Пути решения проблем связанных с трудоустройством выпускников профессиональных образовательных организаций

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования представляет собой проблемную среду. Образование получили - что делать дальше? Самостоятельно решить проблему трудоустройства выпускникам достаточно сложно. В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.

Для самих профессиональных образовательных организаций проблема трудоустройства выпускников является также актуальной, т.к. карьера выпускников - это составляющая репутации любой образовательной организации.
В связи с этим возникает необходимость решения данной проблемы профессиональными организациями совместно с выпускниками.
Изучая сложившуюся ситуацию, было выявлено, что чаще всего выпускники получают отказ при устройстве на работу в связи с отсутствием опыта работы и недостаточностью практики. Работодатели хотят видеть у себя кандидатов с обязательным опытом работы даже на те вакантные места на которых свои профессиональные функции прекрасно бы смог выполнить кандидат со средним профессиональным образованием. Да и согласно проф.стандартам к определенным профессиям предъявляются требования к опыту практической работы. Так, например, согласно Профессиональным стандартам утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.20014 года №1061н, к бухгалтеру предъявлены следующие требования к образованию и опыту практической работы: 1.Образование - среднее профессиональное, 2. Опыт практической работы - не менее трех лет.
В этом случае у выпускников колледжа возникает вопрос: «Где приобрести опыт работы?». Ведь работодатели обоснованно отказывают в приеме на работу. В связи с этим, появилась идея по созданию «Проф-площадки» для выпускников.
Цели создания «Проф-площадки» заключаются в предоставлении выпускникам возможности приобретения опыта работы согласно требованиям, прописанных в Профессиональных стандартах. А также, в предоставлении мест для прохождения практики студентам обучающимся в образовательном учреждении.

«Проф-площадка» может быть создана или на базе учебного заведения или как самостоятельная организация по оказанию услуг населению. Особенности данной организации заключаются в том, что с выпускниками, направленными для трудоустройства на временную работу, работодатель заключает срочный трудовой договор сроком на 3 года, который может быть, досрочно расторгнут, по предложению выпускника или работодателя в установленном порядке. Преимущественное право трудоустройства предоставляется выпускникам конкретной образовательной организации. При наличии вакантных мест возможно трудоустройство также выпускников других образовательных учреждений профессионального образования.
Реализация проекта по созданию «Проф-площадки» позволит получить выпускникам трудовой стаж и опыт работы, что в сою очередь поспособствует дальнейшему трудоустройству и обеспечит сдерживание роста молодежной безработицы.

Преподаватель БУ "Югорский политехнический колледж"
Костоусова Е.Ю.

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валеренко Анна Александровна

преподаватель Котласский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет морского флота имени адмирала С.О. Макарова », РФ , г . Котлас

FUNDAMENTAL PROBLEMS OF GRADUATES’ EMPLOYMENT STATUS VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION INSTITUTIONS

Anna Valerenko

lecturer of Kotlassky branch of Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping”, Russia, Kotlass

АННОТАЦИЯ

Рынок труда для выпускников профессиональных учебных образовательных учреждений реализующих программы СПО - представляет собой довольно проблемную среду. Образование получено - что дальше? Способны ли выпускники СПО сами решить проблему с трудоустройством?

ABSTRACT

The labor market for graduates of vocational educational institutions implementing programs of vocational secondary education is quite problematic environment. If education is received, what is next? Can graduates of vocational secondary education institutions solve the problem of employment by themselves?

Ключевые слова : сфера образования; занятость; рынок труда; выпускники СПО; студенты СПО; среднее профессиональное образование.

Keywords : education sphere; employment; labor market; graduates of vocational secondary education institutions; students of vocational secondary education institutions; vocational secondary education.

Сфера образования всегда является, в той или иной мере, сферой наибольшего социального интереса. Все понимают, что образование всегда должно быть в развитии, так как обращено в будущее. В настоящее время наблюдается недооценка важности системы среднего профессионального образования (СПО) для становления различных сфер социальной жизни.

По средним статистическим данным, приводимым в качестве базовых показателей при оценке системы образования в РФ, около 90 % родителей советуют своим детям поступление в высшие учебные заведения. Откуда же брать специалистов среднего звена в разных сферах производства региона?

Рабочие кадры - основа предприятий любой формы собственности и видов деятельности.

Кадровый кризис - фактически вопрос государственной безопасности. В разных слоях руководства государством стоит вопрос о поднятии престижа обучения в среднем и начальном профессиональном звене. Однако лишь небольшой процент современных школьников мечтает стать рабочими. Многие факторы влияют на выбор будущих абитуриентов. Это и желание родителей, потенциальная возможность карьерного роста, размер заработной платы специалистов. Кроме того, многие школы сегодня ставят во главу угла достижение 100% выпускников поступающих в вузы после школы.

В то же время запросы современных производственной и социальной сфер, работать в которых сориентированы выпускники СПО, крайне противоречивы. Состояние вышеуказанных сфер должно давать возможность выпускникам СПО видеть свою востребованность, а так же возможную перспективу профессионального роста. На деле все обстоит иначе.

