Иногда в жизни возникают ситуации, когда школьник не может посещать обычную школу. В этом случае необходимо воспользоваться онлайн способом образования, ведь, когда мы учимся дома, то можем получить даже больше знаний. Дистанционная форма — не хуже общепринятой и предоставляет многие удобства и преимущества. Теперь наш портал предоставляет возможность учиться в Домашней школе .

Учимся дома и получаем знания

Для того чтобы с полной ответственностью утверждать, что мы учимся дома и получаем полный объем знаний, необходимо выполнить несколько шагов. Во-первых, нужно выбрать подходящую интернет школу, которая полностью будет соответствовать вашим пожеланиям об образовании ребенка. Вы можете воспользоваться нашим порталом сайт, который предоставляет полный спектр услуг по обучению онлайн. Хороший подбор грамотных учителей, настоящих специалистов в своей области, современное построение занятий и обратная связь удачно выделяют нашу школу из ряда подобных. Во-вторых, необходимо написать заявление, которым вы подтвердите желание и возможность обучаться удаленно.

Участие родителей в процессе обучения

Нужно понимать, что когда мы учимся дома, родители не должны отстраняться от образовательного процесса. При таком получении знаний выполняется двойной контроль. С одной стороны, за процессом обучения следят преподаватели, выявляя слабые стороны и направляя в нужное русло, с другой — родители оценивают знания по отметкам и, выполняя рекомендации, стремятся улучшить способ обучения. Двойной контроль индивидуально вашего ребенка помогает достичь требуемых результатов.

Правильное и удобное планирование занятий

Часто можно услышать в ответ на вопрос, почему вы не в школе — мы учимся дома. Это может показаться странным, ведь любой процесс образования требует времени. Но дело в том, что правильное планирование занятий позволяет вашему ребенку свободно посещать спортивные секции, кружки, больше гулять на улице.

Доступная оплата обучения

Многих пугает необходимость оплаты интернет обучения. Если задуматься, сколько взносов по разным поводам приходится делать в обычной «бесплатной» школе, станет понятна материальная выгода такого способа образования. И на жалобы знакомых о поборах на ремонт, подарки, наглядные пособия вы сможете ответить, что у вас такой проблемы нет, так как мы учимся дома .

Очевидные преимущества интернет обучения лежат на поверхности. Ваш ребенок получает индивидуальное образование и ему уделяется максимум внимания. При онлайн уроках вам нет необходимости находиться в одном месте. Вы вправе переезжать из одного города в другой, при этом процесс обучения не прерывается. Часто физические недостатки делают невозможным посещение школы вашим ребенком. В этом случае интернет образование будет прекрасной альтернативой. После окончания обучения выпускник онлайн школы будет полностью готов к Государственным Экзаменам и выдержит их с честью.

Часто для прохождения ЕГЭ или просто устранения пробелов в знаниях по сложным предметам, например, математике и физике, требуется нанять репетитора. Интернет школа может с успехом выступить в его роли, при этом гораздо эффективнее.

Оценив все достоинства и преимущества удаленного обучения, приняв взвешенное решение, вы с гордостью сможете утверждать перед друзьями и знакомыми, что мы с ребенком учимся дома и получаем прекрасные знания.

Часть 1.

Написала об этом по просьбе моего друга Саши Иванова. И цель этой статьи – рассказать о том как можно обучаться дома, если вы по разным (любым) причинам не можете ходить в школу. Например, живете в деревне далеко от школы. Или строите свою деревню, экопоселение и хотите обучать своих детей иначе чем в обычной школе, прививая им свои ценности не только дома, но и в образовательном процессе. Или просто ваш ребенок особенный, или ему трудно в школе… И вот ведь штука, оно в определенном смысле и правильно. Если родители способны легко ориентироваться в разных науках, пусть и на школьном уровне, то это великолепный пример образованности для ребенка, он и обучение воспринимает естественнее. Поверьте моему опыту – это возможно!

Для начала расскажу, как мы дошли до жизни такой и почему обучаемся дома.

Мой сын уже три года обучается дома. Но на самом деле это мы с ним учимся, поскольку мне тоже приходится изучать второй раз почти все школьные предметы…

Нелегко мне было принять такое решение – забрать ребенка из школы. Во-первых, очень не хотелось погружаться снова в изучение школьных предметов, прямо до отвращения. Во-вторых, я думала, что это будет отнимать у меня много времени, которое мне нужно для работы и для себя самой.

С другой стороны стоял вопрос о психологическом комфорте сына и о его будущем. К середине четвертого класса у него сформировалось очень негативное отношение к школе и, главное, к учителям. Педагоги стали бить тревогу, когда в его тетрадях вместо классной работы или контрольной работы появилось слово « смерть». Честно говоря, я не очень была удивлена, поскольку он мне все рассказывал. Дома он был совершенно прекрасным ребенком, а все, что касалось школы, наводило на него тоску. Но что делать? Забирать его из школы мне было очень страшно.

