Происхождение казачества - основные научные и околонаучные версии происхождения этнонима «казаки» и постановка вопроса их этнической принадлежности.

Этимология

В соответствии с рядом источников, слово «казак» имеет тюркское происхождение.

По одним версиям, древнее тюркское значение - «отделившийся, отложившийся от своего рода».

Так, по версии лингвиста-тюрколога Р. Г. Ахметьянова, слово «казак» происходит от формы «казгак» в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки», корнем же служит глагол «казу» - копать, от которого происходит также «казыну» в значениях «копаться, мешкаться, отставать».

По другим версиям, впрочем, близким к первой группе по сути, казак - «вольный человек» «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Так, ещё в 1074 году Махмуд Кашгари в словаре тюркских языков «Диван лугат ат-турк» фиксирует выражение производное от корня «каз»−«казитган» , переводя тюркское выражение «казитган эр» как «человек, который никому не подчиняется». «Каз итган» в данном случае является глагольной формой совершенного вида, а слово «казак» будет являться отглагольным существительным.[источник не указан 1284 дня ]

Один из половецких ханов, ставший персонажем «Слова о полку Игореве», фигурирует в литературном памятнике под именем Гзак, что, вероятно, соответствует слову «казак» и в какой-то мере отражает характерные для тюркского языка особенности произношения слова qazaq : с редуцированием первой безударной гласной и взрывным заднеязычным “К” на первой позиции.[источник не указан 378 дней ]

Слово «казак» , зафиксировано в словаре половецкого (кыпчакского) языка XIII века, известном как «Кодекс Куманикус», в том числе, в выражении «хасал косак» - стража (стр.118 издание Кууна). В этом случае представляет интерес наличие (д-диалектных) соответствий:

  • в хакасском «кадаг» - охрана, стража, караул, а также выпас, присмотр за скотом,
  • в чулымско-тюркском «кадакла» - караулить,
  • тувинское «кадар» - пасти, караулить, сторожить, ждать.

Автор множества стихов и прозаических произведений о казаках Захиреддин Бабур вспоминал в своих знаменитых «Записках», как он «во время своего казачества» решил предпринять в одиночку путешествие из горной страны Матча к Султан Махмуд-хану. Удалой молодец, по выражению Бабура, «неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага», - это тоже казак. По представлениям того времени, как сообщает кузен Бабура автор «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммед Хайдар, считалось похвальным, чтобы мужчины, подвергая себя опасности, в молодости провели некоторое время в уединении: в пустыне, в горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от обитаемых мест, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых ими зверей. (То же запорожцы рассказывали Ригельману о первых казаках из козар, убивавших коз и носивших козьи шкуры). Казаком мог стать любой человек, не только тюрок, белудж, пуштун, но и перс, славянин, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Тохтамыша Джелал ад-Дин-хан, основатель государства «кочевых узбеков» Шейбанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммед Шейбани, Чагатаиды Вайс и Султан-Саид-хан. Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в «казачестве» не один месяц. Важно отметить, что человек, ставший казаком, мог вернуться в свое общество, как это и произошло со всеми выше упомянутыми казаками из высшего света того времени. Султан Хусайн и Султан-Саид-хан позднее стали государями каждый в своей стране; Мухаммед Шейбани и Захиреддин Бабур основали новые государства. Бабур также широко использовал термин «по-казацки», то есть, скромно. При этом казаки часто образовывали свои общины - джамааты, у них могли быть подобные джурам товарищи - казакдаши.

В словаре В. И. Даля отмечается, что этот термин «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». У него под казаком понимался «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков» , в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик» , иногда «прислуга» . То есть, средние, скромные, но не оседлые слои - значение, подмеченное ещё Бабуром.

При этом шло постоянное смешение тюркских казаков и славянских (знакомых с казачеством со времён хазар - в значительной степени славян - и половцев). В Пекине охрану монгольских ханов династии Юань, считавших себя наследниками Хазарского (Казакского) каганата, причём для закрепления преемственности и Мункэ, и Хубилай всерьёз рассматривали возможность перехода в русское православие, подобно киевским каганам, и окруживших себя соответствующей стражей, осуществляли именно русские, а не тюркские или монгольские воины. Существует мнение, что к 1330 году русская гвардия Юань составляла 10000 человек, вытеснив гвардейцев другого происхождения. Известно, что, помимо непрерывного пополнения запорожских казаков татарами-христианами запорожские казаки и крымские татары в целом активно сотрудничали в 1624-1629 гг., а также в 1636-1637 гг., затем крымский хан был союзником Богдана Хмельницкого. Это, в частности, проявилось в длительном пребывании больших татарских отрядов на Запорожье. Часть из них могла здесь осесть. Например, Львовская летопись под 1637 г. зафиксировала такое событие: двенадцать тысяч татар перешло под руку «короля польского», и им указано было поселиться «за Днепром среди казаков».

