«Современный урок» - Традиционный урок. Прослеживается внешний результат, в основном- уровень освоения знаний. Самоконтроль (определение соответствия учебных действий требованиям учебной задачи). Обеспечивается внутреннее принятие учащимися целей предстоящей деятельности. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

«Современные технологии на уроках» - Competentia. Что такое «компетенция». Компетентностный подход. Учитель химии и ОБЖ Фёдоров Р.А. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.). Проблемы, понятия, инструментарий. Накопляемость оценок. ИКТ - компетентность. Преимущества ИКТ-технологий. Экономия учебного времени. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

«Педсовет Современный урок» - Предисловие «А урок остается!» Традиционный урок. ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Преобладание 3 варианта. Преобладание второго варианта. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анализ уроков. Главные методы воздействия- приказ, поручение. говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.

«Современный урок технологии» - Технологичность обучения. 2000-2001 год окончания начальной школы. Тенденции развития современного урока. Деятельностная. Формировать систему учебных и познавательных мотивов. 37 место. 16. Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ). Разнообразие типов урока.

«Как подготовить современный урок» - Конспект урока. Три группы методов обучения: Методы организации и осуществления УД. Структура урока. Как подготовить современный урок. Гигиенические условия урока. Организационный момент. Карта самоконтроля. Методы контроля и самоконтроля УД. 3. Аналитический этап. 1. Мотивационный этап.

«Требования к современному уроку» - 3. Стимулирование умственной деятельности обучающихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок. Требования к содержанию урока и процессу учения. Методические требования к уроку. Недостатки современного урока. 1. Знания нельзя давать в готовом виде. Типичные недостатки современного урока.

Всего в теме 19 презентаций

Работы познавательно-практического типа

Работы творческого типа

а) художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д.

в) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование

а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.

б) Общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.

классно-урочная система обучения основана Я. А. Коменским.

При классно-урочной системе обуче­ния учебная работа проводится со всеми учащимися одновремен­но. Она может носить общеклассный, групповой или индивиду­альный характер.

Структура урока зависит от того, какое место он занимает в общей систе­ме уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой орга­низационно, логически и психологически законченное целое. Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определен­ное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протя­жении учеников умело, организуют на работу, время распреде­лено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определен­ном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, рас­крывающие план темы, ее логическую структуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных резуль­татов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного ма­териала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель ре­шается на том или ином уроке, структура уроков, а следователь­но, и типы уроков будут различны. классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели уро­ка. Исходя из основной дидактической цели урока, можно ука­зать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков-контрольный, или учетный, урок.



Тип- по цели и ведущему методу обучения: трад и нетрад. Вид – по виду деятельности т источнику знаний.

Форма – ф.организации учебной деятельности (коллект(фронтальн), группов., индив.)

Стуктура нетрад урока: 1 актуализация старых ЗУН, 2 форм-е новых ЗУН, 3 применение их в новой ситуации, 4 д.з.

Типы трад урока: комбинир. Урок, объяснение нов материала, повторительно-обощающий, у. контроля знаний. Структура: организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; задавание домашнего задания.

Дидактические требования к современному уроку:

· формулирование образовательных задач;

· определение оптимального содержания урока;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде;

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.

2. Особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку;

· рабочее самочувствие;

· педагогический такт;

· психологический климат на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1. температурный режим;

2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

22. Основные типы уроков, их структура. Особенности построения уроков различных типов. Основные дидактические требования к уроку. Фронтальные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися в системе урока.

Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки занятий (45 мин.), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Всё это позволяет говорить о методологическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков. Наиболее стройную классификацию уроков дал К. Д. Ушинский. Он выделил следующие типы уроков:

· Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала;

· Уроки устных и практических упражнений, на которых осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков;

· Уроки письменных упражнений;

· Уроки оценки знаний, которые проводятся после определённого периода обучения и в конце учебного года.

По более уточнённой классификации выделяют следующие типы уроков:

1. Уроки смешанные, или комбинированные;

2. Уроки сообщения новых знаний;

3. Уроки закрепления изученного материала;

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

5. Уроки проверки и оценки знаний.

Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практической значение. Подготовка учителя к занятию начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбираются необходимый дидактический материал, и определяется методика занятий.

Дидактические основы урочных занятий присуще те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировачный и оценочно-результативный.

Особенности дидактических основ уроков различных типов.

1. Смешанные или комбинированные уроки. При их проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков. В смешанном уроке выделяют следующие этапы:

a. Организация учащихся к занятиям;

b. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

c. Работа по осмыслению и усвоению нового материала;

d. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике;

e. Домашнее задание.

Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого этапа.

Организация учащихся к занятиям. Каждый урок начинается, как правило, с организации учащихся к предстоящим занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям. Для этого обычно используются следующие приёмы:

· Войдя в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означающую, что учащимся нужно успокоиться, и затем поздороваться;

· Можно сделать тактичное замечание отдельным ученикам и предложить им прекратить нарушение порядка;

· Иногда можно напомнить учащимся о каком-либо примечательном событии или факте, имевшем место в классе, с тем, чтобы отвлечь их от только что полученных впечатлений и настроить на работу и т. п.

Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определённым динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспособности. После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом.

Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Обучающее значение данного этапа включает: а) когда ученик предполагает, что он может подвергнуться проверке знаний по пройденному материалу, это побуждает его лучше подготовиться к уроку; б) повторение и проверка знаний по пройденному материалу обычно связаны с его воспроизведением, а это является лучшим средством усвоения изученного материала; в) повторение и проверка знаний учащихся связаны с речевым воспроизведением пройденного материала, что способствует развитию их речи, развитию мыслительных способностей. Но все эти положения относятся только к тем учащимся, которые подвергаются проверке знаний и воспроизводят изученный материал. Поэтому используются и другие формы опроса: фронтальный, уплотненный. Стремление к обстоятельной проверке знаний всех учащихся послужило основой для проведения зачётов, которые проводятся после изучения отдельных разделов учебной программы непосредственно на уроке или во внеурочное время.

Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала. Этот этап урока начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными путями. Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой. Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. В-третьих, новый материал может быть связан с ранее изученным путём указания на последовательность в расположении программного материала. Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно чётко её сформулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися. Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны. Эта работа должна включать в себя: первичное восприятие и осмысление нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание. Иначе говоря, овладение новым материалом должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Во многих случаях, когда позволяет содержание новой темы, учителя, применяют проблемный способ изложения материала, побуждая учащихся к самостоятельности нахождения в нём причинно-следственных связей. Умелая организация первичного и последующего осмысления материала учащимися и его усвоения создают предпосылки для овладения знаниями непосредственно на уроке.

Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений. К данному этапу нельзя приступать. Если учащиеся не освоили теоретический материал. Очень важно, чтобы тренировочные упражнения носили творческий характер, а даваемые учителем задания побуждали учащихся к размышлениям, к применению знаний в видоизменённых условиях. Этот этап урока может завершаться небольшой проверочной работой, показывающей, как учащиеся усвоили новый материал.

Домашнее задание. Для прочего и глубокого овладения изучаемым материалом учитель даёт домашнее задание. Обычно эти задания включают в себя: изучение текста учебника, в котором излагается новый материал, а также различного рода письменные и практические упражнения. Одно их требований состоит в том, чтобы учитель в процессе работы по изучению нового материала обращал внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания. Второе требование заключается в том, чтобы домашнее задание не сводилось лишь к репродуктивной (воспроизводящей) учащихся, а включало в себя элементы творческой работы.

2. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции. Они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в старших и средних классах, когда изучается довольно объёмистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы беседы. Для этих уроков характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям, б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа), в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала, г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения узловых вопросов; е) домашнее задание. Главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.

3. Уроки закрепления изучаемого материала. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы. Они направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали время их проведения и их основных задачах. Учитель должен также выделить основные вопросы, по которым должны готовиться учащиеся. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменным, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса и фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце работы проводится небольшая самостоятельная работа.

