ПАМЯТКИ

УЧАЩИМСЯ ДЛЯ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ( памятки на уроках истории)
1. Характеристика и оценка исторического деятеля (5 – 6 класс)
2. Характеристика и оценка исторического деятеля (7 – 8 класс).
3. Характеристика и оценка исторического деятеля (9 – 11 классы)
4. Характеристика исторической личности.
5. Памятка для характеристики двух исторических деятелей.
6. Сравнение двух исторических фактов.
7. Как дать оценку историческому событию
8. Как дать оценку историческому явлению.
9. Характеристика исторических явлений.
10. Характеристика исторического события
11. Характеристика общественного строя
12. Характеристика государственного строя
13. Характеристика крестьянских восстаний.
14. Памятка к изучению войн.
15. Характеристика войн
16. Характеристика сражений
17. Характеристика общественных выступлений
18. Изучение предпосылок революции.
19. Характеристика революции.
20. Изучение отношений между классами.
21. Характеристика революционных выступлений.
22. Характеристика политического строя государства.
23. Памятка о правилах усвоения целостных картин типичных исторических явлений.
24. Как работать с книгой.
25. Как читать газету
26. Анализ газетных статей.
27. Как работать с параграфом учебника
28. Памятка для описания экскурсии
29. Памятка как составлять план
30. Памятка для анализа составленного плана
31. Отзыв на ответ ученика
32. Памятка как писать реферат
33. Как писать отзыв на историко - художественную книгу
34. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи І уровня
35. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи II уровня
36. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи III и IV уровня
37. Как «читать» картину
38. Анализ портрета исторического деятеля
39. Анализ памятника историческому деятелю
40. Анализ визуального источника (картины, карикатуры, плаката)
41. Анализ письменного источника
42. Правила конспектирования
43. Как дать рецензию на ответ товарища
44. Как составить синхронную таблицу
45. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений.
46. Памятка для написания летописи края
47. Памятка для работы с историческим источником
48. Памятка для описания исторического романа

ВВЕДЕНИЕ (памятки на уроках истории) Работа с памяткой на уроках истории -это использование приема, который позволяет развивать историческое мышление учащихся. Применение памяток представляет собой этап(начальный или промежуточный) в формировании метода рассмотрения того или иного явления, особую форму сообщения теоретических знаний учащихся:

а) ориентация на возможности учащихся;

б) рассчитано на осложнение работы в дальнейшем;

в) дается как инструкция к действию, к применению знаний.

Без теоретических знаний, без памятки учащиеся ищут ответ стихийно, их широкие фактические знания будто блокируются в их памяти или же остаются неиспользованными, а самостоятельный, экономный во времени и успешный анализ оказывается невозможным. Из большого количества материала памятка определяет те области знаний (совсем не подсказывая конкретного содержания ответа), в которых должно пройти припоминание нужного материала. Механизм этого процесса таков, что через короткие указания, высказанные в абстрактной форме (например: „Когда и в какой стране жил и действовал этот исторический деятель, к какой социальной группе принадлежал?”), она актуализирует широкие и конкретные знания учащихся.
Памятка помогает обобщать, систематизировать, абстрагировать знания,

во-первых , по линии выделения совокупности признаков, которые и позволяют характеризовать историческое явление, историческую личность, характеризовать событие, понять ее структуру, во-вторых , по линии совмещения сторон, черт общественной жизни. Изучение однородных явлений целенаправленно подводит учеников к некоторым обобщениям о способах их рассмотрения. При использовании памяток, предупреждая схематизм, обязательно нужно требовать от учащихся достаточно конкретных ответов. Какой должна быть памятка? Когда ее вводить? Здесь нет и не может быть однозначного ответа. Опыт показывает: пятиклассники и шестиклассники слабо используют памятку. Ученики 7 класса с ней справляются уже до конца учебного года.

