• В речи по делу Мироновича Н. П. Карабичевский развивает мысль о вероятной причастности Семеновой к преступлению, опираясь на данные медицинской экспертизы: «В своем… блестящем и вместе с тем научном заключении профессор Белинский… доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исключает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяжелого преступления, особливо если подобной натурой руководит другая, более сильная воля…» К мнению профессора Белинского… присоединился другой эксперт, психиатр-практик Чечот, остановившись на… строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяжкого преступления. Такой человек, при известных условиях, способен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения совести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель». Психопат – тип, лишь недавно установленный в медицинской науке. Этот субъект безусловно ненормальный и притом, как доказано, неизлечимый… Таким психопатическим субъектом эксперты-психиатры считают Семенову».
  • В работе «О развитии революционных идей в России» А. И. Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью… Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».
  • Выступая на так называемом «школьном процессе», адвокат В. Л. Россельс, в частности, сказал: «Директор школы – человек, личные нравственные качества которого нам не внушаю сомнений, но его педагогические приемы, методы воспитания вызывают тревогу… Школьники Болотов и Карев одобряют избиение Зорина. Узнает об этом директор и не находит лучшего способа бороться с открыто выраженным мнением подростков, как исключение их из школы. Но это не все. Для того, чтобы вновь быть принятыми в школу, от обоих исключенных требуется очень немногое. Они должны подать письменное заявление, что “осознали” неправильность своих высказываний и “раскаиваются”. И что же?! Чуть ли не на следующий день они подают заявления, что “осознали”, “раскаялись” и они возвращаются в школу. Такова награда за лицемерие! Школьники получили предметный урок того, что действительные убеждения следует скрывать, а открыто высказывать то, в чем ты, может быть, и не убежден, но что угодно начальству, и “жизнь твоя будет сладка и приятна”».
  • Герой романа У. Митчела «Живи с молнией» Э. Горин следующим образом обсоновал свое предположение, что именно его собеседник, Арни С. Хэйр, предложил кандидатуру Горина для работы в крупном государственном учреждении: «Арни подумал, потом растянул губы в лягушечью улыбку. – Ладно, Эрик, я вам скажу. Но сначала ответьте на один вопрос. Почему вы пришли ко мне? – Очень просто. Вчера вечером, как вам, вероятно, известно, мы с Хольцером пили коктейль. Я не понимал, в чем дело, пока он не упомянул о моем фрезерном станке. Откуда он мог о нем узнать? Это пустяки, конечно, но все-таки довольно странно. Только два человека могли ему об этом рассказать – вы и Тернбал. Сегодня утром я выяснил, что Тернбала он не знает. – Вы правы, все это, конечно, сущие пустяки. – Да, но к этому надо прибавить, что вы нисколько не удивились, когда я вам позвонил. Правда, вчера днем вы меня видели на улице, но все-таки следовало бы меня немножко расспросить. Вы этого не сделали, потому что вам чертовски хорошо известно, зачем я тут».
  • «Мне снова, уже не впервые, пришло в голову, что причина и следствие в организации Тивериджа почему-то никогда не сопровождают друг друга немедленно. Джо был убит через двое суток после того, как показал коричневую бумагу в Ливерпуле. Предупреждение мне по телефону последовало через два дня после того, как я начал распространяться о проволоке, погубившей Билла. Для истории с фургоном потребовалось не менее суток. Бристольская проволока была натянута для меня через два дня после моей экскурсии в контору "Такси Маркони". Можно было подумать, что утренние телефонные звонки Тивериджа к Филдеру – единственное средство связи между ними и что Филдер не имеет других путей для передачи срочной информации своему "председателю" или получения инструкций от него» (Фрэнсис Д. Фаворит).
  • «Вот ваше письмо, – начала она (Авдотья Романовна), положив его на стол… Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. Вы слишком ясно намекаете, вы не смеете теперь отговариваться. Знайте же, что я еще до вас слышала об этой глупой сказке и не верю ей ни в одном слове. Это гнусное и смешное подозрение. Я знаю историю и как и отчего она выдумалась. У вас не может быть никаких доказательств. Вы обещали доказать: говорите же! Но заранее знайте, что я вам не верю! Не верю!.. – Что же касается до вашего брата, то что я вам скажу? Вы сейчас его видели сами. Каков? – Не на этом же одном вы основываете? – Нет, не на этом, а на его собственных словах. Вот сюда два вечера сряду он приходил к Софье Семеновне. Я вам показывал, где они сидели. Он сообщил ей полную свою исповедь. Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу, у которой и сам закладывал вещи; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету, нечаянно вошедшую во время убийства сестры. Убил он их обеих топором, который принес с собою. Он их убил, чтоб ограбить, и ограбил; взял деньги и кой-какие вещи... Он сам это всё передавал слово в слово Софье Семеновне, которая одна и знает секрет, но в убийстве не участвовала ни словом, ни делом, а, напротив, ужаснулась так же, как и вы теперь. Будьте покойны, она его не выдаст» (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание).
  • «Всем известна история другого философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи. И он успешно доказал ее тем, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха. К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научалось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей самой непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаях из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру падало в огонь, или погибало от удушья. В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста).

