Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов , а можно с помощью игр.

В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение группы, отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в Вашем отряде. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и весь отряд.

Большая семейная фотография

Ребятам в группах предлагается представить, что все они — большая семья, которой вместе нужно сфотографироваться для семейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа» (должен расположить всю семью для фотографирования) и «дедушку» (он тоже может участвовать в расстановке семьи). Более никаких установок детям не дается, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной, Роли «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «фотограф» считает до трех. На счет «три» все дружно кричат слово «сыр» и хлопают в ладоши.

Эта же игра, проведенная в середине смены, позволит Вам выявить новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Перестройка

Участники встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, затем треугольник и т. д.

11 вопросов

Ведущий загадывает имя знаменитого человека. Играющие могут задать 11 наводящих вопросов. На них ведущий может давать ответы только «Да» или «Нет». После этого игроки с трех попыток должны назвать имя.

Игра художников

Каждому участнику выдается листочек бумаги, расчерченный на 20 больших клеток. Ведущий заранее составляет список из 20 слов, которые называет одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово в одной из клеток. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия.

Адаптация

С помощью игры «Молекула» участники делятся на две группы по 4-5 человек.

«Молекула». Ведущий предлагает ребятам встать и разместиться на определенной территории так, как им удобно. После фразы ведущего: «Молекулы — хаос» участники игры начинают двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда звучит фраза: «Молекулы — четыре (молекулы — пять)», игроки должны

быстро объединиться в группы по четыре или пять человек-

Конкурсы могут быть самыми разнообразными (интеллектуальные, спортивные, на решение нестандартных задач, с использованием раздаточного материала)— все зависит от фантазии организаторов. После каждого конкурса состав групп меняется.

По итогам каждого конкурса дети коллективно выбирают, какого цвета жетон кому из участников группы присудить:

Красный — лидер, предлагает основные идеи» организует работу;

Желтый — исполнитель:

Зеленый — соучастник:

Синий — пассивный наблюдатель.

В конце игры (после проведении всех конкурсов) в каждой группе составляется аппликация из полученных жетонов. Данная аппликация дает возможность сделать вывод об общей активности детей, основных позициях, которые они занимают в коллективе.

Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.

Игры для создания команды. Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера («Слон» и др.).

Комплексные игры, например, выборы президентов, парламента, органов самоуправления. Главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатами таких игр может быть:

· обучение основам самопрезентации и самореализации;

· выявление лидерства и формирование социального института лидеров отрядов;

· развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности;

· формирование социально продуктивных форм деятельности;

· умение организовать самостоятельную деятельность.

Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы ребенка, креативности и спонтанности, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, трансформации аутоагрессивного и агрессивного комплексов, самооценки и самосознания (например, миксеры и др.)

Психологическая игра «Адаптация»

Психологическая игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».

«Большая семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Начали!»

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Упражнения с веревками

10 – 20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

«Веревочные курсы»

В настоящее время в связи с потребностью освоения групповых методов работы широко используются такие методы, как «Веревочные курсы», «Тим-билдинг».

Веревочные курсы – это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. Веревочные курсы – это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, дающая возможность подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.

Веревочные курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны, – снимать напряжение, иногда возникающее в группе, и конечно – опять выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.

Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, но требует преодоления страха высоты (3-5 метров) и, несмотря на надежную страховку, требует самообладания. Задача веревочных курсов – доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. Веревочные курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.

Другие препятствия (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы.

Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора. Зато эффективность – велика.

Вот некоторые упражнения:

1. Паутина. Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5 – 3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения члены группы садятся кругом на траве и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.

2. Бревно. Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: 1-й должен стоять на месте последнего члена группы, 2-ой – на месте предпоследнего и т.д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается в исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

3. Электроцепь. Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток»– всем надо одновременно встать.

4. Приз. На ветке дерева, на высоте трех метров прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя себя в качестве строительного материала.

«Праздник непослушания»

Праздник непослушания: предоставление полной свободы выбора деятельности вплоть до ничегонеделания. Именно в этой ситуации проявляется активная жизненная позиция.