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебного года, когда пройден весь программный материал. Учитель выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. В качестве методов на этих уроках могут использоваться обзорные лекции, беседы, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Их цель – активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его ключевые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Различие суждений по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции.

7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. По многим предметам эти уроки проводятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших проверочных работ. После проверки контрольных работ обычно проводятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

Важной воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями.

Коллективный характер урочных занятий, порождает состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности и других нравственных качеств. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учащихся. Встаёт вопрос об учёте этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий.

Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Это позволяет видеть учителю те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и сразу же, оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Более сильным школьникам даются несколько усложнённых или дополнительных заданий, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Индивидуальная работа с учащимися осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения упорства в учебной работе. Более сильным ученикам ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу.

Наиболее эффективной является сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы с учащимися.

Во все времена основным способом донесения знаний до детей был и остается урок. Для того чтобы понять, какого типа урок необходимо проводить в тот или иной момент, следует определиться с его целью. Классификация уроков, в зависимости от преследуемой цели, выделят 6 их типов. Применение каждого из них на практике является залогом успешно проделанной работы. Основные типы уроков представлены ниже.

Уроки по типам

Педагогическая практика включает в себя множества разных подходов к проведению уроков. Согласно традиционной классификации, типы уроков подразделяются на несколько видов, в зависимости от своей дидактической цели:

  • Получение новых знаний.
  • Закрепление.
  • Обобщение и систематизация.
  • Повторение.
  • Контроль и коррекция.
  • Обобщенный урок.

Типы уроков по ФГОС классифицируются несколько по-другому. Считается, что данный стандарт переносит акцент в образовательном процессе на запросы, нужды и интересы учеников. Согласно этому, типы уроков по ФГОС подразделяются следующим образом:

  • Урок по усвоению новых знаний (урок экскурсия, лекция, конференция, беседа, путешествие, служат примером данного типа образовательного занятия).
  • Урок по их комплексному применению (используются диспуты, лекции, откровения и другие, часто нестандартные уроки).
  • Урок рефлексии (в качестве примера можно представить такие варианты, как практикум, диалог, деловая игра)
  • Урок с использованием развивающего контроля (проводятся в формате устного опроса, письменной работы, тестирования, творческого отчета).

Особенностью проведения уроков по ФГОС является следование «учебной ситуации». Данный термин означает то, что теперь учитель не должен преподносить ученикам сразу готовое знание. Его задача - создать такую ситуацию, в рамках которой ученики смогут сами найти предмет изучения.

Тип 1: изучение нового

Данный урок является очень важным, так как ученику преподносятся новые и совсем не знакомые для него знания. Именно от того, как он усвоит это на первых порах, зависит его дальнейшее понимание темы и использование знаний на практике. Изучение нового материала осуществляется в формате традиционного урока, лекции, исследовательской работы, ученого или же трудового практикума, также используется урок-экскурсия.

Прежде чем начать знакомство с новой информацией, учитель должен проверить правильность выполнения учениками домашнего задания. Затем любой классический урок включает момент подготовки учащихся к усвоению. Когда учитель видит, что его подопечные уже готовы в полной мере получать новые знания, он начинает их потихоньку преподносить. После того как основная масса информации высказана, необходимо проверить, насколько хорошо дети ее запомнили. Для этого проводится первичная проверка усвоения новых знаний учениками. Далее классический урок предусматривает первичное закрепление информационного потока, изложенного учителем. Для этого решаются подходящие для учеников данного возраста и уровня задания. После того как основная информация точно отложилась в умах школьников, начинается этап контроля и самостоятельной проверки усвоения новых знаний. В завершение занятия учитель обязан подвести итоги проделанной работы, высказать основные выводы и дать ученикам рекомендации. Для того чтобы изученный материал не забылся, ученикам дается домашнее задание, которое они выполняют самостоятельно. Это позволяет более точно понять, насколько хорошо дети усвоили информацию, а также выявить тех, кому пройденная тема показалась слишком сложной. Следует помнить, что на следующем занятии домашнее задание необходимо обязательно проверять. Цели урока данного типа - донести до учеников новые знания, закрепить их первично и проверить способность учеников применять полученную информацию самостоятельно на практике.