В службах занятости любого города всегда есть свободные вакансии. В чем же проблема? Имеющиеся вакансии, как правило, требуют от специалистов, желающих их заполнить, практически невозможного: они должны быть достаточно компетентными в определенной области; обладать широким спектром знаний в самых различных сферах, обязательно иметь опыт работы; почти в 65 % требуется наличие высшего профессионального образования. Одновременно с этим выпускники должны быть готовы приспосабливаться к новым, непривычным условиям, а также постоянно совершенствоваться; иметь высокую мотивацию и приверженность к потенциальному месту работы, но, в то же время, постоянно быть готовыми к поиску нового места работы.

Значительная проблема в кадровом вопросе и в вопросе организации системы поддержки трудоустройства и занятости молодых специалистов состоит в том, что ни одно образовательное учреждение напрямую не заинтересовано в качественном трудоустройстве своих выпускников. В лучшем случае учебные заведения ведут сбор статистических данных по трудоустройству, но эта информация не влияет ни на структуру учебных дисциплин, ни на взаимоотношения между учебным заведением и потенциальными работодателями. Происходит большой разрыв существующей цепочки между производителем специалиста (образовательным учреждением) и его потребителем (работодателем).

Самостоятельно найти работу выпускнику в таких условиях очень сложно. Учебное заведение, работники центров занятости, другие службы не осуществляют целенаправленной психологической подготовки студентов для поиска работы перед окончанием учебы. В итоге - выпускник, не имеющий навыков поиска работы и не нашедший работу по специальности вынужден вставать на учет в службу занятости как безработный фактически сразу по окончании обучения.

Студенты дневных отделений учреждений СПО, желающие найти себе подработку, также выпадают из системы трудоустройства, так как не могут быть признаны безработными органами службы занятости населения с одной стороны, а образовательное учреждение не заинтересовано в том, чтобы его студенты посвящали себя еще какому-нибудь виду деятельности, кроме учебы. Следовательно, данной проблемой им придется заниматься опять же самостоятельно.

Еще одной нишей, уводящей от получения полноценного средне специального образования, является призыв в армию молодых людей, выбравших обучение по программам СПО. Отсрочка предоставляется только до 20 лет и зачастую приходится на 3-4 курс обучения. Отслужив в армии, ребята зачастую предпочитают не возвращаться к учебе и остаются только с базовыми 9 классами.

В ходе освоения образовательных программ в учреждениях СПО, особенно подведомственных не Министерству образования, а профильным министерствам, наблюдается недостаточность подготовленности выпускников в применении современных производственных технологий в связи с имеющейся проблемой кадрового обеспечения. Последнее связано с тем, что профильные министерства, не поддерживают средний заработок педагога на уровне Министерства образования и в связи с низким уровнем заработной платы учебные заведения не могут обеспечиваться высококвалифицированными специалистами и специалистами, имеющими опыт работы в реальных производственных секторах или секторе экономики.

Становится вполне очевидно, что этот дисбаланс, хотя бы частично, необходимо уравновесить. В качестве рычагов воздействия на ситуацию можно предложить ряд мер. Например, ввести в качестве критерия (и причем основного) результативности деятельности учебных заведений системы СПО - процент трудоустроенных, по полученной специальности, выпускников. При этом мониторинг должен проводиться не самим учебным заведением а, а например службой занятости населения. Так же актуальна какая-нибудь принципиально новая структура, которая возьмет на себя функции по защите прав дипломированного специалиста СПО и будет представлять его интересы на рынке труда. Структура, которая будет реально содействовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Все более становится актуальным возвращение прямого государственного распределения выпускников СПО, обучавшихся на бюджетной основе.

В целях решения проблем с трудоустройством, в отношении выпускников учреждений работающих по программам СПО, во многих областях, на сегодня, уже предприняты ряд мер. К ним относится, реализация региональных комплексных программ развития профессионального образования. В рамках реализации этих программ, уже произведена реорганизация части учреждений профобразования, сформированы образовательные кластеры (по программам одного профиля) для укрепления материально технической базы, идет развитие механизмов взаимодействия учреждений профобразования с работодателями, в частности привлечение работодателей для участия в промежуточной и итоговой аттестации выпускников, участие в попечительских советах, в разработке содержания ОПОП, привлечение к преподавательской деятельности.

В качестве еще одного шага в решении проблемы изменено определение объемов подготовки квалифицированных кадров с начальным профессиональным образованием и средним профессиональным образованием. Сегодня расчет осуществляется на основе:

порядка формирования и исполнения государственного регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров в государственный учреждениях НПО и СПО. Формирование идет на основе среднесрочного прогноза потребности в кадрах для экономики и социальной сферы соответствующего региона;

распределения контрольных цифр приема - на конкурсной основе (выполнение контрольных цифр приема прошлого года, отсев, трудоустройство выпускников).

Таким образом, рынок труда для выпускников профессиональных учебных образовательных учреждений реализующих программы СПО - представляет собой довольно проблемную среду. Недоразвитие этой сферы создаёт объективные трудности работодателям, и самим выпускникам, Действующие государственные программы, необходимость возвращения прямого государственного распределения выпускников СПО, обучавшихся на бюджетной основе, различные инновации помогут решить их проблему трудоустройства.

