Введите e-mail адрес:

Никогда не рано и не поздно помочь ребенку развить комплект навыков, необходимых для достижения успеха в школьном обучении. В данных комплект входят организационные навыки и навыки тайм-менеджмента (управления временем), навыки определения приоритетов, сосредоточения и мотивации . Далее представлены советы, которые помогут родителям поставить ребенка на правильный образовательный путь.

  • Общайтесь с ребенком. Для того чтобы выяснить, какими из вышеперечисленных навыков ваш ребенок уже обладает, а какие ему еще только предстоит развить, начните простую беседу о его целях. Спросите ребенка о том, какие у него любимые предметы, каких уроков он страшится и удовлетворен ли он своими оценками.
  • Прислушивайтесь к подсказкам. Соединяйте собственные наблюдения с оценкой самого ребенка. Перегружен ли он заданиями? Если да, в таком случае у него могут быть проблемы с организацией времени. Возникают ли у ребенка трудности при выполнении школьной работы? Возможно, он легко отвлекается. Вообще интересно ли ему учиться? Если нет, то, вероятно, ребенку нужна помощь в приобретении мотивации.
  • Выявляйте проблемные области. Помогите ребенку определить, с какими академическими навыками у него возникают проблемы.

1. Организационные навыки

Для того чтобы преуспевать в учебе, дети должны быть организованными, при этом неважно, идет ли речь о необходимости поиска нужных материалов для выполнения задания или не забыть принести домой свои учебники. У многих детей проблемы обучения связаны, скорее, с недостатком организации, чем с отсутствием интеллектуальных способностей.

Советы, как помочь ребенку стать более организованным:

  • Составьте список вещей, которые ваш ребенок ежедневно должен относить в школу и приносить обратно домой. Повесьте первую копию перед входной дверью, а другую положите в его школьный рюкзак. Проверяйте его каждый день, чтобы удостовериться, что он выполняет все пункты списка.
  • Узнайте, насколько хорошо, вовремя и в полном ли объеме ребенок выполняет домашнюю работу и как он ведет школьные тетради. Затем вместе разработайте систему выполнения домашней работы - такую, которая ему понравится и которую, соответственно, ему захочется применять на практике.
  • Покупайте вместе с ребенком принадлежности, которые помогут ему стать более организованным, например, папки, скоросшиватели и т. п.

2. Навыки тайм-менеджмента

Планирование достаточного количества времени на выполнение заданий может быть трудной задачей для вашего маленького ученика. Даже когда детям дается целая неделя на написание реферата, многие из них начинают работать над заданием лишь вечером накануне дня сдачи. Обучение умению организовывать время в продуктивные блоки требует практики и опыта.

Советы о том, как помочь ребенку научиться лучше управлять своим временем:

  • Планируйте выполнение заданий на месяц. Начинайте с выполнения самых больших заданий, разбивая их на более мелкие части для ежевечернего выполнения.
  • Помогите ребенку отследить, сколько времени он тратит на выполнение домашних заданий каждую неделю, чтобы он мог понять, как разделить это время на управляемые отрезки.
  • Вместе определите время для выполнения домашних заданий по вечерам и помогайте ребенку придерживаться этого графика.
  • Если вечером времени не хватает, помогите ребенку найти другие возможности для выполнения школьных заданий, например, рано по утрам, во время самостоятельной подготовки в школе или в выходные дни.

3. Навыки установления приоритетов

Иногда дети отстают в школе и не могут вовремя выполнять задания, просто потому что не знают, с чего нужно начинать. Распределение приоритетности заданий - это умение, которое пригодится ребенку в жизни, поэтому никогда не рано ему обучиться.

Советы, которые помогут вашему ребенку правильно расставлять приоритеты:

  • Попросите ребенка записать все задания, которые ему нужно выполнять, в том числе те, которые не связаны со школой.
  • Попросите его проставить перед всеми заданиями пометки от 1 до 3, где 1 - наиболее важное задание.
  • Попросите ребенка рассказать вам о каждом задании, чтобы вы могли понять приоритеты вашего малыша. Если он ставит пометку 1 перед общественным мероприятиям, вы узнаете, к чему приковано все его внимание.
  • Помогите ребенку изменить некоторые пометки, чтобы расставить приоритеты в пользу академической успеваемости. Затем предложите ему переписать список так, чтобы все задания с пометкой 1 стояли в начале списка.
  • Периодически проверяйте этот список и наблюдайте за тем, как он развивается и изменяется, и какие приоритеты ребенок дает новым заданиям.

4. Навыки сосредоточения внимания

Когда ваш второклассник учит орфографию или старшеклассник готовится к контрольной работе по тригонометрии, очень важно, чтобы он работал над школьными заданиями без помех и отвлекающих факторов.

Советы, которые помогут ребенку учиться лучше сосредотачиваться на заданиях:

  • На то время, в течение которого ребенок работает за компьютером, отключите доступ к электронной почте и играм.
  • Во время выполнения домашних заданий объявите запрет на разговоры по телефону и просмотр телевизора.
  • Ищите в доме место, подходящее для специфики учебного задания. Если ребенок работает над рефератом, ему, возможно, потребуется много места; если же он готовится к контрольной работе по языку, ему нужен хорошо освещенный стол.
  • Для лучшего сосредоточения во время выполнения домашнего задания уведите из его комнаты братьев и сестер.

5. Мотивация

Большинство детей говорят, что они хотят хорошо учиться в школе, но многие не дотягивают до уровня выполнения школьной работы, необходимого для достижения успеха в учебе. Причиной этого часто служит недостаточная мотивация. Для того чтобы направить ребенка на путь успешной учебы, свяжите интересы малыша с обучением.

Советы, которые помогут вам лучше мотивировать ребенка на обучение:

  • Связывайте школьные уроки с жизнью вашего ребенка. Если он изучает проценты, то, когда в следующий раз вы пойдете вместе за покупками, попросите его посчитать цену товара со скидкой.
  • Связывайте интересы вашего ребенка с обучением. Если он увлечен музыкой, дайте ему книги о музыкантах и продемонстрируйте связь между музыкой и иностранными языками или

Умение обучаться , наверное, один из самых важных факторов, которые способствуют успеху. Не случайно этот вопрос очень любят задавать соискателям при приеме на работу. Ибо человек, который не может обучаться, закрыт для всего нового. Он консервативен, не следит за новыми тенденциями. А значит, он не может успешно конкурировать в современном мире .

Зачем нужно
умение учиться

Любое обучение – это выработка в себе , формирование новой привычки . Когда привычка вырабатывается, это действие для человека становится автоматическим. В начальной школе нас учили писать палочки, потом учили, как пишутся слова. И, наконец, мы осваивали азы грамотности. Все это – разные уровни процесса описания письму.

