Сколько можно завалить экзаменов в течение одной сессии - вопрос не праздный. Если своевременно ликвидировать академические задолженности, к которым относятся неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по части или полному объему дисциплинарного модуля, есть шанс остаться на плаву и не вылететь из вуза. Для отличников актуальна другая проблема: если не устраивает оценка, можно ли пересдать экзамен, ведь для красного диплома нужны 75 % пятерок во вкладыше. Давайте разбираться.

Что делать, если завалил экзамен

Первым делом взять себя в руки и не отчаиваться. По закону отчислять за несдачу одного экзамена высшие учебные заведения не имеют права: они обязаны предоставить студенту возможность дважды повторно пройти испытания.

Пересдача экзамена в вузе - рутинная, четко отрегулированная процедура:

В каждом учебном заведении период сессии и ликвидации академических хвостов устанавливается приказом ректора. Вузовцы вправе дважды пройти повторную аттестацию по учебной дисциплине в отведенные сроки, не превышающие 12 месяцев с момента, который считается датой образования задолженности.

Сколько раз можно пересдавать экзамен в университете

Если экзамен завален, устранить задолженность в большинстве случаев можно в первый учебный месяц нового семестра.

У студента есть две попытки на пересдачу одного и того же предмета:

  • 1-я принимается теми же преподавателями в период, выделенный для ликвидации хвостов;
  • 2-я назначается при сохранении задолженности и принимается специально созданной комиссией.

Если после двух попыток пересдачи получена неудовлетворительная оценка, студенту-контрактнику могут предложить индивидуальный план обучения для повторного прохождения проблемной дисциплины. В случае несогласия учащийся отчисляется.

Исключению из вуза подлежат студенты, которые:

  • имеют задолженность по 80 % учебных дисциплин;
  • по окончании сессии имеют три или более несданных экзамена.

Сколько экзаменов можно пересдать в вузе и другие правила ликвидации задолженностей, прописаны в уставе каждого института.

Пересдача экзамена в вузе для повышения оценки

К пересдаче прибегают не только студенты, отхватившие неуд на экзамене. Учащиеся вузов могут приходить на повторную сдачу для повышения положительной оценки (например, для получения стипендии или красного диплома), если локальными порядками аттестаций предусмотрена такая возможность - некоторые университеты категорически возражают против пересдач троек и четверок, иногда на разных факультетах одного и того же вуза действует собственный регламент. К примеру, философам могут разрешить попытать счастья второй раз, а политологам - нет.

В любом случае количество пересдач ограниченно:

  • аттестация - одна дисциплина текущего семестра;
  • в последнем семестре теоретической части обучения - по одной пересдаче на две ранее изученные дисциплины;
  • в течение всего периода обучения разрешается пересдать максимум три предмета.

Заявление на пересдачу экзамена

Первое, что нужно сделать студенту, столкнувшемуся с необходимостью пересдачи экзамена, составить заявление. Его образец всегда можно попросить у методиста деканата.

На заявлении должна присутствовать виза преподавателя с указанием предполагаемой даты приема экзамена.

Причин для пересдачи может быть множество, например:

  • получение неудовлетворительной оценки;
  • желание пересдать на более высокий балл;
  • неявка по уважительной причине, которая документально подтверждена.

По закону во всех этих случаях вуз предоставляет возможность повторной сдачи пропущенных или заваленных экзаменов. Все, что нужно сделать студенту, - это написать заявление на пересдачу и хорошо подготовиться, чтобы не провалить его повторно.

Оформление документации

Порядок сдачи зачета

11. При явке на зачет студент обязан при себе иметь зачетную книжку, которая предъявляется экзаменатору.

12. По результатам сдачи зачета выставляются оценки: зачтено, не зачтено.

13. Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценки опроса по практическим занятиям, решения ситуационных задач и трех промежуточных и четвертого итогового компьютерного теста.