Введение

Глава 1. Молодые специалисты и проблема их занятости

1Рынок труда в России

2Особенности трудоустройства выпускников ВУЗов

Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда молодежи

1 Молодежный рынок труда и его специфика

2 Проблемы устройства на работу после окончания ВУЗа и варианты их решения

Заключение

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.

Современных этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.

Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания ВУЗа, одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

Изучением проблем трудоустройства молодых специалистов занимались многие российские специалисты. Среди российских исследователей такими являются В.Н. Шубкин, А.Г. Чередниченко, М.Х. Титма и др., исследовавшие профессиональные ориентации и жизненные планы молодежи. И.С.Болотин, В.И. Добреньков, В.Я Нечаев и др., занимавшиеся анализом функций современного социального института профессионального образования. В работах Г.Е. Зборовского, Н.Д. Сорокиной, Е.А. Шуклиной анализируются изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России. Характерной чертой начала XXI века стал новый этап молодежной политики в сфере занятости.

Начинает формироваться новая политика занятости высококвалифицированных специалистов - выпускников ВУЗов, при помощи учета практического опыта прошлых лет и использовании научной базы. При этом основное внимание уделяется взаимодействию служб занятости и системы профессионального образования, которое происходит под влиянием ряда факторов (политических, экономических и социальных). Проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики долгое время не уделялось должного внимания. Этой проблеме посвящены исследования Ю.Р. Вишневского, П.И. Бабочкина, И.А. Пашиняном.

По теме Перспективы трудоустройства выпускников педагогических специальностей исследования найдены не были. В связи с этим актуальность и научно-практическая значимость данной работы очень высока.

Объект исследования - рынок труда России.

Предмет исследования - перспективы трудоустройства выпускников ЯрГУ им. Ушинского.

Цель работы - выявление перспектив трудоустройства выпускников ЯрГУ им. Ушинского в г.Ярославле.

) теоретическое рассмотрение сущности рынка труда в России;

) изучение особенностей трудоустройства выпускников ВУЗов и анализ специфики молодежного рынка труда в настоящее время;

) проведение анкетирования среди студентов ЯрГУ им.Ушинского

) выдвижение вариантов решения проблемы трудоустройства выпускников ЯрГУ им.Ушинского;

) разработка и реализация урока по профессиональной ориентации для школьников. трудоустройство выпускник профессиональный ориентация

Гипотеза - студенты не всегда делают осознанный выбор, поступая на педагогическую специальность, поэтому, будучи выпускниками, сталкиваются с проблемами при трудоустройстве.

Теоретическая и методологическая основа исследования - общесоциологическая методология, ряд концепций социологии образования, социологии труда, управления, которые позволяют рассматривать процесс трудоустройства выпускников ВУЗов в единстве с социально-экономическими отношениями в общественном развитии как социальную систему, находящуюся во взаимосвязи и взаимозависимости с внешней средой. Работа также строится с помощью метода анкетирования.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

ГЛАВА 1. Молодые специалисты и проблема их занятости

1 Рынок труда в России

Рынок труда является составной частью рыночной экономики. Под рынком труда в современном мире понимают систему различных экономических механизмов, институтов и норм, обеспечивающих воспроизводство и использование рабочей силы. Рынок труда является неотъемлемой частью рыночной системы, а также механизмом взаимодействия интересов работодателей и работников.

В рынок труда также включены интересы государства, которые определяются потребностью управления социальными отношениями.

Международная организация труда дает следующее определение рынка труда, а именно: рынок труда - это область, в которой работодатели и трудящиеся совместно ведут переговоры, индивидуальные или коллективные, в отношении условий труда и заработной платы. Объектом купли и продажи на рынке труда выступает право использования рабочей силы, интеллектуальных и физических способностей человека.

В настоящее время ситуация на рынке труда в России характеризуется следующими особенностями:

) его развитие в период экономического кризиса, из-за которого снижаются объемы производства, сокращаются инвестиций, присутствуют массовые неплатежи, сильное расслоение населения по доходу. Все перечисленное приводит к сокращению спроса на рабочую силу, происходит нарушение системы стимулирования и мотивов к эффективной трудовой деятельности;

) недостаточная скорость формирования рынка труда для успешного развития экономического роста (предприятия содержат избыточную рабочую

силу, которая не соответствует существующим нуждам производства, нет конкуренции между работниками за более выгодное рабочее место);

3) формирования рынка труда в России в условиях не заинтересованности предприятий в техническом переоснащении, создании благоприятных и безопасных условий труда, что является прямым путем к не качественной и не конкурентоспособной продукции, большому числу сбоев и травматизма на предприятиях;

) сложившийся в течение многих поколений менталитет российских граждан (стереотип уверенности людей в то, что государство за них решит их проблему занятости) также влияет на развитие рынка труда;

) не маловажную роль в формировании рынка труда в России играют социально-экономические, природные и демографические условия, также преобладающая отраслевая специализация регионов. При всем этом происходит неравномерность и высокая дифференциация регионов России с точки зрения рынка труда. В дополнение к территориям, в которых ситуация с занятостью резко ухудшалась, в связи с чем ставится задача переселения части населения в том числе и трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы (г. Москва, Санкт-Петербург и др.), где ситуация на рынке труда более благоприятная. Сюда же относится и наличие вынужденных переселенцев и беженцев, которые испытывают потребность в трудоустройстве;

) важнейшая специфика рынка труда в России - пространственное несовпадение богатейших природных ресурсов и размещение населения. Например: в районах Крайнего севера РФ и приравненных к ним (они занимают 64% территории РФ) находится большая часть запасов нефти, газа, золота, алмазов, а проживает там лишь 6.6% населения страны. Важными составляющими рынка труда являются занятость и безработица. «Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми… Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением.

Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места».

2 Особенности трудоустройства выпускников ВУЗов

Положение молодежи на российском рынке труда рассматривается с точки зрения двух факторов:

● во-первых, молодые люди составляют чуть меньше трети (примерно 31,7%) трудоспособного населения нашей страны;

● во-вторых, они - будущее страны, и от исходных условий их деятельности зависит последующее развитие.

С одной стороны молодые люди во многом определяют политические, экономические и социальные структуры общества, а с другой - молодое население является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, особенно это ощущается в нашей стране. Несмотря на актуальность названных выше проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Возрастные границы этой группы - от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).

Некоторые учёные понимают термин «молодёжь» как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, предоставляя им льготы, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.

Молодые люди имеют тот уровень мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от всех остальных групп населения. Вместе с тем перед обществом встает вопрос о минимизации затрат и убытков, которые государство несёт из-за проблем социализации молодых людей и объединении их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Наиболее важными показателями ситуации на рынке труда являются изменения уровня безработицы, конъюнктура рынка труда и его структура. Российская статистика может отразить в полной мере ситуацию на рынке труда в молодежном сегменте. Молодежь регистрируется на бирже труда реже всех остальных возрастных групп населения.

Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. В результате не учитывается некоторые элементы новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями рыночных отношений в России, и в частности скрытая безработица. Приняв во внимание спад производства, ее можно считать равной 40%, примерно четверть, которой составляет работающая молодёжь.

Скрытая безработица для молодых людей не менее опасна, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Поэтому большинство молодежи стремится установить свой трудовой статус и различными способами пытается не потерять свой заработок. Снижение общего уровня жизни населения привело к избыточной занятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Растет количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма регулирования трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений приводит к серьезным проблемам. Тревогу вызывает потеря молодежью ценности профессионализма. «Деньги - любым путем» - главное условие для большого числа молодежи. В связи с падением престижа производительного труда для значительной части молодежи стало характерной чертой наличие социального пессимизма, они не верят в возможность иметь интересную, высокооплачиваемую должность в соответствии с уровнем мирового стандарта.

В последние годы все большее число молодых людей рассматривает получение полноценного образования как необходимое условие достижения желаемого социального статуса и достойного материального положения, некой гарантией от безработицы.

Важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда становится профессиональное обучение. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях прием студентов в ВУЗы увеличивается из года в год. Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения, способствующая профессиональной адаптации сокращенных работников и безработных, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем направлениям: переподготовка, первоначальное обучение, повышение квалификации. С развитием рыночных отношений и конкуренции, ускорением перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это поспособствует увеличению занятости молодежи во время обучения. Мировым и отечественным опытом подтверждается тенденция роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. В то же время изменяются требования работодателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации краткосрочной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. Следствием всего вышесказанного будет то, что уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда.

Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда молодежи

1 Молодежный рынок труда и его специфика

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, которые нуждаются в трудоустройстве. Такими являются незанятые выпускники общеобразовательных, средне специальных и высших учебных заведений.

Существенен для регионов Российской Федерации в настоящий момент приток молодежи за счет мигрантов и беженцев.16 Естественно, что не все выпускники учебных заведений ищут работу и выходят на рынок труда, т.к. некоторая часть из них планирует продолжить обучение, другие не устраиваются на работу по иным причинам. Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

● во-первых, ему характерна неустойчивость спроса и предложения, определяющаяся социально-профессиональной неопределенностью молодежи. Ситуация усугубляется возрастающей сложностью самоопределения молодых людей, в том числе в профессиональном плане;

● во-вторых, для него свойственна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь наиболее подвержена риску потери работы или не найти ее вовсе. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда ведет к уменьшению возможности трудоустройства выпускников учебных заведений;

● в-третьих, занятость молодежи имеет явные и скрытые размеры. Растет группа молодых людей, которые не работают и не учатся;

● в-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. На него выходят выпускники-специалисты по всем возможным профессиям.

Из-за отсутствия спроса на региональном рынке труда на многие профессий основная часть ищущих работу молодых людей, трудоустраивается по специальностям, далеким от полученного образования. Для многих единственная возможность получить работу - переподготовка.

Каждый четвертый из числа выпускников ежегодно становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения увольняется пятая часть молодых людей;

● в-пятых, создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью на молодежном рынке труда: традиционно среди выпускников учебных заведений женщины составляют значительную долю, при этом работодатели при приеме на работу отдают явное предпочтение мужчинам. Этот пункт не имеет отношения к выпускникам гуманитарных и педагогических специальностей, где ситуация преимущественно складывается в пользу женщин. Рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент времени.

