Евтушенко Евгений
* * *
Карьера
Ю. Васильеву
Твердили пастыри, что вреден
и неразумен Галилей,
но, как показывает время:
кто неразумен, тот умней.
Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
И он, садясь с женой в карету,
свершив предательство свое,
считал, что делает карьеру,
а между тем губил ее.
За осознание планеты
шел Галилей один на риск.
И стал великим он... Вот это
я понимаю - карьерист!
Итак, да здравствует карьера,
когда карьера такова,
как у Шекспира и Пастера,
Гомера и Толстого... Льва!
Зачем их грязью покрывали?
Талант - талант, как ни клейми.
Забыты те, кто проклинали,
но помнят тех, кого кляли.
Все те, кто рвались в стратосферу,
врачи, что гибли от холер,-
вот эти делали карьеру!
Я с их карьер беру пример.
Я верю в их святую веру.
Их вера - мужество мое.
Я делаю себе карьеру
тем, что не делаю ее!
Читает Е.Киндинов
Евтушенко, Евгений Александрович
Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962-1969); член Союза писателей СССР, автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений.
Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300-400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма. Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы. Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность. С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым. Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.
http://dic.academic.ru
Гуляния с Чеширским Котом Любимов Михаил Петрович
«Он знал, что вертится Земля, НО У НЕГО БЫЛА СЕМЬЯ…»
«Он знал, что вертится Земля,
НО У НЕГО БЫЛА СЕМЬЯ…»
В наше время средняя английская семья мало чем отличается от среднеевропейской: муж и жена - одна сатана, двое детей. Родители обычно живут отдельно, детей приучают к самостоятельности, и они при первой возможности выпархивают из гнезда. Один развод на каждые три семьи - как и у нас (еще одно сходство с нами!), первое место по разводам в Европейском Союзе. Правда, разведенные вступают, как правило, в новый брак, однако хватает матерей и отцов-одиночек, в Англии их больше, чем в других европейских странах. К концу 90-х годов прошлого века четверть незамужних англичанок в возрасте от 18 до 49 лет сожительствовали с мужчинами - о, дщери Альбиона!
Увеличение продолжительности жизни привело к тому, что появилось много одиноких вдов и вдовцов, попутно заметим, что в Великобритании 5 млн. пенсионеров, из которых только 750 000 могут существовать без дополнительной материальной помощи. К детям принято относиться как к равным; патернализм прошлых веков уступил место свободному воспитанию. Помнится, меня особенно поражало, что английские мамаши не носятся со своими детьми как с писаной торбой, не кутают их в ненастную погоду, не указывают постоянно ребенку, что он должен делать. С ужасом я наблюдал, как дети бегают под проливным дождем по сырой земле босиком, а мамаше хоть бы хны! - россиянка давно схватила бы ребенка и прижала бы его к своей сердобольной груди. Если ребенок плачет, англичанка обычно не обращает на него никакого внимания, - пусть он хоть заливается от рева, - а преспокойно вяжет или ведет беседу. В этом есть глубокий смысл: дитя с детства приучают к самостоятельности, не дергают его по пустякам.
Подмечено, что свободное время англичане склонны проводить в семье, и в этом они тоже похожи на русских, правда, мужики не хлещут водку на семейной кухне. По воскресеньям или на праздники члены семьи часто собираются вместе, поколдовать над рождественской индейкой с вареными морковью и картошкой, горошком, брюссельской капустой и, конечно же, с подливкой.
Какая скука! - вздохнул Чеширский Кот. - Так и хочется, задрав хвост, рвануть подальше от такой семейки! Что может быть прекраснее вольных женщин, резвящихся на чердаках и крышах? А от твоего занудства по поводу брюссельской капусты и вареной моркови меня тошнит. Поговорим о женщинах, все-таки без них семья невозможна…
«Почему же невозможна? - подумал я. - Совсем недавно два английских педераста образовали законную семью, их примеру последовали две лесбиянки. Так что вечная зависимость мужчин и женщин друг от друга подошла к концу».
И все же поговорим о женщинах. Многие любители и эксперты считают английских мужчин и женщин самыми красивыми в мире. «О, как красивы английские девушки! - писал немец Роденберг. - Пусть другие теряют голову от черных глаз, маленькой стопы и грации парижанок. Подайте англичанку с аристократическими чертами лица, двумя рядами белоснежных зубов, с густыми золотистыми волосами и огненным сердцем!» (Подайте, подумал я, но где они?)
