бабочки. Наконец Люба поймала большую красивую бабочку. Вначале она обрадовалась, но потом ей стало жалко бабочку, и Люба её отпустила.
Звук [в]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
ва – во – ву – вы
во – ву – вы – ва
ву – вы – ва – во
вы – ва – во – ву
ва
вам, ваш, ванна, ваниль, варенье, варка, вата, ватка, вахта, вакса, вазелин, ватрушки, валенки, Ваня, Валя, Вася, Вадим, Варя, ваза, вагон, валик, валун, васильки, варежки, ватник, сова, халва, ива, нива, слива, айва, Нева, диван, Слава, Клава, канава, забава, кровать, ковать, голова, корова, трава, Лёва, мальва, крапива, клюква, тыква;
во
вобла, вода, вожак, воз, вол, волны, воля, ворона, Волга, волк, восемь, воск, воздух, волос, вот, вон, война, воин, войско, вопли, зарево, овощи, иволга, завод, повозка, новый, левый, ленивый, пиво, налево, кружево, дерево, направо, слово;
ву
вуз, вулкан, вуаль;
вы
выбор, выгон, выход, выдох, выезд, вызов, вымя, выпуск, вымыть, выучить, вышка, высь, вышина, выставка, выть, выдумщик, ивы, совы, сливы, коровы, оковы, гривы, травы, тыквы, канавы.
Со стечением согласных:
звук, влага, власть, внезапно, внизу, внук, внучка, внимание, вклад, вкладыш, включение, вкус, вкусно, квас, скворец, шиповник, крыжовник, Москва, клятва, листва, плотва, бритва, звание, враг, врач, деревня, павлин.
Звук [в"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
вя – вё – вю – ви – ве
вё – вю – ви – ве – вя
вю – ви – ве – вя – вё
ви – ве – вя – вё – вю
ве – вя – вё – вю – ви
Занятие 2. Четко произносить слова:
ви
Витя, Вика, Виля, вино, вина, вить, видно, визит, визитка, визг, виноград, вишня, вид, вилка, вилла, винт, винтик, висок, витамин, вилы, повидло, новинка, пуговица, ежевика, чечевица, рукавица, правильно, брови, павильон, киви;
Занятие 3. Четко произносить слова.
ве
ветка, веник, вес, весь, весы, Веня, Вера, весна, вести, веселье, вешалка, венок, ветла, ветер, веер, верба, верста, век, веки, вена, великан, вечер, вещи, ведро, верблюд, ветчина, вездеход, верхушка, весло, вермишель, верхом, вершок, вели, велосипед, вертолёт, привет, ответ, ливень, навес, повесить, повесть, занавес, занавески, медведица, невежда, муравей, поверь, привет, ответ, увели, Павел;
Занятие 4. Четко произносить слова.
вё
вёсла, вёдра, вёсны, овёс, отвёртка, ковёр;
вя
вянет, вялый, вязы, вязкий, вязать, вяжет, вязаный, вяленый, связка, связать, святки, повязка, червяк;
вь
вьюга, вьюк, вьюн, вьюшка, деревья, поставь.
слова с двумя звуками.
Выводок, вывод, вывоз, вывозить, Вова, выставить, верёвочка, ветви, Вавила, вуалехвост.
Занятие 5. Четко произносить чистоговорки.
Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Ва-ва-ва – хороша в лесу трава.
Ва-ва-ва – на суку висит айва.
Ва-ва-ва – на суку сидит сова.
Ва-ва-ва – вот летит сова.
Ву-ву-ву – в лесу видели сову.
Ву-ву-ву – васильков букет нарву.
Ву-ву-ву – не коси в лесу траву.
Занятие 6. Четко произносить чистоговорки.
Вы-вы-вы – трава выше головы.
Вы-вы-вы – нет травы.
Вы-вы-вы – любит Валя сливы.
Вы-вы-вы – есть совята у совы.
Ви-ви-ви – ты цветы в лесу не рви.
Ве-ве-ве – васильки видны в траве.
Занятие 7. Четко произносить словосочетания:
вязаные варежки ветки ивы
красивый веер ваза с цветами
вишнёвое варенье светлые волосы
красивый вид вяленая вобла
новая выставка вкусная ветчина
ленивый Лёва Валины мальвы
новая ванна новый вагон
Занятие 8. Четко произносить предложения.