В связи с этим возникают теоретические и практические задачи по количественному и качественному сопоставлению необходимых рынку труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. Именно поэтому выпускники ВУЗов без опыта работы и стажа становятся потенциальными безработными. Создается замкнутый круг: выпускники не имеют как опыта работы, так и возможности получить необходимый для работы опыт.

Решением этой проблемы может стать реализация механизма квотирования рабочих мест для выпускников.

В настоящее время активно развиваются информационные каналы о спросе на рынке труда, что позволяет решать проблемы поиска работы на различных уровнях.


На данный момент проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов становятся особенно актуальными. Сейчас молодые специалисты, которые выходят на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Существует серия проблем среди выпускников ВУЗов, ведь образование нужно рассматривать в качестве долгосрочных инвестиций.

Рассмотрим основные проблемы выпускников, связанные с проблемами устройства на работу.

Первая проблема относится к выпускникам школ и связана с получением образования. Правильность профессионального самоопределения выступает до сих пор важнейшей проблемой. Ведь множество выпускников школ часто при выборе ВУЗа не совсем четко представляют себе, где их дальнейшие знания могут пригодиться.

Основными факторами при выборе учебного заведения, как правило, являются друзья, обучающиеся в данном учебном заведении, информация о преимуществах ВУЗа, расположение относительно места жительства, наличие средств на получение платного образования, поступление в ВУЗ с определенным проходным баллом ЕГЭ.

Таким образом, большинство факторов не имеют отношения к профессиональному самоопределению и отодвигают в сторону основную цель поступления в ВУЗ - изучение дела, которому человек посвятит свою жизнь. Профессиональное образование, которое служит в качестве подготовки, включает в себя следующие два способа его получения: самообразование и обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.

Выбор профессии, который осуществляется человеком в результате анализа его внутренних ресурсов, а также связи их с требованиями профессии, является основой человеческого самоутверждения в обществе и одним из важнейших решений в жизни. Выбор гуманитарной направленности, а тем более педагогической, должен быть осознанным, основывающимся на личной направленности, качествах личности.

Педагогическая профессия (учитель, воспитатель) весьма интересна, но вместе с тем сложна, требует от человека ответственность, внимательность, любовь к детям. Это под силу не каждому, поэтому тот, кто осознанно выбирает ее, как правило, остается в ней на протяжении всей жизни. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека, от появления профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Самоопределению предшествует ряд шагов:

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) - недифференцированное понятие о мире профессии, ситуационное понимание внутренних ресурсов, необходимых для такого рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального самоопределения (средний и старший школьный возраст) - возникновение и формирование профессиональных намерений и начальная ориентация в различных сферах деятельности;

Профессиональное образование проводится после школьного обучения для развития в выбранной профессии основывается на формировании индивидуального стиля деятельности; 4. Самореализация в работе - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью.

Из этого следует вывод, что профессиональное самоопределение пронизывает всю жизнь человека. Далее определим личностные предпосылки самоопределения. Совокупность предпосылок личного самоопределения может быть сведена непосредственно к следующим двум основным группам:

) личностные черты, которые позволяют успешно решить проблему выбора профессии, но они не принимают непосредственного участия в процессе активизации деятельности (волевые черты характера, трудолюбие, определенный опыт и уровень зрелости человека);

) вторая группа психологических предпосылок самоопределения - различные компоненты индивидуальной направленности (потребность в профессиональном самоопределении, когнитивные потребности).

Профессиональное становление личности начинается еще во время учебы в школе - именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, программа обучения далека от реальных проблем, с которыми молодые люди будут иметь дело в реальной жизни. Многие знания они вынуждены получать самостоятельно.

Российский ученый Е.Климов видел самоопределение как важное проявление психического развития, формирования себя как полноправного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального развития:

● стадия оптации (12-17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

● стадия профессиональной подготовки (15-23 года) - приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

● стадия развития профессионала (от 23 лет) - вход в систему межличностных отношений и профессиональных сообществ, а также дальнейшее развитие деятельности субъекта. В соответствии с данной периодизацией процесс профессионального самоопределения является наиболее успешным на стадии оптации. В период профессиональной подготовки профориентационная деятельность менее эффективна.

Очень важным направлением снижения негативных последствий структурных различий в спросе на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов является разработка профессиональных систем отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников школ. В этот период можно сориентировать молодого человека получить такую профессию, которая отвечала бы его качествам и возможностям, и не вступала бы в конфликт с потребностями рынка труда.

В то же время необходимо повысить ответственность самих молодых людей в выборе профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, может рассчитывать на то, что молодой специалист будет работать в необходимом для страны секторе.

На сегодняшний день, делает это лишь небольшая часть выпускников, обучающихся за счет средств бюджета. Низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы (например, учителя) делает данную работу непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто устраиваются на работу в коммерческих организациях.

Проблема поступления в высшее учебное заведение должна быть связана с определением специальности. Например, определяется специальность экономист, следующий шаг - определение ВУЗа, так как многие из них готовят специалистов данной специальности. Именно поэтому вопрос выбора учебного заведения крайне важен.