«Книга рекордов Гиннеса»

День рекордов Гиннеса: ситуация создания успеха. Набор соревнований содержит задания, которые позволили бы каждому отличиться. Конкурсы должны быть не только серьезными, но и шутливыми. Самое главное – это знаки отличия победителям (дипломы, грамоты и т.д.). См. книгу С. А. Шмакова «Каникулы» М.: «Высшая школа», 1997.

Игровой цикл «Лидер-организатор»

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п.

После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: «Организатор ». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: «Люди ». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут…, то я…».

Микроигра «День рождения»

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в коллективе.

Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей.

Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того «именинника», к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из «именинников», то он имеет на это право.

Создаются разные по количеству микрогруппы.

Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.

Как многие из вас знают, в настоящее время в нашем центре занимаются 5 терапевтических групп. В этих группах мы преимущественно занимаемся самопознанием, разрешением жизненных сложностей наших участников, а так же развитием и личностным ростом. Кроме этого мы делимся теоретическими знаниями. И на последнем занятии в группе в Дюссельдорфе я рассказала о теории контакта. Участники попросили меня описать её и прислать на почту. И я решила отослать эту статью всем нашим подписчикам. Думаю, что это будет полезно всем нашим читателям.

Теория контакта в гештальт-терапии своими словами

Для того, чтобы человек нормально функционировал в этом мире ему необходимо что-то получать из окружающей среды и что-то в неё выделять. Иными словами, удовлетворять свои потребности. Кушать, когда мы чувствуем голод и выделять своевременно продукты распада. В гештальт-терапии этот процесс называется психологический цикл контакта. Для того, чтобы этот процесс осуществлялся, необходимы две вещи: первое - человек должен быть в контакте с самим собой (со своими ощущениями, чувствами, желаниями), и второе - умение вступать в контакт с окружающей средой (все, что является не "я", продукты, предметы, люди, организации). Человек начинает испытывать проблемы тогда, когда происходят нарушения в этом цикле контакта. Иными словами, испортить себе жизнь можно двумя способами:
1. перестать чувствовать себя
2. прервать контакт со средой.

Любой цикл контакта проходит через четыре фазы. Рассмотрим этот процесс на простом примере.

1) Первая стадия называется преконтакт. Например, вы просыпаетесь рано утром и через какое-то время у вас появляется лёгкий дискомфорт.

2) Вторая стадия контакт. Вы вступаете в контакт со своей потребностью, потом со средой.
Время спустя дискомфорт усиливается, вы начинаете ощущать сжатие в области желудка и вы понимаете, что испытываете голод. Далее ощущение усиливается, вы мобилизуете энергию и ищите средства, чтобы удовлетворить голод. Идёте к холодильнику, находите там еду и едите (здесь вы контактируете со средой). Активная фаза контакта.

3) Финальный контакт. Вы поглотили еду, вы и еда одно целое - это момент здорового слияния со средой. Пассивная фaза контакта.

4) Фаза ассимиляции, переваривания еды или опыта.

По этой схеме мы удовлетворяем все наши потребности и живём счастливо, или на определённых стадиях мы прерываем контакт и, всвязи с этим и взависимости от того, на какой стадии произошло прерывание, мы чувствуем неудовлетворённость, раздражительность, отсутствие радости, невозможность изменить ситуацию и т.п., то есть живём не счастливо.

Пример с едой и голодом понятен и так как это нам жизненно необходимо, то мы достаточно успешно научились удовлетворять эту потребность. Эта потребность относится к базовым потребностям (в еде, питье, в стабильности, в безопасности, сне) для их удовлетворения найти средства в мире относительно просто.
Но кроме базовых потребностей существуют так называемые метапотребности, которые не имеют чёткой формы или предмета в мире. Это потребности в любви, в общении, в признании, в уважении, в поддержке, удовлетворить которые возможно только через контакт с другим человеком. Если мы в детстве недополучили любви, признания, то в жизни мы бессознательно будем искать способы удовлетворить эти потребности, но так и не сможем этого сделать, пока не осознаем, что именно ищем и для чего это нужно. И мы будем формировать жизнь таким образом, чтобы эти потребности выкристализовывались, будем притягивать такие ситуации, которые будут накалять наши переживания, чобы мы, наконец-то, смогли услышать себя и получить то, что необходимо.

