Разделы: Логопедия

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных (подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

К фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования :

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы :

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется “лексический” подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

  • сформулировать тему и цели занятия;
  • продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
  • запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
  • осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • формулировать инструкции кратко и четко;
  • использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
  • уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики.

Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

В последнее время стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Проекты развивают эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей. Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей. Деятельность педагогов в проекте должна быть сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе дошкольных логопедов могут быть логосказки. Целью логопедической сказки является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок логопеды могут решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

Создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

Обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

Приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

Развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Прежде всего, все логопеды нацелены на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего - обучать, играя, а не просто играть.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедической практике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы, как

  • Логопедический массаж
  • Массаж языка
  • Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
  • Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом
  • Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
  • Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
  • Имаготерапия – театрализация
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  • Крупотерапия – игры с крупой
  • Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с природным материалом - водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами - включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма; снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде; развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации).

Игровые приемы в логопедической работе

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На занятиях широко используются игровые приемы обучения. Именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях, так как наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр. По наблюдениям логопедов, даже у дошкольников чувство ущемленности от сознания своего дефекта встречается нередко. Сила и частота фиксированности (можно сказать, степень болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. и лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Есть игры на активизацию артикуляционной моторики . К подготовительным можно условно отнесли игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений. (звукопостановка). Потешки, чистоговорки, считалки должны быть сгруппированны также на звуки или группы звуков. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме. Эти игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различный ее несовершенств. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны иметь всегда ввиду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр. Важная задача педагогов: логопедов и воспитателей – донести до родителей значение игр. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Таким образом, с помощью компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Все чаще в современной логопедии применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Задача современного логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Желание ребенка участвовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

Список использованной литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.

2. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.

3. Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.

4. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.

5. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

7. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.

8. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

11. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 64 с.

Работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-,сказко-,смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия - и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.


Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

· Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева..

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии .

· В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

· Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.

· Мятное повышает настроение.

· Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.

· Розмариновое - улучшает память.

· Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.

· Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик , устраняет истерию и паникерство.

· Пихтовое – устраняет депрессию, чувство неуверенности.

· Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Цели:

· Создавать положительный эмоциональный фон.

· Стимулировать двигательные функции.

· Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

· Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты , общей тонкой и артикуляционной моторики.

У детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения, внимание неустойчивое, они с трудом задерживается на одном предмете длительное время. Их особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.


Музыкальное сопровождение игр ведёт к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, темпа, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова. Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

· Прослушивание музыкальных произведений,

· Ритмические движения под музыку,

· Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,

· Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

· Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

·  музыка Вагнера

·  оперетты Оффенбаха

·  «Болеро» Равеля

·  «Весна священная» Стравинского

·  «Каприз № 24» Никколо Паганини

· Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

· Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

·  музыка Франсиса Гойи

·  «Времена года» Чайковского

·  «Лунная соната» Бетховена

·  фонограмма пения птиц

· Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

· Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

· Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

· - снятие фактора тревожности

· - стимуляция двигательных функций

· - развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

· - растормаживание речевой функции

· - развитие чувства ритма, темпа, времени

· - развитие мыслительных способностей и фантазии

· - развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

· Музыкальная ритмика используется при лечении

·  тиков

·  заикания

·  нарушений координации

·  расторможенности

·  моторных стереотипов

·  дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

·  брадилалии и тахилалии

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

· Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

· Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,

· На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. (цветотерапия, светотерапия)

Цели:

· Нормализовать мышечный тонус,

· Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джок терапия.

Цели:

· Нормализовать мышечный тонус,

· Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление », созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Цели:

· Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

· Снять мышечную напряженность.

· Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

· Развить активность, расширить жизненный опыт.

· Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

· Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

· Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

· Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

· Расширить словарный запас

· Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

· Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

· Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением имеется обширный практический материал, и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка , все остальное зависит только от нас.

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су - джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

  • нормализовать мышечный тонус,
  • Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии .

  • В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.
  • Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

  • Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.
  • Мятное повышает настроение.
  • Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.
  • Розмариновое - улучшает память.
  • Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.
  • Масло чайного дерева - эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.
  • Пихтовое - устраняет депрессию, чувство неуверенности.
  • Кедровое - Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Цели:

  • Создавать положительный эмоциональный фон.
  • Стимулировать двигательные функции.
  • Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
  • Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений,
  • Ритмические движения под музыку,
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
  • Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,
  • На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. (цветотерапия, светотерапия)

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия - это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой - успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый - успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су - джок терапия.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су - Джок терапия, последнее достижение восточной медицины.Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су - джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Цели:

  • Развить тактильно - кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  • Снять мышечную напряженность.
  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  • Развить активность, расширить жизненный опыт.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  • Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.
  • Расширить словарный запас
  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.
  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов - цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 - 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во - вторых , в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта.

В - третьих , в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика.

В - четвертых, совершенствуется предметно - игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно - ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Ирина Охтеменко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Охтеменко Ирина Анатольевна - учитель-логопед

МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида», г. Новокузнецк

Все чаще в специальной педагогике применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы тера-пии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи у детей и спо-собствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются: аромотерапия, песочная терапия, воскотерапия, хромотерапия, пуговичная терапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, спо-собствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, разви-тию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.

За годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.