Любое обучение имеет аналогичную градацию от простого к более сложному . Очень важно изучить все уровни, заложить их в свое подсознание. И тогда человек имеет возможность использовать свой навык, концентрируя свое внимание на более высоких задачах.

Умение писать сейчас вы используете неосознанно, обдумывая статью, создавая стихи или деловые письма. Точно также, когда пианист играет на сцене, он целиком отдается музыке, а его пальцы сами знают, как нажимать клавиши.

Буквально все, что мы знаем и умеем – это результат процесса обучения. В детстве каждый человек делал это с большим удовольствием. Так почему же потом пропадает это желание и люди убеждают себя, что им учиться уже не надо?! Наверное потому, что не умеют правильно учиться . Ведь в детстве их обучением занимались родители и другие взрослые. Единственная ошибка, которую они допустили при этом – это не научили ребенка учиться.

Эта глава служит практическим пособием для родителей, у которых мало опыта и нет специальной подготовки в этой области. Прикладной анализ поведения придает особое значение использованию методов инструкций, направленных на систематическое и измеримое изменение поведения. Ключевыми словами этого определения являются метод, систематически и измеримо. Каждая отдельная стратегия может быть подробно описана, применяться систематически, что позволяет точно измерить ее эффективность.

Важно отметить, что домашнее обучение может подойти не каждому ребенку и не каждой семье. Влияние на семейный уклад и отдельных членов семьи может быть очень значительным. Во-первых, оно требует немалых жертв и самоотдачи от каждого безо всякой гарантии весьма благоприятного результата для ребенка с аутизмом. Во-вторых, для некоторых родителей может быть не легко принять основную философию и принципы этого подхода. Короче говоря, решение о домашнем обучении крайне личностно. Родителям стоит начинать только, если они полностью настроены дать этому методу шанс на успех. Нельзя проведя лишь какую-то часть курса, решить, что сам подход обречен на провал. Это будет равносильно тому, как давать ребенку лишь полдозы прописанных антибиотиков для лечения и надеяться на его выздоровление.

Мы ограничиваем свои рекомендации лишь для детей от 24 месяцев и не старше 6 лет. (Для детей старшего возраста следует выбирать задания более функционального плана). Домашнее обучение – это, в основном, надежда, что ребенок приобретет навыки общения и речи, такие же, как у его сверстников, будет учиться в обычной школе и жить нормальной продуктивной жизнью. Мы без опаски можем сказать, что некоторые дети достигнут этих целей. Мы также знаем, что это удастся не всем, хотя большинство детей в большей или меньшей степени от домашнего обучения выиграют.

Джеффри было 2,5 года, когда его родители впервые услышали слово «аутизм», использованное для объяснения его необычного поведения. Казалось, его жизнь начиналась совершенно нормально. Они вспоминали, каким красивым малышом он был, и достигал каждую веху развития (улыбался, тянулся за предметами, ползал, начал ходить) как и все дети. Их беспокойство началось, когда в яслях заметили, что он не играет с другими детьми, а складывает предметы ровными рядами, открывает и закрывает дверцу шкафа, постоянно дергает смыв в туалете или просто сидит пассивно в углу. К трем годам он говорил менее 50 слов и редко складывал их в предложения. С другой стороны, его родители отмечали, что он был очень хваток, например, в назывании цветов, складывании сложной мозаики и счете до 20. Хотя они полностью и не понимали, в чем проблемы, они были убеждены, что им нужна какая-то помощь.

Роль родителей

Большинство родителей либо принимают на себя роль педагога, либо адвоката для своего ребенка. Некоторые совмещают обе роли. В обоих случаях родители, как правило, обеспечивают наилучшие перспективы своему ребенку в развитии, текущих потребностях, стиле обучения. Более того, в то время, как профессионалы приходят и уходят, родители всегда остаются с детьми. Необходимо, что бы сами родители принимали участие в предварительном оценивании уровня развития ребенка, помогали в постановке задач (целей) и обеспечивали непосредственные инструкции. Родители должны понимать, что просто прочтение и осознание рекомендаций этой главы еще не подготовит их к самой роли домашнего педагога. Тем не менее, с практикой, образцами и общением с профессионалом, родители часто становятся отличными учителями. По мере продвижения домашнего обучения родители берут на себя всевозрастающую роль в составлении программ и отслеживании успехов ребенка.

Эвелин было почти 3,5 года, когда родители стали искать помощи. Они осознавали, что у девочки неразвита речь, и она не проявляет интереса к игре с другими детьми, даже со своей 6-летней сестрой. Они окрылялись, если она иногда повторяла слово или фразу из песни, но потом они опять ничего от нее не слышали. Общалась Эвелин, главным образом, беря кого-либо за руку и ведя его к тому, что ее интересовало. Казалось, она не понимала, что ей говорили, хотя иногда было трудно отличить понимание от ее готовности подчиняться. Если ей давали игрушку, она подносила ее к губам или терла о кожу, но не играла. Когда кто-нибудь пытался вовлечь ее в какую-то деятельность, отдавая инструкции, она страшно расстраивалась, плакала и рвалась прочь. Ела она очень мало и отказывалась оставаться за столом, когда ели другие. По ночам спала лишь несколько часов, зато днем любила спать подолгу.

Как решить, чему учить

В случае с Эвелин первые несколько месяцев ушли на обучение навыкам готовности (выполнение простых инструкций, имитация основных движений, усидчивость на стуле). Почти все обучение проходило маленькими порциями в четких рамках (сидя напротив друг друга на стульях). Обучающий вводит все инструкции, используя физическую помощь по мере надобности. Руководство движениями Эвелин становилось минимальным, когда она начинала реагировать быстрее.

Джеффри же уже умел сидеть на стуле, имитировать (хотя непоследовательно) и называть некоторые предметы, поэтому его программа была значительно шире. Его учитель, кроме занятий использовала естественные ситуации, чтобы учить его в течение дня. Например, Джеффри спрашивали о предметах, которые ему предъявлялись ранее без применения речи. Физическое руководство почти не требовалось. Однако другие способы (например, моделирование действий) применяли, чтобы добиться большей непосредственности. Как показывают два этих случая, четкое представление об уровне способностей ребенка может значительно влиять на подход к обучению.

Первый шаг в решении, чему учить состоит в сборе информации о ребенке. Существует большой выбор приемов, как это делать: 1) анкетирование человека, который знает ребенка лучше всего; 2) наблюдение за ребенком дома, 3) выполнение существующих для этого тестов.