Вот вата.
У Вавы вата.
У Вовы вата.
Вот вода.
У Вовы вода.
У Вавы вода.
В ванне вода.
Вера мыла Ваню в ванне.
Валя купила вазу.
В вазе васильки.
Занятие 9. Скороговорки.
Три вороны на воротах.
Вава купила айву.
В вазе Витя видит вишни, вишни видит Витя в вазе.
Летела овсянка на овёс, а Иван овёс унёс.
Занятие 10. Четко произносить чистоговорки.
У Ваньки у Встаньки несчастные няньки, несчастные няньки у Ваньки у Встаньки.
Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара. И нашла в кармане варежки Варвара.
Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
Занятие 11. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (по выбору).
– Совушка, совушка,
Большая головушка.
Где ты живала?
Где ты бывала?
Воробей взлетел повыше.
Видно всё с высокой крыши.
Б. Тимофеев
Занятие 12-14. Четко произносить тексты. Пересказывать (по выбору).
Ива
Вот ива. Ива у воды. Вова у воды. Вова пил воду. Вова упал в воду. Ай! Вова упал в воду.
Вова и Валюшка
Выбегает Вова из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведёрком. Столкнулись Вова с Валюшкой – и оба упали. Валюшка заплакала, а Вова взял её за руки, помог подняться, подал ей ведёрко.
– Не плачь, – говорит, – это я виноват.
Вытерла Валюшка слёзы, улыбнулась и отвечает Вове:
– Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.
Занятие 15.
Повтори предложения:
Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу.
Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву.
Внизу лежит листва
Занятие 16
1. Повтори пословицы.
Всему свое время.
Всякой вещи свое место.
Волков бояться - в лес не ходить.
Много воды - много травы.
2. Выучи стихотворение.
Весенний воздух свеж и чист.
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
3. Игра «Назови ласково».
Ваза - (вазочка) слива - (сливка)
Вода - (водичка) завод - (заводик)
Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)
Ива - (ивушка) голова - (головушка)
Занятие 17
Перескажи рассказ.
Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.
Занятие 18.Повтори предложения.
Скоро я увижу Вовика.
Весной деревья оживают.
Вовик несет отвертку.
Ветер качает ветку.
Бабушка вяжет коврик.
Внизу видна вся деревня.
Новичок увидел весь класс.
Внизу свистит свирель.
Вовик в классе новичок.
Мы повесили занавески.
Птицы свили на дереве гнездо.
Витя несёт вёдра.
От ветра качаются деревья.
Ты свистишь на всю деревню.
Витя завязывает шнурки.
Занятие 19. Пересказ.
У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом.
Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.
Занятие 20.
Витя и Ваня - друзья.
Вера сидит на диване.
Вовик в классе - новичок.
Внука зовут Витя. Вера едет в Литву.
За окном завывает ветер.
Валя повесила занавески.
Сова увидела добычу.
Ваня услышал свист.
На вербе зеленая листва.
Вера расчесала волосы.
Витя любит халву.
Весь вечер звучала красивая музыка.
Витя работает на заводе.
В этом вагоне едут Вася и Вера.
Вечером вода в реке холодная.
Вера купила вафли.
Валя видела красивый веер.
Ваня читает повесть.
Валя вяжет свитер.
Занятие 20.
Повтори чистоговорки.
Ва - вя - ва - желтая листва.
Вы - ви - вы - идут коровы.
Be - вэ - ве - краски дадим Вове.
Be - вэ - ве - похлопаем Савве.
Вы - ви - вы - поспели сливы.
Звук [ф]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
фа – фо – фу – фы
фо – фу – фы – фа
фу – фы – фа – фо
фы – фа – фо – фу
Занятие 2.
фа
фабрика, фаза, фазан, факел, фаланга, фамилия, фартук, фасоль, Фаня, фанта, фасон, фата, фантик, фанера, факт, факир, фауна, фара, фарш, фагот, олифа, арфа, сарафан, софа, алфавит, асфальт, кефаль, дрофа;
Занятие 3. Четко произносить слова.