Но наибольшее применение она находит в 8-9 классе.
Перед тем, как подать памятку, учитель должен в доступной форме ученикам объяснить, что памятка не шаблон, ею нужно пользоваться гибко: „После того, как со всех сторон рассмотрите деятельность и личность выдающегося человека, составьте о нем свое мнение. Нужно, опираясь на исторические достоверные факты из учебника и дополнительной литературы, оценить его дела: насколько они были полезны для народа, страны (а, возможно, и для всего человечества), в чьих интересах он вел войны, проводил реформы, улучшал хозяйство страны, способствовал развитию науки и искусства; условия жизни каких слоев населения становилась лучше, а каких – ухудшалось”.
В среднем и слабом (по уровню знаний) классе в процессе характеристики исторического деятеля учитель дает образец такой оценки, а в сильном – дает ученикам возможность высказать свое мнение и обобщить (насколько они сами смогут) свою оценку, направляя работу в правильное русло.
Учащиеся постепенно подводятся к самостоятельной оценке различных сторон исторических явлений. Например, в 8 классе под руководством учителя учащиеся оценивают значение Великих географических открытий как явления прогрессивного, которое открыло новую эру в мировой торговле, ускорило развитие капитализма, и их последствия: положительные – для самих европейцев и негативные – для колониальных народов.
В 7 классе учащиеся оценивают значение и последствия феодальной раздробленности, а затем образование централизованных государств в истории нашей страны и западноевропейских государств. Для формирования таких исторического мышления в целом большое значение имеет систематическая постановка вопросов, которые требуют рассмотреть и оценить культурный вклад отдельных народов и определенных эпох (Возрождение, Просвещение и тому подобное).
Памятка – это прием умственной деятельности, то есть средство достижения цели. И когда сформулированы теоретические знания и выработано умение их применять, необходимость в памятке отпадает.


(5 – 6 класс)
1. Как ты представляешь себе внешний вид героя? 2. Что он сделал? 3. Во имя чего, в интересах какого класса он действовал? 4. Какие внутренние, наиболее важные черты этого человека? 5. Дайте оценку деятельности деятеля. Какой вклад он внес в историю? Почему мы его помним?

Характеристика и оценка исторического деятеля
(7 – 8 класс)
1. Вспомните: а) когда и в какой стране жил; б) к какому классу принадлежал, в каких условиях формировались его взгляды; в) историческую обстановку, в которой протекала его активная деятельность; г) его общественно-политические взгляды. 2. Кратко укажите: а) какие цели и почему он выдвигал, с целями и задачами какого класса они совпадали; б) какие средства он использовал для достижения своих задач; оцените и вы эти средства. 3. Опишите его внешность и характер. Какие из черт характера помогали или мешали ему в достижении поставленных задач? 4. Как вы оцениваете его деятельность в целом? Какова его роль в истории? Выразите свое отношение к нему.

Характеристика и оценка исторического деятеля
(9 – 11 классы)
1. Определить исторические условия и общественную среду, в которых формировались взгляды, жизненные цели человека, показать, как на них влияли эти условия. 2. Раскрывать черты характера человека, их зависимость от воспитания, влияния общественной среды, его идеалов и задач. 3. Определить, какие качества личности этого выдающегося человека помогали в достижении поставленных им целей в решении исторических задач, объективно поставленных перед страной и народом. 4. Вскрыть связи и противоречия: - между целями деятеля и интересами народных масс;
-
между целями и мотивами деятельности выдающегося человека;
-
между целями и способами их достижения. 6. Оценить его значение и роль в истории:
-
по результатам его деятельности;
-
по его влиянию на положение народных масс, на дальнейший ход событий;
-
по воздействию его примера на других людей, на новые поколения. 5. Оценить личность исторического деятеля и выразить свое отношение к нему.

Характеристика исторической личности 1. Жизнь. а) Когда, в какой стране жил и действовал? б) Какое получил воспитание? в) Цели и планы. г) Какими способами достигал цели? 2. Внешность и характер. 3. Основные результаты деятельности. а) Что ему удалось, что нет? б) Какие последствия его деятельности: - Для родной страны? - Для других стран? - Для человечества? 4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны? а) соратники и друзья? б) враги? 5. Дайте оценку его деятельности. 6. Собственное отношение. а) Что вызывает: - Восхищение? -Осуждение? б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?

Памятка для характеристики двух исторических деятелей 1. В какой исторический период жили эти два исторических деятеля, которых характеризуешь, в какой стране или странах? 2. Чьи интересы они выражали (какого класса или состояния)? Против каких порядков выступали? 3. Какие цели преследовали? 4. Как относились к народу? 5. Какие пути использовали для достижения поставленных целей? 6. Какие положительные и отрицательные черты характера проявили? 7. Оцени деятельность каждого из них (революционная, прогрессивная, реакционная). 8. Твое отношение к каждому из этих исторических деятелей.

Сравнение двух исторических фактов

1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве или различие данных явлений (событий). 2. В каком порядке лучше разместить эти признаки? Почему? 3. Перечисли сходства и различия. 4. Сделай выводы.

