Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

сайт предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного «замедлить» свою жизнь.

Нехватка нового опыта

В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

Теория кусков

Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает , что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода «куски» (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием «хлопоты».

Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

Выходит, что на протяжении жизни наш мозг «упаковывает» впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, «кускование» помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

Нейрофизиологические процессы

В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина - нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.

Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19–24 года) и пожилых (60–80 лет). Испытуемым предлагали мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли.

В группе молодых людей время оценивали более точно: для них 3 минуты проходили через 3 минуты и 3 секунды, а по оценке пожилых, 3 минуты проходили за 3 минуты и 40 секунд фактического времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди и в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле.

Шкала М. Кинера

Консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener) разработал шкалу , согласно которой чем дольше вы живете, тем более коротким вам кажется год. Например, в возрасте 5 лет год составляет 1/5 вашей жизни, что довольно значимо, а в возрасте 50 - только 1/50, и потому уже не кажется такой большой величиной.

Согласно этой теории, в 76 лет 1 год жизни воспринимается по длительности как каникулы после 1-го курса в университете, а если вы доживете до 100 лет, то вам будет казаться, что половина вашей жизни закончилась примерно в 18-летнем возрасте, несмотря на то что это противоречит объективной реальности.

Можно ли замедлить время?

Как вы уже могли понять из предыдущих пунктов, одним из главных факторов, «ускоряющих» время, является дефицит новых впечатлений. Конечно, не каждый может позволить себе частые путешествия или дорогие развлечения, но ведь всегда можно найти время на самообразование, прогулки по тем местам, где вы обычно не бываете, встречи с новыми людьми и многое другое.

Важный совет: не откладывайте важные дела «на потом». Прокрастинация может привести к тому, что, оглянувшись назад, вы ощутите, что тратили свое драгоценное время зря, а жизнь прошла так быстро, словно вы не жили вовсе.

Поэтому не стоит бояться позитивных перемен, например сменить работу, если вы давно об этом мечтали, но не решались выйти из зоны комфорта. Осваивая новый вид деятельности, которая вам по душе, вы не только станете счастливее, но и замедлите свои личные часы.

Римский философ Сенека говорил: «Только время принадлежит нам», — и был в этом абсолютно прав. С ним, несомненно, согласятся психологи, ведь время для самого человека является субъективным ощущением и зависит от состояния субъекта.

С возрастом нам кажется, что время идет быстрее: в детстве один час может представляться целой вечностью, а к старости годы летят с безумной скоростью — не успеешь и оглянуться, как дети уже выросли, окончили школу, университет и работают. Конечно, ход времени объективно не изменяется.

Однако ощущение того, что время ускоряется с течением нашей жизни, не является в чистом виде нашим предрассудком, а имеет вполне достоверное научное объяснение.

Ученые определили, что время субъективно ускоряется с величиной квадратного корня возраста. Так что для 40-летнего взрослого один год проходит в два раза быстрее, чем для 10-летнего ребенка. Учитывая эту закономерность, можно считать равными следующие четыре периода в жизни: 5-10 лет (1×), 10-20 лет (2×), 20-40 лет (4×), 40-80 лет (8×).

Самое распространенное объяснение феномену заключается в том, что большинство ощущений для ребенка являются новыми, в то время как для взрослых эти ощущения уже несколько раз повторялись в течение жизни. Дети должны быть максимально вовлечены в происходящее на данный момент и посвящать этому достаточно своих мозговых ресурсов, потому что им необходимо постоянно перестраивать свои ментальные модели мира для нормальной адаптации к нему и адекватного поведения. В противоположность этому взрослые редко выходят за рамки своих привычных дел и рутины. Когда мозг часто сталкивается с одним и тем же стимулом, последний становится «невидимым» для нас, поскольку он уже достаточно эффективно закрепился в памяти и на него нужно гораздо меньше ресурсов — происходит так называемая нервная адаптация. Во время периодов неполной вовлеченности в текущий момент в памяти откладывается меньше богатых деталями воспоминаний, из-за чего кажется, что время прошло очень быстро.

