Проверочная работа по русскому языку. Языковые нормы

Автор: Кузнецова Екатерина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ"СОШ № 24" г. Асбеста Свердловской обл.
Описание материала: Данный материал представляет собой текст проверочной работы по русскому языку в четырех вариантах, а также ключи. Работа предназначена для учащихся 10 классов и предлагается после изучения раздела "Языковые нормы". Каждый номер задания соответствует номеру демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2015 года.
Цель: оценить уровень знаний учащихся по данной теме, предоставить возможность познакомиться с типологией заданий ЕГЭ по русскому языку

1 вариант

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды - весьма распространённые объекты.
ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
трое друзей
военные госпиталя
пара носков
более точно
наилучший результат

7.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»
Б) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульп¬торы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
В)Те, кто умеют играть на скрипке, обладают обычно тонким слухом.
Г) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
Д) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ




А Б В Г Д

2 вариант

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
бОроду
лилА
назвалАсь
сверлИшь
прозОрлива

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.


6.
к ДВУХСОТЛЕТИЮ со дня рождения
у ОБЕИХ сестер
наиболее ВКУСНЫЙ
ДОКТОРЫ наук
ДВУМЯСТАМИ рублями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) В своём тексте автор поднимает проблему о взаимоотношениях учителя и учеников.
Б) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
В) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука.
Г) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
Д) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

3 вариант

4 . В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
гнАлась
зАтемно
кремЕнь
звонИт
тОрты

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
2) В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
3) В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.
4) Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
5) КАМЕНИСТУЮ почву сложнее обрабатывать.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём
СКУЧНЕЕ всего
пушные ТОРГИ
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ЧЕТВЕРО братьев

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Все, кто опоздал на первую пару, извинился перед преподавателем.
Б) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
В) Он обратился и получил помощь от директора завода.
Г) В ТРЦ «Карнавале» сегодня распродажа.
Д) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

4 вариант

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ракУшка
принЯться
обеспЕчение
пОнявший
облегчИть

5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и рома¬нам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЛОЖЬТЕ на полку
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
опытные ШОФЕРЫ
несколько ГЕКТАРОВ

7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
Б) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
В) Получив начальное домашнее образование в Москве, этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
Г) Я читал роман «Анну Каренину».
Д) Я знаком с группой ребят, болеющими
за «Динамо». ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

Ключи
№ задания Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
4 Дозировать Прозорлива Гналась Понявший
5 Памятливый Стряхнуть Затруднительного Гордость
6 Госпитали Доктора Промок Положите
7 71236 15263 21435 41536

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Проверочная работа по русскому языку для 2 класса

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 7 заданий. Ответы на задания запиши в работе. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Дорогие ребята!

Вам предстоит написать проверочную работу по русскому языку. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, я рекомендую просмотреть глазами весь материал, это поможет настроиться на работу. Приступая к выполнению задания, не спешите, прочитайте внимательно всю инструкцию до конца. Постарайтесь выполнить правильно как можно больше заданий.

Русский язык. 2 класс. Учебник.
Учебник включает следующие тематические блоки: "Как устроен наш язык", где даются основы лингвистических знаний; "Правописание", где формируются навыки грамотного письма; "Развитие речи", где впервые организуется систематическая работа с текстом, его структурой, а также типами текстов. Содержание учебника позволяет организовать дифференцированное и индивидуальное обучение: помимо материала для обязательного усвоения представлены темы ознакомительного характера.

1. Внимательно прочитай и спиши текст.

    Выполняя первое задание, внимательно прочитай текст.

    Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.

    Выясни смысл непонятных для тебя слов (можно спросить у учителя).

    Прочитай каждое слово в тексте. Найди и подчеркни карандашом все «опасные места».

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

    Еще раз перечитай текст.

    Списывай по одному предложению, диктуя слова по слогам, проговаривая каждую букву.

    Проверь себя: читай написанное тобой и сравни с исходным текстом.

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

2. Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова: школа, класс, парта, урок, звонок.

Прежде чем приступить ко второму заданию, постарайся вспомнить весь алфавит. Произнеси его про себя или шепотом. Приступая к выполнению задания, не спеши. Произноси шепотом по две буквы подряд по алфавиту: А, Б и смотри на первую букву в словах. Если буква алфавита совпала с первой буквой в слове, то запиши его на строке, если нет, то продолжай. Произноси по 2 буквы из алфавита по порядку до тех пор, пока не запишешь все слова. Не торопись, чтобы не допустить ошибок.