Согласно Военной энциклопедии 1911−1915 годов, слово «казак» или «козак» имеет несколько вероятных версий происхождения и ряд значений:

♦ от косогов («одного из кавказских народов» ), либо от Касахии[Комм 1]; ♦ от турецко-татарского «каз» - гусь; ♦ от слова «коза́ры» ; ♦ из монгольского языка, где «ко» - броня, защита; «зах» - граница; таким образом, «козак» - защитник границы. ♦ от турецко-татарского[Комм 2] - вольный бродяга, не имеющий ни кола, ни двора (разбойник); ♦ название (самоназвание) киргизов[Комм 3]; ♦ в Туркестанском крае - «прозвище» кочевых племён; ♦ по половецки (тюркски) - «страж»; ♦ у татар это «бессемейные и бездомовые одинокие воины, служившие авангардом при походах и передвижениях татар. орд» , несшие, в основном, разведывательную и сторожевую службу.

В «Этимологическом словаре тувинского языка» Татаринцева относительно корневой основы слова «казанак» - "хлев, конура" высказывается мнение о существовании архетипа *кас, означавшего "загораживать", а монгольское «каши» - "загораживать, преграждать, защищать" является заимствованием из тюркского[уточнить ] (против мнения Севортяна[уточнить ])[источник не указан 377 дней ].

Согласно М. Фасмеру слово «козак» пришло в польский язык из украинского и восходит к древнерусскому «козакъ», что означало «вольнонаёмный работник, батрак».

Во множественном числе ударение в форме каза́ки возникло в результате влияния польско-украинской формы множественного числа kozácy (коза́ци), в то же время, оренбургские казаки используют ударение казаки́.

По Фасмеру, слово «казахи» - родственное казакам, а вот этноним касог - не родственен (хотя, согласно тому же Фасмеру, такие версии, всё же, существуют).

Первые упоминания казаков

Первая предположительная фиксация наименования «казак» (в значении «стража») имеется в словаре половецкого языка «Codex Cumanicus» начала XIV в. (1303 г.).

В «Сугдейском синаксаре» крымского города Сугдеи под 17 мая 1308 г. отмечается: «В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками ».

Прозвище от основы «козак» впервые фиксируется во всех трёх Псковских летописях, где под 1406 г. упоминается посадник Юрий Козачкович: в 1 и 3 летописях «Гюрги посадник псковский сын Филипов Козачкович», во 2 «Юрий посадник Козачкович».[Комм 4]

С 40-х годов XV в. казачество становится регулярно упоминаемым в источниках (у Самарканди, в Никоновской и Ермолинской летописях и других источниках).

По С. М. Соловьёву первое упоминание о казаках встречается в конце первой половины XV века, когда в летописи «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются казаки рязанские, «которые пришли на помощь к рязанцам и москвичам против татарского царевича Мустафы» в конце 1444 года.

Первые польские воспоминания о казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов.

Надпись на одной из старинных украинских картин с казаком Мамаем: «Не завидую никому - ни панам, ани царю. Богу своему святому я за всё благодарю! Хотя тилом и не славен, но жизнь весело веду, У дилах своих исправен, я вовик не пропаду».

Ещё одно из первых упоминаний в польских хрониках о казаках относится к 1493 г., когда потомок Мамая черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. «Казак Мамай» стал с тех пор героем фольклора и лубочных картин Украины и символизировал казаков.

Впоследствии жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая, насколько привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая, что свидетельство феномена казачества локализовалось на территории, так называемого, «Дикого Поля», то, возможно, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.[уточните ссылку ]

Гипотеза славянских колонистов

Согласно гипотезе С. М. Соловьёва, которую он постоянно упоминает на страницах своего труда «История государства Российского», казаками на Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения. В XIV−XVI вв. именно из среды таких людей князья, бояре и богатые купцы начинают снаряжать промышленные экспедиции в удалённые, малозаселенные регионы Руси с целью разведки новых земель, путей, торговли, охоты (в частности «промысла пушнины»), рыбной ловли и т. д.: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаем, что уже тогда три ватаги великокняжеские ходили на море со своим ватамманом (ватагаманом, атаманом)» . Именно из этих людей возникали первые казачьи дружины:

«Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.»

Похожего мнения о происхождении сословия казаков придерживался В. О. Ключевский, упоминая, что «в казаки», то есть временно заниматься степными промыслами (охотой, рыболовством), уходили, в том числе, помещики.

Со временем, по мере устройства российского общества и повышения его благосостояния, количество подобных людей уменьшилось за счёт людей земских (дворян, купечества, мещан и крестьян):

«И все на севере, в эпоху сосредоточения, принимает характер прочности, оседлости, вследствие чего земельные отношения, условливающие прочность, получают важное значение; общество сознаёт различие земского человека, оседлого собственника, от вольного казака, представителя старины, старой эпохи безнарядного движения; этому представителю старины трудно в новом обществе, он уходит на простор в вольную степь и там ждет случая вступить в борьбу с враждебным ему новым порядком вещей. Но эпоха сосредоточения, но государи московские сделали своё дело: государство крепко, и казаку не осилить земского человека.»