После того, как вы установите уровень ребенка. Выберите 15-20 задач, которым будете учить в следующие 3-6 месяцев. Общее количество ограничивают с тем, чтобы обеспечить достаточно тренировки (повторения) одних и тех же упражнений. Начните с 3-5 заданий и постепенно увеличивайте количество, по мере того, как ребенок будет проявлять больше терпения и усидчивости. Программа должна продвигаться от обучения навыкам готовности учиться (смотреть на учителя, выполнять простейшие команды, оставаться на стуле, имитировать основные движения) к первым шагам обучения речи и развитию познавательных способностей.

План обучения

Чтобы составить план, давайте рассмотрим следующие вопросы.

1. Когда вы узнаете, что ребенок усвоил навык?

2. Как определяется цель поведения?

3. Где и когда будут происходить занятия?

4. Какие материалы потребуются?

5. Какие стимуляторы будут мотивировать ребенка?

6. Как вы будете измерять достижения ребенка?

7. Каковы этапы обучения? Как вы будете знать, когда переходить к следующему этапу?

8. Как предъявлять инструкции и материал?

9. Что вы будете делать, если ребенок реагирует неправильно/правильно?

10. Как способствовать обобщению и закреплению навыков?

Первый шаг планирования – определение цели для каждого конкретного навыка. Например, по команде: «Делай это» Эвелин будет имитировать 10 представленных вразброс движений с 80% точности на протяжении 3-х последовательных занятий. Такая степень определенности позволит вам объективно решать, когда навык усвоен. Каждая цель имеет 3 составных:

1) указание условий, в которых будет наблюдаться такое поведение – когда прозвучит команда и произвольно (вразброс);

2) указание ожидаемого поведения – имитация 10 движений;

3) указание критерия точности – 80% на 3-х занятиях.

1) прямые указания;

2) инструкции, основанные на различных видах деятельности;

3) обучение при удобном случае.

При прямом обучении учитель непосредственно следит за четким исполнением команд, сидя напротив ученика. Задания задаются в быстром темпе одно за другим. В деятельностном обучении учитель может намеренно не приготовить какие-то материалы и обучать ребенка спрашивать о них. Оба этих вида, в основном, продумываются и контролируются учителем. Напротив, обучение в создавшихся ситуациях предусматривает наблюдение за деятельностью ребенка, а учитель вмешивается при определенных обстоятельствах, чтобы научить конкретно затребованному навыку: например, ребенок хочет пить и показывает на холодильник, а учитель моделирует правильную просьбу и обучает ей ребенка. Таким образом, прямое обучение более запланировано и позволяет проводить многократное повторение. Зато деятельностное и «случайное» обучение способствует лучшему обобщению. Все эти стратегии важны и должны использоваться в разное время в зависимости от навыка, которому обучаете и возможностей ребенка. Например, очень рассеянных детей учить новым словам лучше сначала прямым способом, а потом, чтобы навык «заработал» лучше переходить к деятельностному и ситуационному способам.

Организация условий обучения

Окружающая обстановка должна как можно меньше отвлекать. Для детей, как Эвелин, первый день домашнего обучения, может быть, был первым случаем, когда ребенку надо было сесть на стул напротив преподавателя и проявить внимание на протяжении минуты или двух. Вы можете ожидать, что большинство детей окажут сопротивление вашим попыткам, пытаясь покинуть место учебы, плача и даже проявляя агрессию и навредить себе. Этого можно избежать или хотя бы ослабить нежелательный эффект, следуя нашим указаниям.

Во-первых, сделайте занятия увлекательными. Оставайтесь оживленными, обеспечьте почти постоянные стимуляторы-поощрители за сидение на стуле и чередуйте учебные команды с игрой. Первые занятия 5-10 минут. Перерывы такой же продолжительности. Первое время во время перерывов мы разрешаем детям делать все, что они хотят. Но, в конце концов, и в это время будет продолжаться обучение. Несмотря на ваши благие намерения, большинство детей все же будут протестовать против ваших попыток усадить их.

Выберите спокойную комнату. Приготовьте два детских стула (один – вам, другой – ребенку). Стол для материалов и поощрителей. Все это располагается так, чтобы сам ребенок не мог достать. Первое задание должно быть тем, которое ребенок уже умеет выполнять. Уделите внимание на умение сидеть на стуле и выполнять простые команды. Избегайте легко бьющихся предметов и тех, что могут быть использованы не в том смысле. С одной стороны, игрушки, которыми ребенок часто играет, могут быть стимуляторами, а с другой стороны они могут лишь отвлекать внимание во время учебы. Если ребенок слишком реагирует, когда вы даете ему такой предмет или забираете его, надо отказаться от него на время.

Начинайте каждый урок, ставя два стула друг против друга. Садитесь очень близко к ребенку, так чтобы его ноги были между вашими. Может быть, вам даже придется поставить ноги так, чтобы они не давали ребенку вырваться. И хвалите, поощряйте за зрительный контакт и сидение. Если ребенок попытается вырваться, физически верните его на место. Когда ребенок станет более податлив, придвиньте стол ближе к стульям. В конце концов, вы с ребенком будете сидеть с противоположных сторон стола. Тогда уже вводите больше материала для обучения. Применяйте и обучение в неформальной обстановке. Другими словами, весь день станет одним большим уроком.

Мотивация

Мотивацией для многих детей служит похвала родителей, имитация сверстников, успешно выполненное задание. Но не для таких детей, как Джеффри и Эвелин. Применение запланированных вознаграждений может стать одним из самых важных звеньев обучения. Иногда это может показаться неестественным и странным, но это необходимо.

Вознаграждения очень индивидуальны. За вознаграждения принимаются действия или объекты, несущие положительный заряд (угощение, поцелуи, объятия, похвалы, наклейки). Для некоторых детей лучшей наградой будет разрешение поиграть с феном, любимая одежда, фонарик…

Например, когда Эвелин правильно повторяла движения за учителем, ее всегда щекотали, обнимали и давали конфету. Когда ее навыки улучшились, отмечали только каждый второй или третий правильный ответ. Выбирайте вознаграждения-закрепители путем наблюдений, что предпочитает ребенок, когда предоставлен себе, прямо спросите, что бы он хотел или пусть сам выберет из того, что вы предложите. Используйте словесные похвалы. Подобрав стимуляторы, храните их у себя и предъявляйте по одному за правильное действие. Пересматривать награды надо ежедневно. А то и чаще. Чтобы слова похвалы возымели больший вес для ребенка, сопровождайте ими угощение или игрушку, причем говорить надо не «молодец», а «Молодец, что так хорошо сидишь» и т.д.

Правильное использование методик обучения

Этапы обучения

1. Инструкция

2. Реакция ребенка

3. Заключение

4. Короткая пауза перед следующей инструкцией.

