Составитель: Обозная О.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1 Октябрьского района г.Саратова»

ВАРИАНТ 1

Несколько дымков(1) розоватых и желтоватых(2) очень кучных(3) и в то же время(4) очень воздушных(5) стояло над городом.

1)1,2,3 2)1,2,4,5 3)1,2,5 4)2,5

2.В каком слове ударение на первом слоге?

1)таможня 2)шофер 3)туфля 4)щавель

Все молились о снеге(1) как летом о дожде(2) и вот (3)наконец(4) пошли косички по небу(5) мороз начал сдавать(6) померкла ясность синего неба(7) потянул западный ветер(8) и(9) пухлая(10) белая туча(11) незаметно надвигаясь(12) заволокла со всех сторон горизонт.

1)1,2,5,6,7,9,10,11,12 2)1,2,3,4,5,6,7,8,11,12 3)2,5,6,7,11,12 4)2,3,4,5,6,7,8,11,12

1)б..чонок, п..ртьера, расст..лить

2)зач..рованный, фл..минго, зад..ржать

3)доист..рический, см..ртельный, тр..вога

4)скл..нение, зам..реть, бл..стящий

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?

1)соприк..сновение, притв..ряться, одухотв..ренный

2)возг..рание, прил..жить, р..стительный

3)неук..снительный, р..сточек, прик..саться

4)скл..нение, предпол..жение, оз..ренный

2)отреж.., исполнить туш.., ветер свеж..

3)очень тощ.., брееш..ся, пять дач..

4)навзнич.., компот из груш.., разреж..те

1)пр..стиж, пр..хожая

2)бе..донный, ра..цвет

3)с..ежиться, раз..ехаться

4)по..скать, об..ск

1)ш..ры, пш..нный

2)нач..с, бесш..вный

3)ж..кей, волч..нок

4)неч..тный, сожж..нный

9.В каком ряду во всех словах пишется буква Д?

1)объез..чик, грандиоз..ный

2)фель..шер, звез..ный

3)уз..ник, сво..чатый

4)по..черк,сер..цебиение

А. Вспомн..те ваши любимые стихи.

Б.Когда вытр..те руки, садитесь за стол.

В.Удача завис..т от многого.

Г.Больному станов..тся хуже.

1)с ревущ..м звер..м

2)о щемящ..й жалост..

3)к хорош..й повест..

4)к спящ..й красавиц..

12. В каком варианте пишется буква И?

1) отеч..ство 2)желт..зна 3)торж..ство 4)монаш..ство

обид..лся муч..вшийся зала..ть подерж..нный

А)успока..вающее Б)отрасл..вой В)корч..вать Г)запасл..вый

14.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) шипы кол..тся, стел..щийся кустарник

2) игрок выбеж..т, прикрепля..мый

3) увид..л, накач..нный мяч

4)отмет..вший, намеч..нный

1)Совершенно (не)грамотный староста.

2)(Не)гражданский долг, а личный интерес волнует героя.

3)Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды.

4)Прослыть (не)вежею позорно.

1)(воздухо)очиститель,(пол)Азии

2)как(бы), (тоска)кручина

3)(воздушно)водный, (дом)музей

4)вряд(ли), (трубо)прокатный

А сезо…ая работа, задача реше…а

Б.реше…ая задача, полуде…ая жара

В.действе…ый метод, кипяче..я вода

Г.да…е условие, пенсио…ый возраст

1)АБ 2)БГ 3)БВГ АБГ

18.Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном предложении.

Люди молчали (1)но(2) у всех (3)несмотря на разницу(4) в выражении лиц(5) в глубине души(6) было одно и то же напряженное ожидание чего-то страшного.

1) 1,2,3,4 2)1,3,4,5 3)1,3,5 4)1,3,5,6

19.В каком предложении с однородными членами не надо ставить знаки препинания?

1)Ровное сверкающее под солнцем поле перерезает овраг.

2)Возле спальни была большая круглая зала с колоннами.

3)И солнце и быстрая река все было прелестно в это утро.

4)Мал язык да всем телом владеет

20.В каком предложении нужно поставить три запятые?

1)Сухие сучья деревьев брошенные в огонь затрещали и задымились приподнимая обожженные концы.

2)Не закрывая солнце плавно неслись по ясному небу облака постепенно исчезающие в синеве.

3)Облокотясь на подоконник Ольга сидела у окна занавешенного легкими занавесками.

4)Занимая меньше квадратного метра земной поверхности каждое среднее дерево является удивительной химической фабрикой созданной природой.

ВАРИАНТ 2

1.Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Небо темнеет(1) тяжелое(2) и (3)неприветливое(4) оно все ниже нависает над землей.

1)1 2)1,4 3)2,3,4 4)1,3,4

1)ана’лог 2)изобрете’ние 3)дремота’ 4)экспе’ртный

3. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Чтобы вполне насладиться этой картиной(1) я вышел в поле(2) и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока(3) будто(4) небеса разверзлись(5) рассыпались снежным пухом(6) и наполнили весь воздух движением (7)и поразительной тишиной.

1)1,2,5,6,7 2)2,5 3)2,3,4,5,6 4)1,2,3,5

1)неподходящ..м имен..м

2)в соответствующ..м мест..

3)в домашн..м задани..

4)о выдающ..йся личност..

1)к..нонада, п..лисадник

2)упл..тнение под кожей, прил..скать ребенка

3)прим..рять врагов, пос..деть от горя

4)соб..рать, раст..реть

6.В каком ряду на месте пропуска пишется буква Ь?

1)порт..ера

2)суб..ект

3)десять дач..

4)невтерпеж..

7.В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1непр..одолимый

2)пр..влекательный

3)пр..вязать

4)пр..шить

8)Найдите слово с ошибкой?

1)трущоба

2)тушенка

3)узколицый

4)цынковый

1)шмели..ый, глуби..ый

2)комиссио..ый,заостре..ый

3)гости..ца,таможе..ик

4)атрофирова..ый,битва оконче..а

10.Где на месте пропуска пишется И?

1) Вы сильны и не прибегн..те к помощи.

2) Как вы опиш..те эту историю?

3)Варька кол..т лучину и весело поет.

4)Золотые руки на серебро не куп..шь.