Изучив литературу по данной теме, на своих подгрупповых занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: песочную сказкотерапию в сочетании с хромотерапией, воскотерапию в сочетании с аромотерапией и пуговичную терапию. Первоначально я использовала на своих занятиях отдельные элементы работы с цветным песком и воском. Наработав опыт, я поняла, что созрела необходимость в объединении отдельных приемов в целенаправленный тематический курс занятий. В итоге я разработала и апробировала 3 тематических блока занятий, которые включали в себя элементы работы с песком, воском и пуговицами.

Целями этих занятий стали:

1. Активизация и пополнение словаря.

2. Совершенствование фонетической стороны речи.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Совершенствование фонематического восприятия.

5. Развитие логического компонента мышления.

6. Развитие творческой фантазии.

7. Формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.

В структуру занятия по песочной сказкотерапии входило:

1. Введение в игровую среду

При работе с сухим песком либо влажным песком:

Фонетическая разминка

Слоговая разминка

- «песочная грамматика»

3. Моделирование игры-сказки на песке

5. Цветная мозаика

Работа с цветным песком:

Изготовление тематической «песочной картины»

Изготовление «песочных сюрпризов» для родителей

В структуру занятия по воскотерапии входило:

1. Введение в игровую среду

При работе с теплым мягким воском:

Упражнения на релаксацию и развитие дыхания, используя ароматизационную лампу

Фонетическая разминка

Самомассаж пальцев рук

2. Знакомство со сказкой и ее героями

3. Беседа по сказке

4. Изготовление подарочной свечи для родителей

В структуру занятия по пуговичной терапии входило:

1. Введение в игровую среду

При работе с пуговицами разных размеров, форм и цветов:

Упражнения на релаксацию и развитие дыхания

Фонетическая разминка

Слоговая разминка

- «пуговичная грамматика»

2. Знакомство со сказкой и ее героями

3. Моделирование игры-сказки из пуговиц

4. Беседа по сказке, придумывание конца сказки

5. Цветная мозаика

Изготовление аппликации из пуговиц по заданной теме

Используя на своих занятиях методы терапии, необходимо соблюдать следующие принципы:

Эфирные масла и воск являются аллергенными веществами, поэтому прежде, чем начинать работу с ними, необходимо провести опрос родителей на предмет аллергиче-ских реакций.

При применении эфирных масел, следует помнить об определенных противопоказаниях, внимательно читать аннотацию к препаратам.

Использовать на занятиях лучше знакомые ароматы: масла ромашки, лаванды, мандарина, лимона, можжевельника, масло чайного дерева.

Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Организовывать такие занятия с детьми легко, поскольку приемы работы очень интересны, и само занятие проходит в непринужденной обстановке и игровой форме. В процессе работы у детей повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие

познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично. На мой взгляд, нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с дизартрией дошкольного возраста.

Литература

1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Под ред. Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Речь», 2007. – 340 с.

2. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева // Ростов-на-Дону: «Фе-никс».-2002. – 448 с.

3. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.

4. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 256 с.

Алла Елисеева
Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ

Методическое объединение

Елисеева Алла Вячеславовна

МБДОУ детский сад комбинироанного вида №19

Проводя традиционные занятия с детьми, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных игровых приёмов , методов , пособий и к созданию речевой среды. Ведь ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой» , а источником детского развития. Важно заинтересовать ребёнка и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх, выполнять упражнения, от которых речь его станет лучше.

Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений , методов , приёмов , дидактических игр, и обучающих пособий, которые способствуют развитию :

Мелкой моторики

Фонематического восприятия

Речевого дыхания

Слухового внимания

Памяти не только тактильной, но и других видов памяти : вербальной, образной, двигательной, эмоциональной

Формированию лексико-грамматических категорий

Закреплению правильного произношения

Укреплению здоровья детей

По мнению Е. Ф. Архиповой, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стёртой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова. Известно о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обусловливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональной возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание ЦНС, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребёнка.

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках пальцевых упражнений на иппликаторе Кузнецова (Т. В. Сорочинская патент РФ на изобретение №2092150 «Способ коррекции речевых нарушений у детей» зарегистрированный в реестре в 1997 году)

Волшебные крышки

Постоянно быть в поиске, открывать новые направления и искать более интересные пути в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

В связи с этим на протяжении трёх лет мною разрабатывалась серия дидактических пособий «Волшебные крышки» , помогающих в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при обучении их грамоте и подготовке к школе.

Каждая «Дорожка "или «Планшет» наряду с конкретными целями, направлены на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Капельки

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребёнка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.

Знакомясь с трудами Марии Монтессори, я обратила внимание на то, как много уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики, мускулатуры рук и тонких движений пальцев, откуда собственно идея включить в свою работу цветные капельки и возникла

Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пипетки, ребёнок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельного внимания, концентрации внимания, что также немаловажно

* В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, самомассаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки

Прищепки

* Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному

Игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта

Массажный мячик

Ни для кого не секрет, что самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов.

* С помощью таких нетрадиционных методов и приёмов пробуждается интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной.

Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

Представленные Вам формы работы , методы , приёмы носят системный характер, чередуя их на каждом занятии, я сохраняю интерес и желание у ребят использовать эти занимательные игры и упражнения в нашей совместной деятельности, что очень важно в работе .

А самое главное, на протяжении более трёх лет наблюдается высокая продуктивность и результативность использования таких методов и приёмов в преодолении речевых трудностей наших ребят.