Инструкции

От того, как вы предъявите инструкцию, может зависеть ее исполнение. Если ребенок обратил на вас внимание, услышал инструкцию и в состоянии ее выполнить, скорее всего, он так и сделает. Прежде чем предъявить инструкцию, добейтесь внимания (назовите имя ребенка, установите зрительный контакт, дотроньтесь до ребенка). Инструкция должна быть четкой, немногословной, сформулированной в виде утверждения и произносить ее надо только один раз. Если задание содержит слишком много слов, ребенок может не уловить ключевых слов. Вот пример неудачной инструкции: «Эвелин, ты можешь прекратить бегать и сесть, чтобы мама смогла надеть тебе туфли?» Правильно будет сказать: «Эвелин. Сядь!» Если ребенку предстоит выполнять задание впервые, соблюдайте единый порядок слов каждый раз, когда его предъявляете. После того, как ребенок проявит понимание инструкции, варьируйте слова, чтобы достичь обобщения.

Реакция ребенка

В ответ на задание ребенок может отреагировать тремя способами: верно, неверно и совсем никак. В среднем, давайте ребенку 3-5 сек., чтобы начать отвечать. Если ребенок начинает реагировать неадекватно (неверно отвечает или вовсе пытается покинуть свой стул), сразу же переходите к заключению.

Заключение

Заключение, или реакция взрослого будет зависеть от реакции ребенка. Если ребенок реагирует верно, немедленно предоставьте стимулятор (похвалите, обнимите или сопровождайте свою радость наградой).

Если ребенок реагирует неправильно или совсем никак, необходимо эффективная подсказка или физическое руководство. Например, можно отреагировать словесно, сказав мягко: «Нет» или «Не так» или повторить инструкцию, при этом, физически направляя ребенка на верные действия (Это называется корректирующим этапом). Физическое руководство может состоять в касании руки или взяв в свои руки руки ребенка, вы можете выполнить нужное движение. Самое важное, чтобы тот вариант, который вы выберете, сработал с первого раза. Повторение подсказки или физического руководства приведет к тому, что ребенок не поймет, что ваши просьбы надо исполнять с первого предъявления. Физическое руководство может помочь ребенку понять, что значат ваши слова. Если он понимает, но предпочитает не отвечать, физическое руководство способствует тому, чтобы он понял, что надо подчиняться. В любом случае оно на пользу ребенку. Поначалу вслед за корректирующим этапом похвала должна быть не так эмоциональна. Когда станет понятно, что ребенок вас понимает, приберегите вознаграждение только для правильных ответов по первому предъявлению (т.е. до этапа коррекции).

Интервал между предъявлениями инструкций

Промежуток между заключением (вознаграждением или исправлением) и следующим упражнением называется интервал. Соблюдайте четкую паузу в 3-5 сек. перед следующей инструкцией. Это поможет вам дать понять ребенку, что вы закончили с одной просьбой и теперь приступаете к другой. Во время этой паузы хвалите ребенка за усидчивость и дайте возможность поиграть/съесть стимулятор. В это же время записывайте результаты предыдущего упражнения в свою таблицу и готовьте материалы и стимуляторы для следующей инструкции.

Приемы обучения

Иногда поведение, которому вы хотите научить, не получается или не получается достаточно часто, чтобы его хвалить. Например, мы не могли повысить разговорчивость Эвелин, используя только стимуляторы, потому что нельзя было поощрять реакции, которые не возникали или проявлялись редко. К счастью есть разные приемы, которые позволяют подбадривать. В этом разделе мы остановимся на методах формирования, подсказки и сокращении подсказок. Выбранный метод должен соответствовать уровню развития ребенка, стилю усвоения и навыкам, которым вы будете учить.

1) Формирование

Это прием, который используют, когда ребенок еще не имеет в своем репертуаре нужного навыка. Этот прием опирается на те навыки, которые ребенок уже усвоил, закрепляет их, а затем только усиливает все большее и большее сходство с требуемым навыком. Например, чтобы сформировать у Эвелин навык имитации слов, учитель сначала закреплял имитацию движений рта (открыть рот, округлить губы и т.д.) Когда Эвелин уже могла уверенно повторять эти движения, она получала вознаграждения за произведение любого звука, независимо походил ли он на тот, что произносил преподаватель. Постепенно учитель добивался все большей схожести с заданным словом. Как показывает этот пример, формирование и вознаграждение чередовались для достижения нужного результата. Помните, что прием формирования требует большого терпения. Часто нужны недели и месяцы для формирования навыка.

2) Подсказка

Некоторым детям нужна дополнительная помощь, чтобы выполнить желаемое действие так, чтобы вы его вознаградили. Подсказка – это прием инструктажа, способствующий правильному выполнению действия. Подсказка может осуществляться параллельно с инструкцией (моделирование реакции), во время ответа ребенка, чтобы снизить ошибки или после ответа, чтобы показать, что от него ожидалось. Риск в использовании подсказок состоит в том, что ребенок может стать зависим от них. Добиваться самостоятельности помогает прием сокращения подсказок (см. следующий раздел).

Существует несколько типов подсказок: вербальные, моделирующие, физические, с помощью жестов и за счет расположения предметов ближе к ребенку.

Вербально: Джеффри учили называть предметы так: Учитель, подняв чашку, говорит: «Чашка. Что это?» Постепенно слово «чашка» произносится все тише, остается только вопрос. Этот же прием учитель применял, чтобы научить Джеффри, когда и чей ход в игре. Когда ребенок сделал свой ход, она останавливалась на мгновение, а затем говорила: «Теперь моя очередь», чтобы Джеффри отдал ей кубик. И опять постепенно подсказка должна «угасать».

Моделирование представляет собой точную демонстрацию действия. Например, когда учите здороваться, учитель показывает, как поздороваться с другим человеком за руку после инструкции. Однако этот прием применим лишь тогда, когда ребенок умеет имитировать.

Физические подсказки варьируются от «рука в руке» до легкого прикосновения к плечу, чтобы «дать старт» – частичная подсказка. Многим детям очень нужны физические подсказки. Например, учитель применял полное физическое руководство, обучая Эвелин очень простым заданиям. Сначала она предъявляла инструкцию: «Встань», короткая пауза, полная помощь при поднятии и награда за несопротивление. Помощь при вставании снижалась, пока Эвелин не научилась вставать по жесту.

Подсказки-жесты – это указание на нужный предмет, взгляд в нужном направлении, движение или прикосновение к объекту.

Подсказки способом расположения. Например, при инструкции: «Покажи красный мяч», его следует положить в самую выгодную позицию по отношению к ребенку, а остальные мячи подальше.

3) «Угасание» подсказок

Постепенное снижение подсказок. Сначала «рука в руке», потом все с меньшими усилиями. Или начав с локтя, передвигайте свои руки в последующих упражнениях к запястью ребенка, поверх ладони, потом к пальцам, пока помощь совсем не понадобится.