Правильное расположение слов: звонок, класс, парта, урок, школа.

#ADVERTISING_INSERT# 3. Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Выполняя третье задание, вспомните все парные согласные по звонкости-глухости. На ленте букв звонкие согласные расположены в верхней части. При произнесении звонких согласных мы используем голос.

Произнеси про себя или шёпотом все парные согласные по звонкости-глухости, которые являются твердыми: [б/п], [в/ф], [г/к], [д/т], [ж/ш], [з/с].

Затем все парные согласные по звонкости-глухости, которые являются мягкими:

[б"/п’], [в’/ф’], [г’/к’], [д’/т’], [з’/с’].

Не забывай, что есть звонкие согласные, не имеющие пары по звонкости-глухости:

[й’/-],[л/ -], [л’ / -], [м/ -], [м’/ -], [н / -], [н’ / -], [р / -], [р’ / -].

Теперь приступай к выполнению задания. Произнеси слово, назови первую букву и произнеси звук, обозначающий букву. Определи: это звонкий или глухой звук? Если звонкий звук, то подчеркни все слово. Таким образом работай и с другими словами.

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук.Слышишь голос или шум? Если слышишь голос, то звук звонкий, если шум – глухой.

Подчеркнем первое слово – зима, т.к. первый звук [з’] звонкий - мягкий и третье слово – горка, т.к. первый звук [г] звонкий-твердый.

Ответ: Зима, коньки, санки, горка, шапка.

4. Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Тигр, лань, косуля, белка, выдра.

Выполняя четвертое задание, вспомни, что согласные бывают не только звонкие и глухие, но и твёрдые и мягкие. Также вспомни, что есть согласные, которые всегда мягкие – это [й’], [ч’], [щ’].

Произнеси первое слово: тигр . Теперь произнеси слог-слияние: [т’и]. Затем отдельно первый звук: [т’]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим мягкий звук [т’]). Посмотри, что обозначило его мягкость? (гласная и, которая обозначает мягкость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове тигр первый звук мягкий, то это слово надо подчеркнуть.

Произнеси второе слово: лань . Теперь произнеси слог- слияние:

[л а]. Затем отдельно первый звук: [л]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твёрдый звук [л]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная а, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове лань первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо, приступай к следующему слову.

Произнеси третье слово: косуля . Теперь произнеси первый слог: [к а]. Затем отдельно первый звук: [к]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твердый звук [к]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная а, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове косуля первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо, приступай к следующему слову.

Произнеси слово: белка . Теперь произнеси первый слог: [б’э л]. Затем отдельно первый звук: [б’]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим мягкий звук [б’]). Посмотри, что обозначило его мягкость? (гласная е, которая обозначает мягкость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове белка первый звук мягкий, то это слово надо подчеркнуть.

Работаем над последним словом. Произнеси слово: выдра . Теперь произнеси первый слог: [выд]. Затем отдельно первый звук: [в]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твердый звук [в]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная ы, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод : если в слове выдра первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо.

Выполняя это задание, старайся правильно вычленять первый звук, который ты наблюдаешь: слово – слог/слог-слияние – звук;

Тигр - ти - [т’]

Лань – ла – [л]

Косуля - ко – [к]

Белка – бел – [б’]

Выдра – выд – [в]

Подчеркнём два слова : тигр, лань, косуля, белка, выдра.

5. Раздели слова на слоги. При делении слов на слоги используй вертикальную линию.

Полёт, удар, Мария, сарай .

#ADVERTISING_INSERT#

Задание 5 требует вспомнить правила деления слов на слоги.

    Слог образует гласный звук.

    В слове столько слогов, сколько гласных.

    Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной.

    Слог может состоять из одного звука (гласного) или нескольких звуков (кроме гласного, есть согласный или группа согласных).

    Слог может быть открытым или закрытым.

После того, как ты вспомнил правило деления слова на слоги, приступай к выполнению задания.

Теперь внимательно работай над каждым словом. Прочитай первое слово: полёт . Отметь в нём все гласные: полёт. Сколько гласных отметили?(2) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: по/лёт.

Прочитай второе слово: удар . Отметь в нём все гласные: удар. Сколько гласных отметили?(2) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: у/дар.

Прочитай третье слово: Мария . Отметь в нём все гласные: Мария. Сколько гласных отметили?(3) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: Ма/ри/я.