фо
фон, фокус, фокусник, фольга, фонарь, фонарик, фонтан, форма, фото, форточка, Фома, фонд, форт, форель, фотоаппарат, телефон, патефон, магнитофон, плафон, сифон, симфония, светофор;
фу
фургон, футбол, футболка, футляр, фуга, фунтик, фугас, фура, фужер, тайфун, конфуз;
Занятие 4. Четко произносить слова.
фы
фыркать, фырчать, софы, рифы, арфы, шкафы, шарфы, жирафы, гольфы, мифы, сейфы, грифы;
аф
шкаф, жираф, граф, телеграф;
иф
лиф, миф, гриф.
флаг, флажок, флакон, флейта, флот, фраза, фрак, франт, фронт, фрукты, туфли, шарф, лифт, кофта, фляга, флоксы, фрамуга, Фрося, фруктовый, тафта, кафтан, фланг, суфле. Занятие 5
Игра «Один - много».
Фикус - (фикусы) ферма - (фермы)
Фиалка - (фиалки) графин - (графины)
пуфик - (пуфики) Филин - (филины)
буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)
Занятие 6
Пересказ:
Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки.
Феня каждый день их поливает, рыхлит землю.
Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.
Занятие 7
Фомка - Фимка Форма - ферма
Фокус - фикус Форма - фирма
Фуга - фига Фурор - фюрер
Фон - фен Фунт - финт
Занятие 8 Повтори предложения.
Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.
Занятие 9.
Повтори чистоговорки.
Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе
Фы - фи - фы - не доехать до Уфы.
Фа - фя - фа - у нас большая арфа.
Фу - фю - фу - купили мы софу.
Занятие 10.
Повтори скороговорки.
У Фомки гость - Фимка,
У Фимки гость - Фомка.
У Фани – фуфайка. У Феди-туфли.
У Федота - фагот. У Фимы – мифы.
У кафе – Фома. У Фомы - кофе.
Звук [ф"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
фя – фё – фю – фи – фе
фё – фю – фи – фе – фя
фю – фи – фе – фя – фё
фи – фе – фя – фё – фю
фе – фя – фё – фю – фи
Занятие 2. Четко произносить слова:
Федя, Феня, фен, фея, февраль, конфеты, ферма, Федот, фетр, феска, кафель, буфет, портфель, картофель, трюфель, кофе, кофейник, туфель, салфетка;
Филька, Филя, Фима, Филипп, филин, фильтр, фильм, фикус, финики, фиалка, финка, филе, Филат, финал, фигура, финиш, фитиль, финн, графин, пуфик, кефир, шарфик, офицер, зефир, афиша;
Занятие 3. Четко произносить слова с двумя звуками.
Фёдор, Фёкла, шофёр;
тюфяк.
Фанфары, фуфайка, фарфор, фотограф, фотография, фосфор, философ.
Фа-фа-фа – у нас большая арфа.
Фу-фу-фу – купили мы софу.
Фы-фы-фы – не доехать до Уфы.
Фе-фе-фе – дядя мой живёт в Уфе.
Аф-аф-аф – мы поставим в угол шкаф.
Занятие 5. Четко произносить словосочетания:
фиолетовая кофта фарфоровый графин
фамильный фарфор футбольная форма
фабричный буфет конфетный фантик
фантастический фильм конфетная фабрика
фабричная фуфайка фисташковая футболка
фланелевый сарафан фруктовая фанта
фиолетовый фартук фаршированная кефаль
Занятие 6. Четко произносить предложения.
У Фени туфли.
У Фани кофта.
У Феди кофе.
Федя работает на фабрике.
Моя фамилия Фёдоров.
Феня надела фартук.
Фокусник показывает детям фокусы.
Около дома горел фонарь.
Мальчишки играли в футбол.
Занятие 7.
Четко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).
Федя полез за конфетой в буфет –
Факт, что в буфете не будет конфет.
В. Лунин
***
Продаётся очень срочно
Наш старинный граммофон.
Вот для справок телефон…
По Л. Каминскому
***
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
В. Берестов
Занятие 8. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Цветы
Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Фене помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята!
Занятие 9. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Фабрика
Мама Феди работает на фабрике. На фабрике изготовляют кофты, фуфайки и шарфы. Папа Фроси – шофёр. Он отвозит товары с фабрики в магазины.