От наибольшей к наименьшей. (Полная физическая подсказка – жест или моделирование – вербально). Команда «Встань». Поднимите ребенка (несколько раз) Потом, произнеся инструкцию, покажите рукой снизу вверх (несколько раз до успешного результата). Наконец, жест рукой должен стать почти незаметным, и останется только команда.

От наименьшей к наибольшей. Сначала ребенку предоставляется свобода в выборе. Потом учитель постепенно помогает все больше, пока ребенок не отреагирует правильно. Так Джеффри учили выбирать любимые предметы во внеучебной ситуации. Этот прием не подходит для обучения совершенно новым инструкциям. Когда Джеффри хотел пить, он показывал на сок. Учитель сначала применил «прием отсрочки»: он остановился на секунду, посмотрел на ребенка, ожидая, не попросит ли он словами. Если ребенок молчал, учитель спрашивал, что он хочет. Если опять молчание, учитель говорит: «Скажи: «Хочу сок».

Анализ сложных инструкций

Если вы хотите научить ребенка более сложным действиям (играть самостоятельно в течение 10 минут или раскрасить рисунок без помощи взрослого), добивайтесь этого по этапам. Сначала добейтесь, чтобы ребенок раскрашивал ¼, затем ½, потом ¾ рисунка. Ставя перед собой задачу, таким образом, вы скорее увидите, есть ли прогресс.

Прием цепочки

Этот прием особенно часто применяют для обучения самообслуживанию, но можно и других навыков. Чтобы составить цепочку, посмотрите на инструкцию и выпишите отдельные шаги, необходимые для обучения. Например, как помыть руки.

1. Включить холодную воду.

2. Включить горячую воду.

3. Подставить руки под воду.

4. Взять мыло.

5. Потереть мыло между руками.

6. Положить мыло на место.

7. Потереть обе руки изнутри.

8. Потереть правую руку с тыльной стороны.

9. Потереть левую руку с тыльной стороны.

10. Поместить руки под воду.

11. Потереть руки вместе изнутри.

12. Смыть правую руку снаружи.

13. Смыть левую руку снаружи.

14. Закрыть горячий кран.

15. Закрыть холодный кран.

Есть два способа цепочки: по цепочке вперед и по цепочке в обратном направлении.

По цепочке вперед

Начинаем с первого шага в списке и физически ведем ребенка к выполнению последующих шагов. Когда ребенок освоит первый шаг, начинаем обучать второму, а остальные движения подсказываем. Эта процедура повторяется, пока ребенок не начнет самостоятельно выполнять все этапы. Например, когда Эвелин учили пользоваться ложкой при еде, брать ложку было первым шагом. Учитель предъявлял инструкцию: «Пользуйся ложкой». Для обучения применяли прием подсказки, сокращения подсказки и вознаграждение за правильно выполненную команду. Остальные этапы (прием пищи) производились через физическое руководство (рука в руке). Это сокращало все потенциальные ошибки. Эвелин научилась брать ложку, затем ее учили подносить ее ко рту вслед за первым действием. Дальше опять она ела с помощью рук учителя. Так продолжалось, пока она не научилась всей цепочке.

По цепочке в обратном направлении

Это тот же принцип, но обучение начинается с последнего шага. Джеффри под физическим руководством выполнял п.п. 1-14 (см выше). Перед последним шагом учитель делает паузу, чтобы дать возможность Джеффри закончить действие (закрыть холодную воду) самому. Если же нужна была помощь, учитель следовал от наименьшей подсказки к наибольшей. Когда Джеффри стал самостоятельно закрывать холодную воду, учитель также проделывал п.14 (с горячей водой). И так всю цепочку.

Обобщение навыков

Общим для детей с аутизмом является неумение применять усвоенные навыки в ситуации, отличной от той, где их учили. Хотя навык переносится иногда в другое время, другое место, по отношению к другим людям естественным образом, это трудно предсказать. Например, дети могут научиться называть предметы, но не использовать эти слова, чтобы попросить то, что им надо. Они могут успешно пользоваться туалетом дома, но не в школе. Могут отвечать приветствием на «Здравствуй», но не на «Доброе утро». Выполнять инструкции учителя, а не другого родителя.

Само обучение в строгих рамках, когда ребенка ничего не отвлекает, необходимое на первых порах, может привести к отсутствию навыков обобщения. Таким образом,

прежде, чем вы решите, что навык усвоен, надо проверить его в другой ситуации с другими людьми, другими подсказками. Если вы считаете, что навык еще не обобщен, проверьте это, расширив набор используемых в задании предметов, сменив местоположение, в присутствии других людей. Если ребенок справляется с заданием в измененных условиях, скорее всего он применит этот навык и в естественной обстановке.

К проверке обобщения навыков, как правило, приступают, когда цель обучения уже достигнута, но со способными детьми (Джеффри) можно расширять рамки задания, как только ребенок начинает реагировать правильно. Например, его учили называть предметы в строго учебной обстановке, но одновременно в обычных условиях применяли те же инструкции (Обучение при удобном случае).

Поддержание навыка

После того, как навык усвоен, подсказки сведены к минимуму, вы убедились в его обобщении, мы рекомендуем 1 раз в неделю возвращаться к той же инструкции на протяжении 3-6 недель. Если проверки показывают, что ребенок утратил навык, тогда последний этап обучения повторяется и обобщение тоже. Если же на протяжении 3-х недель навык сохраняется, его считают усвоенным. Тем не менее, продолжайте практиковать ребенка, если выпадет подобающая ситуация.

Оценивание успехов и пересмотр инструкций

Родители, которые не фиксируют данные процесса обучения, могут продолжать неэффективное вмешательство в поведение ребенка или проводить обучение непродуктивно. Это отнимает у ребенка драгоценное время.

Есть разные способы фиксировать достижения. Самый распространенный способ подсчета – это частотный подсчет, (например, кол-во подсказок) и его варианты (процент правильно исполненных инструкций). Например, учитель записывает, сколько раз ребенок смотрит ему в глаза, количество подсказок, понадобившихся при чистке зубов. Обычно для программ, развивающих навыки формула такова: количество правильных реакций делят на количество выполнений и умножают на 100%. Если ребенок правильно имитирует 7 раз из 10 попыток, значит, 70%. Необязательно записывать все результаты упражнений. Достаточно первые 10-20 попыток каждый день, чтобы увидеть результат.

Собственно говоря, сбор информации следует начинать до применения всей системы обучения, чтобы сравнить с тем, что будет после. Критерий 80% -- сигнал об успехе и переходе к следующему упражнению. Если вы заметите, что после многочисленных тренировок ребенок не добился успеха, необходимо пересмотреть инструкцию.