Французский историк Ипполит Тэн считал, что в Англии женщины самые женственные, а мужчины самые мужественные. Боюсь, что немец увлекся «огненным сердцем», а француз метафизикой «вечно женственного». Оливер Голдсмит: «…наши суждения о красоте полностью зависят от моды и каприза. Древние, считавшие себя тонкими ценителями красоты, восхищались узким лбом, рыжими волосами и сросшимися бровями, таковы прелести, некогда пленявшие Катулла, Овидия и Анакреонта. Однако различия между людьми древности и нынешними не столь велики, как между людьми, живущими в разных странах. Так, например, влюбленный из Гонгоры вздыхает по толстым губам, а китаец вдохновенно восхваляет тонкие; в Черкесии прямой нос считается наиболее отвечающим канонам красоты, но стоит вам пересечь горы, отделяющие эту страну от татар, и окажется, что там в чести приплюснутые носы, желтая кожа и глаза, между которыми три дюйма расстояния. В Персии и некоторых других странах мужчина, женясь, предпочитает, чтобы невеста была девушкой, а на Филиппинских островах, если жених обнаружит в брачную ночь, что ему подсунули девственницу, то брак немедленно расторгается и невесту с позором возвращают родителям».
Меня англичанки никогда не прельщали: я настолько уставал от постоянного диалога на английском, что тянуло в сон. Правда, с ними можно было и не говорить, собственно, было глупо с ними говорить, но что поделать? - служба! К тому же из-за долгого чтения троицы - сестер Бронте, Диккенса и Теккерея образы англичанок у меня ассоциируются с бледными, несчастными гувернантками, которых хочется усадить у камина, закутать в плед, напоить глинтвейном и бесконечно долго растирать им холодные ножки. Наверное, поэтому принято считать, что все они спят в ночных рубашках из твида…
В начале XVIII века на женщин смотрели со снисхождением и исключали их участие в общественной жизни. Парадоксально, но именно тогда появилась борьба за эмансипацию, за участие в выборах, начали создаваться «клубы синих чулок», и они совсем не были такими синими, как представляют это ненавистники феминизма. Женщины с головой окунулись в Знание, они не только взялись за литературу, но пустились в изыскания на ниве физики, химии, хирургии, медицины, ботаники, астрономии, минералогии, они начали - о, ужас! - корпеть над философскими фолиантами шотландца Давида Юма. В клубах и салонах женщины пытались организовать публичные дискуссии, но немногие обнаружили в себе ораторские таланты, к тому же на такие сборища начали проникать хитроумные мужчины, переодетые в дамское платье. Только в 1870 году парламент признал право женщин контролировать свои финансы. Если в «Словаре национальных биографий», выпущенном в 1900 году, из 28 000 великих имен лишь 1000 составляли женщины, то к 1990 году произошел прогресс: там уже женщина была каждой десятой в числе биографий. Кембриджский университет допустил в свои стены женщин только в 1948 году. Почему?
Да глупые они! - сказал Кот. - Посмотри на женский череп, пощупай! Он такой хлипкий, что может лопнуть под лапами. И сил у них меньше, и много у женщин несуразностей вроде торчащей груди или менсов, вызывающих даже температуру… Тут кошки дают им фору.
Тем не менее в наше время и девушка Бутройд стала спикером палаты общин, и железная мадамище Тэтчер вошла в историю, и страна читает одних писателей-женщин, и это ужасно. Но самое главное, зайдите в паб: все забито бабами, пьют, курят, болтают, и на истинного Male Chauvinist Pig ни одна не поднимет очей.
Лорд Честерфилд: «Женщину следует воспринимать чуть ниже, чем мужчину, и чуть выше, чем ребенка».