Есть и еще одно, более нейрофизиологическое объяснение.

В течение жизни в мозге изменяется содержание нейротрансмиттеров — посредников в передаче сигналов между нейронами.

С возрастом уменьшается уровень дофамина, модулирующего работу базальных ядер — подкорковых структур мозга, связанных с регуляцией моторных функций и внимания, участвующих в системе подкрепления, а также в работе внутренних часов мозга, оценивающих интервалы от нескольких секунд до нескольких минут. Препараты, ингибирующие дофаминовую систему, дают эффект, при котором внутренние часы мозга идут медленнее, вследствие чего человек недооценивает продолжительность какого-либо временного интервала. В экспериментах Питера Мангана, психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе (The University of Virginia"s College at Wise), сравнивалась способность оценить интервал в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19-24 года) и пожилых (60-80 лет). Когда испытуемые сообщали, что прошло 3 минуты, в группе молодых в среднем проходило 3 минуты и 3 секунды, в то время как в группе пожилых проходило 3 минуты и 40 секунд.

Помимо возраста на восприятие времени влияют также и другие факторы. Например, при повышении температуры тела время субъективно ускоряется, а при понижении — замедляется. Эксперимент, проведенный эстонскими учеными на 20 мужчинах, выявил, что после одного часа тренировки на беговой дорожке в условиях повышенной температуры при воспроизведении временных интервалов испытуемые раньше обозначали конец заданного интервала, чем до тренировки. Авторы исследования объясняют этот эффект увеличением уровня бодрствования при физических нагрузках. Однако после 10 дней акклиматизации к высокой температуре происходила физиологическая адаптация, и воспроизведение интервалов возвращалось к уровню до тренировки.

Большую роль в оценке течения времени играют эмоции. При этом наибольший эффект на восприятие времени оказывает чувство страха.

Побывав в экстремальных ситуациях, например в автокатастрофе, некоторые люди сообщают, что время в те секунды как будто останавливалось и картинка перед глазами проходила в режиме замедленной съемки.

При этом человек может помнить каждую мелочь в этот момент, достигается максимальная концентрация внимания. В романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот» довольно живо описывается состояние преступника, приговоренного к смертной казни, который, будучи на эшафоте, сходит с ума от страха и ужаса перед лицом смерти:

«Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, все это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот, что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее».

Чем менее эмоционален человек, тем точнее он определяет заданный временной интервал. Самые точные хронометры из людей — это депрессивные больные. В исследовании , проведенном группой ученых из Университета Хертфордшира в Великобритании, было показано, что люди с мягкой формой депрессии обладают так называемым «депрессивным реализмом»: они меньше фокусируются на внешних факторах, которые могут искажать их суждения о времени, и тем самым более точно определяют прошедшие временные интервалы, чем люди без депрессии, обычно переоценивающие пройденное время.

Но даже самые точные люди-хронометры невероятно легко подвержены искажению временного восприятия. Известно, что сигналы от разных анализаторов идут в мозг с разной скоростью. Когда в мире только появилось телевидение, оставалась еще нерешенной проблема синхронизации аудио- и видеосигналов: они расходились на 100 миллисекунд, при этом человек не замечал этого.

Если кто-нибудь дотронется до мизинца вашей ноги и до кончика носа одновременно, вы также не почувствуете никакой задержки, хотя сигнал от носа придет в мозг быстрее, чем от ноги.

Каким же образом мозгу удается собрать воедино информацию, поступающую асинхронно от разных органов чувств, и расположить ее в правильном порядке? Поиском ответов на эти вопросы занимался американский нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman). Его теория утверждает , что при интеграции информации от органов чувств мозг руководствуется принципом ожидания наиболее медленного сигнала. Таким образом получается, что наше сознание всегда живет несколько в прошлом.

Это похоже на передачу в прямом эфире, когда сигнал от места событий до телевизора идет с довольно большой задержкой, особенно если видеопоток параллельно подвергается монтажу.

