Согдасно теории Карла Маркса, любое государство представляет собой аппарат насильственного подавления правящим классом всех остальных слоев общества. Идеологически можно оспаривать многие из воззрений этого теоретика, однако такое определение представляется вполне справедливым. В каком-то смысле любое государство - это авторитарный режим.

До сих пор никто толком не определил, чем же именно отличается авторитарный режим от демократического. В наши дни сортировкой стран на свободные и тоталитарные занимается главным образом Госдепартамент США, но делает он это, понятное дело, исходя из национальных интересов своей родины. Ф.Д. Рузвельту приписывают определение Сомосы-старшего как подлеца, но американского, а, следовательно, демократического. Сам Франклин Делано четырежды избирался на ответственный пост, причем в самые судьбоносные для США моменты, что стало своеобразным рекордом. При этом в течение своей карьеры Рузвельт часто принимал непопулярные у населения решения, и его нередко упрекали в том, что он установил в стране авторитарный режим.

Президент Франции Шарль де Голль также подвергался критике оппозиции за недемократизм. Стремясь к экономической независимости от США, он прекратил колониальную войну в Алжире, пошел на определенные уступки СССР, совершил много других поступков, раздражавших его политических противников. Решения, принимаемые Голлем самолично, не нашли бы поддержки у оппозиционных партий, но, уверенный в своей правоте, он шел, что называется, напролом, и в конечном счете доказал правильность собственной политики. Чувствуя, что большинство право не всегда, французский президент установил авторитарный режим правления.

Любой сильный государственный лидер в трудные для страны моменты вынужден принимать решения, которые оказываются не по нраву определенной части политической и экономической элиты, так происходит почти во всех странах. Будто бы спонтанно возникает финансируемая олигархами или иностранными противниками нового курса оппозиция, которая сразу начинает убеждать население в том, что руководитель установил авторитарный режим. Признаки, по которым он определяется, многочисленны, и зачастую противоречивы.

Главный из этих признаков очень удобен для манипуляций. Это свободные выборы. Процесс голосования всегда проходит сложно, не обходится без нарушений, каждое из которых можно объявить вопиющим. Следующим на очереди обычно становится факт подавления оппозиции, чаще определяемый словом «расправа». Любой проворовавшийся олигарх, попавший за решетку, может утверждать, что его преследуют по политическим мотивам, как будто сам факт причастности к оппозиционным силам должен служить некоей охранной грамотой, гарантирующей неприкосновенность и полную свободу действий - от казнокрадства до банального хулиганства. Однако следует учесть, что тех, кто выступает против государственной политики, представители власти отнюдь не лелеют в любой стране, даже в оплоте демократии, США.

Итак, ни борьба с оппозицией, ни нарушения в ходе голосования, ни степень участия широких народных масс в управлении государством не являются признаками, отличающими авторитарный режим от тоталитарного. В чем же тогда разница? Она существенная, а заключается в личных способностях сильного лидера привлекать сторонников своей политики и удерживать власть законными средствами. Авторитаризм возможен в демократических странах. Зато он почти бесполезен при тоталитаризме, когда руководителя выдвигают из рядов правящей элиты исходя из того, насколько он удобен другим ее членам. Авторитарный режим - это необходимая мера тогда, когда страна переживает нелегкие моменты и различные угрозы, от Великой депрессии до возможного распада государства.

Чтобы максимально точно понять значение слова «авторитарность», легче всего привести ряд синонимов, таких как: антидемократизм, тоталитарность, авторитаризм.

Авторитарность – это стиль поведения, который характеризуется сильным стремлением подчинять, доминировать, управлять и руководить, принимая абсолютно все решения. Авторитарный человек не склонен советоваться, обсуждать или слушать чье-то мнение, для него существует лишь его взгляд на действительность и его мнение, которое он считает истиной.

Авторитарность как поведенческий стиль может проявляться в таких сферах, как руководство, воспитание и общение. При этом характеристики поведения во всех этих сферах мало различаются. На работе, в семье и личной сфере авторитарный тип личности проявляется в следующих факторах:

  • Повышенная агрессивность, жесткость.
  • Склонность к принуждению, угрозам, давлению на других (на членов семьи или подчиненных).
  • Строгий контроль, стремление к максимальной дисциплине.
  • Чрезмерная требовательность.
  • Игнорирование психологического фактора, человеческих эмоций.
  • Нацеленность на результат.
  • Бескомпромиссность.