1)непр..одолимый, пр..влекательный

2)и..гиб, ра..бросать

3)з..йти, нед..едание

4)под..тожить, по..ск

1) выкач..нный(воздух) 2)накле..в 3)взлеле..ть 4)застрел..нный

клубоч..к задир..стый обрыв..стый бел..чий

13.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А)бо..вой Б)юрод..вый В)доч..нька Г)подруж..нька

14.В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

1)зерно мел..тся, колебл..мый ветром

2)возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый

3)кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка

4)малыш плач..т, невид..мый объект

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Умей жить и тогда,когда жизнь становится (не)выносимой.

2)Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку.

3)Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищенное от ветра море кипело и металось во мраке.

4)Где-то среди звезд затерялось маленькое, (не)яркое созвездие Стожары.

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)там(же), оттого(то)

2)все(ли), (по)немногу

3)(юго)запад, где(либо)

4)вряд(ли), (бело)ствольный

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется НН?

А.надень немедле..о

Б.некраше..ые стены

В.распуще..ые волосы

Г.мгнове..ие

1)АБ 2)БГ 3)БВГ 4)АВ

18.Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

И(1) хотя(2) давно все было приготовлено для приема раненых(3) он привычным взором окидывал свое владение: шкафы со стеклянными полками (4)большие и малые банки с разными лекарствами и растворами(5) коробки со стерилизованным (6)перевязочным материалом.

1)1,2,3,4,5 2)3,4,5 3)1,3,4,5 4,1,3,4,5,6

Под солнцем(1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3)похожие на жёлтые розы.

1)1,3 2)2 3)3 4)1,2,3

1)Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

3)В звукописи и аллитерации ассонансы и звуковые повторы.

4)Однолетние и двулетние растения цветут и плодоносят один раз.

ВАРИАНТ 3

1.Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Месяц(1) чистый(2) и острый(3) стоял над головой(4) и я(5) изумленный(6) задумался.

1)4 2)3,4 3)1,3,4,5,6 4)1,3,4

2.Ударение поставлено неверно в слове?

1)пОнявший 2)непрАвы 3)обеспЕчение 4)алкогОль

3. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Ей попробовали рассказать (1)что говорил доктор(2)но оказалось(3) что(4) хотя(5) доктор и говорил очень складно(6) никак нельзя было точно передать того(7) что он сказал.

1)1,2,4,5,6,7 2)2,3,6,7 3)1,2,3,4,5,6,7 4)1,2,3,5,6,7

4.В каком ряду все слова пишутся с буквой Е?

1)со скучающ..м выражени..м

2)о незамужн..й женщин..

3)о неподходящ..й вещ..

4)доволен хорош..м музе..м

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)вин..грет,песс..мизм

2)д..ректива,ф..лигрань

3)к..снуться, изл..гать

4)тв..рить, з..дача

6.В каком ряду на месте пропуска не пишется буква Ь?

3)об..ехать

4)много груш..

7.В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1)пр.ложение, пр..ладить

2)б..ссловесный, на..высший

3)с..язвить, обез..яна

4)и..чезнуть, во..звание

8)Найдите слово пропущенной буквой Е?

1)разве..ть

2)засе..ли

3)увид..нный

4)замет..в

9.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1)нефтя..к, пле..ик

2)карда..ый вал, трёпа..ый

3)дискуссио..ый, декольтирова..ый

4)овощи сваре..ы, неваре..ый горох

10.Где на месте пропуска пишется Ю?

1)се..щий,они бор..тся

2)испыту..щий, они стро..тся

3)ду..щий ветер, они очут..тся

4)дорогосто..щий, они пропол..т

11.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)задр..жать, т..инственный

2)увл..кающийся, ориг..нальный

3)по..сказать, о..дать

4)бл..говоление, созд..вать

12. В каких словах пишется буква Е?

1) незатейл..вый 2)действит..льно 3)подкле..вать 4)разве.ть

неулыбч..вый колебл..мый подмарг..вать сирен..вый

13.В каком слове пишется буква О?

1)парч..вый 2)сгущ..нка 3)печ..нка 4)размеж..вываться

14 В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)возглавля..мый, (он)езд..т, выгор..л

2)испыту..мый, (он)посе..т, завис..л

3)постро..нный, (он)потерп..т, выпрям..лся.

4)взвеш..нный,(он)выскаж..т, посе..л

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Старая барская усадьба стояла на (не)высокой, но заметной горушке.

2)Вам (не)зачем здесь оставаться.

3)Вдалеке слышится гром, (не)раскатывающийся,а глухо рокочущий.

4)Во всем доме (не)крашеные полы были чисто вымыты.

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)кто(либо), всё(же)

2)(пол)лица,(по)тверже

3)(русско)японский, (по)норвежски

4)(мало)грамотный, вряд(ли)

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется НН?

А.жаре..ый гусь

Б.нечая..ая встреча

В.безукоризне..ый тон

Г.кале..ое железо

1)АБ 2)БГ 3)БВ 4)АВ

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хвостов(1) дошаркав до лошади(2) косившей на него огненным глазом(3) останавливался(4) так что(5) казалось(6) что он падает(7) поднимал костыль(8) и в десятый раз спрашивал глухим(9) ничего не выражающим голосом.

1)1,2,3,4,5,6,7,8 2)1,2,3,4,6,7,9 3)1,2,3,4,5,6,7,9 4)1,2,3,4,6,7,8,9

19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма(2) открыли многообразие и неповторимость (3)их окружающего(4) мира.

1)2,3,4 2)1,3 3)2,3 4)1,2

20.В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1)Русское национальное зодчество отличается как ярким своеобразием так и глубокой художественной выразительностью.

2)В самые грустные и трудные минуты жизни я вспоминал пушкинские строки.

3)Самостоятельно составьте задания по лексике и морфологии и предложите их выполнить своим товарищам.

4)Человек может стать и хозяином и защитником и умным преобразователем природы.

ВАРИАНТ 4

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не переставая(1) лил дождь(2) косой и мелкий(3) и небо темнело(4) тяжелое и неприветливое(5) и все ниже нависало над землей.

1)1,3 2)3,5 3)1,2,3,4,5 4)2,3,4,5

2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)катАлог 2)щавЕль 3)докУмент 4)отогнАла

3. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солнце взошло(1) и(2) хотя на небе не было ни единого облачка(3) но цвет его был странный(4) и белесоватый в зените(5) и серый(6) ближе к горизонту.