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тот самый ГИТИС автора Смольяков АлександрГлава 5 Как в ГИТИСе появились МЕНЕДЖЕРЫ, хотя тогда никто не знал такого слова Без менеджера нет театра. Это сегодня знает каждый. И не только театра – самый скромный, самый малозатратный проект требует менеджера. А ведь даже сравнительно недавние выпускники помнят
Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм Из книги Жизнь драмы автора Бентли Эрик Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд ДжонКакой формы была Земля в представлении Колумба? То, что над гениями смеются, вовсе не означает, что если над кем-то смеются, то он обязательно гений. Смеялись над Колумбом, смеялись над Фултоном, смеялись над братьями Райт. Но точно так же смеялись и над рыжеволосым
Из книги В. С. Печерин: Эмигрант на все времена автора Первухина-Камышникова Наталья МихайловнаКакой формы была Земля в представлении людей Средневековья? Не такой, как вы думаете.Примерно с IV века до н. э. практически никто уже не считал Землю плоской. Хотя если бы вам действительно потребовалось показать Землю в виде плоского диска, у вас получилось бы нечто
Из книги Русский канон. Книги XX века автора Сухих Игорь НиколаевичГлава пятая «У него тоска по загранице» С чем же возвращается Печерин на родину, какие изменения произошли в его понятиях и в картине мира, открывшейся для него в Европе? Судя по дальнейшему развитию событий, в его душе происходили гораздо более бурные процессы, чем у
Из книги Чтобы мир знал и помнил. Сборник статей и рецензий автора Долгополова Жанна ГригорьевнаОднажды была земля. (1976. «Прощание с Матерой» В. Распутина) Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! Ф. Тютчев. 1830 Тема распутинской книги возникла намного раньше сюжета.«Природа не
Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид БорисовичЧтобы мир знал и помнил. К столетнему юбилею Симона Визенталя 31 декабря 2008 года исполнилось сто лет со дня рождения Симона Визенталя. При жизни его чаще всего называли «охотником за нацистами» и «неистовым мстителем». На его панихиде, три года тому назад, о нем говорили
Из книги Французские тетради автора Эренбург Илья Григорьевич…И двор тот умер без него Она долго смотрела на этот рисунок с печальной улыбкой. Помолчав, сказала:- Он был таким, когда мы с ним познакомились. Этот шарж ему бы понравился.- Да, понравился. Он посмеялся, шевелюру пригладил и вот здесь автограф поставил.Булат Окуджава
Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин РеувенЭПИТАФИЯ, НАПИСАННАЯ ВИЙОНОМ ДЛЯ НЕГО И ЕГО ТОВАРИЩЕЙ В ОЖИДАНИИ ВИСЕЛИЦЫ Ты жив, прохожий. Погляди на нас. Тебя мы ждем не первую неделю. Гляди - мы выставлены напоказ. Нас было пятеро. Мы жить хотели. И нас повесили. Мы почернели. Мы жили, как и ты. Нас больше нет. Не вздумай
Из книги Священные реки России автора Бажанов Евгений Александрович Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет Из книги Иероглифика автора Нильский Гораполлон Из книги Образ России в современном мире и другие сюжеты автора Земсков Валерий Борисович51. Человек, прибежавший к своему покровителю, но не получивший от него помощи Когда хотят показать человека, который прибежал к своему покровителю, но не получил от него никакой помощи, рисуют воробья и акулу, ибо когда воробья преследуют, он летит к акуле, и та
Из книги автораКризис и пейзаж после него Как и ранее, в Античности или при переходе европейской культуры на рубеже XIX–XX вв. в «современность», кризис был двойной: он охватил историографию и историю литературы. Но было и существенно новое: раньше кризисы не закрывали горизонта и впереди
Совсем не в шутку написано стихотворение Евтушенко «Карьера» («Октябрь», №9, 1959). Идея его – простая, богатством «корневых окончаний» стихотворение не отличается. Отличается оно другим – непростительной неграмотностью, отсутствием исторических сведений, необходимых для поэта. Идейным центром стихотворения взят образ Галилея. Галилей – великий ученый, но он – не Джордано Бруно. Он не всходил на костер, он отказался от своих взглядов и дожил жизнь в довольстве и почете.
Тот «Ученый – сверстник Галилея»,
что «был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
Но у него была семья»
И был сам Галилей. Исторический Галилей – это приспособленец, человек слабой души.
Евтушенко надо бы знать хоть брехтовского «Галилея». Оплошность в трактовке образа Галилея – не единственная ошибка стихотворения.
«Итак, да здравствует карьера!
Когда карьера такова,
Как у Шекспира и Пастера,
Ньютона и Толстого Льва!