Такое поведение встречается нередко, и оно имеет свои причины. Первая кроется в строгом воспитании. Ребенок, растущий в семье, где царствует авторитарное воспитание, с достаточно большой долей вероятности вырастет в именно такого руководителя. Часто авторитарный лидер получается из человека, который рос в неблагополучной семье либо был неуспешным в школе, и все его мечты были направлены на достижение в жизни успеха, материального благополучия, стабильности.

Иногда авторитарный стиль руководства становится следствием психологических травм, одиночества, детских обид или желания отомстить. Часто люди выбирают именно авторитарный стиль лидерства осознанно, считая, что только он ведет к настоящему успеху и достижению максимального результата – в семье, в общении, на работе.

В деловой сфере

Чаще всего авторитарность проявляется именно как тип управления. Для такого руководителя характерны жесткость, стремление к абсолютной дисциплине, абсолютному контролю. Авторитарное руководство не предполагает обсуждения проблем с коллективом, коллективного принятия решений, голосований, брейн-штурмов, выслушивания чужих идей или, тем более, советов. Такой руководитель принимает решения исключительно сам, на основе своих личных суждений, у него есть четкий набор идей и мнений, и к гибкости он не склонен.

Авторитарный руководитель все решения берет на себя, не давая возможности высказаться или проявить себя подчиненным. Условия работы, методы и законы диктуются исключительно руководителем, и это не обсуждается.

Часто применяется жесткое давление, принуждение, лидер не склонен идти на уступки, для него не бывает форс-мажоров или семейных обстоятельств. Он не интересуется личными проблемами своих подчиненных, и работник, опоздавший на работу по серьезной личной причине (например, из-за болезни близкого человека), будет наказан без возможности объяснить причину.

Такое руководство имеет свои плюсы и минусы. Причем плюсов довольно много, и осознанный руководитель, грамотно применяя авторитарный стиль управления на нужном этапе, сможет добиться отличных результатов.

Такой тип управления может с успехом применяться на этапе начальном, когда коллектив (предприятие, фирма) только формируется. С помощью такого стиля руководства можно сформировать у сотрудников четкие цели, дать им понять структуру и форму работы, ее стиль, обозначить рамки рабочих обязанностей, установить дисциплину.

На начальном этапе этот стиль руководства поможет начальнику сформировать и утвердить собственный авторитет, укрепить его, проявить свои лидерские качества, показать умение достигать целей. Такой тип руководства хорош в плане дисциплины, он действительно помогает добиваться целей, обходить конкурентов, стремительно развиваться.

Минусы авторитарного управления могут быть не очевидны для самого руководителя, предпочитающего данный стиль, но очевидны для окружающих. Отсутствие возможности проявить себя и внедрить свои идеи полностью уничтожает инициативность работников, а напряженная психоэмоциональная атмосфера ведет к апатии и нежеланию членов коллектива работать и достигать целей.

Это приводит к «застоям», к отсутствию новых идей и методов, к текучести кадров. Работники под таким начальством становятся скрытными, пассивными, они заискивают и скрывают недостатки в работе, не стремятся делать ее на должном уровне, но, боясь гнева начальства, тщательно прикрывают недоработки. Разумеется, это ведет к неизбежному понижению качества работы коллектива.

В личной сфере

Авторитарный подход применяется не только в деловой сфере, но и в воспитании, и даже в общении. Такое общение и тип воспитания имеют те же особенности, что и авторитарное давление в рабочей среде. Характерные особенности:

  • Принятие всех решений единолично.
  • Неприятие ребенка как личности.
  • Жесткость, давление.
  • Метод «кнута и пряника».
  • Принуждение без объяснения причин.
  • Жесткие меры наказания за непослушание.
  • Неспособность искать компромисс.
  • Нежелание выслушать.
  • Равнодушие к чужим эмоциям.

Разумеется, такой родитель, родственник, супруг – не просто тиран, который хочет, чтобы окружающие страдали. Авторитарный стиль общения имеет свои причины, которые могут крыться в страхе одиночества, в детских травмах, в болезненном желании уважения, признания, в неуверенности в себе. Человек убежден, что его методы приведут к хорошим результатам, что он – справедливый и строгий воспитатель, а все другие методы – это попустительство, и оно приведет к беде.