Для того чтобы в каждый момент соблюдался правильный хронологический порядок событий, мозг все время перекалибровывает время прихода сигналов, так что, если вы до чего-то дотрагиваетесь, ощущение соприкосновения совпадает с моторным актом. Однако этот механизм можно перехитрить. Если человеку позволить нажимать на кнопку и после нажатия в течение определенного времени подавать вспышку света, но не сразу, а с некоторой небольшой задержкой, то после удаления задержки произойдет инверсия первичного хронологического порядка между действием и ощущением после него: человеку будет казаться, что свет загорается до нажатия кнопки.

Большой интерес представляют необычайные сбои в восприятии хода времени у больных с аневризмой мозга и эпилептиков. Например, для одного из пациентов невролога Фреда Овсью (Fred Ovsiew) из Северо-Западного университета в Чикаго время вдруг остановилось . Все началось с головной боли, в надежде ее облегчить пациент пошел принять теплый душ, как вдруг заметил, что он может разглядеть каждую падающую каплю, все они словно застыли в воздухе.

После похода к врачу у него была обнаружена аневризма.

В другом случае в Японии 59-летний мужчина, страдающий от эпилепсии, рассказывал, что при разговоре с кем-либо ему казалось, что мимика лица собеседника не синхронизировалась с его речью. Такое нарушение восприятия движения в неврологии называется акинетопсией и вызывается повреждением медиотемпоральной области вторичной зрительной коры, расположенной в средней височной извилине. Эта же область наряду с первичной зрительной корой также участвует в кодировании времени. Исследование, проведенное в госпитале Университета Лозанны в Швейцарии, показало , что при воздействии транскраниальной магнитной стимуляции на эти зрительные зоны мозга испытуемым сложнее удавалось определить из двух временных интервалов, какой из них был длиннее.

Дальнейшее изучение восприятия времени может перевернуть наши представления о самом понятии времени. Если оно (перефразировав афоризм Сенеки) действительно принадлежит только нам, то есть является лишь конструкцией сознания, так же как и цвет, то, возможно, в будущем мы сможем более объективно определить это понятие в физике и философии, избавившись от субъективных предрассудков.

Дайана Раэб (Diana Raab)

Американский писатель, психолог, преподаватель и мотивационный оратор.

Почему время с возрастом начинает течь быстрее

Бесконечное лето из детства заканчивается, время начинает двигаться всё быстрее и быстрее. С этим печальным фактом рано или поздно сталкивается каждый.

Существуют различные теории, почему так происходит. Наиболее логичная заключается в том, что в детстве и юности мы постоянно делаем что-то впервые. Первый поцелуй, первая ночёвка вне дома, первая любовь, первый день в школе или университете, первый автомобиль… Каждое такое первое событие завораживает и заставляет нас запоминать мельчайшие детали. А чем подробнее мы его помним, тем более насыщенным оно кажется.

Когда же мы переживаем подобный опыт снова и снова, уже нет той новизны. Поэтому время ускоряется.

Аналогичное состояние мы испытываем в . Первые несколько дней пролетают не так быстро, как последующие. Это происходит из-за того, что во второй части поездки окружение становится всё более и более знакомым.

Нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который изучает восприятие времени, называет его эластичной вещью, которая меняется в зависимости от того, насколько плотно мы взаимодействуем с нашим опытом. Чем сильнее эта связь, тем медленнее движется время.

Время замедляется, если мы внимательны. Потому что мы просто начинаем больше замечать.

Подобное особенно часто бывает во время чрезвычайных ситуаций или каких-то травматических событий, так как в этом случае мы более склонны сосредотачиваться на деталях. Если вы когда-то попадали в автомобильную аварию, то наверняка помните ощущение, будто скорая едет целую вечность.

Как замедлить время

Если время зависит от нашего восприятия, значит, мы способны его замедлить.

Хороший путь - тренировать осознанность.

Это можно делать во время еды, медленно и долго смакуя каждый кусочек пищи. В это называется осознанным питанием.

