"О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?" Клеветникам России (А.С.Пушкин)

Надпись, сообщающая, что здесь не накормят русских, появилась на входе в один из ресторанов польского города Сопот.
Поступок владельца заведения, называющегося “Песочница”, вызвал осуждение как со стороны местных жителей, так и со стороны руководства города. Сопот, наряду с Гданьском и курортами Варминско-Мазурского и Мазовецкого воеводств, пользуется популярностью среди жителей Калининградской области.
Очевидно, что поступок ресторатора Яна Хермановича не пойдёт на пользу городу, получающему доходы за счёт посещающих Сопот русских туристов. На поступок поляка отреагировал даже Хельсинкский фонд по правам человека, напомнив владельцу “Песочницы”, что современном обществе нельзя разделять людей по национальному признаку, ограничивая им доступ в общественные места. Причиной поведения польского ресторатора стал, по его словам, кризис на Украине, - сообщает “Россия24”.
Сегодня на официальной странице российского внешнеполитического ведомства в «Фейсбуке» появился пост: «Мы против ответных объявлений на заправках в Калининградской области, да и евросегрегации в целом. Проблемы с евроинтеграцией надо решать по-другому». http://ruposters.ru/archives/8931

Почти все туристы из бывших республик СССР в Италии, Испании, Греции, Франции и прочих странах разговаривают на русском языке! Потому что русский язык знает вся Европа. И говорит на нем с туристами свободно и с удовольствием. Но когда эти же туристы из данных стран ведут себя плохо, развязно и некорректно - виновата только Россия. Это русские такие! Это русские не умеют себя вести прилично и культурно… А жители стран ЕС- воспитаны по-европейски! Они не позволят себе бескультурья и пьянок! Вот он казус-то! Вот где недоразумения, за которые несет ответственность Россия.

Об этом еще Пушкин писал:

КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди не чуждых им гробов.

Стихи обращены к депутатам французской палаты (Лафайету, Могену и др.) и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. — Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны»

****
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
___________
Клеветникам России. Стихи обращены к депутатам французской палаты и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. - Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны» (черновой текст письма к Бенкендорфу, написанный около 21 июля 1831 г. - подлинник на французском языке; см. Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIV, стр. 183). (Ср. письмо от 10 ноября 1836 г. к Н. Б. Голицыну - т. 10.)
В автографе стихотворения был эпиграф: «Vox et praetera nihil» - звук и больше ничего (лат.)
Народные витии - члены французской палаты депутатов - Лафайет, Моген и др.
Сии кровавые скрижали - многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей, а также польская интервенция 1610-1611 гг., когда польские войска были в Москве и горел Кремль.
Прага - древнее варшавское предместье на правом берегу Вислы - связана с событиями 1794 г., когда Варшава была взята Суворовым.
...на развалинах пылающей Москвы // Мы не признали наглой воли // Того, под кем дрожали вы - то есть Наполеона.
Измаильский штык - намек на взятие турецкой крепости Измаил войсками Суворова в 1790 г.
Оставьте: это спор славян между собою... ср. письмо к Вяземскому от 1 июня 1831 г.

Другие статьи в литературном дневнике:

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Клеветникам России» Александр Пушкин

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Анализ стихотворения Пушкина «Клеветникам России»

События 1830 года, связанные с восстанием в Польше, всколыхнули не только Европу, но и Россию. В 19 веке территориальный передел носил особо острый характер, и в назревающий конфликт вмешалось российское правительство. Этот факт естественно, вызвал осуждение у европейцев и нашел отражение в творчестве многих поэтов, одним из которых стал Александр Пушкин.

Возмущенный необоснованной критикой, он в 1831 году опубликовал оду «Клеветникам России», в которой выразил свое отношение не только к польскому восстанию, но и к реакции Запада на попытки славянских народов найти общий язык . Обращаясь к тем, кто попытался обвинить Россию в экспансии, Пушкин отмечает: «Оставьте: это спор славян между собою». Являясь не только патриотом своей страны, но и хорошо зная историю, поэт справедливо считает, что Россия и Польша должны объединиться. Ведь в свое время существовало Великое княжество Литовское, в состав которого входили как русские, так и польские земли. И это государство было настолько мощным, что наводило страх на всю Европу.

Естественно, ни Германия, ни Франция, ни, тем более, Англия, не желали вновь оказаться на вторых ролях, поэтому даже намек на объединение Польши и России вызвал у политиков этих стран панический ужас. Однако поэт советует европейцам не вмешиваться, заявляя: «Уже давно между собою враждуют эти племена». В чью пользу будет решен новый спор, автор судить не берется. Но он прекрасно осознает, что мощь России и ее возможное продвижение на Запад заставляют сытую и благополучную Европу возводить горы лжи против страны, которая совсем недавно расправилась с армией Наполеона и принесла многих государствам долгожданную свободу . «Вы грозы на словах – попробуйте на деле!», — подтрунивает поэт над своими оппонентами, зная, что у европейских политиков найдется множество приверженцев и в самой России. Пушкин не хочет новой войны, но не исключает, что если Европа попытается отстаивать свои интересы на территории Польши, но русские воины встанут на защиту своих славянских братьев «от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая, стальной щетиною сверкая». Эта битва будет честной и беспощадной, ведь России не привыкать к войне. При этом поэт убежден, что европейских солдат ждет неизбежное поражение, заявляя: «Есть место им в полях России среди нечуждых им гробов».

Пушкин. 200 лет назад. Неужели 200?

Клеветникам России

О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?..... Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы. Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях, иль верный росс? Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос. Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали; Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас... За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?.. Вы грозны на словах - попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постели, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?. Так высылайте ж нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов

1831 год



Пушкин - Чаадаеву

Автор отмечает отсталость России и высказывает мнение, что это объясняется прежде всего своеобразием национальных форм жизни, которые он выводит из православия, противопоставляя православие католичеству, которое, по его мнению, породило творческую и созидательную европейскую цивилизацию. В России же догматизм православия наложил отпечаток и на социальную, и на политическую жизнь страны, и на характер народа.

(Впоследствии он отказался от этой мысли, признал преувеличение "в этом обвинительном акте, предъявленном великому народу").

Выступление Чаадаева обострило идейные споры в среде дворянской

интеллигенции.

В ходе полемики сложились два течения русской общественно-политической мысли - славянофилы и западники.

И вот ответ Пушкина Чаадаеву

«…Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что Схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение.

Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех.

Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений.

Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве.

…Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности?

Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон?
А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж?

Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератор — я раздражен, как человек с предрассудками — я оскорблен, — [я] но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен вам сказать, что многое в вашем послании глубоко верно.

Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние….»

(Отрывки взяты из o-as-pushkina/