Тип 2: закрепление пройденного материала

Несмотря на то что все новые знания закрепляются в процессе получения, этого недостаточно, чтобы усвоить их по максимуму. Основные типы уроков обязательно включают этап закрепления пройденного материала. Реализуется он посредством практикумов, лабораторных работ, консультаций и собеседований. Также практикуется урок-экскурсия. Он позволяет ученикам своими глазами посмотреть на предмет изучения. Цели урока - выработка практических умений и применение недавно полученных знаний. Такие типы уроков в школе предусматривают актуализацию базовых знаний и внесение корректировок в них. После того как ученики поймут, о чем пойдет речь, им обрисовывают область использования полученных знаний. Данный этап позволяет понять, в какой сфере или в какой момент времени будет правильным применить то или иное знание, а также что оно позволяет измерить или определить.

После того как общая картина сформировалась, учитель предлагает перейти к пробному применению изученного материала. Существует большая вероятность, что опробование знаний на практике не для всех будет понятным. Для того чтобы всё-таки отработать методику их использования, ученикам необходимо выполнить упражнение-образец со сходными условиями. Его выполнение позволит в будущем применять накопленную информацию безошибочно. Чтобы знания были максимально универсальными и применимыми не только в одной образцовой области, учитель завершает урок, давая школьникам решить задачу с новыми условиями. Как и все виды уроков, закрепление пройденного материала позволяет получить качественные навыки и научиться пользоваться информацией.

Тип 3: комплексное применение полученных знаний

Все виды уроков имеют четкий алгоритм проведения. Так, для того чтобы научиться комплексно применять знания в практической деятельности, необходимо пройти через следующие ступени:

  • Актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках и способные помочь в творческом применении информации.
  • Обобщить и провести систематизацию изученных материалов и способов деятельности.
  • Усвоить процесс выполнения образцового задания по применению знаний, умений и навыков.
  • Выполнить задание по применению обобщенных изученных материалов в незнакомой ситуации.
  • Контролировать самостоятельно или с помощью учителя знания, умения и навыки.

Выполнение каждого из представленных этапов позволит наиболее эффективно принять и усвоить полученные навыки, знания и умения. Типы уроков обычно выражаются в самых разных формах проведения образовательного процесса. Этапы для всех являются одинаково актуальными. Для комплексного применения изученных материалов проводится урок - лабораторная работа, семинар, практикум. Учитель, проводя занятие в любом из представленных форматов, ставит перед собой цель. Традиционно это достижение самостоятельности в вопросе практического применения комплексных знаний в самых различных ситуациях. Изучать материал и применять его в комплексе - очень важный момент процесса обучения. Не все типы уроков практикуют данный формат преподавания.

Тип 4: повторение

С давних пор известно, что повторение - мать учения. Именно поэтому типы уроков обязательно включают в себя элемент повторения полученных в процессе других занятий знаний, умений и навыков. Иначе его называют уроком по систематизации и обобщению пройденных материалов. Урок-семинар, конференция или же занятие в формате круглого стола являются типичными формами повторения знаний, умений и навыков. Благодаря данному этапу огромнейшее количество материалов, накопившихся в памяти, превращаются в одну строго упорядоченную систему. Таким образом, можно смело заявить, что основной целью проведения урока по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков является обобщение частных информационных блоков в общую структурированную систему.

Для того чтобы поставленная цель стала достижимой, необходимо пройти определенный путь по переводу хранящейся в памяти ученика информации в четкую базу данных. Для начала учитель проводит подготовительную беседу со своими подопечными. Он обсуждает те темы и проблемы, которые давал ученикам заранее, также узнает, смогли ли они ответить на заданные ранее вопросы, и какой литературой им было удобнее всего пользоваться. Получив все необходимы ответы, педагог обеспечивает учащихся материалом, необходимым для выполнения заданий. Обычно это таблицы, справочники, схемы, наглядные пособия. Основная задача учеников на данном этапе - свести частные показатели в один обобщенный. Далее идет обобщение единичных данных в общую систему. На данном этапе практикуются уроки самостоятельных работ. Затем учитель подводит итоги занятия, выслушивает результаты самостоятельной работы учеников и приводит им пример обобщения единичных показателей согласно тем источникам, которые использовали его подопечные. Так он дает каждому из детей попробовать найти правильный подход самостоятельно, и если этого не случается, то оказывает помощь.