Занятие 10. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Новый год
Папа Фёдор с сыном Федей украшают ёлку. Им помогает дедушка Филипп. Папа Фёдор – сын дедушки Филиппа. На ёлке флажки, фонарики, конфеты. Мама Фая с бабушкой Фёклой накрывают на стол. Мама несёт фрукты. Бабушка несёт зефир.
Звук [д]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
да – до – ду – ды
до – ду – ды – да
ду – ды – да – до
ды – да – до – ду
два – дво – две – дви – дне
дво – две – дви – дне – два
две – дви – дне – два – дво
дви – дне – два – дво – две
дне – два – дво – две – дви
Занятие 2. Четко произносить слова:
да
давка, дай, даль, дам, дама, дань, Данила, давно, дар, даром, дарить, дача, дачка, дата, Даша, Дуня, вода, еда, беда, победа, мода, удача, задача, передача, погода, Лида, Люда, среда, города, борода, свобода, порода, сода, медаль, миндаль, медальон, педаль, удаль, невидаль, колода, посуда, удар, карандаш, помада, команда, веранда, секунда, гирлянда, награда;
Занятие 3. Четко произносить слова:
до
дог, дождь, доза, доктор, доля, долька, дом, водопой, Дон, дол, долина, довольно, дочь, добрый, доски, домик, дочка, доярка, дойка, домино, дорога, донышко, гудок, бидон, удочка, ходок, молодой, ладонь, медовый;
дуб, дубок, дума, думать, Дуня, дупло, дуло, душ, душа, душно, дуга, дуэль, духи, радуга, подушка, иду, упаду, еду, воздух, одуванчик, градусник, кондуктор, сундук, какаду, пойду, найду, колдун, Федул, надул;
дым, дымка, дымок, дыня, дыра, дырка, дыхание, плоды, ягоды, пруды, ландыш, сады, ходы, годы, народы, следы, заводы, кеды, виды, походы, парады, наряды, снаряды, ряды;
два, двадцать, дважды, едва;
двое, двоение, двойка, двойник, двойной, двойня, двор, дворик, дворец, дворник, дворняга, дворовый;
дверь, дверца, дверка, дверной, двенадцать, двести;
двигать, двигатель, движение, движок, двинуть;
дневать, дневной, дневник;
дно, модно, поднос, судно, ладно, нудно, видно;
дни, днище, одни, водник.
Занятие 5. Повтори слова.
Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.
Занятие 6 Повтори слова
Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.
Занятие 7 Повтори предложения.
Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.
Занятие 8 Повтори чистоговорки.
Да - да - да - бежит вода.
Ду - ду - ду - тебя найду.
До - до - до - звучит гудок.
Ды - ды - ды - цветут сады.
Повтори пословицы и поговорки.
Один за всех - все за одного.
Шуба нова, да в подоле дыра.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Лесом шёл, а дров не видал.
Даром ничего не дают.
Ссора до добра не доведет.
Занятие 9 Выучи стихотворение.
Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награду им вручили.
Занятие 10.
Игра «Подскажи словечко».
Ходит мальчик наш с трудом,
В первый раз обходит... (дом).
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по... (домам).
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по... (дорожке).
Игра «Назови ласково».
Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)
Занятие 11. Пересказ
Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.
Дубок
Дети увидели около дуба маленький дубок.
– Ой, какой маленький дубок, – сказала Надя. – Откуда он?
– Этот дубок вырос из жёлудя старого дуба, – ответила Лида.
– Давайте пересадим дубок туда, где больше света, – предложила Надя.
– Не надо. Старый дуб защищает его своими ветвями от ветра и лучей солнца.
Звук [д"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
дя – дю – ди – де
дю – ди – де – дя
ди – де – дя – дю
де – дя – дю – ди
Занятие 2. Четко произносить слова:
дятел, Надя, Вадя, Володя, Федя, медянка, бродяга, водяной, ледяной, бадья, ладья;
дюжина, Дюймовочка, дюны, дюйм, дюшес, гадюка, индюк;
диван, диво, дивный, дикий, диктор, будильник, диета, дичь, диплом, Дима, Дина, диск, гардина, крокодил, льдина, леди, один, люди, лебеди, мелодия, родина, говядина, комедия, удивление, гвоздика, садик, жёлуди, смородина, редиска, гвозди, радио, Эдик, холодильник, соседи;
Занятие 3.Четко произносить слова с двумя звуками.