Обращение с ребенком, который сопротивляется обучению

Эвелин, по словам родителей, была непоседой, ее трудно было усадить даже поесть. Когда началось обучение, она плакала, вырывалась при физическом руководстве, старалась встать со стула. В борьбе с родителями она, как правило, выигрывала сражения и продолжала делать, что хочет. Т.к. она не разговаривала, единственно, как она могла противостоять требованиям, это сопротивление.

Учитель подошел многосторонне. Во-первых, в качестве стимуляторов были выбраны вещи, которые ей, несомненно, нравились. Во-вторых, занятия проводились очень короткими сеансами, пока Эвелин не привыкла. В-третьих, усадив девочку физически, учитель тут же вознаграждал ее, а затем позволял встать. Потом время сидения увеличивалось. Если она проявляла вспышки гнева, сидя на стуле, их игнорировали, пока она не успокаивалась. Сначала эти вспышки были длительными и нелегкими. Задания были простыми, и постепенно девочка все реже впадала в гнев.

Такой подход учит детей, что плач и сопротивление не избавят их от занятий. Можно научить детей давать понять знаками, что им нужен перерыв. Иногда бывают и худшие случаи, для которых есть специальная литература.

Современный мир быстро меняется и способность к адаптации является более важной, чем когда-либо. Просто быть специалистом недостаточно. Вы должны быть версатилистом . Версатилисты - это легко адаптирующиеся люди, в которых практические знания уживаются с эрудированностью и умением принимать решения в самых разных ситуациях. Вы должны быть готовы ко всему, как будто вы знаете, что завтра участвуете в Олимпийских играх, но не знаете в каком виде спорта именно.

Существует несколько видов навыков, которыми должен обладать весатилист. Они перечислены в этой статье :

  • Навыки обучения
  • Навыки общения

Навыки обучения

Вот некоторые подсказки для улучшения ваших навыков обучения:

1. Любопытство

Любопытство очень важно, если вы хотите стать хорошим учеником. Когда вам все интересно, вы стремитесь изучать новое, вам нравится учиться. Любопытство можно развить, представив, что некоторые вещи более увлекательны, чем вам кажется. Вместо того, чтобы клеймить что-либо как скучное занятие или явление, попробуйте найти в этом интересные стороны.

2. Привычка спрашивать

Старайтесь не воспринимать информацию поверхностно, копайте глубже, задавайте вопросы. "Почему" - это, пожалуй, главный вопрос, который вы должны задавать. Он поможет вам переосмыслить общепринятые взгляды и посмотреть на вещи иначе.

Хотя большинство людей знает, что чтение очень важно и полезно, немногие делают его своей постоянной привычкой. Создание такой привычки имеет большое значение. Если вы будете читать хотя бы один час в день, через неделю время, проведенное вами за чтением, будет составлять уже 7 часов. Только представьте, как много вы можете узнать с помощью чтения за 10 лет.

4. Навык чтения

В чтение важно не только количество, но и качество. Вам необходимо развить ваши навыки читателя. Они помогут вам извлечь из времени, проведенного за чтением, максимальную пользу, сделают его более эффективным и действенным.

5. Мастерство использования инструментов

Освоение инструментов исследования поможет вам найти ответы на многие вопросы. Например, многие пользуются Google, но мастерски используют его очень немногие. Есть множество уловок, которые знают лишь немногие. Эти люди имеют огромные преимущества в процессе обучения. Они могут найти точные ответы на свои вопросы в более короткие сроки, чем другие.

Навыки общения

Вот некоторые подсказки для улучшения ваших навыков общения:

1. Любовь к людям

Прежде всего нужно любить людей. Если вы будете избегать встреч с людьми, вы вряд ли сможете овладеть какими-либо навыками. Получайте радость от общения.

2. Высокий приоритет отношений

Существует множество задач, требующих вашего внимания. Но, если вы хотите иметь хорошие навыки общения с людьми, вам необходимо сделать ваши отношения с ними более приоритетными, чем решение задач.

3. Помощь другим

Прежде, чем что-то получить, вы должны что-то отдать. Отдайте искренне, ничего не ожидая взамен, и позже вы сможете заполучить то, что вам нужно.

4. Цените людей

Люди любят, когда их ценят. Вы можете построить прочные отношения, заставив людей почувствовать их значимость. Конечно, вы должны делать это искренне, а не только ради того, чтобы получить возможность манипулировать кем-либо. Люди могут почувствовать ваши истинные мотивы.

5. Забудьте о себе на минуту

Выполнение всего вышеперечисленного будет весьма сложным, если ваша голова забита лишь вами самими. Забудьте на минутку о себе и подумайте о других людях. Освободите в вашей голове пространство для мыслей о ком-то еще, кроме вас.

Мы часто сетуем на то, что мало знаем, чего-то не умеем, обделены талантами. А ведь на самом деле каждый из нас способен стать талантливым. Да, именно так: стать талантливым, а не родиться им. Каждый из нас обладает множествами талантов и способностей, только мы о них часто даже не догадываемся. Чтобы эти таланты увидеть, понять, нам нужно научиться лишь одной вещи: как научиться учиться.

Я считаю это главным навыком, который открывает нам двери в мир фантастических результатов и необычайных открытий. Подумайте сами: когда Вы утверждает, что, допустим, не умеете красиво играть на музыкальном инструменте, то правду ли Вы говорите? Ведь Вы даже не пробовали на нем играть. А вдруг окажется, что Вы феерично исполняете самые сложные произведения так, что можно заслушаться, просто Вы не научились владеть инструментом.

Как можно утверждать, что Вы боитесь высоты, если ни разу на высоте не бывали? Как можно утверждать, что Вы плохой водитель, если Вы не садились за руль?

Для того, чтобы понять свои таланты, нужно освоить базовые навыки в конкретном деле, практиковаться в нем, и лишь потом, с вершины своего опыта делать выводы, нравится ли Вам это или нет, есть ли талант и способности к этому делу и таковых не имеется.

Выносить вердикт заочно — точно так же, как ставить диагноз человеку, даже не спросив его на что он жалуется . Невозможно понять суть дела, не погрузившись в него хоть частично. Я уже описала ошибки, которые допускаются в современных обучающих программах, и теперь пришло время рассказать как же надо научиться учиться.

Причём погрузиться, то есть научиться какому-то делу на хорошем уровне может каждый. Будь то рисование, вождение автомобиля, скорочтение, активное слушание, расчёт интегральных уравнений или любой другой навык или информация. Я хочу рассказать о ключевых принципах, которые позволяют научиться учиться.

Как научиться учиться. Принципы грамотного освоения информации и навыков.