1)1,2,3,4,5 2)1,3,4,5,6 3)1,3 4)1,3,5

4.В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1)созд..вать расст..лить

2)зам..лчать, зад..ржать

3)тв..рить, тр..вога

4)з.ря, бл..стящий

5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная корня?

1)л..кционный, зам..лчать

2)пров..нциальный,фрагм..нтарный

3)неук..снительно, сер..ал

4)д..кумент, предпол..гать

6.В каком ряду на месте пропуска пишется буква Ь?

1)душ, вещ..

2)реч.., ветер свеж..

3) брееш..ся, много училищ..

4)испеч.., съеш..

7.В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1)пр.чудливый, пр..оритет

2)сверх..дейный,пред..дущий

3)бе..божник, и..ходящий

4)д..як, с..ездил

8)В каком ряду пишется буква Ё?

1)ч..ткий,огорч..нный

2)друж..к, шапч..нка

3)ж..сткий, мож..р

4)неч..тный, крыж..вник

9.В каком ряду во всех словах пишется буква Я?

1)они отправ..тся

2)травы стел..тся

3)флаги ре..т

4)поля засе..т

10.Отметьте вариант, где на месте пропуска пишется И?

А. Ты н.. выучил сегодня уроки?

Б.Поднялся н.. свет н.. заря.

ВН.. нужны мне ваши советы.

Г.Н.. рад даже встрече.

1)АБ 2)БВ 3)Б 4)Г

11.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1)с ревущ..м звер..м

2)о щемящ..й жалост..

3)к хорош..й повест..

4)к спящ..й красавиц..

12. В каких словах пишется буква И?

1) услужл..вый 2)во..вать 3)завистл..вый 4)зачервив..ть

выверт..лся застро..ть муч..вшийся неча..нный

13. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

1)се..щий пшеницу, (они) бор..тся

2)испыту..щий взгляд, (они) стро..тся

3)дорогосто..щий, (они) пропол..т

4)дую..щий ветер,(они) очут..тся

14.В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Где бы дочь (1)была, отец всегда был если н(2) рядом, то где-то очень близко. И поэтому теперь она н(3) могла (4) предать его, н(5) обмануть, н(6) покинуть его.

1)1 2)1,3,4,5,6 3)1,4,5,6 4)4,5,6

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Совершенно (не)опытный врач.

2)(Не)глубокая, но рыбная речонка.

3)Звезды (не)ярко отражались в реке.

4)Далеко (не)совершенный этюд.

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)северо(кавказский)

2)(полу)круг

3)изучать (био)токи

4)вряд(ли)

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска

пишется Н?

А неноше..ый пиджак

Б.изда..ая книга

В.скруче..ая нить

Г.созда..ый шедевр

1)АБ 2)БГ 3)ВГ 4)А

18 .В каком варианте указаны все знаки препинания?

Он поглядывал на(1) стоявшего поодаль священника(2) словно(3) любуясь его одеянием(4) переливающимся золотом(5) и малиновыми оттенками(6)его огненно-рыжей бородой(7) окаймлявшей рыхлое и бледное лицо.

1)1,2,3,4,6,7 2)1,2,3,4,5,6,7 3)2,4,6,7 4)2,4,5,7

19.В каком варианте указаны все знаки препинания?

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей неповторимый поэтический мир (2) и свято верившей (4)в свою музу.

1)1 2)2 3)3,4 4)1,2,3,4

20.В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1)Судьбу Пушкина можно назвать и отдельной судьбой и судьбой народной.

2)Звук то приближался и нарастал то слышался глуше то уходил куда-то за горизонт.

3)Я люблю эти темные ночи эти звезды и клёны и пруд.

4)Дождь то принимался гудеть широко и ровно во дворе и в саду и в переулке.

КЛЮЧИ

№ задания

1 вариант

1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:

  • ельник;
  • ледяной;
  • примелькаться;
  • йога.

2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:

  • морячка;
  • исполняют;
  • ядреный;
  • кровля.

3. Найти слово, в котором произносится [С]:

  • изморось;
  • изморозь;
  • синий.

4. Какое слово соответствует схеме

  • приехать;
  • приглянулась;
  • прибрежный;
  • млекопитающее.
  • адаптация – приспособление к чему-либо;
  • паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
  • абориген – долгожитель;
  • железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.

6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.

Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.

  • компания;
  • кампания.

7. Какие слова являются архаизмами:

  • тать;
  • талисман;
  • ланиты;
  • трубопровод.

8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:

  • числительное;
  • существительное;
  • глагол;
  • местоимение.

10. Выпишите слово мужского рода:

  • каре;
  • кофе;
  • пальто;
  • тетрадь.

11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:

  • трактор;
  • гром;
  • шофер;
  • корт (теннисный).

12. Буква -И- пишется в словах

  • пал__садник;
  • угн__тение;
  • расст__лать;
  • ц__клоп.

13. Буква -А- пишется в словах

  • заг__рать;
  • м__кать хлеб в сметану;
  • нак__лить;
  • г__рнитур.

14. Буква -О- пишется в словах

  • др__жать;
  • раздр__жение;
  • пок__яние;
  • притв__ряться;

15. Буква -О- пишется в словах

  • беч__вка;
  • расч__т;
  • пуч__к;
  • ож__г лица.

16. Согласная буква пропущена в словах

  • искус__ный;
  • лес__ница;
  • рес__ница;
  • сума__шедший.

17. Буква -ЖЖ- пишется в словах

  • мож__евельник;
  • ви__жать;
  • брю__жать;
  • выж__енный.

18. Буква -Е- пишется в словах

  • нищ__та;
  • доверч__вый;
  • пр__дать друга;
  • пр__близиться к дому.

19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):

  • стел__т постель;
  • слыш__т звук;
  • деревья в ине__;
  • об открыти__ выставки.

20. -НН- пишется во всех словах ряда:

  • стекля__ная дверь; ветре__ный день;
  • ваго__ное депо; обветре__ные руки;
  • комари__ный укус; имени__ник;
  • асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.

21. -Ъ- пишется в словах

  • с__есть;
  • трех__язычный;
  • с__уметь;
  • в__юн.

22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:

  • бе__брежный;
  • и__жарить;
  • и__подтишка;
  • чере__чур.