Другой способ - побыть на природе, наблюдая за водой или деревьями и слушая пение птиц.

Вот несколько тем, которые вы можете использовать для этого упражнения:

  • Напишите об особых моментах прошлого года.
  • Напишите обо всех моментах, связанных с рождением или смертью, которые подействовали на вас.
  • Напишите о достижениях, которыми вы гордитесь.
  • Напишите письмо благодарности тому, кто сделал для вас что-то доброе.
  • Напишите о новой страсти.
  • Напишите о каких-либо позитивных трансформациях в вашей жизни.

Другие способы развития осознанности описаны в этих статьях.

Когда человек еще в детском возрасте, ему кажется, что летние каникулы длятся целую вечность, а уж продолжительность времени между одним празднованием Нового года и другим просто напоминает бесконечность. Тем не менее, когда мы становимся старше, начинает казаться, что недели, а то и месяцы, и даже целые сезоны, исчезают из календаря с головокружительной скоростью. Как же так происходит? Меняется восприятие - или жизнь действительно становится быстрее?

Ответ на загадочный вопрос

Практически все люди отмечают, что время действительно начинает двигаться быстрее с возрастом. Но дело отнюдь не в том, что взрослая жизнь наполнена множеством ответственных задач и проблем. Исследования показали, что дело в психологическом восприятии времени, которое представляется более взрослыми людьми иначе.
Именно потому и кажется, что жизнь становится все более напряженной и быстрой. Существует несколько различных теорий, пытающихся объяснить, почему восприятие времени меняется с возрастом.

Первая теория

Согласно одному мнению, время начинает двигаться быстрее с возрастом в связи с постепенным изменением внутренних биологических часов. Когда человек стареет, его метаболизм постепенно замедляется, а с ним снижается и скорость сердцебиения, замедляется и дыхание. У ребенка совсем другие биологические часы, которые движутся быстрее. Они переживают больше биологических маркеров времени - вдохов, ударов сердца, - за тот же промежуток времени, что заставляет их ощущать этот промежуток как более длинный.

Вторая теория

Есть и другое мнение. Согласно этой теории, скорость, с которой мы воспринимает отрезок времени, связана с тем, какое количество новой информации мы получаем. Когда мозг получает большое количество новых стимулов, на переработку информации требуется больше времени, в результате кажется, что дни становятся продолжительнее. Кроме того, эта теория вполне соответствует ситуациям перед катастрофой, когда люди описывают, что время будто бы двигалось в замедленном темпе. Пугающие и непривычные обстоятельства дали мозгу так много информации, что время попросту замерло.

Экспериментальное подтверждение теории

Вторую теорию можно подтвердить тем фактом, что, сталкиваясь с непривычной ситуацией, мозг вынужден записывать более обширную и детальную информацию. В результате в наших воспоминаниях происходящее кажется более продолжительным, чем это было на самом деле. Эту теорию подтвердили экспериментальным путем. Испытуемые переживали ощущение свободного падения, в результате которого их восприятие времени действительно менялось - такова реакция организма на непривычные для него условия. Но какова связь такого объяснения с тем фактом, что мы иначе видим время, старея?

Развитие предположения

Дело в том, что с возрастом мы лучше изучаем окружающую среду. Она становится совершенно привычной, и внимание больше не концентрируется на каждой детали домашней обстановки или рабочего места. Для ребенка же мир представляет собой площадку, полную новых впечатлений и нового опыта. В результате ему приходится тратить больше ментальной энергии для того, чтобы переработать впечатления от окружающего его мира.
Согласно данной теории, детские впечатления замедляют время, а рутина взрослой жизни, напротив, делает его более быстротечным. Чем больше мы привыкаем к особенностям нашей повседневной жизни, тем быстрее она проходит. Кроме того, эту теорию подтверждают и биохимические механизмы. Есть предположение, что уровень допамина помогает нам определять продолжительность времени. После двадцати лет количество допамина в организме постепенно снижается, в результате чего время начинает двигаться все быстрее. Тем не менее это не объясняет причины того, что время действительно ускоряется - в математическом смысле. Снижение продолжительности фиксированного промежутка времени с возрастом можно объяснить логарифмически. Логарифмическое измерение используют и для замеров землетрясений - требуется более масштабная шкала, чем линейная. Это справедливо и для времени.