14. Студент, уличенный в фальсификации (использование шпаргалок и других источников информации, не предусмотренных условиями зачета), может быть удален. В этом случае экзаменатор вносит в экзаменационную ведомость запись не «аттестован» и после окончания зачета поясняет причину декану.

15. Зачет по практическим занятиям принимаются по их завершению преподавателем, ведущим практические занятия.

16. Преподавателю предоставляется право ставить зачет без опроса тем студентам, работа которых в семестре соответствовала требованиям.

17. Перед проведением зачета, преподаватель должен получить экзаменационную ведомость в деканате. Запрещается прием зачетов без экзаменационной ведомости или направления деканата (экзаменационного листа).

18. Результаты зачета заносятся в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку.

19. После проведения зачета в тот же день преподаватель обязан сдать экзаменационную ведомость (экзаменационный лист) в деканат.

20. Для сдачи зачета вне установленных сроков, студент должен получить в деканате направление (экзаменационный лист), подписанный деканом или его заместителем. Экзаменационный лист должен быть зарегистрирован в деканате (в журнале или в книге экзаменационных листов с корешками) и содержать:

Номер экзаменационного листа; наименование дисциплины; ФИО преподавателя; ФИО студента; номер зачетной книжки; факультет, курс, группу; срок действия.

21. Экзаменационные ведомости и экзаменационные листы хранятся в деканате до 5 лет.

22. Студенту, который не сдал зачет в установленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально, декан факультета своим распоряжением устанавливает индивидуальные сроки.

23. Студенту, получившему оценку «не зачтено» декан своим распоряжением устанавливает индивидуальные сроки пересдачи. Пересдача зачета в период экзаменационной сессии допускается только с разрешения декана.

Пересдача зачета допускается по направлению декана не более двух раз, как правило, тому же преподавателю, и в установленные деканом сроки. Вторая пересдача зачета по решению декана может приниматься комиссией.

В состав комиссии по пересдаче входят декан (заместитель декана), заведующий кафедрой (заместитель заведующего) и, как правило, два преподавателя.

24. Академическая задолженность должна быть ликвидирована, как правило, в течение месяца с начала следующего семестра, предельный срок - один месяц с начала учебного года по графику факультета.

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

Студентов нельзя отчислять без предоставления возможности закрыть «хвосты»

Минобрнауки России направило в адрес всех вузов письмо, в котором говорится, что взимание платы со студентов за пересдачу экзаменов не допускается (документ находится в распоряжении «Известий»). Кроме того, ведомство разъяснило, что отчисление обучающихся, которым не было предоставлено право пересдачи, незаконно. Так, если студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, вуз обязан предоставить ему две попытки пересдачи в течение года. Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов заявил, что будет следить за соблюдением вузами закона и выявлять случаи неправомерного отчисления.

Министерство разъясняет

«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности)», - информирует вузы Минобрнауки.

Как говорится в письме, в министерство поступает большое количество жалоб от студентов, которых отчисляют за академическую задолженность без права на пересдачу. В связи с этим ведомство разъясняет, что такой порядок отчисления противоречит действующему законодательству.

Согласно ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вуз не вправе отчислить студента, получившего неудовлетворительные результаты по одной или нескольким дисциплинам, сразу после сессии. Ему должна быть «предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности».

«Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки», - разъясняет министерство.

Студенты жалуются

«Известия» нашли примеры вузов, где, по словам студентов, нарушается закон. Так, например, как пишет студент Российского университета дружбы народов (РУДН) на форуме вуза, пересдача одного предмета стоит 12 тыс. рублей. Однако на платную пересдачу отправляют только заядлых двоечников.

Платно сдают те, кто вообще не ходил или кто ничего не делал весь семестр по определенному предмету! Даже тем, кто плохо справлялся, дают шанс бесплатно пересдать, - говорит Дмитрий.

Как рассказала студентка Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ), пересдать экзамен в вузе стоит 10 тыс. рублей. А в Читинском институте Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП) действует система платного повторного курса.