23. Через дефис пишутся слова

  • пол(Думы);
  • то(же) самое;
  • говорить (по) японски;
  • (историко) литературный журнал.

24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  • (не) годующий взгляд, (не) ряха;
  • (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
  • (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
  • (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

25. Частица НИ пишется

  • Как бы там н_ было;
  • Н_ раз бывал я в этом музее;
  • Н_ надо приходить;
  • Н_ там, н_ здесь его не было.

26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:

  • (В) следстви__ были допущены ошибки;
  • (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
  • (В) течени__ болезни не было изменений;
  • Нарисовать открытку (в) виде бабочки.

27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно

  • Отец (так) же учился в институте;
  • Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
  • Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
  • Что (бы) такое придумать интересное?
  • Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
  • Глаза ___ как изумруд;
  • Бедность ___не порок;
  • Пятью пять ___ двадцать пять.

29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:

  • Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
  • Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
  • От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку

30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях

  • А он мятежный ищет бури;
  • Море шумело сожженное лунным светом;
  • Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.

31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях

  • Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
  • Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
  • Я видел вас ___ холмы и нивы!
  • Я видел ___ холмы и нивы.

32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях

  • Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
  • Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
  • Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
  • Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
  • В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.

33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях

  • Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
  • Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
  • Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
  • В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.

34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях

  • Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
  • Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
  • Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
  • Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.

35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях

  • Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
  • “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
  • Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
  • “Мой дед землю пахал!” - с гордостью ответил Базаров.

36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.

37. Определите стиль приведенного ниже текста:

Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
- Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
- А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
- Подтянем?
- Ещё как!
- Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.

  • запломбИровать;
  • мизЕрный;
  • шАсси;
  • свЁкла.

39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  • тронуться с ума;
  • наголову победил врага;
  • за мной долгу пять рублей;
  • скучает по вам.

40. Речевые ошибки допущены в речи:

  • Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
  • Беспорядочный хаос воцарился в доме.
  • Я требую элементарной справедливости.
  • Он простил долги своему кредитору.

Ключ:

№ зад 1 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
3 3 3 2 23 2 13 этим 2 2 трактора 134 234 14 34 24 14
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
13 24 24 12 34 134 3 14 134 234 14 12 12 23 25 12 13
35 36 37 38 39 40
23 синтаксич. раз 13 124 124

2 вариант

1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:

  • литр;
  • вьюга;
  • сельдь;
  • трансляция.

2. В каком слове буква Ю дает два звука:

  • люстра;
  • попью;
  • землю;
  • парашют.

3. В каком слове произносится [Ж]:

  • намажьте;
  • ближе;
  • резче.

4. Каким способом образовано слово “перебирая”:

  • приставочным;
  • суффиксальным;
  • приставочно-суффиксальным;
  • сложением слов.

5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:

  • блокнот – записная книжка;
  • изморозь – очень мелкий дождь;
  • старожил – человек, который охраняет что-нибудь;
  • банальный – лишенный оригинальности.

6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:

Тот, кому адресовано письмо - _______________.

  • адресат;
  • адресант.

7. Найдите диалектизмы:

  • бурак;
  • пимы;
  • рига.

8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:

  • существительное;
  • глагол;
  • прилагательное;
  • наречие.

10. Выпишите слово среднего рода:

  • тюль;
  • кафе;
  • кенгуру;
  • дядя.

11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:

  • чернила;
  • штаны;
  • шахматы;
  • брёвна.

12. Буква -И- пишется в словах:

  • нар__дить куклу;
  • приб__раться;
  • ц__ганский;
  • д__рижировать.

13. Буква -А- пишется в словах:

  • прик__снуться;
  • ум__лять о пощаде;
  • ст__рательно;
  • предв__рительный.

14. Буква -О- пишется в словах:

  • к__пошиться;
  • п__рхать;
  • нагр__мождение;
  • нар___стание.

15. Буква -О- пишется в словах:

  • галч__нок;
  • кумач__вый;
  • расч__ска;
  • ш__пот.

16. Согласная буква пропущена в словах:

  • под уз__цы;
  • гум__анизм;
  • ма__штаб;
  • гигин__ский.

17. -СС- пишется в словах:

  • поэте__са;
  • ас__истент;
  • дес__ант;
  • рес__урсы.

18. Буква -Е- пишется в словах:

  • остекл__невший;
  • пр__нципиальный;
  • пр__тязания;
  • виш__нка.

19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):

  • ка__тся;
  • по идее__;
  • ненавид__т;
  • в композици__.

20. -Н- пишется во всех словах ряда:

  • грубо кова__ный, тетради провере__ны;
  • погаше__ный свет, ржа__ная мука;
  • плете__ное кресло, спица слома__на;
  • море взволнова__но, непроше__ный гость.

21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:

  • (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
  • (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
  • (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
  • (не) жарко, (не) где разложить.

22. Через дефис пишутся:

  • (по) первому зову;
  • (пол) Петербурга;
  • (по) турецки;
  • (водо) непроницаемый.

23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:

Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.

24. -Ь- пишется в словах:

  • пять задач__;
  • лен__тяй;
  • бреш__;
  • в__юнок.

25. Буква -С- пишется на конце:

  • бес__честный;
  • __добная булка;
  • и__далека;
  • не__держанный.

26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:

  • Не приехать (в) виду болезни.
  • Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
  • Договориться (на) счет похода.
  • Перечислить деньги (на) счет организации.

27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:

  • Спрячься за (то) дерево, - сказал мне брат.
  • Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
  • Все было так (же), как всегда.

28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

  • Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
  • Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
  • Пруд __ как зеркало.
  • Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.

29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:

  • Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.
  • Он был невысок ростом __ да жилист.
  • Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
  • Туман окутал как долину __ так и подножье горы.

30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:

  • Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
  • Ведущая в город улица была свободной.
  • Дождь лил как из ведра.
  • Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.

31. Запятая на месте пропусков ставится:

  • Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
  • Удостоверение действительно до конца года.
  • Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
  • Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.

32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:

  • В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
  • Душно стало в сакле __ и я вышел.
  • Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.
  • В воздухе душно __ и пахнет травами.

33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:

  • Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
  • Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
  • Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.
  • Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.

34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:

  • Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
  • Скажешь слово – добавят десять.
  • Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
  • В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.

35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:

  • “Нет, это мой след”, - просто ответил старик.
  • Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
  • Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
  • “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”

36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.

  • Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.
  • Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.

38. Ударение неправильно поставлено в словах:

  • аристократИя;
  • катАлог;
  • столЯр;
  • договОр.

39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

  • Я вас насквозь вижу;
  • Приехал с дальнего рейса;
  • Приношу свою признательность;
  • Все ресурсы исчерпаны.

40. Речевые ошибки допущены в предложениях:

  • Не с чего было беспокоиться.
  • В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.
  • В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.
  • Не больно – то он старается!

Ключ:

№ заданий 2 вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
4 2 3 2 23 1 134 орф 2 2 13 24 34 123 12 134
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
12 14 12 34 24 23 2456 34 124 13 134 24 234 14 13 12
33 34 35 36 37 38 39 40
13 13 234 слово обр публ 12 23 13

Повторение.

Фонетика, орфография.

Тест

1 вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка? А) морфология, Б) орфография, В) графика, Г) фонетика, Д) словообразование. 2. Что такое транскрипция? А) перевод слова на русский язык, Б) орфографическое письмо, В) форма передачи звучащей речи графическими средствами, Г) разбор слова по составу, Д) морфемный анализ слова. 3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции? А) ы, я, ю. Б) а,о,у, В) ч, ж, х, Г) ц, ф, э, Д) я, ю, е, ё. 4. На какие группы делятся все звуки? А) прописные и строчные; Б) ударные и безударные, В) звонкие и глухие, Г) мягкие и твердые, Д) гласные и согласные. 5. На какие группы делятся согласные звуки? А) звонкие/глухие, твердые/мягкие, В) ударные и безударные, Д) прописные и строчные. 6. На какие группы делятся гласные звуки? А) прописные и строчные, Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые, В) звонкие/глухие, твердые/мягкие, Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие, Д) ударные и безударные. 7. Что такое словесное ударение? А) выделение одного слога в слове, Б) минимальная звуковая единица, В) акустические свойства звука, Г) выделение одного слова в предложении, Д) максимальная звуковая единица. 8. Что изучает орфоэпия? А) словарный состав языка, Б) звуковую сторону языка, В) звуки и буквы, Г) способы образования слов, Д) части речи и их формы. 9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька : А) ["йаблан"ка], Б) [яблон"ка], В) ["йаблон"ка], Г) ["йаблонка], Д) ["йаблонька]. 10. Укажите верный вариант переноса слова: А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить, Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка, В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство, Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба, Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить. 11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова: А) башмак, человек, корабль, Б) неспроста, ослепительный, создавать, В) ворона, воробей, сорока, Г) руководить, капуста, знобит, Д) безразлично, лошадка, полотно. 12. Подумайте, какой вариант здесь лишний: А) загар, изложение, заря, Б) росток, постелить, обжигать, В) рядовой, рассказать, приласкать, Г) плавать, собирать, равнина, Д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень», Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-, В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень», Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо, Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-. 14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова? А) мощь, Б) моль, В) возьми, Г) колье, Д) пьеса. 15. Выберите верный вариант написания слов: А) конечный результат, папин плащ, настежь, Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь, В) замуж, портьера, пустош, Г) невтерпежь, испечь, хорош, Д) среди тучь, почки, сможешь 16. В каких словах есть Ъ? А) п..еса, об..ект, с..узить, Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный, В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить, Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный, Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться. 17. Укажите вариант с О после шипящих: А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь, Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н, 18. Выделите вариант с непроизносимой согласной: А) словес..ный, безопас..ный, Б) вкус..ный, прекрас..ный, В) горес..ный, радос..ный, Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный, Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть. 19. Выберите строку с приставкой без- : А) бе..граничный, бе..заветный, Б) бе..крайний, бе..цельный, В) бе..конечный, бе..толковый, Г) бе..правный, бе..совестный, Д) бе..словесный, бе..шумный. 20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге: А) центнер, Б) копировать, В) начал, Г) газопровод, Д) камбала.

2 вариант

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный А) [ т ] Б) [ к ] В) [ х ] Г) [ с ] Д) [ ф ] 2. В разделе «Фонетика» изучается: А) правописание слов Б) постановка знаков препинания В) словарный состав языка Г) состав слова Д) звуки речи 3. В каком слове звуков больше, чем букв? А) яблоки Б) пень В) день Г) соловьи Д) скворцы 4. Раздел «Орфоэпия» изучает: А) состав слова Б) звуки речи В) правописание слов Г) словосочетание Д) произношение слов 5. В каком слове буква Ё обозначает один звук? А) пьёт Б) ёжик В) ёлка Г) объём Д) полёт 6. Назовите основные средства графики. А) звуки Б) буквы В) слоги Г) ударение Д) произношение 7. Звуком речи является: А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова, Б) специальный вид письма В) совокупность норм речи Г) система ударений Д) фиксация речи 8. Что называется графикой? А) акустические свойства Б) звуки человеческой речи В) классификация звуков Г) способы образования звуков Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи 9 . Найдите вариант только со звонкими согласными: А) р,й,з,г,ж Б) к,г,ж,д,в В) м,ч,ш,щ,л Г) д,т,з,к,ф Д) н,б,ц,в,м 10 . Какая буква обозначает два звука? А) э Б) у В) ю Г) ы Д) и 11. В каком сочетании предлог С произносится звонко? А) с ошибкой Б) с реки В) с крылом Г) с горы Д) с языком 12. Укажите слово, в котором есть звук О: А) отлив Б) огурец В) слепок Г) Москва Д) кровля 13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: А) бетон Б) печаль В) трясина Г) портфель Д) капуста 14 .В каком слове ударение падает на второй слог? А) квартал Б) каталог В) дозвонишься Г) средства Д) некролог 15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков: А) лечить Б) ядерный В) лень Г) стажёр Д) святое 16. Укажите слова, в которых происходит оглушение: А) фуражка, грибков Б) сдача, сбить В) сбегать, сделать Г) сгоряча, сдвинуть Д) сгореть, сгиб 17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком): А) вороб…и Б) п…едестал В) ин…екция Г) бул…он Д) уст…е 18. В каком слове все согласные звуки твёрдые: А) след Б) ртуть В) ножик Г) один Д) сварщик 19. Выделите вариант с непроизносимой согласной: А) словес…ный, безопас…ный Б) вкус…ный, прекрас…ный В) горес…ный, радос…ный Г) искус…ный, ровес…ник Д) чудес…ный, блес…нуть 20. Укажите вариант с О после шипящих: А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н, Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный, В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ.., Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь, Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.
Повторение.