Правда говорят, что самое важное для ребенка в первый год обучения, чтобы у него не отбили любознательность и желание учиться. Но у нас как раз получилось именно так. На мой взгляд, учителя у него были хорошие, грамотные, но некоторые из них довольно эмоциональные. И были еще моменты в образовании, которые не всем детям подходят. Да и я переложила ответственность обучения сына на учителей и школу. Считала, что если они в этом специалисты, то у них это должно получаться лучше.

Первый минус школы для нас. Оценки. Возможно, это самый главный минус для моего сына. Поскольку он медленно думает и русский язык ему очень трудно дается, то когда начали ставить оценки, его вера в себя рухнула совсем, потерялся интерес к учебе. Находясь в школьной среде, ребенок всегда будет сравнивать себя с одноклассниками, свои оценки с оценками других. Как бы ни выглядели оценки: смайлики, звездочки, цифры – это все равно оценка, и ребенок это очень хорошо понимает! Есть детки, которых оценка мотивирует, а есть такие, которых она пугает. Вот такие психологические особенности у ребенка. До сих пор он еще не оправился полностью от этого шока. Недавно сказал мне, что ему уже даже нравится учиться, но не нравится сдавать экзамены, поскольку оценка знаний превращает обучение не в изучение, а в погоню за отметкой. И знания, полученные от такой погони, превращаются в тяжелую обязаловку и быстро забываются.


Второй минус школы.
Усредненный подход к обучению детей. Если учителя ориентируются на деток, которые быстрее соображают и запоминают, то остальные отстают и теряют интерес к учебе. А если ориентируются на слабеньких, то отличникам скучно и они тоже могут потерять интерес. Поэтому чаще всего учителя ориентируются на тех деток, кто находится между отличниками и двоечниками. Для моего сынишки после 2 класса уроки проходили, глядя на минутную стрелку часов. Он ничего не понимал из того, что происходило в классе, не понимал, чего от него хотят. А когда приходил домой, то не мог вспомнить, что ему задали и о чем вообще говорили на уроке. Мне нужно было с нуля объяснять ему школьный материал. Это мне не нравилось больше всего, поскольку это было совершенно не рационально. Зачем тогда ему ходить в школу и тратить полдня? А потом еще полдня заниматься дома…

Третий минус школы – большие классы. Минимальное количество человек – 24. Это много для того, чтобы учитель смог уделить каждому достаточно внимания. И тем более, говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку не приходится.

К четвертой четверти четвертого класса учителя сами предложили мне забрать его из школы, чтобы снять стресс у ребенка. Так мы перешли на семейное обучение. Я взяла полную ответственность за образование сына на себя. И оказалось все не так страшно и неподъемно, как мне это виделось раньше.

Нам предстояло подтянуть «хвосты», которые у него были по всем предметам, заполнить знаниями все пробелы в четырехлетнем образовательном марафоне. Первые два месяца домашнего обучения вдохновили нас. За какие-то восемь недель мой ребенок освоил материал русского языка объемом за четыре года. Он не стал лучше писать, нет. Для этого нужно дольше работать. Но он стал понимать, что такое русский язык, о чем этот предмет, для чего он нужен в жизни, и что от него хотела учительница по русскому языку все эти четыре года. Точно также обстояло дело и с другими предметами: математика и естествознание. С английским было сложнее, но уже все то, что он смог освоить за два только месяца подняло его самооценку и вдохновило. Как он мне сказал тогда: «Мама, за два месяца я узнал больше, чем за четыре года.»


В связи с чем, тогда у меня возник вопрос.
А чего дети делают почти по пол дня в школе четыре года подряд, если вся начальная программа может быть освоена ребенком со средними способностями за 2 месяца??? И это притом, что сейчас при поступлении в школу ребенок должен уже читать и считать!!! ЗАЧЕМ???

Сын закончил четвертый класс. Нас ждала программа пятого класса. В этом классе мы сдавали все предметы каждую четверть. И нас вполне устраивал такой режим аттестации. А вот в шестом классе случились изменения в системе образования. Наша директор немного запаниковала и запутала меня, но к началу второй четверти мы разобрались, наконец, с новыми законами и продолжили учиться, но уже сдавали все предметы один раз в год. Конечно, нам пришлось перестроить подход в обучении, но, в целом, теперь нам так даже больше нравится.

Эта короткая история о том, как мы стали учиться дома. А теперь расскажу о том, с чем мы столкнулись при домашнем обучении и как занимаемся сейчас.