1. Как научиться учиться: Новые навыки и знания получать естественным путем

Естественным путем — это таким, каким эти знания и навыки получают исследователи, ученые, первопроходцы. Этот путь совмещает в себе одновременное одномоментное осваивание теории и практики. Во время практических заданий изучать актуальную для данной задачи теорию.

Например, Вы изучаете адвокатское дело. Бессмысленно сперва заучивать все законы и правила, а потом после долгих и мучительных месяцев или лет зубрежки пытаться применить полученные знания на практике. Тем более, что это не получается практически ни у кого. Как нужно поступать?

  • Взять отдельный небольшой тематический блок, скажем, гражданский брак и раздел имущества
  • Найти краткую описательную теорию о том, что относится к этому блоку (буквально 1-2 страницы общего описания), но не изучать какие законы существуют и как такие дела решаются
  • Найти реальные описания дел, которые существовали в практике
  • По исходным данным дела сделать попытку найти пути решения в первом приблизительном самостоятельном варианте
  • Далее вернуться к теории, законам, актам и правилам и изучить те блоки, которые относятся к данной задаче (только данному делу)
  • Попытаться решить задачу, опираясь на эти элементы теории
  • Взять из этой темы еще несколько практических задач разного плана и аналогично изучить

В конце проработки этой темы еще раз просмотреть всю теорию, уже от начала и до конца. Но теперь она будет понятна, будет осваиваться в разы легче. На этом этапе важно заполнить пробелы или найти то, что оказалось невостребованным на практике. И часто оказывается, что после подобной проработки теорию не нужно учить, она осваивается автоматом в ходе решения практических задач.

Затем можно тренироваться на других типах задач (например, земельные вопросы, административные нарушения и т.п.). И постепенно вместе с практическими задачами изучать новые разделы теории.

2. Как научиться учиться: Брать естественные примеры

Проблема неестественности примеров, на которых происходит обучение, встречается повсеместно. Важно помнить, что пытаясь упростить себе обучение, мы берем самые простые изолированные практические задачи. Но именно в этом кроется корень наших проблем. Мозг чаще всего запоминает алгоритмы и небольшие паттерны (образцы) действий, которые встретились ему в изучаемой области в первый раз .

Это значит, что Ваши первые условные примеры будут основой для работы Вашего мозга. Именно поэтому потом переучиваться для решения реальных задач становится сложным. Например, тренироваться использовать один единственный инструмент в программе Фотошоп, осваивать все случаи его применения. При реальном редактировании фотографий нужен будет комплекс инструментов и методов.

Что же необходимо сделать? Брать в работу всегда реальные примеры и объекты. Можно брать более лёгкие примеры и идти к сложным, но они должны быть реальные и практические, которые с высокой вероятностью Вам могут встретиться.

Если Вы занимаетесь юриспруденцией, то берите примеры реальных дел; если осваиваете фотошоп, то берите уроки настоящей фотокоррекции; если учитесь рисовать, то сразу рисуйте небольшие картины, а не отдельные элементы (перспективу, светотени и прочее); если изучаете математику, то сразу практикуйтесь на примерах, подобных тем, что будут в экзаменационных задачах; если учитесь скорой печати, то используйте все пальцы и буквы сразу; если верстаете страницы, то верстайте простые страницы, а не тренируйтесь на элементах.

Тренировка отдельных частей, которые сами по себе нигде не используются нужна, но не в момент обучения (а мы именно о нем и говорим), а нужна уже опытным людям , которые поняли суть и научились делать основную часть навыка, и теперь хотят развить свои способности ещё глубже. Именно тогда и имеет смысл погружаться в части, но никак не раньше.

3. Как научиться учиться: Найдите методику или хорошего учителя, который покажет Вам логику обучения.

Если же нет ни того ни другого, создайте сами себе условия, когда Вы понимаете эту логику.

Как я уже говорила, внутренняя логика или модель принятия решений в любом навыке — это и есть самое ценное, что собирает наши отдельные знания и умения в цельный навык , дающий нам результаты. Без этой внутренней логики мы не можем сделать ничего, даже если получили отличное образование.

Чтобы успешно учиться, в идеале, Вам нужно найти опытного человека: учителя, руководителя, который покажет Вам эту внутреннюю логику. Осознанно или интуитивно Вы должны пройти этот путь в изучаемом навыке.

Что это за внутренняя логика? Разберёмся на примере решения уравнений по математике. Вы можете знать всю теорию, разобрать различные типы решений, алгоритмы, но Вы видите на бумаге этот конкретный пример и совершенно не знаете, что с ним делать. Что делает хороший учитель или хорошая методика? Показывает суть решений, рассуждений и выбора методов.

Пример .

Посмотрим на внешний вид заданного уравнения.

Что в нем есть особенного, что подскажет нам, как его решать? В этом уравнении есть неизвестное в квадрате, значит есть два варианта: решить его как квадратное уравнение, либо воспользоваться какими-то сокращённым формулами, чтобы это уравнение решить. Посмотрим, какие сокращенные формулы подходят. Если не подойдут, будем решать как квадратное уравнение.

Если Вы проиграете разные варианты подобных уравнений, Вы на практике усвоите как практические навыки решения, так и теоретические принципы решения уравнений.

Обычно готовые решения в учебниках не сопровождаются подобными рассуждениями, даётся сразу метод: воспользуемся такой-то формулой. А почему именно ей, не сказано. И эта недосказанность позже выльется в ступор: а как же решать именно это?

С математикой, скажете Вы, все более или менее понятно. Но аналогичные принципы действуют и в других областях, где нужно обучаться . Возьмём другой пример: обучение, как начать и вести бизнес. Что обычно бывает на курсах и тренингах по этой теме? Инструменты бизнеса, процессы бизнеса, шаги, что нужно сделать, как вести бухгалтерию, как руководить сотрудниками. Все это отдельные части единой внутренней логики, которую мало кто даёт.

Все отдельные элементы бывает крайне трудно соединить вместе и пройти весь процесс построения бизнеса, нужна цельная картина. А начинается она с определения, для чего нужен бизнес (чаще всего для денег), какие идейные принципы Вы в него вкладываете (кому-то хочется бизнес только для помощи людям, кому-то экологичный, другому самый прибыльный, только уникальный и т.д.), далее следует последовательность действий, как выбрать нишу, как проанализировать рынок, оценить риски и многие другие действия, с чего лучше начинать и в каких объёмах.

Важно понять, что за чем делать, в особенности там, где нужно выбирать, а выбирать приходится часто. Эту логику можно узнать только у опытного бизнесмена , который сам её понимает и применяет при построении своего бизнеса.