Фонетика, орфография, графика.

Ответы

1 вариант

1

11


2 вариант

1

11


Морфемика. Словообразование.

Тест

1 вариант

1. В каком варианте верно определение : Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т . е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести : А) вымести, Б) подмету, В) подметенный, Г) подметавший, Д) метет. 4. Укажите слово, образованное по модели «∩ ^^ »: А) молчание, Б) сдержанный, В) опасно, Г) городской, Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть .

А) суффиксальный, Б) приставочный, В) перенос ударения Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц, Б) после основ на мягкий согласный и гласные, В) после основ на мягкий согласный, Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц, Д) после основ на шипящий и Ц. 7. Определите, какой вариант схем соответствует словам: слушатель, сверхсекретный, приукрасить. А) ^^ □, ¬∩ ^ □, ¬¬∩ ^ □; Б) ∩ ^ □, ∩∩ ^ □, ¬∩ ^ □; В) ¬∩ ^ □, ^ □, ¬∩ □; Г) ¬∩ ^^ □, ¬∩ □, ¬∩ ^^ ; Д) ¬∩ ^ □, ¬ ¬∩ ^ □, ^^ □. 8. Определите способ образования существительного учительская : А) суффиксальный; Б) переход из одной части речи в другую; В) сложение основ Г) приставочно-суффиксальный, Д) безаффиксный. 9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный : А) суффикс, Б) два суффикса, В) приставка и суффикс, Г) приставка, Д) соединительной гласной Е. 10. Какое слово образовано путём сложения основ: А) настенный, Б) подоконник, В) пешеходный, Г) ВУЗ, Д) кресло-кровать.

2 вариант

1 . Морфема – это…: А) наименьшая значимая часть слова; Б) звук; В) Буква; Г) слово; Д) словосочетание 2.Корень – это…: А) состав слова Б) центральный элемент структуры слова В) основа слова Г) логическое ударение Д) система морфем 3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется: А) фонетикой Б) синтаксисом В) морфологией Г) морфемикой Д) фразеологией 4. Какие слова называются однокоренными? А) Слова с одним лексическим значением Б) слова с переносным значением В) слова с прямым значением Г) слова с одинаковым корнем Д) слова с несколькими лексическими значениями 5. Найдите слово с нулевым окончанием: А) книга Б) умный В) стул Г) вышла Д) сильное 6. Основы бывают: А) непроизводные и производные Б) прямые и косвенные В) глухие и звонкие Г) парные и непарные Д) сильные и слабые 7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый: А) суффиксальный Б) приставочный В) приставочно-суффиксальный Г) переход одной части речи в другую Д) сложение основ 8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую. А) прилагательное Б) причастие В) существительное Г) наречие Д) местоимение 9.По какой модели образовано слово подснежник: А) ∩ ¬  Б) ¬ ∩  В) ∩ ^ Г) ¬ ∩ Д) ¬ ∩ ^  10. Аббревиатурами называются: А) сложносокращённые слова Б) иноязычные слова В) устаревшие слова Г) новые слова Д) заимствованные слова

Морфемика. Словообразование.

Ответы

1 вариант 2 вариант

1

Лексика. Фразеология.

Тест

1. Что изучает лексика? А) историю слова; Б) части речи и их формы; В) правила написания слов; Г) звуковую сторону слова; Д) слова и их значения.

2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

3. Укажите ряд многозначных слов: А) съедобный, утомление; Б) хохот, шезлонг; В) съемка, ручка; Г) компьютер, ландыш; Д) самолет, дискуссия. 4. В каком ряду все слова – синонимы? А) время, период, эпоха, эра; Б) лингвист, историк, литературовед; В) фрукты, овощи, вишня; Г) сосна, тополь, ясень; Д) тарелка, вилка, ложка. 5. Укажите группу слов, которые являются омонимами: А) метель, пурга; Б) письменный стол, обеденный стол; В) капитанская рубка, рубка леса; Г) ручка чемодана, ручка малыша; Д) шить иглой, игла ежа. 6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава» : А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки, Г) не покладая рук, Д) море по колено. 7. Укажите слова, не являющиеся паронимами: А) эффектный, эффективный; Б) представить, предоставить; В) фарш, фарс; Г) командировочные, командированные; Д) подпись, роспись. 8. Определите, в каком варианте профессиональные слова: А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна; В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты. 9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание» ? А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды; Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой. 10. Определите, в каком варианте даны неологизмы: А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица, кафтан; В) курень, полуночник, шелоник; Г) опосля, прислухаться, не серчай; Д) кардиолог, инфаркт, универсам. 11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные: А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра; В) нечто, выкаблучиваться, ступай; Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно; Д) кирпич, свекла, идти. 12 . Определите, в каком варианте даны заимствованные слова: А) место, история, тетрадь; Б) берег, город, молоко; В) аббат, атака, жюри; Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед. 13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм: А) закадычный друг; Б) во веки веков; В) вступить в брак; Г) сдержать слово; Д) втирать очки. 14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом: А) бродяга-ветер; Б) звездная ночь; В) розовая шляпка; Г) серебряное кольцо; Д) старик-мудрец. 15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении? А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти. Б) Желтые листья медленно падали на землю. В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом. Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину. Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок

Лексика. Фразеология.

Ответы


Имя существительное

Тест

    Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам; В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам; Д) по числам и падежам. 2. Назовите разряды имен существительных по значению. А) относительные, притяжательные, качественные; Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; В) неопределенные, отрицательные, возвратные; Г) повелительные, условные, изъявительные; Д) переходные, действительные, страдательные. 3. Назовите существительные мужского рода: А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио; В) шампунь, тюль, какаду, кофе; Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди; Д) семя, стремя, время, знамя. 4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа. А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа; В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки; Д) любовь, брюки, пальцы, воздух. 5. Укажите разносклоняемые имена существительные: А) темя, знамя, время, путь; Б) бюро, пальто, кофе, жюри; В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро; Д) леди, кашне, кино, шоссе.

6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о озвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…

А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е; Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е; В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е; Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.

7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.

А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и; Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и; В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е; Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и; Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.