Прочитай четвёртое слово: сарай . Отметь в нём все гласные: сарай. Сколько гласных отметили?(2) Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: са/рай.

Если ты всё же затрудняешься разделить слова на слоги, то вспомни, как мы делили слова на слоги в первом классе. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе . Можно «прохлопать» слово в ладоши.

Правильно разделить слова на слоги так: по/лёт, у/дар, Ма/ри/я, са/рай.

6. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой (например, не - бо).

Полёт, удар, Мария, сарай.

Чтобы выполнить задание 6, давайте вспомним правила переноса слов, которые вы уже знаете:

    Слова переносим по слогам.

    При переносе слов нельзя оставлять в конце строки и переносить одну букву.

    При переносе нельзя оставлять и переносить часть слова, которая не составляет слога.

    Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

    Нельзя отрывать букву «й» от предшествующей гласной.

После того, как ты вспомнил правила переноса слов, найди слова, которые нельзя перенести по слогам. Вспомни почему? У нас встречается слово: удар. Слово «удар» делится по слогам так: у/дар, гласный «у» образует слог, но по правилам переноса нельзя переносить или оставлять одну букву на строке. Поэтому это слово мы выписывать не будем. Посмотрим на остальные слова. Можно перенести по слогам слово - полёт? Да, можно. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: по-лёт.

Прочитайте слово Мария. Можно перенести по слогам слово - Мария? Да, можно, только для переноса получиться 2 слога, т.к. одну букву «я» мы не можем перенести на другую строку. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: Ма-рия.

Прочитайте последнее слово сарай. Можно перенести его по слогам? Да, можно. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: са-рай.

Правильная запись: по-лёт, Ма-рия, са-рай.

7. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, солнце, тумане, встаёт, зимнем

Выполняя последнее задание, вспомни, что такое предложение.

(Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении всегда связаны между собой по смыслу.)

Расположите слова так, чтобы они стали связаны по смыслу.

Поможет тебе выполнить задание алгоритм действий :

    Подумай, какое слово надо написать первым.

    Установи последовательность слов. Пронумеруй порядок слов.

    С какой буквы начинаем писать предложение?

    Запиши получившееся предложение, не забывая о грамотном написании.

    Что поставишь на конце предложения?

    Проверь, правильно ли ты написал(ла).

Здесь возможно записать предложение по – разному:

Солнце встаёт в зимнем тумане.

Солнце в зимнем тумане встаёт.

В зимнем тумане встаёт солнце.

Встаёт в зимнем тумане солнце.

Встаёт солнце в зимнем тумане.

ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ)

Содержание работы.

1.Диктант.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание.

2.Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 - ягода, вариант 2 - поздно.

4.Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 - в шестом предложении.

5.*Выписать из текста слова с противоположным значением.

ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)

Содержание работы.

1.Диктант.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он побежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание.

2.В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

3.Разобрать слова как части речи.

Укрыли, молочным, (за) ночь.

4.Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПРОВЕРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ)

Цель и содержание работы по русскому языку

Определить уровень сформированности написания под диктовку текста в соответствии с правилами, изученными в 3 классе.

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху.

Осуществлять самоконтроль выполненной работы.

Учить устанавливать причины выявленных пробелов и подбирать соответствующие способы проверки.

2)

3) 4 .

Структура работы.

Работа состоит из текстового диктанта, объемом 80 слов и грамматического задания.

Время выполнения работы.

Система оценивания.

Оценки за диктант.

Учет ошибок в диктанте:

Ошибкой считается:

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки:

«5» - без ошибок.

Разделы содержания

Количество заданий

Фонетика и графика

Орфография и пунктуация

Состав слова

Синтаксис

Морфология

Кодификатор

задания

Диктант

Ставить точку в конце предложения

Правописание предлогов и приставок

Правописание двойных, непроизносимых, звонких и глухих согласных

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Правописание личных окончаний глаголов

Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Грамматическое задание

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

10.

11.

Подбирать проверочные слова

Умения различать буквы и звуки, выполнять звуко - буквенный анализ слова

13.

Находить в тексте слова с противоположным значением.

2. Ягодка - ягода, полезная - польза, поздно - опоздать.

3. Я-го-да [йагада]

я [й ˋ ]-согл., зв.непар., мяг.непар.,

[а]-гласн., удар.

г[г]-согл, зв.пар.. тв. пар.

о[а]-гласн.,безуд.

д[д]-согл.,зв.пар., тв.пар.