Первое, конечно – мне пришлось самой сначала принять и согласиться с тем фактом, что теперь я буду должна проходить школьные предметы заново . Это было самое сложное. Помогла любовь к сыну и желание помочь ему. А когда я начала вникать в то, как строится учебная программа на год и на весь школьный курс, то мне совсем полегчало.

Оказывается,

— по основной части предметов темы повторяются из года в год, обрастая постепенно большим количеством деталей;

— с помощью школьного учебника и интернета можно знать все, что нужно по школьной программе;

— системное обучение с погружением, гораздо легче воспринимается ребенком, чем «кусочное – фрагментарное» растянутое на весь год, как дается в школе.

— один предмет можно освоить за месяц и даже быстрее.

Второе, я поставила для себя задачу научить сына обучаться самому без моей помощи. Это было непросто, поскольку навыка обучаться и, тем более, желания это делать у него совершенно не было. Плюс – природная лень, неумение долго сосредотачивать внимание, страх учителей. Поскольку очень люблю честность, то я ему сразу рассказала о том, что по закону, если он не сможет сдать экзамены за очередной класс, то его вернут в школу. Это его замотивировало. Но больше помогли разные задушевные разговоры. Например, о том, что ему следует обратить внимание не на содержание школьной программы, а на то, что вся эта информация используется в качестве тренажера для развития силы воли, внимания, памяти и других познавательных и полезных в жизни опций. Мы много говорили и говорим о смысле жизни и любви, об отношениях и т.д. А потом, я думаю, что на него повлияла моя увлеченность этим процессом. Часто какая-нибудь тема из школьной программы становится темой для разговора, в котором он может выразить свое мнение, а я могу рассказать, как я это понимаю, чувствую, знаю…

И это стало основой воспитательного и образовательного процесса, если хотите! И сейчас я дорожу такими разговорами, потому что они помогают мне передать знания не только те, что требуют в школе (а они очень консервативны и часто уже не соответствуют реальности и последним научным открытиям), но и показать ему многомерность всего происходящего, научить его видеть глубину любого события. Это для меня повод передать ему духовное знание, которое никогда он не получит в школе. И это, поистине, самое важное обучение! В свои четырнадцать лет, Игорь задает очень глубокие вопросы о смысле жизни, рассуждает о Любви как основе всего, раздумывает над бесконечностью мироздания.

Кроме этого, я постепенно начала увеличивать его зону ответственности за обучение. Поскольку мы начали заниматься дома довольно поздно – с конца четвертого класса – то я считаю наши достижения на данный момент (седьмой класс) внушительны. Сейчас он самостоятельно может, совсем без моей помощи, изучать некоторые предметы. Может спланировать занятия на день и сделать все, что запланировал.

А недавно мы прогуливались, и он рассказывал мне, что стал задумываться о том, чем будет заниматься после школы. Рассказал, какие бизнес-тренинги по интернету смотрел и о чем они были. Я просто несказанно была удивлена!

Третье – планирование учебного процесса. Я планирую вместе с Игорем программу сдачи экзаменов на год. Она висит у него перед глазами, чтобы он мог регулировать свой темп обучения.

Есть предметы, которые требуют регулярных занятий – литература, русский язык, математика, английский. Их мы изучаем параллельно по 4-5 месяцев. Остальные предметы не занимают больше месяца вообще. Освоил – сдал, можно и забыть. В этом году у него появилась физика. Ее мы изучаем уже третий месяц, но думаю, что пора сдавать уже.

Такие предметы, как рисование, труд, музыка сдаются поделками, которые он делает в течение года. Физкультуру мы сдаем в конце года. Он сдает нормативы и устный экзамен.

Вообще, занятия проходят в свободной форме. По некоторым предметам я задаю ему задания, по другим он сам делит количество параграфов на двадцать – двадцать пять дней и готовится сам. В конце я только могу тестировать его и задавать вопросы, проверяя подготовку к экзамену.

Часто подготовка к экзаменам проходит как выполнение тестов, которые мы берем из интернета.

Четвертое – сдача экзаменов. Тут все зависит от преподавателя. Мы прикреплены к такой школе, у которой мало опыта работы с семейниками. И поэтому там нет стандартов. У одних преподавателей итоговое тестирование, у других экзамен по билетам, а кто-то вообще садится и бегло проводит опрос по всем темам за курс. Конечно, было бы удобнее, когда ты готовишь вопросы или прорешиваешь задания, которые ничем не будут отличаться от экзаменационных. Или заполняешь тетрадь с вопросами и тестами за год, что и является показателем знаний. Но у каждого учителя свой взгляд на это, а с ними лучше поддерживать добрые отношения.