Есть практика того, что в начале года или в начале следующего семестра тем, у кого есть долги по экзаменам, предоставляются две недели для пересдач. Если студент не укладывается в данный срок, то ему предоставляется дополнительный курс лекций по предметам, которые он не может сдать, за отдельную плату (стоит 1 тыс. рублей за один предмет), для того чтобы он еще раз позанимался с преподавателем, обновил какие-то знания, задал вопросы, в которых он сам не может разобраться, и потом еще раз попробовал пересдать, - сказала студентка вуза.

Студентка Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова рассказала, что двоечников могут не допустить к пересдачам.

Если у тебя три двойки, то сразу отчисление, то есть в сессию, например, пять экзаменов, а студент провалил первые три, то до остальных он не допускается и до пересдач, соответственно, тоже, - говорит она. - А мою подругу в прошлом году отчислили из-за того, что ей не хватило попыток для сдачи. Это было на кафедре гистологии. По правилам коллоквиум - промежуточный контроль знаний - можно сдавать преподавателю три раза, если не сдал, идешь на комиссию, где тоже три попытки. Ее отправили на комиссию после двух попыток. Там она не смогла сдать, так как у них цель убрать как можно больше студентов и сдают там единицы. В итоге из-за одного промежуточного контроля по одному-единственному предмету ее отчислили.

Омбудсмен подтверждает

Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов рассказал, что в некоторых вузах неправомерный порядок отчисления даже прописан в уставах учреждений, в частности в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПБГЭУ), Дагестанском государственном университете (ДГУ), Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), Рязанском государственном радиотехническом университете (РГРТУ) и пр. В основном нарушения связаны с тем, что студентов не допускают к сессии без получения зачетов или регламентируют число проваленных экзаменов, после которых происходит отчисление.

В Положении о текущем контроле успеваемости ДВФУ говорится, что «студенты, имеющие три и более академические задолженности, отчисляются из университета за академическую неуспеваемость. Студентам, имеющим академическую задолженность не более чем по двум дисциплинам, может предоставляться право ликвидировать академическую задолженность в течение дополнительной экзаменационной сессии».

- Жалобы от студентов, которых отчисляют за неудовлетворительные результаты по экзаменам без права пересдач, поступают постоянно, - говорит Хромов. - Есть ситуации, когда студенты не сдают один зачет и их до экзаменов вообще не допускают. Могут быть объективные или субъективные причины, по которым студент не сдал предмет, но лишать права доступа к экзаменам нельзя. Сдаст ли он потом - это другой вопрос, но такое право должно быть предоставлено, - говорит он.

Студенческий омбудсмен будет следить за соблюдением вузами закона - выявлять случаи неправомерного отчисления студентов и платы за пересдачу.

Есть также и жалобы от студентов о том, что берут денежные средства за пропуски занятий и за пересдачи. Это «серая схема», которая предполагает, что студент, не сдавший предмет, должен пройти дополнительный курс обучения. Ему официально выдается чек, где говорится, что оказана услуга. По сути это вымогательство у студентов взяток. Нередко с такой проблемой сталкиваются целые группы студентов. Мы пытаемся бороться с этим видом коррупции, - сказал Хромов.

Вузы оправдываются

Представители университетов по-разному отреагировали на обвинения в нарушении закона - например, в ДГУ признали свою ошибку, а в челябинском вузе не считают, что действуют неправомерно.

Начальник учебно-методического управления ДГУ Азиза Гасангаджиева отметила, что после получения разъяснений от министерства университет пересмотрел свои внутренние документы.

В этом семестре после получения разъяснения мы уже не отчисляли. Ранее мы руководствовались своим уставом, который был утвержден Министерством образования, где было прописано, что при получении трех и более неудовлетворительных оценок в сессию студент отчисляется. Сейчас документы уже пересмотрены, мы разрабатываем новое положение и устав, где будет учтено разъяснение министерства, - сказала она.