В наших терапевтических группах мы занимаемся активным осознаванием. Мы учимся входить в контакт с собой, со своими чувствами, а через чувства, мы осознаём свои желания и учимся их выражать и удовлетворять. И как результат проживаем нашу жизнь на порядок качественней.

В заключение хочу привести отрывок о контакте из книги, известных гештальт-терапевтов Ирвина и Мириам Польстер "Интегрированная Гештальт-терапия. Контуры теории и практики".

"Во чреве матери мы положенный срок пребываем в оберегающей среде. Но наступает момент, и хочешь - не хочешь, приходится покидать ее и учиться ходить по земле, которая мало заботится о нашем существовании. Когда разрезают пуповину, каждый из нас становится отдельным существом, которое ищет объединения с другим. Никогда больше нам не вернуться к такому райскому симбиозу, но, как это ни парадоксально, чувство единения теперь зависит от остроты чувства разделения. Именно этот парадокс мы все время стремимся разрешить. Контакт - это функция, которая удовлетворяет потребность в объединении и разделении. Контакт дает каждому человеку шанс познакомиться с окружающим его миром. Человек снова и снова вступает в контакт, и за каждой встречей появляется следующая. Я касаюсь тебя, я говорю с тобой, я улыбаюсь тебе, я вижу тебя, я прошу тебя, я принимаю тебя, я знаю тебя, я хочу тебя - все это дает резонанс нашему существованию. Я одинок. Чтобы выжить, я должен встретить тебя. Всю жизнь мы колеблемся между свободой или разделением, с одной стороны, и вторжением или объединением - с другой. Каждый из нас должен иметь психологическое пространство, в котором он сам себе хозяин, - пространство, доступное для приглашенных гостей, но недосягаемое для непрошеных. И все же, упрямо отстаивая свои права на территорию, мы рискуем потерять волнующую возможность контакта с "другим" и упустить свой шанс. Сужение контакта обрекает человека на одиночество и приводит к неприятному чувству, которое, как язва, разрастается посреди мертвых накоплений привычек, предостережений и обычаев.

Контакт означает не только единение или растворение. Он может произойти только между отдельными существами, всегда требует независимости и всегда рискует попасть в ловушку объединения".

О том, как именно мы прерываем контакт я расскажу в следующей статье.

Желаю всем хорошего контакта.

Татьяна Кельн,
гештальт-терапевт

Очень трудно написать текст об очевидных вещах таким образом, чтобы его могли воспринять люди, предпочитающие изъясняться на научном психологическом и психотерапевтическом языке и люди, предпочитающие живой и образный житейский язык. В моей статье о динамической концепции личности удалось обойти эту трудность за счет использования образа трехголового дракона. Попробую использовать такой прием и в этой статье… Всем людям, знакомым с гештальт-терапией, известно важнейшее понятие тештальт-терапии — понятие цикла контакта. Ж.-М. Робин пишет в книге «Гештальт-терапия» . Эта последовательность построения — разрушения гештальтов (которая иногда носит название «цикл контакта», т.к. описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт и постконтакт. И это еще упрошенное представление о цикле контакта. А вообще- то цикл контакта представляют в форме круговой диаграммы или в форме кривой, к которой могут быть привязаны различные формы психологического сопротивления. Именно эту старую кривую произвели на свет в самом уважаемом в области теории гештальт-терапии Кливлендском Гештальт Институте. Для людей, знакомых с теорией гештальт-терапии, этих напоминаний о кривых контакта будет достаточно, а если возникнет более подробный интерес к теории — читайте толстые книги.

Если по-простому — для того, чтобы жить и чтобы жить лучше каждому человеку надо что-то получать из окружающего мира и что-то выделять. И этот процесс обмена называется цикл контакта.

Например, если я хочу купить телевизор, то мне надо выйти за пределы меня — моей квартиры, где нет подходящего телевизора, и отправиться в магазин, где этих телевизоров просто море — выбрать один и доставить себе.