а[а]-гласн., безуд.

5 б., 6 зв.

4.В начале апреля дети отправились на болото.

Вдоль тропы стояли сухие травы

5.* Широкая - узкая.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПРОВЕРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)

Цель и содержание итоговой работы по русскому языку

Писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с правилами, изученными в 4 классе.

Проверить уровень освоения программы по русскому языку и сформированность следующих результатов:

вычленение общих способов решения орфографических задач и использование их при письме;

применение правил правописания (в объёме содержания курса 4 класса);

осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;

каллиграфически и орфографические правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Структуру и содержание работы

определяют следующие документы:

1)Федеральный государственный стандарт начального общего образования(приказ Министерства образования и науки РФМ373 от06.10.2009г.)

2) Горецкий В.Г., КанакинаВ.П. и др. «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011 г.

3) Поурочные разработки по русскому языку. Москва. «ВАКО» 201 4 .

Структура работы.

Работа состоит из текстового диктанта, объемом 78 слов и грамматического задания.

Время выполнения работы.

На написание и проверку диктанта отводится 30 минут, на выполнение грамматического задания- 10 минут.

Система оценивания.

Оценки за диктант.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно в полнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Разделы содержания

Количество заданий

Фонетика и графика

Орфография и пунктуация

Состав слова

Синтаксис

Морфология

Кодификатор
предметных умений по русскому языку

Проверяемые предметные умения

задания

Диктант

Употреблять заглавную букву в начале предложения.

Ставить точку в конце предложения.

Правописание предлогов и приставок, не с глаголами.

Правописание двойных, непроизносимых, звонких и глухих согласных.

Правильно обозначать буквами безударные гласные в корне слова.

Правописание падежных окончаний имён существительных и имен прилагательных.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правильное использование разделительных ъ и ь, ь - показателя мягкости согласного.

Правописание слов с непроверяемым написанием.

Грамматическое задание

10.

Находить главны е член ы предложения: подлежащее и сказуемо е

11.

Установливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении

12.

Умения различать буквы и звуки, выполнять звуко - буквенный анализ слова

13.

Распознавать части речи и их грамматические признаки.

2,3

Ключ к грамматическому заданию

2. м. гл. с. гл. м. сущ. п. сущ.

Он побежал и пел свою песенку о весне.

Пел (что?) песенку, песенку (чью?) свою, песенку (о чём?) о весне.

3. Укрыли - гл. (что сделали?)

Н.ф. - укрыть, прош.вр., мн.ч.

Сказ.

Молочным - прил. (каким?)

Н.ф. - молочный, ед.ч., м.р., Т.п.

Втор.чл.

(За) ночь - сущ. (за что?)

Н.ф. - ночь, нариц, неодуш, 3 скл, ед.ч, В.п.

Втор.чл.

4. Ле-дя-ны-е [л ˋ ид ˋ аный ˋ э]

л[л ˋ ] - согл.,зв. непар., мягк. пар.

е[и] - гласн., безуд.

д[д ˋ] - согл., зв.парн.,мягк. парн.

я[а] - гласн., безуд.

н[н] - согл., зв.непарн., тв.парн.

ы[ы] - гласн., ударн.

е[й ˋ] - согл, зв.непарн., мягк. непарн.

[э] - гласн., безуд

7 б., 8 зв.

Проверочная работа

Вариант 1

Ст..ял х..л..дноватый, но тихий зимний день. На месте грязных луж хрустели тонкие л..дяные корки. Порхал ре..кий чистый сн..жок.

Имя существительное – это часть ____________, которая обозначает __________________ и отвечает на вопросы _________________________ .

Мужской род

Женский род

Средний род

Аллея, вагон, богатство, восток, декабрь, молоко, тетрадь, октябрь, солома, радость, лагерь, квартира, молодёжь, ёж.

Солнце опускается к горизонту. Мы с друзьями бродили по лесу. Скоро станет совсем темно.

    Какие части слов выделены?

ЗИМний, ПЕРЕлесок, прибежаЛ, с товарищАМИ.

Солнце осветило зелёное поле .

Проверочная работа

Вариант 2

    Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях существительные, прилагательные, глаголы. Обозначь их сверху буквами: сущ., прил., глаг.

Уже густели ранние д..кабрьские сумерки. В небе з..жглись первые крупные звёзды. А белые х..лмы во тьме к..зались огромными.

    Запиши слова, которыми можно дополнить этот текст.