По словам советского историка второй половины XX в. А. Л. Станиславского:

Для дворянских историков «неистовые» казаки были искателями «дикой вольности и добычи», «сволочью людей бесприютных», занимавшихся только разбоем; для крупнейшего историка С. М. Соловьёва - носителями антигосударственного начала, стремившимися жить за счёт общества; для авторов известного сборника «Вехи» - грозными, неорганизованными, стихийными силами, из-за борьбы которых с государством было «погублено» и «извращено» «дело крестьянского освобождения». В то же время декабрист В. Д. Сухорукой видел в казачьей общине сообщество равных людей, бежавших от притеснений своих бывших владельцев, а в представлении А. И. Герцена казаки - «витязи-мужики, странствующие рыцари чёрного народа.

Казаки - тюрки

Слово «казак» в разных диалектных формах и значениях издревле существует в языке и культуре разных тюркских народов Великой Степи.

Для относительно многочисленного тюркского народа казахов является самоназванием в ед. ч. - каз. «қазақ» , которое восходит и связано с тюркским значением «свободный независимый кочевник».

После проводов родственника в дальнюю дорогу и расставания сибирские татары по традиции пьют чай, называемый «касгак-цай» , а у ногайских татар существует песенный жанр - «песни казаков», главными героями в которых выступают молодые неженатые мужчины.

В дошедших до нас письменных и устных текстах тюркских народов, восходящих к событиям Средневековья, уход героя в «казаки» - распространённый сюжетный ход.[источник не указан 552 дня ]

Об уходе Чингисхана в «казаки» - периоде отшельничества и изгнания - говорится в имевшем хождении у татар «Чынгыз дафтар-наме», рукописные списки которого известны с XVII века, а в XIX веке произведение было переведено на русский язык (Жизнь Джингизъ-Хана. Пер. с татарского В. Луганский.)[уточните ссылку ]

В эпосе «Идегей», посвящённом событиям конца XIV века в Золотой Орде, приводятся намерения героев эпоса Идегея и его сына Нурадына при разных обстоятельствах уйти в «казаки» - покинуть ханский двор и политику и вести независимый образ жизни.

Декан истфака МГУ С. П. Карпов, работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов Тану и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.[источник не указан 552 дня ]

После раскола Золотой Oрды оставшиеся на её территории казаки оказались в полной независимости как от осколков былой империи (Ногайской орды и Крымского ханства), так и от появившегося на Руси Московского государства, но при этом сохранили свою войсковую организацию.

Репрессированный в 1936 году историк М. Худяков в «Очерках по истории Казанского ханства» отмечал, что в структуре военного сословия Казанского ханства «постоянный кадр войска составляли люди, именовавшиеся казаками и находившиеся в подчинении огланов и мурз … Этой особенностью - военным характером своей профессиональной службы - казаки отличались от массы „простых татар“ и, в силу своего значения для государства, получали, по временам, доступ к участию в курултае вместе с огланами, напр. в январе 1546 и в июле 1551 года. В некоторых случаях термин „казаки“ детализуется: различаются казаки „дворные“ и „задворные“, то есть служившие при дворе, в столице, и вне двора, в улусах, по деревням. Татарские термины, соответствующие русскому переводу „дворные“ и „задворные“ - „ички“ (внутренние) и „исьникы“ (внешние)» .

Аналогичная структура военной организации прослеживается и в других ханствах возникших в результате распада Золотой Орды.[источник не указан 1198 дней ]

Проф. В. В. Вельяминов-Зернов в «Исследовании о касимовских царях и царевичах» объясняет термин «казак» , встречающийся в документах соответствующего времени, как «простой татарин»: «Простые татары, приходившие в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые татары казанские, крымские и пр. обыкновенно звались у русских казаками, да и сами они называли себя казаками» .

Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с ногайскими татарами, в том числе, земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками[уточнить ] к Азову. Постепенно выходцы из Рязанской земли, касимовские татары и татары-мещеряки стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти люди, называвшиеся казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими по берегам рек и на островах. Историки предполагают, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман.

Старинный русский историк В. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из двух мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены» .[уточните ссылку ] Известный историк донского казачества В. Б. Броневский также сообщает, что «царь Иоанн Васильевич мещорских казаков, живших по разным городам, перевёл на Дон. По сему сих мещорских казаков и должно почитать родоначальниками донских казаков» [уточните ссылку ]. Пётр I, также переселил в самом начале XVIII в. часть казаков из Мещеры в низовья Дона.[источник не указан 1198 дней ]

После распада Улуса Джучи на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств (Темниковское княжество, Наровчатское княжество, Кадом, Сарыклыч и др.), которые не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века начинают переходить в русское подданство.