Тип 5: контроль знаний

Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачеты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков - определение уровня владения ими.

Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утвержденных уровня понимания и усвоения знаний:

  • Осознанное восприятие и фиксация знаний в памяти. Другими словами, ученик все понял, выучил и может воспроизвести.
  • Готовность применять на практике полученные знания только согласно предложенному образцу в аналогичных условиях. Имеется в виду, что учащийся смог понять, запомнить, воспроизвести и применить согласно образцу.
  • Готовность применять знания творчески и нестандартно. Данный уровень является наивысшим и подразумевает, что ученик мастерски овладел знаниями, которые ему предлагались на втором уровне, и может их применять как для идентичных, так и для совсем незнакомых условий.

Тип 6: комбинированный урок

Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.

Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов. Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках. Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:

  • Процесс обучения, основанный на работе с усвоенными раньше данными. Это делается для их повторения и как следствие более прочного закрепления.
  • Процесс обучения, основанный на изучении новой темы с ее последующим закреплением.
  • Процесс обучения, в основе которого лежит работа с материалом, который поможет более точно понять и изучить новые знания.

Нестандартные подходы к проведению уроков

Порой, общаясь с высококвалифицированным педагогом, можно услышать такой термин, как нестандартный урок. Так как многие люди проходили обучение только согласно классической схеме преподавания, это высказывание способно вызвать массу вопросов. Первое, что интересно узнать, - это то, какие именно уроки можно назвать нестандартными. Виды уроков данного типа - это не просто урок практических работ, это занятия в формате "судебного заседания", "научного форума", диспута, конструктивного диалога, творческой пресс-конференции, яркого концерта или увлекательного мастер-класса.

Второй вопрос, на который неосведомленному человеку хочется получить ответ: что представляют собой перечисленные выше и другие подобные нестандартные уроки, причиной появления которых стал поиск новых типов и форм подачи знаний? С точки зрения характера признаков можно заметить, что каждый нестандартный урок можно с уверенностью отнести к одному из классических типов. В качестве примера хочется рассмотреть урок-суд. Фактически на уроке обыгрывается судебное заседание, действующими лицами которого выступают ученики класса. Каждому из них даются заранее определенные роли, после чего ребята погружаются в конкретную ситуацию. Например, они рассматривают "дело" Всемирной паутины. Судьей в данном случае является учитель. Такой формат его участия в процессе позволяет направлять занятие в правильное русло. Ученики, согласно своим ролям, пытаются оправдать или осудить в рамках заседания. В итоге суд подводит основные итоги и выносит свой вердикт.

В данной конкретной ситуации он может быть следующим: Интернет стал обязательным атрибутом ежедневной жизни человека. Его использование не всегда приводит к положительным результатам, поэтому просто необходимо научиться разумно применять великое достижение современности, чтобы не стать интернет-зависимым человеком. Фактически данное занятие является ярким примером дидактической игры по ролям и отвечает всем ее обязательным характеристикам.

Интегрированные занятия

Называя занятие интегрированным, сразу можно понять, в каком формате оно будет проведено и какова будет его сущность. Суть интегрированного занятия - объединение знаний и усилий учителей из разных областей для подготовки и проведения занятия, которое сможет донести до учеников интегрированные знания о конкретном объекте.

Классифицируются уроки данного типа в зависимости от смысла или от дидактической цели. К перечню уроков, классифицируемых по дидактической цели, относят занятия, на которых изучаются новые материалы, уроки, в рамках которых ранее полученные знания обобщаются и сводятся в единую систему, и комбинированные уроки.

Для интегрированных уроков характерны значительные возможности педагогического характера. Занятия данного рода позволяют ученикам получать глубокие и многогранные знания о конкретном объекте изучения. Благодаря тому, что в рамках интегрированного занятия ученики получают информацию из различных областей науки, у них появляется возможность по-новому осмыслить казавшиеся ранее понятными события и явления.