Игорь очень волновался раньше перед любой встречей с педагогом, тем более, когда шел на экзамен. Я всегда ходила с ним, как гарант его спокойствия. Сейчас уже большинство предметов он ходит сдавать один. И я рада, что его отношение к учителям постепенно меняется. Он уже видит в учителе не монстра, который мечтает его замучить вопросами, а человека, который хочет помочь ему.

По закону о семейном образовании ребенок имеет право на пересдачу предмета один раз. Если не сдал все равно, то будет хвост на следующий год. Если не сдал два и больше предмета за курс, то оставляют на второй год. У нас пока такого не было и, надеюсь, не будет. Но считаю, что все эти вопросы можно и нужно решать с преподавателями на месте.

Мой опыт общения с учителями показал, что все они хорошие понимающие люди. Да, со своими взглядами и убеждениями, но кто без них? Нам они все три года рассказывают, как необходима школьная среда, общение и система. Что без этого будет трудно в жизни и т.п. И я даже не спорю с ними. Зачем? Их не переубедить, пока они сами не увидят противоположный пример. Лучше поддерживать с ними понимающие отношения.

Пятое – общение. Это недостаток семейного обучения для нас. Да, действительно Игорь мало общается со сверстниками. Он ходит два раза в неделю на теннис (больше никакие секции и кружки ему не понравились), и это – единственное его общение с подростками в течение учебного года. На каникулах он уезжает к бабушке, где у него есть друг детства, и там они не расстаются. Но в городе общения мало. Честно говоря, сначала я переживала по этому поводу, но поговорив с сыном, поняла, что это не настолько критичный для него вопрос. Он общается по интернету с ребятами из других городов, которые разделяют с ним его взгляды и увлечения. А в городе ему пока не пришлось встретить подобного друга. Да и так я вижу, что он легко знакомится и общается. Думаю, что это не повод для переживаний. Но планирую отправить его на какой-нибудь живой тренинг, интересный ему, где он мог бы общаться и знакомиться с разными людьми и своими ровесниками тоже.

Если говорить о среде экопоселения, родовых поместий или деревни, то думаю, что там совершенно не будет возникать проблем с общением, даже если ребенок учится дома. Тем более если организовать общие занятия, о которых я еще напишу.

Шестое – распорядок дня. Это, конечно, штука важная для здоровья. Но у нас распорядок дня сложился стихийно. Мы любим поспать и посидеть до ночи за компьютером, поэтому заниматься Игорь начинает в 10-11 часов. Плюс ко всему у меня маленькая дочка, которой годик, поэтому часто мой распорядок дня зависит от нее.

В день Игорь может заниматься по пять-шесть часов, а если что-то срочное, то и весь день напролет. У нас нет такого понятия как выходные. Отчасти оттого, что у меня самой свободный рабочий график. И часто выходные для всех – для меня являются рабочим днем. Выходные мы можем устраивать спонтанно, в любой день. Дисциплины и порядка нам, конечно, не хватает.

Вообще, то как и чем мы занимаемся дома зависит от многих факторов: самочувствие, настроение, планы на день Игоря, мои планы на день, погода, неожиданности разные… Все это может влиять на выбор предметов, количество заданий, длительности занятий.

Седьмое – информация. Честно говоря, качество и актуальность информации школьных предметов очень сомнительное. Часто об этом говорят сами педагоги. А то, как написаны современные учебники, так это вообще мое вечное удивление! Очень сложно написано и непонятно даже человеку с высшим образованием. Мой ребенок часто вообще не понимает что читает, поэтому мне приходится работать переводчиком. Причем, иногда я сама не могу понять, о чем говорит автор, и поэтому пользуюсь интернетом. Что бы мы делали без него!

История – это вообще песня. Столько раз переписанная, что даже учителя сами относятся с иронией к этому предмету. Историю мы изучаем в двух видах – для школы, чтобы сдать и забыть, и альтернативную, о которой умалчивают.

Литературные требования очень высокие. То количество произведений, которое входит в школьную программу нереально изучить за учебный год. Поэтому все пробегаются по ним очень верхушечно. Нам помогают фильмы по этим произведениям.

Семейное образование или мы учимся дома.

Успех обучения дома, как и в школе, временные затраты на это обучение зависят от способностей вашего ребенка и ваших личных амбиций. У меня нет амбиций по поводу образования сына, и мы изучаем школьные предметы с одной целью – получить аттестат. Все! Поэтому нас устраивает любая оценка, кроме двойки.

Для меня стоит задача куда важнее, чем школьные знания – научить ребенка жить, любить, быть счастливым в любых обстоятельствах, справляться с трудностями самому, достигать поставленных целей, верить в себя и Бога. Быть по-настоящему человеком, развиваться личностно и духовно. А школа и образование – инструмент для этого.