Исследователь Мухамедова Р. Г. приводит исторические факты целенаправленного расселения московским правительством татар-мишарей вдоль создаваемых в XVI−XVII веках пограничных сторожевых линий Московского государства, о чём свидетельствует и локализация населённых пунктов татар-мишарей[уточните ссылку ]:

  • В 1578 г. была основана засечная линия вдоль р. Алатырь, на ней же организована сторожевая служба Алатырь-Арзамас-Темников. Вдоль линии правительство начинает раздавать поместья мишарям. Но в настоящее время на территории бывшего Арзамасского уезда татаро-мишарских поселений почти нет, причиной чему стала усилившаяся в XVIII в. христианизация, когда мишари, бросив поместья, стали переселяться на восток (в частности, в Алатырский уезд).
  • В начале XVII в. при строительстве Карсунской засеки, татары-мишари получили земли в Симбирской губернии.
  • В середине XVII в. происходит расселение мишарей в южном направлении. Так мишари заселили побережья рек Верхний Ломов, Нижний Ломов и Инсар. К юго-востоку от засечных черт располагалось «Дикое Поле», для контроля над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и засёлен мишарями. Позже земли вдоль р. Сура были переданы мишарям.
  • В 80-х годах XVII в. правительство раздаёт земли Саратовского края на поместном праве мишарям. Наиболее ранними являются селения на р. Уза (Искеево, Усть-Уза и др.). Раздача земель в этом крае продолжается вплоть до конца XVIII века.
  • 1652-1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск - Тиинск - Билярск - Новошешминск - Кичуевский острог - Заинск - Мензилинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск - Красноярская - Сергиевск - Кондурчинская - Черемшанская - Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV−XV вв. малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.
  • Заселение Приуралья происходило с начала XVI века и было связано как с вольной колонизацией, так и с переводом некоторой части служилых татар.
  • В начале XVIII в. мишари получают поместья по р. Терешка

Однако, расселение мишарей также связано с вольной колонизацией земель после присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству. Таким образом были заселены южное междуречье Волги и Суры, а также Саратовский Край. Интенсивно шло переселение на восток. Уже в XVI−XVII веках Дикое Поле было населено татарами-мишарями и засечные линии строились, исходя из уже существующих селений (например, селения Лаки, Лауш, Чиуш и др.), при этом местное население вводилось в состав служилого сословия.[уточнить ][уточните ссылку ]

Историк А. М. Орлов также утверждает, что, помимо Дона, мещерские казаки были поселены на Средней Волге. Как служилые люди, арзамасские казаки впервые упоминаются в 1572 г. как участники, так называемого, «немецкого похода». Арзамасские казаки вплоть до Разинского восстания оставались надёжной частью поместного войска. Впоследствии они составили основную часть нижегородских татар (мишарей), а часть их обрусела. Кроме служилых мещерских казаков (татар), здесь появляются казаки, занимавшиеся разбоем. Мещеряки уходили вниз по Волге[уточнить ]. Известен сподвижник Ермака, казацкий атаман Матвей Мещеряк. Царские власти неоднократно предпринимали меры по борьбе с разбоем в Поволжье, привлекали волжских казаков на свою сторону. При этом часто использовались методы насильственного этапирования в прежние земли. Об одном таком факте пишет В. Татищев, что в 1554 г. этапируются мещерские казаки с Волги, разбойничавшие в этих места. Арзамасские воеводы и стольники активно занимались привлечением на службу волжских атаманов и казаков, состоявших в основном из татар. В этом деле особую активность проявляли арзамасские воеводы И. В. Измайлов, Бутурлин[уточнить ], В. Я. Кузьмин, Г. Родионов. Известно, что в 1587 г. к волжским казакам и атаманам выезжал И. В. Измайлов. Они же занимались расселением прибранных людей по уезду. В частности, Измайлов вместе с Бутурлиным разъезжали по уезду в поисках пустошей по Залесному стану уезда. О татарском происхождении волжских казаков свидетельствует тот факт, что к ним царские воеводы официально обращались на татарском языке. Грамота князя Одоевского[уточнить ] к волжским татарам в 1614 г. была написана татарским письмом и послана с толмачом Сафоном Огарковым. Адресована она была «Великой Российской державы и Московской области оберегателям Волжским и Терским и Яицким атаманам и молодцам всему великому войску» .

Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Как следует из работы Якова Гришина[источник не указан 1504 дня ] «Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды)», татары, массово переселявшиеся в Великое княжество Литовское на рубеже XIV и XV веков, имели социальное разделение на знатных татар, приравненных в правах к шляхте, и татар-казаков, приравненных в правах к служебному боярству. Татары-казаки несли службу в родоплеменных хоругвях: Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт, Найман, Улан (надродовая хоругвь, возглавляемая Чингизидами).

Смешанная версия

Ещё Карамзин так писал о казаках:

Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем.

По мнению Л. Гумилёва казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

После покорения монголами касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя - казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону монголов, сражались против Руси в Битве на Калке. Так и образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды

Историк В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» считал что:

Согласно легенде, восходящей к Стефану Яворскому (1692 год), казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле.

По С. М. Соловьёву, древнейшее летописное известие о казачестве (в «Повести о Мустафе царевиче») говорит о казаках рязанских, в 1444 принявших участие в битве против татар, приведённых царевичем Мустафою. По некоторым данным[каким? ], казаки рязанские имели татарское происхождение.