Следующий момент - приобретение практического опыта в процессе обучения. Уровень образования в России на сегодняшний день вызывает различные нарекания, так как в системе образования возникло множество направлений и нововведений, вызванных изменением системы образования, однако эти нововведения не всегда являются оправданными.

Длительный период предполагалось, что при наличии высшего образования человек может работать на любом участке производственного процесса, у него выше производительность труда и способность к адаптации в новых условиях. При данном подходе профессиональные навыки и умения, уровень образования, полученные молодым человеком в период обучения, стали для работодателя теми критериями, с помощью которых проводился первоначальный подбор кандидатов на рабочее место. Еще совсем недавно диплом высшего учебного заведения означал для выпускника возможность престижной работы, высокой занимаемой должности, но на данный момент эта ситуация в корне изменилась, и для реализации в после вузовской жизни нужно начинать строить карьеру уже с первых курсов обучения. Нужно также учитывать разницу представлений идеального молодого специалиста, как у выпускников, так и у работодателей.

Современная образовательная система сравнительно недавно вступила в процесс реформирования, вопросы подготовки специалистов в ней предъявляемым работодателями стандартам соответствуют в достаточно малой степени.

В соответствии с этим, чтобы построить успешную карьеру, в период обучения студент самостоятельно должен изучать предмет своей специальности, также уделять достаточно времени профессиональной подготовке, для того чтобы овладеть специальностью в полной мере и быть готовым к вступлению на рынок труда.

В последние годы замечено резкое изменение профессиональных предпочтений молодежи при выборе отрасли. Раньше молодые люди не считали привлекательной занятость в торговле и общественном питании, а сегодня данные сферы деятельности, а также бытовое обслуживание предпочитают производству и науке.

Наиболее престижными выпускникам школ представляются профессии банковского служащего, менеджера, экономиста, юриста, коммерсанта. Ведущими мотивами профессионального выбора по-прежнему являются высокий уровень оплаты труда и престижность компании.

Проблема занятости на старших курсах является одним из важнейших моментов решения проблемы трудоустройства выпускников ВУЗа. Занятость студентов на временной или на постоянной работе во время их учебы в ВУЗе - это реальность тех экономических и социальных условий, в которых оказалась к началу XXI века сфера высшего образования и рынка труда нашей страны. Сегодня работа для студента - это, во-первых, получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в ВУЗе и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; и, во-вторых, ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения дает основания для некоторых рекомендаций в области решения проблем студенческой занятости в России.

Необходима программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, действующих на данном сегменте рынка труда:

● отдельные ВУЗы города и департамент высшего образования;

● потенциальные работодатели;

● службы занятости городской и областной администрации;

● организации, участвующие в трудоустройстве и адаптации молодежи на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования);

● общественные организации, выступающие в роли работодателя и посредника на рынке труда, способствующие обучению и развитию студентов как будущих работников. Комплексная программа по адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к «проблемным» ВУЗам и специальностям может стать эффективным решением.

Важнейшими направлениями данной программы должны стать:

) область управления студенческой занятостью:

обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов (участие в общественных организациях, деловых играх);

принятие мер по расширению спроса на работника-студента с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затрат на «дообучение» работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.);

) область организации учебного процесса:

придание гибкости учебной программе и учебному расписанию;

сотрудничество по линии «ВУЗ-государство-работодатель» в адаптации учебной программы к требованиям ВУЗа (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.);

) область контроля и исследовательской деятельности:

продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к ВУЗам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест;

использование полученных данных для разработки рекомендаций субъектам студенческой занятости.

Создание специального агентства студенческой занятости в кооперации может стать одним из элементов комплексного подхода к решению проблем.

Можно выделить следующие положительные моменты приема студентов на работу:

) в отличие от работников со стажем у студентов отсутствует стереотипное мышление, ярко выражено стремление к новаторству, исследовательский интерес;

) социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального опыта делает молодых работников более гибкими);

) умеренность требований к размеру вознаграждения, обусловленная как нематериальным интересом (удовлетворенностью работой, амбициями и т.д.), так и материальным - получение пусть даже и небольшие, но самостоятельно заработанные деньги, делающие их независимыми от родителей;

) более высокая лояльность молодых специалистов, «воспитанных» внутри компании, и ориентированность на ее результаты по сравнению со специалистами, имеющими опыт работы и пришедшими с рынка труда. Наряду с положительными моментами, конечно, существует ряд недостатков, которые иногда могут перевесить все преимущества.

Среди недостатков можно отметить следующие:

) студенты требуют к себе особого отношения и внимания, существует потребность в постоянной оценке процесса их работы;

) непредсказуемость результата сотрудничества со студентами (они могут уйти к конкурентам или оставить работу, отдав предпочтение учебе);

) кризис окончания, когда происходит обострение проблем, связанных с новым статусом, условиями быта, когда изменяется и сама цель, требования к работе, а в отношении девушек-студентов - это еще и сложности, связанные с изменением семейного положения (появление забот о семье, рождение ребенка и т.д.);

) отстраненность студента и ощущение временного положения, отсутствие идентификации себя с компанией и, как следствие, - не благоприятный психологический климат в коллективе. Также могут наметиться негативные тенденции в отношениях с коллективом в том случае, если студенту оказывается особое внимание (обучение, продвижение);

) недостаточное умение управлять собой и другими (взяв на себя слишком много, студент рискует не справиться, оставляя о себе впечатление как о безответственном работнике).