Имя прилагательное – это часть ____________, которая обозначает __________________ предмета и отвечает на вопросы _______________________________________________ .

    Запиши существительные в три столбика.

Мужской род

Женский род

Средний род

Учитель, яблоко, четверг, товарищ, февраль, календарь, одежда, пальто, метро, жилище, деревня, небо, помощь, багаж.

    В предложениях найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены.

Река радует светлым журчанием. Ночью в реке заиграют звёзды. Мы мечтали найти исток реки.

    Какие части слов выделены?

ПОДснежник, за полЯМИ, встретиЛ, ГОРный.

    Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное в предложении слово.

Ветер спутал мои волосы .

Проверочная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Образец
Часть 1
ДиктантЧасть 2.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Звонит, начать, баржа, ракушка.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.
Гуляя по лесу, мы обнаружили лисью нору.
Ответ. _____________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания 6–16. Запиши ответы в отведённых для этого полях.
ФАЗАНЫ(Описание)
(1) На Кавказе диких кур зовут фазанами. (2) Их так много, что они там дешевле домашней курицы. (3) За фазанами охотятся с кобылкой, с подсаду и из-под собаки.
(4) С кобылкой вот как охотятся: возьмут парусины, натянут на рамку, в середине рамки сделают перекладину, а в парусине сделают прорешку. (5) Эта рамка с парусиной называется кобылкой. (6) С этой кобылкой и с ружьем на заре выходят в лес. (7) Кобылку несут перед собой и высматривают в прорешку фазанов. (8) Фазаны по зорям кормятся на полянках; иногда целый выводок - наседка с цыплятами, иногда петух с курицей, иногда несколько петухов вместе.
(9) Фазаны не видят человека, а не боятся парусины и подпускают к себе близко. (10) Тогда охотник ставит кобылку, высовывает ружье в прореху и стреляет по выбору.
(11) С подсаду охотятся вот как: пустят дворную собачонку в лес и ходят за ней. (12) Когда собака найдет фазана, она бросится за ним. (13) Фазан взлетит на дерево, и тогда собачонка начинает на него лаять. (14) Охотник подходит на лай и стреляет фазана на дереве. (15) Охота эта была бы легка, если бы фазан садился на дерево на чистом месте и сидел бы прямо на дереве - так, чтобы его бы видно было. (16) Но фазаны всегда садятся на густые деревья, в чаще, и как завидят охотника, так прячутся в сучках. (17) И бывает трудно пролезть в чаще к дереву, где сидит фазан, и трудно рассмотреть его. (18) Когда собака одна лает на фазана, он не боится ее, сидит на сучке и еще петушится на нее и хлопает крыльями. (19) Но как только он увидит человека, то сейчас же вытягивается по сучку, так что только привычный охотник различит его, а непривычный будет стоять подле и ничего не увидит.
(20) Когда казаки подкрадываются к фазанам, то они надвигают шапку на свое лицо и не глядят вверх, потому что фазан боится человека с ружьем, а больше всего боится его глаз.
(21) Из-под собаки охотятся вот как: берут легавую собаку и ходят за ней по лесу. (22) Собака чутьем услышит, где на заре ходили и кормились фазаны, и станет разбирать их следы. (23) И сколько бы ни напутали фазаны, хорошая собака всегда найдет последний след, выход с того места, где кормились. (24) Чем дальше будет идти собака по следу, тем сильнее ей будет пахнуть, и так она дойдет до того места, где днем сидит в траве или ходит фазан. (25)Когда она подойдет близко, тогда ей будет казаться, что фазан уж тут, прямо перед ней, и она все будет идти осторожнее, чтобы не спугнуть его, и будет останавливаться, чтобы сразу прыгнуть и поймать его. (26) Когда собака подойдет совсем близко, тогда фазан вылетает и охотник стреляет.
6. Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ. 1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________ 7._________________________________________________________________
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ. _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как ты понимаешь значение слова «петушится»? 18 предложение. Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «прорешку» (из 4-го предложения) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).
Ответ. ______________________________________________________________
11. В 4-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:
Корень, суффикс, окончание
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ______________________________________________________
12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _
13. Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 2-го предложения все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).
Ответ. ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ. _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Представь, что одноклассник (одноклассница) просит у тебя почитать книгу, а ты не можешь ее дать, потому что она не твоя. Постарайся отказать так, чтобы не обидеть одноклассника (одноклассницу). Запиши свой отказ. Ответ. ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________