Как дать оценку историческому событию В результате анализа фактов установите: Причины происшествия: 1. Заинтересованность в нем определенных классов и общественных групп; 2. Характер события (антифеодальный, освободительный и др.); 3. Связи (в том числе следственные) с другими событиями того же порядка; 4. Значение для участников события и для последующего исторического развития.

Как дать оценку историческому явлению
На основе анализа фактов установите: 1. Причины явления. 2. Заинтересованность в нем определенных классов, слоев общества, социальную направленность. 3. Характер. 4. Связи с другими явлениями того же порядка; 5. Противоречия развития; 6. Значение этого исторического явления:
-
для разных классов и слоев общества;
-
для последующего исторического развития.


Характеристика исторических явлений

1. Причины возникновения:
а) противоречия, что вызвали данное явление, необходимость их преодоления;
б) потребности, интересы сторон, сил, групп.

а) факты, касающиеся явления; б) социальная направленность действий различных сил. 3. Причины успеха (или неуспеха) в развитии явления. 4. Последствия и значение явления, его влияние на общий процесс исторического развития.

Характеристика исторического события
1. Причины. 2. Определение заинтересованности в событиях разных социальных групп. 3. Характер события (антифеодальный, реакционный и т. п.). 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: а) для участников событий; б) для исторического развития.

Характеристика общественного строя
1. Уровень развития производственных сил. 2. Производственные отношения в обществе. 3. Тип и форма государства. 4. Уровень развития науки, культуры, распространение образования. 5. Взаимоотношения личности и общества.

Характеристика государственного строя
1. Интересы какого класса защищала государство? Какие были его задачи? 2. Какой была форма правления? 3. Каким был государственный строй? Назовите государственные органы в центре и на местах. 4. Какие изменения в сравнении с более ранним периодом развития произошли в государстве? Чем они были вызваны?

Характеристика крестьянских восстаний
1. Причины восстания. 2. Движущие силы восставших. 3. Цели, требования восставших. 4. Районы, которые охватывали восстания. 5. Ход восстания, его основные силы. 6. Итоги восстания и его значение.

Памятка к изучению войн

1. Причины и характер войны:
-
основные противоречия, приведшие к войне;
-
значение решения этих противоречий для обеих сторон;
-
подготовка к войне, соотношение сил и планы воюющих сторон. 2. Ход войны:
-
повод к войне;
-
основные этапы и крупнейшие сражения;
-
конец войны и условия мира. 3. Причины победы или поражения в войне:
-
что влияло на боеспособность армии и на ход войны;
-
влияние характера войны и отношения армии и народа;
-
итог войны. 4. Историческое значение войн.

Характеристика войн
1. Причина войн, хронологические рамки. 2. Воюющие страны или группировки стран. 3. Цели сторон. 4. Соотношение сил воюющих стран. 5. Повод для войны. 6. Ход военных действий (по этапам):
-
планы сторон в начале каждого этапа
-
военные и политические итоги каждого этапа. 7. Характер войны. 8. Условия мирного договора. 9. Военные и политические итоги войны.

Характеристика сражений
1. Описание места битвы. Почему именно это место выбрано. 2. Соотношение сил, их размещение. 3. Развитие битвы и ее последствия. 4. Историческое значение битвы.

Характеристика общественных выступлений
1. Место и время выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы.
7. Масштабы борьбы.
8. Уровень организованности.
9. Имена руководителей.
10. Основные этапы развития событий.
11. Результаты и значение.

Изучение предпосылок революции

1. Оцени уровень развития производственных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производственными силами.
4. Тормозит ли старый строй развитие производства и все общество в целом.
5. Назови классы, которые ведут борьбу против изжитого общественного строя.
6. Определи, какие задачи, характер, движущие силы назревающей революции.

Характеристика революции

1. Причины и задачи революции.
2. Движущие силы революции.
3. Ход революции, ее этапы.
4. Характер революции.
5. Итоги революции, историческое значение революции.

Изучение отношений между классами

1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? Чем они занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?
3. Какие средства эксплуатации были главными?