Вот собственно этот процесс «выхода из себя», получения того, что мне нужно и возвращения назад с «добычей» и называется циклом контакта.

Причем эти циклы могут быть двух видов -поглотительные, как только что описанный, и выделительные — это когда у меня в доме накопился мусор, и надо его куда-то деть. Психика человека строится по модели организма хотя бы потому, что развивается у организма. И, следовательно, психологические циклы контакта также бывают двух типов, например, когда я пишу эту статью, я осуществляю выделительный цикл контакта, а когда вы ее читаете, то осуществляете поглотительный цикл. По завершению поглотительного цикла у человека возникает чувство удовлетворения, а по завершению выделительного -радости (посмотрите на первичные эмоции младенца). Так от прочтения этой статьи радость вам не светит, а вот удовлетворение -гарантировано.

Для психотерапевтов — в процессе работы с клиентом осуществляются такие же циклы контакта. И вы можете пытаться кормить клиента своими интерпретациями или, из педагогических соображений («гештальт-терапевт все-шки»), держать его голодным, пока не помрет его перенос. Вы можете также нарушать попытки клиента выделить-высказать что-либо, или учитывать только информационную часть сообщения, игнорируя эмоциональную часть сообщения, или, руководствуясь тем же лозунгом — я гештальт-тераневт -реагировать только на эмоциональную составляющую. Если для клиента важно что-то выделить, то сколько бы вы его не кормили, он останется фрустрированным (сколько волка не корми…),…

…. но и держать голодным этого зверя я вам тоже не советую. Витальная потребность все равно должна быть удовлетворена, только путь удовлетворения при этом может быть патологическим. Удовлетворение — неизбежно

«Я хочу предложить другую схему цикла контакта в соответствии с динамической концепцией личности в гештальт-терапии. Цикл контакта в этой системе понятий поддерживается последовательной сменой трех метапотребностей, регулирующих смену тактических направлений контакта.

Термин «метапотребность» в этом контексте употребляется в том же значении, как и в системе А. Маслоу: метапотребность — это потребность, у которой нет фиксированного предмета или способа удовлетворения, эта потребность может быть удовлетворена формально прямо противоположными способами.

В динамическом цикле контакта три метапотребности последовательно сменяют друг друга: 1-метапотребность в безопасности. 2-метапотребность в привязанности (у разных авторов — в зависимости, в связанности, например у Дж, Боулби), 3-метапотребность в манипулировании (свободном обращении, действии с другим объектом или субъектом).

Наличие этих трех базовых метапотребностей подтверждается в работах психоаналитиков, развивающих теорию объектных отношений. В этой статье я не буду приводить обширный анализ литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, а в ближайшем будущем надеюсь опубликовать этот материал в своей книжке, посвященной динамической концепции личности в гешальт-терапии.

Метапотребность в безопасности связана с шизоидной составляющей человеческой личности. В работах М. Кляйн эта составляющая проживается в период шизоидно-параноидной позиции ребенка в возрасте от рождения до трех месяцев. Если развитие происходит благоприятно, то удается выйти из фонового ощущения страха в ощущение безопасности.

В статье о динамической концепции личности я использовал образ дракона с тремя головами: «шизоидной», «невротической (пограничной)» и «нарцистической». Так вот, представим себе дракона, у которого каждая из голов отвечает за выполнение своего задания (метапотребности).

Первая голова, «шизоидная», отвечает за безопасность, и поэтому всегда испытывает некоторый страх.

В случаях психической болезни (шизофрении) эта голова просто не знает как обеспечить безопасность, и больной живет в состоянии постоянного фонового страха, который он даже не может заметить, потому что в своем опыте он никогда не был в безопасности. Этот постоянный страх отражается в теле как постоянное напряжение (деревянность) или в виде сильной астенизации (состояние психофизиологического истощения, к которому приходит работник в результате длительного перенапряжения (стресса) или тяжелого психотравматического переживания).

Другой вариант болезни, связанный с обеспечением безопасности, это паранойя — бесконечное фантастическое обеспечение безопасности, которое не приводит к удовлетворению метапотребности.