Логарифмический подход

Логарифмические измерения подталкивают к идее о том, что восприятие промежутка времени связано с тем, какое количество времени уже прожито до этого промежутка. В результате получается, что для двухлетнего ребенка год - половина прожитой жизни. Неудивительно, что этот отрезок времени кажется настолько долгим. Поэтому в детстве каждого дня рождения приходится ждать месяцами. Однако уже в десять лет год - лишь десять процентов жизни. Для двадцатилетнего год - пять процентов. Чтобы ощутить такое же время, какое двухлетка проживает за год, двадцатилетнему нужно ждать уже десятилетие. Если использовать такой подход, уже не кажется удивительным, что с возрастом время ускоряется.
Большинство взрослых думают о своей жизни в масштабах десятилетий, что предполагает одинаковое отношение к равному промежутку времени. Тем не менее при логарифмическом подходе каждый период времени воспринимается по-разному. Согласно этой теории, время с пяти лет до десяти равно времени с десяти до двадцати, с двадцати до сорока, с сорока до восьмидесяти. Звучит довольно депрессивно, если вдуматься, - пять лет детства равняются сорока годам взрослой жизни! Словом, учитесь ценить свое время. Оно движется все быстрее и быстрее с каждым днем, даже если вы не верите в теории, объясняющие это явление.

Время – относительное понятие, придуманное людьми для обозначения той формы, в которой протекают физические и психические процессы жизнедеятельности. Время нужно для того, чтобы измерять жизнь. Но почему с возрастом время течет быстрее?

Еще А. Эйнштейн говорил, что время – это иллюзия, так же как и пространство. С великим физиком согласны и психологи.

Как можно узнать каково на самом деле время, если единственный инструмент познания – человеческий мозг? Весь окружающий мир – субъективное отражение объективной реальности. Психика определяет мир и течение времени. Личный жизненный опыт, сознание, память, мышление – все это не где-то снаружи, а внутри.

Если бы человек летел со скоростью света в открытом космосе, он воспринимал бы время так, как если бы ходил по земле, но год его полета был бы равен ста годам на Земле!

Два человека воспринимают одно и то же событие по-разному. То, как человек привык воспринимать мир, для него является нормой, он так привык жить. Трудно представить и догадаться что мир не такой, каким мы его видим. Простой пример: немало людей, страдающих дальтонизмом, узнают об этом совершенно случайно и только во взрослом возрасте. Например, на курсах по вождению автомобиля обнаруживается, что человек не различает красный свет на светофоре.

Физика относится к разряду точных наук, но физическое измерение времени не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. Психика изменяет законы физики. У каждого человека есть свои, внутренние часы .

Когда человек счастлив, минуты для него пролетают очень быстро, и когда он находится в опасной ситуации, секунда практически останавливается, невероятно растягиваясь. Период, насыщенный событиями, по прошествии времени воспринимается как более продолжительный и долгий. Когда человеку скучно, часы идут медленно, кажется, что день никогда не закончится, но после, оглядываясь на череду таких дней, кажется, что время пролетело очень быстро и понапрасну.

В наши дни все большее количество людей замечает, что время с возрастом летит все быстрее , а ученые все чаще принимаются за изучение этого феномена.

Есть несколько версий , почему с возрастом время течет быстрее. Самые распространенные из них:

  • изменяется и ускоряется пространственно-временной континуум,
  • время ускоряется по мере замедления обмена веществ в организме человека;
  • люди в последние годы стали воспринимать время как все более ускоряющееся из-за информационной перегруженности,
  • с возрастом время ускоряется из-за того, что жизнь становится менее насыщенной новым опытом.

Последней версии придерживается большинство психологов.