Формулирование основного тезиса речи.

Перестраивание речи для конкретной аудитории

Разрабатывая замысел речи с учетом предполагаемой аудитории, важно помнить о трех ее возможных ипостасях. Первая из них может быть названа потенциальной. Это та аудитория, на которую рассчитано мое выступление.

Тезис речи

Для смыслового наполнения постоянно иметь тезис ввиду. Смешение категорий темы и тезиса речи не допускается. Наиболее тесно тезис связан с задачей речи. Как правило, тезис является одним из возможных ответов на вопрос, заключенный в задаче, т.е. тот ответ, который оратор предлагает слушателям. Отсутствие четко поставленной задачи приводит к тому, что в речи нет ясно выраженной основной мысли – тезиса, который объединяет весь текст.

Тезис – основное положение, которое оратор собирается доказывать или защищать. Тезис – не вопрос, а сжатый определенный ответ на основной вопрос. В тезисы НЕ включаются: логические доказательства, факты, которые иллюстрируют основное положение речи.

Когда рассматриваем чужую речь:

1. Внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей

2. Формулирование главной мысли в каждой части

3. Формулирование основной мысли всего текста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание

Важно :

Не исказить смысл речи оратора

Передать его взгляды и убеждения

По необходимости нужно использовать слова самого автора .

Формулировка тезиса не должна быть чересчур громоздкой.

Когда составляем речь сами:

1. Определить цель речи (убеждающая)

2. Определение задачи цели (в чем я хочу убедить аудиторию)

3. Определить тезис (почему?)

4. Деление тезиса на смысловые части

При анализе агитационных речей такая последовательность действий должна соблюдаться. Это позволяет точнее проникнуть в замысел оратора.

При создании высказывания не обязательно, чтобы тезис был сформулирован в одном месте речи и представлен аудитории целиком.

Предлагая свой ответ на вопрос задачи оратор может пойти 2 путями:

1. Консервативный – подтверждается то, что хочет или ожидает услышать аудитория – порождает ортодоксальный тезис

2. Творческий – переосмысливаются известные факты, предлагается новый путь решения проблемы – порождает парадоксальный тезис – только он возможен в убеждающей речи. В нем обязательно должна содержаться новая инф-я или спорная мысль, которую и будет доказывать оратор.

В формулировке тезиса должна быть ясно видна проблема, которую собирается разрешить оратор. Рассматриваться могут только те проблемы, которые действительно подлежат доказательству, а не те, которые могут быть решены с помощью наблюдения. Т.е. тезис не должен быть банальной мыслью . Интерес аудитории появляется тогда, когда человек воспринимает сообщение как важное и новое для себя лично. Интерес аудитории складывается из личностных интересов каждого слушателя. Лучше предлагать не абсолютно новую мысль – а новый взгляд на какую-либо проблему.



Тезис представляет собой законченное по смыслу суждение, т.е. полное предложение с субъектом и предикатом. При создании тезиса речи необходимо следить за точностью и грамотностью формулировки – не должно быть двусмысленностей, многозначностей, мысль надо выражать четко и непротиворечиво.

Формы уклонения от тезиса

Тезис в каждой речи должен быть только один. Это правило с древности известно как правило единства сочинений (не делай из 1 сочинения многих).

Закон единства речи – единство и цельность речи необходимы для изложения. Все рассуждения, которые оратор вводит в речь, должны работать для док-ва одной мысли.

Сочинение в виде рассуждения должно убедить читателя в определенном вопросе, дать ему возможность разобраться в каких-то сложных моментах.

Особенности

Основа рассуждения - это правильно сформулированный тезис. Пример школьного итогового сочинения, удостоенного высокой оценки, предполагает определённую структуру. В образовательных заведениях сочинения в виде рассуждения являются достаточно частым видом домашнего задания. Преподаватели русского языка и литературы стараются готовить своих воспитанников к предстоящим итоговым испытаниям, рассматривают примеры тезиса в сочинении. Попробуем выяснить этапы построения сочинения-рассуждения.

Структура

Помимо демонстрации своего умения думать, рассуждать, важно убедить и пояснить приводимые аргументы. Структура сочинения должна быть четко соблюдена. Сначала выдвигается определенный тезис, пример подтверждает позицию автора. Затем следует четкий и понятный вывод, который завершает рассмотрение указанного тезиса. Необходимо составить план своего сочинения. Важно выделять в нем логические части. Для того чтобы не возникало повторений, существуют различные способы приведения определенных аргументов.

Пример написания

Как написать сочинение-рассуждение на любую тематику? Предлагаем поэтапный алгоритм действий.

Первым шагом будет четкая формулировка той мысли, которая будет подвергаться аргументации. Можно выбрать из литературного произведения любой тезис. Пример, предлагаемый в сборниках для старшеклассников, поможет сделать правильный выбор. Для того чтобы выявить результативность сделанного шага, нужно прочитать формулировку тезиса разным людям. В том случае, если у них не возникнет вопросов относительно вашей точки зрения, можно переходить к следующему этапу работы.

В полном сочинении-рассуждении подразумевается три части. Первая часть предполагает тезис (пример мысли, суждения, положения, которое будет доказываться в ходе самого сочинения). Вторая часть предполагает аргументы, которые должны быть наглядными, убедительными. В конце предполагается четкий и логичный вывод, который повторяет тезис в сочинении-рассуждении. Примеры подтверждаются рекомендациями, обобщениями. В качестве необязательной, но рекомендуемой части любого полноценного сочинения-рассуждения считается небольшое вступление, в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть.

Образец сочинения-рассуждения

Допустим, что тема сочинения связана с первой любовью, в таком случае подбираем соответствующий тезис и аргументы. Примеры рассуждений на такую тематику приведем ниже.

Тезис: «Первая любовь является важным этапом в жизни каждого человека, она оказывает серьезное воздействие на последующие взаимоотношения полов, а также на саму личность». Он может сопровождаться таким вариантом вступления.

«Подростки первую любовь превращают в смысл своей жизни. У многих взрослых упоминание о первой любви вызывает улыбку. Психологи убеждены в том, что именно в первом чувстве к противоположному полу скрывается источник будущего полноценного счастья, взаимоотношений между женщинами и мужчинами».

Далее можно привести аргументы, которые подтвердят предложенную позицию. Эта часть составляет 2/3 всего содержания сочинения. Желательно рассмотреть не менее трех аргументов, если речь идет об экзаменационном сочинении. Идеальным вариантом будет указание в своем рассуждении известных исторических фактов, статистических данных, а также фрагментов из литературных произведений.

Для рассматриваемой нами темы можно подобрать массу примеров из произведений русских классиков, изучаемых в школьном курсе литературы. Так, Татьяна Ларина, пытаясь понять Евгения Онегина, читает те книги, которыми увлекался ее возлюбленный, где он делал какие-то пометки. Девушка не только осознает, какой интересный молодой человек оказался перед нею, но и сама повышает свой интеллектуальный и духовный уровень. Можно в качестве аргумента изложить и свой личный опыт, но он должен быть убедительным для читателя. В выводе можно отметить, что первая любовь в любом возрасте способна превратить безжалостного циника и реалиста в неисправимого романтика.

Основные тезисы по 5 направлениям итогового сочинения 2018-2019 учебного года.

  • Тезис может быть всего один.
  • Не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов, поэтому можно сформулировать два тезиса и более.
  • Некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов.

При формулировке тезиса нужно учесть:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

Тезисы к направлению «Отцы и дети»:

  1. Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
  2. Советы родителей очень много значат для детей.
  3. По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
  4. Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
  5. Не всегда родители несут добро своим детям.
  6. Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
  7. Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
  8. Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Тезисы к направлению «Мечта и реальность»:

  1. Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  2. Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  3. Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  4. Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  5. Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  6. Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Месть и великодушие»:

  1. Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  2. Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  3. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  4. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  5. Месть как чувство и действие.
  6. Кровная месть как социально-историческое явление.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Доброта и жестокость»

  1. Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  2. Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  3. Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  4. Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  5. Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  6. Истинная и ложная доброта.
  7. Доброта и жестокость на войне.
  8. Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Искусство и ремесло»:

  1. Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
  2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
  3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
  4. В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
  5. Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
  6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.

Спорные вопросы решаются путем обозначения утверждения, которое нужно доказать или опровергнуть. Грамотно сформулированный позволяет уяснить, что именно требуется доказать и подобрать обоснованные аргументы.

Инструкция

Перед тем как высказывать тезис , определите для себя цель вашего доказательства. Зачем вам потребовалось убедить людей истине того или иного высказывания? Вы должны представлять аудиторию, перед которой вы будете выступать. Чем больше вы о ней знаете, тем легче будет сформулировать тезис и приводить аргументы. Узнайте, чем интересуется ваша аудитория, каковы ее потребности. На основе этой информации составьте ключевые слова.

Тезис должен быть ясным и четким. Чтобы вас правильно поняли, взвешивайте каждое слово. Старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные дела. Конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания (неблагоприятная обстановка, местные жители). Не выбирайте в качестве тезис а вполне очевидные факты или аксиомы. К примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море, и т.д. В качестве тезис а используйте утвердительное или отрицательное предложение.

После того как тезис сформулирован, озвучен и уяснен аудиторией, вы должны привести аргументы в пользу или против него. Сохраняйте тезис дословно в той форме, в которой он был заявлен. Не отступайте от темы, иначе может произойти потеря тезис а. Казалось бы, забыть о собственном утверждении невозможно, однако, в процессе рассуждения в сознании возникает ассоциативный ряд. Одна мысль цепляется за другую, и часто человек забывает о том, с чего начал.

Избегайте подмены тезис а. Иначе вы не только не убедите аудиторию, но и заблудитесь в собственных аргументах. Внесение изменений в первоначальное утверждение допускается только тогда, когда они были прояснены и уточнены в ходе конструктивной беседы с оппонентом. Каждое изменение должно быть зафиксировано и оговорено обеими сторонами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо очень хорошо разбираться в теме, на которую вы собираетесь писать. В такой работе на первый план выходят умение выделять главные тезисы и составлять на их основе целостную картину своего рассказа. …

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является…

Составлять план текста можно по-разному. Тезисный план дает максимально полное понятие о материалах текста, при этом он очень короткий и сжатый, составлять его нетрудно. Вам понадобитсяТекст, блокнот, ручка.Инструкция 1Разбейте текст на абзацы. В…

Эссе – это жанр сочинения, в котором автор размышляет о когда-то услышанном, прочитанном или пережитом. В содержании оценивается в первую очередь личность автора – его чувства, мировоззрение и мысли. Написание эссе является обязательным требованием…

Термин «тезис» произошел от греческого слова, буквально означающего «положение», «постановление закона». Тезисом называется философское, научное или богословское утверждение, положение, а также часть музыкального…

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание,…

Опровержение – это логическая операция установления необоснованности, недоказанности или ложности выдвинутого ранее тезиса. Чтобы написать опровержение правильно, необходимо ознакомиться с элементарными законами формальной логики. Инструкция …

Тезис - это утверждение, которое, согласно теории философии, следует аргументировать. А именно - предоставить собеседнику (оппоненту) один или несколько аргументов (утверждений), которые будут подтверждать либо опровергать тезис. Инструкция …

Без аргументов любое ваше высказывание может не произвести впечатления на аудиторию и не запомниться ей. Грамотно аргументированное положение позволяет добиться лучшего результата в любой сфере общественной жизни. Подбору аргументов следует уделить…

Сочинение на лингвистическую тему довольно частое задание в 7-9 классах средней школы. Его основное назначение научить школьников создавать тексты-рассуждения, усовершенствовать их грамотность письма и закрепить умение пользоваться орфограммами. Для…

Многие школьники и студенты испытывают большие трудности с написанием сочинений по английскому языку. Как изложить свои мысли логичным и грамотным образом? Как раскрыть тему? В действительности, в подобной задаче нет ничего сложного. …

Рассуждение – это такой тип текста, в котором раскрываются причинно-следственные связи, объясняются явления и доказываются теории. Однако недостаточно будет сумбурно выразить поток мыслей или настаивать на своей точке зрения. Чтобы получилось…