В динамическом цикле контакта эта «голова» первой вступает в игру. Причем ее задача — это не обеспечение безопасности вообще, а обеспечение безопасности только в течение актуального цикла контакта, т.е. если хочешь спокойно пойти в туалет — сначала обеспечь себе безопасность этого процесса — запри дверь. И приступая к еде, или разговору, или чтению книги, обеспечь себе безопасность в течение необходимого для этого процесса времени. Если ты не сможешь обеспечить себе эту безопасность — напряжение останется и испортит следующую фазу цикла контакта.

В психотерапевтических сеансах я часто встречаюсь с тем, как люди игнорируют свою безопасность в течение сеанса: например, начинают рассказывать что-то по сути, не убедившись, что я их слушаю и понимаю, и вообще кидаются в работу без сомнений и беспокойства, часто даже не заключив контракт. Если это происходит постоянно, то я предполагаю, что и в жизни эти люди часто вступают в контакт, игнорируя собственную безопасность.

В этом случае следующая фаза цикла будет отягощена напряжением и тревогой, которую невозможно удовлетворить на второй фазе и, вероятнее всего, эти люди будут склонны к формированию патологической зависимости — постоянных попыток подтвердить свою безопасность за счет привязанности к другому человеку или объекту.

В случае сильно выраженных шизоидных реакций в течение сеанса постоянно приходится возвращаться к обеспечению безопасности, предлагая клиенту паузы, фантазирование, концентрацию на телесных ощущениях, иначе говоря — возможность оставить меня и остаться одному в моем присутствии и позаботиться о своей безопасности.

Вторая стадия цикла контакта — метапотребность в привязанности (в зависимости).

В теории объектных отношений понятие предрасположенности к зависимости было подробно рассмотрено работах Дж. Боулби. Человеческий детеныш не может выжить, не будучи привязан к матери. Используя свои возможности выражения привязанности ребенок активирует систему материнского поведения матери и получает необходимый уход и необходимые для выживания и развития вещества. Эти паттерны поведения активно проявляются в период с двух-трех до шести-восьми месяцев после рождения. В цикле контакта эта стадия связана с удержанием объекта перед тем, как манипулировать (действовать, оперировать) с ним.

Для того чтобы что-то получить от объекта или что-то передать человеку, необходимо в течение некоторого времени быть связанным с этим объектом. А для того, чтобы оставаться связанным, необходимо осуществлять некоторое поведение: например, чтобы получить что-либо из этой статьи, надо удерживать ее перед глазами и отслеживать строчки, и складывать их в слова, и так далее. Даже для того, чтобы удержаться на унитазе, нужна некоторая мышечная координация.

Если вы представляете себе дракона, то задача второй головы дракона — удерживать добычу и именно потому, что эта голова выполняет такую задачу, она не способна ничего сделать с объектом.

Таков трагизм несбалансированной невротической части — удерживать и не иметь возможности получить то, что удерживаешь. Вспомните патологические привязанности, например патологические влюбленности, или навязчивости, или ипохондрическую фиксацию и другие невротические проявления. Да и в отношении химических зависимостей: можете ли вы представить себе алкоголика, который дегустирует спиртные напитки, и если ему не нравится аромат или плотность — выливает вино.

Всякий человек с патологическими проявлениями стремления к зависимости неизбежно теряет свободу действий, или, иначе говоря, утрачивает свободу манипулирования.

Таким образом, остановка цикла контакта на втором этапе выглядит в психотерапевтической работе как утрата свободы действий клиента. И тогда моей психотерапевтической задачей является восстановить способность свободно действовать, свободно манипулировать с объектом.

Например, клиентка рассказывает о том, что у любимого человека есть знакомая женщина значительно старше ее по возрасту. Рассказывая об этом, она совершенно теряет уверенность в себе и проявляет различные регрессивные реакции. В работе я восстанавливаю ее способность свободно действовать. На следующий сеанс она приходит удовлетворенная своим разговором с любимым человеком, поскольку смогла выяснить все важные для нее обстоятельства.

Или клиентка рассказывает сон, который связан для нее с тягостными и неприятными переживаниями. Она рассказывает, что ей снится, как на узкой, темной и грязной улице на нее нападает большая собака, и она только жмется в страхе к стене. После того, как мы восстанавливаем способность к манипулированию, она продуцирует противоположный образ, в котором она со злорадством гоняет собак по широким улицам и площадям.

Собственно проявления утраты свободы манипулирования во время психотерапевтического сеанса и показывают направление возможных действий терапевта. И в этой точке психотерапевтического сеанса важно самому оставаться свободным, и в то же время учитывать, что свобода или несвобода клиента — это его дело и ваши предложения могут оказаться совершенно неуместны.

У каждого своя свобода, или, иначе говоря, свобода всегда персональна. Вообще-то вы лучше последите за своей собственной свободой действий во время сеанса: обратите внимание на то, что о чем-то вы не можете спрашивать, что не можете пересесть и свободно двигаться, (это в своем-то кабинете), наконец, что просто не можете отвлечься от клиента. Если это так, то видимо ваша потребность в зависимости чрезмерно активизирована, и вам следует побеспокоиться о восстановлении собственной способности свободно действовать.

После прохождения стадии обеспечения безопасности и стадии обеспечения привязанности к объекту, наступает стадия манипулирования и соответственно включается в работу метапотребность в манипулировании.

Эта потребность связана с нарцистическими тенденциями в личности человека. В литературе нарциссизм описан очень подробно, и здесь я могу сослаться на свою статью в прошлом сборнике материалов Московского Гештальт Института. Собственно нарциссизм — это нарушение нормального процесса манипулирования. Это нарушение возникает, когда первые две стадии цикла контакта прошли неудовлетворительно, осталась тревога или страх от необеспеченной безопасности и не сформирован во внутреннем мире объект привязанности.

Проще говоря, нарцисс никогда не знает точно, с кем или с чем имеет дело и не всегда представляет реально, кто он сам в этом контакте.

Нарцистическая голова нашего дракона рождена, чтобы действовать. Но если первая и вторая головы не удовлетворены, действовать этой голове очень сложно, а иногда просто невозможно. Страх и привязанность сковывают свободу действий, и человеку не удается получить то, ради чего и был затеян цикл контакта. Или удается получить только физиологическую составляющую.

Например, если я ем, оттого что голоден, и все стадии цикла контакта проходят успешно, я получаю и физиологическое, и психологическое удовлетворение, Если же по какой-то причине, например, я очень спешу, я перехожу к стадии манипулирования, не обеспечив свою безопасность и не сформировав образ продукта, я получаю только физиологическую составляющую, оставаясь психологически голодным.

Психологический голод — это результат чрезмерно выраженного манипулирования и постоянный спутник нарцистической личности. В обычной жизни иногда мы ввязываемся в какие-то дела, не выяснив в качестве кого мы в них ввязываемся, и не выяснив точно, с кем мы имеем дело. Как правило, такие циклы контакта бывают очень рискованными или неудачными. А теперь попробуйте ответить себе на вопрос: в качестве кого вы читали эту статью, и что, собственно говоря, за статья такая?

Ну, а теперь для терапевтов, я думаю понятно, о чем может идти речь.

Достаточно часто бывает, что желание удержать клиента и страх бывают такими большими, что мы пытаемся сразу начать действовать, накидываемся на первую проблему, которую предъявил клиент, или начинаем «бегать с ним наперегонки», соревноваться, кто лучше чувствует, или кто лучше соображает.

Видимо, в этом случае энергия, обеспечивающая контакт с моей стороны, реализуется в форме манипулирования, а две Другие мои метапотребности остаются неудовлетворенными.

В том случае, если ваш клиент ведет себя подобным образом, обратите внимание на его метапотребность в зависимости. Есть предположение, что у него нет точного образа того, с кем он вступает в соревнование, если он пытается конкурировать с вами, возможно у него не сформировано представление о вас.

В то же время клиент может вступать в конкуренцию для того, чтобы завершить фазы инструментальной или мировоззренческой конкуренции со значимым лицом, и тогда не надо избегать этой конкуренции… Но это уже совсем другая история…