8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик ?

А) обида, разведать, камень; Б) поднос, автомат, заказ; В) буфет, переводить, резать; Г) переписать, возить, подряд; Д) угон, барабан, кровля. 9. В каком слове перед суффиксом пишется ь ? А) пон..чик; Б) стекол..щик; В) камен..щик; Г) барабан..щик; Д) табун..щик. 10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным? А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки; В) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра; Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

Ответы к тесту

«Имя существительное».

Орфограммы в существительных

Тест

1 вариант

1. Укажите вариант с –о- после шипящих и ц: А) бельч..нок; Б) ш..лк; В) туш..нка; Г) танц..м. А) опас..ный; Б) ровес..ник; В) крес..ник; Г) рес..ницы. 3. Укажите существительные, в суффиксах которых пишется ч: А) чекан..ик; Б) набор..ик; В) косиль..ик; Г) объезд..ик. 4. А) ореш..к; Б) поясоч..к; В) кирпич..к; Г) пенеч..к. 5. А) кож..ца; Б) метел..ца; В) пальт..цо; Г) кресл..це. 6. Укажите существительные, в суффиксах которых пишется и: А) сем..чко; Б) пугов..чка; В) тро..чка; Г) Ра..чка. 7. Укажите существительные с суффиксом –ушк-: А) стекл..шко; Б) дон..шко; В) бесед..шка; Г) горл..шко. 8. А) носищ..; Б) силищ..; В) басищ..; Г) носишк… 9. А) о нашей арми..; Б) в консерватори..; В) в сомнень..; Г) к Юли… не пишется раздельно: А) (не)былица; Б) (не)настье; В) (не)домогание; Г) (не)друг, а враг.

2 вариант

1. Укажите вариант с –е- после шипящих и ц: А) свеч..й; Б) крыж..вник; В) ш..фер; Г) ш..пот. 2. Укажите вариант с пропущенной согласной в корне: А) чудес..ный; Б) чес..ный; В) прекрас..ный; Г) вкус..ный. 3. Укажите существительные, в суффиксах которых пишется щ: А) смаз..ик; Б) подпис..ик; В) копиров..ик; Г) рез..ик. 4. Укажите существительные, в суффиксах которых пишется е: А) зайч..к; Б) куст..к; В) шалаш..к; Г) горош..к. 5. Укажите существительные, в суффиксах которых пишется и: А) брат..ц; Б) мороз..ц; В) плать..це; Г) ружь..цо. 6. Укажите существительные, в суффиксах которых пишется е: А) лестн..чка; Б) окош..чко; В) трещ..нка; Г) смород..нка. 7. Укажите существительные с суффиксом –ышк-: А) земел..шка; Б) завод..шка; В) пер..шко; Г) здоровь..шко. 8. Укажите существительные с окончанием –а-: А) холодищ..; Б) парнищ..; В) ружьищ..; Г) скучищ… 9. Укажите существительные с окончанием –е-: А) к Наталь..; Б) в волнени..; В) на лекци..; Г) в санатори… 10.Укажите существительные, в которых не пишется раздельно: А) (не)приятель; Б) (не)правда, а ложь. В) (не)приятности; Г) (не)нависть.

Орфограммы в существительных

Ответы


Имя прилагательное

Тест

1 вариант

1. Как изменяются имена прилагательные? А) по родам, падежам, числам; Б) по родам, падежам, числам и лицам; В) по лицам, временам, числам; Г) по лицам и числам; Д) по лицам, числам и родам.

2. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.

А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;

Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;

В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;

Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;

Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.

3. Какое прилагательное не имеет краткой формы? А) плохой; Б) хороший; В) снежный; Г) маленький; Д) дорогой. 4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения? А) снежный; Б) хороший; В) плохой; Г) маленький; Д) дорогой. 5. Выберите вариант без ь на конце: А) спряч.., картеч.., проч..; Б) печ.., мыш.., рож..; В) знаеш.., поеш..те, сходиш..; Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..; Д) хорош.., могуч.., свеж…

6. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.

А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-; Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-; Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-; Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-. 7. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного: А) самый интересный; Б) острее; В) наивысший; Г) жарче; Д) наиболее верный. 8. Определите, в каком варианте не пишется раздельно: А) купили машину совсем (не)дорогую; Б) (не)ожиданное известие; В) (не)умолчны звуки весенней капели; Г) далеко (не)удачный ответ; Д) дороги сделались (не)проезжими. 9. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск- : А) низ..ий домик. Б) близ..ое знакомство; В) немец..ий город; Г) дерз..ая эпиграмма; Д) француз..ий язык; 10. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно: А) (пепельно)русый оттенок; Б) (притворно)скромный взгляд; В) (прекрасно)душное настроение; Г) (юго)восточный регион; Д) (культурно)историческое наследие.

2 вариант

1.На какие разряды делятся имена прилагательные? А) вопросительные, относительные, повествовательные; Б) возвратные, отрицательные, личные; В) одушевлённые, неодушевлённые; Г) определительные, собирательные, количественные; Д) качественные, относительные, притяжательные; 2.Качественными называются прилагательные: А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени; Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету; В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному; Г) обозначающие действие предмета; Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию. 3.Укажите относительные прилагательные: А) грубый, высокий; Б) городской, детский; В) удобный, белый; Г) красный, глупый; Д) заячий, медвежий. 4.Укажите притяжательные прилагательные: А) грустный, очередной Б) медный, стеклянный В) последний, полный Г) дедов, кошачий Д) изумрудный, новый 5. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным? А) вовсе (не) строгий Б) (не) вежлив, а груб В) далеко (не) удачный ответ Г) ничуть (не) интересный Д) совсем (не) интересная книга 6.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе: А) камыш…вый Б) песц…вый В) плюш…вый Г) свинц…вый Д) еж…вый 7.Укажите прилагательные с –НН-: А) кожа…ый, глиня…ый Б) це…ый, оловя…ый В) нефтя…ой, сви…ой Г) песча…ый, льня…ой Д) пчели…ый, льви…ый 8. Укажите прилагательное с суффиксом –к-: А) январ…ий Б) француз…ий В) немец…ий Г) сибир…ий Д) гигант…ий 9. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно: А) северо(западный) Б) выпукло(вогнутые) В) легко(растворимый) Г) немецко(русский) Д) светло(синий) 10. В каком варианте употреблена простая форма превосходной степени прилагательного? А) Коробочка была очень бережливая хозяйка. Б) Партизаны продвигались в непроглядной тьме. В) Гостиную Собакевича украшали представительнейшие люди. Г) Женщина осторожно переступила порог. Д) История стала ещё интереснее.

