Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу...
А не дописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
6 июня 1914, Слепнево

Анна Ахматова. Сочинения...

Пусть в нашем сердце тоска,
Поэтесса давно похоронена.
Стихи Ваши живы всегда,
Той души, что насквозь горем прожжена.

И пускай мы живем в другой век,
Когда много "писателей" разных,
Вы для нас - прекрасный Человек,
Всеми признанный, Анна Ахматова!

Всем, кому достался трудный путь
Ваши строки сердце согревают.
Горечь, ядовитая, как ртуть,
Снова комом к горлу подступает.

Я знаю, жизнь не удалась.. и ты,
Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль.
Взлетели кости, звонкие как сталь,
Упали кости - и была печаль.

Сказала ты, задумчивая, строго: -
"Я верила, любила слишком много,
А ухожу, не веря, не любя,
И пред лицом Всевидящего Бога,
Быть может самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя".

Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных...

Анна, ты - милая Анна,
Собраны полевые цветы,
В букет, с покаянием рвана,
И ромашка с русской земли…

В покоях догорали свечи,
Каплей прощальной слезы,
В тот день Святой Софии,
Гласа литургии текли…

Пред дверью чудесного рая
Твой лик к ступеньке приник,
Приходящих, с земного края,
Приветно встречает Старик…

Увидать там любимого друга,
В небесный мир приходя,
Помни, на земле есть минутка
Для исполнения воли Творца…
_____
А мы возьмём в правую руку
Все цветы из левой руки...

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…»
А Ахматова

Как хорошо, что глаз не видит
(С молвой, быть может – "зуб неймёт"),
Болота, где над мраком ила,
Царица-лилия цветёт!

Это было в начале лета.
Взоров двух, вдруг совпали лучи.
А потом стало душно от света!
Неужели, хоть он приручит?

Избалованный, самодовольный,
Слишком сладкий, как мартовский сон-
Прикоснулся губами к ладони -
Слава богу, был тихим мой стон.

С упоением пил мою душу.
По кусочку сердечко кроил.
Кто подумать бы мог, что услышу
Хоть однажды, что он "полюбил"!

Притворился собой на секунду,
А потом стал таким же опять.
Твою душу я скоро добуду,
У тебя ведь учусь приручать!

Аня – красивая чем-то,
Может, влюбился, а может, привык.
− «Анюта!», − зачем-то
И голос поник.

Нет, ты прекрасна, и ландыш весною
С тобой не сравнится по красоте.
И я замечаю, но только порою,
Что пламя твое не угаснет во мне.

О, девушка! Кто ты? Богиня, царица
И кони небесные уже тебя ждут.
Тебе только стоит росою умыться
Зарей осветить, в колесницу, и в путь.

Стихи о любви
вытекают сквозь трещины в душах.
Пусть часто твердят мне о том,что они бесполезны…
Ведь, чтобы понять их
нужны не глаза и не уши.
Их слушают сердцем.
Оно быть не хочет железным.

Впотьмах ищу Музу, но только лишь памяти крохи
В кромешной безлунности может нащупать рука.
Скупое наследие, канувшей в лету эпохи,
Манящей, дразнящей, ласкающей из-да-лека…

Напрасные поиски! Где отыскать вдохновенье?
Заглядывал я уже тысячи раз под кровать.
И как, непонятно, свои...

В «Уединении» поэтесса описывает образ искусства как высокую башню, которую для нее создал окружающий серый социум, ожидая видимо заточить ее там и сломить ее дух. Но сила таланта Ахматовой сотворила чудо и вместо предполагаемого наказания поэтесса наслаждается созданным уединением.

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.

«Камни» - это очевидно людские слухи, уколы, неприятие, которые были нацелены на поэтессу. Они закалили ее дух и подняли над мирской суетой. При прочтении этого произведения, вспоминаются жрецы искусства, которые намеренно искали одиночества для развития своего таланта. Стих одновременно пропитан темой уединения и мужества наслаждаться созданными условиями. Как бы не пытались оградить ее от мира, заковать в высокой башне у нее всегда будут спутники, будь то ветер, или луч солнца, или голубь которой в данном случае может символизировать надежду.

Ахматова не держит зла на тех, кто помог ей «построить» башню, напротив она благодарит их за жизненный опыт и уроки которые она получила благодаря столь жесткой закалке. Ее взгляд очистился от мишуры завистливых мнений и она стала «выше» легкого праздного существования, стала опытнее и мудрее.

Сонет написан в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, родовом имении Гумилевых, куда А. Ахматова ежегодно приезжала вплоть до 1925 года. Ахматовой там легко писалось, ее не отвлекал шумный бурлящий жизнью Петербург. А так как она считала творчество вещью спонтанной, которую нельзя запланировать, поэтесса целиком полагалась на свою музу.

А не дописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Пишет этот сонет Анна Ахматова не соблюдая строгость сонетной нормы, и он выглядит недоделанным, недоработанным, однако это придает ему еще более притягательный шарм.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой

«Уединение» Анна Ахматова

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…
А не дописанную мной страницу —
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Анализ стихотворения Ахматовой «Уединение»

В сентябре 1917 года в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой под названием «Белая стая». Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты. В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим вокруг нее событиям, судьбе родной страны. Как правило, поэтесса напрямую не касается военной тематики. Тем не менее, отголоски страшных событий, происходящих в России, слышны практически в каждом стихотворении.

«Уединение» датировано 1914 годом. С некоторой долей условности это произведение можно отнести к сонетному творчеству Ахматовой. Классические признаки построения сонета угадываются здесь смутно. Стихотворение состоит из четырнадцати строк, начинается оно с двух катренов, срифмованных автономно. При этом заключительные терцеты больше походят на двустишия. Зато Анна Андреевна остается верна пятистопному ямбу, который характерен для сонета в русской поэзии.

В «Уединении» присутствуют многие лейтмотивы, присущие сонетному творчеству Ахматовой. Речь идет о теме дома как западни и связанного с ней образа птицы, о «ветрах северных морей», о божественной Музе, смуглой рукой дописывающей неоконченные лирической героиней страницы. Интересно развивается мотив камня, характерный для поэзии акмеистов, к группе которых принадлежала Анна Андреевна. В его переосмыслении проглядывает отсылка к эпизоду, описанному в Евангелии от Иоанна. Согласно ему, к Христосу привели женщину, обвиненную в прелюбодеянии. Книжники и фарисеи хотели побить ее камнями, ссылаясь на закон Моисея. На это Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Ахматова метафорически развивает эту историю. Камни, кинутые в лирическую героиню, превращаются в материал для строительства башни. Из этого вырастает благодарность людям, совершившим зло, которое в итоге обернулось благом.

Не исключено, что под камнями имеются в виду слухи, сплетни, злые слова, высказанные в адрес лирической героини недоброжелателями. Несмотря на оскорбления со стороны врагов, дух ее только укрепился. Она смогла возвыситься над мирской суетой. Уединение стало благословением, а не проклятием, способствовало творческому подъему, появлению Музы.