Александр Сергеевич Пушкин

Отрывки из романа «Евгений Онегин»

«В тот год осенняя погода…»


В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

«Вот север, тучи нагоняя…»


Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

«Встает заря во мгле холодной…»


Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок…

«Гонимы вешними лучами…»


Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»


Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

«Как часто в горестной разлуке…»


Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

«Уж небо осенью дышало…»


Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

«Опрятней модного паркета…»


Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

«Ночью вьюга снежная…» Александр Блок

Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Анализ стихотворения Блока «Ночью вьюга снежная…»

Таинственная героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться лирическому субъекту в зимнем антураже. Иногда снежный пейзаж подчеркнуто символичен и представляет собой «белый храм», купающийся в небесной лазури. Однако в текстах цикла встречаются фрагменты, которые лишены столь выраженной семантики недоступности, хотя и обладают волшебным контекстом. В произведении «Я долго ждал - ты вышла поздно…» женский образ наделяется колдовским началом. Он возникает в свете «белой вьюги» и звуках колокольного звона. Для характеристики магического облика своего идеала автор избирает глагол «всплыть».

Необычная, сказочно прекрасная атмосфера зимнего утра воссоздана в стихотворении 1901 г. Погожее начало дня, сменившее вьюжную ночь, получает эпитет «нежное». Гармоничную умиротворяющую картину поддерживают соответствующие колористические решения: розовые оттенки предваряют появление красных, знаменующих восход яркого солнца. Свет утренних лучей озаряет снежные покровы и возрождает к жизни «яркое и страстное» - надежду, волнующую душу лирического «я».

Пейзажные зарисовки динамичны: в финальной части происходит смена основных цветовых характеристик. Здесь господствуют холодные снежно-белые и синие тона. Они формируют особый фон, на котором происходит встреча романтической пары. Чудесный пейзаж, изменивший сумрачное и тревожное художественное пространство, влечет за собой преображение души лирического «я». Она воспаряет ввысь, разделяя ликование природного мира. Намерение повторить движение льдины, отколовшейся от берега, символизирует этот процесс.

Обозначая собственные планы, субъект речи использует глагол «всплыть» - тот самый, что характеризует идеальную героиню «Я долго ждал…» Лексема указывает на общие точки структуры двух образов, оправдывая их дальнейшее сближение.

Оказавшись в волшебном измерении и изведав на себе его благотворное влияние, герой наконец удостаивается долгожданного свидания. Возлюбленная на этот раз оборачивается Снежной Девой, и «зимняя» ипостась Вечной женственности предвосхищает развитие образа лирической героини в блоковской поэтике.