В пресс-службе ДВФУ пояснили, что в университете во время сессии студенты имеют неограниченное количество попыток сдать экзамен.

У нас в рамках сессии - например, летней, с 1 июня по 30 июня, - студент может сдавать один предмет неограниченное число раз. И если он закрывает его до конца сессии, то это не считается пересдачей. Пересдача - это если попытка переносится на следующий семестр. Если у студента больше трех долгов, то он отчисляется. Но в каждую ситуацию рассматривают в индивидуальном порядке. Если студент болел всё это время, то решением проректора ему могут разрешить сдавать долги постепенно. Но если он просто не появлялся на занятиях, то, скорее всего, отчислят, - сказали в пресс-службе вуза.

Директор ЧИ БГУЭП Тамара Макаренко подтвердила, что в институте распространена практика платных дополнительных курсов, однако она считает это законным.

Ответственно заявляю, что у нас платных пересдач нет, студенты просто путают: они имеют право заключить дополнительный договор на оказание платных образовательных услуг, где оговорено количество часов, в течение которых студент будет заниматься с преподавателем. Всего платят 1 тыс. рублей, в эту стоимость входит 4–6 часов лекционных занятий, потом практические занятия и консультации к экзамену. Почему это незаконно? Эти образовательные услуги уже выходят за рамками программы. К нам может прийти любой человек со стороны и заключить такой договор. Мы готовы к любой проверке, - уверена Макаренко.

Начальник правового управления СПбГЭУ Павел Смирнов отметил, что положение о текущем контроле успеваемости, на его взгляд, не содержит нарушения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако в связи с полученной информацией в университете будет проведена дополнительная проверка на соответствие положения закону.

Другие вузы, студенты которых жалуются на нарушения, не смогли оперативно предоставить комментарий.

По таким нарушениям нужно проводить проверки и принимать меры воздействия на ректоров с целью недопущения подобных случаев в других учреждениях, - говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - Незаконные отчисления вряд ли происходят в негосударственном секторе, поскольку это их заработок, а в государственных вузах такая практика связана, скорее всего, с коррупционными проявлениями. Отчисление бюджетника под любым надуманным предлогом и перевод «своего» студента, который проплатил, - это один из элементов коррупции в вузах. Если студенту не дали право пересдать предмет или же если с него взяли за это деньги, то это повод обратиться в суд для защиты своих прав.