По версии Георгия Владимировича Вернадского, казаки - это сообщество «свободных людей», известное под таким именем в степях Европы как минимум со времён Ордынского царства (XIII−XIV вв.). В работе «Монголы и Русь» Вернадский пишет:

согласно Полю Пелио, имя Узбек (Özbäg) значит „хозяин себя“ (maître de sa personne), то есть „свободный человек“. Узбек в качестве названия нации значило бы тогда „нация свободных людей“. Казак (казах) - в нескольких тюркских диалектах означает „свободный человек“, „свободный искатель приключений“ и, отсюда, „житель приграничной полосы“. В его основном значении этим словом называли как группы, в которое входили среди прочего предки современных татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов).

Тот же Вернадский обращает внимание на существование в Великой Ясе Чингисхана (ставшей потом одним из источников устного казачьего права) положений, уравнивающих права и свободы всех его свободных подданных:

Во многом подтверждают теорию смешанного этногенеза и современные методы генетических исследований, в том числе, популяционной генетики, результаты которых позволяют достоверно утверждать, что:

Казаки - потомки автохтонного праславянского населения Дикого Поля

Рассматривая в своей работе «История Руси и русского Слова» вопрос о казаках, В. В. Кожинов пишет следующее[неавторитетный источник? ] :

Речь идёт об издавна заселенном выходцами из основной Руси пространстве между реками Воронежем и Хопром, а если мерить с севера на юг - от реки Цны до нынешней станицы Вёшенской на среднем Дону (ныне это пространство входит своими отдельными частями в Липецкую, Тамбовскую, Воронежскую, Волгоградскую и Ростовскую области). Давно установлено, что восточнославянские, - главным образом северянские, – поселения имелись здесь ещё в VIII−IX веках (затем русские вынуждены были уйти отсюда из-за различных опасностей, связанных с военной практикой Хазарского каганата…), но гораздо менее известно, что никак не позже XII века (а вернее, даже ещё ранее – вскоре после гибели Хазарского каганата, в конце Х века) сюда снова явились русские переселенцы. Они оказались вне власти какого-либо княжества, и именно здесь, на этой мало ведомой окраине тогдашней Руси, как аргументировано доказывает в своей книге А. А. Шенников, начало складываться казачество.
…сейчас важно утвердить одно: будущие казаки, очевидно, принесли сюда эпос не в XV−XVI веках, а не позднее XII века (то есть, возможно, и в XI веке), когда его жизнь действительно ещё продолжалась на Руси (кстати сказать, само слово «казак» широко употребляется в письменности уже с XV века; в устный язык оно вошло, без сомнения, намного раньше).

Согласны с этим и многие современные специалисты-историки:

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII−XV вв.»

Ещё дальше вслед за академиком И. Е. Забелиным идёт Е. П. Савельев. По мнению Забелина и Савельева, казаки - это потомки автохтонного славянского и даже праславянского населения (в том числе, хазар, готов (на это обращал внимание ещё Н. В. Гоголь), сарматов, гетов, бастарнов, скифов, массагетов и т. п.), на протяжении тысячелетий с глубокой древности и до начала второго тысячелетия н. э. населявшего долины нынешних казачьих рек на территориях, протянувшихся от северного Прикаспия до северного Причерноморья (в том числе, «Дикое поле»), которые в последующем, фактически совершив на протяжении нескольких веков круговую миграцию по территории древней Руси, возвратились в XV в. в границы своего исторического ареала расселения.. В частности, Савельев, в том числе, на материале археологических исследований, полученном уже после смерти И. Е. Забелина, защищает его версию о происхождении донских казаков от танаитцев. Признавая вслед за Забелиным смешанное происхождение танаитцев, он в то же время относит их культуру к сарматской.

По мнению Савельева, потомки покинувшего в IX−XII веках Дикое Поле славяно-казацкого населения перебрались в Новгородскую землю (так называемые, гофейские /готские/ казаки ), откуда, занимаясь ушкуйничеством, переселились на Вятку, составив население вечевой республики вятских (хлыновских) ушкуйников, существовавшей в XII−XV вв..

В конце XV века вольная Вятская земля с выборными воеводами, атаманами и священнослужителями в ходе нескольких военных походов была взята под контроль Москвы (в 1459 и 1489 годах), после чего часть населения бывшей вятской вечевой республики была расселена на южной границе России, а часть бежала в низовья Волги и Дона и, возможно, Днепра и Яика, вполне вероятно, став основанием казачества в указанных регионах.

Савельев прослеживает значительную преемственность лексического состава языка, церковной архитектуры и обычаев у донских казаков и новгородцев (хотя и не отрицает, что это может быть связано также с влиянием ставшей образцом для Новгорода Римской республики - не только вследствие воздействия законсервировавшей идеалы Римской Республики православной церкви, но из-за ассимиляции танаитцами и эллинов, и римлян).

Просматривается также сходство символики казаков Дона и Днепра с Вятским гербом (натянутый лук-арбалет и равносторонний крест).

Ещё одну волну вынужденных переселенцев в указанные выше традиционные казачьи регионы Савельев связывает с присоединением в 1520 году к Москве Великого княжества Рязанского и усиленным переселением на Дон рязанских казаков - потомков автохтонного населения Дона.