Характеристика революционных выступлений

1. Время и место выступления. Связь с другими событиями.
2. Причины революционного выступления.
3. Социальный состав участников.
4. Требования восставших, лозунги, цели.
5. Методы борьбы (митинг, демонстрация, акция протеста, забастовка, восстание, акция гражданского неповиновения, вооруженное выступление, война).
6. Масштабы выступления (территория, количество участников).
7. Уровень организованности.
8. Имена участников, руководителей.
9. Развитие событий, основные этапы.
10. Историческое значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления (монархия или республика).
2. Какой класс (часть класса, социальная группа, сословие) находятся у власти.
3. Политический строй государства:
-
Глава государства, его полномочия;
- Исполнительные органы (способы формирования, функции, подчинения);
-
Законодательные органы (структура, способ формирования, их функции и полномочия);
-
Судебные органы, их подчинения;
-
Соответствие прав законодательной и судебной власти.
4. Права граждан (подданных):
- Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.д.);
-
Политические права и свободы;
-Личные права и свободы;
5. Возможность использования провозглашенных законом прав и свобод.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.

Памятка о правилах усвоения целостных картин типичных

исторических явлений

1. Внимательно рассмотри наглядное пособие и мысленно представь себе или воспроизведи словами общую картину предмета или явления, которое изучаешь.
2. Обрати внимание на окружающую природу и материальные предметы орудия труда, сырье, из которого изготавливают изделия, помещения мастерской, лес, разоренное поле, одежда и обувь людей. Запомни увиденные образцы, попробуй воспроизвести их словам.
3. Внимательно всмотрись в образы людей, которые принимают участие в изготовлении изделий: Что делает каждый из них? Чем занят? Какие действия осуществляют работающие люди? В какой последовательности они эти изделия изготавливают? Запомни и словесно воспроизведи усвоенные образы.
4. Уясни и скажи , в каких условиях трудятся люди. Как они относятся к труду? Почему?
5. Подумай и скажи , кто эти люди: рабы, свободные мастера - ремесленники, крепостные крестьяне, рабочие, рабовладельцы, феодалы (помещики) или представители буржуазии?
6. Скажи: кому принадлежат орудия труда, земля, другие материальные предметы, которые ты видишь на картине?
7. Скажи: что заставляет людей, изображенных на картине, трудиться? Почему?
8. Определи : какие взаимоотношения между людьми, увиденными на картине? Почему?

Как работать с книгой

1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
2. Старайся читать бегло, но внимательно. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
3. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных преимуществах или недостатках.

Как читать газету

1. Старайся читать газету каждый день.
2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет выбрать наиболее важный для тебя материал.
3. Обрати внимание на незнакомые тебе слова. Их значение ты найдешь в словаре.
4. Можно вырезать те статьи, которые тебе наиболее понравились. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.

Анализ газетных статей
1. Какое событие побудило автора написать эту статью? Например: военные действия, политические и экономические споры, издания новых законов, митинги, демонстрации, морские, воздушные или природные катастрофы, другие важные события.
2. Определите главную идею статьи. Кратко запишите ее своими словами.
3. Подберите основные аргументы, которые поддерживают эту идею, и кратко запишите их.
4. Приводит ли автор достаточно фактов для поддержания своей идеи (цитирует очевидцев, приводит статистические данные, указывает источники информации)? 5. Был ли автор свидетелем происшествия, или получил информацию через информационную службу?
5. Репортаж об этом событии, по Вашему мнению, истинный, сбалансированный, или предвзятый?
6. Приведены ли в статье различные взгляды на освещение этого вопроса? Или эта статья является выражением собственных мыслей (редакционная), она информативна, убедительна, или сбалансированная?
7. Что Вы думаете про эту статью и освещенные в ней события?

Как работать с параграфом учебника

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
3. Составь развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изученной теме, что видел в музее, в кинофильмах.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые размещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

Памятка для описания экскурсии

1. Ознакомившись с темой экскурсии и получив задание, внимательно изучи рекомендованную литературу.
2. Знакомство с историческим памятником начните с осмотра его в целом.
3. Осматривая монументальное сооружение, постарайтесь мысленно сначала восстановить первоначальный вид окружающей местности, затем внешних очертаний памятника, а если это возможно, и его внутренний вид. Мысленно воспроизведите образы и изобразите в виде одного или нескольких эскизных рисунков. Выполняйте эту работу по частям, не спеша. Используйте в ходе работы знания, почерпнутые из литературы.
4. Внимательно изучите внешние детали памятника, для чего подойдите к нему как можно ближе; если необходимо, обойдите памятник по внешнему периметру, сделайте замеры внешних деталей и памятника в целом. Результаты внешнего детального осмотра выразите в виде чертежа или схемы, эскизного рисунка, которые воспроизводят детали памятника в реконструированном или первоначальном) виде.
5. Внимательно рассмотрите памятник изнутри, если это возможно. Результаты выразите тем же способом (см. пункт 4).
6. Осмотрите памятник в целом еще раз и внесите в первичные рисунки необходимые уточнения для отчёта.
7. Продумайте словесное описание памятника, его важнейшие детали, поясните назначение, особенности возведения памятника и его деталей.
8. Сравните результаты проделанной работы с научными реконструкциями, описаниями и объяснениям

.