Имя прилагательное

Ответы

1 вариант 2 вариант

1



Имя числительное

Тест

1. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй :

А) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое; Б) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное; В) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное; Г) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое; Д) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное. 2. С какими словами употребляются собирательные числительные? А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток; Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы; В) баран, школа, яблоки, деревья; Г) училище, лодка, гвоздь, кошка; Д) учитель, арбуз, сумка, забор.

3. Какими частями речи являются слова: удвоить, второй, вдвое, двойка, дважды, двойной, двумя, по двое ?

А) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие; Б) числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие, глагол; В) наречие, глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное; Г) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, числительное, числительное, наречие; Д) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, числительное. 4. Где пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600 ? А) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот; Б) одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот; В) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот; Г) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестсот; Д) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот. 5. Как склоняется числительное 90? А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах; Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста; В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте; Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста; Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста. 6. Как склоняется числительное 50?

А) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;

Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;

В) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти;

Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;

Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятях.

7. Как склоняются числительные 100 и 40?

А) сто, сорок; ста, сорока; сту, сорока; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока;

Б) сто, сорок; ста, сорока; стам, сорокам; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока;

В) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока; стами, сороками; ста, сорока;

Г) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока;

Д) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; стами, сороками; стах, сороках.

8. Как склоняется числительное 645? А) числительное не склоняется; Б) склоняется только последнее слово; В) склоняются все части числительного; Г) склоняется только первое слово; Д) склоняются две последние части. 9. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже? А) семьсот шестьдесят восьмому; Б) семьюстами шестьюдесятью восемью; В) семьсот шестьюдесятью восьмым; Г) семьсот шестьдесят восьмым; Д) семьсот шестьдесят восьмых. 10. Как склоняются простое порядковое числительное? А) как дробное числительное; Б) как собирательное числительное; В) как имя существительное 3 склонения; Г) как местоимение; Д) как имя прилагательное.

Местоимение

Тест

1. Определите разряды местоимений: тобой, у себя, чей-то, ни с кем, нашего, того, каждый, скольких.

А) личное, возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное;

Б) возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное;

В) неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное, возвратное;

Г) личное, возвратное, неопределенное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, отрицательное;

Д) личное, возвратное, неопределенное, отрицательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, притяжательное.

2. Какие местоимения не изменяются по падежам? А) весь, таков, Б) себя, сколько; В) никто, ничто; Г) кто-либо, ваш; Д) некто, нечто. 3. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? А) каждого, иному; Б) столько, чей-нибудь; В) некому, нечему, себя; Г) их, тобой; Д) нас, что-то. 4. Местоимения какого разряда служат для связи частей СПП? А) притяжательные; Б) неопределенные; В) вопросительно-относительные; Г) определительные; Д) указательные. 5. Какие местоимения относятся к притяжательным? А) всякий, таков, тот, вас; Б) ты, сам, самый, каждый; В) иной, другой, себя, свой; Г) свой, их, его, этот; Д) мой, твой, наш, свой. 6. Какой разряд местоимений включает только одно слово? А) неопределенное; Б) определительное; В) притяжательное; Г) возвратное; Д) отрицательное. 7. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно? А) (ни) чей; Б) (ни) чему; В) (ни) за что; Г) (ни) что; Д) (ни) сколько. 8. Укажите слово с частицей не : А) н..о чем не жалеть; Б) н..за что н..про что; В) н..от кого не ждал; Г) н..кому написать; Д) н..с кем договориться. 9. Определите слово с дефисным написанием: А) кого..же нет; Б) кое..какой товар; В) не было ни..у..кого; Г) пришел ни..с..чем; Д) рассказать кое..про..кого.

10. Определите правильный вариант написания: Это был н…кто иной, как маршал. Он н…от кого н…ждал одобрения. Н…кто другой н…мог это сделать.

А) не кто иной; ни от кого не ждал; никто другой; Б) никто иной; ни от кого не ждал; никто другой; В) не кто иной; ни от кого не ждал; некто другой; Г) не кто иной; не от кого не ждал; не кто другой; Д) никто иной; ни от кого не ждал; не кто другой.

Местоимение

Ответы


1

2. Фонетика. Графика. Орфоэпия

3. Морфология и орфография

4. Синтаксис и пунктуация

На нашем сайте Вы можете найти онлайн тест по русскому языку (10 класс) с ответами по всему пройденному материалу.

Формат задания соответствует экзаменационной работе 2016 года и состоит из блока А и блока В. Первый блок упражнений содержит вопросы с вариантами ответов, среди которых только один правильный. Второй – направлен на практическое применение знаний. Для их выполнения требуется сделать выборку слов в тексте относительно определённого правила. Форма теста схожа с работой для ЕГЭ, таким образом, ребята смогут подготовиться к экзамену, и не будут испытывать дискомфорт при выполнении работы. Итоговая работа содержит задания из ОГЭ за 9 класс для повторения всего изученного материала школьной программы. С помощью наших тестов ученики смогут повторить и закрепить:

– теоретический материал, касающийся всех разделов по русскому языку;

– правила правописания приставок;

– употребление мягкого и твёрдого знака в словах;

– способы словообразования;

– правописание частиц;

– грамматический материал по всем изученным частям речи;

– правописание гласных после шипящих и «ц»;

– употребление двойных согласных в слове и другие правила.

Мы предлагаем несколько вариантов тестовой работы. Это поможет лучше закрепить на практике пройденный материал. Ответы помогут разобраться с заданием и выявить, какой раздел следует ещё раз повторить. Использовать упражнения можно для самостоятельной подготовки к контрольному срезу. В спокойной домашней обстановке легко выявить пробелы в знаниях и повторить подзабытые разделы. На уроке такая работа может проводиться для закрепления изученных тем.

Скачать тест по русскому языку (10 класс) можно на нашем сайте абсолютно бесплатно. Наши подборки заданий помогут хорошо подготовить любого ученика к итоговой работе за 10 класс.