дева, девять, дед, дело, дельфин, день, денёк, деньги, демон, дерево, деталь, девочка, десять, дежурный, декабрь, депо, десна, Демьян, деревня, идея, одеяло, удел, колодец, понедельник, неделя, пудель, одеколон.
Дождик, дважды, дядя, медведи, дедушка, диадема, дрозды, водопады, дудочка, дудеть, Додон, одежда, надежда, подводник, вездеходы, подвода, декада.
Занятие 4. Четко произносить чистоговорки.
Да-да-да – бежит вода.
Да-да-да – наша мама молода.
Да-да-да – не ходи, Вадим, туда!
Да-да-да – ой, холодная вода.
Да-да-да – гудят провода.
До-до-до – звучит гудок.
Ду-ду-ду – дети бегают в саду.
Ду-ду-ду – по саду я иду.
Ду-ду-ду – тебя найду.
Ду-ду-ду – я домой иду.
Ду-ду-ду – всё равно туда пойду.
Занятие 5. Четко произносить чистоговорки.
Ды-ды-ды – цветут сады.
Ды-ды-ды – знаю все ходы.
Дя-дя-дя – идёт дядя.
Дю-дю-дю – вот индюк.
Ди-ди-ди – сюда иди.
Ди-ди-ди – меня ты не буди.
Ди-ди-ди – ты домой иди.
Ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи!
Де-де-де – наступил день.
Де-де-де – быть беде.
Де-де-де – рады мы победе.
Де-де-де – Вот беда! Вадим, ты где?
Занятие 6. Четко произносить словосочетания:
диплом академика ведение дела
будит будильник проделки детей
дивная гвоздика деревянный колодец
дятел-задира ледяная водица
водитель вездехода сердитый индюк
седина родителей холодная погода
дождливый день далёкий дымок
два дня добрый дядя
десять домиков длинные гвозди
детские сады детский дом
холодный декабрь деревянный дом
давным-давно надутый Федул
медовая дыня холодная вода
девять дюймов седой дед
десять дельфинов диво дивное
добрый дог надо дойти
должен доделать холодный душ
Занятие 7. Четко произносить предложения.
У Димы дом.
У Дуни домик.
У Димы дыня.
Дима, дай дыню.
У деда дача.
Дача далеко.
Дача у пруда.
Наш дом на Дону.
По Дону идут суда.
В саду дуб.
Занятие 8. Выучить скороговорки. Повторять три раза подряд, ускоряя темп.
Скороговорки.
Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял мужик дугу.
Буду плыть я день-деньской по реке воды донской.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Загудела дудочка, дудочка-погудочка.
Занятие 9-10. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).
Совы летели,
Все люди глядели,
Совы садились,
Все люди дивились.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
С. Маршак
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Дождик, подожди
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Е. Благинина
Занятие 11.Повтори предложения:
Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.
Занятие 12.
1.Повтори чистоговорки.
Дя - дя - дя - идет дядя.
Де - де - де - наступил день.
Ди - ди - ди - сюда иди.
Ди - ди - ди - не буди.
Де - де - де - быть беде.
Дю - дю - дю - вот индюк.
Дя - дя - дя - стучит дятел.
2.Игра «Один - много».
Дерево - (деревья) Дельфин - (дельфины)
Дятел - (дятлы) Индюк - (индюки)
Дело - (дела) Льдина - (льдины)
Занятие 13 Выучи стихотворение.
Лебеди, лебеди,
Белые лебеди.
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
Занятие 14-16. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.
Помощники
В долине дом. Над домом дым. Видно в доме топят. В доме двое. Лида и Данил. Данил подмёл пол метлой, а Лида вымыла водой.
– Лида, довольно. Давай, мой ладони. Туалетное мыло в ванной.
Друг
У Димы есть собака. Её зовут Дик. Дима любит Дика и всегда берёт его с собой гулять. Они вместе ходят купаться на пруд. Дима бросает маленький мячик в воду, а Дик его достаёт. Игра Дику нравится. Потом Дима и Дик вместе плавают в пруду. Дети любят наблюдать за ними.