Как бы то ни было, сын свободен выбрать любую форму обучения, которая ему будет интересна. И если он решит вернуться в школу, то пусть возвращается. Теперь уже он мальчик большой, чтобы взять на себя решение таких вопросов и самостоятельно двигаться дальше.

Киселева Татьяна.

«Мои дети учатся легко и радостно, для них уроки - это любимое развлечение. На каникулах они просят: мама, давай займемся геометрией или сделаем проект! Они любознательны и сосредоточены на занятиях» - мне было удивительно услышать такие слова от мамы двух младших школьниц.

Обычно от мам младшеклассников я слышу совсем другие слова: «Мы вчера до ночи сидели за уроками. Заставляю садиться за домашнюю работу со скандалом. Пришлось отобрать планшет. Пока не сделаешь уроки- никаких игр!»

Какой волшебный секрет знает семья русских ученых, проживающих в Канаде, где дети тянутся к знаниям с трех лет и получают от учебы настоящее удовольствие?

Я поговорила с Анной, мамой Владимира (15 лет), Татьяны (9 лет) и Марии (7 лет), которая обучает своих дочек дома, и узнала много интересного.

- Анна, расскажите, пожалуйста, о вашей семье. Как вы оказались в Канаде?

В Канаде мы живем уже 14 лет. Сюда мы приехали с мужем и полуторогодовалым сыном вскоре после защиты дипломов. В Канаде муж Алексей продолжил учебу в аспирантуре, я защитила на кафедре нейропсихологии уже канадского университета в Кингстоне диплом магистра. А потом у нас родились 2 дочки – Таня и Маша, которых мы решили обучать дома сами.

- Как вообще у вас родилась идея хоумскулинга?

Наш сын ходил в киндергарден (нулевой класс ). И мы были не довольны учебной программой. Володя всегда был развитым ребенком, интересовался наукой. В 6 лет он уже рисовал модели атомов, собирал модели молекул из биохимического набора, строил графики квадратичных функций. Нет, мы вовсе не стремились сделать из него вундеркинда. Просто отвечали на его вопросы и поддерживали интерес к знаниям. В канадской школе ему было просто скучно. В итоге в 6 лет Володя перешел на домашнее обучение. За год наших занятий мы с ним многое изучили – занимались научными и естественными дисциплинами, русской историей, языком, много читали.

Учиться дома ему нравилось, но ему не хватало общения со сверстниками. К тому же в тот период я была беременна младшей дочкой, средняя была совсем малышкой – это было непростое время для нас с мужем. Кроме того, за год домашнего обучения у сына заметно ухудшился английский, потому что дома мы говорим только по-русски. И перед началом 2-го класса мы предложили Володе выбор – идти в школу или продолжать учиться дома. Сын выбрал школу, его взяли в сильный класс, разрешив заниматься математикой по индивидуальной программе – по учебникам 5-го класса. Сейчас сын учится в школе, но дома дополнительно занимается по российским учебникам. Во время учебы в средней школе, Володя под нашим руководством изучал математику и русский язык. Теперь, в старших классах, он самостоятельно совершенствуется в научных дисциплинах. Наблюдая, как его сестры учатся дома, Володя жалеет, что выбрал школу когда-то. Хотя у него всегда была возможность вернуться на семейное обучение, но привычка к школьной жизни оказалась сильнее.

- Расскажите о самом интересном и, наверное, самом сложном – обучении двух дочек на дому.

Обе мои дочки 9 и 7 лет учатся дома по комбинированной канадско-российской программе. Мы с ними проходим приблизительно все, что положено проходить в канадской школе, плюс несколько дополнительных предметов. Мы подстраиваем программу под наши интересы, но при этом следим, чтобы дочки знали все существенное, что требуется канадской программой.

- Как организованы ваши занятия, есть ли некий план, режим?

К занятиям мы приступаем сразу после завтрака. Решаем, с чего начнем, достаем учебники. Стараемся в первую очередь проходить те предметы, для которых нужна наиболее ясная голова. Так как хоумскульных детей у нас двое, то стараемся так распределять последовательность уроков, чтобы в то время, когда один ребенок делает урок, требующий моего пристального внимания и объяснений, второй ребенок выполнял задания, в которых моя помощь не нужна. Часть каждого урока включает в себя самостоятельную работу, которую я тут же проверяю, и дочки сами участвуют в поиске и исправлении ошибок, тем самым приучаясь делать качественную работу.