Согласно Е. П. Савельеву, этими переселениями был, в том числе, завершён многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения Приазовья и Дона, покинувшего в XIII веке исконные территории и переселившегося в Новгородские и Вятские земли.

Значение слова КАЗАК в Словаре Даля

КАЗАК

муж. или козак (вероятно от среднеазиатского казмак, скитаться, бродить, как гайдук, гайдамака, от гайда; ускок от ускочить, бежать; бродяга от бродить и пр. Киргизы сами себя зовут казак), войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащ. к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. Есть и пешие казаки, в числе которых более известны черноморские пластуны. Вообще, казак числится малолетком от 17 до 20 лет; служащим или служилым до 50 или 55-ти; потом еще 5 лет домоседным, а затем отставным. Малороссийские казаки те же крестьяне и ставят рекрут на своих правах. По занимаемым землям, единству управления, казаки каждого именования образуют отдельное войско, под началом атамана: Донское казачье войско, Уральское, Оренбургское, Терское, Кубанское и пр. Казаки - глаза и уши армии, Суворов. Казаки все наголо (поголовно вел) атаманы. Терпи, казак, атаман будешь. Не всем козакам в атаманах быть. Бог не без милости, казак не без счастия. Казак и в беде не плачет. Без коня казак кругом сирота (хоть плачь сирота). Казак голоден, а конь его сыт. Казаку конь себя дороже. Казак сам голодает, а лошадь сыта. Без коня не казак. Казак без коня, что солдат без ружья. Казаки обычьем собаки. Казак глазастая собака. У наших казаков обычай таков: где просторно (где пролезешь), тут и спать ложись. У наших казаков (молодцов) обычай таков: поцеловал куму, да и губы в суму. Коли казак, так и с Дону. Казак Донской - что карась озерной: икрян (и прян) и солен. Казаки что дети: и много поедят, и малым наедятся. Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает. Чайка киги, а казак хихи! чибис остерегает криком от опасности. На удачу казак на лошадь садится, на удачу казака и конь бьет. Казак и гривки прихватит, с пикой, чтобы сильнее ударить. Пришли казаки с Дону, да прогнала ляхов до(к)дому.

| Насекомое казак, Dytiscum marginalis.

| Растен. казак, ископыть.

| В пермяц. (с пермяцкого) казак, боров, кладеный кабан.

| Казак, тракилок, сиб. пташка Plectorhanes lapponicus.

| Казаки твер. игра горелки, горелышки, побегушки, разбежки. Казачка жен. женщина или девка казачьего сословия.

| Рогаль, рукоять у сохи, за что пахарь держит соху.

| казач. казакин, нестеганый бешмет.

| Казак муж. казачиха жен. , сев. , новг. батрак, годовой наемный работник, не поденщик. Не надейся, попадья, на попа, держи своего казака.

| Казаками, казачками, зовут иногда молодых дворовых людей, одеваемых подобно казакам, также гонцов, конных рассыльных и пр.

| Казак и казачиха, архан. самец и самка моржа.

| Старая, матерая белуха, желтяк (самец?) арх. Казачек, казаченок, -ночек умалит. ; казаченька ласк. е, казачишка унизительное, казачина увел.

| Казачек, мальчик для прислуги, одетый в казакин им в черкеску, и под казачьей стрижкою.

Даль. Словарь Даля. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАЗАК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАЗАК в Словаре воровского жаргона:
    - 1) полумесяц, 2) воp-pецидивист, совеpшающий побег из …
  • КАЗАК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне казака - означает унижение, пятно на Вашей репутации из-за легкомысленных развлечений и беспутных …
  • КАЗАК в Большом энциклопедическом словаре:
    (Kasack) Герман (1896-1966) немецкий писатель. В мистико-символическом романе "Город за рекой" (1947) - критика с позиций экзистенциализма нивелировки личности в …
  • КАЗАК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    дорожный, широкий плащ, делавшийся иногда с рукавами, пелериной и …
  • КАЗАК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мм. -и, -ов и -и, -ов,м. 1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных …
  • КАЗАК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌАЗАК (Kasack) Герман (1896-1966), нем. писатель. После 1949 жил в ФРГ. Экспрессионистич. лиризм (драма "Трагическая миссия", 1917, изд. 1920; сб. …
  • КАЗАК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? дорожный, широкий плащ, делавшийся иногда с рукавами, пелериной и …
  • КАЗАК
    каза"к, казаки", казака", казако"в, казаку", казака"м, казака", казако"в, казако"м, казака"ми, казаке", …
  • КАЗАК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    каза"к, каза"ки, казака", каза"ков, казаку", каза"кам, казака", каза"ков, казако"м, каза"ками, казаке", …
  • КАЗАК в Словаре синонимов Абрамова:
    || вольный …
  • КАЗАК в словаре Синонимов русского языка:
    белоказак, донец, запорожец, казаченьки, казачина, казачок, кубанец, пластун, рубака, сердюк, служилый, станичник, …
  • КАЗАК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и …
  • КАЗАК в Словаре русского языка Лопатина:
  • КАЗАК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    казак, -а и -а,/ мн. -и, -ов и -и, …
  • КАЗАК в Орфографическом словаре:
    каз`ак, -`а и -`а, мн. -`и, -`ов и -и, …
  • КАЗАК в Словаре русского языка Ожегова:
    крестьянин, потомок таких поселенцев (на Дону, на Кубани, на Тереке и в некоторых других местностях), а также боец воинской части, …
  • КАЗАК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Kasack) Герман (1896-1966) , немецкий писатель. В мистико-символическом романе «Город за рекой» (1947) - критика с позиций экзистенциализма нивелировки личности …
  • КАЗАК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (козак устар.), казака, мн. казаки и (устар.) казаки, м. (тюрк. kazak - бобыль). 1. Представитель тяглого или податного сословия, уклонявшийся …
  • КАЗАК в Толковом словаре Ефремовой:
    казак 1. м. 1) Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов …
  • КАЗАК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. 1. Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и …
  • КАЗАК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, …