Жизнь не измерить часами

Человеческий мозг концентрируется и запечатлевает в памяти новый опыт и значимые события чаще и ярче, нежели привычные действия. Количество прожитого времени исчисляется не годами, а важными событиями.

Психологами доказано, что восприятие времени зависит от того что думает, чувствует и делает человек в текущий момент.

В детстве и юности ребенок познает мир и себя. Каждый день он знакомится и изучает нечто новое, поэтому период жизни до 18 лет всегда кажется насыщенным и продолжительным. Взрослея, все меньше нового находит для себя индивид, все больше повторений и привычных действий. Шаблонные занятия складываются в «серые будни».

Взрослый человек живет «на автопилоте», поэтому мозг все реже «запечатлевает» жизнь. В 5 лет за один день малыш узнавал столько всего нового, сколько не узнает взрослый и за год жизни в 50 лет.

Занимаясь чем-то новым, необычным, познавая мир, человек «включает» мозг, большую часть времени работающий в «спящем режиме». Когда активируется внимание, мышление, воображение, ощущение и другие познавательные процессы, время словно бы замедляется. Почему и зачем? Чтобы появилась возможность усвоить информацию, сделать вывод, отреагировать правильно.

Экспериментально доказано, что в экстремальной ситуации головной мозг работает лучше. Так же известно, что в экстремальной ситуации замедляется время. Организм реагирует на стресс, инстинкт самосохранения активирует работу мозга и он начинает работать лучше. За долю секунды в опасных условиях можно придумать решение проблемы, которое не было бы найдено в спокойной обстановке.

Жизнь – это череда прожитых событий, а не лет. Чем более насыщенна жизнь, тем более долгой она кажется.

Шкала М. Кинера

Австралийский дизайнер М. Кинер спроектировал интерактивную шкалу , объясняющую как восприятие времени изменяется с возрастом. Его проект основан на теории П. Жане, разработанной еще в 1897 году.

Согласно этой теории, люди воспринимают время относительно, сравнивая его с уже прожитым периодом жизни. Чем больше прожито лет, тем короче кажется каждый следующий год по отношению к прожитому времени:

  • в возрасте одного года вся жизнь человека равна одному году, это 100% жизни,
  • в возрасте двух лет один прожитый год становится 50% жизни,
  • три года – 33, 3% жизни,
  • в двадцать лет один год – 5 % жизни,
  • в тридцать лет один год воспринимается как 3% жизни,
  • в девяносто лет год воспринимается как 1% жизни.

В семьдесят шесть лет год жизни воспринимается по длительности как каникулы после первого курса в университете.

Интересно, что после тридцати лет ускорение жизни замедляется и сохраняется восприятие одного года как примерно равного 3% жизни.

Таким образом, чем старше человек, тем меньшим периодом для него становится год. Именно по этой причине субъективно пожилые люди серединой жизни и лучшим временем считают возраст 18 лет.

Американский психолог Х. Хершвилд изучал явление прокрастинации (привычка откладывать даже срочные дела «на потом») и обнаружил, что человек себя в будущем представляет как некоего другого человека. Откладывая жизнь на потом, человек обманывается, думая, что решать проблемы и жить будет уже не он, а кто-то другой.

Откладывая жизнь, человек тратит время зря, и при взгляде назад кажется, что жизни не было вовсе, она промелькнула как мгновение.


Чтобы замедлить бег времени
психологи рекомендуют:

  • сделать свою жизнь более насыщенной яркими, новыми, эмоционально глубокими событиями;
  • постоянно узнавать и учиться чему-то новому;
  • чувствовать и говорить о чувствах искреннее, не играя и не откладывая «на потом»;
  • развиваться как личность;
  • выходить из зоны комфорта;
  • заниматься любимым и интересным делом;
  • не бояться менять свою жизнь, совершать то, что не свойственно и не привычно;
  • не бояться идти навстречу трудностям, страхам, конфликтам, переменам.

Нужно наполнять жизнь жизнью, оживлять ее, наслаждаться каждым днем, ценить мгновения и не тратить время зря!