Родители, применяющие авторитарный стиль воспитания, жестко контролируют своего ребенка, вторгаясь во все сферы его личной жизни и принимая за него решения – с кем дружить, где гулять и чем заниматься в свободное время. Они не утруждают себя объяснениями, за что ребенок наказан или почему он должен выполнять то или иное действие, а просто аргументируют: «потому что я так сказал», или «я знаю, как правильно».

В результате у ребенка может попросту атрофироваться способность к анализу, к размышлениям, интеллектуальные способности будут притупляться, он попросту перестанет задавать вопросы, и его успешность в учебе будет снижаться год за годом.

Родители, практикующие авторитарное воспитание, крайне требовательны к своему ребенку, но вместо того, чтобы стимулировать его, они применяют методы угроз, психологического давления, наказаний и принуждения. Игрушки или красивые вещи ребенок непременно должен заслужить тяжелым трудом и большими достижениями, а просто так, из родительской любви, их не дарят.

Ребенок, на которого оказывается авторитарное давление, полностью лишается собственного мнения, инициативы или права принять решение. Все решения принимаются за него, и он попросту не имеет права на какие-либо желания.

Если авторитарный стиль семейного воспитания и имеет свои плюсы, то только в меру, и только в раннем детстве, когда ребенок еще не способен самостоятельно ходить, разговаривать, принимать решения и проявлять себя, другими словами – до тех пор, пока не достигнет четырех-пятилетнего возраста. Но в этом случае родители, принимая все решения за ребенка, оберегают его и заботятся о нем, и это не авторитарный подход, а здоровое, нормальное воспитание.

Результаты метода

Увы, авторитарный метод воспитания всегда имеет негативные последствия, иногда – довольно тяжелые. Ребенок, живущий и растущий в страхе, лишен радостей детства и вряд ли станет счастливым, здоровым и полноценным человеком в будущем.

В детстве он испытывает трепет и страх перед своими родителями, однако к подростковому возрасту ситуация меняется, и страх трансформируется в ненависть, агрессию, отстранение. Возникают постоянные и довольно сильные конфликты, подросток становится неуправляемым, мечтает покинуть дом как можно скорее.

Часто авторитарность в семье приводит к тому, что ребенок становится деспотичным и жестоким. Свою боль, обиды и страхи он вымещает на более слабых. Он может издеваться над животными, обижать детей в школе, хулиганить.

Воспитанный в авторитарном режиме ребенок не знает, что такое компромиссы, мирное решение конфликтов, не знает настоящей дружбы, не склонен любить окружающих, ему неведома жалость (потому что он этого не получал в семье). Такой ребенок убежден, что прав тот, кто сильнее, он все получает грубой силой, ведет себя цинично, грубо и жестоко.

Другой вариант развития событий – это развитие слабой личности. Ребенок не имеет собственных желаний, не чувствует за собой права получать желаемое, он безынициативен и умеет лишь исполнять приказы. Этот человек лишен собственной воли, у него крайне занижена самооценка и отсутствует чувство собственного достоинства, он считает себя слабее остальных. Разумеется, такой человек не сможет добиться в жизни настоящего развития, успеха и процветания.

Резюме

Крайности опасны во всем, и стоит учитывать, что у любого подхода есть как минусы, так и положительные стороны. Авторитарность в работе, воспитании, браке может быть вызвана благими побуждениями, желанием достичь больших целей, но может привести к плачевным последствиям.

Мы воспитываем и руководим так, как считаем нужным, однако стоит всегда учиться, изучать доступные и успешные методы и не забывать брать пример с успешных людей – руководителей, родителей, жен, мужей, которые достигли успеха и счастья. Искать золотую середину, прислушиваться к мнению окружающих, не забывая о собственном мнении, уметь принимать решения и брать на себя ответственность, но не забывать слушать советы тех, кто может быть полезен.

Искусство общения, руководства, воспитания – сложное искусство. Но его можно постигать, не ограничивая себя рамками и не принимая никаких методов за окончательную истину. Ведь цель воспитания – вырастить гармоничную, счастливую и успешную личность, а такая личность не сформируется в атмосфере страха и давления. Так же и в деловой сфере: никакие блестящие идеи не появятся и никакой стремительный успех не ждет предприятие, если в коллективе царят страх и негатив. Автор: Василина Серова

Согдасно теории Карла Маркса, любое государство представляет собой аппарат насильственного подавления правящим классом всех остальных слоев общества. Идеологически можно оспаривать многие из воззрений этого теоретика, однако такое определение представляется вполне справедливым. В каком-то смысле любое государство - это авторитарный режим.