Зачем их грязью покрывали?»
Ньютон, Пастер и Лев Толстой – люди, во время своей жизни, пользовавшиеся симпатией всего человечества.
Никто не «покрывал грязью» ни Ньютона, ни Пастера. Отлучение от церкви Льва Толстого привлекло к писателю любовь и внимание новых сотен тысяч людей во всем мире. /116/
И Ньютон, и Пастер, и Лев Толстой прижизненно получили полное признание своих идей, своих заслуг.
Что касается Шекспира, то ответить на вопрос о его «карьере» нельзя, ибо наукой до сих пор точно не установлено, кто был поэтом более чем неудачно. Евтушенко – поэт настоящий, одаренный. Надо бы ему посерьезней относиться к своей работе. Выходит, что имена Галилея, Толстого, Шекспира, Пастера, Ньютона привлечены поэтом для болтовни, для «культурного» багажа автора немудреного каламбура.
Я делаю себе карьеру
Тем, что не делаю ее.
О том же самом когда-то размышлял и Блок. Он не написал стихотворения «Карьера». Блок высказался прозой – коротко и значительно: «У поэта нет карьеры. У поэта есть судьба».
Эта фраза Блока, в сравнении с идеями стихотворения Евтушенко «Карьера», указывает на разницу «уровней» поэтического мышления того или другого поэта. Хочется верить, что не навсегда.
Большой поэт – это обилие сведений, большая культура, обширное образование. Кроме таланта. И кроме судьбы.
кон. 1950-х гг.
Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979. – М., 2005. – С. 116-117.
Именной указатель:
Сосед учёный Галилея
Был Галилея не глупее:
Он знал, что вертится Земля...
Но у него БЫЛА СЕМЬЯ!
Е.Евтушенко
19 сентября 1961 года. Торжества по поводу двух самых ПЕРВЫХ полётов самых СОВЕТСКИХ космонавтов: Юрия Гагарина и Германа Титова!!! УРЯ! УРЯ!! УРЯ!!!
«Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся:»
Последняя строка Державинского дифирамба СЕГОДНЯ прозвучит явно не к месту и «политически некорректно»:
«Магомета ты потрёс!»
«Одна Космическая Заря», «Семнадцать Космических Зорь», много-много космических...
«Партия Торжественно Заявляет: Нынешнее поколение людей будет жить при Коммунизме!»
Шестнадцать лет прошло после окончания страшной мировой войны, погубившей ШЕСТЬДЕСЯТ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК. Среди них - «ВСЕГО» шесть миллионов евреев и только за то, что были евреями! Почти половина всего народа. (Нацисты обещали просвещённому и доброму человечеству, что уничтожат одиннадцать миллионов евреев! Солгали, подлые! Обманули лучшие надежды мира и цивилизации! За это - Нюрнбергский Процесс! На виселицу лгунов и мерзких хвастунов, наплевавших в душу всем людям ДОБРОЙ воли!)
В одном Советском Союзе - двадцать семь миллионов погибших. Сталинская мясорубка работала почище нацистской.
Германия же потеряла всего шесть миллионов.
Вопрос: Нашёлся ли за эти шестнадцать лет поэт или писатель, который, живя в свободном и демократическом Западе, написал бы повесть, роман, стих, поэму о трагедии одного народа, больше всех пострадавшего от нацизма и преследований в две тысячи лет длительностью.
Художественное произведение, эмоциональная сила которого потрясла бы сотни тысяч или даже миллионы людей?
Ответ, в Свободной и Демократической Англии, в такой же Франции, в такой же Италии, в такой же Америке, в такой же Западной Германии, в такой же Канаде, в такой же Австралии, в таком же Израиле - не нашёлся! Писали о Катастрофе многие. Заурядно и бледно! Попросту - бездарно! Потому и не вызывали эти описания смятения в душах и сердцах!
Особенность любого искусства заключается в том, КАК нечто сделано! А не ЧТО! Можно описать маленькое событие гениально, а можно описать страшную трагедию так, что никому даже и читать не захочется.
Но, вот, чудо: В стране победившего социализма-антисемитизма, государственного (сверху) и истинно народного (снизу) появился русский поэт, написавший ОДНО единственное стихотворение, которое потрясло и Россию и весь мир:
Евгений Александрович Евтушенко, «Бабий Яр».
Полтора десятка катренов всего-то, а сила в них - атомного взрыва. Который испепелил, распылил мощную стену лжи и умолчания, воздвигнутую советским режимом.
Нацисты и масса их доброхотов-пособников (о этих, последних, обычно тоже умалчивалось) уничтожали СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН! Не евреев! Во рвах были живьём закопаны не евреи, а только советские граждане! Запомните это, товарищи пропагандисты-агитаторы!
И вдруг... гром с ясного неба: «Бабий Яр»!
И где? Не в какой-нибудь провинциальной газетке по недосмотру редактора или цензора проскользнуло стихотворение «какого-то неподведомственного Евтушенко»!
В центральной газете «Известия»!!!
(Вполне возможно, что автор допустил фактическую ошибку: "Литературная Газета")Взревели все русские ура-псевдо-и-квасные патриоты! Члэны союзов «Архангела-Михаила», «Русского народа» и покрасневшей, не от стыда, «Чёрной Сотни».
Ату его! Выгнать! Распять! С гневом и возмущением осудить и потребовать...!
Косолапов, редактор газеты, мужественный и благороднейший человек, знал НА ЧТО идёт; напечатал этот взрывной стих и моментально лишился поста и работы!
Рёв бешеной злобы пронёсся над страной, якобы победившей нацизм и самой оставшейся -- нацистской!
НО БЫЛО ПОЗДНО!!!
Тысячи, сотни тысяч, миллионы людей уже читали, перечитывали, сохраняли и передавали друзьям-не-стукачам этот детонатор!
Дошёл рёв и до Запада.
Даже убеждённый коммунист, московский корреспондент газеты итальянских коммунистов «Унита», писал:
«Может Евтушенко и «ударил не в те колокола», но противники его в Советском Союзе ответили на это таким оглушающим и фальшивым перезвоном, что стыдно слушать».
Так кем же оказался молодой «фрондирующий» поэт Евгений Евтушенко?
ГАЛИЛЕЕМ Советского Союза!
Он же, написавший «Наследники Сталина», «Марш хунвейбинов», «Слушайте музыку Культурной революции», и он же:
«Танки идут по Праге
В закатной крови рассвета.
Танки идут по ПРАВДЕ,
Которой нет в газете.»
И по праву рядом с ним стоит и Косолапов, тоже ГАЛИЛЕЙ Советского Союза.
Вновь, не в западных загнивающих демокрациях, где - «говори что хочешь, свобода слова гарантирована!» Два ГАЛИЛЕЯ в одном из самых тиранических государств мира!
Но разница лишь та, что Галилей опустился на колени и произнёс:
«Раскаиваюсь, осуждаю и проклинаю свои работы!»
А Евтушенко и Косолапов НЕ сделали этого!
Вот кого за одно это деяние надо навечно вписать в Праведники Народов Мира!
В Ум, Честь и Совесть нашей эпохи!
Земной поклон вам, Евтушенко и Косолапов, от всех порядочных людей.
Коих немного, но всё же и немало!
14 IV 2013
Евтушенко Евгений
* * *
Карьера
Ю. Васильеву
Твердили пастыри, что вреден
и неразумен Галилей,
но, как показывает время:
кто неразумен, тот умней.
Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
И он, садясь с женой в карету,
свершив предательство свое,
считал, что делает карьеру,
а между тем губил ее.
За осознание планеты
шел Галилей один на риск.
И стал великим он... Вот это
я понимаю - карьерист!
Итак, да здравствует карьера,
когда карьера такова,
как у Шекспира и Пастера,
Гомера и Толстого... Льва!
Зачем их грязью покрывали?
Талант - талант, как ни клейми.
Забыты те, кто проклинали,
но помнят тех, кого кляли.
Все те, кто рвались в стратосферу,
врачи, что гибли от холер,-
вот эти делали карьеру!
Я с их карьер беру пример.
Я верю в их святую веру.
Их вера - мужество мое.
Я делаю себе карьеру
тем, что не делаю ее!
Читает Е.Киндинов
Евтушенко, Евгений Александрович
Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962-1969); член Союза писателей СССР, автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений.
Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300-400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма. Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы. Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность. С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым. Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.