Самый быстрый способ научиться хорошо учиться — это найти настоящего учителя

Неопытные люди часто начинают бизнес там, где много конкурентов, или, взяв слишком большие объёмы (и прогорают, не справившись с ними), выбирают не актуальную и не нужную нишу. Это происходит именно потому, что они не чувствуют той логики, какой нужно следовать.

Как я уже сказала, если рядом нет наставника, который может показать внутреннюю логику, можно использовать методики и пособия, построенные на таком принципе. Но часто бывает, что нет ничего подходящего. Как поступать в этом случае?

Как научиться учиться, если нет хорошего учителя?

В ряде областей можно самим создать условия, приближенные к идеальному варианту. Такое можно сделать не всегда, но все же можно.

Важно постараться найти примеры, ответы на которые расписаны и объяснены. Где автор невольно прописал пошаговый алгоритм, что и как он делал. Например, в сети много уроков по тому, как рисовать и делать коллажи в фотошоп. Уроки построены по принципу «возьмём инструмент кисть, выберем цвет #456783, проведем из левого верхнего угла прямую, зайдем в настройки «уровни», выставим значение 54″ и т.д.

В таком уроке всегда объясняется реальный практический пример, отрабатываются не отдельные, а интегральные навыки и частично соблюдена логика работы, что делается и в какой последовательности. Да, в таких уроках нет объяснения, почему выбран тот или иной метод. Но при регулярных тренировках на реальных уроках Вы нарабатываете этот опыт сами, просто повторяя шаг за шагом то, что сделали другие.

Если есть примеры решений (конкретные уроки фотошоп, примеры решения уравнений, химических задач, кейсы построения бизнеса, примеры сверстанных страниц, кейсы отличных рекламных кампаний, кейсы психологических ситуаций и их решений), то Вам следует их повторить, пройти и самостоятельно прочувствовать эту внутреннюю логику. Иногда это кажется бесполезным: просто пройти шаг за шагом то, что уже сделано. Но именно так Вы можете понять эту внутреннюю логику. Чем сложнее и комплекснее навык, тем тяжелее будет понять, но это возможно.

4. Как научиться учиться: совершайте ошибки только там, где это можно

К ошибкам мнения существуют разные. Одни считают, что их можно и нужно совершать, другие считают, что надо стараться делать все безошибочно. Если мы говорим о том, как научиться учиться, то должны оговорить и то, как совершать ошибки.

Я расскажу свою позицию, основанную не только на моём мнении, но и на знаниях, полученных от серьёзных исследователей. Итак, существует диаметрально противоположные отношения с ошибками для двух типов действий: навыковые действия и действия, связанные с рассуждениями и принятием решений .

Навыковые действия — это все то, что нужно нам для облегчения жизни, все то, что мы пытаемся освоить и делать на автомате (быстро читать, быстро печатать, водить автомобиль, танцевать, петь, рисовать, составлять планы, работать в программах, класть кирпичи, копать грядки, активно и эмпатично слушать, красиво выступать на публике). Суть таких навыков — научиться что-то делать, физически, ментально, эмоционально.

Второй тип действий — это действия размышлений и принятия решений. Здесь мы не делаем, а анализируем и решаем, что нам нужно сделать (какой бизнес начать, какого сотрудника нанять, куда поехать летом, судить ли свой огород, покупать ли автомобиль, отдохнуть или ещё поработать, какой инструмент выбрать для работы, какой метод нужен для решения задачи).

У первой категории действий совершение ошибок на стадии обучения может быть губительно для формирования навыка. Именно при обучении навыкам наш мозг записывает паттерны себе в нейронные сети. Если мы зафиксируем неверные паттерны, нам очень трудно будет их изменить .

Певцы говорят, что при смене школы или учителя вокала бывает очень трудно перестроиться, потому что они научились петь одним образом, а другая вокальная школа предполагает иное пение.

Тяжело переучивать неверно поставленную руку при письме, рисовании. Тяжело переучиться с неэкологичных способов скорочтения на верные способы, трудно перестроиться на грамотные способы запоминания, если Вы раньше просто зубрили. Прочно закрепившиеся образцы навыков сложно поддаются переделке. Поэтому проще научиться учиться, а потом осваивать другие области.

Если говорить о принятии решений, то здесь все наоборот. Ошибаться можно и даже полезно. Ошибки в этих действиях нарабатывают опыт принятия верного решения, ослабляет страх перед ошибками и, собственно, позволяют научиться учиться. Помогают понять неверную логику своих решений, найти области развития. Мы учимся на ошибках именно в таких действиях и таких случаях.

Помните об этом, когда изучаете новое. Благодаря методам без проб и ошибок Вы ускорите процесс обучения навыкам и ощутите иную модель, как научиться учиться навыковым действиям. Выбирайте те методы обучения навыкам, которые задают верные образцы для вашего мозга. Об этом мы еще поговорим в следующих статьях. А в принятии решений можете смело допускать ошибки, это пойдет только на пользу.

5. Как научиться учиться: повышайте общий уровень интеллектуальных навыков.

Если у вас быстрое, системное мышление, если Вы знаете грамотные способы запоминания материала, если владеете навыками обработки информации, если умеете ставить цели и распределять своё время, то Вам значительно проще быстро научиться чему-либо. Общий уровень владения интеллектуальными навыками может ускорить любое наше обучение, в том числе помочь научиться хорошо учиться.

Причём, если Вы хорошо разбираетесь в одной области, то научиться новым навыкам или освоить знания в близкой, смежной области Вам будет намного легче. Программист, который владеет одним языком программирования легче осваивает другой язык программирования, чем человек, совершенно не опытный в этих сферах.

Сложнее всего начать осваивать навыки, получать знания. Чем дальше Вы движетесь, тем легче становится сама дорога.

Какие это интеллектуальные навыки?

  • Мотивация
  • Тайм-менеджмент
  • Качественное внимание
  • Умение работать с информацией
  • Умение правильно работать с памятью
  • Скоростное мышление
  • Умение отдыхать

Изучайте себя, свои особенности. Исследуйте, какой у вас тип восприятия информации, к какому типу относитесь вы: . Используйте эти знания, чтобы легче воспринимать получаемую информацию, а значит и легче учиться.

Продвижение хотя бы частично в каждом из навыков даёт замечательные результаты в общих способностях. Поэтому развивайтесь и Вы увидите потрясающие результаты в своей жизни.

Конечно, если вникать в тему, как научиться учиться, то можно выделить и другие составляющие, но об этом мы поговорим позже, в других статьях. Я надеюсь. эта информация будет полезна и Вы научитесь учиться быстро и качественно.

Как научится учиться. Ирина Пермякова

Напишите в комментариях, что Вы можете применить из вышесказанного, чтобы научиться учиться?