До сих пор никто толком не определил, чем же именно отличается авторитарный режим от демократического. В наши дни сортировкой стран на свободные и тоталитарные занимается главным образом Госдепартамент США, но делает он это, понятное дело, исходя из национальных интересов своей родины. Ф.Д. Рузвельту приписывают определение Сомосы-старшего как подлеца, но американского, а, следовательно, демократического. Сам Франклин Делано четырежды избирался на ответственный пост, причем в самые судьбоносные для США моменты, что стало своеобразным рекордом. При этом в течение своей карьеры Рузвельт часто принимал непопулярные у населения решения, и его нередко упрекали в том, что он установил в стране авторитарный режим.

Президент Франции Шарль де Голль также подвергался критике оппозиции за недемократизм. Стремясь к экономической независимости от США, он прекратил колониальную войну в Алжире, пошел на определенные уступки СССР, совершил много других поступков, раздражавших его политических противников. Решения, принимаемые Голлем самолично, не нашли бы поддержки у оппозиционных партий, но, уверенный в своей правоте, он шел, что называется, напролом, и в конечном счете доказал правильность собственной политики. Чувствуя, что большинство право не всегда, французский президент установил авторитарный режим правления.

Любой сильный государственный лидер в трудные для страны моменты вынужден принимать решения, которые оказываются не по нраву определенной части политической и экономической элиты, так происходит почти во всех странах. Будто бы спонтанно возникает финансируемая олигархами или иностранными противниками нового курса оппозиция, которая сразу начинает убеждать население в том, что руководитель установил авторитарный режим. Признаки, по которым он определяется, многочисленны, и зачастую противоречивы.

Главный из этих признаков очень удобен для манипуляций. Это свободные выборы. Процесс голосования всегда проходит сложно, не обходится без нарушений, каждое из которых можно объявить вопиющим. Следующим на очереди обычно становится факт подавления оппозиции, чаще определяемый словом «расправа». Любой проворовавшийся олигарх, попавший за решетку, может утверждать, что его преследуют по политическим мотивам, как будто сам факт причастности к оппозиционным силам должен служить некоей охранной грамотой, гарантирующей неприкосновенность и полную свободу действий - от казнокрадства до банального хулиганства. Однако следует учесть, что тех, кто выступает против государственной политики, представители власти отнюдь не лелеют в любой стране, даже в оплоте демократии, США.

Итак, ни борьба с оппозицией, ни нарушения в ходе голосования, ни степень участия широких народных масс в управлении государством не являются признаками, отличающими авторитарный режим от тоталитарного. В чем же тогда разница? Она существенная, а заключается в личных способностях сильного лидера привлекать сторонников своей политики и удерживать власть законными средствами. Авторитаризм возможен в демократических странах. Зато он почти бесполезен при тоталитаризме, когда руководителя выдвигают из рядов правящей элиты исходя из того, насколько он удобен другим ее членам. Авторитарный режим - это необходимая мера тогда, когда страна переживает нелегкие моменты и различные угрозы, от

Сегодня Светлана Ройз - семейный психолог и мыслитель, автор нескольких книг и огромного количества техник и практик, - расскажет об основных различиях авторитета и авторитарности и объяснит, в чем причина "неуважения к авторитетам" со стороны детей, какова ситуация с авторитетностью и авторитарностью в нашей стране и куда мы должны прийти в итоге.

На самом деле у нас планируется несколько материалов. Ведь тема объемная, важная, даже глобальная. Вот и интервью у нас получилось огромное, но очень интресное.

Первую часть этого интервью мы предлагаем прямо сейчас.

ТМ: Светлана, наши читатели все чаще говорят об утрате авторитета взрослого в глазах ребенка. Эта тема звучит даже по отношению к совсем маленьким детям, не говоря уже о подростках, которые "ни во что не ставят" учителей и прочих взрослых. Это общая тенденция?

С.Р: У нас у всех сейчас время наработки авторитетности, так же как и наработка достоинства. На уровне общества и страны. Мы ведь не знаем, что это такое.

С.Р: Авторитарность - это желание убедить в своей правоте, доказать ее, навязать. Мы привыкли к авторитарности, ведь очень удобно находиться рядом с авторитарным человеком, на которого можно переложить ответственность, снять напряжение…

Внешняя же авторитарность - поиск опоры вовне. Это когда я обкладываю себя коронами, скипетрами, регалиями, … дипломами, визитками,.. статусами в Фейсбук. Это когда мне важна роль, а не я сам. Авторитарный стиль руководства: « Я начальник ты дурак», авторитарный стиль воспитания: «Делай, как я сказал, потому что ты маленький».

ТМ: А дети этого не принимают уже…

С.Р: Да. Потому что они другие уже.

Чем отличается современное поколение от нас? Наши дети чутко различают авторитетного и авторитарного человека и пробуют их на силу, на «слабо». И если родитель (учитель) позволяет себе проваливаться в эмоции постоянно, он сразу утрачивает авторитетность.

Каждому ребенку важно чувствовать опору родителей. И учитывая, что дети сейчас обладают немалой силой, то и испытывать нас они будут больше, чем это делали мы. И опора им нужна крепкая. Иначе они сами становятся опорой для нас.

Наши дети попросту позволяют себе больше.

Иногда, когда нам не хватает ресурсов, просто не хватает сил на здоровую реакцию. Именно таогда мы включаем авторитарность. И один из секретов авторитетности - здоровое отношение к своим ресурсам.

ТМ. Нам сказали, идти в Европу - идем в Европу. Нам сказали: «А теперь мы не идем в Европу!» - и мы взбунтовались…

С.Р: Авторитетность - ощущение внутренней опоры. Первый признак авторитетного человека - он спокоен. Это не значит, что у него не бывает неуверенностей, болезней, эмоций. Но чаще всего он спокоен, потому что соединен с своей силой. Ему не надо ничего демонстрировать, ничего доказывать.

Он в равновесии. Он знает о своих зрелых сторонах, о тех, которые еще дозревают. Он уже как-то договорился со своим перфекционизмом

Ведь что такое перфекционизм? Это постоянная гонка. При которой любая неуспешность воспринимается как упрек себе: «Я еще недоукомплектован!» Авторитарный человек всегда будет доказывать, что он лучший. Авторитетному этого не надо. Он знает, что он на своей горе.

ТМ: И всем гор хватит

С.Р: И всем гор хватит. А, кроме того, рядом со мной, на этой моей горе будут находиться те, кому это нужно. И солнца всем хватит. Хоть оно и одно, но его всем хватит… И эта убежденность дает авторитетному человеку то внутреннее спокойствие, которым он и выделяется.

Внутренняя авторитетность: это еще когда человек всегда находится в развитии, в поиске. И он позволяет себе совершать ошибки, осознавать их, признавать... Авторитарный человек сваливает вину за ошибки или за свое состояние на других.

Часто в авторитарность уходят люди, которые экономят силы. Если не хватает ресурса, то любое отклонение от плана, будет восприниматься как угроза, или как необходимость растратить силы.
Поэтом первое, о чем всем нам нужно заботиться - ресурс. Без него все размышления об авторитетности бессмысленны. О восполнении сил нужно заботиться. О телесной своей части, как минимум.

С.Р: В Украине сейчас нарабатывается и авторитетность, и ощущение достоинство. У нас просто не было возможности их сформировать. Ведь сколько поколений выросло в условиях авторитаризма. А вырастить достоинство на страхе невозможно. Поколение наших детей - более бесстрашно.

ТМ: Вот! Многие учителя, даже из тех, кто давал интервью нашему сайту, отмечают эту бесстрашность и . Что делать родителю в этой ситуации?

С.Р: Первое, что мы сами помним и говорим ребенку, что учитель - тоже человек. Учитель - разный. И ведет себя по-разному. И иногда, он, как и любой взрослый, ошибается.

Современные дети очень чувствительные, и громкие голоса в школе поначалу воспринимают как агрессию.
Чтобы облегчить адаптацию ребенку к школе, сначала нужно объяснять, что учитель, как правило, не кричит на него, он говорит громко, пугаться его не надо. И если повышает голос, то чаще всего, не на него лично.

Ребенку надо дать понять, что учитель может ошибаться. Важно вместе с ребенком находить в преподавателе хорошее, замечать это хорошее и акцентироваться на этом.
Попросите, чтобы ребенок всегда говорил, если ему страшно на уроке или в школе. Страх иррационален, и нужна поддержка. Ведь ребенок, который боится, не будет учиться. Он не усвоит этот предмет.

Ребенок не учится у того преподавателя, которого боится.

Нам надо выяснить, это страх перед учителем, пред предметом, перед объемом информации, как страх исходящий из внешнего мира или этот страх спровоцирован внутренними процессами.

Авторитетный учитель умеет стабилизировать детей перед большими объемами материала и перед любыми испытаниями (контрольными, экзаменами) и тогда они проходят и усваиваются легче.
У авторитарного учителя - оценки учеников сказываются на его самооценке и поэтому он более жесткий и требовательный.

Авторитетный будет фокусироваться на том, чего каждый ребенок достиг. Видит его люфт, его динамику, его личные возможности и уважает его достижения.
Он не будет ругать и унижать ребенка, воспитывать и оценивать при всех. Общественное порицание - явный признаки авторитаризма.

Ребенку нужно усвоить очень важные вещи

Учитель не должен:

  • переходить личные границы,
  • орать,
  • унижать,
  • отбирать личные вещи (в том числе, гаджеты).

Есть одно но! В каждой школе есть свои правила. И если, например, на уроке запрещено пользоваться (оговорено в правилах) телефоном, то учитель может забрать его, как штраф.

С.Р: Школьная система оценивания - авторитарна по сути. Везде, где есть страх, где есть оценка, есть авторитарность.

Цифра, которой оценивают что-то в человека - очень жесткая сама по себе. Слова всегда более вариативны. У цифр нет синонимов.

Авторитарный учитель часто оценивает себя по уровню достижений учеников, по их оценкам. Отсюда авторитаризм и давление, отсюда и конфликты в с учениками. Ведь плохие оценки учеников - приводит к выводу "я плохой!"

Очень ответственный учитель, который «вкладывает душу» неизменно будет разочаровываться в ученике, который не оправдал возложенных на него ожиданий. Ведь если ты вложил душу, то если что-то идет не так, если ученик уходит или идет не по тому пути, то и твоя душа страдает (уходит, теряется). Вкладывая в кого-то душу или "всю жизнь" мы делаем его своим должником...

Если давать ребенку «из души», это совсем другие ощущения, другая метафора. Давая из чего-то мы ничего не теряем. И тогда нам никто ничего не должен.
Очень важно, чтобы дети не были смыслом жизни родителя, а работа не была смыслом жизни любого человека.
Жизнь ведь очень многогранна. Нельзя ее сужать во что-то одно. Нужно заботиться и о своих других частях, о теле, как минимум.
Если человек говорит, что я всю жизнь положил, чтобы в моей стране было что-то, это тоже ошибочно.

ТМ: Ребенок не обязан оправдывать ожидания? Это проблема тех, кто ожидает?
С.Р: Так категорично тоже нельзя. Нельзя снимать ответственность с ребенка за него самого и за его реализацию. Ответственность на нем есть.

Можно сказать, что у каждого человека есть свой яркий талант и есть люди, которые помогают ему прорасти. Учитель - это временная подпорка. Пока талант не окрепнет, он будет нужен. Так как и папа с мамой. Но если не развивать свой талант, то он может и не вырасти.

Несколько месяцев назад (лето 2015) я поставила перед собой задачу: научиться общаться с авторитарными личностями. В школе нас учили решать задачи по математике, физике, химии и никто не учил решать задачи по психологии.

Достались тебе авторитарные родители и начальник на работе - что делать? Сбежать в пустыню и жить отшельником? А там кушать нечего, и ещё львы бегают, кусаются. Есть задача - нужно искать решение. Ведь они для того и созданы, чтобы их решать.

Я прочитала много статей, просмотрела множество видеороликов в Интернете и, наконец, поняла простую истину: бороться нужно не с чужим грехом, а со своим, и грех этот называется властолюбием (любоначалием).

Допустим, кто-то прикрикнул на меня властным тоном, а у меня в груди закипает гнев - это просыпается моё собственное властолюбие, и начинается битва за власть. Два властолюбца борются за главенство в семье или коллективе. Борьба бесконечная и изматывающая, в которой проигрывают все. Бороться нужно не за власть, а с властолюбием, и тогда многие трудности в общении с людьми исчезают сами собой. Вы не справитесь с властолюбивыми супругами, пока не победите властолюбие в самих себе.

Можно находиться в подчинённом положении, даже рабом на галере, но сохранять чувство собственного достоинства и уважения к самому себе.

Сравните два образа.

Мажордом в доме английского лорда, спокойный и невозмутимый. Хозяин кричит, ругается, а мажордом неспешно поднимается по лестнице, оскорбления хозяина для него - комариный писк.

Или холоп с согбенной спиной крутится вокруг барина и угодливо предлагает свои услуги.

Угодливый раб также властолюбив, как и его хозяин. Поменяйте местами раба и господина, ничего не изменится.

Властолюбие - желание подчинить другого человека своей власти, посягательство на его свободную волю. Бог создал человека свободным, и каждый из нас волен выбирать между добром и злом. Сам Господь не посягает на свободу человека. А Сатана, напротив, придумывает самые изощрённые методы порабощения людей.

Первое, что бросается в глаза - это проявление властолюбия в быту. Супруг не закручивает тюбик с зубной пастой, разбрасывает по комнате грязные носки. Вчера убирала в квартире, сегодня опять все вещи разбросаны. Раздражение растёт. А почему? Потому что хочется, чтобы другой человек делал то, что Я ХОЧУ, одевался так, как МНЕ НРАВИТСЯ, вёл себя так, чтобы МНЕ с ним было удобно. А ему? Ему с вами удобно? Человек так воспитан, он привык к такой жизни, он живёт так, как ему хочется. И пока он сам не захочет измениться, его никто не изменит, его можно только сломать как личность. Вам нравится жить с человеком, которого вы задавили и сломали? А ему нравится?

Жены пилят своих мужей, чтобы заставить выполнять домашнюю работу. Вы не представляете себе, как сильно воздействует голос на психику человека - он становится вялым, апатичным, падает на диван и ничего не хочет делать. А крикливая жена с большой вероятностью получит воспаление щитовидной железы.

Властолюбие является и под прикрытием благих пожеланий: "Я же ради вас стараюсь, я вам добра желаю. Делайте, как я велю. Подчиняйтесь мне". Или не так грубо и явно, например, идёт женщина в простой одежде, я думаю: "Если бы её в красивую одежду нарядить, как бы хорошо она выглядела!". Я хочу вмешаться в чужую жизнь, хочу её "улучшить". Откуда мне знать, что для этой женщины лучше, что хуже. А она сама чего хочет?

Мужчина матерится, и это вызывает у окружающих отвращение. Он вырос в неблагополучной семье, ничего, кроме матов не слышал, - в чём его вина? А вы попробуйте заставить его выражаться культурно, услышите в ответ отборные маты. А все потому, что заставлять бесполезно, нужно убеждать.

У мужчин, как правило, властолюбие проявляется в идейном плане. Навязать свою идеологию. "Пусть не я буду править миром, но идеи, рождённые мной". У женщин такая мания встречается реже. Женщины чаще становятся жертвами мужчин-идеологов, фанатичными последовательницами и распространительницами сомнительных учений. Христианство - не идеология, и Иисус Христос не за идею умер.

Чрезмерная вовлечённость в чужие проблемы - тоже желание "улучшить" мир, сделать его таким, каким нам хочется. Пытаемся "помочь" кому-то решить его проблемы, но мы же не знаем, какая помощь человеку действительно нужна. Мы слепы, глухи и руководствуемся какими-то нелепыми предрассудками. Не надо "осчастливливать" человечество, люди и без того имеют всё, что нужно для счастья. Будет человек счастливым или нет, зависит только от него самого.

И так каждый день, каждый час следишь за своими помыслами: не хочешь ли навязать другому человеку свой образ жизни, манеру поведения, манеру речи, своё мировосприятие, свою веру. Очень трудно постоянно следить за собой, но с Божьей помощью всё возможно. А когда поддаёшься помыслам: люди не такие, как нам хочется, и начинаются осуждения; мир не такой, как нам хочется, и начинаются нытьё и жалобы на жизнь.

Через пару месяцев у меня выпрямилась спина. Без всяких гимнастик исчезла сутулость. Приятный сюрприз! И это ещё не все: я стала чувствовать своё тело, появилось то, что называют телесной внимательностью, наблюдательностью или осознанностью. Стала замечать, что когда хочешь изменить то, что изменить не в силах, возникает напряжение в теле и голове. Когда говоришь что-то не то, делаешь не то или пишешь не то, в теле появляются неприятные ощущения, будто оно пытается сказать: "Остановись!". Даже тело пытается нас остановить, но мы его не слышим.

Вот такие интересные вещи стали происходить со мной во время борьбы с помыслами "прогнуть мир и людей под себя". Когда пропадает желание прогибать других людей, сам становишься несгибаемым (у меня даже спина выпрямилась).

Стали исчезать страхи, беспокойства, зависимости. Появилась уверенность в себе. Перестало беспокоить, что обо мне скажут или подумают другие люди. Это естественно: ты перестал навязывать своё мнение другим и перестал зависеть от чужого мнения. Связь работает в обе стороны. Можно научиться уважать себя, после этого появится уважение к другим людям. Или наоборот, научиться уважать других людей, появится уважение к самому себе.

Перестаёшь мучиться из-за того, что ненароком кого-то обидел. Всю жизнь тебя критиковали и требовали быть безупречным, а ты небезупречен. Принимаешь себя таким, каков ты есть. Стараешься принимать других людей такими, какие они есть, хотя это очень трудно. А что мы можем сделать с другим человеком? Изменить можно только самого себя.

Не надо внушать себе, что ты лучше, чем есть на самом деле, иначе не появится желание измениться.

И принижать себя не надо: человек - образ Божий, который нужно очистить от грязи. Не позволяйте себя унижать. Уважайте себя. Вы не только оскверняете Облик Божий в своём лице, но и развращаете другого человека своим раболепием и подобострастием. Никакое это не смирение, это человекоугодие. Можно ведь не кричать, не ругаться, а спокойно и уверенно потребовать уважения к себе: "Извините, почему вы так грубо со мной разговариваете? Не хамите". "Здесь прислуги нет. Если хотите что-то получить, вежливо попросите". "Скажите волшебное слово "пожалуйста"". "Вы не просите, вы приказываете, а вы попросите".

До того люди осатанели, что разучились просить. "Я хочу, чтобы ты приготовила ужин!". "Ты должна приготовить мне ужин". "Иди на кухню, да побыстрее".

А попросить гордыня не позволяет? "Милая моя, не приготовишь мне ужин?", "Дорогая моя, покорми меня, пожалуйста".

Иногда можно услышать заявления вроде: "Ты что, не видишь, что нужно помочь", "Ты что, не видишь, что нужно сделать то-то и то-то". Почему человек должен видеть то, на что вы ему указываете, будто у него своих забот нет? Подойдите и вежливо попросите. Или скоро заговорите, как Воланд из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита": «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».

В Библии написано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7,7-8) .

Даже в храме нечасто услышишь волшебное слово "пожалуйста". Если вы людей просить не умеете, как же вы тогда Бога просите? Молитва - это просьба, в крайнем случае, крик о помощи, а не приказ или требование.

Всё оказалось не просто, а очень просто: мы не можем изменить мир и людей, только самих себя. "Хочешь изменить мир, начни с себя". Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7,5). Мы это знали, читали, только ни разу не пытались применить на практике. Требуем от других, чтобы те изменились, а сами мы настолько идеальны, что ни в какой коррекции не нуждаемся. А ты попробуй себя изменить, и такие чудеса начнут происходить, просто диву даёшься.

Может быть, сознание человека меняется очень быстро, но тело и психика перестраиваются медленно. Способность постоять за себя появляется не сразу, а постепенно, и приносит большое облегчение. У тела есть привычки, в мозгу создаются устойчивые нейронные связи, чтобы их ослабить, нужно не менее сорока дней.

Когда борешься со своими грехами, открываются глаза: начинаешь видеть то, чего раньше не видел, понимать то, чего раньше не понимал. Решение проблем, ответы на вопросы приходят сами собой.

Для чего нам были даны авторитарные родители и начальники? Чтобы мы заглянули внутрь себя и увидели свой собственный грех. Если бы мы дали волю своему наследственному властолюбию, мы бы превратились в деспотов, мучающих других людей, и получили букет «болезней властолюбца». Наши родители и начальники были для нас сдерживающей силой, теперь мы можем стать сдерживающей силой для них. Отплатить благом за благо, помочь «вынуть сучок из глаза брата своего». Бог мудр, Он очень мудро всё устроил, и когда понимаешь это, исчезает злоба и обида, остаётся одна благодарность.

А о властолюбии хорошо написал Гёте (перевод Бориса Заходера):

Вот беда, так уж беда -

Все полезли в господа.

И при этом - ни один

Сам себе не господин!