Памятка как составлять план

1. Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и выбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.
2. Начинай составлять план только тогда, когда понял содержание материала в целом.
3. Определи характер изложения материала (сюжетное построение, объяснение, конспективное изложение), покажи цели изучения материала. Составляя план, учитывай это.
4. В зависимости от вида плана выбери один из двух предложенных путей:
- если план короткий, раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли, четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши.
- если план развернутый, соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши в виде основных пунктов; найди положения, которые объясняют, раскрывают главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
5. Составь план, проверь раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины исторических явлений, сделать выводы.

Памятка для анализа составленного плана

1. Учитывается или не учитывается характер изложения и задачи изучения материала.
2. Содержание плана соответствует (не соответствует) теме, не отражает ее.
3. Понимание (непонимание) основного смысла текста, смысловое (механическое) разделение его на части.
4. Умение (неумение) делить текст на законченные по смыслу части.
5. Умение (неумение) определить логическое подчинение пунктов и подпунктов, определение их как равнозначных, равноценных.
6. Пропуск в плане важных идей.
7. Недостаточная конкретизация материала.
8. Неудачные формулировки пунктов плана.

Отзыв на ответ ученика

1. Выскажи свое мнение об ответе товарища по пунктам:

Памятка как писать реферат

1. Определить адресата и цель общения.
2. Подобрать соответствующую литературу.
3. Обработать выбранные источники с рабочими краткими пометками, закладками в книге.
4. Составить план согласно объема реферата (его пункты раскрываются примерно на одинаковом количестве страниц).
5. Оформить яркое, привлекательное вступление.
6. Дать перечень основных выводов, обобщений и рекомендаций.
7. Оптимальный объем реферата – 1 - 12 печатных страниц. Такой реферат требует для устного изложения перед аудиторией 10 -15 минут.
8. Во время устного выступления лучше рассказывать, а не читать реферат. Для этого составить развернутый план – конспект на 2-4 страницы.
Во время отбора языковых средств для написания реферата необходимо учитывать особенности научного стиля речи.

Как писать отзыв на историко - художественную книгу

1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха и события описываются в книге. Правильно ли с исторической точки зрения, отображаются события и исторические деятели?
2. Постарайся самостоятельно ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу.
3. Если не можешь это сделать, внимательно прочитай предпосылку к книге или рецензию к ней, найди ответ.
4. Подумай, как автор относится к описанным событиям и героям, на стороне каких классов его симпатии.
5. Отзыв не должен быть похожим на пересказ содержания книги. В нем нужно изложить свое мнение о книге и объяснить, нравится она или нет.

Памятка для учащихся, І уровня



3. Подумайте, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи.
5. Обязательно четко и убедительно докажите свое решение.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Полным ли является ваш ответ?

Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи II уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
5. Обязательно докажите свое решение с помощью фактов. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Достаточно ли полный ваш ответ? Нет ли чего лишнего, что не предусмотрено условиями задачи?
7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Всю представленную в условии задачи информацию вы учли?

Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи

III и IV уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, какие из этих знаний могут помочь решению.
5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Достаточно ли полный ваш ответ? Нет ли чего лишнего, что не предусмотрено заданием?
7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Всю ли представленную в условии задачи информацию вы учли?
8. Проверьте, все ли возможные выводы вы сделали и доказали.

Как «читать» картину

1. Внимательно рассмотри репродукцию (картину). Определи её жанр, автора. Знаешь ли ты, где хранится оригинал (страна, картинная галерея, частная коллекция)?
2. Установи, какой период истории изображен на полотне. На основе чего ты сделал этот вывод? Что ты знаешь об этой эпохе, событии, личности?
3. Попробуй определить авторский замысел.
4. Вспомни, что ты знаешь о героях картины.
5. Определи, что ты знаешь об истории создания полотна.
6. Поясни, как знакомство с картиной расширило твои знания об эпохе.