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

А ла казак

А ЛА КАЗАК * à la casaque . По-казацки, не церемонясь, грубо . Николай, одушевленный преданностью Клейнмихеля и его экзекуторов.. думал внести этот произвол и в Европейское право, расправляясь с Турциею и распоряжаясь в княжествах à la casaque . К. Н. Лебедев Зап. // РА 1900 3 249. || Как казак. Одевается она немного странно à la casaque , то есть носит преимущественно дома рубашку из темнорозового фуляра, перепоясанного ремнем. Растопчина Падучая звезда. // РВ 1886 10 716.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Смотреть что такое "а ла казак" в других словарях:

    КАЗАК - муж. или козак (вероятно от среднеазиатского казмак, скитаться, бродить, как гайдук, гайдамака, от гайда; ускок от ускочить, бежать; бродяга от бродить и пр. Киргизы сами себя зовут казак), войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к… … Толковый словарь Даля

    КАЗАК - Казак, холоп в Холмском пог. 1495. Писц. II, 850. Васко Казак, крестьянин в Паозерье. 1498. Писц. IV, 15. Казак, холоп в Которском пог. 1498. Писц. IV, 95. Казак Скрипицын, послух, св. XV в. А. К. II, 5. Казак Захаров, стародубский крестьянин.… … Биографический словарь

    Казак Василь - Иван Миколайчук в роли Казака Василя Появление Пропавшая грамота (1829 1831) Создатель … Википедия

    КАЗАК - (козак устар.), казака, мн. казаки и (устар.) казаки, муж. (тюрк. kazak бобыль). 1. Представитель тяглого или податного сословия, уклонявшийся от тяжелых государственных повинностей и искавший более легкой жизни либо в вольных поселениях по… … Толковый словарь Ушакова

    казак - вольный казак.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. казак казачок, кубанец, станичник, запорожец, казачина, казаченьки, рубака, терец, пластун, служилый, сердюк, белоказак,… … Словарь синонимов

    Казак FM - Радио Рокс Регион Город Краснодар Страна … Википедия

    КАЗАК - КАЗАК, а, мн. и, ов и и, ов, муж. 1. В старину на Украине и в России: член военно земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский к. Донской к. 2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях:… … Толковый словарь Ожегова

    КАЗАК - (тур.). 1) иррегулярное конное войско в России. 2) род женской верхней одежды, похожей на казакин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЗАК дамский костюм, род плаща. Словарь иностранных слов, вошедших … Словарь иностранных слов русского языка

    КАЗАК (Kasack) Герман - (1896 1966) немецкий писатель. В мистико символическом романе Город за рекой (1947) критика с позиций экзистенциализма нивелировки личности в капиталистическом обществе … Большой Энциклопедический словарь

    Казак Луганский - псевдоним Вл. Ив. Даля … Биографический словарь

    Казак (вольный человек на Руси) - Казак, козак (тюрк. удалец, вольный человек), человек, порвавший со своей социальной средой (14 17 вв.); с конца 15 в. К. стали называть вольных людей окраин Русского государства (см. Казачество) … Большая советская энциклопедия

Книги

  • , Кундрюцков Б.. Описание: Казачий эпос в обстановке русского зарубежья. Литература русских казаков. Из книги:`Был у меня знакомый, Иван Ильич Гаморкин, только, каких станиц и все прочее такое, рассказывать… Купить за 1848 грн (только Украина)
  • Казак Иван Ильич Гаморкин. Бесхитростные заметки о нем, кума его, Кондрата Евграфовича Кудрявова , Кундрюцков Б.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Описание: Казачий эпос в обстановке русского зарубежья. Литература русских казаков. Из книги: "Был у…

Казачество – одна из наиболее ярких и славных страниц российской истории. Неудивительно, что со временем образ казака стал достоянием народного творчества, обрастая всевозможными домыслами, которые превращались в устойчивые заблуждения.

Казачество – оплот демократии

Литераторы и историки XIX столетия идеализировали казачество. Шевченко, Драгоманов, Чернышевский, Костомаров видели в запорожской вольнице простой народ, который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема живуча и сейчас.

Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права, однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя там чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.
Когда появились реестровые казаки, они стали активно захватывать землю и превращаться в помещиков, а некоторые стремились добиваться дворянских прав. Позднее в казачество активно потянулись и знатные шляхтичи. К середине XVII столетия казачья аристократия по своему достатку мало уступала мелкому и среднему дворянству.

Запорожцы – первые казаки

Существует устойчивое мнение, что казачество ведет свое происхождение из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества.
Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону. Известно, что в войске Ивана Грозного, осаждавшего Казань, было 10 000 казаков. Первое же упоминание в летописях слова «казак» относят к 1444 году.
Буквально с самого начала существования Запорожского и Донского казачества между ними устанавливаются тесные связи. История нам сохранила сведения о многочисленных походах, в которых запорожские и донские казаки сражались бок о бок.

Вхождение в состав регулярной армии


Роль казаков, защищавших южные границы Русского государства трудно переоценить. Даже когда опасность набегов спала, казачьи формирования охотно привлекались российским правительством к несению воинской службы.

Однако, как отмечает историк Борис Фролов, казаки «не входили в состав регулярной армии и в качестве основной тактической силы не использовались». Это была отдельная военная структура.
Казачьи войска чаще всего составляли полки легкой конницы, носившей статус «иррегулярной». Вознаграждением за службу вплоть до последних дней самодержавия была неприкосновенность земель, где проживало казачество, а также различные льготы, к примеру, на торговлю или рыбный промысел.

Казак шел на службу с собственным оружием

Это утверждение не совсем верно. Действительно, казаки преимущественно покупали вооружение на собственные деньги, но позволить себе купить хорошее огнестрельное оружие мог только обеспеченный человек. Рядовой казак мог рассчитывать на трофейное или старое, полученное «в лизинг» оружие, иногда со сроком выкупа до 30 лет.
Но существуют документы, которые подтверждают, что казачьи формирования снабжались вооружением. Так, в 1788 году Григорий Потемкин писал черноморскому атаману Сидору Белому: «Употребите всемерное старание о приумножении казаков и принимая их, снабжайте оружием. В случае, когда все оружие будет в раздаче, представляйте ко мне, почему я и прикажу вновь еще оного вам отпустить».
Тем не менее, оружия не хватало, а имевшееся зачастую было устаревшим. Известно, что вплоть до 1870-х годов казачья кавалерия стреляла кремниевыми пистолетами.

Хазарское происхождение казаков

Этот миф возник во времена Гетманщины и был популярен у антироссийски настроенной части казацкой элиты, прежде всего, в окружении Ивана Мазепы. Согласно «конституции Орлика» (генерального писаря Мазепы) «казацкий народ» раньше назывался «хазарским» и принял православие из Константинополя задолго до крещения Руси.
По словам историка Татьяны Таировой-Яковлевой, эта концепция хоть и имеет неясное происхождение, но преследует вполне прозрачную цель: не оставить и намека на общность русского и украинского народа, а также секуляризировать генеалогию казачества и разорвать религиозные связи между Гетманщиной и Москвой.

Письмо запорожцев турецкому султану


Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации придает то, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставит под сомнение подлинность этого документа.

Первый исследователь переписки А. Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.

Казаки – это отдельный народ

Такая точка зрения существует давно и активно обсуждается в современных СМИ. Отстаивая свою идентичность, казаки нередко противопоставляли себя соседним народам.

Вспомним хотя бы слова генерала Петра Краснова, сказанные летом 1944 года в Потсдаме: «Казаки! Помните, вы не русские, вы Казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».

Антропологические исследования казачества, проведенные В. Ф. Кашибадзе и О. Г. Насоновым показали, что история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных областей Центральной России, а также незначительное включение южных и восточных элементов. Пример Донского казачества демонстрирует нам пеструю этническую картину, в которую вписаны представители нескольких десятков народностей, среди которых есть и совсем неожиданные – молдаване, турки, эстонцы, таджики.

Преданность казаков Российской короне


Казачество далеко не всегда проявляло верноподданнические чувства к российской монархии. Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов – восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачева.
Нередко казачество демонстративно отстаивало свою позицию и в период сложных внешнеполитических ситуаций в стране. Во время Смуты донские и запорожские казаки отметились активной поддержкой самозванцев, а все те же запорожцы много раз нарушали свои обязательства данные русскому царю, заключая союзы с Польшей, Турцией или Швецией.

Массовый переход казачества на сторону вермахта


Установлено, что гитлеровской Германии, умело использующей пропаганду, удалось переманить на свою сторону до 40 тысяч казаков. В первую очередь это были жители станиц, имевшие личные счеты с советской властью – пострадавшие во время расказачивания и коллективизации.
Однако, учитывая общее число советских граждан, воевавших на стороне вермахта – по разным данным от 800 тыс. до 1 млн. 500 тыс. человек – эта цифра не вызывает удивление. Гораздо больше казаков сражалось в рядах Красной Армии. Если в составе вермахта историки насчитывают не более 2-х казачьих корпусов, то в советской армии их было 17.