Использование на практике интегрированных уроков приводит к расширению возможностей синтеза знаний и формированию у учеников умений по использованию и перенесению знаний, принадлежащих одной области, в другую. Такие условия способствуют стимулированию аналитических способностей школьников, развивают необходимость системного подхода к объекту изучения, помогают научиться анализировать и сравнивать различные непростые процессы и явления реальной действительности.

Работа в направлении интегрированности процесса обучения способствует формированию целостного и более верного восприятия действительности. Все это можно назвать серьезной предпосылкой для формирования нового мировоззрения в науке.

Как сделать урок лучше и эффективнее

Методики улучшения процесса обучения вводятся различными научными направлениями. Самыми выдающимися из них являются следующие пути совершенствования:

  • Ученика необходимо максимально заинтересовать, используя интересный материал или необычную форму обучения. Для этого урок следует проводить в формате поэтической свечи, визуализированного путешествия, необычной выставки, на примере шоу "Клуб веселых и находчивых" или любимого многими брейн-ринга.
  • Донесение до ученика более углубленных знаний необходимо реализовывать при помощи межпредметных связей. Здесь можно воспользоваться уроками в виде панорамы, бинарного или интегрированного занятия.
  • В рамках урока необходимо работать над развитием творческого потенциала школьников, а также стараться восполнять их потребность в коммуникациях и помогать формировать правильные идеалы. В данном случае актуальными являются уроки по развитию словесности и риторики, которые отличаются не только разной смысловой нагрузкой, но и формой проведения (пресс-конференция, творческая мастерская, заседание кружка).
  • Ученикам следует помогать реализовывать их идеи в области проблемно-поисковой, экспериментальной и научно-опытной работы. Сюда относят уроки естественного цикла и технические занятия, позволяющие ученикам находить решение поставленных задач, защищать тщательно подготовленные рефераты и интересные проекты.
  • В процессе совершенствования форм занятий, направленных на контроль знаний, было предложено проводить уроки в виде зачета, экзамена или же консультации.
  • Учитель должен стараться не только научить своих подопечных, но и постараться пробудить в них фантазию, а также развить способность по эмоциональному восприятию учебной программы. Для достижения такой сложной цели педагоги прибегают к урокам в формате игр и сказок.

Введением в рабочий процесс нестандартных уроков учитель вызывает у учеников живой интерес к познанию. Благодаря появившемуся интересу школьники получают серьезный стимул к получению новых знаний, мотивируются и начинают воспринимать школу не как место зубрежки, а как источник знаний.

Современные требования к структуре урока по ФГОС.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. (Слайд 2)

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация — одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Слад 2. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум - индивидуальных и групповых форм работы на уроке.

Слайд 3 .Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Три постулата современного урока:

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.

Слад 4. Какие требования предъявляются к современному уроку :

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Слад 5. Принципы педагогической техники:

- в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора;

Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

Освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания;

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Слад 6 . Учебные блоки урока.

  • не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
  • выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
  • четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
  • выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.

Слад 7 . Линейное построение блоков.(без комментариев)

Слад 8 . Организационный блок . Во вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные роли учащихся и т.п.

Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением.

К организации занятия также относится создание пространства для работы (например сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):

В результате занятия вы сможете:

Дать определение понятиям; - высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

Слад 9 . Мотивационный блок. Не менее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.

Общие требования к мотивации на уроке:

  • направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
  • возможность высказывать разные точки зрения;
  • связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
  • необычность формы или манеры подачи материала;
  • доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
  • проблемность или дискуссионность.

Слад 10 . Результаты мотивации. (Без комментариев)

Слад 11 . Информационный блок. Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).

Учебная задача

На познавательные УУД

  • Найди, выбери…, изучи…

Слад 12 . Аналитический блок. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.

Слад 13 . УУД аналитического блока. (Без комментариев)

Учебная задача

На познавательные УУД

- спроектируй стратегию поиска

сравни, оцени, классифицируй

исследуй…

На коммуникативные УУД

-на учет позиции партнера (выслушай, пойми…)

-на сотрудничество (договоритесь о…)

Слад 14 . Оценочный блок. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.

Ключевые положения:

  • оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
  • оценка не должна умалять достоинство человека;
  • следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
  • важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
  • оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
  • оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников. Учебная задача:
  • На регулятивные УУД
  • на самоконтроль (определи критерии оценки…
  • на самооценку (….
  • на коррекцию (…
  • на выбор(…

Слад 15 . Рефлексивный блок. Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Учебная задача:

На личностные УУД

На самоопределение (выбери…

На смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй…

На мотивацию (выскажи свою позицию, видение…)

На нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…

Слад 16-17 . План урока должен быть точным, информативным и давать представление о содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности учащихся. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществления учителем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме.

Современная школа должна обучать и воспитывать поколения детей, согласно требованиям, которые предъявляются в обществе к молодым людям. Дети должны получать знания, которые им пригодятся в дальнейшей учебе, профессии и в жизни.

Единицей процесса обучения является урок, который существует, как способ подачи учебного материала, уже много столетий подряд. Но, с течением времени и с изменениями в общественном устройстве государства, меняется и структура формы обучения, ее направленность.

Творческие изыскание и педагогическое мастерство преподавателя во многом предопределяют результат. Уроки определенной эпохи в целом демонстрируют схожесть, несмотря на то, что ведут их разные преподаватели. Это обусловлено общими требованиями времени и общества к воспитанию молодого поколения. Все занятия связаны основными элементами, которые позволяют достигать поставленных целей и решать текущие задачи учебного процесса.

Уроком называют ограниченный временными рамками целостный образовательный процесс. В нем переплетаются и взаимодействуют все элементы процесса постижения и усвоения знаний: цели образования, методы их достижения, содержание учебной программы и организация учебной практики. Один урок не способен решить все цели и задачи учебного процесса, он является лишь звеном в сложной цепи обучения. Это составляющая вереницы тем, разделов в курсе, а также творческое детище конкретного учителя, которых должен сделать отдельно взятый урок логически законченной единицей, связанной общей целью с другими частями в цепи образования.

Если на урок придет проверяющий, он будет оценивать, как выполняются требования к структуре и содержанию современного урока. А именно следующие его аспекты:

— Формулировка цели занятия.

— На сколько эффективно урок организован и структурирован.

— Соответствие темы урока и его содержания требованиям программы по данному предмету.

— Какую методику использует учитель для подачи материала. Тут имеет значение возраст и подготовленность учащихся.

— Поведение школьников во время занятия и их участие в рабочем процессе.

— Оценка самостоятельной работы школьников дома.

При оценке деятельности педагога учитываются то, на сколько полно преподаватель выполнил требования образовательного минимума; как материал соответствует индивидуальным требованиям и возможностям учащихся; профессиональный уровень самого учителя.

По своему желанию, но в соответствии с учебной программой, педагог выбирает возможные способы проведения урока. Это может быть ориентация на одного ребенка в случае индивидуального занятия, системный, деятельностный или инновационно-творческий подход, когда используются новаторские способы подачи материала школьникам.

Урок может быть организован по принципу лекции, объяснения новых тем. Тогда используются словесные и наглядные методы, различные дидактические материалы и прочее. Проводя семинар, учитель активно привлекает к работе детей, используя эвристические, исследовательские методы. На занятиях по наглядному изучению теории, помимо исследования и анализа действий, применяют проблемно-поисковые методы усвоения материала.

Для более наглядной подачи материала учитель наглядно демонстрирует детям тему, используя пособия (схемы, таблицы, плакаты, оборудование для практических работ, электронно-вычислительная техника) , а также практические опыты, если предмет предполагает таковые. Это делает урок интересным для детей и материал лучше ими усваивается.

Контроль за выполнением поставленных задач осуществляется посредством устных опросов, проведения контрольных и самостоятельных письменных работ, тестов.

Современный урок отличается от общепринятого понятия способом организации, методом подачи материала, целями и задачами, степенью вовлечения школьников в учебный процесс. Дети участвуют в проведении урока на всех его этапах.