Анализ портрета исторического деятеля
1. Внимательно рассмотри портрет, установи личность изображенного, характер произведения по технике (портрет, гравюра, рисунок, фото, миниатюра, фреска, икона и т. п) и автора.
2. Вспомни, какие стили, направления господствовали в это время в искусстве и в какой манере работал мастер.
3. Определи, почему художник изобразил это лицо именно так. Можешь ли ты по портрету установить отношение художника к своему герою?
4. Вспомни, что ты знаешь об изображенном (изображенной) и его (ее) эпоху.

Анализ памятника историческому деятелю
1. Определи, кому посвящен, где установлен этот памятник и кто его автор.
2. Выясни, к какому периоду истории относится его создание.
3. Укажи стиль и опиши архитектурные детали памятника.
4. Выскажи свое впечатление о нем.
5. Вспомни, что ты знаешь о человеке, памятник которому исследуешь.

Постарайся узнать об этой личности из справочной, исторической, художественной литературы.

Анализ визуального источника (картины, карикатуры, плаката)
1. Что изображено?
2. Когда происходит событие? Из чего это следует?
3. Когда создано и с какой целью?
4. Где происходит событие? Характерные признаки места? Какое это имеет значение?
5. Характеристика изображенных лиц.
а) К каким социальным группам и типам относятся?
б) Почему такой состав участников?
6. Какова позиция автора?
7. Насколько полно отражает тенденцию, явление и тому подобное?
8. Собственное отношение.


Анализ письменного источника

1. Кто автор документа? Что можно сказать о его социальном статусе, позиции? Является ли он участником событий, которые описывает? Чьи интересы защищает?
2. Когда написано создан данный источник? Как это видно из его содержания?
3. Где происходят события, о которых идет речь в источнике? Как это следует из его содержания?
4. Какие факты изображены в документе? Какую информацию он нам дает? Какие можно сделать выводы?
5. Для кого и с какой целью создан этот документ?
6. О чем в нем не сказано? Как он соотносится с другими источниками?
7. Мера нашего доверия к нему.
8. Значение источника.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, явлениях, событиях, упоминаемых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь очень кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из повторного чтения ранее отмеченных мест и их короткой последовательной записи.
5. При конспектировании нужно стремиться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Придерживался ли он намеченного плана, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к данным историческим событиям и их участникам.
4. Использовал ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронную таблицу

1. Р а зграф и ть страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблицы расположите перечень подобных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:
-
противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
3. важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
4. социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
5. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
6. Последствия развития и значение явления:
7. Разрешение с помощью данного явления назревших противоречий,
8. Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Памятка для написания летописи края

1. Что означает и откуда пошло название вашего села (улицы села) или города (микрорайона города)?
2. Когда и кем было основано ваше село или город?
3. Какую площадь занимает село (город)?
4. В каком административном районе Брянской области находится ваше село (город)?
5. Определить географическое положение вашего села (города) в отношении:
-
границ района;
-
районного центра;
-
областного центра;
- р.
Десны (левобережье или правобережье);
-
других рек и водоемов.
6. Когда и какие важные исторические события происходили в вашем селе (городе) или рядом?
7. По воспоминаниям родственников и старожилов запишите о прошлом вашего села (города) и изменениях, которые произошли в хозяйстве и природе вашей местности.
8. Найдите художественную литературу (поэзия, роман, рассказ, повесть и т. п.), в которой говорится о вашем селе или городе. По возможности выпишите строки относительно родного края, отметив снизу данные о книге, из которой они выписаны (как в предыдущем задании).
9. Какие выходят местные газеты и журналы?
10. Какие у вас есть библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, другие информационные учреждения?
11. Каким вы хотите видеть свое село (город) в будущем?


Памятка для работы с историческим источником

1. Внимательно прочитать содержание исторического источника.
2. Выделить в тексте главное и второстепенное.
3. Обратить внимание на время написания источника.
4. Сравнить свои знания об историческом событии с информацией, которую содержит источник.
5. Высказать собственное мнение относительно данного исторического источника.


Памятка для описания исторического романа

1. Выберите исторический роман о жизни выдающейся личности или важного события той или иной исторической эпохи.
2. Укажите название книги, автора, где книга опубликована, когда, количество страниц.
3. Кратко опишите автора (кто он, где живет или жил, какие другие его труды Вы знаете).
4. Определите, к какому историческому периоду относится описанное событие, основной сюжет книги, назовите главные действующие лица романа.
5. Описание сосредотачивается вокруг трех выбранных аспектов жизни (политическое, экономическое, религиозное, военная жизнь или быт). Как эти аспекты изображены в историческом романе? Что Вы узнали, например, о религии той эпохи?
6. Используйте конкретные примеры для того, чтобы объяснить свои замечания. Приведите минимум три примера на каждый аспект жизни.
7. Охарактеризуйте стиль и содержание – понятно ли написана книга, логично ли изложены исторические события, трудно ли ее читать? Почему? Убедительно ли автор описал жизнь в романе?
8. Обоснуйте свои взгляды на изложенные факты, использованные исторические карты, картины, действующих известных исторических лиц?
9. Ваше общее впечатление от книги, замечания. Посоветовали бы Вы эту книгу прочитать своему товарищу, знакомому? Почему?