Индюк
По двору индюк ходит, надулся, как шар, и на всех сердится. Крыльями по земле бороздит и хвост широко развернул. А детишки шли мимо и давай его дразнить.
– Эй, индя, индя, покажись!
Индя по двору пройдись!
Звук [т]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
та – то – ту – ты
то – ту – ты – та
ту – ты – та – то
ты – та – то – ту
ат – от – ут – ыт – ит
от – ут – ыт – ит – ат
ут – ыт – ит – ат – от
ыт – ит – ат – от – ут
ит – ат – от – ут – ыт
ят – ёт – ют – ит – ет
ёт – ют – ит – ет – ят
ют – ит – ет – ят – ёт
ит – ет – ят – ёт – ют
ет – ят – ёт – ют – ит
тва – тво – тву – твы
тка – тко – тку – ткы
ста – сто – сту – сты
Занятие 2. Четко произносить слова.
таз, тайна, так, там, танк, танец, танго, Таня, Тася, тапки, тарелка, таблица, тачка, такси, талый, тара, Тамара, вата, мята, хата, бита, лопата, Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита, нота, лапта, лента, монета, палата, минута, платан, металл, конфета, газета, ворота, плата, высота, карета;
Занятие 3. Четко произносить слова.
ток, тон, том, топ, Тоня, Тося, Тома, тонна, Толя, толпа, тоска, точка, топор, тонус, тополь, поток, потолок, лето, копыто, каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок, лото, фото, потом, потому, потоп, автомат, автомобиль, место;
туз, тук, тулуп, туман, тумба, туннель, туша, тушь, тучи, Тузик, туфли, турник, натура;
ты, тыква, тын, тыл, тысяча, ноты, боты, соты, корты, коты, конфеты, шорты;
Занятие 4. Четко произносить слова.
мат, пат, самокат, канат, Марат, ватт, салат, халат, брат;
вот, пот, кот, лот, бот, мот, рот, крот, компот, молот, ропот, плот, плотва, отвес, ворот;
мазут, бут, бутсы, сутки, утка, шутка, шут, шутник, мишутка, кнут, плут, обут, надут, гаснут, мокнут, вянут;
кит, хит, кипит, ходит, Литва, битва;
идёт, поёт, пьёт, самолёт, вертолёт, полёт, лёд, налёт, пулемёт;
дует, бегает, думает, сонет, пишет, прыгает, валяет, жакет, жилет, пакет, букет.
Занятие 5. Четко произносить слова.
твой, творог; бинт, винт, зонт, бант, фант, рант;
ткань, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки;
аист, куст, станок, сталь, стык, мосты, стычка, стон, стоп, стол, стул, стук, лист, пост, хвост, насест;
порт, март, портфель, торт, корт, борт, сорт;
метла, котлы;
трап, трава, трамвай, трон, тропа, утро, трос, трость, труба, трубач, трус, трусы.