Во избежание неприятных последствий при приеме на работу студентов или выпускников ВУЗов, работодатели должны проводить довольно жесткий предварительный отбор для того, чтобы иметь правильное представление о профессиональной ориентированности, уровне подготовки и трудовом потенциале будущих работников.

Важно понять, как будущий сотрудник сможет влиться в коллектив, адаптироваться, и когда он начнет приносить пользу. В настоящее время имеются примеры успешного совместного сотрудничества в этой области молодых российских проектов в области Graduate Recruitment (это программа по подбору студентов и выпускников ВУЗов для работы в компаниях с целью последующего трудоустройства) и российских подразделений крупных мультинациональных корпораций. Многие российские компании сейчас предпочитают принимать студентов на перспективу, но в случае, если этот студент уже сейчас способен давать реальные результаты.

В результате таких программ студент получает опыт работы, взаимоотношений в трудовом коллективе, умение взаимодействовать с коллегами по работе, представление о принципах работы организации. Информация и навыки работы с ней, которые помогают в дальнейшей трудовой деятельности, являются следующим немаловажным преимуществом. Еще один положительный момент - добавление новой позиции в резюме. Даже при значительном увеличении связей компаний и учебных заведений спрос на рынке молодых специалистов растет очень медленно, и связано это с тем, что отношения компаний с ВУЗами, уровень профессиональной подготовки в ВУЗах все еще остаются на низком уровне. У нас в стране для обеспечения занятости молодежи разработаны и претворены в жизнь со стороны государственных органов некоторые программы и мероприятия по содействию в трудоустройстве населения.

Разработка такой системы управления рынком труда предполагает значительные затраты как материальные, так и нематериальные. Требуются усилия для сбора, группировки и анализа информации, на основе которой принимаются управленческие решения, определяются тенденции развития рынка труда, как в целом, так и по его отдельным составляющим.

Чтобы усовершенствовать данную систему, необходим целый комплекс мер по развитию программ в сфере занятости населения, среднего и малого бизнеса в стране, поддержке промышленных и производственных отраслей экономики.

Заключение

На основании проведенного исследования можно выявить следующие положения:

Российскому рынку труда свойственна неоднородность, в связи с чем, люди, выходящие на него, а особенно молодые специалисты, сталкиваются с рядом проблем при трудоустройстве.

Занятость молодежи напрямую связана с общей ситуацией на рынке труда.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику, ему свойственны неустойчивость спроса и предложения рабочей сила, слабая конкурентоспособность, явные и скрытые размеры занятости, большая вариантность и сложная ситуация с женским трудоустройством, не относящаяся к педагогическим специальностям.

Спрос на рынке молодых специалистов растет очень медленно, и связано это с тем, что отношения работодателей с учебными заведениями, уровень профессиональной подготовки в ВУЗах все еще остаются на низком уровне.

Чтобы не пополнить ряды незанятой молодежи, необходимо как можно раньше определить сферу своих интересов и осознанно выбрать ВУЗ и специальность. Будучи уже студентом необходимо серьезно относиться к учебе, саморазвиваться и пробовать искать работу самостоятельно. Трудоустройство в малых городах и селах из года в год становится все более престижной, так как многие люди в разных возрастных категориях предпочитают переезжать на постоянное место жительство подальше от крупных городов, именно поэтому там появляются новые предприятия, возрождаются учебные заведения, и, как следствие, возникает необходимость в рабочей силе. Чтобы частично решить проблемы трудоустройства выпускников, необходимо уделять значительное внимание занятиям по самоопределению и профессиональной ориентации в школьный период обучения.


Балуева Т.В. Молодые специалисты на рынке труда. Попытка анализа перспектив // В мире научных открытий. 2015. № 5.8 (65). С. 2752-2773.

Болотин И.С., Джамалудинов Г.М. Социология высшей школы: Монография. - М.: «Экономика и финансы». - 2003. - 163 с.

Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир. - 2009. - 895 с.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии. - 2007. - 576 с.

Воробьев В. В. Трудовое право. Курс лекций: учеб. пособие / В. В. Воробьев. - М. - Инфра-М. - 2012. - 304 с.

Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам: Информационнометодические материалы для подростков. - СПб: СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта. - 2004. - 44 с.

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. - Просвещение. - 2009. - 29 с.

Ендовицкий, Д.А. Востребованность выпускников вузов на рынке труда // Высшее образование в России: журнал. - 2010. - № 2. - С.47-56.

Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодёжи к современным условиям рынка труда // Журнал «Управление персоналом». - 2014. - №5.

Лисина Ю.А., Калинина А.В. Проблемы послевузовской адаптации молодежи // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы Международного научного семинара / М.Л. Белоножко (отв. ред.). 2016. С. 197-200.

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. - 1798. 18. Маркс К. Капитал. - Т. 1. - 1867.

Миронов В. И. Трудовое право: учебник / В. И. Миронов. - М. - 2013. - 864 с.