«Важно заниматься уроками в одно и то же время! Мои дети привыкли, что между завтраком и обедом у нас занятия»

Если во время урока я вижу, что ребенка какая-то тема особенно заинтересовала, то мы ее развиваем, и, соответственно, продолжаем урок немного дольше. Заканчиваем урок тогда, когда намеченная нами тема пройдена, или, что бывает реже, когда я замечаю, что ребенок начинает уставать. Уроки у дочек разной длины, в зависимости от предмета. Обычно они длятся по 20-60 минут, так что их переменки не всегда совпадают. Дети сами чувствуют, насколько они устали, и сколько времени им требуется для отдыха: обычно в утреннее время переменки короткие – по 2-10 минут, а ближе к обеду их длина увеличивается. Таким образом, время используется наиболее эффективно, так как урок заканчивается тогда, когда пройдена тема с конкретным ребенком. Благодаря этому, наш учебный день намного короче и насыщенней, нежели школьный – за утренние часы мы успеваем сделать все основные уроки.

Основную часть уроков мы успеваем сделать до часу дня, и после обеда дочки идут гулять, играют или читают, или мы с ними вместе едем куда-нибудь. После отдыха мы занимаемся еще час-полтора – делаем какой-нибудь научный проект, или читаем, или музицируем.

Во время занятий я стараюсь следовать за ребенком, провоцируя его на творческий поиск. Например, на уроке английского мы проходили названия органов чувств. Ребенок заинтересовался их строением – мы тут же открыли атлас по анатомии и начали изучать. На уроке математики решаем задачу про количество кокосов и бананов. Дочка спрашивает: а где они растут? И мы ищем информацию в Интернете. В этом и есть прелесть домашних занятий – можно сделать обучение интегрированным.

- Почему идет снег? Почему снежинки такой формы? Как выглядит яблоко под микроскопом?

Такие вопросы возникают у наших детей ежедневно. Поиски ответов часто выливаются в широкие исследования, по которым мы пишем проекты. Девочкам это очень нравится. Суть в том, что знания, получаемые на конкретный запрос ребенка – актуальны ему здесь и сейчас. Ребенок заинтересован в ответе учителя, он обдумывает полученную информацию, готов творчески переработать ее, углубиться в ее изучение или построить свои теории. При этом ребенок активно учится, а не пассивно получает знания.

Во время занятий девочки не пытаются покапризничать, поторговаться с вами – начать занятия не сейчас, а попозже?
- Для наших детей учеба это как ежедневная чистка зубов – нечто само собой разумеющееся. Дети привыкли к учебе с раннего детства. С 3 лет это любимое развлечение для них. Чаще всего учиться им легко и радостно. Но иногда, выписывая прописные буквы или разбирая ноты, им приходится работать над собой, принуждая себя двигаться дальше, не бросая начатое. Это задача мамы – научить ребенка ставить перед собой цель и ее добиваться.

«Но главное – наши дети понимают, что учеба нужна им, а не нам, мы лишь помогаем им учиться»

Девочки знают о годовом плане учебы, понимают, что в конце года им нужно сдавать экзамены, поэтому усердно занимаются. Если Тане или Маше захочется в школу – они в любой момент могут отказаться от хоумскульных занятий. Но пока обе выбирают домашнее обучение. Конечно, они хотели бы больше общаться с ровесниками, но не ценой посещения школы. Этой осенью старшая дочка побывала на некоторых уроках 4-классников, она была поражена, как много в школе отвлекающих факторов! Учителю нужно постоянно делать замечания детям, повторять несколько раз одно и то же. Дети сидят на уроках часами, никуда не торопятся и поэтому расслабляются. Наша Таня привыкла работать сосредоточенно, не теряя времени даром. Поэтому эти уроки ее неприятно поразили.

Аня, от многих мам младших школьников я часто слышу жалобы, что дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу. Их нужно заставлять делать домашние задания, контролировать, иногда даже шантажировать. Вы пишите, что для ваших детей учеба – это радость и удовольствие. Получается, что хоумскулинг – это некая «волшебная таблетка», которая сможет привить любовь к учебе абсолютно каждому ребенку?

Я занимаюсь не только с дочками, но и с другими детьми. Конечно, с одними детьми занятия проходят легче, с другими – сложнее. Но мне кажется, что отношение детей к учебе зависит, в первую очередь, не от того, в каких стенах проходят занятия, а от того, сколько в детей вложено родителями. Мы с мужем своими детьми занимаемся непрерывно. Если ребенок не привык к систематическим занятиям с детства, не привык делать над собой усилия, конечно, ему будет тяжело учиться и скучно.

Ребенку может быть скучно на занятиях либо потому что он не хочет трудиться (не имеет такого опыта с детства), либо от того, что тема непонятна – это поправимо, тему можно проработать. Либо от того, что тема, наоборот, слишком проста. Мы знаем немало хоумскулеров, которые не напрягают детей учебой. Эти родители считают, что ребенок сам научится тому, что ему нужно и интересно. И задача родителей – только дать ему учебники. На мой взгляд, многие из этих детей несколько расслаблены, не умеют учиться, трудиться, ставить перед собой цели и достигать их. Из-за этого некоторые учебные области у них крайне слабо проработаны, и они в этих областях отстают от школьных детей. Никакой идиллической картины в хоумскулинге нет. Есть труд – ребенка и родителей. Труд, который приносит радость и удовлетворение.