  • Запрещается пересдача результатов промежуточного или итогового контроля знаний с целью повышения удовлетворительной оценки (от 4 баллов по 10-ти балльной шкале).
  • Пересдача по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз.
  • Пересдачи проводятся при любом уровне накопленной оценки по данной дисциплине.
  • Первая пересдача проводится преподавателем, принимавшим Экзамен. Прием первой пересдачи другим преподавателем может проводиться только по согласованию кафедры с преподавателем, проводившим Экзамен.
  • Процедура первой пересдачи должна полностью соответствовать процедуре сдачи Экзамена. Пересдаче подлежит только оценка, полученная на Экзамене. Ранее накопленная оценка не может изменяться.
  • Вторая пересдача Экзамена принимается комиссией в составе не менее трех человек.
  • Дата второй пересдачи по дисциплине, состав комиссии и ее председатель определяются письменным распоряжением заведующего кафедрой, ответственной за реализацию дисциплины. В состав комиссии входит преподаватель, принимавший Экзамен, и не менее двух других преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав комиссии могут включаться преподаватели других кафедр. При отсутствии кафедральной структуры в подразделении, реализующем учебную дисциплину, вышеописанные функции и процедуры исполняются деканом факультета.
  • При проведении второй пересдачи, комиссия, в порядке исключения, может не учитывать результаты текущего контроля знаний и выставить результирующую оценку, определив результаты освоения дисциплины студентом.
  • Вторая пересдача устного Экзамена проводится в присутствии не менее трех членов комиссии, включая ее председателя. Оценка выставляется по завершению заседания.
  • Вторая пересдача письменного Экзамена проводится в присутствии хотя бы одного члена комиссии. Чтение и оценка письменной работы может производиться членами комиссии самостоятельно. Оценки за письменную работу передаются членами комиссии председателю комиссии. Оценка за письменную работу выставляется не позже чем через пять рабочих дней после пересдачи.
  • Оценка за Экзамен в рамках второй пересдачи выставляется по согласованию членов комиссии. При расхождении оценок решающей является оценка председателя комиссии.
  • Если программа дисциплины не предусматривает проведение Экзамена, и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля знаний, то для студентов, имеющих академическую задолженность по такой дисциплине, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией, в соответствии с правилами проведения второй пересдачи при условии, что накопленная оценка не учитывается при оценивании комиссией.
  • Для студентов, имеющих академическую задолженность по курсовой работе, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией.
  • Расписание пересдач утверждает декан факультета два раза в год.
  • Начало периода пересдач не может быть назначено ранее окончания сессии второго и четвертого модулей.
  • Пересдачи не могут назначаться в каникулярное время.
  • Периоды пересдач не могут завершаться позднее сроков, указанных в таблице:
  • Расписание пересдач включает как минимум две даты приема первых пересдач Экзамена каждым преподавателем, по дисциплине которого имеются студенты с академическими задолженностями. Количество дат приема первых пересдач устного Экзамена может быть увеличено, если число студентов, имеющих академические задолженности и неявки по уважительной причине во время сессии, по этой дисциплине на факультете больше
  • Расписание пересдач включает одну дату приема второй пересдачи Экзамена комиссией, наделенной полномочиями принимать вторую пересдачу Экзамена, по каждой дисциплине, по которой студенты имеют академические задолженности по итогам последней сессии. Количество дат приема вторых пересдач устного Экзамена может быть увеличено, если число студентов, имеющих академические задолженности и неявки по уважительной причине во время сессии, по этой дисциплине на факультете больше 40.
  • Расписание пересдач предъявляется студентам, имеющим академические задолженности по итогам последней сессии, не позднее чем за три дня до даты назначения первой пересдачи. Для оповещения студентов о расписании могут использоваться электронные каналы передачи информации, используемые на факультете.
  • Студент, имеющий академическую задолженность или пропустивший Экзамен во время сессии по уважительной причине, самостоятельно определяет дату пересдачи из предложенных в расписании дат пересдач и записывается в учебной части для участия в пересдаче в конкретный день.
  • Согласование даты пересдачи между студентом и учебной частью может быть организовано с помощью корпоративной электронной почты, или других каналов связи, используемых на факультете.
  • В случае невозможности студента явиться на пересдачи по уважительным причинам студент или преподаватель/ председатель комиссии уведомляют учебную часть по правилам, используемым при проведении Экзамена.
  • По окончании периода пересдач студент, не успевший использовать установленное количество пересдач, считается студентом, не ликвидировавшим академические задолженности.
  • Студент, не явившийся на пересдачу по состоянию здоровья в период пересдач, обязан представить заключение клинико-экспертной комиссии (далее по тексту - КЭК) государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента о возможности предоставления ему академического отпуска по медицинским показаниям. В этом случае в отношении студента принимается решение о предоставлении ему академического отпуска в соответствии с Порядком предоставления академических отпусков, утвержденным приказом Минобразования России от 5 ноября 1998 г. № 2782. Заключение КЭК должно быть представлено студентом в учебную часть факультета в течение 3-х рабочих дней с момента окончания периода пересдач.
  • Студент обязан самостоятельно узнавать о результатах контроля знаний. Незнание результатов контроля знаний не освобождает студента от ответственности и не может служить оправданием неявки на пересдачу или нарушения срока подачи заявления на апелляцию.
  • Для студентов выпускных курсов по решению декана допускается проведение пересдачи академических задолженностей за третий или четвертый модули до начала проведения итоговой государственной аттестации.