Попкова А.А. Активность молодежи как условие формирования ее субъективной позиции в системе управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). С. 108-113.

Попкова А.А. Опыт социологических исследований в вузе: Монография. Тюмень: Издательство ТИУ, 2016.

Пресс-выпуск Левада-Центр от 23.05.2016. Экономический кризис. URL: #"justify">Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3103 Рынок труда и безработица. Завтра будет лучше чем вчера? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115687 (дата обращения 06.07.2016).

Психология популярных профессий / Под ред. Л.А. Головей. - СПб. - Речь. - 2003. - 256 с.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - 495 с.

Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М. - ВладосПресс. - 2003. - 336 с.

Рыкова Е. А. , Волошина И. А., Прожерина Л. Н. Технология поиска работы / Под общей ред. Е. А. Рыковой. - М.: ПрофОбрИздат. - 2001. - 96 с.

Рыженков А. Я. Трудовое право: учебник / А. Я. Рыженков. - М. - 2012. - 533 с.

Трудоустройство выпускников: мониторинг и анализ / под ред. А. В. Воронина, В. А. Гуртова, Л. М. Серовой - Москва: Экономика. - 2015. - 372 с.

Приложение

Какая мотивация была у вас при поступлении в вуз на данную специальность?

Считаете ли вы перспективной вашу специальность?

Как вы думаете, к окончанию обучения ваша профессия будет востребованной?

Знаете ли вы специалистов, окончивши ваш факультет, работающих по специальности?

Готовы ли вы подать свою анкету в центр занятости?

Знаете ли вы, имеются ли вакансии на вашу профессию на бирже труда?

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский автотранспортный техникум"

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

В данной публикации мы постарались выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:

1. дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда);

2. низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствие стажа и квалификации);

3.завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста(например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);

4. несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);

5. низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).

Ряд выпускников, на наш взгляд, также "виноваты" в том, что не могут найти работу. Причины этого следующие:

1. нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения документа государственного образца - диплома) порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование);

2. завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.);

3. низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу;

4. нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ быстрого набора текста или курсы секретаря-референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства);

5. низкий уровень профессиональных знаний и умений.

Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор.

В нашем техникуме с 2011 года стала функционировать Служба по трудоустройству выпускников. Были определены основные направления работы, определены основные задачи службы, такие как:

Разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников техникума;

Мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах и социальных сетях, общение с выпускниками, нынешними директорами предприятий). До недавнего времени студенты нашего техникума проходили производственную практику на одном из крупнейших предприятий страны по ремонту военной техники - «Муромтепловоз». За 5 лет прохождения практики разными курсами, ряд студентов – выпускников остались работать на данном предприятии;

Проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;

Заключение договоров между техникумом и предприятиями, по организации стажировок и производственных практик для студентов;

Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников;

Участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);

Разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда;

Проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;

Развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.

Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе БОУ СПО ВО "Великоустюгский автотранспортный техникум":

1. Информирование студентов , начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в нашем техникуме уже на 1 курсе студентам обучающимся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", преподаватели специальных дисциплин рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами. Обращается внимание на возможность временного трудоустройства не по профилю образования, с последующим поиском работы по полученной специальности).

2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов, большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства "заставляют" руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании.

3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу. Студенты, обучающиеся в нашем техникуме по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" помимо основной специальности и получения профессии "Водитель автомобиля категории В и С", также могут пройти дополнительное обучение и получить свидетельство по дополнительным профессиям: "Автоэлектрик", "Специалист по шиномонтажным работам" или "Оператор линии комплексного диагностирования технического состояния автомобиля".

4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин , обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В нашем техникуме успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины (курсы) для студентов выпускных курсов: "Технология поиска работы", "Основы предпринимательской деятельности".

5. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения . Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы (например, заведующим практикой) и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. (Со слов директора одного из предприятий нашего города: "Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли они работать вообще?").

6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш техникум активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих автотранспортных предприятий области.

7. Работа с сетью информационных ресурсов , предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать "на перспективу", т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3 - 4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты "уже сейчас", а "не завтра" и как правило нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек. И вот тут может пригодиться рассмотрение вопроса о целевом обучении студентов, заключении договоров с предприятиями, и последующей отработкой выпускниками затраченных на обучение средств. Мы проводили подобное обучение, правда, договора заключались на подготовку студентов заочной формы обучения. Кроме того, важно доводить до молодежи информацию об успешных специалистах, мастерах своего дела, которые являются их ровесниками по возрастной группе, о людях которые уже получили Почетные грамоты, стали победителями каких-либо профессиональных конкурсов, смогли открыть свое дело и т.д.

Работа Службы по трудоустройству выпускников нашего техникума была неоднократно положительно оценена специалистами в области трудоустройства, работодателями и студентами выпускных групп. В частности, в январе 2014 года в областном конкурсе "Лучший центр трудоустройства выпускников - 2013" Служба по трудоустройству выпускников нашего техникума была отмечена Дипломом 2 степени среди 36 средних учебных заведений Вологодской области.

В заключении, следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития "малых городов" в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения.