Специалисты по кадровому менеджменту называют это явление моббингом, иначе говоря - групповой травлей. Чаще всего моббинг возникает среди подростков и в женских коллективах.

О том, как решить эту проблему, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва .

Сто причин для негатива

Ольга Жукова, «ЛекОбоз»: Светлана Валерьевна, ситуация, когда рабочий коллектив по каким-то причинам невзлюбил одного из сотрудников, встречается довольно часто. Это негативно отражается не только на психологическом климате в коллективе, но и на качестве работы. Но больше всего страдает тот человек, на кого направлена нелюбовь коллег. Что может сделать такой сотрудник для исправления ситуации?

Светлана Королёва: Прежде всего нужно понять причину такого негатива. Причины негативного отношения со стороны коллег могут быть внешние и внутренние. Внешние причины обычно бывают понятны и известны: чаще всего это конкретный рабочий конфликт, о котором знают все сотрудники. В этом случае моббинг заканчивается, как только конфликтная ситуация будет полностью урегулирована.

Но чаще всего негативное отношение коллег бывает вызвано внутренними причинами, которые выявить довольно сложно. Это могут быть какие-то барьеры в общении, которые люди сознательно или бессознательно возводят вокруг себя и тем самым противопоставляют себя окружающим. Иногда в их создании виноват сам этот человек, а иногда эти барьеры создаёт вокруг него коллектив.

- Как возникают такие барьеры?

Если человека по какой-либо причине невзлюбили в коллективе, то проблема всегда кроется в нём самом. Чаще всего это банальное неумение общаться с другими людьми, но может быть и так, что человек по каким-то собственным внутренним причинам не принимает традиции коллектива или даже отторгает их. Многие современные люди закрыты для общения: их волнуют только собственные проблемы, поэтому на интересы коллектива они не обращают никакого внимания. В большинстве случаев это провоцирует агрессию, потому что поведение такого человека при общении с окружающими воспринимается как угроза. Например, на простой вопрос: «Вы сейчас свободны?» - он агрессивно отвечает: «И что из этого?» Со стороны самого человека такой резкий ответ всего лишь защитная реакция, а окружающие воспринимают это как барьер для нормального общения.

Бег с препятствиями

- Это единственный случай, когда человек сам создаёт вокруг себя проблемы в общении?

Конечно, нет. Если человек закрыт для общения, то вокруг него очень часто возникают и другие барьеры. В психологии их называют барьерами дистанции: «вверх - вниз» или «дальше - ближе». Если вы сознательно или бессознательно выстраиваете вокруг себя такие барьеры, это непременно вызовет негативное отношение со стороны окружающих. Давайте рассмотрим каждый вариант отдельно.

Барьер «вверх» - это всегда директивная позиция. Слишком самоуверенный человек, который ставит себя выше других, слышит только то, что совпадает с его собственным мнением, и не считается с мнением окружающих, всегда воспринимается окружающими негативно: они видят в нём высокомерного человека, который никого не замечает вокруг себя. Если интересы коллектива не совпадают с личными ценностями такого человека, то добиться взаимопонимания с ним практически невозможно.

Барьер «вниз» - это позиция «маленького» человека, который старается спрятать своё «я» и не привлекать к себе внимания окружающих. В этом случае человек становится «серой мышкой»: коллеги зачастую просто не замечают его присутствия и относятся к нему «никак».

Барьер «дальше» - это отдаление от сослуживцев на максимальное расстояние. Если человек концентрируется исключительно на самом себе и не видит ничего дальше собственного носа, если он не участвует в жизни рабочего коллектива, если его не волнуют те проблемы, успехи или организационные вопросы, которые касаются всех, то возникает «длинная дистанция». Такой человек избегает прямых взглядов и рукопожатий, дистанцируется от общих интересов коллектива и тем самым становится недосягаем для коллег.

Барьер «ближе» - другая крайность. В этом случае человек пренебрегает деловыми отношениями или просто забывает о том, что нельзя путать деловые отношения с личными, поэтому он позволяет себе резко сократить ту дистанцию, которая существует между коллегами. Такой сотрудник при общении быстро переходит на «ты» и резко, без приглашения вторгается в личное пространство сослуживцев. Подобное поведение никому не нравится, и это создаёт барьеры в общении.

Все эти барьеры отдаляют человека от коллег и служат причиной их неприязни, а иногда и моббинга.

- Как же нужно себя вести, чтобы не возникало таких ситуаций?

Есть золотое правило общения: уйти от собственного «я» и научиться слушать, слышать и понимать собеседника. Для этого нужно развивать свои коммуникативные навыки и не допускать ошибок при общении с коллективом. Основной ошибкой является то, что многие люди смешивают личные отношения с рабочими. Необходимо помнить: приходя на работу, мы выполняем определённые роли, которые нельзя проектировать на собственное «я». В рабочем коллективе существуют только деловые отношения, поэтому общение с коллегами должно быть исключительно деловым. Другими словами, если вас критикуют за ненадлежащее выполнение вами рабочих обязанностей, то относиться к такой критике нужно конструктивно и без личной обиды, так как она не имеет ничего общего с персональным отношением к вам как человеку.

Если коллектив против

- Какие опасности в общении могут поджидать новичка со стороны коллектива?

Чаще всего такие барьеры возникают в тех случаях, когда коллектив не готов принять новичка. Причины для этого могут быть разные: например, если нового сотрудника назначили на должность, занять которую надеялись другие работники этой организации, или когда новый сотрудник пришёл на место уволенного всеобщего любимчика. Если на новом месте работы вы чувствуете негатив со стороны коллектива и не можете понять его причину, попытайтесь прояснить этот вопрос у руководства или у самих работников. Если такие опасения подтвердятся, нужно открыто обсудить проблему с новыми коллегами. Но разговаривать с ними нужно спокойно, без вызова или агрессии.

У нового сотрудника могут быть и другие причины для неприязни со стороны коллектива. Часто бывает так, что в сложившемся коллективе есть свой неформальный лидер, который может почувствовать в новом сотруднике угрозу своему авторитету и начнёт настраивать остальных сотрудников против новичка. В этой ситуации новичку предстоит пройти определённую проверку: некоторое время придётся терпеть немилость со стороны новых коллег и завоёвывать их благосклонность. При смене места работы вхождение в новый коллектив - очень важный психологический этап. Он определяет для новичка его будущие отношения в этом коллективе, и, если завоевать доброе отношение со стороны новых коллег не получится, не исключено, что придётся «сложить оружие» и уйти. Необходимо помнить, что неформальный лидер есть в любом рабочем коллективе и с ним нужно считаться, поэтому, оказавшись в новом рабочем коллективе, постарайтесь определить, кто является неформальным лидером, и установить с ним хорошие отношения.

Вызвать неприязнь коллег могут также некоторые привычки. У окружающих может возникать раздражение, если кто-то слишком громко говорит по телефону или обсуждает по телефону свои личные дела, если кто-то громко смеётся, постоянно жуёт жвачку или часто поправляет на рабочем месте косметику или маникюр. Если вам нужно поговорить по телефону по личным вопросам, выходите в коридор или ещё куда-нибудь, где вас не будет слышно. Неприязнь со стороны коллег может также вызвать резкий запах духов или слишком интенсивный запах лосьона после бритья, поэтому постарайтесь с этим не переборщить.

Невзлюбить сотрудника могут также из чувства зависти: если человек ездит на дорогом автомобиле, одевается лучше других (особенно если это женщина) или чем-либо хвастается (например, своими путешествиями в разные страны), то такое поведение тоже может вызвать неприязнь коллег. Откровенных карьеристов и подхалимов тоже не любят, поэтому в стремлении продвинуться по карьерной лестнице важно не переусердствовать.

- Могут ли вызвать неприязнь у коллег различия в возрасте?

Возрастной фактор на любовь или нелюбовь со стороны коллег влияет гораздо меньше, чем перечисленные выше факторы. Если «старичок» молод душой и не противопоставляет себя коллективу, то всё будет хорошо.

- Что может сделать руководство, чтобы не допустить моббинга?

Если в рабочем коллективе вдруг кого-то невзлюбили, то руководитель должен взять этого сотрудника под свою защиту. Это покажет остальным, что руководство не допустит негативного отношения ни к одному из членов рабочего коллектива. При этом самому сотруднику не стоит добиваться защиты руководства, иначе можно прослыть подхалимом и ябедой.

Такое явление, как моббинг, на слуху у людей, которые когда-то с ним столкнулись или сейчас испытывают его давление. Это – психологическая травля неугодного человека на рабочем месте несколькими коллегами или коллективным лидером. Есть ли защита при моббинге? Чтобы справиться с врагом, нужно знать его в лицо.

Моббинг – что это такое?

Работа в коллективе приносит удовлетворение и ощущение востребованности либо сопряжена с негативными эмоциями, когда при мыслях о ней хорошее настроение куда-то моментально улетучивается. Уважаемые сотрудники, к мнению которых все прислушиваются, могут совершать вопиющие, шокирующие поступки по отношению к менее удачливым коллегам. В психологии этому явлению присвоен свой термин. Моббинг - это психологическое давление со стороны нескольких коллег или всего коллектива с целью добиться увольнения неугодного сослуживца с работы.

Моббинг – психология

Людям, которые реально перенесли моральный прессинг на рабочем месте, не придется объяснять, что такое моббинг на работе. Воспоминания об этом периоде жизни приводят их в чувство содрогания. К новичку на работе коллеги сначала присматриваются, интересуются фактами его биографии. После оценки всех его достоинств и жизненных достижений без него решается его дальнейшая судьба.

Такое происходит в коллективах, где начальником не пресекаются склоки и скандалы, а лидером среди подчиненных становится сотрудник, считающий себя самым красивым, обаятельным, перспективным, талантливым. На самом деле, это может и не отражать действительности, но, как человек относится к себе сам, такое отношение и встречает со стороны других. Если «изгой» принижает свои достоинства, ненавидит себя – это программирует окружающих людей на поступки, унижающие его еще больше. Таков неизменный закон психологии. Психологический террор выражается в следующем:

  1. Молчаливый бойкот в присутствии «мишени для битья» и бурное обсуждение недостатков и фактов личной жизни в его отсутствие.
  2. Насмешки и недвусмысленные шутки.
  3. Высмеивание внешних недостатков, особенностей речи, походки, манеры одеваться.
  4. Искусственное моделирование ситуаций, когда неугодного сотрудника ставят в нелепое положение, и это происходит на глазах у начальства.
  5. Порча вещей, документов, компьютера на рабочем месте, что неизбежно влечет гнев руководителя.
  6. Обидные слова в адрес близких и любимых «жертвой» людей.
  7. Распускание слухов и сплетен за спиной.
  8. Постоянные жалобы начальству на то, что новичок не справляется с работой.

На самом деле, способов унизить и высмеять человека очень много, поэтому самое опасное при приеме на новую работу – это незаладившиеся отношения с лидером группы. Он подстрекает всех остальных к издевательствам и унижениям. Члены коллектива стараются не выделяться из общей массы, чтобы гнев «нарцисса»-выскочки не обрушился на них самих. «Стадное» чувство заставляет их молчать и одобрительно кивать в ответ на любое решение лидера.


Моббинг и буллинг – отличия

В терминах, имеющие американское происхождение, нередко возникает путаница. Моббинг в переводе значит «толпа», буллинг – «обидчик, задира». Хотя в некоторых толкованиях, например, взятых из Википедии, буллинг – это психологический террор всего коллектива или его части. Но тогда получается, что между 2 терминами нет никакой смысловой разницы. Поэтому большинство людей склоняется к 1 варианту:

  1. Моббинг – это преследование «жертвы», в котором принимают участие все члены коллектива или несколько сослуживцев.
  2. Буллинг – это агрессивное поведение по отношению к неугодному человеку со стороны одного сотрудника при молчаливом одобрении коллег.

В группе людей, занимающихся коллективной работой, можно наблюдать явление – боссинг. Это – на подчиненного, инициатором которого является руководитель. Чаще это происходит на фоне явных успехов в работе, достигаемых новичком. Переживая, что его могут «подсидеть», начальник ищет пути избавления от талантливого сотрудника. Когда директор страдает комплексом неполноценности, это выражается в неприятии критики в свою сторону. Если кто-то посмел высказаться нелицеприятно о его персоне, то тут же начинает испытывать все «прелести» боссинга.

Моббинг – виды

По психике человека, против которого осуществляется моббинг, наносится сильный удар. Чем больше коллег агрессивно настроено против него, тем сильнее он чувствует свою беззащитность и одиночество. Убедить остальных, что от «жертвы» надо срочно избавляться – получается у авторитетного сотрудника. Это – горизонтальный моббинг.

Когда лидеру не приходится прилагать усилия и убеждать коллег, что «изгоя» надо наказать, - унижения и критика идут сверху – непосредственно от начальства. Лучшему члену коллектива остается лишь пожинать «лавры» и продолжать нагнетать напряженную обстановку в группе. Такое явление получило название – вертикальный моббинг.

Причины моббинга

Неугодный сотрудник в большинстве случаев сам провоцирует агрессию работников. Это происходит невольно или нарочно с его стороны (зависит от и выбора способов «маневров», как можно проявить себя с лучшей стороны). Причины моббинга на работе выглядят следующим образом:

  1. Явный контраст и выделение из общей массы (необычные поступки, крупные достижения, конкуренция с превосходством собственной персоны). Предпосылкой к психологическому давлению становится элементарная зависть к удачливому коллеге.
  2. Игнорирование собраний, корпоративных вечеринок.
  3. Соответствие чертам характера «жертвы» (плаксивость, обидчивость, нытье, стремление сжаться в комок, спрятаться в угол, избежать всеобщего внимания).

Моббинг – признаки

Впервые термин – моббинг – был упомянут биологом Конрадом Лоренцем. Он наблюдал за повадками травоядных животных и видел, что они, вместо того, чтобы бежать от хищника, нападают на него группой. Психолог Ханц Лейман в конце 20 века провел похожие исследования среди людей, работающих в коллективе. Сущность моббинга – это враждебные, аморальные поступки группы людей по отношению к одному сотруднику. Насчитывается 45 вариаций такого поведения. Основными являются:

  • изоляция;
  • постоянная критика;
  • ложные слухи;
  • высмеивание;
  • действия исподтишка (налить клей на важный документ, сломать стул, якобы нечаянно пролить кофе на одежду и пр.).

Фазы развития моббинга в коллективе

Если новичок совершает что-то неугодное против «вожака», моббинг постепенно набирает силу. Сначала – это осторожные попытки (неизвестно, чем еще ответит «изгой»). Если нет никакого сопротивления или оно слишком слабое, агрессия членов «стада» набирает обороты. Последовательность фаз развития моббинга в коллективе выглядит примерно так:

  1. Смешки и сплетни за спиной.
  2. Осторожные замечания.
  3. Злобная, агрессивная критика (чем больше сотрудников вовлечено в это «шоу», тем больше продуктивных результатов дает моббинг).
  4. Физическая травля (избить при возвращении вечером домой, спровоцировать падение подножкой, обжечь горячим напитком и пр.).

Как уберечься от моббинга на работе?

Тщательный анализ сложившейся ситуации и мысленное проигрывание возможных сценариев помогут избежать глупых ошибок. Следует оценить, как начальник относится к проявлениям моббинга на работе. Если ему присущи терпеливость, доброжелательность, уважение к людям, то лучше сразу обратиться к нему с просьбой разобраться в ситуации.

Моббинг в коллективе пресекается «на корню». Если это не помогает, то надо постараться игнорировать негатив в свой адрес и не замечать выпады обидчиков. Они ожидают хоть какую-то реакцию. Если ее нет, «охотникам» становится скучно, и они ищут другую «жертву». Моббинг персонала – явление изменчивое.

Моббинг на работе – уходить или остаться?

Последний грустный сценарий: уйти с ненавистного места работы. Проблема моббинга в коллективе заставляет терять моральные и физические силы. Нервное истощение может достигнуть той степени, когда жертва пугается каждого шороха, ее , появляется страх за свою жизнь. Поэтому лучше сменить работу, чем пытаться поменять отношение к себе, там, где это бесполезно.

Но при этом нужно учитывать прежние ошибки и продумывать ход действий заранее. Если «жертва» продолжает бороться с несправедливым отношением, но «воз и ныне там», моббинг может закончиться затяжной депрессией и суицидом. Проблема, как противостоять моббингу, в таком случае решается уже не на этом свете.


Моббинг на работе – как бороться?

Другое дело, когда моббинг на работе происходит с молчаливого одобрения руководителя. Здесь «жертва» остается наедине сама с собой. Безошибочный вариант действий – выставить в нелепом положении лидера, воспользовавшись его же оружием. Главное – умение регулировать отношения в коллективе. Вожаком становится тот, у кого больше в этом плане преимуществ.

Как проявить смекалку при моббинге?

В отличие от открытого, явного террора, латентный моббинг осуществляется исподволь. Чаще это – социальная изоляция и игнорирование достижений «жертвы». Ее выживают медленно, но с завидным упорством. Так бывает, когда с оскорблениями и критикой в адрес изгоя выступают руководитель и приближенный к нему сотрудник без цели его публично опорочить. Если упомянутые выше способы борьбы не помогают, можно проявить смекалку и сделать видеосъемку на телефон или записать разговор на диктофон. Это – очень мощное оружие против обидчиков.

Книги про моббинг

Психологический террор может здорового человека превратить в инвалида или стать причиной его преждевременной кончины – это реальные факты, о которых время от времени сообщают СМИ. Информированность в этом вопросе, знание нужных психологических ходов, умение абстрагироваться от ситуации помогут прекратить моббинг в организации. Поучительные книги:

  1. Айджа Майрон «Почему я? История белой вороны».
  2. Моррин Даффи, Лен Сперри «Травля на рабочем месте и методы борьбы с ней».
  3. Криста Колодей «Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления».

Если ты никогда не испытывала на себе неприязнь коллег, считай, что тебе повезло. А что делать, если неприязнь не только очевидна, но и превратилась в намеренную психологическую травлю? Поскольку явление это довольно распространенное, для него даже нашлась формулировка: моббинг (от англ. mob – толпа). Это форма психологического давления и насилия в виде травли сотрудника в коллективе, цель которого – добиться его увольнения.

Как это проявляется?

  • Нежелание общаться. Коллеги откровенно тебя игнорируют или общаются только на определенные выгодные им темы.
  • Уничижительное отношение. Коллеги общаются с тобой снисходительно, обесценивают любое твое высказывание и предложение, могут унизить в присутствии большого количества людей.
  • Игнорирование твоих профессиональных просьб. Начальство (или коллеги) не воспринимают твои пожелания и просьбы, связанные с работой.
  • Представление тебя в невыгодном свете начальству. Причем при каждом удобном случае. Акцентирование внимания на промашках, опозданиях и т.д.

При каких условиях может процветать такая ситуация?

  • Высокая текучка кадров.
  • Низкий уровень профессионализма руководителя.
  • Отсутствие системы мотивации.
  • Повышение по службе больше зависит от хороших отношений с начальником, чем от профессиональных навыков.
  • Нет четких границ ответственности сотрудников.
  • Компания – это семейный бизнес.
  • Коллектив разделен на несколько лагерей, и тебе сразу предлагают дружить против кого-то.
  • Есть предубежденное мнение, что ты не подходишь этому коллективу, а кто-то другой (и вполне конкретный) подошел бы.

Насколько это серьезно?

Очень серьезно. Особенно если причина не в тебе: твоей профнепригодности или неприятных личных качествах, а в том, что ты заведомо пришлась в этом коллективе «не ко двору». А те, кто тебя нанимали, не придают значения тому, что в коллективе сложились вышеописанные условия.

По мнению психологов, люди, которые прессингуют других, не уверены в том, что могут только за счет профессионализма утвердиться на работе. Таким образом они страхуют устойчивость своего положения дополнительными способами, а именно «выбиванием» конкурента из борьбы. Форма травли может быть как скрытой (сплетни и интриги), так и явной (создание невыносимой обстановки), но суть ее – в намеренном психологическом давлении с целью избавиться от неугодного человека. Если травля организована против тебя, любые твои действия, слова и поступки заведомо вызывают негативную реакцию, а все твои попытки доказать свою профессиональную и социальную состоятельность обречены на провал.

Чем это чревато?

Если ты подвергаешься психологической травле со стороны коллег, то очевидно, что находишься в ситуации длительного психологического . Вот какие проблемы наверняка возникнут, если ты будешь пассивно терпеть и ничего не менять в этой ситуации.

Проблемы со здоровьем

Существует четкая связь между негативными эмоциями, которые мы переживаем, и реакцией на них нашего организма. Очень многие проблемы со здоровьем уходят корнями именно в пережитые унижения, оскорбления и переживания по этому поводу. К ним относятся:

  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом
  • Проблемы с сердечно-сосудистой системой
  • Проблемы с давлением, нарушение мозгового кровообращения
  • Проблемы с сексуальным влечением
  • Неврологические проблемы
  • Обострение хронических заболеваний
  • Проблемы с жизненным тонусом, вплоть до клинической депрессии.

Это не полный список, психосоматические нарушения всегда индивидуальны, и расшатанная нервная система непременно дает о себе знать через «слабые места» твоего организма. Эту взаимосвязь легко почувствовать, если прислушиваться к его тревожным сигналам.

Проблемы с психикой

Пребывая во враждебной обстановке изо дня в день, ты не можешь рассчитывать даже на простое человеческое внимание. Неудивительно, что со временем вера в собственные силы может ослабевать, ты начнешь замыкаться в себе, испытывая чувство беспомощности и одиночества. Очевидно, что психика первой страдает от агрессии, но штука в том, что естественные реакции, будучи подавленными или заблокированными в нужный момент, приводят к таким проблемам на эмоциональном уровне, в которых человек не сразу отдает себе отчет. Среди них:

  • до критического уровня.
  • Эмоциональная тупость, то есть ослабление эмоциональной активности и реактивности, нежелание испытывать эмоции, вступать в эмоциональный контакт с людьми, апатичность.
  • Эмоциональная инвалидность, то есть неспособность создавать и поддерживать близкие отношения, неадекватное поведение, при котором апатия чередуется со вспышками гнева, истероидность, фобии, и т.д.

Проблемы с личностной актуализацией

Любое поведение, которое направлено на то, чтобы вызвать в нас чувство обиды, тревоги, гнева, страдания и т.д., относится к манипулятивному. Оно не всегда представляет для нас зло в чистом виде. Если ты умеешь противостоять этому поведению, то вырабатываешь в себе бойцовские качества. Однако все оскорбления, унижения и душевные раны, которые нам наносят, явно или исподволь поражают главную цель: наше чувство собственного достоинства. А это чувство имеет колоссальную значимость, даже если жизнь тебя заставляет постоянно «засовывать» его куда подальше и не думать о нем. Поэтому задумайся о таких возможных последствиях:

Страх . Если ты с детства привыкла бояться, то можешь пронести этот недостаток через всю жизнь. Обычно для травли в коллективе с детства выбирают слабого, того, кто не может за себя постоять. «Психология жертвы» — это серьезное нарушение, но оно слишком многим выгодно в этом жестоком мире. Может быть и так, что у тебя сильный характер, но обстоятельства сложились не в твою пользу, и ты стала жертвой в чужой игре. В этом случае над тобой начинают довлеть другие страхи: страх остаться без работы, не суметь доказать свою профессиональную состоятельность и т.д. Эти страхи, конечно, объяснимы, но они подавляют в тебе все самое лучшее, заставляют тебя забыть о самоуважении и делают тебя врагом самой себе.

Неосознанное копирование . Человеку бывает свойственно вести себя так же, как вели себя с ним, причем «включать» это поведение не когда требуется, а произвольно. Например, когда на человека накричали, через какое-то время он обязательно накричит на другого. К нему отнеслись без уважения, проигнорировали – и он скопирует это поведение по отношению к другому. От него отстранились, не поддержали в нужный момент – и он тоже проявит равнодушие к кому-то. Возникает порочная цепная реакция. Такое поведение никогда не станет конструктивным и всегда будет создавать проблемы, поскольку по сути своей порочно.

Ощущение собственной неполноценности . Когда человек не чувствует себя достаточно умным, способным, умелым, безукоризненным, словом – «хорошим», то у него есть три варианта. Первый: осознать, что найдутся люди, которые его полюбят и таким, и продолжать спокойно развиваться. Казалось бы, самый удачный вариант, однако в силу тотального дефицита любви многим о нем приходится лишь мечтать. Второй: замкнуться в себе, оставшись наедине со своими проблемами, комплексами, чувством незащищенности и одиночества. Этот процесс еще больше отдалит его от окружающих, и последствия его непредсказуемы. Третий: попытаться преодолеть свой комплекс неполноценности по принципу: «клин клином вышибают». В этом случае человеку требуется подтверждение собственной значимости в чем-то другом, а если с этим тоже проблемы – то самоутверждение за счет других. Примеров тому масса, они чрезвычайно разнообразны.

О том, как противостоять психологическому давлению, читай во .