В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создает трагическую поэму "Черный человек".

("Топи да болота")

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Топи да болота..."

Глубинный патриотизм в стихах Есенина

В своем творчестве Сергей Есенин наибольшее место уделял родному краю, с его прекрасными русскими просторами. Поэт понимал природу, жил ею и воспевал её, посвящая ей большинство своих лирических произведений. Его стихи звучат очень нежно и чувственно, в них все живет и Дышит какой-то волшебной прелестью. В стихотворении «Топи да болота», Есенин красочно и с любовью описывает летнюю природу родного края, о котором он так трепетно отзывается: «край ты мой забытый, край ты мой родной!». Он восторгается его красотами, разнообразием родной природы и множеством звуков и ароматов, которые автор искусно передает в своих произведениях.

Стихотворение «Топи да болота», относится к ранней лирике поэта, где он очень чувственно и красочно описывает многообразие своего любимого края: «Топи да болота, синий плат небес». Здесь Есенин, описывая природу, использует глухие согласные, смягчая этим звучание текста, придавая ему нежность и теплоту. Этот прием используется автором очень часто для придания стихам не только красоты словесной, но и музыкальной. И действительно, его стихи передают не только картины природы, но и звуки, и запахи. И поэтому они очень мелодичны и нежны. «Хвойной позолотой вззвенивает лес» - из этих строк можно услышать звон, который передается использованием буквы «з».

Эти строки поэта описывают сказочную картину, изобилующую красками неба, болот, хвои и всеми её оттенками. Здесь автор объединяет в единое целое и землю, и природу, и небеса. Картины его природы - идеальны, они созданы Творцом и не имеют изъяна. Автор имеет особое родство с окружающим миром, гармонию и полное единение. Он тонко чувствует состояние природы, ее настроение и умеет очень точно передать словами его краски, запахи и звуки.

Прекрасная лирика Есенина, дарит читателю наслаждение её красотами: «слухают ракиты посвист ветряной... край ты мой забытый, край ты мой родной». Его лирика наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставляют равнодушным читателя, они наполняют его душу песней красоте русской природы.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» - любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами анализируемого лирического произведения являются последние строки, которые своего рода обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зелёный лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «тёмным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колёс». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое - приметы родного края.

Определите основную тему стихотворения С.А. Есенина, (описание забытого, родного края)

Какие неологизмы использует поэт в данном стихотворении? («взвенивает лес», «тенькает синица», «слухают ракиты», «посвист ветряной») Как они помогают передать переживания лирического героя?

Какие художественно-выразительные средства используются С.А. Есениным в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин - русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново, описание природы которого и заложено в основной теме произведения.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: хорей

Литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения С. А. Есенин:

  1. Метафора. Примеры: «меж лесных кудрей», «хвойной позолотой», «синий плат небес»;
  2. Олицетворение. Примеры: «слухают ракиты», «темным елям снится», «посвист ветряной»;
  3. Просторечия. Примеры: «тенькает синица», «слухают ракиты», «гомон касарей».

«Последний поэт деревни», как в шутку величал себя Есенин, с любовью и трепетом относился к природе. Она была его музой на протяжении всей его творческой жизни. Строки данного произведения буквально каждой фразой передают настроение лирического героя, его отношение к родному краю. Если взять во внимание тот факт, что в год создания этого стихотворения поэт находился далеко от родных мест и сопоставить его со строками, то можно предположить, что он очень тосковал по Родине.

Многие критики условно разделяют пейзажную лирику Есенина на две части, первая из которых приходится на годы поиска поэтом своего стиля изложения (1914 – 1920 гг.). Но уже тогда молодой лирик хорошо осознавал источник своего вдохновения - природа родного края. В стихотворении «Топи да болота» он очень выразительно, ярко и без прикрас описал осень в Константиново и хотя в нём встречается фраза «край ты мой забытый» - она не относится к самому поэту. Произведение во всех красках передаёт не только визуальные пейзажные образы, но также и звуки, запахи тех мест. Наполненное душевным патриотизмом, оно не оставляет равнодушными и читателей наших лет.

Картинка к стихотворению Топи да болота

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Цыганы

    Когда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился. Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые

  • Анализ стихотворения Цветаевой Родина

    Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

  • Анализ стихоторения Апухтина Ночи безумные ночи бессонные

    А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,

  • Анализ стихотворения Бунина Вечер

    Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Вечер" представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

    1928 год стал для Владимира Маяковского очень знаменательным. Писатель отправляется за границу во Францию. Здесь он работает журналистом для газеты. Перед своим отъездом Маяковский обязался перед своим другом и редактором издания,