Мне кажется, подготовка и организация занятий – это огромный труд. Вы от этого не устаете? Ведь обычные домашние дела – стирка, готовка, уборка – тоже нужно делать.

Если есть некая система, то все не так страшно. Летом мы продумываем планы на грядущий учебный год, подбираем материалы и пособия. В конце лета расписываем примерный учебный план по всем предметам – это наш ориентир, от чего мы отталкиваемся. Уже имея план в голове и на бумаге, легко разбить его на семестры, месяцы, недели. Учебные программы мы составляем сами или выбираем из хороших учебных курсов.

Продумывание уроков – это как работа, которую за дверью офиса не оставишь, все время крутится в голове. Я сейчас по роду своей деятельности преподаватель – кроме своих детей, у меня еще несколько учеников, и периодически я провожу групповые занятия. Поэтому голова все время занята продумыванием различных проектов. Это мое хобби, и мне это нравится. Когда я только начинала учить детей, это давалось с большим напряжением, а сейчас это удовольствие. Но, конечно, как и от любой работы, от этой тоже накапливается усталость. Например, в каникулы мне сложно заставить себя заниматься с детьми уроками, тогда как во время учебного года я этим живу. Дети любят наши занятия, и даже в короткие недельные каникулы скучают по ним. «Мама, как давно мы не занимались геометрией! Папа, давай делать проект!» - это мы постоянно слышим не только в каникулы, но порой и по субботам, после напряженной учебной недели!

Домашние дела я делаю во время пауз между уроками. Например, могу гладить белье и обсуждать что-то с детьми. Готовлю, когда девочки делают задания самостоятельно. Часто дочки помогают мне по дому. Ведь домашние дела это тоже необходимый урок - научиться ухаживать за собой, своим домом, готовить, заботиться о членах своей семьи. Важно научить ребенка не только все это делать, но еще и получать удовольствие от этой деятельности.

- Какие для вас самые главные плюсы домашнего обучения?

  • У детей складывается прочная дружба со всеми членами своей семьи.

  • Они уверенны в своих силах.

  • На домашних занятиях они не устают так, как в школе. Им не нужно общаться с десятками людей, проводить перемены в шуме и суете.

  • У ребенка остается много времени для развития своих интересов. Они могут заниматься в разных кружках и секциях, играть, читать.

  • Дома ребенок может учиться в своем темпе. При этом годовая программа изучается быстрее и эффективнее.

Фотографии - из личного архива Анны.

Очень часто приходится слышать критику в адрес современной школьной программы, школы, учителей, одноклассников. Родители всё чаще и чаще выражают недовольство системой, в которую попадают их дети. Но предложение перевести ребенка на надомное обучение встречается в штыки. В этой статье мне бы хотелось прояснить некоторые вопросы обучения на дому с точки зрения западных стран.

Речь в статье пойдет об обучении на дому детей, которые переводятся на домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по другим причинам.

Вариант первый. Семья живет в очень удаленном месте и ребенок просто физически не может посещать школу, потому что возить ребенка за 100 километров в ближайшую школу и привозить обратно каждый день - это не вариант. В такой ситуации семье выдается пакет учебников и заданий, которые дети выполняют дома под руководством родителей. Кроме того, у них есть возможность посещать уроки удаленно, благо технологии сегодня это позволяют. За детьми закрепляются педагоги-кураторы, которым можно позвонить или написать, если возникают вопросы по новому материалу. Ученики пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены, получают оценки как и ученики в школах. Но учатся они дома.

Вариант второй. Родители решают перевести ребенка на домашнее обучение несмотря на близость к школам. В данном случае причин может быть бесконечное количество. Ребенок просто может сильно опережать сверстников. Причиной могут быть конфликты с одноклассниками и/или учителями. У ребенка может отсутствовать мотивация к обучению в школе, потому что он чувствует что теряет много времени зря. В более старшем возрасте школа может просто оказаться не в силах предоставить ребенку обучение по предметам в рамках выбранного им профиля. Как результат, родители оказываются перед выбором как поступить - оставить ребенка в системе общего школьного образования или попытаться дать ему более индивидуальное и направленное на него лично обучение.

В зависимости от ребенка и места проживания, родители могут пойти в домашнем обучении по нескольким направлениям.