Звук [т"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
тя – тё – тю – ти – те
тё – тю – ти – те – тя
тю – ти – те – тя – тё
ти – те – тя – тё – тю
те – тя – тё – тю – ти
· ать – оть – уть – ыть – ить – еть – ять
оть – уть – ыть – ить – еть – ять – ать
уть – ыть – ить – еть – ять – ать – оть
ыть – ить – еть – ять – ать – оть – уть
ить – еть – ять – ать – оть – уть – ыть
еть – ять – ать – оть – уть – ыть – ить
ять – ать – оть – уть – ыть – ить – еть
Занятие 2. Четко произносить слова:
тяга, тягач, тяжба, тяжёлый, тянучка, тяпа, тяпка, лентяй, Катя, Митя, Петя, Витя, Мотя, Костя, Настя;
тёс, утёс, тёрн, тёрка, тёлка, тёмный, тёплый, Тёма, котёл, монтёр, котёнок, утёнок;
тюбик, тюк, тюльпан, тюфяк, тюль, тюлька, тюлень, тюрьма, тюря, утюг;
Занятие 3. Четко произносить слова:
тик, Тина, Тима, тип, тина, тир, тиф, тиран, тихо, тихий, Тихон, Тишка, тишина, тигр, тигры, тире, сети, паутина, ботинки, картина, квартира, мотив, утиль, сатин, косметика, котик, зонтик, найти, фитиль, ватин, вести, мести, пусти, кости, пути, фантик, винтик, ботик;
Занятие 4. Четко произносить слова:
тело, тема, темно, темп, темя, тень, тепло, терем, теремок, тесьма, тесёмка, темень, телега, тесно, телёнок, телефон, телеграф, теперь, канитель, метель, плетень, постель, ветер;
Занятие 5. Четко произносить слова:
рисовать, благодать, кровать, мать, рать, платье, думать, бегать, поймать, махать, плакать, плавать, писать, спать, слушать, кушать, шагать, рыдать, решать, ломать, играть;
копоть, лапоть, ломоть, ноготь, колоть, пороть;
грудь, муть, путь, дуть, суть, гнуть, липнуть;
ныть, плыть, быть, забыть, мыть, выть, рыть;
Занятие 6. Четко произносить слова:
клеить, жить, бить, лить, нить, пить, пилить, ходить, ловить, удить, учить, купить, любить, лепить, месить, носить, косить, спешить, варить, говорить, белить, жарить, красить;
петь, плеть, видеть, смотреть, клеть, млеть, успеть;
обнять, паять, прядь, пять, мять, гулять;
новость, бедность, жадность, кость, власть, кисть, листья, весть, лесть, месть, гость, часть, масть, пусть, грусть.
Занятие 7. Четко произносить слова с двумя звуками.
Стоит, титул, тесто, тётя, тётушка, тёртый, тяжесть, топить, катать, латать, летать, топать, ртуть, титан, тетерев, театр, тягота, тянет, тявкает, телята, котята, утята, утятина, метеорит, укротитель, готовить, тыкать, тот, тут, тонет, торт, статный, трата, трость, тротуар, Тит, грустить, Тата, лепетать, топот, топтать, титул, тефтели, аппетит, батист, таблетка, турист, котлета, ответ, трактор.
Занятие 8. Четко произносить чистоговорки.
Та-та-та – хвост пушистый у кота.
Та-та-та – у нас дома чистота.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты – ко мне бегут коты.
Ат-ат-ат – берём с собой мы самокат.
Тя-тя-тя – вот идёт Витя.
Занятие 9. Четко произносить словосочетания:
тихая квартира летит метеорит
потеря тепла метёт метель
тёмные ботинки укротитель тигров
театр теней тёплый утюг
интересный мотив кисть мастера
цветение тюльпанов тюбик мастики
Петина тётя тёплые тефтели
тихий ветер жёлтые тюльпаны
Таины утята интересная тема
теперь тепло метель утихла
Занятие 10. Четко произносить предложения.
У Наты кот.
У Томы утка.
У Наты кукла Тата.
Ната катает Тату.
В таз налили воду.
В саду растёт мята.
По проводу идёт ток.
Ноты лежат на столе.
Ната покупает самокат.
Занятие 11. Выучить скороговорки. Произносить три раза подряд, ускоряя темп.
Тень, тень, потетень, выше города плетень.
Наш гость купил трость.
Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Занятие 12-13. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (по выбору).
Сосны до неба
Хотят подрасти,
Небо ветвями
Хотят подмести.
И. Токмакова
Тигр
Тигр – свирепый зверь.
Но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.
В. Лунин
Котик и козлик
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
В. Жуковский
Сова
Летела сова –
Весёлая голова.
Вот она летела, летела
И села.
Да хвостиком повертела,
Опять полетела;
Летела, летела и села,
Да хвостиком повертела.
Народная присказка
Занятие 14-16. Четко произносить тексты. Пересказывать (по выбору).
Талант
У Таи талант. Тая поёт. Она поёт ноту «ля» и ноту «ми». Тая будет петь в концерте.
Котёнок
У тёти Кати есть пять котят. Одного котёнка она отдаёт маленькому Пете. У Пети будет свой котёнок. Петя будет любить котёнка и назовёт его Тяпа.
Лето
Таня и Тоня подруги. Таня живёт в Туле, и каждое лето приезжает к Тоне в деревню.