Памятки по истории

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

Противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

Потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

Важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

Социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

Разрешение данным явлением назревших противоречий,

Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

Глав государства, его полномочия,

Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

Судебные органы,

Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

Местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

Политические права и свободы,

Личные права и свободы,

Возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

Планы сторон в начале каждого этапа,

Военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

Для участников события,

Для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

  • 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • 3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  • 4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  • 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например:

Культура –

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями

1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

Алгоритм написания ЭССЕ

  • П очему
  • О боснование
  • П ример
  • С ледствие

ПАМЯТКА

Для работы с источниками и документами

  1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
  1. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
  1. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.
  1. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

  1. Отвечайте точно на поставленные вопросы.
  1. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
  1. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
  1. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
  1. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  1. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка учащемуся

1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

Читай внимательно, вдумчиво.

При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

При осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и обобщения.

Составляй план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

(опорными сигналами)

  1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.
  2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.
  3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.
  4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.
  5. Дополни опорный конспект необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.
  6. При работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ к успеху:

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

  1. Каковы причины события или явления?
  1. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
  1. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
  1. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
  1. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
  1. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
  1. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

  1. Изложить высказывание своими словами.
  1. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
  1. Дополнить высказывание, если это необходимо.
  1. Оценить высказывание с моральной точки зрения.

Сделать вывод.

План описания жизни и деятельности

исторической личности (персоналии)

  1. Годы жизни или (и) правления.
  1. Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
  1. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
  1. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
  1. Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.

2. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.

3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац пишется с красной строки.

7. Между абзацами оставляется чистая строка.

  1. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

  • прокомментировать новые данные;
  • оценить их значение;
  • поставить вопросы;
  • сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;
  • подготовка к войне, соотношение сил;
  • планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

  • повод к войне и ее начало;
  • основные этапы и главные сражения;
  • окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению логических схем:

  • Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).
  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

  1. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги революции.

  1. Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию)

умения доказывать

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода .

2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

3. Определи вывод, который будешь доказывать.

4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  1. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2. Определи черты сходства и различия.

3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5. Свои действия оформить в текстову ю таблиц у:

Памятка: Как работать с книгой

  1. Понимать, как построена книга.
  2. Отобрать важное, основное .
  3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана : чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.

Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.


1. О пределение, предмет, объект исторической науки. Понятие формационного и цивилизационного подходов. Исторический источник. Методы изучения отечественной истории.

Историческая наука - комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Историческая наука - это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для ее проведения.

Историческая наука на основании фактов, зафиксированных в различных источниках информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс (процесс развития человечества), устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.

Объект исторической науки - это совокупность обществ, составляющих человечество.

Предмет исторической науки - это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.

Главная цель исторического познания - получение исторической истины - объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества

Цивилизационный подход к истории общества

Понятие цивилизации

тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой.

В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

1) локальных цивилизаций;

2) мировой, общечеловеческой цивилизации.

Теория локальных цивилизаций

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Теорией циклического развития локальных цивилизаций занимались в XX в. социолог П. А. Сорокин, историк А. Тойнби и др.

Так, А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения (рождения), роста (развития), расцвета, надлома (упадка), разложения (гибель). Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет.

К основным цивилизациям относятся:

западная;

православная христианская в России;

иранская и арабская (исламская);

индуистская;

дальневосточная.

Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя.

Теория общечеловеческой цивилизации

В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы).

1) доиндустриальную (аграрную);

2) индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;

3) постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

Формационный подход к историческим явлениям

Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку.

Одним из элементов надстройки выступает общественное сознание , т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни.

Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня. Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества, второй - теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями.

Состояние и развитие общественного сознания определяются состоянием общественного бытия, т. е. уровнем развития производительных сил общества и характером его экономического базиса.

Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции .

Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация - коммунистическая - с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе.