1. Экстерн. В данном случае ребенок просто учится дома по тем же учебникам, что и одноклассники в школе. Обучение примерно такое же как и при удаленном проживании. Преимущества в данном случае очевидны. Ребенок учится в своем темпе, ему не приходится догонять одноклассников или наоборот ждать когда учитель закончит успокаивать класс и начнет давать материал. По наблюдениям педагогов, обучение экстерном экономит ученику много времени, высвобождая это время для занятий по интересам. Я думаю, здесь многие преподаватели согласятся со мной - при классной системе обучения время используется далеко не всегда эффективно. Очень много времени отнимают нарушители дисциплины, необходимость достучаться до каждого ученика в классе. При обучении экстерном все эти сложности устраняются. Экстерн подразумевает помощь школы и преподавателей, четвертные контрольные и экзамены в каждом классе

2. Обучение в родительской группе. Более спорное для многих обучение, поскольку часто профессиональные педагоги не принимают участия в обучении детей. В данном случае родители или группа родителей сами разрабатывают программу для детей, готовят дидактические материалы, организуют учебный процесс и подачу материала по-своему. Очень часто при подобной системе собираются несколько семей и делят предметы, которые они могли бы охватить между собой. Этот метод часто подразумевает более практический подход к обучению, дети часто учатся по принципу тематических недель, постепенно охватывая все больше и больше материала. Родители часто подходят к образованию творчески. Именно эта неструктурированность подобного способа обучения вызывает много нареканий со стороны критиков домашнего обучения. Они находят такой подход слишком практическим, ограничивающим возможности ребенка.

3. Модульное обучение. При таком подходе обучение нельзя назвать стопроцентно домашним, поскольку только часть обучения происходит дома. Модульное обучение чаще происходит в средней и старшей школе, когда ребенок уже более-менее определился с выбором профессии. Если школа не может предоставить возможность изучать некоторые предметы на базе школы или же материал подается не настолько глубоко как требуется для поступления и дальнейшего обучения. В подобной ситуации родители часто организуют обучение ребенка так, что часть материала он изучает дома, часть - при посещении лекций в колледжах и институтах (можно записать ребенка на один-два предмета по выбору) Более направленное обучение дает ученику дополнительную мотивацию - он знает зачем он изучает тот или иной предмет. Появляется желание разобраться в сложных вопросах, не сдаваться при возникновении трудностей.

Описанные выше варианты - наиболее распространенные на сегодняшний день в западных странах. Но домашнее образование не ограничивается только этими предметами. Не всегда домашнее обучение отдается целиком и полностью на откуп родителей без какого-либо контроля со стороны. В Сингапуре, например, ребенка нельзя перевести на домашнее обучение без предварительно согласованной с Министерством Образования программы. Родители должны разработать и представить программу. Если она одобрена, ребенок может учиться дома и сдавать итоговые экзамены по окончании начальной школы (6 класс) и средней школы.

Критиков у домашнего обучения очень много. Скептики с предубеждением относятся к качеству обучения в таких условиях. Они говорят о том, что у детей нет социализации, нет навыков обучения и работы в группе, что дети вырастают индивидуалистами, неспособными построить отношения с окружающими их людьми.

Однако сторонники домашнего образования не унывают. Многие специалисты отмечают снижение затрат времени на обучение, более высокую мотивацию учеников. В результате более свободного графика, дети общаются больше и общение их более качественное - ведь они сами выбирают круг общения, а не вращаются среди людей, навязанных им системой общего образования. У детей на домашнем обучении более высокая самооценка, они меньше страдают от комплексов, вызванных насмешками сверстников по поводу и без повода.

Данная статья написана не с целью призвать всех перевести своих детей на домашнее обучение. Это сложно и практически невозможно осуществить массово. Одним из необходимых условий подобной формы обучения является неработающий родитель, который может заниматься обучением детей. Кроме того, такой родитель должен понимать что ему и самому придется многому учиться, много осваивать. А это не всегда возможно в условиях современной жизни. Статья создана для того чтобы дать читателям возможность ознакомиться с альтернативными подходами к образованию, показать что образование может осуществляться не только в школе. Я также хотела показать, что домашнее обучение не является способом отсадить детей с проблемами здоровья и развития.

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу — и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил — это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» — мне просто не верят. Думают, что это бравада.Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») — тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить — может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?) — тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для поступления в «хороший вуз») — это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор — совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект» . Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели — с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок — тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели — например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены «двигать» своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) — тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи — а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы — посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них — довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка — например, русский язык с его запутанными правилами .) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя — используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей . И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия… Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не будет получаться — можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно — тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет «любого» — это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот — успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами — я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: «Тебе хорошо — твои дети такие способные, они хотят учиться… А наших — не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу.» Насчет «способных» детей — спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть «способности», к чему-то — нет. И учатся дома они не потому, что «способные», а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой .