15.1 Сочинение на лингвистическую тему

Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:

  • объяснить смысл приведенного высказывания;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
  • аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
  • сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
  • четко и логично выстроить композицию работы:
  • проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

Структура:

Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе .

Схема:

I абзац: вступление . Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.

II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.

IV абзац: вывод . Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.

1. Использование клише - типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.

Клише для вступления :

Не могу не согласиться с...

Я поддерживаю мнение...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания

Попробую доказать эту мысль примерами из текста

Клише для аргументации:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения...

Пример можно найти в предложении №...

Рассмотрим предложение... В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..., в котором автор использует...

Рассмотрим в качестве примера предложение№... Это подтверждает наш вывод о том, что...

Клише для заключения :

Таким образом, ... Итак, ... В заключение... Как видим, ...

Итак, можно увидеть, что...

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

Принципы работы с клише:

1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

Синонимы, которые помогут избежать повторов:

Он утверждает : считает, пишет, рассуждает, полагает.

Высказывание : цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Алгоритм работы:

1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.

3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.

4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.

Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1

Пример 1

Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: " Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли , того чувства , той доли истины или вдохновения , которыми он обладает, другим людям ".

Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! - украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, - наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые - лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, - а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь - это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный - белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)- В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она, - у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)- Это ужасно... ужасно... - повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49) - Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)- Нет! - удивившись, ответила я. - (52)Почему больна?

(53)- Есть такая болезнь - клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)- Что так долго? - спросила мама, открыв дверь. - (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» - подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:

(72)- Мам, я воровка...

(73)- Чего-чего? - спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74) «Бедная мамочка!» - опять подумала я и повторила:

(75)- Я украла губную помаду. (76)Вот, - и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)- Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоуменно спросила мама.

(79)- Не знаю... - сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)- Ну да, - растерянно сказала мама, - понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку...

(83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже... такая...» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».

(По Д. Рубиной)

Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

"Зачем человеку даны слово, речь?" - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов "взять", "забрать", "украсть", образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.

Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.

Вывод

Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.

1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;

2. Использование ключевых слов: Эпитеты "нежный", "звонкий", "чистый" характеризуют неповторимый голос героини.

3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: "Об этом должны помнить и взрослые, и дети".

Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово , следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи , то следует искать синтаксические явления.

Пример 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит ".

Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.

Аргументы и роль языковых явлений в тексте

Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит "мягко, лениво, как всегда". А во фразе "Послушай, девочка, а ты не больна?" чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.

Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: "Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.". Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.

Вывод

Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.

Использованные материалы:

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 96 с.



План написания сочинения 15.1

2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…

4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…

5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).


Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».

Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной.

Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники.

Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».


План написания сочинения 15.2

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

4. В заключение хочется сказать, что…


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.


План написания сочинения 15.3

  • 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
  • 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
  • 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Для задания 15.1 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение - это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»… Это значит — «о языке».

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. 🙂 Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать. «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ».

Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало - переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут - просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ».

То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ».

То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ».

А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо - это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо - это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он. (10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону. Так что же самое трудное в написании сочинений?

1. Подобрать нужные слова и не повторяться.

2. Написать красиво, а не коряво.

Что нужно для устранения пункта 1?

Знание синонимов.

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь.

Вечер - сумерки

Путники - Хранители - Они

Радостно - весело

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору.

Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался»

Сравнение: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер»

Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Примеры готовы. Осталось накатать сочинение.

Начнём с введения:

«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание. Дальше первый аргумент и второй. «И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Всё, осталось перейти в выводам. «Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ».

Вы будете удивлены, но в моём маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться? Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.

С1К1. Доказал ли я утверждение К.Г.Паустовского?

2 балла - правильно понял и доказал.

1 балл - понял не совсем правильно, но доказал.

0 баллов - вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

С1К2. Примеры. 3 балла - привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла - 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл - 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов - нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла - всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл - малость с абзацами начудили 0 баллов - абзацев нет вообще, или написан полный бред. С1К4. Введение — мысль - заключение. 2 балла - если все вышеперечисленное есть. 1 балл - всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов - начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Всё ли вы правильно поняли из того, что прочитали? Проверьте себя небольшим тестом, а потом переходите к практике.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ?

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4?

Что вы должны сделать с высказыванием о языке?

Заменить на более подходящее высказывание

Подтвердить примерами из текста

Опровергнуть примерами из текста

Вспомнить текст, из которого оно было взято

Какие аргументы надо приводить в своём сочинении?

2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методика работы над сочинением ОГЭ 15.1

Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания, предложенного в задании. Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!

Прочитайте высказывание. О каких языковых явлениях в нём говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова. Запишите, как Вы понимаете смысл высказывания. Найдите в предложенном тексте явления, иллюстрирующие тезис; подчеркните предложения (номера предложений), в которых они есть. Объясните роль указанных явлений; следите за тем, чтобы указанные функции соответствовали тезису. Напишите сочинение-рассуждение по любой из схем. Помните об абзацном членении текста сочинения; о необходимости пояснения высказывания; о примерах-аргументах из текста (цитирование или номера предложений); Внимательно проверьте свою работу. В сложных случаях обращайтесь к словарю.

Схемы сочинений С2 Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Вывод

Задания-помощники в КИМах ОГЭ Лексические явления 3. Лексика и фразеология 2.1 Лексическое значение слова 2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы 2.3 Фразеологические обороты 3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.). 6. 2.4 Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализ Грамматические явления 7. Грамматика. Синтаксис 5.1 Словосочетание 8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения 9, 10 5.7 Осложненное простое предложение 12, 13 5.13 Синтаксический анализ сложного предложения 14 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

Приводим аргументы (клише) Так, в предложении… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению …. В качестве примера можно привести предложение … текста. В нём… Это можно доказать, обратившись к предложению… В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление. Например, в предложении… Действительно, в предложении… Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как … Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как … и т.д.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи); прямое и переносное значения слова в художественном тексте; гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись; богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др.

Исходный текст

(1)Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными. (2)Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто. (3)Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой. (4)- Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка. (5)Наклонился, сгреб горсть земли.(6)- Ешь, Древний Рим! (7)Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8)Юла дергался, отбивался. (9)Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его… (10)Через несколько дней Юла опять нарвался на Яшкину компанию. (11)- Эге! - сказал Яшка. (12)- Непорядок! (13)Цезарь-то был рыжим. (14)А Юла - черный! (15)Сейчас исправим… (16)Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17)Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18)Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши… (19)Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20)Если б мог, он стёр бы Яшку с лица земли. (21)Но как? (22)Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее. (23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление. (24)На арену вышел дядька в черном и громко объявил: (25)- Всемирно знаменитый силач Али Махмуд!

(26)Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27)На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял ее так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин. (28)Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда. (29)«Быть бы мне таким силачом!» - замирая от счастья, мечтал Юла. (30)Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31)И самое первое - задал бы тогда Яшке перцу! 32)После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда: (33)- А трудно стать силачом? (34)Али Махмуд ответил почти не задумываясь: (35)- Это очень просто, мальчик. (36)Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером - вот и все. (37)Через год ты станешь вдвое сильнее. (38)Кончилось лето, началась учеба в школе. (39)И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого. (40)- Чего ж ты не здороваешься, древний? - Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрав ему кончик носа. (41)- Стой! - яростно крикнул Юла.(42)- Мы деремся. (43)Один на один. (44)Но не сейчас, а ровно через год. (45)Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу. (46)Клянусь!

(47)- А если не побьешь? - ехидно вклинил Яшка. (48)-Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу… (49)Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили. (50)- Ладно! - с угрозой сказал Яшка (51)- Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52)Смотри, Цезарь!... (53)Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний… (54)Прошел год. (55)Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56)Там уже собралась целая толпа воронихинцев. (57)- Ну, - сказал Яшка,- начнем? (58)У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его… (59)Они дрались уже долго. (60)Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61)Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а Юла еще свеж. (62)Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю. (63)- Ура! (64)Нокаут! - радостно заорал Колька Самохин. (65)Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66)Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим.(67) Оцепенели и зрители… (68)Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова. (69)Разными путями приходят люди в спорт… (По Б.Раевскому)

Задания к тексту. А2 А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПУТЬ(предложение 69). В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова д елают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Лексические явления Задания к тексту (А2)

«Разными путями приходят люди в спорт», - утверждает писатель (пр.69). Многозначное слово «пути» в данном случае – это те события или обстоятельства, благодаря которым обычные люди впоследствии становятся чемпионами.

Задания к тексту. А2 А2. Укажите, какое слово в предложениях 38-39 является контекстным синонимом к слову НАРВАЛСЯ (пр.10). Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте; их отбор делает речь яркой, художественной, они позволяют увидеть и охарактеризовать внутренний мир рассказчика или героя, их действия, состояния; отражают недостающие смыслы слова, показывают новые стороны слова. Задания к тексту. А2

Например, внезапность встреч Юлы с Яшкой отражают контекстные синонимы «нарвался», «напоролся».

Контекстные антонимы «тщедушный» - «могучий» в предложении 28 помогают нам зримо представить Юлия и Али Махмуда. Понятно, что мальчику очень хочется быть похожим на знаменитого силача.

Задания к тексту. А2 А2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм (номера предложений указаны) Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека, его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру и т.д., позволяют индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным. Задания к тексту. А2

Фразеологизм « стёр бы … с лица земли» (пр.20) передаёт искреннее желание Юлы отомстить Кривоносому за постоянные унижения.

Средства речевой выразительности

Задание-помощник в КИМах ГИА А3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.).

Эпитеты Направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут: - усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов: Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался… (М. Ю. Лермонтов) - уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный … (И. А. Бунин) - передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ... Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев)

Пишем сочинение

Писатель К.Г.Паустовский прав, утверждая, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». В самом деле, на протяжении веков в жизни русского народа, происходило множество самых разных событий, и лучшим хранилищем памяти о них стало именно слово, которое может передать многое, в том числе и ….(тончайшие оттенки состояния и действий человека, его отношение к окружающим, названия предметов, их качество, признак действия, признак признака и т.п.). Действительно, в словах отражается образная память народа, который метко и точно дал названия, характеристику всему, что его окружало или с ним происходило, а поскольку история нашей страны очень богата, то так же богат и наш язык. Да, в мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков, но одним из самых богатых и образных является русский. Наш народ, имея многовековую историю и культуру, обладает удивительной способностью давать точное название всему, отражать в слове всё многообразие мира и чувств. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря, и здесь русскому языку нет равных. Но как возникали различные слова? Наверное, прежде чем дать название какому-нибудь предмету, явлению, действию, человек его осмысливал, искал аналогии в уже известных понятиях… Чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он открывает в нем нового, и все новое соответственно называет словами.

Вывод Таким образом, чувствуя оттенки значений слов, мы приобщаемся к духовной культуре своего народа, развиваем интеллект, образное мышление. Следовательно, лексика составляет смысловую сторону нашей речи. Вот так буквально в двух словах автор точно сумел (дать характеристику герою, описать явление, событие, портрет и т.п) В самом деле, мы убедились, что, находя точные слова и образные выражения, можно рассказать обо всем, что нам хочется. Действительно, с помощью слова можно назвать абсолютно все предметы, явления, выразить самые отвлеченные и обобщающие идеи и понятия. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в словах отразилась работа человеческой мысли, и поэтому писатель Паустовский К.Г. прав.

(Высказывание К.Г.Паустовского опущено) Варианты сочинений

В самом деле, умение человека подмечать и осмысливать предметы, действия, явления помогает ему точно их охарактеризовать, передать свои чувства. Так, эпитет «тщедушный» в предложении 28 зримо помогает представить слабенького, хилого Юлия. Ясно, что мальчику очень хочется быть похожим на знаменитого силача: разговорное слово «влетало» в предложении 2 недвусмысленно говорит о том, что Юлу крепко доставалось от Яшкиной компании. Вот так автор буквально в двух словах воссоздал и портрет главного героя, и историю его отношений с ватагой Яшки Кривоносого.

Именно слово, которое человек шлифовал веками, используя свой житейский опыт, может передать многое, в том числе и тончайшие оттенки его состояния, его действий. Обратимся к тексту. Юла, на которого Яшка Кривоносый нападал со своей компанией, решил дать бой своему обидчику. Однако условие он оговорил заранее: фразеологизмом «один на один» (пр.43) мальчик дал понять Яшке, что драться они будут без постороннего вмешательства. Наречие же « яростно крикнул», выражая признак действия, помогает почувствовать эмоциональное состояние мальчика, доведённого до отчаяния: терпение Юлы кончилось. Эти примеры как нельзя лучше помогают читателю почувствовать настроение героя, его переживания.