Недостатки формационного подхода:

предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса;

преувеличение роли экономического фактора общественной жизни;

недооценка роли духовных и других надстроечных факторов.

В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества.

Различные теории дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций - индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором он жил и действовал.

Методы изучения отечественной истории:

1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри их - по проблемам;

3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований.

2. Восточные славяне в древности: общественный строй, быт и обычаи.

Первые свидетельства о славянах. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине

П тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться

позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э.

Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

В эпоху Великого переселения народов (Ш-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они

жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Славяне, осваивавшие Восточно- Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными

финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции

(смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные

кольца и т. п.)„ характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне . К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне . Междуречье Прута и Днепра населяли уличи . Между

Днепром и Южным Бугом жили тиверцы . По рекам Оке и Москве располагались вятичи ; на запад от них жили кривичи ; по реке Сожь и ее притокам- радимичи . Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты . Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования- земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летго-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. В верховьях Вычегды, Печоры и Камы

жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи (Болгарское царство, Хазарский каганат и Тюркский каганат).

Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того

времени - Византии. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки

» связывал Северную и Южную Европу. Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и

Киев - контролировали северный и южный участки Великого торгового

пути. Это обстоятельство дало основание утверждать, что торговля мехом, воском и медом

была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг

в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом

и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных

культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.).

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян.

На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей

системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями

труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными

жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог.

Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство.

Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей.

Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить

только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала

община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность

территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности - личная и общественная.

Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная

земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. {Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за

это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.)

Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью

без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла,

торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой

возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала

естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали

поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,- слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась

также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании

восходит к концу V-VI в.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка- «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни

»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению

князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались

в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял

разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель

скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному:

Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства .

Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины- свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего

на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-

политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

3. Н орманская и антинорманская теории образования государства.

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские

(скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости

от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка.- Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована

немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру.

В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.

Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический

смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные

институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.

Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической

литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции).

Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также

точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно

встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

1. Норманская теория

Если говорить конкретней, то под норманнской теорией стоит понимать направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства. Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". В тот период исторического развития большинство должностей при дворе занимали немецкие дворяне. Важно отметить тот факт, что состав Академии Наук также имел в своем составе значительную часть немецких ученых. Родоначальником такой теории о происхождении Руси можно назвать ученых И. Байера и Г. Миллера. Как выяснили позже, эта теория стала особо популярной под политическими явлениями. Также эту теорию позже развил ученый Шлетцер. Для того чтобы изложить свое утверждение, ученые взяли за основу сообщения из знаменитой летописи, названной "Повесть временных лет". Русский летописец еще в 12 веке включил в летопись некую историю-легенду, которая рассказывала о призвании князями братьев-варяг – Синеуса, Рюрика и Трувора. Ученые старались всячески доказать тот факт, что государственность восточных славян – это заслуга только норманн. Также такие ученые говорили об отсталости славянского народа. Итак, норманская теория происхождения древнерусского государства содержит в себе общеизвестные пункты. В первую очередь, норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство. Ученые говорят о том, что местный народ не в силах был сделать этот поступок. Также большое культурное влияние на славян оказали именно варяги. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру.

2. Антинорманская теория

Естественно, эта теория, как и многие другие, сразу нашла противников. Против такого утверждения выступили русские ученые. Один из самых ярких ученых, который рассказал о несогласии с норманнской теорией, стал М. Ломоносов. Именно его называют зачинателем полемики между норманистами и противниками этого течения - антинорманистами. Стоит отметить, что антинорманская теория происхождения древнерусского государства говорит о том, что государство возникло из-за того, что этому сопутствовали объективнее на то время причины. Многие источники твердят о том, что государственность восточных славян существовала еще задолго до появления на территории варяг. Норманны находились на более низком уровне политического и экономического развития, в отличие от славян. Также важный аргумент гласит о том, что новое государство не может возникнуть за один день. Это долгий процесс социального развития того или иного общества. Антинорманское утверждение некоторые называют как славянская теория происхождения древнерусского государства. Стоит отметить тот факт, что Ломоносов в варяжской теории происхождения древних славян заметил так называемый кощунственный намек на то, сто славянам приписывалась «ущербность», их неспособность организовать государство на своих же землях. По какой именно теории образовалось древнерусское государство – это вопрос, который волнует многих ученых, но в том, что каждое из утверждений имеет свое право на существование, сомнений не возникает.